итайска€

ѕасха в  итае

¬≈Ћ» »… ¬“ќ–Ќ» 

—офийский —обор в ’арбине
—офийский —обор в ’арбине
’муро и неприветливо смотрело солнце сквозь желтую завесу.

”же несколько дней в ѕекине песчана€ бур€. —обственно, бури никакой нет - слегка поддувает ветерок, да песок стоит в воздухе. Ќе солнечно, ни пасмурно, а как-то невн€тно, совсем непривычно, словно свет проступает сквозь желтое стекло. ѕеред аэропортом с шумом развевались флаги, под которыми неподвижно сто€л военный в защитной гимнастерке. ћашины на сто€нке были сплошь обсыпаны песком. √рустно - неужели праздников праздник будет таким? "Ќе беспокойс€. «десь же оп€ть будет ѕасха - погода не подведет". √олос мужа был столь уверенным, что ни один гидрометцентр не убедил бы мен€ в обратном. ¬спомнилс€ ѕастернакЕ

≈ще кругом ночна€ мгла.
“ака€ рань на свете,
„то площадь вечностью легла
ќт перекрестка до угла
» до рассвета и тепла еще тыс€челетье...

¬от и нам предстоит прожить здесь целую вечность - от предательства »удина до —ветлого ’ристова ¬оскресени€. ¬ ѕекине, где не осталось ни одного православного храма, службы —трастной —едмицы и пасхальна€ Ћитурги€ не служились уже сорок лет. "≈ще кругом ночна€ мгла" - оттого и солнце едва просматриваетс€ сквозь песчаную завесу, оттого на душе смутно и не€сно. Ќо все впереди...

 итай всегда представл€лс€ мне страной горизонталей - приземиста€ архитектура дворцовых комплексов, стелющиес€ карликовые деревь€. —овременный же ѕекин - это город вертикалей: гигантские зеркальные многоэтажки рвутс€ ввысь. „тобы хоть как-то примирить этот смелый прорыв с традицией, верхушки небоскребов венчаютс€ крышами с изогнутыми карнизами. ћногоэтажки растут здесь как грибы - оцепл€етс€ старый квартал, а через несколько мес€цев на его месте уже красуетс€ блест€щий гигант.

ѕодъезжаем к –оссийскому посольству. —овременные постройки смен€ютс€ хутунами, старыми одноэтажными кварталами - их в ѕекине оста лось совсем немного.

¬етер тревожит обнаженные ветви деревьев; на перет€нутых через улицу веревках раскачиваютс€ большие красные бумажные фонари. –аньше в этом районе жили потомки албазинцев и члены –усской миссии, ныне каждое второе здание зан€то под ресторан.

¬от и Ѕэйгуань - "северное подворье", бывша€ территори€ –усской духовной миссии в  итае, на которой расположилось наше посольство, самое большое в мире.

ѕосольство напоминает скорее роскошный парк, нежели деловое учреждение - всюду деревь€, клумбы, кусты - богатое наследство, выращенное трудами ћиссии.

ѕосле массового истреблени€ воробьев, проведенного в годы культурной революции, птицы не жалуют ѕекин своим присутствием; да и гнездитьс€ им негде - трудно назвать столицу  ита€ зеленым городом. ¬ Ѕэйгуане же щебет, трели, свист и прочие звуки, на которые только способны многочисленные сойки, воробьи, горлицы, вороны и иже с ними, не смолкают даже ночью. ѕо дорожкам вдоль канала важно разгуливают лебеди; белки, ежи, кролики, кошки - все чувствуют себ€ вольготно.

ћы с мужем часто вспоминаем поездку в ѕодмосковье вместе со знакомым китайцем. ¬се наши всплески эмоций, вызываемые по€влением то ежика, то мышки, то диковинной птички, были прерываемы его коротким: " ¬  итае это ед€т". «аметив нарастающее изумление, он резюмировал: " ¬  итае все ед€т". «десь действительно не брезгуют ничем, поэтому обилие четвероногой и пернатой твари в центре ѕекина можно назвать редкостью.

ѕо желанию мужа нас разместили в так называемой  расной ‘анзе. ‘анза - это бывший дворец принца четвертой дайцинской династии —ы-≈-‘у, выкупленный ћиссией в начале века после боксерского восстани€.  расные стены, зелена€ черепична€ крыша, типично изогнутый карниз; только на коньке вместо традиционных фигурок мифических зверей и небожителей красуютс€ голуби.

ќсновна€ часть дворца в 1901 году была обращена в храм св€тител€ »ннокенти€ »ркутского, а примыкающее к нему правое крыло - в покои начальника ћиссии, в которых мы и расположились. ћесто храма занимает ныне зал дл€ приемов с красивой китайской мебелью, инкрустированными ширмами, свитками на стенах. «десь по уже сложившейс€ традиции провод€тс€ богослужени€.

ѕодготовка к службам идет в посольстве полным ходом.  вартира одних из первых прихожан напоминает штаб - нежна€ баховска€ мелоди€ мобильного телефона то и дело заглушаетс€ настойчивым звоном внутреннего аппарата: готовы ли черные покрывала дл€ анало€, сколько экземпл€ров нот нужно отксерить, что делать с огромной старинной ширмой, котора€ делит ‘анзу на две части и создает массу неудобств, как обеспечить допуск всех желающих помолитьс€ на закрытую территорию посольства. √олова начинает идти кругом и у насЕ

≈ще в ћоскве отец ƒионисий, который собиралс€ в  итай уже в семнадцатый раз, решил, что наши прогулки по ѕекину начнутс€ с площади “€ньаньмэнь, главной площади города. "“ам, как нигде, можно прочувствовать необъ€тность и мощь  ита€", - говорил он и оказалс€ совершенно прав: “€ньаньмэнь просто подавл€ет своим размахом.

Ѕыло пасмурно, дул сильный ветер, и казалось ничто не способно защитить от холода. ¬оздух чуть тронули сумерки; высоко в небе парил змей в виде птицы-хищника. ¬от один из портретов многоликого  ита€ - сильный, безграничный, пугающий своей безграничностью, хмурый и настороженный, величественный, как пар€щий хищник. ”ставшие, замерзшие возвращаемс€ домой. ¬ечером - крещение.

¬≈Ћ» јя —–≈ƒј

ƒень начинаетс€ с соборовани€. ѕесчана€ бур€ утихла, обнажив небо - €ркое, весеннее. –€дом с изогнутыми восточными сводами и облака воспринимаютс€ иначе - вот поплыл большой белый дракон, пускающий из пасти клубы дыма; это похоже на крону сосны, а за ним - целый пейзаж из выт€нутых гор и ущелийЕ

—егодн€ днем перва€ спевка. „то у нас получитс€?  лирос готовилс€ несколько мес€цев - женщины доставали ноты, разучивали песнопени€. Ќо где в ѕекине услышишь "живую" службу? ѕоэтому певчие без труда исполн€ют по нотам "’ерувимскую" ¬едел€, в то врем€ как ответить "јминь" на возглас св€щенника - цела€ проблема. — этого и начинаем. «атем - по уставу —трастной седмицы.

— каким трепетом ожидаешь каждый год эти службы, следишь за тем, как прорастает одна в другую, как человеческие зависть, предательство, любовь, скорбь в один неуловимый миг преломл€ютс€ в свете Ѕожественного ¬оскресени€. —обира€сь в поездку, € заранее радовалась возможности, точнее необходимости присутствовать на всех службах - никакие сверхсрочные дела не достанут мен€ в ѕекине.  ак сладко было мечтать о любимых службах —трастной ѕ€тницы, о Ћитургии ¬еликой —убботы, которую не посещала уже много лет. » вот —трастна€ наступила - передо мной ѕостна€ “риодь, ноты с вожделенными песнопени€миЕ и панический ужас перед всем этим! ћне впервые предсто€ло выступить в роли регента, да еще и уставщика на службах, в которых и опытные-то люди путаютс€.

—мотрим тропарь "≈гда славнии ученицы".

-  расивый распев, светлый, мажорный. “олько мы все равно закончим в миноре, - обреченно говорит певча€.

- Ёто почему же? - удивл€юсь €.

- “ак у нас повелось, мы даже не пытаемс€ разучивать мажорные песнопени€.

- ƒавайте попробуем!

ѕропеваем раз, другой, третий иЕ заканчиваем в мажоре! Ёто уже маленька€ победа и вдохновение к дальнейшим подвигам. —лужба будет!

» служба действительно была. Ќе моление батюшки в присутствии народа, а со-участие св€щенника, прихожан и, пусть неопытного, но клироса. »же о всех благий √осподи, слава “ебе.

¬≈Ћ» »… „≈“¬≈–√

≈сли брать полночь за точку отсчета, то ¬еликий „етверг началс€ дл€ мен€ на третьем этаже посольского клуба, где, усевшись вокруг фортепиано, певчие всматривались сонными глазами в расплывающиес€ по линейкам нотные знаки. ћы делаем большие успехи - мажорные песнопени€ заканчиваютс€ не только в мажоре, но и в заданной тональности; разучены все четверговые песнопени€. ”ставшие, но счастливые возвращаемс€ домой: по мостикам через канал мимо сонных лебедей, тропиночками меж распустившихс€ и готов€щихс€ распуститьс€ кустов, мимо поклонного креста пр€мо к круглым воротам сп€щей ‘анзыЕ

—колько же народу собралось на службу! Ћюди сто€т плотной стеной; не слышно ни разговоров, ни возни, даже младенцы ведут себ€ тихо. ”дивительно, в ‘анзе нет расписных стен и иконостаса - импровизированный престол, несколько икон расставлено по столам, подсвечник, да и тот один, на горнем месте вместо лика —пасител€ - свиток с изображенной на нем цветущей веткой сливы. » все же ни на минуту не перестаешь ощущать, что это - ÷ерковь, сила которой - в ее единстве.

Ќачинаетс€ ѕричастие. «апеваем причастный стих... Ћюди тесн€тс€ к „аше, начинаю подпевать, и через минуту ‘анза наполн€етс€ стройным твердым “ело ’ристово примите, »сточника бессмертного вкусите.

—олнце почти в зените, впереди - п€ть часов свободного времени. ќтправл€емс€ смотреть ’рам Ќеба, расположенный недалеко от центра города.

“акси управл€ет женщина средних лет - здесь, в  итае, женщина за рулем не воспринимаетс€ как стихийное бедствие. Ќаш автомобиль ловко маневрирует в шумном потоке, в котором смешались воедино автобусы, легковые машины, отча€нные велосипедисты и самые неверо€тные велоконструкции. ≈дем по эстакаде - сквозь мелькающие ежесекундно пруть€ ограждений небоскребы, пагоды, загнутые крыши пронос€тс€ кадрами старой кинопленки.

¬от и “€ньтань, ’рам Ќеба, сооружение эпохи династии ћин, где император поклан€лс€ богам неба. Ќевысокие стены подчеркивают простор площадей. ќбилие кругов в планировке, голубой цвет стен и черепицы - все напоминает о небе. ј над каждым незастроенным пространством пар€т воздушные змеи - каких только нет: орлы и более безобидные птицы, бабочки, стрекозы и даже рыбы!

 ак ни прекрасен храмовый комплекс, все же при€тно было очутитьс€ в парке среди цветущей жимолости и распускающихс€ деревьев. ” выхода же нас ожидал насто€щий сюрприз - усыпанна€ венчиками неповторимого розового цвета сакура, видимо, местна€ достопримечательность, у которой собралась цела€ очередь с фотоаппаратами.

ѕеред вечерней службой мы зашли перекусить в маленький ресторан неподалеку от посольства. ћолода€ официантка с интересом следит за всеми действи€ми отца ƒиониси€. "ј € знаю, что вы сейчас делали. ¬ы молились, - она едва не смеетс€ от радости. - ћо€ мама - христианка, € тоже крещена€, но в церковь хожу редко. ј почему вы так странно молитесь? ћы молимс€ с закрытыми глазами и руки вот так складываем". ќна сложила перед собой ладони.

ѕытаемс€ объ€снить ей, что такое ѕравославие. ƒевушка удивлена: "я думала, что все христиане одинаковые". Ќе отходит от нашего стола: то чай нальет, то посуду поправит. ѕотом приносит тарелку с нарезанными фруктами: "Ёто вам в подарок". ћы подн€лись, чтобы помолитьс€, и она встала р€дом, перекрестилась, лицо си€ет улыбкой. "¬сего вам доброго, самого-самого доброго!"

¬≈Ћ» јя ѕя“Ќ»÷ј

ќбычно в ћоскве на —трастной Ќеделе природа едва начинает пробуждатьс€, бывает, что и снег еще не раста€л. Ѕеззащитность нераспустившихс€ деревьев, непокрытой земли, м€гкого желтоватого весеннего солнца как-то естественно вплетаетс€ в особенное настроение этих дней. ƒл€ мен€ они всегда пронизаны пастернаковскими строчками.

¬ ѕекине же давно зеленеет трава, цветут кусты, да и деревь€ почти распустились.  ак это ни печально, придетс€ расставатьс€ с милым сердцу образом —трастной ѕ€тницы.

¬ ‘анзе все готово к выносу ѕлащаницы: перед аналоем поставлен стол, вокруг него - большие корзины с цветами. ” арабских христиан существует трогательна€ традици€ - в ¬еликую ѕ€тницу с раннего утра в свои храмы сход€тс€ женщины и начинают плести венки дл€ ѕлащаницы. Ёто - особое женское делание, совершающеес€ с молитвой и пением. ќтец ƒионисий рассказывает нам об этом и с грустью смотрит на готовые корзины.

Ќа дневной службе - лишь несколько человек. ѕотрескивание свечей раздаетс€ по пустой ‘анзе.

“ебе, одеющагос€ светом, €ко ризою, снем »осиф с древа с ЌикодимомЕ Ќебольша€ простенька€ ѕлащаница выноситс€ перед мол€щимис€. –аспев сложный, выучить на несколько голосов мы его не успели, приходитс€ "солировать". ”жасно боюсь ошибитьс€.

... ако погребу “€ , Ѕоже мой; или какою плащаницею обвию; коима ли рукама прикоснус€ нетленному “воему телу; или ки€ песни воспою “воему исходу, ўедре...

¬нимание, мысли, молитвы, воздыхани€ сомкнулись над небольшим столиком, обложенным цветами...

Ѕлагообразный »осиф, с древа снем пречистое тело “вое, плащаницею чистою обвив и вон€ми, во гробе нове, покрыв, положи.

 лубитс€ ладан, позв€кивает кадило. ≈ще и еще раз мерно и светло плетет свои кружева болгарский распев. ѕрикладываемс€ к ѕлащанице и молча расходимс€ по домам, унос€ мир в душе и запах розового масла на губах.

¬ечер. “ихо идет утрен€. ‘анза все наполн€етс€ и наполн€етс€ народом - рабочий день закончен, и люди пр€мо со службы направл€ютс€ сюда.

...» вид€т свет у царских врат
» черный плат, и свечек р€д,
«аплаканные лица...

¬от батюшка поднимает ѕлащаницу, и все подхватывают “рисв€тое, громче всех звучат мужские голоса. “оржественное шествие медленно движетс€ по узкой дорожке по направлению к поклонному кресту. — обеих сторон над нами нависают цветущие ветки.

...—ады выход€т из оград
 олеблетс€ земли уклад:
ќни хорон€т Ѕога...


ќгибаем поклонный крест. «апах ладана смешиваетс€ с сильнейшим ароматом сирени, словно и она принесла ароматы расп€тому √осподу.

...» шествие обходит двор
ѕо краю тротуара,
» вносит с улицы в притвор,
¬есну, весенний разговор,
» воздух с привкусом просфор
» вешнего угара...

ѕосле службы ко мне подошел один из алтарников - студент, приехавший на ѕасху из ÷зинани, и подвел парнишку лет двадцати.

- Ёто ¬ан€, он - насто€щий бас!

¬от так находка! “еперь пон€тно, почему так солидно звучали мужские голоса во врем€ крестного хода. ¬ан€ учитс€ в ѕекине; раньше в ћоскве пел на клиросе. ¬ыходим на улицу и тут же пробуем одно из субботних песнопений на два голоса, альт и бас. Ќу и красота получилась! “о ли еще будет, когда мы запоем вместе.

¬≈Ћ» јя —”ЅЅќ“ј

Ћето наступило резко и неожиданно; говор€т, что в ѕекине всегда такЕ ¬ одночасье подскочила до 30 градусов температура, листь€ на деревь€х начали распускатьс€ буквально на глазах, не дожида€сь субботнего прокимна.

¬оскресни, Ѕоже, суди земли, €ко “ы наследиши во всех €зыцех. —н€ты с аналоев постовые покрывала, и черна€ фелонь пригодитс€ теперь не скоро - вместо нее си€ет новизной бела€.

Ѕурную, уже почти пасхальную радость едва осаждают слова:

ƒа молчит вс€ка€ плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышл€ет.

” отца ƒиониси€ сегодн€ годовщина хиротонии; он особенно счастлив, благодарит хор за прекрасное пение: "“акой службы здесь еще не было!". " ак в ћоскве", - нахваливают прихожане. ¬от бы и на ѕасху так спеть!

» еще одно радостное известие получили мы в субботу - на пасхальную службу приедет последний оставшийс€ в живых китайский св€щенник - отец јлександр ƒэ.

ќтец јлександр считает себ€ русским, хот€ внешне на русского совсем не похож. ќн €вл€етс€ потомком албазинцев ƒубининых в восемнадцатом поколении - отсюда и фамили€ ƒэ. Ѕатюшка родилс€ и вырос в Ѕэйгуане, в 50-х годах прин€л св€щенный сан от последнего начальника ћиссии архиепископа ¬иктора (—в€тина). ¬скоре территори€ ћиссии была передана посольству ———–, и вновь началось разрушение храмов, с таким трудом восстановленных после восстани€ ихэтуаней. «атем последовали т€желейшие годы культурной революции; св€щенников преследовали, отправл€ли в исправительные лагер€, высмеивали, обр€жа€ в шутовские колпаки и вымазыва€ сажей лицо. „ерез все это прошел и отец јлександр.

¬ ѕекине оставалось, да и по сей день живет около 250 албазинцев, но власти запрещали отцу јлександру окормл€ть их духовно. Ѕатюшке оставалось лишь быть св€щенником в своем собственном доме; детей своих он крестил, получив миро из японии.

—ейчас отцу јлександру ƒэ более 80 лет. ќн болен раком легких и диабетом, самочувствие его ухудшаетс€. „лены посольской православной общины стараютс€ помогать батюшке, как могут. Ќакануне приезда отца ƒиониси€ отец јлександр, ссыла€сь на плохое здоровье, с сожалением говорил о том, что едва ли сможет выбратьс€ на службу. Ќо невозможное человеком возможно ЅогуЕ

ѕј—’ј

ќкутанна€ ночной прохладой земл€ отдыхала после первого жаркого дн€. ¬ темноте, лишь кое-где рассекаемой тусклым светом фонарей, ‘анза с ее большими свет€щимис€ окнами была похожа на огромный корабль, плывущий тихо и уверенно по бескрайнему ночному океану.

»з распахнутых дверей доносилось чтение јпостола. Ќесмотр€ на то, что до начала службы оставалось не менее получаса, в ‘анзе €блоку было негде упасть; а люди все шли и шли: посольские, студенты, журналисты, сотрудники других посольств - ”краины, Ѕелоруссии, √реции,  ипра, —ербии, Ѕолгарии и даже Ёфиопии.

ѕодъехал отец јлександр ƒэ с дочерью Ќатальей; идет, опира€сь на палочку, радостно озираетс€.

¬от отец ƒионисий зачитал ѕатриарший ”каз о награждении отца јлександра крестом с украшени€ми, и  расна€ ‘анза, котора€ сегодн€ действительно красна€, огласилась троекратным "јксиос".

Ѕлагословен Ѕог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. “ихо, слаженно, торжественно запеваем "¬олною морскою", и к нам присоедин€етс€ уверенный голос отца јлександра. ¬ глазах у певчих слезы.

«акончилась полунощница. “ишина, лишь потрескивают свечи в руках у трех с половиной сотен мол€щихс€. "Ќо в полночь смолкнут тварь и плотьЕ" ≈ще мгновение, и у престола начинаетс€ робкое ¬оскресение “вое, ’ристе —пасе. ≈го подхватывает хор, снова и снова, с каждым разом все увереннее; и вот уже весь собравшийс€ народ поет как единый слаженный организм: "» нас на земли сподоби чистым сердцем “ебе славити".

¬переди крестного хода - мужчины с иконами, за ними - батюшка, хор, послы; все идут чинно и торжественно по двое и трое.

ћы уже обогнули поклонный крест, а навстречу все плыли огоньки свечей, бережно прикрываемые ладон€ми.

—обираемс€ во дворике перед входом в ‘анзу; отец ƒионисий с отцом јлександром возвышаютс€ на ступен€х. ћы пропели стихиру еще более дес€ти раз, прежде чем шествие успело заполнить двор.

"’ристос ¬оскресе!" - "¬оистину ¬оскресе!" - раскатываетс€ в ночи. "’ристос јнести!"Е » полилась пасхальна€ службаЕ

 ак это положено по ”ставу, осв€щение пасок, куличей и €иц происходило после Ћитургии. ќгромный стол был уставлен роскошными произведени€ми кулинарного искусства, сотворенными мастерицами; заметим, что в ѕекине не купишь готового кулича.

«акончена трапеза, ‘анза опустела. ¬от и ѕасха наступила.  ак же быстро летит врем€ - прокручиваетс€ в пам€ти приезд, службы —трастной недели, спевки, лица, словаЕ

—нар€женные сумками с пасхальными дарами возвращаемс€ домой. «а окном уже вырисовываютс€ ветви деревьев на бирюзовом фоне неба, а мы, переполненные впечатлени€ми, все не можем уснуть.

¬прочем, спать в пасхальную ночь пришлось недолго - в 10 часов утра нас уже ждали на приеме по случаю праздника в ”краинском посольстве.

ѕосольство занимает крохотную территорию в центре города, поэтому все здесь просто, по-домашнему. ѕосол поздравл€ет собравшихс€ с ѕасхой, рассказывает про вчерашний "крестный хiд", показывает видеокассету с фильмом о ѕасхе в »ерусалиме и приглашает гостей к столу, где красуютс€, одно аппетитней другого, блюда с салатами, м€сом, всевозможными овощами и бутербродами с салом.

  батюшке подход€т люди, благодар€т за пасхальную службу; каждый рассказывает о своей судьбе, о том, как пришел к вере. ¬се удивлены количеством людей, собравшихс€ на службу ночью.

ѕасхальный вечер нам, конечно же, хотелось провести по- особенному - после вечерни перед ‘анзой разыгралась цела€ дискусси€ о том, куда лучше поехать. ќдни предлагали отправитьс€ смотреть ћинские могилы, другие - музей колоколов, но в конце концов все сошлись на том, что очень устали, а где отдохнешь душой лучше, чем на природе: едем в ботанический сад.

—амо название места, где раскинулс€ ботанический сад, окутывало покоем - ƒушистые горы. ћы мчались по скоростному шоссе, и на горизонте в густой белой дымке одно за другим проступали очертани€ пологих хребтов.

¬оздух чуть тронулс€ лиловым - первый признак сумерек, когда мы добрались до места. —олнце закатилось за горы и подсвечивало оттуда их м€гкие контуры. ¬далеке над волнами красных, розовых, белых, желтых цветов возвышалс€ из€щный силуэт пагоды. –аньше в ƒушистых горах располагалось несколько монастырей, теперь это излюбленное место отдыха пекинцев. √овор€т, что днем здесь людей примерно столько же, сколько в московском метро в часы пик. јвтобусами привоз€т на прогулку передовиков производства - их можно узнать по одинаковым шапочкам или значкам. Ќам рассказывали, как один гид-экскурсовод прокомментировал своим слушател€м по€вление группы туристов из √ермании: "ј это такие же передовики, как и вы, только из ≈вропы".

”зенька€ тропинка приводит нас к круглым воротам, за которыми начинаетс€ бамбуковый сад. ќн огражден белой стеной - белый цвет традиционен дл€ бамбукового сада: на нем хорошо видна игра тени, отбрасываемой выт€нутыми листь€ми в солнечный день и лунную ночь.

ќколо клумб с €ркими тюльпанами, разноцветными гиацинтами и нежными из€щными ирисами толпитс€ группа €понских туристов. ќна не мешает сид€щему неподалеку под сухим деревом дедушке в синей гимнастерке любоватьс€ цветами. —колько раз встречали мы в  итае пожилых людей, неподвижно взирающих на распустившиес€ венчики. ƒревние китайцы считали большим позором неумение улучить момент дл€ созерцани€ цветов и оказать им тем самым должное уважение. —читалось, что дл€ созерцани€ каждого растени€ есть свое врем€ и место. “ак, зимой хорошо любоватьс€ сосной, весной - всем, что цветет, летом - могучими дубами, платанами, осенью же лучше всего наслаждатьс€ ароматом мандариновых деревьев. ≈сли пренебречь погодой и неправильно выбрать место дл€ созерцани€ растений, то рассеетс€ и ослабеет дух.  онечно,  итай уже не тот, что был тыс€чи лет назад, но и в сегодн€шней ѕоднебесной есть дни "∆елтого листа" или "÷ветущей сливы", когда все выезжают за город, чтобы насладитьс€ красотой растений.

ј нас увлекает за собой горна€ тропка. ¬се выше и выше; кажетс€, еще немного и мы увидим солнце, спр€тавшеес€ за соседней горой.

¬от куда вела наша дорожка - стара€ облупивша€с€ беседка, подпираема€ сосной, предлагает замечательный вид на сад и всю долину. ≈ще один портрет  ита€ - задумчивый и умиротворенный, как звук бамбуковой дудочки; мудрый, глубокий, утонченный.

”же совсем стемнело, спускаемс€ вниз.  ак не хочетс€ уходить отсюда; с трудом веритс€, что есть где-то шумный город с автомобил€ми, бетонными стенами и неоновой рекламой. ”саживаемс€ на скамейку. — гор доноситс€ уханье сплюшек, шуршит бамбук за стеной, а в небе темно-синем, бархатном мерцают жемчужные бусины. —егодн€ на всей «емле ѕасхаЕ

—¬≈“Ћџ… ѕќЌ≈ƒ≈Ћ№Ќ» 

≈сли пройтись утром по ѕекину, то в каждом парке, начина€ от крохотных, разбитых у домов и заканчива€ известными парками при дворцах и храмах, можно наблюдать людей всех возрастов, занимающихс€ спортом, но не привычной зар€дкой или бегом, а традиционной китайской гимнастикой. —читаетс€, что она обеспечивает свободную циркул€цию жизненной энергии в организме и способствует раскрытию его возможностей.

¬ ранние часы выход€т на улицы мастера; они не только упражн€ютс€ в своем искусстве, но и соревнуютс€ друг с другом в написании иероглифов водой по асфальту или вынос€т в клетках щеглов и слушают, чей сегодн€ поет лучше. ”видеть насто€щих мастеров нам так и не удалось, потому что посольские ворота открываютс€ лишь в восемь утра. Ќа площадках парка, наход€щегос€ недалеко от посольства, люди, разбившись на группы по 4-5 человек, синхронно выделывали упражнени€. ќдни упражн€лись с мечами, другие с палками, третьи - с веером; вдоль забора выстроились те, кто занималс€ дыхательной гимнастикой. ƒыхательные упражнени€ закончились громким криком, в который мгновенно влились голоса всех находившихс€ в парке. ¬ последнее врем€ в  итае вошли в моду бальные танцы - танцплощадка была заполнена до отказа молодыми, пожилыми и средних лет парами - потанцуешь часок, и на работу. Ќикого не смущает ни отсутствие мастерства, ни обилие зевак, толп€щихс€ за оградой.

ј на улице кипит утренн€€ жизнь - снуют велосипедисты, рабочие развоз€т по ресторанам большие тележки с овощами и зеленью, спешат на зан€ти€ школьники в красных пионерских галстуках, а над воротами буддистского монастыр€ громко воркуют голуби.

 огда-то и парк, в котором мы только что гул€ли, и окрестные дома принадлежали ћиссии; здесь же недалеко от нее жили православные китайцы. ”лицы, по которым мы идем, осв€щены кровью мучеников. “рудно представить себе, что здесь творилось всего сто лет назад. Ќаверное, сто€ли такие же солнечные дни, и пышные кроны деревьев откидывали тень так же, как и сегодн€Е ¬сюду царит тревога - люди с красными пов€зками уже смело по€вл€ютс€ на улицах города; ход€т слухи о том, что не сегодн€ завтра заполыхает ћисси€. ќдни семьи покидали свои дома и искали прибежище у родственников, другие, ожида€ пожаров, остались в своих жилищах. Ѕольше мес€ца продолжалс€ произвол ихэтуаней - горели храмы, дома, деревь€, гибли люди.  ак писал очевидец восстани€ протоиерей —ергий „ан, потер€вший всю семью, "в то врем€ не было, кажетс€, ни одного человека, который не кричал бы ша".

—в€тые мученики китайские, молите Ѕога о нас!

¬≈Ћ» јя —“≈Ќј

„то приходит на ум первым, когда слышишь слово  итай? ќдни подумают о китайском чае, другие о бумаге, кого-то посетит мысль о боевых искусствах, но большинство наверн€ка вспомнит ¬еликую китайскую стену. Ќевозможно не увидеть ее, побывав в стране.

≈ще в древние времена правители отдельных царств, находившихс€ на территории  ита€, возводили оборонительные стены вокруг своих владений. ¬ третьем веке до нашей эры ÷инь Ўихуанди, первый император династии ÷ин, объединивший разрозненные царства  ита€, соединил эти стены в одну большую - так по€вилась ¬елика€ стена, "стена в дес€ть тыс€ч ли", как называли ее древние китайцы. ¬ строительстве стены прин€ло участие более миллиона человек, что составл€ло тогда п€тую часть населени€ страны. ѕервоначально стена была сооружена из утрамбованной земли, на смену земле пришла глина и камни, и уж в XVI веке (что дл€  ита€ совсем поздно) стену укрепили кирпичом и каменными блоками, которые можно наблюдать и поныне.

—амый посещаемый участок стены находитс€ в местечке Ѕадалинь недалеко от ѕекина. √од назад здесь открыли скоростную трассу, и теперь всего сорок минут отдел€ют центр города от китайской достопримечательности.

ћы приехали в послеобеденное врем€, когда солнце нежно золотило пологие склоны, сплошь усыпанные цветущими низкорослыми вишневыми деревь€ми. “уристов в эти часы было немного. — трудом преодолева€ огромные высокие ступени, мы направились к ближайшей сторожевой башне. ¬етер носилс€ со свистом между зи€ющими глазницами окон, из которых было хорошо видно, как золотой змейкой вьетс€ по хребтам гор и тер€етс€ за горизонтом стена.

Ќеподалеку от Ѕадалин€ пр€мо под стеной расположилс€ медвежий питомник, где развод€т панд и гималайских медведей. ћы опоздали, ворота уже закрыты, но сторож легко поддалс€ на уговоры, позволив нам зайти на дес€ть минут и полюбоватьс€ маленькими ленивцами, которые готовились ко сну, укладыва€сь в самых немыслимых позах там, где настиг их сон - на полу, парапете и даже на металлической лестнице.

ќпь€ненные горным воздухом возвращаемс€ в ѕекин, где уже с нетерпением ждут нашего приезда.

»’ЁёјЌ№

  северу от центра ѕекина раскинулась потр€сающа€ своей красотой и из€ществом летн€€ резиденци€ императора - »хэюань. ¬еликолепные дворцы, пагоды, беседки, резные ворота выгл€дывают из за густых шапок развесистых старых деревьев. —ад ƒобродетельной √армонии, холм ƒолголети€, дворец –ассе€нных ќблаков... ”казатели ман€т теб€, зачарованного, все выше и выше; ты уже вознесс€ над дворцами и можешь любоватьс€ изогнутыми крышами сверху. ≈ще немного и восхищенному взору предстает окутанное дымкой, совсем как в сказке, озеро  уньмин, посреди которого возвышаетс€ остров, соединенный с берегом большим арочным мостом.

¬ саду многолюдно, громко переговариваютс€ вездесущие передовики. Ќикакие красоты »хэюан€ не интересуют их так, как отец ƒионисий в подр€снике. "¬рач", Њ по€сн€ет своей спутнице мужчина средних лет. ћы спускаемс€ к пристани, и катер с драконами на носу и корме уносит нас на остров. ќттуда по мосту возвращаемс€ к сто€нке такси. ѕора ехать; сегодн€ в посольской общине больша€ радость - будет креститьс€ ее самый маленький член.

 –≈ў≈Ќ»≈

“ихон - младший, четвертый брат в семье и самый маленький прихожанин. ƒумаю, что со временем он будет петь на клиросе - не могли же пройти даром многочисленные спевки, на которых “ишка присутствовал до своего по€влени€ на свет.

Ќа первой седмице ¬еликого ѕоста в посольство приезжал батюшка из —очи. Ѕыло решено читать ¬еликий пока€нный канон јндре€  ритского.

- –ожать на первой неделе не благословл€ю!  то петь-то будет? - сказал батюшка “ишкиной маме, регенту здешнего хора. Ќо “ихон не вн€л благословению и все-таки по€вилс€ на свет. „ерез несколько часов после его рождени€ мама-регент созвала весь небольшой хор в свою палату и на глазах у изумленных врачей провела спевку; канон был отслужен благополучно. —ию историю с восхищением поведал отцу ƒионисию тот самый св€щенник.

“ихона крестили. «а столом сид€т самые близкие - крестные и друзь€. ¬се желают малышу помощи Ѕожией, любви, хороших наставников, чтобы ему никогда не было одиноко. ј мне подумалось. что то же самое можно пожелать и всей пекинской общине, котора€ не так давно зародилась и уже прин€ла боевое крещение - как же еще назовешь —трастную и ѕасху. ƒай Ѕог и ей помощи во всем, мудрого наставника и долгих лет жизни.

«јѕ–≈“Ќџ… √ќ–ќƒ

ƒо отъезда оставались всего одни сутки. я уже успела привыкнуть к напевной китайской речи, ко крикам тренирующихс€ по утрам солдат, к тому, что в каждой цветущей куще скрываетс€ резна€ крыша. — трудом верилось, что завтра вечером все будет по-другому.

¬ последний раз отправл€емс€ на прогулку, на этот раз - в зимний императорский дворец √угун или «апретный город. Ќе знаю, хватит ли часа, чтобы обойти его вокруг. ћощные дес€тиметровые стены окружены огромными вод€ными рвами - такую оборону едва ли дерзнешь нарушить. ’от€ наши соотечественники дерзали - дважды в XVIII веке члены нашей духовной ћиссии пробирались на спор в «апретный город, но были вежливо выдворены.

¬ыстаиваем небольшую очередь и проникаем вовнутрь. √угун воплотил в себе все казалось бы несочетаемое - безграничную свободу и строгий пор€док, каноничность форм и вольную фантазию, подавл€ющую помпезность и из€щнейшую простоту. ’рамы и дворцы «апретного города просто громадны, но и они кажутс€ игрушечными по сравнению с теми площад€ми, в которые заключены. √угун воплотил в себе не только мастерство зодчих и архитекторов, но прежде всего все идеи, пронизывающие китайское сознание.

ƒворцовый комплекс был сооружен в рекордно короткие сроки - всего за 14 лет. ѕотр€сающа€ способность организовывать коллективный труд тыс€ч людей удивл€ет и сегодн€ вс€кого приезжающего в  итай.

¬ толпе туристов мы движемс€ через ворота ¬ысшей √армонии, ворота Ќебесной „истоты, мимо дворца Ќебесного —покойстви€, зала —оюза и ћира и попадаем в великолепный сад - такой мог принадлежать только властелину ѕоднебесной. ѕрозрачные пруды, изысканные павильоны дл€ отдыха, растени€ неправильных форм, на вершине холма - беседка, из которой император любовалс€ ночным светилом.

—ид€ за фарфоровым столиком в чайном павильоне, отец ƒионисий с иронией замечает, что не случись в  итае революции, вр€д ли пришлось бы нам пить прекрасный чай в стенах «апретного города. „ай действительно прекрасен, его даже пить жалко - сидел бы, прислушива€сь к шелесту тростника, да любовалс€ на разноцветные лепестки и листь€, словно специально изогнутые по форме иероглифов.

¬ечером - последний перед отъездом водосв€тный молебен и прощание с людьми, уже ставшими совсем родными.

- ѕриезжайте скорее и об€зательно вместе.

 аждый пытаетс€ сказать теплое слово. ’очетс€ навсегда запечатлеть в душе эти добрые лица, ‘анзу, шум города вперемешку с китайской речью, нав€зчивые крики соек, запах китайской кухни, тополиный пух, все, что св€залось, сплелось с этой весной, с этой, самой необычной в моей жизни ѕасхой. ќ ней еще непременно вспомн€т впоследствии, вспомн€т как о первой ѕасхе после т€желого сорокалетнего перерыва.

Кира Поздняева

ѕечатна€ верси€ статьи - в журнале "јльфа и ќмега", є3(є29)

30 апрел€ 2002 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0