»ерусалимска€

ѕространна€ истори€ »ерусалимской ÷еркви. ѕериод I. „асть 2 (326-451)

/p>

—осто€ние »ерусалимской ÷еркви к началу IV века. ћиссионерство

 о времени восхождени€ на престол ¬изантийской империи  онстантина ¬еликого (324-337), состо€ние христианства в ѕалестине было весьма удручающим. ¬ »ерусалиме христиане были настолько не многочисленны, что без вмешательства императора  онстантина они никогда не смогли бы вернуть захваченный и оскверненный €зычниками —в€той √роб √осподень. ≈динственной областью, где христианство имело реальную силу, была  есари€. ¬ остальной же ѕалестине после зат€нувшихс€ гонений оно стало рассеиватьс€, а местами даже исчезать.

–еальные размеры ÷еркви в ѕалестине на тот период определить трудно, однако известно, что на I ¬селенском —оборе со стороны »ерусалимской ÷еркви присутствовали епископы  есарийский, Ќеапольский, √адарский, јскалонский, Ќикопольский, ямнийский, Ёлевтеропольский, √азский,  апитолийский и Ёлийский. »сход€ из того, что большинство из перечисленных архиереев были епископами греческих городов можно сделать заключение, что к началу четвертого века »ерусалимскую ÷ерковь по большей части составл€ли греки и христиане "из €зычников", а не "из иудеев".

— уверенностью можно сказать, что к началу IV века христиане обитали в »ерусалиме - Ёлие, —евастии - —амарии, Ћидии - ƒиосполе, »оппи, —ароне, ≈ммаусе - Ќикополе, —ихеме - Ќеаполе, —кифополе, Ёлевтерополе, ћаксимианополе, »ерихоне, «авулоне, ямние, јзоте, јскалоне, √азе, √адаре,  апитолие, ¬ифлееме, Ёно, яттире, јниме, ¬ифаваре, —ихаре, ¬атание и ‘ено.

Ќесмотр€ на то, что христианство в ѕалестине не имело много сторонников, оно все же, рассе€вшись по городам и деревн€м, было распространено по всей стране. ≈го центром была  есари€, потому как »ерусалим-Ёли€ в то врем€ €вл€лс€ незначительным селением, больше похожим на деревню, а его епископ подчин€лс€  есарийскому митрополиту. ќднако на собиравшихс€ в ѕалестине —оборах »ерусалимскому епископу предоставл€лась честь возглавл€ть их.

¬ этот период у христианства ѕалестины было два больших, вс€чески пытавшихс€ подавить его ненавистника: иудейство, центром которого €вл€лась “ивериада, и эллинизм, оплотом которого была √аза. Ѕудучи почти полностью уничтоженным за долгое врем€ гонений, с наступлением мира христианство в ѕалестине очень быстро начало подниматьс€ на ноги и вскоре дало свой ответ, обратившись к своим обидчикам с благовествованием ’риста.

ѕрин€вший ’риста иудей »осиф сохранилс€ в истории »ерусалимской ÷еркви как первый палестинский миссионер, проповедовавший среди иудеев. ≈го проповедь была настолько успешна, что в таких городах как “ивериада и ƒиокесари€, насел€емых в основном иуде€ми, где совершенно отсутствовала христианска€ община, были построены храмы.

Ќа проповедь среди эллинов ѕалестины вышел св€той »лларион, последователь основател€ монашества, преподобного јнтони€ ¬еликого. —в€той »лларион был приглашен в √азу некой женщиной, с чего и началась его миссионерска€ де€тельность. »менно он ввел впервые монашеский образ жизни в ѕалестине. ¬скоре св€той »ларион основал и первую обитель, котора€ в последствии €вилась центром его миссионерской де€тельности.

¬озведение храмов на —в€тых ћестах

¬ 326 году по просьбе »ерусалимского епископа св€того ћакари€ I (314-333) —в€той √рад посещает мать  онстантина ¬еликого благочестива€ императрица ≈лена. ÷елью ее приезда был поиск древа „естного  реста √осподн€, а также очищение —в€тых ћест от €зыческих капищ. — этого момента в истории »ерусалимской ÷еркви начинаетс€ нова€ эпоха расцвета и славы.

  326 году большинство из христианских св€тынь были погребены и покоились под толстым слоем земли. ѕрежде всего был откопан холм √олгофа, затем пещера —в€того √роба √осподн€, невдалеке от которой были обретены три креста - честной  рест —пасител€ и кресты расп€тых с Ќим разбойников. „асть обретенного  реста была оставлена в —в€том √ороде, а остальное животвор€щее древо было отправлено императору  онстантину ¬еликому, который, в порыве неудержимой радости, сразу же повелел возводить на —в€тых ћестах величественные храмы, известив об этом соответствующим посланием »ерусалимского епископа ћакари€, а также управител€ той эпархии, своего близкого друга ƒракиллиана.

Ќа месте обретени€ св€тынь очень быстро было возведено три величественных и ни с чем несравнимых по красоте храма. √лавным сооружением €вл€лс€ возведенный на месте —в€того √роба √осподн€ храм ¬оскресени€. ќсобой красотой отличалс€ находивша€с€ внутри храма кувукли€ из белого мрамора, украшенна€ двенадцатью колоннами с серебр€ной капителью.

Ќа вершине √олгофы был возведен обнесенный балюстрадой цикличный храм, посредине которого возвышалс€ крест. ѕосетители —в€тых ћест называли этот храм " рестом", но в истории он сохранилс€ под названием "Ћобный". Ќевдалеке от храма ¬оскресени€, с восточной стороны, возвышалс€ и третий из возведенных св€тым  онстантином храмов - базилика "—видетельства", позже названна€ базиликой "—в€того  онстантина". ’рам был украшен большим количеством обрамленных золотом мраморных колонн.

Ќаблюдавша€ за строительством храмов на местах страдани€ и воскресени€ »исуса ’риста благочестива€ мать богобо€зненного императора одновременно посещала и другие св€тыни ѕалестины, украша€ страну множеством христианских церквей. “ак, помимо трех славных храмов в »ерусалиме, усили€ми императрицы была построена церковь —в€тых јпостолов на месте сионской горницы. «а пределами —в€того √рада, на месте ¬ифлеемской пещеры, был построен храм –ождества ’ристова. ’ристианские храмы были построены и на горе ≈леон, при входе в пещеру, в которой, по древнему преданию, со —воими учениками обычно собиралс€ ’ристос, на месте вознесени€ ’риста, в ¬ифании и других местах.

Ќаравне со св€той ≈леной большим почитанием к —в€тым ћестам отличилась ≈втропи€, супруга ћаксимиана, мать ‘австы и теща  онстантина ¬еликого, добивша€с€ у императора позволени€ разрушить в ’евроне на месте захоронени€ ветхозаветных патриархов €зыческие капища и возвести христианский храм.

“акже были построены церкви в ¬ифлееме, на месте €влени€ благовестовавшего пастухам о рождении —пасител€ јнгела, у источника, где апостолом ‘илиппом был крещен евнух-эфиоп, на горе ‘авор и других св€тых местах ѕалестины.

ѕервые монастыри. Ѕратство —в€того √роба √осподн€

”же в 328 году св€тым »лларионом, учеником преподобного јнтони€ ¬еликого, был основан первый в ѕалестине монастырь. Ќесмотр€ на то, что обитель считалась общежительной, идеал общежительного стро€ в ней еще далеко не воплощалс€. —реди братии отсутствовало пон€тие общей собственности, не было тесной св€зи с игуменом и точного руководства с его стороны.  аждый подвизалс€ по-своему, и лишь иногда брати€ собиралась на устраиваемые св€тым »лларионом общие молитвы.

¬клад св€того »ллариона в развитие ѕравослави€ в ѕалестине был неоценимым. “ак в 334 году пожина€ плоды его апостольского подвига, вс€ »ерусалимска€ ÷ерковь праздновала прин€тие христианства всем кн€жеством ћаюмским.

ѕараллельно со св€тым »лларионом монашество в ѕалестине вводил и его современник, великий подвижник св€той ’аритон, родом из »конии. —пасшийс€ чудесным образом от рук разбойников, ’аритон усердными трудами основывает в ‘аране первую в ѕалестине Ћавру, осв€щенную в 330 году »ерусалимским епископом ћакарием. ∆изнь лаврских насельников заметно отличалась от жизни монахов »лларионова монастыр€. Ќесмотр€ на то, что каждый из лаврских монахов обладал личной келией, они непосредственно подчин€лись своему руководителю-игумену и общим правилам, несли послушание, а в определенные часы вс€ брати€ собиралась в лаврском храме на общую молитву.

∆елавший уединитьс€ и побыть немного в тишине св€той ’аритон, устроив все дела в Ћавре и оставив братии игумена, отправилс€ в »ерихон и уединилс€ на одной из близлежащих гор под названием —арандарий, где сорок дней постилс€ и молилс€ »исус ’ристос. ќднако его покой был недолгим, поскольку вскоре к нему приступило большое количество монахов-отшельников, просивших его пастырского руководства. » вскоре св€тым ’аритоном на горе —арандарий была основана втора€ Ћавра, называема€ ƒукской. ”строив в этой обители монашескую жизнь и оставив игумена, св€той ’аритон покинул и ее и отправилс€ в пустыню, поселившись в пещере близ селени€ ‘екое. ќднако и там его настигли многочисленные подражатели, наслышавшиес€ о св€тости и подвигах св€того старца. “аким образом, на этом месте св€тым ’аритоном была основана треть€ Ћавра, называема€ —укa или —тара€ Ћавра.

«аботами и старани€ми св€того ’аритона в лоно христианской ÷еркви пришло множество новых христиан как из иудеев, так и из €зычников.

—воим примером св€тые подвижники »лларион и ’аритон способствовали тому, что в ѕалестине очень быстро по€вились многочисленные монастыри. ћонашество основалось даже в —в€тоградских храмах. “ак в храме ¬оскресени€ √осподн€ зародилось Ѕратство св€того √роба √осподн€. ¬скоре братство распространилось на другие св€тыни —в€тых ћест и монастыри, став нерушимым оплотом ѕравослави€. ѕоначалу монахи жили в кели€х у ƒавидовой башни и собирались лишь на попул€рные среди них всенощные бдени€. ѕозже ими был основан свой монастырь, который вплотную примыкал к храму ¬оскресени€.

јрианские волнени€. —в€той  ирилл »ерусалимский

«ародивша€с€ в начале IV века в јлександрии арианска€ ересь нашла богатую почву и среди палестинских мыслителей. Ќеобходимо отметить, что одной из главных причин столь быстрого распространени€ арианства в IV веке €вилась сильна€ поддержка со стороны императорской власти. ≈го предстател€ми были близкий родственник Ћицини€ (308-324) митр. ≈всевий Ќикомидийский, а позже митр. ≈всевий  есарийский - друг и сподвижник императора  онстантина ¬еликого (306-337).

—обравшиес€ в »ерусалиме по случаю осв€щени€ на —в€тых ћестах нововозведенных храмов и возглавл€емые митрополитом  есарийским ≈всевием сторонники арианства очень быстро стали добиватьс€ оправдани€ ересиарха јри€.

јриане настолько укрепились в ѕалестине, что им даже удалось созвать р€д соборов, где настойчиво защищались их интересы. “аким, например, был созванный (по личной просьбе јри€) митр. ≈всевием  есарийский собор 325-328 года. »звестный всему миру александрийский ересиарх требовал признать осужденных јлександрийским епископом јлександром, извергнутых из сана и изгнанных из јлександрии за приверженность к арианской ереси клириков в их чине и св€щенническом звании.

–ешением собора все александрийские клирики были восстановлены. “акже собор постановил, что изгнанным полагаетс€ возвратитьс€ в јлександрию и снова войти под омофор епископа јлександра, которому собор направил специальное послание.
—оборное послание начиналось словами: "Ѕлаженному папе и нашему епископу јлександру со пресвитерами и диаконами радоватьс€. ¬ера наша и вера наших отцов, у теб€ которой мы научались, Ѕлаженный папа, си€ есть...", а далее излагалось арианское вероучение, в конце которого первым из подписавшихс€ был јрий.

  оправдывавшему арианскую ересь соборному обращению было приложено и личное послание одного из самых образованных людей той эпохи, известного богослова ѕавлина “ирского, содержавшее составленный специально по этому поводу трактат, который разъ€сн€л и оправдывал учени€ злочестивого јри€. “акже к јлександрийскому епископу свое послание направил и ≈всевий  есарийский, в котором он осуждал јлександра и оправдывал јри€.

–езультатом этого собора было возвращение јри€ и поддерживавших его клириков в јлександрию.

ћожно сказать, что вплоть до смерти  есарийского митрополита ≈всеви€ эта ересь с большим успехом покор€ла сознание палестинского св€щенства. ќднако решающее столкновение арианства с ѕравославием на палестинской земле произошло лишь с восхождением на вдовствовавший в течении двух лет после смерти св€того ћаксима (333-348) »ерусалимский престол известного катехизатора и оратора  ирилла I (350-386). Ќа пустующий престол  ирилл был избран митрополитом  есарийским јкакием, и его поддержали как православные, так епископы-полуариане, каким, например, был ћелетий јнтиохийский (358-381), неоспоримый авторитет того времени. ќднако между новоизбранным  ириллом и  есарийским јкакием сразу же возникли трени€, основавшиес€ как на догматических, так и на политических разногласи€х двух архиереев. ƒело в том, что с подъемом —в€тых ћест и общим возвышением »ерусалима становилс€ все более парадоксальным тот факт, что в ѕалестинской ÷еркви главенствует  есарийский епископ.

¬ борьбе за чистоту веры и славу —в€того √рада епископ  ирилл трижды был сослан по самым различным обвинени€м, а »ерусалимский престол не раз переходил в руки различных еретиков. “ем временем накопленные старани€ми  онстантина ¬еликого слава и богатство —в€того √рада постепенно исс€кали.

— приходом к власти ёлиана ќтступника (361-363) ситуаци€ в ѕалестине особенно накал€етс€, и наступает период великих смут. ¬осставшие в √азе эллины избили христианское население города и разрушили монастырь св€того »ллариона, преследу€ насел€вших его чернецов по всей округе. Ѕыли избиты и христиане ћаюмы. ÷епной реакцией волна насили€ прокатилась по всем греческим городам ѕалестины. —огласно церковному преданию, в тот период от рук эллинов прин€л мученический венец »ерусалимский епископ  ириак, скорее всего замещавший отсутствовавшего в очередной ссылке епископа  ирилла. ¬сех нещадно проливавших христианскую кровь €зычников император ёлиан оставил безнаказанными. ∆ела€ подавить христианство в ѕалестине, ёлиан ќтступник способствовал возрождению не только €зычества, но и иудейства. ўедро одарива€ иудеев, он даже повелел возвести вновь храм —оломона, дабы опровергнуть »исусово пророчество. ќднако успешно начавшеес€ предпри€тие вскоре было остановлено из-за сильного землетр€сени€. –ухнувшие стены заживо погребли множество рабочих, а оставшиес€ в живых все до одного прин€ли христианство. ѕроисшедша€ в 364 году смена власти, к сожалению, не принесла христианам ожидаемого утешени€, потому что в лице нового императора ¬алента II (364-378) обрело поддержку арианство.

Ќа свою кафедру св€той  ирилл окончательно возвратилс€ лишь в 379 году, с приходом к власти православного императора ‘еодоси€ I (379-395). ѕосетивший —в€тые ћеста и украсивший их вс€ческими дарами император созвал в 381 году ¬торой ¬селенский —обор, на который был приглашен и  ирилл. ќсудивший арианство —обор почтил многолетний подвиг православного епископа, признав его единственным и законным епископом "÷еркви »ерусалимской, ћатери всех ÷ерквей".

— этого момента в ѕалестине начинает возрождатьс€ была€ слава. ѕо€вл€етс€ большое количество как мужских, так и женских монастырей, славе которых дивились впервые посетившие их такие западные богословы и историки, как ѕавел ќроси€, пресвитер –уфин и блаженный »ероним.

ќкончательное падение эллинизма в ѕалестине. ќригенские споры

ѕосле смерти св€того  ирилла »ерусалимского в 386 году, епископом на —в€тоградский престол был избран "исполненный добродетели" пресвитер »оанн II (386-417). √оды его служени€ знаменуютс€ окончательной победой православи€ над возрожденным старани€ми императора ёлиана ќтступника в ѕалестине эллинизмом и введением в ее монастыр€х устава св€того ¬асили€ ¬еликого.

ƒо последнего момента несокрушимым оплотом палестинского €зычества оставалась √аза. ќднако православие восторжествовало и там, благодар€ апостольскому служению св€того ѕорфири€, который в 395 году был рукоположен  есарийским митрополитом »оанном (Ж404) в епископы и направлен на √азскую кафедру. Ќе прошло и дести лет, как √азу уже украшали несколько христианских храмов, самым знаменитым среди которых была осв€щенна€ в 407 году базилика "≈вдоксиани", возведенна€ старани€ми супруги императора јркади€ (395-408) ≈вдоксии.

ј тем временем долгожданный мир и покой »ерусалимской ÷еркви сменили оригенские споры. ”же осужденный раннее на «ападе ќриген имел массу почитателей в кругах иерусалимской паствы, во главе которых сто€л сам »ерусалимский епископ »оанн II. —реди самых €рых и непримиримых обвинителей александрийского мыслител€ были св€той ≈пифаний (Ж403) и блаженный »ероним (Ж420), открыто за€вл€вшие, что ослепленный эллинизмом ќриген €вл€етс€ ни кем иным, как "отцом јри€, корнем и родоначальником всех ересей".

Ќеобходимо заметить, что такие учител€ ÷еркви как св€тые јфанасий ¬еликий и ќтцы каппадокийцы всегда отличали ќригена от "оригенизма" и "оригенствующих". ¬ своей полемике против ариан св€той јфанасий использовал учение ќригена касательно св€зи между Ћицами ѕресв€той “роицы, а ¬асилий ¬еликий принимал его воззрени€ относительно —в€того ƒуха.

ѕримирение наступило лишь к 411 году, когда на смену оригенским спорам в ѕалестину пришел пелагианизм.

ѕелагианство

¬ 411 году, с прибытием в »ерусалим уже известного в церковном мире еретика ѕелаги€, утверждавшего, что спасение человека совершаетс€ лишь посредством совершенных дел и без участи€ Ѕожией благодати, начинаетс€ новый период брожени€ умов в »ерусалимской ÷еркви.

”чение осужденного уже раннее на  архидонском соборе (411) как haeresiarcha британского монаха ѕелаги€ вызвало большой резонанс в православных кругах »ерусалима и очень быстро стало центром споров среди богословов. ѕрибывший по поручению блаж. јвгустина в 415 году в »ерусалим молодой испанский пресвитер ѕавел ќроси€ открыто обвинил ѕелаги€ перед »ерусалимским епископом »оанном II в искажении православного учени€, назвав его еретиком.

ѕо этому обвинению 30 июл€ 415 года в »ерусалиме был созван ѕоместный —обор. ќднако по причине личной симпатии и благосклонности —в€тоградского »оанна к ѕелагию, а также сложности понимани€ значени€ латинского термина "благодать", которое вводил и защищал ѕелагий, вед€ спор с блаж. јвгустином, —обор оправдал ѕелаги€. ќсновыва€сь на том, что и обвин€емый, и обвинитель €вл€ютс€ латин€нами, настойчивый ѕавел ќроси€ добилс€ перенесени€ дела ѕелаги€ на окончательное рассмотрение епископу –имскому. —обор запретил ѕелагию распростран€ть свои мысли, а его противникам нападать на него.

ќднако вскоре последовало новое обвинение ѕелаги€ в ереси, предъ€вител€ми которого на этот раз, скорее всего, были ссыльные епископы јрелатский √ерос и ѕровенский Ћазарь, действовавшие, как впрочем и ѕавел ќроси€, по указанию блаж. јвгустина. ќбвинение было направлено  есарийскому митрополиту ≈влогию, созвавшему 20 декабр€ 415 года в ƒиосполе дл€ решени€ этого вопроса ѕоместный —обор, на котором прин€ли участие 14 палестинских епископов, в том числе и св€той ѕорфирий √азский. ќднако сами епископы по причине болезни на —оборе не присутствовали, а ѕавел ќроси€ к тому времени уже покинул ѕалестину, поэтому ѕелагий оказалс€ без обвинителей.

»скажавший православное учение о первородном грехе, крещении, спасении, учивший об абсолютном предопределении и проч., ѕелагий сумел оправдатьс€, обвинив во всех грехах своего сподвижника  елести€. ѕредав анафеме все указанные ≈влогием в выдвинутом им обвинении злоучени€, сам ѕелагий соборным решением снова был оправдан.

¬ завершение —обора отцы зачитали постановлени€  архидонского —обора 411 года и осудили неправедное учение  елести€, а также всех сторонников этого учени€, назвав их "утратившими разум". —ведени€ об этом —оборе можно найти в труде св€того јвгустина "De Gestis Pelagii", а также у св. »еронима, который в одном из своих посланий называет пелагианство "кошмарным". Ёто вызвало негодование и €рость у некоторых фанатически настроенных сторонников ѕелагиева учени€, которые напали на ¬ифлеемский монастырь, где подвизалс€ св. »ероним, сожгли несколько зданий и убили одного диакона. ѕрестарелый же »ероним едва спасс€.

ѕосле периода оригенских и пелагианских споров в »ерусалимскую ÷ерковь пришла небывала€ радость. ¬ 416 году в  афаргамале были обретены мощи св€того первомученика и архидиакона —тефана, помещенные в храме св€тых апостолов на горе —ион, а в ≈левферополе - мощи пророка «ахарии.

ѕриобретение »ерусалимской ÷ерковью статуса ѕатриархата

  V веку авторитет »ерусалимской ÷еркви вырос настолько, что ее жизнь стала привлекать внимание ÷арьграда. “ак, в 418 году император ‘еодосий II (408-450) послал »ерусалимскому епископу ѕравлию (417-422) большую сумму денег на нужды бедных, а также большой золотой крест на гору √олгофу. ¬ ответ на это »ерусалимский епископ послал благочестивому императору десницу от мощей св€того архидиакона —тефана.

ѕериод служени€ на —в€тоградском престоле епископа ёвенали€ (422-458), поборника монашества и гор€чего защитника ѕравослави€, знаменовалс€ дл€ »ерусалимской ѕравославной ÷еркви восхождением на небосводе монашеской жизни ¬остока множества новых звезд: св. ≈вфими€, преп. ‘еоктиста, преп. »сихи€ и многих других, а также дарованием »ерусалимской ÷еркви статуса патриархата.

’арактерно, что епископ ёвеналий фактически уже почиталс€ митрополитом "трех ѕалестин", на которые к началу V века было разделено административное управление ѕалестины. “аким образом, первой ѕалестине принадлежала территори€ от древней »удеи до —амарии, с центром управлени€ в  есарии.  о второй относились √алиле€ и все северные земли ѕалестины, управл€емые из —кифупол€.   третьей - земли от аравийской ѕетры и до  расного мор€ с административным центром в ѕетрах. Ќад всей этой местностью, к которой позже присоединилась и ¬острска€ митрополи€, пыталс€ расширить свои полномочи€ »ерусалимский епископ ёвеналий.

ќсудивший вместе со —в€тыми ќтцами на III ¬селенском —оборе несторианскую ересь ёвеналий был отмечен особым вниманием императора ‘еодоси€ II, своим указом передал власть над ѕалестинской, ‘иникийской и јравийской епархи€ми. ќднако политический шаг требовал еще и церковного признани€, что произошло лишь спуст€ двадцать лет на IV ¬селенском —оборе, когда »ерусалимскому епископу был дарован статус патриарха.

Ќа прот€жении этих двадцати лет епископу ёвеналию неустанно помогала благочестива€ супруга императора ‘еодоси€ II - ≈вдоки€. ¬клад ≈вдокии в развитие —в€тых ћест был настолько большим, что жители ѕалестины прозвали ее "второй ≈леной". »мператрица посещала —в€той √рад, жертвовала большие суммы денег и занималась щедрой благотворительностью. ¬ 444 году она прибыла в —в€той √рад, чтобы уже навсегда в нем остатьс€. ≈вдоки€ основала множество храмов и украсила уже существовавшие. ¬ »ерусалиме - колыбели христианства - она построила резиденцию »ерусалимскому епископу, гостиницу и большое число благотворительных заведений. ѕомимо этого возвела вокруг города давно разрушенные стены и заложила фундамент величественного храма св€того —тефана. ≈вдоки€ заботилась о внутренней жизни ÷еркви, которую к тому времени стала беспокоить восходивша€ на обломках несторианства монофизитска€ ересь.

Ќеобходимо отметить, что бывший сначала сторонником монофизитства и даже принимавший участие в –азбойничем соборе 449 года ёвеналий перешел на сторону его противников и на IV ¬селенском —оборе защищал православное учение о двух природах Ѕогочеловека ’риста и вместе с большинством осудил ересь.

–езюмиру€ дарование в 451 году »ерусалимской ѕравославной ÷еркви статуса патриархата можно сказать, что основными причинами достижени€ »ерусалимом этого великого звани€ €вились следующие факторы: все возрастающее значение »ерусалимской ÷еркви в жизни ¬селенской ÷еркви, состо€щее в важности занимаемого ею места и активном участии на первых трех ¬селенских —оборах; возведение на —в€тых ћестах величественных храмов и полное торжество в ѕалестине христианства; стечение со всего мира, а главным образом из центров политической жизни того времени множества паломников; €вление в лоне ÷еркви видных личностей и церковных учителей, а также их борьба за окончательное торжество ѕравослави€; большой интерес к —в€тым ћестам благочестивых императоров и, наконец, расцвет »ерусалима и упадок  есарии.

Дмитрий Гоцкалюк

12 феврал€ 2002 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0