»ерусалимска€

ѕространна€ истори€ »ерусалимской ÷еркви. ѕериод I. „асть 3 (451-638)

ћонофизитские волнени€. —в€тые —авва и ‘еодосий

≈ще до окончани€ де€ний IV ¬селенского —обора в монашеских кругах »ерусалимской ÷еркви начали распростран€тьс€ слухи о прин€тии —обором несторианской ереси. ѕатриарх ёвеналий, подорвавший свой авторитет участием в –азбойничьем соборе 449 года, не мог разве€ть заблуждение вседоверчивой паствы.

¬ результате палестинское монашество, возглавл€емое египетским чернецом ‘еодосием, дерзнувшим даже провозгласить себ€ »ерусалимским патриархом, при поддержке императрицы ≈вдокии, окончательно обосновавшейс€ в »ерусалиме, в неудержимом порыве Ђсохранитьї чистоту веры выступило €рым защитником монофизитской ереси. Ёто злоучение буквально захлестнуло ѕалестину, прокатившись по ее городам волной беспор€дков. ÷ерковный мир удалось восстановить лишь спуст€ два года при содействии армии императора ћаркиана, который в 453 году ввел свои войска в —в€той √рад. »спуганный монах ‘еодосий был вынужден скрытьс€ на горе —инай, а патриарх ёвеналий, став господином положени€, сразу же созвал ѕоместный —обор. ќсудив все действи€ скверного ‘еодоси€, »ерусалимска€ ÷ерковь официально признала все постановлени€ IV ¬селенского —обора, обнародованные специальным соборным посланием, обращенным к монашествующим.

Ќеобходимо заметить, что именно при патриархе ёвеналии »ерусалимска€ ÷ерковь впервые отделила празднование –ождества ’ристова от  рещени€ и установила его празднование 25 декабр€/7 €нвар€. ќкончательно эта практика закрепилась в »ѕ÷ лишь в VII веке.

ќднако монофизитским волнени€м было суждено вспыхнуть новой силой. —кончавшийс€ в 474 году император Ћев I (457-474) оставил власть своему малолетнему внуку, тезке, Ћьву (474) Ц сыну «инона, ставшему вскоре самодержцем (474-491) после скоропостижной кончины при странных обсто€тельствах малолетнего Ћьва. Ќо в результате заговора, предводителем которого был полководец ¬асилиск, император «инон в том же году был вынужден покинуть ÷арьград и скрытьс€ в »саврии.

¬асилиск после того как захватил верховную власть в империи издал в 476 году ЂЁнцикликї, опровергавший постановлени€ IV ¬селенского —обора, и разослал его по всем поместным церкв€м дл€ подписи. Ётим посланием были вызваны из небыти€ ушедшие уже казалось навсегда монофизитские волнени€ в ѕалестине. Ќа этот раз его предводител€ми были ћаюмский епископ ѕетр (Ж488), рукоположенный псевдопатриархом ‘еодосием, а также чернецы Ёлпидий, ћаркиан и –оман, которых поддерживали такие Ђмонашеские авторитетыї как архим. √еронтий и архим. Ћазарь. ћонофизиты требовали от »ерусалимского патриарха јнастаси€ (458-478) подписать ¬асилисков ЂЁнцикликї, но результата не достигли.

„а€ни€ монофизитов едва не увенчались успехом, когда после смерти в 478 году патриарха јнастаси€ верховную церковную власть захватил √еронтий, самочинно провозгласив себ€ местоблюстителем. Ќо промыслом Ѕожиим »ерусалимским патриархом был избран все же православный епископ Ц ћартирий (478-486).

”знав, что в ÷арьграде уже как год была низвергнута власть узурпатора ¬асилиска, и на престол возвратилс€ император «инон, патриарх ћартирий направил к нему посланников. ќднако им не удалось добратьс€ до ÷арьграда. ќни погибли в кораблекрушении. ј среди палестинских монофизитов к тому времени назрела схизма: ћаркиан раска€лс€, вошел под омофор ћартири€ с большим числом монахов и разрушил находившийс€ невдалеке от ‘екое монастырь –омана Ц очаг и рассадник монофизитского зла.

ѕатриарх ћартирий был поборником IV ¬селенского —обора, однако у него не хватило силы духа отвергнуть изданную «иноном Ђ”ниюї, умал€вшую авторитет ’алкидонского —обора. ѕатриарх вступил в молитвенное общение с јлександрийским епископом-еретиком ѕетром (477-480). Ђ”ни€ї была подписана и  онстантинопольским патриархом јкакием (471-489), что стало причиной разрыва с ним отношений со стороны –имской ÷еркви.

»збранный после ћартири€ патриарх —аллустий (486-494) ради Ђмира во всем миреї также подписал «инонову Ђ”ниюї, однако в отличие от своего предшественника непрестанно и бескомпромиссно отстаивал учение IV ¬селенского —обора.

11 апрел€ 491 года скончалс€ император «инон. ≈го приемником стал јнастасий I (491-518), который, следу€ примеру своего предшественника, также решил унифицировать в империи монофизитов с православными, посредством упразднени€ постановлений ’алкидонского —обора.

  этому времени в ѕалестине по€вились новые заступники православи€ Ц св€тые —авва (439-532) и ‘еодосий (424-529), Ђученые мужи иудейской пустыниї, исполненной в тот период множеством монастырей.

ѕосле смерти »ерусалимского патриарха »лии I (494-516) управитель ѕалестины ќлимпий, стремившийс€ достигнуть любой ценой соединени€ православных с монофизитами, желал видеть на »ерусалимском престоле человека расположенного к унии и общению с јнтиохийским патриархом-монофизитом —евиром, бывшего доверенным лицом самого императора јнастаси€ I. ≈го старани€ми восприемником скончавшегос€ патриарха »лии был избран инок »оанн, давший ќлимпию обещание достигнуть унии.

¬скоре после интронизации »оанна III патриарха посетил преп. —авва, сопровождаемый большим числом монахов, и просил его отозвать данное им управителю ќлимпию обещание, что в результате и произошло. –азгневанный таким поворотом дел император јнастасий I отстранил от дел ќлимпи€, а на место управител€ ѕалестины назначил давнего поборника монофизитсва и защитника јнтиохийского —евира Ц јнастаси€.

—трем€сь сломить дух »ерусалимского первоиерарха, новый правитель ѕалестины арестовал его и вс€чески пыталс€ заставить »оанна III вступить в молитвенное общение с —евиром. ƒл€ достижени€ цели был даже использован  есарийский митрополит «ахари€, убеждавший патриарха в отсутствии причин дл€ отказа от подобного действи€. ƒав, наконец, требуемое от него обещание, »оанн III был освобожден.

¬ 518 году патриарх »оанн III созвал в —в€том √раде поместный собор, чтобы всенародно провозгласить унию и объединение с —евиром. ѕолучив от патриарха извещение, в —в€той √рад поспешили св€тые —авва и ‘еодосий в сопровождении дес€ти тыс€ч монахов из ¬еликой Ћавры и других обителей. ¬ соборе —в€того —тефана собрались 13 епископов, тыс€чи монахов, а также плем€нник императора јнастаси€ Ц »гнатий. ѕредседателем собора был сам патриарх »оанн III. ќкруженный по обе стороны бескомпромиссными заступниками православи€ —аввой и ‘еодосием »ерусалимский патриарх предал с амвона собора —в€того —тефана анафеме еретиков и провозгласил изложенную на четырех ¬селенских —оборов православную веру.

”знав о происшедшем, император настолько разгневалс€, что тут же повелел схватить виновников срыва унии и немедленно предать их смерти. Ќеустрашимых монахов спасло лишь то, что император јнастасий I вскоре после этого скончалс€ (518г.), а его место зан€л православный император ёстин (518-527). Ќовый император первым делом отменил все преследовани€ православных и возвратил из ссылок изгнанных епископов. ¬ том же году 20 июл€ в ÷арьграде был созван поместный собор, на котором были подтверждены постановлени€ IV ¬селенского —обора.

÷епной реакцией подобные соборы последовали по всей империи. 6 августа 518 года такой собор был созван и патриархом »оанном III. ≈го основными представител€ми были собравшиес€ в —в€том √раде со всех концов ѕалестины монахи, во главе с неутомимым защитником православи€ —аввой ќсв€щенным. «десь торжественно были зачтены и утверждены постановлени€ IV ¬селенского собора и осуждена ересь монофизитства.

¬ 527 году на престол ¬изантийской империи взошел ёстиниан (527-565). Ќепрестанно бунтовавшие палестинские самар€не и иудеи решили отделитьс€ от империи и провозгласили своим царем некого ёлиана. ÷ентром восставших был Ќеаполь. «а очень короткое врем€ своими разбойническими набегами они буквально разрушили первую и вторую ѕалестины. ѕравославных епископов рубили на части и сжигали вместе с мощами мучеников. ”правитель ѕалестины ‘еодор при помощи полководца »оанна атаковал восставших и захватил ёлиана, уничтожив при этом 20.000 самар€н. ’ристиане ѕалестины жестоко отомстили обидчикам за причиненное им зло. ¬о врем€ возмездий один скифопольский иудей был сожжен заживо. Ёто происшествие очень огорчило императора, потому что сын сожженного, јрсений, служил при дворе императора и требовал от него наказани€ обидчиков. ¬ результате ёстиниан отдал приказ строго наказать палестинских христиан.

ѕодобно своим предшественникам, »ерусалимский патриарх ѕетр (524-552) прибег к помощи неутомимого поборника православи€ - св€того —аввы, которому тогда было уже 92 года. —в€тоградский патриарх упросил его отправитьс€ в ÷арьград и умолить императора сменить гнев на милость. ёстиниан, узнав, что к нему направл€етс€ сам св€той —авва, сильно обрадовалс€ и еще до его прибыти€ отменил приказ о расправе над палестинскими христианами. —в€той —авва передал императору молени€ палестинской паствы и поведал ему о беззакони€х самар€н. »мператор решил наказать последних и освободил разрушенные самар€нами первую и вторую ѕалестины от налогов. ѕомимо этого император решил восстановить разрушенные на —в€тых ћестах св€тыни и украсить их новыми храмами. » действительно, старани€ми ёстиниана в »ерусалиме были построены гостиницы дл€ паломников. Ќа склонах горы ≈леон был возведен храм ѕресв€той Ѕогородицы, как и в »ерихоне, в ƒиосполе Ц храм —в€того √еорги€; были отреставрированы монастыри —в€того ‘алале€ и —в€того √еорги€; на берегу »ордана были основаны обители —в€того ѕантелеимона и Ћазон, а в »ерусалиме -- »верска€, и многое другое.

ќбразы сладчайшего старца ‘еодоси€ и строгого подвижника —аввы всегда будут занимать особенное место в истории »ерусалимской ÷еркви.

Ќоволаврский оригенизм

 огда опасность ереси монофизитства прошла, и в лоне »ерусалимской ÷еркви наконец наступил долгожданный мир, ѕалестину захлестнуло новое волнение, вызванное новолаврскими монахами, возродившими оригенизм. »х центром была Ќова€ Ћавра. ѕредводителем оригенистов €вл€лс€ некий Ќонн, которому к 537 году удалось распространить свою ересь в большей части ѕалестины, переманить к себе некоторых епископов и даже внедритьс€ в непрестанном источнике благочести€ Ц ¬еликой Ћавре.

ѕосле смерти св€того —аввы ќсв€щенного защитниками чистоты монашества выступили св€тые  ириак, »оанн »сихаст и ¬арсонуфий. Ќоволаврские оригенисты очень быстро нашли вли€тельных сторонников. ¬ 541 году они под предводительством Ќоннна и епископа Ћеонти€ напали на ¬еликую Ћавру и избили ее насельников. Ќекоторые из них бежали к јнтиохийскому патриарху ≈фрему, который на соборе 542 года впервые осудил оригенистов.

ѕри поддержке епископов Ћеонти€, ƒомициана јнкирского и ‘еодора  есарийского Ќонн потребовал от »ерусалимского патриарха ѕетра вычеркнуть из диптихов им€ јнтиохийского патриарха ≈фрема. Ёто требование вызвало огромное волнение в православном мире. ќпаса€сь вли€тельных покровителей оригенистов и осознава€ невозможность осуществлени€ их требовани€, »ерусалимский патриарх ѕетр тайно призвал архимандритов ¬еликой Ћавры и монастыр€ —в€того ‘еодоси€ √еласи€ и —офрони€, и повелел им составить сочинение против оригенствующих, к которому бы прилагалось прошение о сохранении в диптихах имени јнтиохийского патриарха ≈фрема. Ётот сочинение патриарх послал самому императору ёстиниану, приложив к нему свое личное послание, в котором подробно описал все злоучени€ и беззакони€ оригенистов.  онстантинопольский патриарх ћина, а особенно представитель –имского папы ѕелагий гор€чо поддержали обращение насельников Ћавры —в€того —аввы. ѕо этому поводу в 543 году в  онстантинополе прошел собор, на котором были осуждены ƒомициан јнкирский, ‘еодор јскида и ересь оригенизма в целом.

ќкончательно оригенизм был осужден в 553 году на V ¬селенском —оборе при »ерусалимском патриархе ≈встохие (552-564). ќсуждение оригенизма подписали все епископы »ѕ÷. Ќо, как и следовало ожидать, новолаврские оригенисты не прин€ли решение V ¬селенского —обора. Ќа прот€жении восьми мес€цев патриарх ≈встохий пыталс€ переубедить жестоковыйных, но безрезультатно. ¬ 554 году по приказу правител€ ѕалестины јнастаси€ оригенисты насильно были изгнаны из Ќовой Ћавры, в которой 21 феврале 555 года поселились 120 православных монахов, среди которых был и  ирилл —кифопольский.

Ќашествие персов. «авоевание ѕалестины арабами

ѕосле завершени€ оригенских раздоров »ерусалимска€ ÷ерковь более п€тидес€ти лет наслаждалась мирным и спокойным существованием, возвод€ величественные храмы и обустраива€ свои св€тыни.

  началу VII века »ерусалим становитс€ одним из важнейших торговых центров ¬остока. —юда стекаютс€ бесчисленные караваны из ћалой јзии, ѕерсии, јфрики и јравии. Ѕыстро богатевший город украшали театры, публичные бани, величественные здани€ судов, а по ночам он освещалс€. »ерусалим был исполнен церквей, монастырей и гостиниц дл€ паломников. √аза стала центром неоплатонизма, подарив миру за короткое врем€ известных философов, богословов и поэтов. Ќовые храмы были возведены в  есарии, Ќеаполе, Ќазарете, ƒиосполе, јскалоне и в городах заиорданской ѕалестины. ѕо всей стране, подобно бесчисленным звездам на небе, рассе€лось множество монастырей. ƒостигнуть такой славы и величи€ »ерусалимской церкви более никогда не было суждено.

ѕерсы, покорив јнтиохию, јпамию, Ёдессу,  есарию  аппадокийскую и ƒамаск, в мае 614 года вторглись в ѕалестину. «ахватив  есарию и ƒиосполь, они направились на »ерусалим и осадили город. ѕосле двадцатидневной осады захватчики покорили »ерусалим и вошли в город, предава€ мечу и огню все, что встречалось на их пути. ’рам ¬оскресени€ был разрушен до основани€. –азрушены были все монастыри в черте города и за его стенами. ’ристиан умерщвл€ли тыс€чами, особенно жестоко издевались над монахами. «лочестивцы похитили множество св€тоградских сокровищ, среди которых было и древо „естного  реста √осподн€. ѕатриарх «ахари€ (609-632) среди других был уведен в плен. »удеи выкупали у персов христиан и пр€мо на месте умерщвл€ли их. ¬ —в€том √раде умертвили 66509 христиан, в ћамилле Ц 24518, во рву за городскими стенами Ц 9809. ќгромное количество людей было убито у —ионских врат и в храме св€тых  озьмы и ƒамиана. ” овечей купели, —илоамского источника, ƒавидовой башни и в монастыре —в€того »оанна были найдены еще 4219 убиенных христиан.

ћодест, игумен монастыр€ св. ‘еодоси€, выступил в роли местоблюстител€ апостольского престола, прин€в на себ€ заботу об овдовевшей пастве и разрушенном городе. ѕервым делом св€щенный ћодест воодушевил спасшихс€ от перского избиени€ монахов и испросил помощи у народа воздвигнуть »ерусалимские св€тыни. ќгромна€ помощь ћодесту в этот т€желый период была оказана јлександрийским патриархом св. »оанном ћилостивым, пославшим в —в€той град много денег и тыс€чу рабочих на восстановление храма ¬оскресени€.   625 году ћодест отстроил сожженные храмы на √олгофе, —в€том √робе √осподнем и месте обретени€ древа „естного  реста. Ќарод снова стал стекатьс€ к —в€тым ћестам.

¬ 622 году император »раклий предприн€л первый поход против персов, который, к сожалению, должен был прервать из-за набега на ÷арьград аваров. ¬о врем€ второго похода, в 624 году, он вторгс€ в царство персов и успешно воевал до 626 года, разруша€ капища их богов. 12 декабр€ 627 года император »раклий одержал решительную победу. ѕерсы попросили мир, первым условием заключени€ которого со стороны византийцев было возвращение древа „естного  реста и палестинских пленников. ѕосле многих лет плена »ерусалимский патриарх «ахари€ возвратилс€ в —в€той √рад, а император под радостное пение христиан Ђ—паси √осподи люди “во€Еї собственноручно воздвиг на √олгофе  рест, на котором был расп€т —паситель »исус ’ристос. »змученный пленом патриарх «ахари€ вскоре скончалс€, и на —в€тоградском престоле его сменил неутомимый устроитель —в€тых ћест ћодест (632-634).

“ем временем покой и единство православного мира начала разрушать нова€ ересь монофелитизма, учивша€ о существовании во ’ристе двух природ, но одной воли. Ёта ересь с поразительной быстротой покор€ла умы как восточных, так и западных богословов. —менивший ћодеста »ерусалимский патриарх —офроний (634-638) созвал в —в€том √раде поместный собор, на котором монофелитство было единогласно осуждено. ќднако голос »ерусалимского патриарха не мог пресечь ереси, потому как она нашла поддержку в лице –имского папы √онори€ (625-638).

ј этим временем к стенам »ерусалима приближалась друга€ опасность, еще более ужасна€ первой Ц арабские полчища. ¬ 634 году арабы захватили ¬остры. Ќе име€ возможности противосто€ть, император »раклий забрал древо „естного  реста и отступил в ÷арьград. ¬ 635 году был сдан ƒамаск. ќдин за другим арабам покор€лись сирийские и палестинские города. ¬ 636 году у реки ярмук произошло решительное сражение, при котором византийские войска потерпели поражение.   637 году арабы захватили буквально все палестинские города за исключением јскалона и  есарии. »ерусалим же был осажден плотным кольцом. ¬ид€, что выдержать осаду не удастс€, патриарх —офроний решил сдать город халифу ќмару (634-644) с условием заключить договор о сдаче города лично с ним. ¬ 638 году ќмар прибыл к стенам »ерусалима, и такой договор был заключен. —в€той √рад был передан арабам.

Ќа этом древн€€ истори€ »ерусалимской ÷еркви заканчиваетс€. Ќесмотр€ на различные гонени€, разрушение »ерусалима римл€нами, не прекращавшиес€ оригенские споры и монофизитские волнени€ период первых шести веков по праву может считатьс€ золотым веком дл€ »ерусалимской ÷еркви. ќн даровал ей таких столпов и поборников истины как св.  ирилл »ерусалимский, св. »ларион, св. ≈вфимий, св. —авва ќсв€щенный, преп. ‘еодосий и многих других. ƒалее »ерусалимскую ÷ерковь ожидал темный период несчастий и скорби.

Дмитрий Гоцкалюк

11 марта 2002 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0