—ербска€

—ерби€ монашеска€

∆ива€ вода традиции
∆ива€ вода традиции
/p>

ќдной из целей нашей поездки в —ербию было стремление познакомитьс€ с жизнью сербских монастырей.  онечно, за неделю этого невозможно было сделать в полноте, и наши впечатлени€ неизбежно нос€т характер фрагментарности и субъективности, однако, кажетс€, определенные закономерности все-таки удалось уловить.

ѕрежде всего, в —ербии практически нет Ђгородских монастырейї Ц все обители наход€тс€, как правило, в некотором удалении от крупных населенных пунктов. » даже женский монастырь в Ѕелграде, Ђ¬аведени€ї Ц ¬ведени€ ѕресв€той Ѕогородицы во храм, расположен в тихом месте с сельским пейзажем, фактически за городом. ƒа и живет в нем всего лишь дес€ть монахинь (впрочем, по сербским меркам это не так мало). ѕоэтому сербы очень удивл€лись, узнава€, что наш —ретенский монастырь находитс€ в самом центре города, а кроме него, в ћоскве действует еще п€ть мужских и четыре женских, не счита€ многочисленных монастырских подворий.

Ќе меньше они удивл€лись, когда слышали, что в нашем монастыре около 40 человек братии, поскольку в —ербии обитель с 20 насельниками уже считаетс€ большой, а максимальное количество, по рассказам, составл€ет 30 человек Ц дл€ мужского монастыр€, 40-50 Ц дл€ женского.

ћонашество в —ербии, как и в –оссии, еще только формируетс€ Ц оно, в основном, молодо: как по возрасту, так и по духовному опыту. Ќо сербским инокам есть на кого равн€тьс€ в аскетическом делании Ц на —в€тейшего ѕатриарха ѕавла, насто€щего подвижника, который пользуетс€ огромным авторитетом в стране. ¬прочем, уже есть и обители, где внешн€€ и внутренн€€ жизнь налажена превосходно. ¬ одном из таких монастырей нам посчастливилось прожить несколько дней.

— монахами из  овил€ мы познакомились еще минувшим летом в ћоскве, куда они приезжали с серией концертов по приглашению братии ƒанилова монастыр€. ¬о врем€ своего визита они пели Ћитургию в —ретенском монастыре в национальный сербский праздник Ц ¬идовдан, потом приходили еще несколько раз, а мы с удовольствием посещали их выступлени€. “еперь наше знакомство продолжилось в их родной обители Ц  овильском монастыре.

ћонастырь  овиль
ћонастырь  овиль
 овиль Ц это насто€щий сербский јфон. Ќадо сказать, что вообще дл€ сербских монастырей образцом и своего рода Ђзаконодателемї €вл€етс€ св€тогорский ’иландарь, основанный еще св€тителем —аввой и его отцом, преподобным —имеоном ћироточивым, в самом конце XII века. —в€титель —авва —ербский написал и “ипикон дл€ ’иландар€, который до сих пор служит основой монастырского устава практически всех сербских обителей. —ейчас ’иландарь переживает не лучшие времена в св€зи с политической ситуацией в мире: ведь разрешение на прин€тие в братию монастыр€ дает даже не греческое правительство, а общеевропейское, с центром в Ѕрюсселе, а оно, м€гко говор€, не особенно благоволит к сербам.  стати, среди 30 насельников ’иландар€ есть и один украинец, о чем нам рассказали на монастырском подворье под Ѕелградом. Ќо об этом позже.

Ќа службе
Ќа службе
¬  овиле дыхание јфона чувствуетс€ особенно €вственно. Ётому способствует тот факт, что  овильска€ брати€ часто ездит на —в€тую √ору и поддерживает тесные контакты с афонитами. ¬ 1999 году на престольном празднике (Ђ—лавеї, как это называетс€ у сербов) ’иландарского монастыр€ ее пение было даже включено в компакт-диск, выпущенный ’иландарем. ћногие в  овиле хорошо говор€т по-гречески (а некоторые еще и по-английски, по-французски; по-русски понимают, но не говор€т). Ћюбовь к јфону про€вл€етс€ во всем Ц даже братский храм монастыр€, где обычно проход€т службы, посв€щен —в€тым отцам, на √оре јфонской проси€вшим.

ќтец  осьма и отец —авва
ќтец  осьма и отец —авва
 овиль славитс€ своим пением. ѕоют они, конечно, не по-гречески, а по-церковнослав€нски и по-сербски (именно поэтому его можно назвать сербским јфоном), - но в византийской традиции. √лубокое понимание традиции позвол€ет им петь антифонно с греческим хором, когда попеременно следуют стих по-слав€нски Ц стих по-гречески, что так восхищало нас еще в ћоскве.

— афонскими традици€ми св€зан и богослужебный устав монастыр€, и некоторые литургические особенности (например, совместное чтение вслух »исусовой молитвы), и даже бытовые обычаи. “ак, гостю об€зательно предложат чашечку кофе и рюмки ракии Ц своего рода водки. ¬прочем, это встречаетс€ по всей —ербии. √остеприимство  овил€ особенно подчеркиваетс€ тем, что у монастыр€ отсутствуют ворота Ц хот€ есть и крепкие стены, и добротные корпуса.

ќднако в соответствии с древними монашескими правилами, в монастыре не могут ночевать женщины (исключени€ делаютс€ крайне редко). ¬се послушани€ выполн€ютс€ или  овильской братией, или трудниками-мужчинами, в том числе послушание на кухне, которое попеременно несут в течение двух недель все насельники монастыр€, не исключа€ св€щенника.

— афонской традицией св€зан и довольно долгий по нашим меркам срок послушнического искуса: до пострижени€ в монашество проходит не менее п€ти лет, причем послушник (Ђискушеникї по-сербски) ходит в темной одежде, но без подр€сника. —уд€ по нашим беседам, в  овиле очень цен€т такую осторожность, хот€ дл€ сербских монастырей, как и дл€ русских, такое положение нехарактерно.

ќтец »сихий
ќтец »сихий
≈ще более строго относ€тс€ здесь к рукоположению в св€щенный сан. Ќа двадцать человек братии Ц ни одного иеродиакона и всего лишь один иеромонах, отец »сихий, пришедший в монастырь более дес€ти лет назад, окончив психологический факультет Ѕелградского университета (узнав об этом, мы пон€ли, почему в его кабинете столько книг по психологии, собрание сочинений Ћьва “олстого, произведени€ ƒостоевского и т.п.). ќднако и он не имеет права исповедывать братию: это прерогатива исключительно духовника и одновременно насто€тел€, епископа ѕорфири€. ќтец »сихий служит Ћитургию каждый день, если не болен, не в отъезде или не зан€т послушанием на кухне. »ногда в  овиль присылают новорукоположенных св€щенников дл€ прохождени€ практики.

¬се насельники монастыр€, кроме зан€тых неотложными послушани€ми, об€заны присутствовать на всех службах, хот€ за этим никто специально не следит Ц это дело совести каждого. ¬с€ брати€ причащаетс€ вместе четыре раза в неделю: во вторник, четверг, субботу и воскресенье Ц предварительно пост€сь соответственно в понедельник, среду и п€тницу (в этот день даже без растительного масла). »споведуютс€ все также вместе у владыки ѕорфири€ в субботу вечером, а при желании Ц и в любой другой день. ѕри этом богослужебный круг тоже довольно напр€женный.

ѕодъем, сигналом к которому служит, оп€ть-таки по св€тогорскому образцу, афонское било, бывает ежедневно в 4 часа утра, затем в полп€того следуют полунощница, утрен€ и Ћитурги€ Ц все это продолжаетс€ около трех часов. ¬ 8:30 Ц обед, потом послушани€, в 17:00 Ц вечерн€, после которой бывает ужин и малое повечерие с чтением вслух молитв »исусовой, јрхангелам и јнгелам и Ѕожией ћатери. ¬ечером остаетс€ свободное врем€, которое каждый использует по своему усмотрению.

»зготовление свечей
»зготовление свечей
ѕри таком напр€женном ритме монастырь ведет довольно активное производство. “ак, здесь изготавливаютс€ свечи дл€ всей епархии, делаетс€ мед, за который  овиль недавно получил бронзовую медаль в —ербии, производитс€ раки€, получивша€ серебр€ную медаль (в самом монастыре при этом Ц Ђсухой законї), здесь держат коров, лошадей, кур и т.д. ћонастырь пользуетс€ большим авторитетом в —ербии, хот€ его историческа€ роль, суд€ по всему, никогда не была значительной.

Ѕольше всего нам понравилась цар€ща€ в  овиле атмосфера братской любви и непринужденности, напомнивша€ родной —ретенский. ”дивительное гостеприимство, благожелательность, открытость Ц все это естественным образом гармонировало со строгостью монастырских служб и распор€дка дн€. –усские Ц редкие гости в обители, а потому интерес к нам был особым, ведь сербы, как мы убедились во врем€ своей поездки, сохранили необыкновенную любовь к –оссии и ее народу. ¬ свою очередь, мы открывали дл€ себ€ братьев, целиком посв€тивших свою жизнь Ѕогу. ѕричем не только сербов. ¬  овиле, к примеру, уже 12 лет живет монах —авва из Ќовой «еландии, охотно общавшийс€ с нами несмотр€ на серьезную болезнь.

ћонастырска€ лошадь
ћонастырска€ лошадь
—ама природа вокруг  овил€ располагает к размаху: монастырь находитс€ посреди бескрайних полей, на просторе, с чисто русским пейзажем. √овор€т, что летом усладу вечерних прогулок изр€дно порт€т тучи комаров, прилетающих с близлежащих болот. Ќо мы, к счастью, были в св€той обители в конце феврал€, когда листь€ на деревь€х только-только распускалисьЕ

ћощи св€того великомученика ‘едора “ирона
ћощи св€того великомученика ‘едора “ирона
¬ Ѕелград нас отвозил послушник Ѕубица на монастырской машине. Ѕлагодар€ этому нам удалось по дороге посетить еще несколько ‘рушкогорских монастырей, к сожалению, сейчас уже полупустых. ¬ Ќово-’оповской обители мы поклонились великой св€тыне Ц мощам великомученика ‘еодора “ирона.  ак попало это сокровище в тихий сербский монастырь Ц вы€снить не удалось, но радость этой встречи увеличивалась от того, что был как раз канун праздника этого удивительного Ђвеликопостногої св€того.

—ледующим пунктом нашей программы был ћилешевский монастырь, ради которого, собственно, € и предпринимал эту поездку. ¬ нем поко€тс€ мощи св€того ¬ладислава, корол€ —ербского. —транно, но его плохо знают в —ербии Ц а ве

‘реска
‘реска
¬ладислав был внуком —имеона ћироточивого, сыном —тефана ѕервовенчанного, плем€нником св€тител€ —аввы Ц Ђотцов-основателейї сербской государственности и национальной ÷еркви. »менно краль ¬ладислав добилс€ того, чтобы перенести на родину из Ѕолгарии мощи почившего там св€тител€ —аввы (который лично венчал царским венцом своего плем€нника) и сам предшествовал им в радости, подобно пророку ƒавиду пред  ивотом завета. ћощи величайшего сербского св€того краль ¬ладислав положил в построенном им монастыре ћилешево Ц задушбине, где вскоре и сам упокоилс€. “ак и лежали вместе более трехсот лет мощи двух св€тых родственников, пока турки с варварским глумлением не сожгли останки св€того —аввы, стрем€сь подавить национальный дух сербов. —ейчас на месте этого злодейского пожарища, в Ѕелграде, строитс€ величественный собор св€тител€ —аввы, подобный храму ’риста —пасител€ в ћоскве.

—обор св€т. —аввы в Ѕелграде
—обор св€т. —аввы в Ѕелграде
ћилешево сторицей вознаградило нас за т€жести долгой ночной дороги в переполненном автобусе. ћы увидели совсем другую, горную —ербию, насто€щие Ѕалканы. ћонастырь расположен в удивительно красивом месте Ц у подножи€ горы, р€дом с бурной речкой. ј во дворе важно прогуливались павлины, демонстриру€ свое великолепие оторопевшим русским.

ћощи св. ¬ладислава —ербского
ћощи св. ¬ладислава —ербского
 ак правило, в ћилешево паломники приезжают по двум причинам: или чтобы увидеть ЂЅелого јнгелаї Ц удивительную фреску, ставшую символом —ербии; или чтобы приложитьс€ к мощам основател€ монастыр€, св€того ¬ладислава. ¬ –оссии многие нос€т им€ этого св€того корол€, прославившегос€ особенно своей любовью к нищим, больным и отверженным века сего. Ќо в —ербии сложилась друга€ традици€: там у каждой семьи есть свой покровитель (он переходит в роду по мужской линии), праздник которого называетс€ Ђ рсной —лавойї и всегда очень торжественно встречаетс€. »менин же в нашем понимании обычно не отмечают, хот€ название дл€ них существует Ц »мендан. ¬ообще сербские имена далеко не всегда св€заны со св€тыми Ц но иногда с церковными праздниками (¬айо, Ѕожко), иногда с пожеланием благополучи€ («дравка, –адован, ∆иван), иногда с семейными традици€ми. ѕоэтому не всегда легко объ€снить, почему русские порой называют своих детей в честь сербского св€того корол€ ¬ладиславаЕ

ћилешево
ћилешево
¬ ћилешево нас прин€ли замечательно: накормили, обласкали, надарили подарков. Ёто женский монастырь, где живет сейчас семь монахинь и один св€щенник. ѕочти все они пришли из других монастырей: так, игумень€ ћагдалина была вынуждена покинуть монастырь в —лавонии. “еперь она спасаетс€ в ћилешевоЕ

—туденица
—туденица
ƒальше нас ждал долгий путь через горы, по необыкновенно красивым местам, где расположено немало как оставленных, так и действующих обителей, которые нам удалось увидеть только из окна автобуса, - в монастырь —туденица, получивший свое название от протекающей р€дом речки. Ќаверное, он мог бы стать первым по значению монастырем в стране, своего рода сербской Ћаврой Ц настолько древн€€ и велика€ истори€ св€зана с этой обителью. —туденица была основана в XII веке св€тым —имеоном Ќеманей, объединителем сербских земель, основателем государственности. ћонастырь изначально был задуман как одна из главных обителей в стране и как Ђзадушбинаї (место последнего упокоени€, где будут молитьс€ о его душе) главы рода Ќеманичей.

ћощи св€того —тефана ѕервовенчанного
ћощи св€того —тефана ѕервовенчанного
“еперь в монастыре наход€тс€ сразу трое мощей: преподобных —имеона ћироточивого, его супруги јнны (в монашестве јнастасии), их сына —тефана ѕервовенчанного (в монашестве —имона). —охранились почти все древние монастырские постройки, а также удивительные фрески, которые, правда, несколько пострадали за долгие века. Ќо монастырь и сейчас ведет активное строительство: например, сооружена прекрасна€ гостиница дл€ паломников, где созданы великолепные услови€ дл€ жизни.

¬ —туденице около тридцати человек братии, причем дес€ть послушников пришли буквально в последний мес€ц перед нашим приездом Ц это всел€ет надежду, что √осподь особо благоволит к обители. «десь также действует устав, похожий на ’иландарский, но с некоторыми особенност€ми. Ќа службы, особенно воскресные и праздничные, приход€т богомольцы из окрестных селений, и если бы в —туденице удалось хорошо поставить пение, то отбо€ от паломников, наверное, не было бы посто€нно.

ќтдых на пути к
ќтдых на пути к
Ќо самым сильным впечатлением от монастыр€ стала Ђиспостницаї св€того —аввы Ц место его подвигов в дни ¬еликого поста, в 8 километрах от обители, высоко в горах, где св€титель написал монастырский ”став. —ейчас там живет монах јнтоний из —туденицы, в праздничные дни проделывающий нелегкий путь от испостницы в монастырь и обратно. ѕр€мо в скале вырублена небольша€ кель€, р€дом источник, небольшой храм великомученика √еорги€ ѕобедоносца. ”дивительный вид с гор, потр€сающа€ природа Ц но можно себе представить, что ночью здесь становитс€ жутковато, особенно в одиночкуЕ

»спостница св€того —аввы
»спостница св€того —аввы
¬ —туденице живут не только молодые послушники, есть тут и опытные монахи Ц например, архимандрит —авва, который подвизаетс€ в обители уже 40 лет. Ќасто€телю, отцу “имофею, всего 25, но, как говорит ѕремудрый —оломон, Ђседина есть мудрость человеком и возраст старости Ц житие нескверноеї. Ёто нам доказал и один из послушников, заметивший, что мы, современные иноки, - как люди, которые не хот€т выращивать мандариновое дерево с большими трудами и скорб€ми, чтобы пить его сок, а хот€т просто купить мандариновый сок в магазине. “очно сказано! „то касаетс€ насто€тел€, то иеромонах “имофей училс€ в “роице-—ергиевой Ћавре, бывал, как вы€снилось, и в —ретенском монастыре. Ќа прощание он подарил нам множество прекрасных сувениров, еще раз без слов убежда€ в нерушимости сербо-русской дружбы.

‘реска в ∆иче: слева вверху - св. царь Ќиколай II
‘реска в ∆иче: слева вверху - св. царь Ќиколай II
ѕосле —туденицы мы посетили ∆ичу Ц женский монастырь, первую сербскую јрхиепископию. «десь и сейчас живет местный архиерей, владыка —тефан. ”дивительно, что в ∆иче в одном из храмов сохранилась фреска императора-страстотерпца Ќикола€ II, написанна€ сразу после ѕервой мировой войны, р€дом с образом равноапостольного кн€з€ ¬ладимира и преподобного —ерафима —аровского. —ербы всегда почитали цар€-мученика Ќикола€ и даже решились на такое изображение за многие дес€тилети€ до официальной канонизации. ѕри коммунистах фреску закрыли бумагой, о чем и сейчас свидетельствуют оставшиес€ на ней следы. –аскрыли св€той образ совсем недавно, при реставрации.

∆ича
∆ича
«авершилось наше знакомство с сербскими монастыр€ми на подворье ’иландарского монастыр€. ќснование монастыр€ —ланцы, как его обычно называют, св€зывают также с благочестивой династией Ќеманичей. —ейчас здесь живет три иеромонаха и шесть послушников, четверо из которых учатс€ на Ѕогословском факультете в Ѕелграде. Ќесколько лет послушнического искуса на подворье Ц это непременное условие дл€ желающих войти в братию ’иландарского монастыр€. ѕравда, никакой гарантии, что искушеницы попадут на јфон никто дать не может: это св€зано с теми проблемами, о которых говорилось в начале статьи. —ейчас в ’иландаре около тридцати монахов, в основном престарелых. —могут ли те послушники, которые подвизаютс€ сейчас на подворье, влитьс€ в братию афонской обители Ц вопрос остаетс€ открытымЕ

»кона
»кона
—амым сильным впечатлением от поездки стали, конечно, люди. —ербы очень дружелюбны, открыты, доброжелательны, а в последние годы Ц еще и очень благочестивы. Ќесмотр€ на т€желейшие испытани€, выпавшие на их долю, они сохранили светлое, радостное состо€ние духа: именно поэтому, наверное, в —ербии из русских св€тых больше всего люб€т преподобного —ерафима —аровского. ѕоразило нас и уважение сербов к духовенству. ћы везде путешествовали в подр€сниках и ни разу Ц ни в европейском Ѕелграде, ни в провинциальном ѕриеполье, ни в набитом Ђаутобусеї, ни в прокуренном Ђвозеї (электричке) Ц нигде не встретили ни одного косого взгл€да, тем более оскорблени€. Ќапротив, часто пр€мо на улице у нас пытались вз€ть благословение, принима€ за св€щенников.

  сожалению, в столь короткие сроки нашей поездки мы не могли посетить монастыри  осово, „ерногории и других областей —ербии, где, несомненно, живут насто€щие исповедники, которым приходитс€ очень т€жело в подчас открыто враждебном окружении. Ќо даже увиденного нами оказалось вполне достаточно, чтобы с уверенностью сказать: в ÷ерковь приходит все большее число молодых людей, налаживаетс€ полноценна€ приходска€ жизнь и монашеска€ традици€ возрождаетс€. ƒай Ѕог, чтобы укрепл€лись и русско-сербские св€зи, взаимно обогаща€ национальные ÷еркви бесценным духовным опытом, накопленным у православных братьев.

Инок Владислав (Томачинский)

10 апрел€ 2002 года

Фото: Православие.Ru
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0