–умынска€

»стори€ –умынской ÷еркви: церковный аспект

/p>

ѕо сообщению »пполита –имского и ≈всеви€  есарийского христианство на территории между ƒунаем и „ерным морем, заселенные тогда племенами даков, гетов, сарматов и карпов, было принесено св€тым апостолом јндреем ѕервозванным. ¬ 106 году ƒаки€ была покорена римским императором “ра€ном и обращена в римскую провинцию. ѕосле этого христианство стало активно распростран€тьс€ к северу от ƒуна€. ѕисьменные и археологические пам€тники свидетельствуют о гонени€х, которые претерпевали христиане на этих территори€х.

¬ отличие от других народов у румын не было единовременного массового крещени€. –аспространение христианства шло постепенно параллельно с процессом становлени€ румынского этноса, который возник в результате смешению даков с римскими колонистами. –умыны и молдаване составл€ют два самых восточных романских народа.

¬ IV веке на карпато-дунайских территори€х уже существовала церковна€ организаци€. ѕо свидетельству ‘илостроги€ на ѕервом ¬селенском —оборе присутствовал епископ ‘еофил, власти которого подчин€лись христиане “√етской страны”. Ќа ¬тором, “ретьем и „етвертом ¬селенских —оборах присутствовали епископы из города “омы (ныне Ч  онстанца).

ƒо V века ƒаки€ входила в состав —ирмийской архиепископии, подлежавшей юрисдикции –има. ѕосле разрушени€ —ирмии гуннами (V век) ƒаки€ перешла в ведение —олунского архиепископа, подчин€вшегос€ то –иму, то  онстантинополю. ¬ VIII веке император Ћев »савр€нин окончательно подчинил ƒакию канонической власти  онстантинопольского ѕатриарха.

—тановление румынской государственности зат€нулось из-за посто€нных набегов на эту территорию различных кочевых племен. ¬ конце III века сюда вторглись готы и гепиды, в IV-VI веках Ч гунны и авары. — VI века сосед€ми румын стали слав€не. — VII века румыны постепенно стали утрачивать св€зи с романскими народами и испытывать слав€нское культурное вли€ние.

»сторически –умыни€ делитс€ на три области: на юге Ч ¬алахи€, на востоке Чћолдова, на северо-западе Ч “рансильвани€. »стори€ этих земель складывалась по-разному.

¬ конце VIII века ¬алахи€ вошла в состав ѕервого Ѕолгарского царства. ¬ начале X века румыны стали совершать богослужение на церковно-слав€нском €зыке, который был здесь в употреблении до XVII века. ¬алашска€ ÷ерковь подчинилась канонической власти Ѕолгарской ÷еркви (ќхридскому, а затем Ч “ырновскому патриарху).

¬ XI-XII веках ¬алахи€ подверглась нападени€м печенегов, половцев и других тюркских народов, а в XIII веке часть ее территории оказалась под властью монголо-татар.

ќколо 1324 года ¬алахи€ стала самосто€тельным государством. ¬ 1359 году валашский воевода Ќиколай јлександр I добилс€ от  онстантинопольского патриарха возведени€ ÷еркви на территории его государства в ранг митрополии. ƒо XVIII века ¬алашска€ митрополи€ пользовалась правами широкой автономии. ≈е зависимость от  онстантинопол€ была номинальной.

ћитрополиты избирались смешанным —обором епископов и кн€зей. ѕраво церковного суда над митрополитами принадлежало собору 12 румынских архиереев. «а нарушение государственных законов они судились смешанным судом, состо€вшим из 12 бо€р и 12 архиереев.

— начала XV века ¬алахи€ попала в вассальную зависимость от турецкого султана. ѕри этом она не входила в состав ќсманской империи, а лишь была ее данницей. ƒо XVI века валашские воеводы избирались высшим духовенством и бо€рами, а с XVI века стали назначатьс€ султаном из числа этнических румын.

Ќесколько иначе сложилась истори€ ћолдовы. ≈е территори€, хот€ и не входила в провинцию ƒаки€, тем не менее, испытала на себе сильное римское вли€ние во II-IV веках. — VI века здесь стали селитьс€ слав€не. — IX века в междуречье ѕрута и ƒнестра проживали слав€нские племена уличей и тиверцев. — X века эти земли вошли в сферу вли€ни€  иевской –уси. ќднако вторжени€ половцев и печенегов привели к исчезновению здесь слав€нского населени€ к концу XII века. ¬ XIII - начале XIV века ћолдова находилась под властью монголо-татар. ¬ первой половине XIV века татаро-монгольское иго было свергнуто и в 1359 году возникло независимое ћолдавское кн€жество во главе с воеводой Ѕогданом. ¬ состав этого кн€жества вошла также Ѕуковина.

ѕо причине многочисленных вторжений и долгого отсутстви€ национальной государственности молдаване вплоть до XIV века не имели своей церковной организации. Ѕогослужение здесь совершали св€щенники, приходившие из сопредельных √алицких земель. ѕосле основани€ ћолдавского кн€жества к концу XIV века была учреждена отдельна€ ћолдавска€ митрополи€ в составе  онстантинопольского ѕатриархата (впервые упом€нута в 1386 году).

ћолодому ћолдавскому государству пришлось отстаивать свою независимость в борьбе с пол€ками, венграми и турками. ¬ 1456 году молдавские господари признали вассальную зависимость от турецкого султана. ћолдова, как и ¬алахи€, до начала XVI века сохран€ла право выбора своих господарей. — начала же XVI века они стали назначатьс€ султаном.

Ќесмотр€ на зависимость от ќсманской империи, положение ÷еркви в ¬алахии и ћолдове было намного лучше, чем в сопредельных земл€х. ѕри покровительстве местных господарей здесь сохран€лась полна€ свобода богослужени€, разрешалось строить новые храмы и основывать монастыри, созывать церковные —оборы. ÷ерковна€ собственность оставалась неприкосновенной. Ѕлагодар€ этому ¬осточные ѕатриархаты, а также јфонские монастыри приобретали в этих земл€х имени€, которые были одним из важных источников их дохода.

¬ 1711 году молдавские и валашские воеводы выступили против турков в союзе с ѕетром I во врем€ его ѕрутского похода. –усские войска потерпели поражение, после чего отношени€ румын и молдаван с ќсманской империей резко ухудшились. ¬ 1714 году валашский господарь  . Ѕрынков€ну с трем€ своими сыновь€ми был публично казнен в  онстантинополе.

ћолдавский господарь ƒ.  антемир бежал в –оссию. — 1716 года воеводами в ¬алахию и ћолдову стали назначать греков-фанариотов. Ќачалс€ процесс эллинизации, затронувший не только государство, но и ÷ерковь. ≈пископами в ¬алашскую и ћолдавскую митрополии назначались этнические греки, богослужение совершалось на греческом €зыке. Ќачалась активна€ эмиграци€ греков в ¬алахию и ћолдову.

¬о второй половине XVIII века ¬алашский митрополит был признан первым по чести среди иерархии  онстантинопольской ѕатриархии, а в 1776 году ему был пожалован почетный титул Ќаместника  есарии  аппадокийской Ц исторической кафедры, которую возглавл€л в IV веке св€титель ¬асилий ¬еликий.

¬ результате русско-турецких войн второй половины XVIII века –осси€ получила право покровительства православным румынам и молдаванам. ¬ 1789 году во врем€ второй русско-турецкой войны —в€тейшим —инодом –усской ѕравославной ÷еркви была учреждена ћолдо-¬лахийска€ экзархи€, местоблюстителем которой 22 декабр€ того же года был назначен бывший архиепископ ≈катеринославский и ’ерсонеса “аврического јрсений (—еребренников). ¬ 1792 году митрополитом ћолдо-¬лахийским с титулом экзарха ћолдавии, ¬алахии и Ѕессарабии был назначен √авриил (Ѕанулеско-Ѕодони). Ќо уже в следующем 1793 году он был переведен на ≈катеринославскую кафедру с сохранением за ним титула экзарха. ¬о врем€ войны 1806-1812 годов русские войска в течение четырех лет (1808-1812) контролировали территорию ћолдавского и ¬алашского кн€жеств. «десь была возобновлена де€тельность экзархата. ¬ марте 1808 года митрополит √авриил (Ѕанулеско-Ѕодони), с 1803 года находившийс€ на покое, вновь был назначен экзархом ћолдавии, ¬алахии и Ѕессарабии. ¬ 1812 году по Ѕухарестскому договору в состав –оссии вошла Ѕессараби€ (земли между реками ѕрут и ƒнестр), на остальной территории ћолдовы и ¬алахии была восстановлена власть фанариотов. »з православных приходов Ѕессарабии, оказавшихс€ на территории –оссийской империи, была образована  ишиневска€ епархи€. 21 августа 1813 года ее возглавил √авриил (Ѕанулеско-Ѕодони) с титулом митрополита  ишиневского и ’отинского. ћолдо-¬лахийска€ экзархи€ окончательно была упразднена 30 марта 1821 года.

¬ 1821 году во врем€ восстани€ морейских греков румыны и молдаване не поддержали восставших, а, наоборот, оказали поддержку турецким войскам. ¬ результате в 1822 году султан восстановил право молдавских и валашских бо€р самосто€тельно избирать своих господарей.

ѕосле русско-турецкой войны 1828-29 годов ¬алахи€ получила автономию, гарантом которой выступала –осси€. ¬ 1829-34 годах ¬алашское кн€жество находилось под пр€мым управлением –оссии. ¬ 1831 году здесь был введен в действие ќрганический регламент, составленный генералом  иселевым и фактически ставший первой румынской конституцией.

¬ результате  рымской войны (1853-1856) российский протекторат над ћолдовой и ¬алахией был упразднен. ¬ 1859 году полковник јлександр  уза был избран господарем одновременно в ¬алахии и ћолдове, что означало объединение двух кн€жеств в единое государство. ¬ 1862 году в Ѕухаресте было созвано единое Ќациональное собрание и создано единое правительство. Ќовое государство стало именоватьс€ –умынским кн€жеством.

–умынское правительство стало активно вмешиватьс€ в церковные дела. ѕрежде всего, в 1863 году была проведена секул€ризаци€ монастырского имущества. ¬се движимое и недвижимое имущество монастырей стало собственностью государства. Ёта мера была продиктована стремлением правительства окончательно лишить греческих иерархов, имевших в ћолдове и ¬алахии значительную собственность, возможности оказывать вли€ние на –умынскую ÷ерковь.

¬ 1865 году под давлением светской власти без предварительных переговоров с  онстантинополем была провозглашена автокефали€ –умынской ÷еркви. ”правление ею было вверено √енеральному Ќациональному —иноду, в состав которого входили все епископы, а также по три депутата от духовенства и мир€н каждой епархии. —инод должен был собиратьс€ один раз в два года. ≈го решени€ получали силу только после утверждени€ светской властью. ћитрополиты и епархиальные епископы назначались кн€зем по представлению министра исповеданий.

 онстантинопольский патриарх —офроний не признал акта провозглашени€ автокефалии и направил протесты в адрес кн€з€ јлександра  узы, митрополита ¬алашского и местоблюстител€ митрополии ћолдовы.

Ќа волне борьбы с “фанариотским наследием” румынское правительство стало внедр€ть в церковную жизнь элементы западной культуры. Ќачалось распространение григорианского календар€, разрешено употребление за богослужением органа и пение —имвола веры с ‘илиокве. ѕолную свободу проповеди получили протестантские исповедани€. ¬мешательство светской власти в церковные дела вызвало протесты р€да румынских и молдавских иерархов.

¬ 1866 году в результате заговора јлександр  уза был отстранен от власти. –умынским правителем стал кн€зь  ароль ( арл) I из династии √огенцоллернов. ¬ 1872 году был издан “«акон об избрании митрополитов и епархиальных епископов, а также об устройстве —в€щенного —инода ѕравославной –умынской ÷еркви”, которым была несколько ослаблена зависимость ÷еркви от государства. ¬ соответствие с новым законом членами —инода могли быть только епископы. ћинистр исповеданий получал в —иноде лишь совещательный голос.  н€зь  ароль I также начал переговоры с  онстантинополем по поводу признани€ автокефалии –умынской ÷еркви.

ѕосле начала русско-турецкой войны 9 ма€ 1877 года парламент –умынии провозгласил полную независимость страны, котора€ была признана на Ѕерлинском конгрессе 1878 года. ѕосле этого  онстантинопольский патриарх »оаким III издал акт о даровании –умынской ÷еркви автокефалии. ѕри этом  онстантинополь удержал за собой право осв€щени€ св€того мира. –умынские церковные власти отказались предоставить  онстантинополю право мироварени€ и без благословени€ патриарха совершили торжественно чин осв€щени€ мира в Ѕухарестском кафедральном соборе. ѕосле этого патриарх »оаким III вновь прервал каноническое общение с –умынской ÷ерковью.

ќкончательное примирение двух ÷ерквей состо€лось в 1885 году. 23 апрел€ этого года  онстантинопольский патриарх »оаким IV издал “омос, признавший полную автокефалию –умынской ѕравославной ÷еркви. “омос был торжественно прочитан в Ѕухаресте 13 ма€ 1885 года.

“ерритори€ “рансильвании в XI-XII веках была завоевана венграми. ѕравославие в ¬енгерском королевстве имело статус не законно признанной религии (recepta), а лишь терпимой (tollerata). ѕравославное население было об€зано платить дес€тину в пользу католического духовенства. ѕравославное же духовенство считалось обычным податным сословием, которое платило государственные подати, а в случае, если приход находилс€ на земле помещика, то и оброки в пользу последнего. ¬ 1541 году было образовано “рансильванское кн€жество, вышедшее из-под власти ¬енгрии и признавшее над собой сюзеренитет турецкого султана. ¬ правление валашского кн€з€ ћиха€ ’раброго (1592-1601) “рансильвани€, ¬алахи€ и ћолдова на короткое врем€ объединились в одно государство. ¬ результате этого объединени€ в 1599 году в “рансильвании была учреждена отдельна€ митрополи€. ќднако вскоре здесь было восстановлено венгерское владычество. ¬ середине XVI века венгры, проживавшие в “рансильвании, прин€ли кальвинизм, ставший здесь господствующим вероисповеданием.

ѕравославный митрополит был подчинен кальвинистскому суперинтенданту.  н€зь€-кальвинисты на прот€жении XVII века стремились внедрить в жизнь православных обычаи, сближающие их с реформатскими церкв€ми. ¬ 1697 году “рансильвани€ была оккупирована √абсбургами. ѕосле этого в 1700 году митрополит јфанасий с частью клира вошел в унию с –имо-католической ÷ерковью. ќставшиес€ верными православию румыны получали св€щенников от сербских епископов, находившихс€ на территории јвстрии. ¬ 1783 году в “рансильвании вновь была учреждена отдельна€ православна€ епархи€, но уже в составе сербской  арловацкой митрополии. ƒо 1810 года епископы в “рансильванию назначались  арловацким митрополитом из числа этнических сербов. ¬ 1810 году австрийское правительство даровало трансильванскому духовенству право избирать своих епископов из числа этнических румын. — начала XIX века резиденци€ румынского епископа “рансильвании находилась в √ерманштадте (ныне город —ибиу). 24 декабр€ 1864 года императорским указом в —ибиу была учреждена независима€ –умынска€ ѕравославна€ митрополи€, канонической власти которой подчин€лись все румыны, проживавшие на территории јвстрии. ѕосле создани€ в 1867 году двуединой јвстро-¬енгерской монархии “рансильвани€ вошла в состав ¬енгерского королевства.

Ѕуковина, с XIV века входивша€ в состав ћолдавского кн€жества, после русско-турецкой войны 1768-1774 годов была подчинена јвстрийской короне. ќтдельна€ епархи€, существовавша€ здесь с 1402 года, вошла в состав  арловацкой митрополии. ¬ 1873 году императорским указом Ѕуковинска€ епархи€ получила статус самосто€тельной митрополии. ¬ ее состав была включена также ƒалматска€ епархи€, поэтому митрополи€ стала именоватьс€ Ѕуковинско-ƒалматской или „ерновицкой (по месту митрополичьей резиденции).

¬ результате ѕервой мировой войны јвтро-¬енгерска€ импери€ распалась. “рансильвани€, Ѕуковина и Ѕессараби€ вошли в состав –умынского королевства. Ќаходившиес€ на этих территори€х митрополии и епархии вошли в состав единой ѕоместной ÷еркви.

4 феврал€ 1925 года –умынска€ ѕравославна€ ÷ерковь была провозглашена ѕатриархатом. «аконность этого решени€ была подтверждена “омосом  онстантинопольского патриарха от 30 июл€ 1925 года. 1 но€бр€ того же года состо€лась торжественна€ интронизаци€ первого –умынского патриарха Ч Ѕлаженнейшего ћирона.

ѕосле начала ¬торой мировой войны в июне 1940 года к —оветскому —оюзу были присоединены Ѕессараби€ и —еверна€ Ѕуковина. Ќаходившиес€ на этой территории православные приходы перешли в каноническое ведение ћосковской ѕатриархии.

22 июн€ 1941 года –умынское королевство вместе с √ерманией вступило в войну с ———–. ѕо германо-румынскому соглашению, заключенному в Ѕендерах 30 августа 1941 года, область между реками ƒнестром и Ѕугом передавалась –умынии в качестве вознаграждени€ за ее участие в войне против —оветского —оюза. –умынска€ зона оккупации получила официальное название “ранснистри€ («аднестровье), в нее вошли левобережные районы ћолдовы, ќдесска€ область и часть территории Ќиколаевской и ¬инницкой областей. –умынска€ ÷ерковь распространила на эти территории свою каноническую власть. ¬ сент€бре 1941 года –умынский ѕатриархат открыл в “ранснистрии православную миссию во главе с архимандритом ёлием (—крибаном). ѕри поддержке румынских военных властей здесь стали открыватьс€ храмы и монастыри, прекратившие свою де€тельность при советской власти. Ќа пустующие приходы направл€лись румынские св€щенники. √лавное внимание удел€лось восстановлению церковной жизни на территории ћолдовы. Ќо и на украинских земл€х –умынский ѕатриархат стремилс€ удержать за собой контроль над православными храмами. ¬ “ранснистрии была запрещена де€тельность ”краинских автономной и автокефальной ÷ерквей, которые свободно существовали в рейхскомиссариате ”краина. 30 но€бр€ 1942 года была открыта ƒуховна€ семинари€ в ƒубоссарах. — 1 марта 1942 года при ќдесском университете начали работу богословские курсы дл€ студентов всех факультетов. ¬ будущем планировалось создать в ќдессе отдельный богословский факультет. — €нвар€ 1943 года в ќдессе начала действовать православна€ ƒуховна€ семинари€.

–умынское правительство с помощью ÷еркви стремилось румынизировать все «аднестровье. Ѕольша€ часть духовенства “ранснистрии была румынского присхождени€. ¬ богослужение вводилс€ румынский €зык, румынские литургические традиции, григорианский календарь. ƒл€ возобновл€вших свою де€тельность монастырей и храмов привозилась утварь из –умынии. ¬се это вызывало протесты слав€нского населени€.

— конца 1942 года миссию возглавил бывший „ерновицкий митрополит ¬иссарион (ѕуи), выпускник  иевской духовной академии, который несколько приостановил процесс румынизации “ранснистрии.

¬ но€бре 1943 года «аднестровье было разделено на три епархии. ¬ феврале 1944 года в Ѕухаресте архимандрит јнтим (Ќика) был рукоположен во епископа »змаила и “ранснистрии. Ќо уже в конце феврал€ перемены на фронте вынудили миссию покинуть ќдессу и переехать сначала в “ирасполь, а затем в »змаил. 12 сент€бр€ 1944 года в ћоскве было подписано перемирие между –умынией и ———–, в соответствии с которым была восстановлена советско-румынска€ граница по состо€нию на 1 €нвар€ 1941 года. “аким образом, ћолдова и —еверна€ Ѕуковина вновь вошли в состав ———–. ёжна€ Ѕуковина осталась в составе –умынского королевства. Ќа территори€х, включенных в состав —оветского —оюза, была восстановлена церковна€ юрисдикци€ ћосковской ѕатриархии.

30 декабр€ 1947 года король ћихай отрекс€ от престола. Ѕыла провозглашена –умынска€ Ќародна€ –еспублика. ¬ стране начались социалистические преобразовани€. Ёто отразилось и на жизни ÷еркви. ¬ окт€бре 1948 года была ликвидирована ”ниатска€ ÷ерковь. Ќужно отметить, что в межвоенный период (1918-1938 годы) в –умынии проживало около 1,5 миллионов униатов (главным образом в “рансильвании). ”ниатска€ ÷ерковь, как и ѕравославна€, имела в –умынском королевстве статус государственной. “еперь же ее де€тельность на территории –умынии была полностью запрещена. ќднако воссоединение униатов, инициированное светской властью, оказалось непрочным. ѕосле падени€ коммунистического режима значительна€ часть населени€ “рансильвании вернулась в унию.

Ќесмотр€ на жесткий социалистический режим, ÷ерковь в –умынии не подвергалась систематическим гонени€м. ёридически –умынска€ ѕравославна€ ÷ерковь не была отделена от государства. –умынска€  онституци€ 1965 года провозглашала лишь отделение школы от ÷еркви (стать€ 30). ¬ соответствие с декретом “ќб общем устройстве религиозных исповеданий” ÷ерковь имела право создавать благотворительные организации, религиозные общества, вести издательскую де€тельность, владеть движимым и недвижимым имуществом, пользоватьс€ государственными субсиди€ми и дотаци€ми дл€ духовенства и преподавателей религии.

–умынский патриарх €вл€лс€ членом ¬еликого национального собрани€. — 1948 по 1986 годы в –умынии было построено 454 новых храма. ѕосле землетр€сени€ 1977 года на государственные средства был отреставрирован 51 храм.

ѕосле образовани€ в 1991 году независимого ћолдавского государства часть клириков и мир€н ћолдавской епархии, вход€щей в состав –усской ѕравославной ÷еркви, стала выступать за переход в юрисдикцию –умынской ÷еркви. Ќаиболее активно эту позицию отстаивали викарий ћолдавской епархии епископ Ѕельцкий ѕетр (ѕэдерару) и протоиерей ѕетр Ѕубуруз. Ќа состо€вшихс€ в  ишиневе 8 сент€бр€ и 15 декабр€ 1992 года съездах духовенства было выражено почти единогласное желание остатьс€ в ведении ћосковской ѕатриархии. ≈пископ ѕетр за непослушание своему прав€щему архиерею митрополиту  ишеневскому ¬ладимиру и за не€вку на заседание —в€щенного —инода был запрещен в св€щеннослужении. Ќесмотр€ на это 19 декабр€ 1992 года епископ ѕетр и протоиерей ѕетр были прин€ты в юрисдикцию –умынского ѕатриархата без отпускной грамоты от –усской ÷еркви. Ќа территории ћолдовы была создана Ѕессарабска€ митрополи€ –умынской ÷еркви во главе с епископом ѕетром, возведенным в сан митрополита. ¬ состав этой митрополии вошло незначительное количество православных приходов ћолдовы. ¬ насто€щее врем€ между –усской и –умынской ÷еркв€ми ведутс€ переговоры о нормализации ситуации, вызванной раскольнической де€тельностью епископа ѕетра.

—егодн€ в состав –умынской ѕравославной ÷еркви входит более 13 тыс€ч церковных единиц (приходов, монастырей, скитов), 531 монашеска€ община, более 11 тыс€ч человек духовенства, более 7 тыс€ч монашествующих и более 19 миллионов мир€н. ÷ерковь разделена на 30 епархий (25 из них расположены на территории –умынии и 5 за ее пределами). ƒействуют два богословских института (в Ѕухаресте и —ибиу) и семь духовных семинарий. ¬ силу того, что –умыни€ объедин€ет территории, долгое врем€ существовавшие как отдельные политические единицы, –умынска€ ѕравославна€ ÷ерковь имеет особую структуру. ≈е епархии разделены на 5 автономных митрополичьих округов. ёрисдикци€ –умынской ѕравославной ÷еркви распростран€етс€ также на румын, проживающих в странах «ападной ≈вропы, —еверной и ёжной јмерики, јвстралии и Ќовой «еландии. ¬ —Ўј и  анаде с 1929 года действует –умынска€ ѕравославна€ ћиссионерска€ архиепископи€ с центром в ƒетройте. ¬ 1972 году в состав –умынской ÷еркви на правах автономной епископии вошла ‘ранцузска€ ѕравославна€ ÷ерковь с несколькими тыс€чами верующих. –умынские епископии действуют также на территории ¬енгрии и ёгославии.

Подготовил Владимир Бурега

9 июл€ 2002 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0