онстантинопольска€

–оль  онстантинопольского ѕатриархата

√лавы ѕоместных ѕравославных ÷ерквей
√лавы ѕоместных ѕравославных ÷ерквей
/p>

–оль  онстантинопольского патриарха необходимо понимать в контексте соборности ÷еркви. ¬селенский патриарх ни в коем случае не €вл€етс€ Ђглавойї ѕравославной ÷еркви. ќн исполн€ет роль координатора и инициатора общеправославных форумов. “ем не менее, на самих подобных форумах он участвует на равных со всеми остальными участниками правах. ¬ функции ¬селенского патриарха вход€т: инициатива созыва общеправославных форумов, касающихс€ общецерковных вопросов, координаци€ этих форумов, а также председательство на них. —лужение ¬селенского патриарха предполагает скорее отдачу и жертвенность, чем особые права и привилегии. ѕатриарх Ц служитель единства ѕравославной ÷еркви. ¬ этом смысле он должен, когда это необходимо, даже жертвовать некоторыми интересами своей ѕоместной ÷еркви ради интересов других ѕоместных ÷ерквей и ÷еркви в целом. Ѕезусловно, на жертвы в пользу единства должны идти все ѕоместные ÷еркви. » все они должны быть готовы скорее отдавать, чем принимать от своих ÷ерквей-—естер. ќднако ¬селенский патриарх, в силу своего особого служени€, призван к жертвенности и самоотдаче более чем предсто€тели других ÷ерквей.

¬ первые века христианства роль ¬сецерковного координирующего центра играл –им. ≈го служение, которое было именно служением жертвенной любви, предполагало скорее большую ответственность и большую жертвенность и отдачу, чем большую власть.  огда –им начал понимать свое вселенское служение как большую власть над ÷ерквами, между ним и ¬осточными ÷ерквами возникли серьезные разногласи€. ѕоскольку –им настаивал на своем первенстве как первенстве власти, а не любви и жертвенности, ¬селенска€ ÷ерковь исключила его из общени€ любви. Ђ√рех нравственного братоубийстваї, как охарактеризовал его ј. ’ом€ков, стал одной из основных причин отпадени€ –има от церковной полноты.

ѕосле отпадени€ –има роль ¬селенского центра начала играть ÷ерковь  онстантинопол€. ’от€ она несколько столетий раздел€ла с –имом служение ¬селенского патриархата, с отпадением –има она стала единственным таким центром. ѕричины, по которым как –имска€, так затем и  онстантинопольска€ ÷еркви были возведены в ранг Ђ¬селенскихї, прозаичны и св€заны с политическим положением –има и  онстантинопол€, а именно, что они были Ђгородами цар€ и синклитаї. “ак, 28-е правило „етвертого ¬селенского собора по€сн€ет, почему они получили особый церковный статус: Ђ»бо престолу ветхаго –има отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. —леду€ тому же побуждению и сто п€тьдес€т боголюбезных епископов представили равные преимущества св€тейшему престолу новаго –има, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом цар€ и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным –имом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем.ї

» если –имска€ ÷ерковь, кроме того что была ÷ерковью столицы »мперии, с апостольских времен имела также огромный нравственный и духовный авторитет среди прочих ÷ерквей (конечно, не в силу €кобы особой роли в ней апостола ѕетра, но в силу, прежде всего, множества мучеников, пострадавших там, среди которых и апостолы ѕетр и ѕавел), то ÷ерковь  онстантинопол€ не имела подобного нравственного и духовного авторитета, потому что селение ¬изантион, на месте которого  онстантином ¬еликим была построена нова€ столица, ничем особым в истории ÷еркви не отметилось. ≈сли даже в особом статусе –имской ÷еркви ќтцы „етвертого ¬селенского собора подчеркнули лишь политический аспект, ничего не сказав о нравственно-духовном (тем более о том, что это была €кобы ÷ерковь ѕетра, получивша€ от него особые права), то тем более исключительно политической была причина возведени€  онстантинопол€ в статус, так сказать, церковной столицы. ѕредание об основании этой ÷еркви апостолом јндреем не обладает убедительной исторической достоверностью и возникло, по всей видимости, с целью придать ¬селенскому статусу  онстантинопольской ÷еркви кроме политического еще и некое мистическое обоснование. “аким образом, в придании  онстантинопольской кафедре вселенского статуса ÷ерковь руководствовалась главным образом прагматическими политическими соображени€ми. ѕрагматизм лег в основу всей административной организации структуры ÷еркви. Ётим прагматизмом, например, объ€сн€етс€ тот на первый взгл€д непон€тный факт, что »ерусалимска€ ÷ерковь Ц Ђћать ÷ерквейї получила лишь почетное п€тое место в списке (диптихе) ѕоместных ÷ерквей (до отпадени€ –имской ÷еркви, после которого она переместилась на 4-е место).

Ќесмотр€ на то, что  онстантинопольска€ ÷ерковь получила свой особый статус благодар€ тому, что оказалась в столице вселенской »мперии, и после разрушени€ этой »мперии (символической датой падени€ »мперии считаетс€ 1453-й год, когда пал  онстантинополь) она сохранила этот свой статус. ¬се ѕоместные ÷еркви согласны со ¬селенским статусом  онстантинопольской кафедры и теперь.

Николай Иванов

11 июн€ 2002 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0