»ерусалимска€

ѕространна€ истори€ »ерусалимской ÷еркви. ѕериод II. „асть 1 (638-1099)

/p>

—осто€ние »ерусалимской ÷еркви при первых халифах

— завоеванием арабами ѕалестины дл€ »ерусалимской ÷еркви началс€ новый исторический период, ознаменовавшийс€ полной политической властью иноверцев. ¬ первые годы владычества отношение арабского халифата к христианской ÷еркви было достаточно благопри€тным, ибо халиф ќмар I (634-644) вошел в »ерусалим не как варвар-завоеватель, а как благочестивый паломник. «аключив с »ерусалимским патриархом —офронием (634-638) договор, на основании которого в последствии определ€лись отношени€ арабского халифата к христианам ѕалестины, ќмар I закрепил за »ѕ÷ —в€тые ћеста, имеющие археологическую ценность храмы, монастыри и жилища христиан. Ќеобходимо отметить, что мусульмане почитали »ерусалим как —в€той √ород и, когда случалось, что путь в ћекку по различным причинам становилс€ непроходимым, то совершали паломничество (хадж) именно сюда. ѕочита€ ’риста за пророка, они с благоговением относились к местам, св€занным с ≈го именем.

—огласно мусульманскому закону все жители империи, не исповедующие ислам, в качестве наказани€ облагались поголовным налогом (харадж), который составл€л 4 динари€ в год. Ќе желающих подчин€тьс€ либо казнили, либо продавали в рабство. ќт уплаты хараджа человек избавл€лс€ в трех случа€х: если он принимал ислам, если продавалс€ в рабство либо, если умирал. ’арактерно, что св€щеннослужители и монахи, согласно договору с ќмаром I этим налогом не облагались.

Ќевид€щих свет ислама и пребывающих в своем неведении мусульмане называли Ђзиммиї. ∆изнь Ђзиммиї могла быть отн€та за поношение  орана, ѕророка или ислама, совращение мусульманки, за проповедь иудейства или христианства и т.д. ѕримечательно, что при этом мусульманам разрешалось брать в жены иудеек и христианок, не принужда€ их измен€ть вероисповедание. ќдежда Ђзиммиї должна была отличатьс€ от оде€ни€ мусульманина. —трого-настрого запрещались вс€ческие внешние про€влени€ культа Ц колокольный звон, крестный ход и т.д. «апрещалось пить вино в публичных местах, вкушать свиное м€со, иметь оружие и ездить верхом. Ђ«иммиї не брали в войско, и они, разумеетс€, не имели права занимать государственные посты и участвовать в политической жизни страны. Ќесмотр€ на €вные ущемлени€ христиане могли свободно совершать богослужение, а также было сохранено право самоуправлени€ и религиозный суд. ћусульманам запрещалось вмешиватьс€ и измен€ть решени€ религиозного суда какой бы то ни было религии. Ёто позволило немусульманским религиозным организаци€м и общинам автономно существовать, быть управл€емыми своими духовными лидерами, избирать их, обучать молодежь и т.д.. ¬ »ѕ÷ полностью сохранилась структура управлени€ монастыр€ми и епархи€ми, их собственность и имущество. “аким отношением мусульманска€ власть приумножила значение и силу духовных лидеров христианских общин и сделала возможным сохранение и окормление »ѕ÷ в целом.

ѕо причине этих свобод религиозные общины (millet), имеющее религиозное и национальное значение, со временем стали €вл€ть собой государство в государстве. “аким образом, если в ¬изантии власть открыто враждовала со всеми еретическими течени€ми и старалась ликвидировать в своих пределах инаковерующих, то в арабском халифате все религии Ђзиммиї были совершенно равноправными, и »ѕ÷ существовала на одинаковых услови€х с монофизитами, несторианами, иуде€ми и прочими религиозными течени€ми.

—огласно мусульманскому закону, вс€ земл€ раздел€лась на две части: Ђдом исламаї и Ђдом войныї. ¬с€кий иностранец считалс€ дл€ арабского халифата врагом. ѕришелец мог ступить на землю ислама и пребывать в его Ђдомеї, лишь попросив мира (аман). Ёто позвол€ло православным христианам из других стран посещать —в€тые ћеста за небольшую плату.

¬скоре после захвата »ерусалима арабами, предположительно в 638 году, скончалс€ патриарх —офроний. ѕосле него на —в€тоградском престоле 68 лет не было патриарха, и церковью управл€ли местоблюстители.

¬ 640 году арабские войска под предводительством јмру захватили јскалон и √азу. «ащитники городов во главе с полководцем  иллиником, не пожелав отречьс€ от ’риста, прин€ли мученическую смерть. 6 но€бр€ были замучены 10 православных воинов в »ерусалиме, а 17 декабр€ Ц 50 солдат в ≈левферуполе.

ѕоследующие халифы Ц ќсман (644-656), ћуави€ (656-680) и »ежит I (680-683) правили, соблюда€ соглашение ќмара I и патриарха —офрони€. ’ристиан в этот период в ѕалестине насчитывалось около 43.000. —ведени€ относительно внутреннего состо€ни€ церкви при первых халифах, к сожалению, не сохранились.

”худшение положени€ палестинских христиан. »коноборческа€ ересь

  концу VII века отношение властей халифата к христианскому населению ухудшилось. ѕервыми прин€ли на себ€ удар христианские св€тыни. »звестно, что в 690 году старани€ми тайного христианина —ерги€, отца св€того »оанна ƒамаскина, с большим трудом удалось сохранить √ефсиманский храм. јрабы предприн€ли попытку изъ€ть из него колоны, которые хотели использовать дл€ возведени€ мечети в ћекке. ¬ 694 году по неизвестным дл€ нас причинам против христиан вспыхнуло первое гонение.

— приходом к власти халифа јль ¬алида (705-715), прославившегос€ в мусульманском мире разрушением в ƒамаске одного из самых прекраснейших пам€тников христианства храма св€того »оанна ѕредтечи и возведением на его месте огромной мечети, положение христиан в ѕалестине еще больше ухудшилось. ѕравителем ѕалестины был назначен брат нового халифа —улейман, перенесший административный центр ѕалестины из »ерусалима в –емлин. ѕритесн€€ христиан и отнима€ у них уже готовый дл€ постройки храмов материал, он возводил мечети.

¬ 708-709 г.г. 80-тыс€чное войско арабов потерпело крупное поражение в сражении с византийцами у боспорского города ’рисупол€. ћежду успехами ¬изантийской империи в ходе войны и жизнью христиан в арабском мире была непосредственна€ св€зь: чем больше поражений претерпевали арабы на поле брани, тем больше притесн€ли христиан в халифате. “ак, в 709 году вышел указ о запрещении использовани€ в делах государства греческого €зыка, а с восхождением халифа —улеймана (715-717) гнет поголовного налога распространилс€ и на монахов. »мена монахов-Ђзиммиї не вносили в налоговые книги, а выжигали на руке раскаленным железом. ≈сли монаха по какой-либо причине арестовывали и не находили на его руке клейма, то его сразу казнили, отсека€ сначала руки, а затем голову. “акое насилие вызвало бурный протест со стороны христианского мира и, если бы не скора€ смерть —улеймана и восхождение на престол ќмара II (717-720), первым делом запретившего подобные издевательства, ѕалестину €вно бы захлестнула волна восстаний, последстви€ которых не мог предвидеть никто.

ќмар II был благочестивым мусульманином, стремившимс€ возродить старые нравы халифата. ќн упразднил последние нововведени€, но положение христиан в ѕалестине от этого лучше не стало. »х избивали и вс€чески притесн€ли. ’алиф издал указ о разрушении всех новых христианских храмов, которые не перечисл€лись в договоре ќмара I с патриархом —офронием. “акже по повелению ќмара II христианам строго Ц настрого запрещалось носить одинаковую с мусульманами одежду и занимать даже самые низкие государственные посты.

¬ 717 и 727 г.г. арабы дважды терпели поражение от войск византийского императора Ћьва III (717-741), и каждый раз положение христиан в халифате ухудшалось. ѕри халифе »езите II (720-724) в »ерусалиме прин€ли мученическую кончину 60 христиан, пришедших на поклонение из јмории. ¬ этот период в лоне христианской ÷еркви вспыхивает и нова€ ересь Ц иконоборчество, котора€ более века (726-843) невиданной жестокостью терзала православную церковь, найд€ сильного покровител€ в лице самого императора Ћьва III, решившего, что почитание икон €вл€етс€ не чем иным, как идолопоклонством. ќдним из первых на защиту св€тых икон выступило именно иерусалимское духовенство. —в€тоградский патриарх »оанн V (706-735) открыто осудил иконоборчество, а епископ ¬острский —тефан написал трактат Ђѕротив иудеевї, в котором раскрывались заблуждени€ новой ереси. √лавным же защитником ѕравослави€ выступил св€той »оанн ƒамаскин.

»коноборческа€ ересь была осуждена на »ерусалимском ѕоместном соборе 764 года трем€ патриархами: »ерусалимским ‘еодором I (735-770), јлександрийским  озьмой (727-765) и јнтиохийским ‘еодором (751-773). —обор€не подтвердили де€ни€ всех шести ¬селенских —оборов и разослали православное исповедание веры во все пределы —в€той ÷еркви ’ристовой.

¬ 742 году в результате бунта мусульман были зверски замучены митрополиты ƒамаский ѕетр и ћаюмский ѕетр. ѕри халифе јбул-Ўефахе (750-754) правителем —ирии и ѕалестины был назначен јбдулах ибн јль€с, избивший множество христиан и ужесточивший поголовный налог на уцелевших. ќн повелел, чтобы нигде в »ерусалиме не было изображени€ креста и изъ€л утварь и драгоценности —в€того √роба √осподн€ и других церквей.

— приходом халифа аль-ћансура (754-775) дл€ христианской церкви наступило затишье и лишь иконоборческа€ ересь раздирала ее изнутри, продолженна€ после Ћьва III другим императором-иконоборцем  онстантином V (741-775). ќкончательно иконоборческа€ ересь была осуждена лишь на VII ¬селенском —оборе. »ѕ÷ на нем представл€л пресвитер ‘ома, (патриарх »ерусалимский »ль€ II (770-797) с 785 года пребывал в ссылке в ѕерсии), который в качестве выражени€ позиции —в€тоградской ÷еркви представил послание »ерусалимского ѕоместного —обора 764 года.

¬ последние годы правлени€ јль-ћансура христиане халифата были обвинены в шпионаже в пользу императора  онстантина V, и отношение к ним резко ужесточилось. ћногие храмы были превращены в конюшни, были запрещены вечерние богослужени€ и крестный ход, но самое страшное Ц было запрещено преподавание греческого €зыка дет€м. — этого началась небывала€ до сих пор аравизаци€ христиан, которым пришлось переводить на арабский €зык даже богослужебные книги. ќсобенно жестоко преследовались монахи. Ќепомерный налог распростран€лс€ не только на киновиатов, но даже на отшельников и пустынножителей. ѕри очередном своем посещении »ерусалима јль-ћансур приказал избивать христианское население города плетьми. ¬ тот день многие жители покинули —в€той √рад и бежали. Ќесмотр€ на то, что в 783 году между халифом аль ћаадном (775-785) и византийским императором  онстантином VI (780-797) был подписан мир, гонени€ на христиан в халифате не прекратились.

–азбойничьи набеги. —осто€ние —в€тых ћест

¬о врем€ правлени€ халифа јрун аль –ашита (786-809) ѕалестину поразила эпидеми€ чумы. “ыс€чи людей умерли, а оставшиес€ переселились, бросив свои жилища и нажитое имущество. „тобы заселить опустевшую ѕалестину, халиф отменил поголовный налог на возвращавшихс€ в эти земли Ђзиммиї. —трану также непрестанно терзали не утихавшие между п€тью арабскими племенами междоусобные войны, в которых больше всех страдало христианское население. “ак в 786 году были вырезанны насельники обители св€того —аввы.

ѕользу€сь царившими в халифате неразберихой и анархией, разбойничьи племена бедуинов начали предпринимать поражавшие своей жестокостью набеги на монастыри и целые селени€. ”бийцы ничего не щадили на своем пути. ќни полностью разрушили города √азу, јскалон, —арифею и ≈левферуполь, превратив их в безжизненную пустыню. — трудом удалось спасти »ерусалим. –азбойники захватили почти всю ѕалестину, отрезав уцелевшие города от внешнего мира. ѕосле мес€ца осады и чуть ли не ежедневных сражений разбойники захватили Ћавру св€того —аввы. ѕам€ть погибших в обители св€того —аввы монахов празднуетс€ ÷ерковью 20 марта/2 апрел€.

¬опреки всем несчасть€м —в€тые ћеста не только были сохранены, но даже пребывали в достаточно хорошем состо€нии. ¬ »ерусалиме сохран€лись три монастыр€, в которых подвизались около 40 монахов. Ќа горе ≈леон подвизались еще аскетов, а в √ефсимании Ц 3 монаха и несколько инокинь. Ѕлиз горы ≈леон находилс€ монастырь первоверховных апостолов ѕетра и ѕавла с 35 насельниками, а близ »оардана сохран€лс€ монастырь св€того ≈вфими€ с 30 насельниками. ”целели монастыри ’озивитский, св. —аввы и св. ’аритона. 70 монахов подвизались в обители св€того ‘еодоси€. Ѕлиз ¬ифлиема сохран€лс€ монастырь называемый Ђѕастваї (Monasterium pastorum). 12 монахов подвизались на горе ‘авор и еще 10 Ц на месте насыщени€ »исусом ’ристом п€ти тыс€ч п€тью хлебами и т.д.

ћир в ѕалестину пришел лишь с халифом јль ћамуном (813-838), который вел успешную войну с императором ‘еофилом (829-842). ÷арствовавший в ¬изантии иконоборец вс€чески преследовал православных, вплоть до открытого гонени€. Ќа »ерусалимском престоле патриарха ‘ому I (807-820) сменил ¬асилий (820-838). ¬ апреле 836 года патриарх ¬асилий созвал в —в€том √раде ѕоместный собор в защиту почитани€ св€тых икон, на котором присутствовали патриархи јлександрийский ’ристофор (817-841) и јнтиохийский »ов (813-843) с большим количеством монахов. —обор€не составили послание свирепствовавшему императору ‘еофилу, ставшее монументальным трудом и историческим пам€тником той эпохи.

ќсобенной жестокостью к христианам отличалс€ халиф ƒжафар јль ћутаваккил (847-861), издавший против христиан р€д законов. ѕомимо прочего христианам впредь запрещалось передвигатьс€ по стране, а на их жилищах положено было изображать демонов. ƒл€ расширени€ улиц и площадей множество христианских домов были снесены.

ѕатриарх ‘еодосий (862-878)

— восхождением к власти халифа аль ћуштаина (862-866), когда »ерусалимской церковью управл€л патриарх ‘еодосий (862-878), положение христиан заметно улучшилось. — его приходом у христиан снова по€вилась возможность общени€ с ¬селенской ÷ерковью. ѕатриарх ‘еодосий начал вести активную переписку с  онстантинопольским патриархом »гнатием (86-877), а позже и с ‘отием (858-867, 878-886), открыто прос€ помощи у императора ¬асили€ I (867-886): ЂЕсмилуйс€ богоизбранный император над ÷ерковью ¬оскресени€ √оспода нашего »исуса ’риста и сжальс€ над —ионом, матерью —в€тых ÷ерквейЕї.

¬ этот недолгий период весьма сильно возрос интерес к —в€тым ћестам. »х непрестанно посещали видные личности того времени, оказыва€ посильную помощь. ѕришедший после аль ћуштаина халиф јль ћутаж (866-869) не только позволил восстанавливать разрушенные храмы, но впервые за столь длинный период освободил от поголовного налога монахов.

Ќепрекращающиес€ разрушени€ и восстановление храма ¬оскресени€

Ќачавшиес€ было улучшатьс€ отношени€ между арабским миром и христианами снова стали ухудшатьс€ при »ерусалимском патриархе »лье III (878-907). –езюмиру€ ситуацию X и XI вв., можно сказать, что дл€ подчиненных арабскому государству земель они стали эпохой неописуемых волнений, в результате которых халифат пришел в упадок. ¬изантийцы все чаще побеждали арабов, от чего положение христиан ѕалестины и других стран каждый раз ухудшалось. ¬ 909 году разъ€ренна€ толпа мусульман разрушила христианские храмы в городах –емлине, јскалоне и  есарие. ’ристианам впредь позвол€лось работать лишь в качестве врачей и сборщиков подати. ≈сли прав€ща€ власть в отношении христиан как-то старалась придерживатьс€ постановлений договора ќмара I и патриарха —офрони€, то неудержима€ толпа даже не скрывала своей ненависти. “ак, в 937 году в ¬ербное ¬оскресенье фанатично настроенные мусульмане набросились на молившихс€ и подожгли восточные врата базилики св€того  онстантина, что возвышалась на месте обретени€ древа „естного  реста √осподн€. ќт огн€ пострадала часть церкви, а св€щенные сосуды и друга€ утварь была осквернена и попраны ногами неверных. “рижды разрушалс€ храм ¬оскресени€ в »ерусалиме. ѕри помощи иудеев в 939 году арабы разрушили храм ѕресв€той Ѕогородицы в јскалоне, а в 966 году зверски был замучен »ерусалимский патриарх »оанн VII (964-966).

–азумеетс€, подобные зверства со стороны мусульманского мира не могли оставить безучастным восточный, а особенно западный мир, где в результате зародилась мысль о необходимости очистить —в€тые ћеста от варваров, о необходимости крестового похода. ѕервым эту мысль выразил –имский папа —ильвестр II (999-1003).

ѕри халифе ’акиме в 1007 году вспыхнуло самое жестокое за весь период арабского владычества в ѕалестине гонение. Ќечестивец разрушил не одну христианскую обитель и только что отстроенный храм ’ристова ¬оскресени€, повсюду избива€ христианское население ѕалестины. ћногие прин€ли мученическую кончину, но было много и таких, кто, не выдержав т€жести испытани€, прин€ли ислам. “ак, воины халифа ’акима мечем и огнем обращали в ислам город за городом. Ёто гонение не прекращалось вплоть до кончины халифа в 1020 году, который был отравлен собственной сестрой.

ѕришедший к власти јль «ахир (1020-1035) заключил мир с ¬изантией и даровал христианам долгожданную свободу, позволив даже отстроить храм ¬оскресени€. ≈го сменил јль ћустаншир (1035-1090), обновивший в 1037 году мир с греками, одним из требований которого было восстановление разрушенного землетр€сением храма —в€того ¬оскресени€. ¬замен император ћихаил IV (1034-1041) освободил 5.000 пленных арабов. ’рам был возведен при патриархе —офроние II (1040-1059). — этого времени —в€тые ћеста начинают посещать стекавшиес€ со всех концов земли паломники, и жизнь »ерусалимской ÷еркви постепенно восстанавливаетс€.

Ќеобходимо отметить, что особый интерес к »ѕ÷ в этот период стали про€вл€ть латин€не. —в€тую «емлю посетил сам король  арл ¬еликий, а в 1064 году на —в€тых ћестах побывали три германских епископа в сопровождении 7 тыс€ч паломников.

¬о второй половине XI века в ѕалестине заметно возрастает значение турков сельджуков, сумевших в 1070 году захватить –емлин и »ерусалим.   1096 году в их власти находилась практически вс€ ѕалестина. Ќо их владычество продлилось недолго. —пуст€ два года войска халифа јль ћустали (1094-1101) после сорокадневной осады вз€ли »ерусалим. ќднако и владычество арабов на этот раз оказалось также коротким. ѕришел день, когда св€тоградские христиане, несколько раз отстраивавшие символ »ерусалимской ÷еркви Ц храм —в€того ¬оскресени€ ’ристова и выдержавшие одно из самых жестокий гонений в своей истории, услышали у стен »ерусалима клич крестоносцев: ЂЅог желает этого!ї, возвестивший им об избавлении от почти п€тивекового арабского ига.

Дмитрий Гоцкалюк

18 апрел€ 2002 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0