»ерусалимска€

¬ифлеем Ц родина ’риста

ќчерк написан в начале XX века

¬ифлеем. Ѕазилика –ождества ’ристова ¬ифлеем. Ѕазилика –ождества ’ристова
¬ифлеем - отечественный город ƒавидов и место рождени€ славного потомка ƒавидова, ’риста —пасител€, - расположен на возвышенности (2704 фут. над уровнем мор€) двух продолговатых холмов (восточном и западном), соединенных между собою коротким хребтом. Ќа юге и севере он окружен долинами, а на востоке и западе более отлогими спусками. ќт »ерусалима ¬ифлеем отстоит на юг всего в двух часах пути. ќкрестнсти ¬ифлеема очень привлекательны, на них лежит какой-то отпечаток уюта, радости.

—амые холмы ¬ифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев - маслин, виноградников, фиговых и проч. «еленью садов покрыты холмы и долины окрестностей.  огда любуешьс€ живописными окрестност€ми ¬ифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские событи€, которые некогда совершились здесь. ¬от вдали виднеетс€ небольшое четыреугольное здание, покрытое куполом: это могила прекрасной –ахили, нежно любимой супруги праотца »акова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена вблизи дороги в ¬ифлеем (Ѕыт. 35:16; 48:7). ј вот и развалины той –амы, о которой упоминает пророк; предсказыва€ избиение невинных младенцев ¬ифлеемских: голос слышен в –аме [1], вопль и горькое рыдание; –ахиль плачет о дет€х своих и не хочет утешитьс€ о дет€х своих, ибо их нет (»ер. 31:15). ¬от нивы, на которых бедна€ –уфь собирала позади жнецов колось€, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее √осподь так, что она сделалась женою почетного и богатого жител€ ¬ифлеемского ¬ооза и праматерью —пасител€ мира. ј там внизу, на долинах ¬ифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук –уфи - юноша ƒавид; там он вступал в бой со львом и медведем, защища€ свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. ¬ этих же горах впоследствии не раз укрывалс€ он от —аула, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или какого-нибудь злоде€. » невольно вепоминаютс€ трогательные, умол€ющие слова кроткого юноши. обращенные к злобному гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что € сделал? какое зло в руке моей? (1÷ар. 26:18). «десь же в ¬ифлееме отыскал ƒавида пророк —амуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда ƒавид сделалс€ царем во »зраиле, то ¬ифлеем стал называтьс€ почетным именем города ƒавидова. “ут же на пол€х вифлеемских и колодезь ƒавидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напитьс€ в то врем€, когда ¬ифлеем был зан€т "филистимл€нами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью дл€ своей жизни пробрались чрез стан непри€тельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду "во славу √осподню" и сказал: сохрани мен€ √осподь, чтобы € сделал это! Ќе кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? (2÷ар. 23:14-17). ¬след затем он разбил на голову врагов и овладел ¬ифлеемом. ƒалее к югу за горами наход€тс€ зиаменитые пруды —оломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в »ерусалим, и доныне €вл€ющийс€ поразительным сооружением.[2]

¬ид города ¬ифлеема ¬ид города ¬ифлеема
“аковы библейские воспоминани€, оживающие в душе христианина при виде ¬ифлеема и его окрестностей. Ќо как слабы и тусклы они пред св€тым воспоминанием о величайшем событии, озарившем человечество новым светом и создавшем ¬ифлеему истинное величие и славу, - рождеством ’ристовым! ¬с€ последующа€ истори€ ¬ифлеема проходит в зависимости от значени€ его, именно как места рождени€ здесь —пасител€ мира, как места христианского благоговени€ и почитани€. ”же в первые века христианства ¬ифлеем развивалс€ благодар€ путешествию сюда благочестивых паломников. ¬ 830 году  онстантин ¬еликий построил в ¬ифлееме великолепную базилику, а впоследствии ёстиниан сделал в ней перестройки. ѕозднее здесь были построены монастыри и храмы, так что к 600 году христианской эры город был известен всему христианскому миру своим сравнительным процветанием.

ќднако разрушительные удары истории не пощадили ¬ифлеема, как и большинство дорогих христианскому сердцу мест —в€той «емли. ¬ XII в. при приближении крестоносцев арабы почти совершенно уничтожили ¬ифлеем, который был снова восстановлен крестоносцами. ¬ 1244 году ¬ифлеем был опустошен харезмийцами, а в 1489 году почти совершенно уничтожен. ¬осстановлен он был только в последние столети€ и сделалс€ почти исключительно христианским городом. ¬ 1831 году из ¬ифлеема были изгнаны мусульмане по случаю восстани€ их из-за новой подати, а в 1834 году, вследствие нового восстани€ их, был, по приказанию »брагима-паши, разрушен весь квартал, который они раньше занимали.

¬ насто€щее врем€ в ¬ифлееме около 11 тыс. жителей и почти все они - христиане. √лавное зан€тие жителей - земледелие и скотоводство; кроме того, они уже несколько столетий занимаютс€ приготовлением различных вещиц дл€ паломников и особенно искусны в приготовлении различных предметов из перламутра: крестиков, изображений библейских событий и проч. ¬прочем, выделываютс€ эти вещицы также из коралла и из камн€, который называетс€ "свиньей" или "вонючим камнем" (соединение извести и горной смолы; этот камень добываетс€ из ћертвого мор€).[3]

¬есь небольшой город, разделенный на восемь кварталов, украшен сооружени€ми и постройками христиан различных вероисповеданий.  атолики имеют здесь большой францисканский монастырь со странноприимным домом, красивую новую церковь на склоне горы позади прежней болыпой церкви, школу дл€ мальчиков и школу дл€ девушек - сестер св. »осифа, сиротский дом, аптеку. Ќа юго-востоке города находитс€ католический монастырь кармелиток, построенный по образцу замка св. јнгела в –име, тоже с церковью и семинарией. Ќа северо-востоке, на улице ’еврон, находитс€ госпиталь сестер милосерди€. јрм€не также имеют в ¬ифлееме большой монастырь, примыкающий к греческому монастырю и монастырю францисканскому, - все это вместе образует на юго-вооточном краю города, большую постройку, похожую на крепость. ѕротестантов в городе мало (до 60 чел.).

¬ифлеемска€ звезда ¬ифлеемска€ звезда
Ќо главную и столь дорогую дл€ каждого христианина св€тыню города составл€ет храм и пещера –ождества ’ристова, наход€щиес€ в конце города на восточном холме, невдалеке от крутого спуска в долину. ’рам –ождества ’ристова замечателен не только тем, что он построен на месте рождени€ —пасител€ мира, но и древностью своих основных сооружений. »звестно, что уже  онстантин ¬еликий воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родилс€ ’ристос. ћожно думать, что эта древн€€ базилика в своем общем и основном виде и есть теперешнее здание, конечно, с теми изменени€ми и, так сказать, морщинами, какие положены на нее временем и историей. ¬о вс€ком случае такое предположение находит свое подтверждение и в единстве общого стил€ теперешнего здани€ и в отсутствии особого характера, свойственного более недавнему времени. ≈сли даже допустим, что храм –ождества ’ристова был значительно реставрирован ёстинианом (527-565 гг.), то и в таком случае это здание предотавл€ет собою образец древнего христианского исскуства.  онечно, и в последующие века храм подвергалс€ исправлени€м и изменени€м, но они не были существенными. “ак в XII в. стены храма были украшены мозаикой по золотому полю по повелению византийского имп. ћануила  омнена (1148 - 1180 гг.); самый храм тогда был покрыт оловом. ¬ XV в. (в 1482 г.), вследствие порчи крыши, потребовались ремонтные работы, которые и были произведены на средства западных государей (Ёдуарда IV јнглийского и ‘илиппа Ѕургундского). ¬ конце XVII в. турки сн€ли с крыши храма свинец и перелили его на пули, а мозаика ћануила  омнена почти вс€ осыпалась еще раньше.

’рам –ождества ’ристова расположен пред большой, вымощенной камнем площадью; пред главным входом в храм с запада и доселе открывают следы древнего двора (атриума) первоначальной базилики. »з трех дверей, которые первоначально вели в притвор храма, существует средн€€ дверь, образующа€ теперешний главный вход; но и она заложена с давнего времени, а дл€ прохода в храм оставлена только низенька€ дверь. ѕритвор храма, занимающий ширину среднего корабл€ здание, темный и разделен стенами на несколько частей. »з притвора внутрь храма прежде вели три двери, но две из них замурованы, а оставлена лишь средн€€. ¬нутренность храма поражает своею величественною простотою. ќна имеет форму величественной залы, разделенной четырьм€ р€дами колонн из красного мрамора (цельного) с белыми жилками (по 11 колонн в каждом р€ду; высота колонн 6 м.) на п€ть продолъных кораблей; причем средний корабль своею шириною (10, 40 м.) вдвое и даже больше превосходит боковые с одной и другой стороны; боковые корабли и ниже среднего. ѕо устройству своему колонны храма не лишены значительной красоты и оригинальности: основание их опираетс€ на четыреугольную плиту; капители их, по виду коринфские, но стил€ несколько превращенного; наверху имеют маленькие кресты, высеченные глубоко. ѕо стенам храма кое-где видны остатки мозаики ћихаила  омнена; кроме того, есть изображение (семь) последних предков св. »осифа (полуфигуры), важнейших ¬селенских и ѕоместных —оборов, выше - группы украшений из ветвей с листь€ми, ликов ангелов на сводах и проч. Ёта часть храма отдел€етс€ глухою стеною от третьей части храма, в которой и помещаетс€ собственно храм над пещерой –ождества ’ристова. ¬ эту часть храма ведут три двери. ќна представл€ет собственно продолжение среднего корабл€, пересекаемого поперечным. ќба эти корабл€ образуют форму латинского креста; в четырех углах их пересечение наход€тс€ четыре пил€стра. ¬ абсиде главного среднего корабл€ находитс€ греческий алтарь и престол, отделенный от западной части храма небольшим амвоном и иконостасом. ќстатки мозаики по стенкам этой частй храма изображают различные событие из жизни ’риста: в южном абсиде очень своеобразное изображение входа √оспода в »ерусалим; в северной абсиде - изображение €влени€ воскресшего —пасител€ апостолам вместе с ‘омою; у апостолов нет си€ний (нимбов); третий рисунок представл€ет картину ¬ознесени€ ’ристова: апостолы также без си€ний; посреди апостолов находитс€ ѕресв€та€ ƒева; верхней части рисунка не достает.

јлтарь –ождества ’ристова и пещера –ождества јлтарь –ождества ’ристова и пещера –ождества
ƒве лестницы из этой части храма ведут вниз, в пещеру –ождества ’ристова. Ёти лестницы расположены на правой и левой стороне солеи православного алтар€; в насто€щее врем€ нрава€ (южна€) лестница принадлежит православным, а лева€ (северна€) католикам. —ама€ пещера –ождества ’ристова, наход€ща€с€ под православным алтарем, имеет продолговатый вид: длина ее - 12 м. 40 см., ширина - 3 м. 90 см. и высота - 3 м. ¬с€ пещера освещена 32-м€ лампадами. ѕол ее покрыт плитами мрамора так же, как и стены. ¬ восточной нише находитс€ престол, а над престолом серебр€н€а€ звезда с надписью на земле по латински: Ќiс de Virgine Maria Iesus Christus natus est («десь от ƒевы ћарии родилс€ ’ристос). Ѕез благоговейного трепета и духовного восторга нельз€ читать эту надпись, так много говор€щую сердцу и уму христианина! ¬округ этой ниши гор€т 15-ть лампад, из которых 6 принадлежат грекам, 5 арм€нам и 4 католикам.  ак ни €рко гор€т эти лампады, но как немощно и слабо их свет напоминает о свете присносущном, о свете мира, некогда восси€вшем здесь!

¬ход в капеллу €слей ¬ход в капеллу €слей
ѕочти напротив пещеры наход€тс€ три ступеньки, по которым спускаютс€ в капеллу €слей, наход€щихс€ в особой пещере. —амые эти €сли сделаны из мрамора: дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в €сл€х лежит сделанное из воска изображение младенца ’риста. «десь же на западе находитс€ латинский престол поклонени€ волхвов с изображением (позднейшего времени) этого событи€. Ќевдалеке от этой пещеры из юго-западного угла церкви св. ≈катерины ведет лестница в южные части пещеры, сначала в так называемую капеллу невинных младенцев, где, по позднему преданию ’V-го века, »род повелел умертвить нескольких младенцев, спр€танных здесь их матер€ми. ѕ€ть ступеней вверх ведут в капеллу св. »осифа, воздвигнутую в 1621 году на месте, где будто бы св. »осиф получил от ангела приказание бежать в ≈гипет с младенцем ’ристом.  роме всего этого весьма почитаютс€ христианами, особено католиками, наход€щиес€ в особых пещерах гроб блж. »еронима (отца IV в.), гроб u престол пресвитера ≈всеви€  ремонского, гробы учениц блж. »еронима ѕавлы и ее дочери ≈встохии и, наконец, келли€, где этот блж. »ероним провел 36 лет мирной жизни в своих трудах над переводом книг св. ѕисани€ на латинский €зык (¬ульгата) и другими трудами на пользу ÷еркви. ≈сть еще тут так называема€ пещера молока, где будто бы капли молока падали на землю из груди Ѕогоматери; есть долина пастырей и селение пастырей - Ѕет —агур, откуда были родом пастухи, удостоившиес€ первые получить весть от небожителей о рождении —пасител€ мира.[4]

¬се в этом св€том месте ове€но духом великого событи€ - рождени€ ’риста, все здесь возносит мысль христианина к Ѕожественному ћладенцу, все побуждает склонить колена сердца пред величием неизреченной милости —ына Ѕожи€!

ћихаил —кабалланович

16 апрел€ 2002 года

[1] –ама - небольшой городок колена ¬ениаминова (1Ќав. 18:25) к северу от »ерусалима.

[2] ќдин из недавних путешественников так описывает эти —оломоновы пруды. "ѕо самому дну долины идут один за другим три огромных пруда. ¬близи слышалс€ шум воды, подобный тому, который бывает от колес вод€ной мельницы при ее действии... —амые пруды устроены по дну долины в одинаковом почти рассто€нии один от другого (ок. 23 саж.), притом так что каждый следующий лежит ниже предшествующего в 6 метров (=8, 4 арш.).  аждый пруд в отдельности имеет вид огромного резервуара, наполненного водой: длина каждого из них имеет саж. 50 слишком, ширина саж. 30, а. глубина от 2 до 6 саж. ќни высечены большей частью в скалах, а отчасти выложены тесаным камнем и внутри укреплены контрфорсами; к востоку каждый пруд закачиваетс€ крепкою поперечною стеною. ќт этих прудов проведена вода подземными каналами на прот€жении нескольких дес€тков верст в »ерусалиме; каналы эти или водопроводы идут по двум различным направлени€м и соедин€ютс€ лишь в долине сынов √инномовых у моста, под »ерусалимом. ќтсюда вода идет уже одним общим каналом по южному скату западного холма »ерусалима (—иона) к горе ћориа: "√овор€т, в ныне там получаетс€ вода из этого источника" (ѕ. ѕетрушевский.  аникул€рна€ поездка в св. землю.  иев 1904 г., отр. 151 - 152).

[3] ≈. Baedeker, Palestlne et.Syrie Ed. 1612, p. etc.

[4] Ќедалеко от ¬ифлеема (ок. двух верст) стоит бедна€ часовн€, называема€ "јнгела пастухам". ѕо преданию, она была построена на том месте, где ангел €вилс€ пастухам. “еперешн€€ часовн€, быть может, €вл€етс€ остатком церкви, построенной здесь св. ≈леной. «амечательно, что в глубокой древности здесь сто€ла башн€ ћигдал-Ёдер - "Ѕашн€ —тад" (Ѕыт. 35:21), находивша€с€ вблизи города, по дороге к »ерусалиму. Ѕлж. »ероним говорит, что "она самым своим именем предзнаменована пророчески пастухов, бывших при рождении √оспода" (De loс. hebr.). ћожно полагать, что и пастухи, пасших здесь стада, были не обыкновенными пастухами, т. к. они пасли стада жертвенных животных" (Ёдершейм, стр. 238).

     омментарии читателей
    2016-04-30
    19:35
    тамара:
    Ѕлагодать кака€!!!!! √осподь сподобил посетить и поклонитьс€ этим —в€тын€м.—лава Ѕогу за всЄ.—ейчас только всЄ это с нежной грустью вспоминаетс€.
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: