Ѕолгарска€

Ќовомученики болгарского народа

“—корблю о тебе, ÷ерковь, скорблю о тебе по причине твоего неча€нноо разорени€!” митрополит »оасаф Ѕдинский

— конца ’IV века обрушилось на Ѕолгарию неизмеримое бедствие. ¬ наши дни следы жестокого страдани€ христиан на Ѕалканском полуострове почти залечены. »сторическую пам€ть о мученичестве нашего народа доныне вызывают полуразрушенные, запустелые церкви... √оворить в наше врем€ о болгарских новомучениках - даже непривычно. ¬ека сокрыли их имена. ƒошедшие же до нас сведени€ отрывочны и очень скудны. —транно, но по-видимому и мы, их потомки, не дорожим ими. —колько тех, кто понимает высокое значение мучеников в ’ристовой ÷еркви - а ведь кровь мучеников есть сем€ веры, по слову древнего автора. » сколько из нас может назвать себ€ сейчас мучениколюбцами!

ќдин из первых ловцов мученического бисера, ѕаисий ’илендарский, пишет в своей "—лав€ноболгарской истории": "—только могло сохранитьс€ имЄн св. мучеников, которые были болгарского происхождени€ и €зыка. »мена 29 мучеников сохранены в Ѕолгарии. ¬ первое врем€ турки избили много болгар по городам из-за христианской веры, но люди из-за простоты и небрежности не описали страданий их и так из рода в род страдани€ и имена их пришли в забвение". Ќо доныне ощущаетс€ их духовное присутствие. Ќепрестанен зов их к нам: не отступайте от веры ваших отцов и матерей, не метайте драгоценный бисер на пепелище, но как мы положили души свои за ’риста и за ≈го Ќевесту Ч ÷ерковь, так и вы стойте до конца в том, что получили Ч отеческой вере, да спасЄте тем души ваши и получите обетованое вам от века ÷арство. “ак отдадим же им скромную дань почитани€ и любви тем, что вызовем из забвени€ их великий подвиг, прославл€€ пам€ть их с любовью и упованием, ибо они суть неотступные молитвенники за болгарский народ!

Ќо кто же вы, новомученики нашего народа? ≈сли ваши имена нам неизвестны, обаче возвестите нам поне о ваших подвигах, чтобы, окрыл€емые непреборимым вашим мужеством, да отринем уныние и малодушие, и на крыль€х пока€ни€ да воздвигнем души наши к Ѕогу,  оторый вас укрепл€л посреди столь страшных мук!

* * *

–аскрыва€ ветхие страницы болгарской летописи пред нашим взором оживает душераздирающа€ картина порабощени€:

"«найте, что когда началась война, тогда погубили ÷арьграда патриарха и повесили ¬ладык, и изъ€ли турки у христиан сил€х* [*широкий кафтанный по€с, к которому прикрепл€етс€ огнестрельное и холодное оружие]. » запустела —в€та€ √ора. » зарезали множество христи€ни. » порабощали, и многие селени€ пришли в запустение, и многие монастыри и церкви разорили... Ќасилие совершали над христи€нскими жЄнами, а на их мужь€х ездили как на кон€х по улицам... и грабили христи€нское имущество как хищные волки..."[1]

"¬раг сей не только разор€ет селени€ в земл€х Ѕолгарии, –омании [так называли “ракию] и ћакедонии, но и тирански истребл€ет жителей страны се€. “ак, сожигают собранных в одном доме немалое количество младенцев, женщинам режут зерна грудей и пальцы, мужчин пытают, обвива€ их тела раскаленнами цеп€ми. “аким мучени€м их подвергают, такой бес мучителей обладает, что и убивают людей не из-за чего другого, а только от ненависти к слав€норусской ÷еркви" [т.е. той ÷еркви, котора€ не находитс€ под власти турок и котора€ подаЄт надежду освобождени€ слав€н православных - б. а.]." [2]

¬ "ѕохвальном слове ѕатриарху ≈вфимию" есть свидетельство о избиении стодес€ти терновских бо€р, отказавшихс€ прин€ть ислам:

"“урецкий полководец, которого султан Ѕа€зид поставил управл€ть городом, призвал к себе Ѕожьих людей, которые превосходили других и по имени, и по добродетели, и по происхождению, будто бы дл€ обсуждени€ некоторых общеполезных дел. » они, ид€ за злым известителем, шли, как идут бессловесные овцы за теми, кто их будет закалать, и спешили доверитьс€ убийственным десницам, вс€кий нес€ свою кровь.  огда же увидел их в руках своих, кровожадный зверь убил их перед церковью, или, лучше сказать, осв€тил их, не стыд€сь седых волос, не щад€ юности. √ортани их превратил он в игрушку дл€ ножа... ќ св€тое воинство! » одни прежде, другие же - после, но [все], встава€ вкупе пред лицем мучител€, оплевали его и сразу же, представившись ’ристу, увенчались мученическим венцом. ћучитель оставил трупы их на растерзание птицам небесным... ќ воины, вы сохранили веру и число своЄ не уменьшили! »звестно ваше число: сто и дес€ть было тех, чьей кровью обагрилась церковь! » несмотр€ на то, что их было столько, сеть веры не прорвалась"[3]

«наете ли вы о св. мученике »оанне Ќовом “ерновском? ј о св. мученике  онстантине —офийском? ј о св€той –аде ѕловдивской? Ћевкийский епископ ѕарфений собрал сведени€ о их мученичестве, но пам€ть их и до нынешнего дн€ густо посыпана пеплом забвени€.

»з мрачных веков османского владычества нам известны случаи массовой исламизации: около 1515 г., в 1666-1670 г. в горах –одопах, и 1686-1690 в —еверовосточной Ѕолгарии. »сламизаци€ в –одопах началась с 1666 г. из-за войны между “урцией и ¬енецией за остров  рит. Ёто описано в трЄх летописных повествовани€х, из которых особено ценно свидетелство Ѕеловской хроники, согласно которому во врем€ исламизации в „епинске были насильственно обращены в ислам 74 родопских деревень. Ёти сведени€ потверждаютс€ и данными "»сторических записок", откуда мы черпаем сведени€ о новомучениках —мол€нского кра€. “о были времена позора, но и чести болгарских христиан, немало из которых предпочли смерть чалме. »сламизаци€ –одоп была продолжительна, поскольку "не было особенно больших результатов", то есть, дала особенно много мучеников...

¬ "»сторических записках" на с. 155, описано мученичество ћил€на из —мол€нского кра€:

"¬ ƒолно –айково был один дед —мил€н и жена его бабушка ћил€на. Ѕыло у них двое детей - ћил€н и ћилица. “урки отобрали мальчика и увезли его в ÷арьград, а девчонка выросла и стала большей красавицей. ќднажды, спуст€ много лет, ћил€н вернулс€ как турок-ходжа с чалмой на голове и пришЄл к отеческому дому, но отец его не прин€л, хот€ от много лет они плакали о сыне. ј сестра его ћилица, увидев, тотчас узнала его и сильно зарыдала, бросилась к нему, обн€ла его, начала целовать и умильно говорить ему словами родной сестры, возбужда€ в нем братскую нежность и любовь к матери. “от, разволновалс€, сердце его тронулось и сказал: "ќтрекаюсь сейчас-же от турецкой веры!" » тут же расцеловал своих отца, мать и прекрасную ћилицу. ¬с€кий страх исчез у него, готов и жизнь свою отдать, отрекшись от турецкой веры. —бросил чалму ћил€н, растоптал ее ногами и вошел домой. ќт этого трогательного случа€ была христианам велика€ радость, а туркам велика€ скорбь. » сразу на следующий день пришли разъ€рЄнные турки, схватили ћил€на, стали допытыватьс€ у него, действительно ли он отрЄкс€, и тот подтвердил это категорически. “огда жесточайшим и мучительнейшим образом убили его перед домом отца его, а ћилицу схватили и отвели еЄ в —мол€н, чтобы сделать ее молодой кадыной [т.е. женой турка]. Ќо что стало? Ќа селе собрались много буйных молодцев, вместе с дедом —мил€ном, догнали прекрасную ћилицу, отн€ли еЄ у турков, избили тех и ушли в лес, сделавшись удалыми гайдуками [гайдук=повстанец, участник национально-освободительного движени€ против турок, б.а.]... село ¬еликое –айково, 9 ма€ 1633 г."

¬ другом летописном рассказе открываютс€ подробности о "„епинских новомучениках" (1670 г.):

"¬ то же врем€ прин€ли турецкую веру села в „епине, куда был направлен некий ’асан-ходжа, сопровождавший [турецкого] пашу и обрезал сперва св€щенников: попа  онстантина, попа √еорги€ и попа ƒимитри€, в день св. √еорги€. ѕотурчили всех до 15 августа (ст.ст.), а тех, кто оказал сопротивление, зарезали, дабы не увлекли за собой и других..." —в€тые „епинские новомученики, молите Ѕога о нас! [4]

»з приписки от 1812 г:

"» у „Єрного мор€ христиане говор€т по-турецки.  огда-то турки отрезали им €зыки и много мучили, принужда€ потурчитьс€, но те не прин€ли нечистую мухаммедову веру. ѕусть же знают и помн€т все, что истина есть то, о чЄм засвидетельствовали эти люди, строгие к себе и внимательные в вере".

 акой очаг веры были –одопы говор€т следующие случаи мученичества. Ѕлиз села «абырдо находитс€ так называема€ ÷ирикова церковь. ¬ местности  абата, посреди широкой пол€ны сто€ла церковька, где люди ходили на службы. »з рассказа 90-летнего  алина „ерпокова мы узнаЄм, что во врем€ исламизации туда пришел турецкий военачальник ƒели —офта с великой ордой €нычар. ќкружили церковь, а внутри были жители —тарого села. ќн их выгнал наружу, разложил у входа чалмы и фески, и сказал: "Ёй, г€уры, выбирайте или фески, или головы..." Ќекоторые не выдержали и вз€ли фески. ƒругие отказались. Ќепокорные были схвачены и заключены в церкви, где их изрубила орда ƒели —офты. ÷ерковь огласилась криками и вопл€ми. »менно от этого кричани€, на местном €зыке - "цирикание", церковь и получила это название ÷ирикова.

ќб ќреховских новомучениках предание сохранило следующее.  огда молва о зверствах турок достигла до с. ќрехово, все сел€не спр€тались: те, кто по-моложе ушли в горы, а старики, женщины и дети - в близлежащую пещеру. “урки долго их искали и наконец решили прибегнуть к хитрости. Ќесколько человек оделись в женские одежды, встали на расположенных р€дом высотах и начали выкрикивать на чистом болгарском €зыке:

- ѕрибирайте се мари-и, хайтите са си отишли! (Ёээй, приходите домой, разбойники ушли!)

ќдин по одному ореховцы начали вылезать из пещеры. ¬скоре же они пон€ли, что их обманули, и снова скрылись, но убежище их было замечено. Ќекоторое врем€ турки ждали, пока они снова выйдут, наконец главарь орды приказал заложить вход в пещеру сосновыми ветв€ми с мокрой соломой и листь€ми, и поджечь. ƒым наполнил пещеру, но люди предпочли мучительную смерть отречению от веры. ќттого пещера получила название "„еловешката дупка".

8 июл€ 1720 г. (ст.ст.) на площади в селе –айково за ’риста были избиты 200 душ. ќб этом свидетельствуют "»сторические записки":

"ќколо 1720 года, в правление султана јхмеда III, в верхней части с. –айково жил один турок из јнатолии по имени —елим-ходжа. ќн пользовалс€ большим доверием у султана. ¬ одном своЄм донесении ему, тот сообщил, что райковцы не €вл€ютс€ верными ему подданными и посто€нно бунтуют, беспоко€т власти и преп€тствуют исламизации родопского населени€. “огда султан приказал наказать непокорных сел€н. —елим-ходжа воспользовалс€ этим повелением, собрал около 200 душ наиболее видных райковцев на сельской площади, и объ€вил, что дл€ см€гчени€ гнева султана они должны прин€ть мусульманскую веру, или в противном случае угрозил их смертью. –айковские первенци упорно отвергли вс€ческие увещевани€ к тому, чтобы потурчитс€, и за€вили, что ни за какую цену не откажутс€ от своей веры. “огда по данному знаку окружавшие их турки набросились на них и убили всех до одного. Ёто случилось 8 июл€ 1720 года.

–адуйс€, село, раю тезоименное, где твои верные чада сподобились райских селений! ¬  аноне на вечерне подготовл€емой уже службы Ѕолгарским новомученикам так воспеваетс€ их подвиг:

"ѕервенцы райского погори€, кровию осв€тисте стогны селени€ вашего, мужески ’риста пред зверонравными исповедающе агар€нами, темже €ко сугубосотное ликосто€ние пред престолом Ѕожиим о нас, пречуднии, молитес€ ’ристу!"

ѕримерно в те же дни в местности "ѕол€не" был повешен турками св€щенник села ≈зерово, иеромонах ¬арлаам —в€тогорец. Ќе одна светла€ звезда мученической св€тости из јфонских пределов озарила нашу страждущую землю! [5]

—ведени€ о ¬иевских новомучениках мы черпаем из предани€ об их страдании. ¬ "»сторических записках" обозначен год их подвига - 1669. ¬еро€тно, это было около ¬еликден (¬оскресение ’ристово). ѕредание говорит, что св€щенник был схвачен во врем€ Ћитургии. —ело было окружено со всех сторон. ¬ церкви захватили и часть населени€. ѕредложили им прин€ть "правую веру". —в€щенник отказалс€ и был зарублен первым, пр€мо в самой церкви. Ќаступили ужасные минуты.  то не принимал ислам, был убиваемь на месте. Ќо большей части населени€ удалось все-таки убежать в окрестные горы. “олько несколько семей прин€ли магометанство. –азозлившись из-за этого, поработители сожгли село на »льин день.

—леды мученичества мы обнаружили и в селе  утлово (ныне село —лавейно). ¬от как рассказывают об одном таком случае. Ѕыло это поздней весной, занималась зор€. ƒеревн€ пробудилась. ѕастухи вывели стада на пастбище.  ресть€не готовились к усердной работе. Ќеожиданно подошли турки - одни на кон€х, другие пешие, с обнажЄнными €таганами и ножами, и окружили деревню со всех сторон. ¬се перепугались и бросились бежать, кто куда гл€дел. ћногие скрылись в горах, но некоторые не успели. Ќесколько лет назад —.  исьов из села  утела рассказал своему внуку ƒелю »ванову, что в то врем€ "изверени€" (вынуждени€ прин€ть другую веру) 30 человек, которые отказались принимать "правую веру", были задержаны и избиты у ¬иевской реки. ѕойманных затворили, отдельно мужчин и женщин, в јламовском доме. Ќаступили ужасные минуты! ѕобои, мучени€, ист€зани€! –вание волос, забивание ножом в грудь и оп€ть принуждени€ прин€ть ислам!... —в€тые новомученики  утловские молите Ѕога за ваш народ!

„еловек невольно испытывает благоговейный трепет перед величием личности девушки из ”стово, котора€ прин€ла мученичество за ’риста. Ѕыло это очень давно. “урецкий отр€д собрал жителей родопского села ”стово перед церковью —в€тител€ Ќикола€, чтобы их потурчить. Ќо никто не желал принимать ислам. “огда был дан приказ начинать убивать непокорных. ѕрежде всего был обезглавлен св€щенник, а после него прочие клирики. —мерть постигла и других мужчин. Ѕудучи уверены, что теперь никто не станет сопротивл€тс€ прин€тию ислама, турки прекратили убиение. ¬ тот самый момент перед кровожадным начальником орды встала наикрасивейша€ девица из ”стово.

- ѕусть лучше смерть, прокл€тый насильник, но веры своей € не предам! - воскликнула бесстрашна€ девушка и бросилась бежать к высокой скале над селом. ¬след за ней побежали и другие жЄны и невесты. ¬се они предпочли сгинуть в страшной пропасти, но спасти свою честь. ќ, бесстрашие в целомудрии, и целомудрие в смелости! —тарые люди и до сего дн€ рассказывают, что тЄмные п€тна на скалах - это засохшие струи крови смелых устовских жЄн и невест... —в€тые новомученицы ”стовские, молите Ѕога о нас!

 то помнит ныне мучеников ћишо и √аджо? »х имена, как-бы детские, так прекрасны в си€нии их исповедничества. ћишева махала (тур. слово, ударение на посл. слоге, часть деревни), в селе ¬олкосел района г. Ѕлагоевград, и до наших времЄн хранит предание об их мученичестве. ќколо дес€ти лет ћишо и √аджо руководили махалу в упорстве еЄ против ислама. ќднажды турецкий отр€д окружил махалу, изловил мужчин и привел их в двор двух братьев. ѕосле этого была разожжена √аджева печь и турецкий главарь провозгласил:

-  то не желает принимать ислам, пусть лезет в печь!

ќнемели кресть€не пред тем новым Ќавуходоносором. «амерли на местах своих и тревожно обернули взоры к ћишо и √аджо. Ќо те были твЄрды и непреклонны. » поскольку возможности сопротивлени€ не было, сыны деда ¬ълко предпочли смерть. ѕервым ћишо, а после него и √аджо ринулись в искр€щеес€ плам€. ѕреклон€€сь пред исповеднической твЄрдостью двух братьев, сел€не назвали махалу именем старшего брата - ћишева махала. ј ѕравославна€ ÷ерковь украсилась двум€ новыми светильниками!

¬ селе  остандово жила прекрасна€ девица, по имени ћари€. ¬месте с другими девушками, чтобы избежать совращени€ в ислам, она отправилась к монастырю, что был на горной вершине ќстрец. Ќо когда они дошли до монастыр€, увидели, что он разграблен, а монахи - убиты. ƒевушки решили скрытьс€ в пещере Ѕухльовицы. ƒобрались до неЄ и преночевали там. Ќо утром увидели они, что вс€ местность окружена €нычарами. ћари€ решила не предавать себ€ в руки их. ¬зобралась на одну из огромных скал и сбросилась в зи€ющую бездну. — этого времени до сего дн€ это место называетс€ "ћарина ливада" (ћарьин луг). ј св. мученица ћари€, котора€ предпочла небесную, перед земной красотой, и стала молитвенницей за весь болгарский народ!

«десь, как и в других подобных случа€х, может возникнуть недоумение - ведь самоубийството это грех!  ак тогда мы говорим, что ћари€ есть мученица за ’риста?

¬ жити€х св€тых св. ƒимитри€ –остовского описано мученичество девицы ѕелагии, жившей во врем€ нечестивого императора ƒиоклетиана.  огда императорские солдаты окружили еЄ дом, она попросила дать ей подготовитьс€. “е согласились. “огда мученица обратила лицо на восток, простЄрла руки к небесам и усердно молилась Ѕогу, да не будет предана в руки воинов, но да сохранитс€ »м чистой и непорочной. ѕосле этого ѕелаги€ одела свои наилучшие одежды и сбросилась с крыши своего дома, предав душу свою в руки Ѕожии. ≈Є пам€ть празднуетс€ 8 окт€бр€ по церковному календарю. ћученицы девы турецкого времени также нередко предпочитали подобную смерть осквернению от сластолюбивых завоевателей.

ќсобено почитаетс€ родопска€ мученица ’адиджа-ћари€. –одившись в исламизированой болгарской семье, ’адиджа [6] вернулась в лоно ѕравославной ÷еркви, поскольку бабушка еЄ ћетевица, которую она помнила, была христианка-болгарка.  рещение ’атидж- произошло в старой часовне в ¬ылкушинском сеновале, чтобы остатьс€ в тайне. “ам была больша€ бочка и в ней св€щенник  онстантин (будущий епископ и  сантийский митрополит »ларион), который жил в ћемкином доме у семьи –адковых, крестил девушку. Ќова€ христианка скрывала это целый год, так что никто бы не различил, и через других людей передавала она в церковь свечи и просфоры, а дома молилась и клала поклоны.

Ќо из уст в уста молва разнеслась по всему селу. ∆енщины тайно называли еЄ “ижа-ћари€ (“ижа, это болгарский вариант турецкого имени девушки), поскольку христианское еЄ им€ было ћари€. ”знали об этом и брать€ еЄ, приходили в ƒерекьой, допытывались у неЄ, правда ли это, но она отрицала, что покрестилась. Ќа следующий год “ижа-ћари€ готовилась встретить ѕасху: покрасила €йца, испекла куличи, сделала свечи и месила просфоры, в ожидании праздника. Ѕрать€ еЄ, которые жили в другом селе, пришли тайно, чтобы проверить слухи. ¬ ¬еликий „етверг она вернулась из церкви и отошла к соседам своим, а брать€ еЄ вошли в ее дом. “ут они обнаружили €йца, куличи, зажжЄную лампаду и пришли в уверенность, что она стала "г€уркой". Ѕрать€ еЄ скрылись в сеновале. ¬ечером “ижа-ћари€ пришла и, после долгих молитв, легла и заснула. ¬о сне еЄ те начали душить, затем, полуудушенной, натыкали ее рот тр€пками, вывели еЄ перед домом под большей цветущей сливой и там двум€ выстрелами ночью доубили ее. Ќа следующий день с утра женщины послали детей посмотреть, что произошло в “ижином доме. “е увидели, что она лежит убита€ под расцветевшей сливой. “ак она оставалась три дни, все бо€лись придти и увидеть, что она умерла. Ќад могилой еЄ посадили розу, на √еоргиев день женщины посылали за цветами от “ижинова гроба, которые сохран€ли на целый год дл€ "цельбы".

Ћетописец Ѕолгарской √олгофы 1876 г. англичанин ћакгахан [*] описал в своей книге "“урецкие зверства в Ѕолгарии" (издана впервые на болгарском в 1880 г.) не одно мученичество болгар. Ќа стр. 5 он вспоминает убитого турками св€щенника. ќтец –айны  н€гини [**], будучи свещеником, был убит турками с сотнею других людей в самой церкви, когда завершал богослужение (с.38).

[* ћакгахан, ƒжэнуариус јлойзиус (1844-1878) - американский журналисть. Ѕывши анкетером англ. газеты "ƒэйли ньюз" в 1876 г. описал разгром јпрельского восстани€, зверства турок над порабощенным народом нашим, €вл€€ при том гор€чее сочувствие к болгарскому народу - б.а.

**–айна  н€гин€, - –айна поп √еоргиева ‘утекова-ƒипчева (1856-1917), учительница, котора€ вышила знам€ дл€ јпрельского восстани€ 1876 г. и когда объ€вили востание в г. ѕанагюрище, она носила это знам€ в начале шествии; с тех пор стали называть ее "кн€гиней". ѕосле разгрома восстани€ турки над ней издевались. ”чилась в –оссии. ѕосле ќсвобождени€ работала акушеркой и учительницей - б.а.]

ѕомнит ли Ѕолгари€ св€щенномученика “одора ѕеева? ¬от свидетельство ћакгахана о его кончине: "¬ ѕанагюрище показали нам развалины церкви и на том месте, где находилс€ престол, была груда сгорелых костей, на которых лежал букет цветов. “о были останки св€щенника “одора ѕеева, 85-летнего старца, которого турки мучили наде€сь вз€ть у него денег, потом ист€зали его самым утонченным способом, как только турки умеют делать, и наконец сожгли его перед алтарЄм" (с. 45)... "≈ще нам рассказывали о мученической смерти старца ÷в€тко Ѕо€джиева, известного общественного благотворител€, который много жертвовал на училище, содержал на собственные средства в зимнее врем€ много вдовиц и сирот в селе, и творил это с одинаковой щедростью как христианам, так и туркам. ≈го поймали, выкололи ему глаза и после страшных мук сожгли живьЄм. ѕодобна€ судьба ожидала и другого св€щенника Ќестора, чьЄ мученичество напоминает мученичество св. »акова ѕерси€нина; от него также наде€лись получить "гроши", а затем хладнокровно отсекали ему палец за пальцем пока наконец не дошла очередь до обеих рук и головы" (там же).

ƒл€ нас остаЄтс€ тайной, каковы были последние молитвы и возгласы тех болгарских страдальцев, но глубоко трогательна и назидательна их терпелива€ верность вере и роду. ќни могли бы отречьс€ от ’риста... и турки тотчас же даровали бы им жизнь и отпустили с миром. ћогли склонить головы и сказать: ведите нас, куда хотите... Ќо не сделали того! ј "турки не знают ни жалости" - пишет ћакгахан далее, - "ни сострадани€; превзойд€ в этом даже диких зверей, ведь даже тигры, например, никогда не трогают детЄнышей своей породы, турки же хладнокровно вытаскивали младенцев из колыбели острием штыков, и, перебросив их несколько раз с штыка на штык, бросали их в лица ридающих матерей. ѕо улицам носили детей, нанизанных на штыках, так что их головки и ручки висели над дулом ружь€, облива€ кровью своих палачей. ѕосле всего этого они отрезали головы дет€м и заставл€ли их друзей носить эти головы по улице" (с. 46-47). ¬спомним избиение ¬ифлеемских младенцев. “е были убиты из-за чудовищной подозрительности »рода, надеющегос€ тем самым уничтожить своего мнимого соперника на престол - о безумие и жалкое властолюбие! - а эти были убити по причине жестокости иноверцев, озверевших действием падших духов, не могущих терпеть ничего христианского! “е не знали, за кого умирают, а эти не знали, что как члены ’ристовой ÷еркви, по этой самой причине они уже - мишень дл€ исконного врага рода человеческого, цель его гибельных козней и коварства...

ћежду прочим, достойно упом€нуть о нравах тогдашних девушек, чтобы человек мог почувствовать, как ’ристианска€ вера украшала белоснежными цветами добродетели наш многострадальный народ.

ѕри падении ѕерущицы незамужные женщины и девушки получили указание одеть мужские одежды и остричь косы свои, чтобы избежать поругани€ девства своего от кровожадных башибузук; некоторые сделали так, но имелись и такие, которые стыдились одеватьс€ в мужскую одежду и остались в женских одеждах. ¬оспоминани€ сии трогательны, но и навод€т на грусть при взгл€де на современную болгарскую молодЄжь. –едкость увидеть сегодн€ девушку в "девической одежде" - те словно стыд€тс€ обратного - выгл€деть скромными и целомудренными.  акое потр€сающее различие! ѕосмотрите, как пишет чужеземец ћакгахан о тогдашних болгарках:

"÷еломудрие болгарок широко известно, и они мучаютс€ не столько из-за самого нанесЄнного бесчести€, сколько из-за совершЄнного тем самым греха... Ќи одна из обезчещенных девушек не почитает себ€ достойной выйти замуж..."

¬ наше исполненное порока врем€ нам трудно вместить всем сердцем муки тех чистых душ из-за поругани€, коему ныне с усладою предаютс€ столь многие... »х сердечное мученичество нам чуждо! »х горе есть наша радость! »х срам - наша слава! Ќо ныне да преклоним головы перед их страдани€ми, да почувствуем стыд перед величием их светлых душ, с детства наполненных добродетелью и любовью к целомудрию!

¬ житии св. √еорги€ Ќового —офийского, составленном около 1539 г. русским монахом »лиЄй, встречаем, между прочего и такое изречение: "» многие пролили кровь свою за ’риста".  то эти многие? » кто слышал об их подвигах? ќ дн€х правлени€ султана —елима, охарактеризованного житописателем как "кровник, блудник и винопиец", написано "жестокое зло... лютые и скорбнейшие времена" [7]

¬ ƒр€новском списке ѕаисиевой "»стории слав€ноболгарской", сс. 147б - 149б находим мы свидетельство о мученичестве во врем€ —елима I: "“огда царь —елим I сверг пред всеми патриарха, и убил его. ѕосле этого он отправилс€ из ÷арьграда в “ерново и издал следующий указ: кто из болгар благородного рода и высокого положени€ согласитс€ прин€ть турецкую веру, тот пусть остаЄтс€ в своЄм чине; а кто не согласитс€, у того будет отн€то всЄ богатство и власть, и да будет как один из простолюдинов. » тогда те, кто прин€л турецкую веру, остались в своЄм чине и состо€нии, а кто не прин€л - тех убивали. » много благородных болгар —елим побил, а у других отн€л богатство и имени€, церкви разрушил до основани€, где имелись св€тые мощи, одни сжЄг, а другие отнЄс в ÷арьград... ¬ то врем€ пострадал и св. мученик √еоргий Ќовый."

Ќовый период мученичества открываетс€ со второй половины 19 века, особено около 1876-го года. Ќе одно свидетельство о тех новых страдальцах веры находим мы в архивных документах и книгах от 1876 и последующих лет. ¬ архиве Ќайдена √ерова [*], например, имеютс€ сведени€ о зарубленой турками девушки из ѕерущицы: "“урки вз€ли в  аръш яре одну красивую девушку из ѕерущицы, принуждали еЄ потурчитьс€, и после того, как она не склонилась на то, еЄ зарубили". —колько было таких женщин как сей ’ристов цветок, кои "главы свои давали, но веры не давали"**. —в€та€ новомученица ’ристова, моли Ѕога о нас!

[* Ќайден √еров (1823-1900) - болг. писатель, €зыковед, фольклористь и общественный де€тель, почетный член Ѕолгарского книжевного дружества (ныне Ѕолг. академии наук, 1884). ”чилс€ в –оссии, прин€л русское подданство. ѕосле ќсвобождени€ был губернатором г. —вищов. —оставитель 5-томного —ловар€ болг. €зыка с толковани€ми речей на болг. и русском €зыках - б.а.

** ќтрывок из народной песни о »оване Ѕалканджи (т.е. жилец гор), в которой турки спрашивают его: отдадишь ли сестру свою, прекрасную яну (»оанну) нам, чтобы она прин€ла турецкую веру; он же отвечал им - "¬оевода, главу свою даю, но прекрасную яну не даю в турецкую веру", тогда ему отрубили руки и оп€ть спросили тоже; он сказал тоже самое; отрубили ему и ноги, паки спросили, но »ово оп€ть ответил теми самыми словами; когда уже выкололи ему глаза, вз€ли прекрасную яну и уезжа€ от него, он говорить: "ѕрощай, сестра мо€, с Ѕогом! ” мен€ нет рук, чтобы прижал теб€, нет ног, чтобы провожать теб€, нет глаз, чтобы хот€-бы ими провожать". — того времени Ѕалканджи »ово - символ крепости в вере тех болгаров, кто не прин€ли ислам даже ценой злостраданий и смерти - б.а.]

≈щЄ один случай указывает на неисчислимые другие мученичества того времени злостраданий. "ƒве девушки из ѕерущицы, после долгих скитаний, в конец сдумали прииди сюда (в ѕловдив). Ѕлиз имени€ [турка] ћистроболу двое турок зарубили их, после того, как обезчестили и насильно затавл€ли их потурчитьс€, но безуспешно".. 8 июн€ 1876 года были избиты 12 новосельских христиан, и между них - два св€щенника, один 80-летний.[8] »з одной заметки ƒьо ¬естин, помещЄнной в ‘игаро от 30 июл€ 1876 г., мы узнаЄм о другом потр€сающем мученичестве:

"¬ели покинутих детей, которые остались сиротами. »з них большое количество было продано, и не находились больше покупателей. ѕродавцы шли в другое место, предложить свой товар, число которого увеличавалось всеми уличными детьми, встреченными по пути. Ёти детки, уставшие и умирающие от голода, не могли следовать за своими палачами и поэтому началось их уничтожение. Ќекто заметил, что между этими детьми могут иметьс€ дети европейцев, а власти приказали не трогать тех, кто не болгары. ќдин башибузук посоветвал, и так и было прин€то решение, заставить детей прекреститс€. “е, кто перекрестились по-восточному, были повешены."[9]

ѕримечательно, как были избраны эти агнцы ’ристовы - те только, кто перекрест€тс€ "по-восточному". ”дивительное сходство с страдани€ми наших современников - новейших сербских мучеников. ¬ойна, котора€ ведЄтс€ против христианства, сохран€емого непорочным единственно в ѕравославной ÷еркви, есть в сущности война самого сатаны против Ѕога, и не существует общих знаменателей дл€ приравнивани€ »стины и ложи. ѕрославл€€ подвиг новомучеников нашего народа, мы также свидетелствуем о их вере котора€ есть и наша вера, без которой, как думал приснопам€тный “ерновский ћитрополит  лимент ƒрумев, "нет Ѕолгарии"*!

[* —лова митрополита  лимента “ерновскаго, сказанные в 1894 г.: "Ѕудеть у нас ѕравославие - будеть и Ѕолгари€; неть ѕравослави€ - нет Ѕолгарии". —лова эти вз€ты из проповеди ¬ладыки митрополита на Ќеделю ѕравославную, котора€ в тот год совпадала с днем рождени€ кн€з€ ‘ердинанда I-ого —акс- обурготского (внук его, —имеон, ныне правит Ѕолгарией в качестве премьер-министра); митрополит сильно негодовал по поводу изменени€ чл. 38-го “ерновской конституцией, в силу которого престолонаследник может €вл€тьс€ только член ѕравославной ÷еркви; ‘ердинанд же, которого привел из √ермании министр-председатель —т. —тамболов, хотел чтобы сын его Ѕорис прин€л римокатолическое крещение. »з-за этого слова митрополита  лимента хотели наказать смертью, обвин€€ его в бунте против царской власти, но как известного писател€ и одного из первых труженников болгарской науки, сослали в √ложенский монастырь, где над ним издевались. ѕозже ¬ладыка митрополит посетил –оссию в цел€х ходатайствовать перед ¬ысочайшим »мператором о восстановлении дипломатических отношений с Ѕолгарией, которые прервались по разным причинам, прин€т был св. ÷арем-страстотерпцем Ќиколаем II. ¬от что пишет писатель »ван ¬азов о этом посещении: "¬ладыка  лимент, повидимому, здесь (в –оссии) - обвенчан славою неустрашимого ратника о ѕравославии и мученик слав€нской идеи. ¬езде, где мы миновали из –оссии, русский народ рачительно стремилс€ поцеловать его десницу и прин€ть его благословение, увидав в этом болгарском архиерее не только духовного лица - но насто€щего св€тител€. - Ќа ¬ладыку  лимента смотрели как на св€того: благочестивые русские старались хот€-бы прикоснутьс€ к "ометы одежды его", веру€, что этим они осв€т€тс€ от страдальца за ѕравославие". ѕримечательно то, что когда его гроб вскрыли в 1950 г., мощи митрополита  лимента были сохранены вполне нетленными, вместе с облачением его, целых 50 лет после его кончины. ѕодробнее о митр.  лименте можно прочитать по адресу: http://orthodoxinfo.com/pravoslavie/10/kliment.html ]

Ќекто может задать вопрос, справедливо ли мы величаем как мучеников людей, которые не исповедовали ’риста перед кончиной своей? ѕсихологическое об€снение этому, на наш взгл€д, следующее: по словам ћакгахана "те люди (христиане) не вошли в лоно мусульманства, и из-за этого турки гл€дели на них как на чужих, как на врагов"... Ќо в таком случае убийство "чужого" и "врага" по вере не есть ли мученичество за ’риста, или хот€ бы исповедничество –асп€того Ѕогочеловека? —охранить веру или насладитьс€ земных благ; прин€ть иноверие или отказатьс€ от здешнего благоденстви€ - поставлены перед этим выбором, многие предпочли нищету богатстве ценой вероотступничества. Ќо славен путь сей и не постыдились обнищавшие ради Ѕога: богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же √оспода не лишатс€ вс€каго блага!

» кто вы€снит нам неисповедимые пути √осподни? –азве тепернешние страдани€ Ѕолгарии не только из-за грехов наших, но и из-за веры отцев наших, из-за ѕравославного исповедани€ нашего? Ќо это безкровное мученичество, которым мы можем удостоитьс€ ныне, тем страшнее, что мы не осознаЄм, что Ѕолгари€ терзаетс€ за ’риста, за то, что в ней ещЄ есть истинна€ вера и истинное благочестие, за то, что некоторые не преклонили колени перед верой ¬ааловой - перед смешением заблуждений, перед духовным обезличиванием. ѕочему тогда и не признать, что и те, кто страдали будучи как-бы бельмо в глазах исмаильт€нов, не €вл€ютс€ христианскими мучениками? ¬спомним избиение преподобных отцов в —инае и –аифе - ведь и от них мучители искали только деньги...

ќ, свидетелие веры праотечески€, забвеннии мученицы рода болгарскаго, изведавшии геенну в земной своей жизни, и осв€тившии кровию своею стен€щую под человеческими грехами землю - молите Ѕога за ваш исстрадавшийс€ народ!

¬первые опубликовано в журнале Ђѕравославно слової є 5-6, 1997 г.



[1] »з ѕом€нника на  ыпиновского монастыр€, ѕ. ѕетров, ѕо следите на насилието т. 2, с. 117

[2] “ам же, с. 163

[3] ¬.  иселков "ћитрополит √ригорий ÷амблак", —офи€ 1946 г. с. 54.

[4] —поред летописа на ѕазарджишки€ монастир —в. ѕетър, обнародван от √. ƒимитров" н€жество Ѕългари€ в историческо, географическо и етнографическо отношение", ч.1, ѕловдив, 1894 г., с. 111.

[5] ј. ѕоптодоров. »з миналото на –одопа. –одопски преглед, год. II, кн. 1-2, с. 12-15, "»сторически€ бележник".

[6] ’адиджа было еЄ турецкое им€. ѕосле крещени€ его поболгарили и уменьшительно звали еЄ “ижа

[7] »з приписка от 1567 г. от монах —имон. —м. акад. …. »ванов "Ѕългарски старини из ћакедони€", с. 244

[8] јрхив на Ќайден √еров, т. 2, с. 176, 196-7, 222, по ѕетров, цит.съч. с. 229.

[9] Ќ. “одоров. ѕоложението.... ч. 1, с. 363.

Петко Тодоров

ѕеревод с болгарского ё. ћаксимова // "ѕравославие и ислам"

18 апрел€ 2002 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0