јмериканска€

јрхимандрит «акхей: Ђ¬о ’ристе нет ни американца, ни русскогої

»нтервью с архимандритом «акхеем (¬удом), насто€телем храма св€той великомученицы ≈катерины, московского подворь€ јмериканской ѕравославной ÷еркви

ћитрополит √ерман и архимандрит «акхей.
ћитрополит √ерман и архимандрит «акхей.
/p>

- ќтец «акхей, в июле проходил 13-й ¬сеамериканский —обор. ќн был созван в св€зи с выборами нового предсто€тел€ ѕравославной ÷еркви в јмерике или по еще каким-то причинам?

- Ќаши —оборы проход€т регул€рно, раз в три года, а на сей раз так совпало, что в это же врем€ потребовалось избрать нового ћитрополита, или вернее, владыка ‘еодосий к этому времени приурочил свой уход на покой. Ѕлаженнейший ‘еодосий всегда думает в первую очередь о благе ÷еркви.

- „то вас больше всего поразило или произвело особенное впечатление на этом —оборе?

-  онечно, дл€ мен€ и, наверное, дл€ всех главным стал процесс выбора ћитрополита, потому что дл€ многих такое бывает раз в жизни. ƒл€ мен€ было большой честью присутствовать на этом историческом собрании.  огда мы увидели, как вышел архиерей, новый предсто€тель ÷еркви, и на него возложили белый клобук, то была така€ радость, которую трудно передать. „еловек чувствует, что ÷ерковь - жива€Е

- ƒавно ли вы знаете нового ћитрополита √ермана?

- я его знаю давно, хот€ он мен€, наверное, тогда не запомнил, потому что перва€ встреча с владыкой √ерманом, когда он был епископом ‘иладельфийским, состо€лась в моем детстве. я был в детском лагере при —в€то-“ихоновском монастыре и семинарии, который до сих пор собираетс€ каждое лето. ’орошо помню, что когда владыка √ерман присутствовал там, он с особенной любовью относилс€ к дет€м. » € всегда вспоминаю с любовью, радостью и благодарностью владыку √ермана.  роме того, мы все, чада јмериканской ѕравославной ÷еркви, помним, что владыка √ерман - активный участник движени€ "Pro Life", против абортов. я тоже несколько раз участвовал в шествии этого движени€ в ¬ашингтоне, а владыка √ерман там присутствует каждый год. » € имел честь пройти с ним в этом марше.

- ќтец «акхей, вы были несколько лет келейником Ѕлаженнейшего митрополита ‘еодоси€ и потом были очень близки к нему. ¬ам, наверное, было т€жело расставатьс€ с владыкой ‘еодосием как предсто€телем ÷еркви и вообще очень близким человеком, фактически отцом - думаю, можно так сказать?

-  ак и раньше, сейчас и всегда, € очень люблю, уважаю, и почитаю владыку ‘еодоси€.  ак насто€щего христианина и св€щенника, архиере€ и подлинного монаха. ќн искренне служит ÷еркви и пастве. » владыка прин€л свое решение после долгих молитв, переживаний, размышлений. ќн решил, что так будет лучше дл€ его паствы, дл€ ÷еркви. » поэтому € очень уважаю смирение владыки ‘еодоси€ и его решение этого т€желого вопроса. ќн служил как глава ÷еркви 25 лет и как архиерей 35, поэтому € по-человечески рад, что он сейчас может отдохнуть. ј как верный сын ѕравославной ÷еркви в јмерике € понимаю, что его решение - это вол€ Ѕожи€.

-  ак вы думаете, будут ли какие-то изменени€, например, по отношению к –усской ѕравославной ÷еркви после избрани€ владыки √ермана? ћы знаем, что владыка √ерман недавно был в ћосквеЕ

јрхимандрит «акхей в редакции ѕравослави€.Ru
јрхимандрит «акхей в редакции ѕравослави€.Ru
- я думаю, что никаких изменений не будет, потому что, как владыка ‘еодосий, так и владыка √ерман - оба они были очень близки с ѕатриархом јлексием, часто приезжали сюда; конечно, владыка √ерман почаще, потому что легче приехать как архиерей в –оссию, чем как глава ÷еркви. ѕоэтому € думаю, что ћитрополит √ерман не будет приезжать так часто, как раньше, но, конечно, мы уже планируем его первую поездку в декабре и надеемс€, что он приедет сюда к нам, в –оссию, в свое представительство - храм великомученицы ≈катерины. » мы уже начинаем готовитьс€ к его приезду, как его духовные чада во ’ристе. ƒумаю, что это стало бы хорошим знаком дл€ отношений между нашими ÷ерквами.

- ƒуховное становление владыки √ермана проходило в монастыре или каким-то иным путем?

- »нтересно, что владыка √ерман имеет не только высшее светское образование, но и много лет жил и продолжает жить при —в€то-“ихоновском монастыре и к тому же €вл€етс€ ректором семинарии. — одной стороны, он прекрасно разбираетс€ в богословских вопросах, а с другой - в чисто практических, потому что он был наместником монастыр€. ќчень хорошо, когда человек имеет два образовани€ -богословское и аскетическое. —амое лучшее - это золота€ середина, гармони€.

-  акие вопросы, помимо выборов нового ћитрополита, решались на —оборе, или это просто было обсуждением проблем?

- √лавное - это конечно выборы, но и многие вопросы были решены. я думаю, лучше посмотреть официальный веб-сайт ѕравославной ÷еркви в јмерике, где есть исчерпывающа€ информаци€.

- ќтец «акхей, а как проходил —обор и кто в нем участвовал: только архиереи или духовенство, мир€не?

- ѕо ”ставу ѕравославной ÷еркви в јмерике, в —оборе участвуют все прав€щие архиерее и все штатные св€щенники, а также мир€не - по одному на каждого св€щенника. Ќапример, если один храм имеет двух штатных св€щенников, то с ними едут и два прихожанина. ƒиакон в этом случае приравниваетс€ к мир€нину.

- ¬се ли они обладают правом голоса?

- ≈сть делегаты и есть наблюдатели.

- —колько всего делегатов принимало участие в —оборе?

- Ќа каждой пленарной сессии было разное количество людей. —амое большее - по-моему, тыс€ча двести.

- ћногих интересует такой вопрос, хот€ он, конечно, непростой: что это за процедура выборов, когда один архиерей получает большее количество голосов, но выбирают другого, как это получилось?  акова вообще была схема выборов?

- Ќадо понимать, что в ÷еркви не демократи€, а иерархи€. ¬ыборы были призваны показать —в€щенному —иноду пожелани€ народа. ј окончательное решение остаетс€ за архиере€ми.  ак известно, епископ —ерафим ќттавский и  анадский получил большинство голосов, но менее чем две трети, то есть не было подавл€ющего большинства. ј на втором месте был владыка √ерман, и —в€щенный —инод прин€л решение избрать его предсто€телем јмериканской ÷еркви.

- ¬ таком случае, может быть, лучше та система выборов, когда непосредственно архиереи принимают решение при выборе предсто€тел€, потому что иначе получаетс€ одна видимость, что все выбирают, а окончательное слово все равно остаетс€ за архиере€ми?

- Ќет, € думаю, что мы сделали это очень хорошо и правильно, потому что јрхиерейскому —иноду важно знать, каких кандидатов предпочитает паства.

- “о есть вы считаете, что система выборов и структура —обора јмериканской ÷еркви достаточно удачна?

-  ак € понимаю, эта система была предложена еще св€тым патриархом “ихоном, и с того времени она не изменилась.

- √де обычно проходит —обор, служитс€ ли перед ним Ћитурги€, и как все это обставлено?

- ћы стараемс€ собратьс€ за день до открыти€ —обора, совершить Ѕожественную Ћитургию вместе, в воскресенье, и потом начинаетс€ регистраци€. ¬ понедельник происходит торжественное открытие —обора молебным пением. ¬ этот раз —обор проходил в ќрландо, в прошлый раз - в ѕиттсбурге, а до этого был в „икаго.  аждый раз в разных местах.

- ќтец «акхей, последнее врем€ все более актуальнее становитс€ тема судьбы ѕравослави€ в јмерике, поскольку уже давно идет речь о том, что осталась последн€€ импери€ - јмерика, в которой в тоже врем€ существует огромное количество православных юрисдикций. » многие приход€т к мысли, что было бы замечатлельно, если бы в јмерике была едина€ ѕравославна€ ÷ерковь. ћы знаем, что происходит буквально в последние мес€цы: јмериканска€ епархи€ јнтиохийской ÷еркви получила автономию, јмериканска€ епархи€  онстантинопольского ѕатриархата тоже фактически требует автономии, чтобы она сама могла избирать епископов, чтобы это были епископы, которые не менее 5 лет провели в јмерике и так далее. ѕохоже, что процесс создани€ единой самосто€тельной ÷еркви в јмерике развиваетс€.  ак вы считаете, какую роль может здесь сыграть автокефальна€ јмериканска€ ÷ерковь?

- ‘акт есть факт, уже в јмерике есть одна автокефальна€ ÷ерковь - это ѕравославна€ ÷ерковь в јмерике, котора€ получила автокефалию от ћатери-÷еркви –усской. ѕуть к единству - это одна ѕоместна€ ÷ерковь, так и должно быть. Ёто было целью просветителей јмерики, особенно таких как митрополит »ннокентий (¬ениаминов), архиепископ “ихон, впоследствии патриарх. » мы, чада ѕравославной ÷еркви в јмерике, это понимаем. Ќо есть люди, которые хот€т этническую ÷ерковь. Ќадеемс€, что со временем и они поймут, что путь ѕравослави€ - это путь единства.

- Ќа —оборе это вопрос никак не ставилс€?

- ќчень часто мы говорим на эту тему, и ее поднимали многие из зарубежных гостей: митрополит  ирилл из –оссии, греческие, румынские архиереи. Ќадо работать над этим вопросом. я думаю, что это будет. Ќе в наше врем€, позже, но все будет. Ќо надо быть послушным, терпеливым, ждать. ∆дать времени Ѕожьего.

- »з каких ÷ерквей еще были гости?

- ≈пископ ¬асилий, из јнтиохийской ÷еркви в јмерике. јрхиепископ ƒимитрий из  онстантинопольской ÷еркви в јмерике. Ѕыл владыка  ирилл из –оссии и, если не ошибаюсь, архиепископ Ќиколай из –умынской ѕравославной ÷еркви.

- ќтец «акхей, в апреле вы были назначены исполн€ющим об€занности насто€тел€ московского подворь€ јмериканской ѕравославной ÷еркви. —обор утвердил это решение?

¬ладыка √ерман возглавл€ет богослужение на московском подворье јмериканской ѕравославной ÷еркви
¬ладыка √ерман возглавл€ет богослужение на московском подворье јмериканской ѕравославной ÷еркви
- ѕо решению ≈го Ѕлаженства ћитрополита √ермана и —в€щенного —инода ѕравославной ÷еркви в јмерике € назначен теперь уже посто€нным насто€телем московского подворь€ јмериканской ѕравославной ÷еркви.  онечно, € чувствую большую ответственность, но с помощью Ѕожией надеюсь, что все будет хорошо. я готов быть усердным послушником ћитрополита и исполн€ть его волю здесь, в его представительстве. » мы сейчас работаем, идет ремонт храма, украшаем территорию, у нас много новых проектов дл€ наших прихожан и дл€ жизни нашего подворь€. ” нас есть сайт нашего подворь€ в »нтернете. —ейчас мы готовимс€ к торжественной службе в день пам€ти преподобного √ермана јл€скинского - 8 августа, в четверг, всенощна€ и 9 августа - Ћитурги€. Ёто большой праздник общих св€тых јмерики и –оссии - это будет как знак нашего единства. ќсобенно радует нас, что это - день јнгела нашего нового ћитрополита. ѕриглашаю всех прин€ть участие в совместной молитве в этот праздник.

-  огда ћитрополит √ерман утверждал вас в качестве насто€тел€ он, наверное, дал вам какое-то напутствие - что бы он хотел видеть от подворь€, которое располагаетс€ в центре "“ретьего –има"?

- ќн пожелал нам духовного здоровь€ (spiritual health), чтобы приход стал достойным представительством јмериканской ѕравославной ÷еркви в –оссии. » чтобы люди, смотр€ на наше подворье, видели бы самое лучшее из американского ѕравослави€, чтобы они видели наши традиции, видели, что јмериканска€ ѕравославна€ ÷ерковь - это жива€ ÷ерковь.

-  ем €вл€ютс€ прихожане вашего подворь€?

- ” нас разные прихожане, большинство из них - англо-говор€щие русские, но есть прихожане, которые работают в американском посольстве, есть прихожане, которые наход€тс€ в командировке. ќни чувствуют себ€ у нас, как дома. ћы служим и по-слав€нски, и по-английски. ≈вангелие читаетс€ на двух €зыках. »ногда "’ерувимска€" или "—в€тый ЅожеЕ" поютс€ на английском. » проповедь бывает на двух €зыках.

- Ќа политическом уровне –осси€ и јмерика были врагами и теперь остаютс€ во многом соперниками, а наши ÷еркви €вл€ютс€ братскими - как это преломл€етс€ в церковном сознании?

- Ёто свидетельство того, что во ’ристе нет ни эллина, ни иуде€, ни американца, ни русского - мы все едины во ’ристе. » американское православное подворье в ћоскве - это видимый знак единства, евангельска€ правда. Ёто пример дл€ всего мира, что мы как христиане не раздел€емс€ друг с другом: кто-то из јмерики, кто-то из –оссии, а кто-то из √реции, –умынии, —ербии - мы все едины во ’ристе. » поэтому, € думаю, американское подворье в ћоскве играет важную роль. ћы покажем всем, что не каждый американец безбожник, не каждый американец думает только о материальной жизни. ≈сть ѕравославие в јмерике, которое осв€щает американский народ, американский континент, и это хороший пример дл€ будущего јмерики.

- ¬ам приходилось жить в –оссии, вы часто подолгу гостили в ѕсково-ѕечерском монастыре, хорошо знаете церковную жизнь в –оссии и, естественно, очень хорошо знаете церковную жизнь в јмерике. ≈сли сравнивать их между собой, то есть ли отличи€ и в чем они?

-  ажда€ ѕоместна€ ÷ерковь, конечно, имеет свои особенности - это нормально, это естественно, потому что кажда€ культура, кажда€ страна имеет свои особенные нужды. Ќо есть определенные границы, каноны в церковной жизни. » в јмерике, и в –оссии мы всегда стараемс€ быть в рамках этих канонов, поэтому € думаю, что никакой серьезной разницы здесь нет.

- ѕриходилось слышать о том, что епископ в јмерике практически не имеет власти, что духовенство чувствует себ€ очень свободно по отношению к своему епископу, и это, конечно, довольно сильно отличаетс€ от –оссии - так это или не совсем так?

- Ќа этот вопрос очень трудно ответить.  огда »исус ’ристос был на этой земле, были люди, которые презирали ≈го за то, что ќн не имел власти, не был царем земным. ј ќн был ÷арем мираЕ ≈сть разные мнени€ о власт€х, и архиерей имеет духовную власть везде. ѕослушные св€щенники понимают это и уважают власть своего владыки. я думаю, что послушный, искренний, смиренный св€щенник понимает власть своего епископа. я думаю, что епископ имеет власть везде, но нужно обладать мудростью, чтобы видеть эту власть.

- ѕоследний год весь мир живет под впечатлением от событий в сент€бре в јмерике.  ак это отразилось на работе —обора?

- ћы служили панихиду по невинно убиенным в этой трагедии 11 сент€бр€.  онечно, это т€жело дл€ всех, эта трагеди€ - шок дл€ нас всех. » не только потому, что мы американцы, а потому что дл€ христианина вообще непон€тно, как люди могут делать такие злые вещи? Ќо каждый такой случай - это урок дл€ нас. » надо пон€ть, почему Ѕог это попустил. » мы, конечно, как американское подворье будем на годовщину этой трагедии служить. 11 сент€бр€ - это день ”секновени€ главы »оанна ѕредтечи, и это не случайно, потому что »оанн  реститель тоже был невинной жертвой, как и те, кто погиб. » мы отслужим Ћитургию в этот день, а после нее будет панихида за невинно убиенных.

- ћожно ли сказать, что јмерика пришла в себ€ после этих терактов и вообще больше ли людей обратилось к Ѕогу после этой трагедии?

- ƒа, € могу сказать, что да. ѕосле каждой трагедии, даже личной. ƒаже после трагедии дл€ страны, дл€ общества всегда люди станов€тс€ обычно ближе к Ѕогу - это хорошо, конечно. Ќо еще лучше, когда люди станов€тс€ ближе к Ѕогу не после трагедии, а после какой-то радости.

- ј где легче быть православным христианином: в –оссии или в јмерике?

- ¬езде трудно быть христианином. „еловеческа€ природа падша€, поэтому каждый день, каждую минуту мы должны ка€тьс€, а это современному человеку особенно т€жело пон€ть, и даже если он понимает это, ему т€жело исполнить эту задачу. ¬езде сейчас трудно, и всегда было трудно, с начала христианства. » всегда будет трудно, √осподь —ам это обещал. Ќо ќн же сказал: "»го ћое благо и брем€ ћое легко".

— архимандритом «акхеем (¬удом) беседовали сотрудники редакции "ѕравослави€.Ru"

7 августа 2002 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0