»ерусалимска€

ѕространна€ истори€ »ерусалимской ÷еркви. ѕериод III. „асть 3 (1757-1910)

„асовн€ √роба √осподн€
„асовн€ √роба √осподн€
/p>

”крепление Ѕратства —в€того √роба √осподн€

—обытие 1757 года сыграло важную роль в дальнейшей де€тельности »ерусалимской ѕравославной ÷еркви. Ќеча€нное возвращение утраченных, казалось бы уже навсегда, —в€тых ћест вдохнуло в Ѕратство —в€того √роба новые силы.  ак мы убедились, в тот период времени борьба за —в€тые ћеста €вл€лась основным составл€ющим де€тельности —в€тоградской ÷еркви. ”трата —в€тых ћест влекла за собой ослабление и постепенное исчезновение ѕравославной ÷еркви »ерусалима и одновременно с этим расцвет и торжество представителей других христианских конфессий, главным образом католиков.

ѕогашение долгов Ѕратства разв€зало »ерусалимской ÷еркви руки и дало свободу действий. ѕо€вилась возможность восстанавливать пришедшие за многие годы в плачевное состо€ние храмы и монастыри. ѕервым делом была отреставрирована братска€ обитель. Ќа ее территории была возведена гостиница дл€ стекавшихс€ со всех сторон паломником. Ѕыл восстановлен ¬оскресенский храм, обновлена крипта со —в€тым √робом, были сооружены крипта на гробе ѕресв€той Ѕогородицы в √ефсимании и иконостас в ¬ифлеемском храме. ¬ Ќазарете была возведена нова€ церковь в честь ѕресв€той ƒевы ћарии. ¬осстанавлива€ и благоустраива€ св€тыни, Ѕратство обрело былую силу и снова утвердилось на —в€тых ћестах.

— приходом поко€ и благоденстви€ Ѕратство —в€того √роба начали терзать внутренние раздоры. — целью разрешить эту опасную проблему патриарх ѕарфений по окончании в 1764 году на —в€тых ћестах восстановительных работ приступил к реорганизации Ѕратства. ¬ 1765 году он издает подробнейший устав Ѕратства —в€того √роба. ѕомимо хранени€ на —в€тых ћестах православной веры, членам Ѕратства предписывалось строгое соблюдение христианской этики и благочести€. ќни должны были выступать миротворцами и непорочно и смиренно ходить пред лицом ¬севышнего. ѕоскольку в Ѕратстве практиковалс€ устав общежительного монастыр€, от его членов требовалось строгое послушание, полное отречение от собственной воли соблюдение обета нест€жани€. «апрещалось удал€тьс€ из монастыр€, отверзать уста без важной на то причины и, наконец, за проступки на нарушителей устава налагались строгие наказани€ и епитимьи.

»здание этого устава было последним важным и, можно сказать, выдающимс€ действием патриарха ѕарфени€. 17 окт€бр€ 1766 года предсто€тель »ерусалимской ÷еркви сложил с себ€ патриарший омофор. ≈го преемником стал ≈фрем II (1766-1771), Ђмуж весьма добродетельный и мудрыйї. ѕосле ≈фрема II —в€тоградскую ÷ерковь возглавил —офроний V (1771-1775). ѕатриарх јврамий (1775-1787), име€ верным сподвижником и надежным помощником митр. Ќазаретского Ќеофита, также сумел достать средства и осуществил р€д значительных предпри€тий. ќн возвел монастырь в »оппии с большой гостиницей дл€ паломников, в »ерусалиме и ¬ифлееме восстановил р€д церквей и монастырей. ¬озвел сожженное дотла подворье »ерусалимской ÷еркви в —мирне, открыл новое подворье в Ѕухаресте и приобрел дл€ Ѕратства большое количество земельных участков. ≈го сменил престарелый патриарх ѕрокопий I (1787-1788), который, не име€ достаточно сил управл€ть все разраставшимс€ ѕатриархатом, спуст€ год ушел на покой и оставил своим приемником јнфима (1788-1808). Ѕудучи весьма образованным человеком, патриарх јнфим направил усили€ Ѕратства на подн€тие духовного образовани€ паствы. ќн издавал множество различной литературы и открывал школы. ѕервоиерарх при этом не забывал начинаний своих предшественников и щедро украшал и благоустраивал палестинские св€тыни.

¬осстановление храма ¬оскресени€

Ёто был поистине расцвет былого величи€ и великолепи€ »ерусалимского ѕатриархата.   сожалению, он оказалс€ недолгим. ¬торгшиес€ в ѕалестину войска Ќаполеона принесли большие разрушени€.

ѕрежде всего, от этого насили€ страдала —в€тоградска€ ÷ерковь. ќдин за другим рушились православные храмы. ѕользу€сь царившим в ѕалестине хаосом, разбушевавша€с€ толпа арм€н в 1799 и 1800 годах пыталась захватить силой пещеру –ождества ’ристова в ¬ифлееме и √олгофу. Ќо их нападени€ были отражены. 21 июл€ 1803 года арм€не попытались захватить √ефсиманский храм. Ќовую попытку завладеть православными св€тын€ми арм€не предприн€ли в 1807 году, но, к счастью, и в этот раз безуспешно. –€д смен€вших друг друга неудач довел арм€н до €рости, и 30 сент€бр€ 1808 года они подожгли храм √роба √осподн€. Ѕушевавший более двух суток пожар практически полностью уничтожил одну из самых дорогих дл€ христиан св€тынь.

ѕодвиг его восстановлени€ выпал на долю патриарха ѕоликарпа (1808-1827), который 10 но€бр€ 1808 года сменил на престоле —в€того √рада »ерусалима патриарха јнфима. »звестив о случившейс€ беде ¬селенского патриарха  алинника V (1801-1806; 1808-1809), ѕоликарп обратилс€ с воззванием о помощи ко всему православному миру.  ак и раньше, основна€ поддержка многострадальной ѕалестинской ÷еркви была оказана греческой диаспорой.   примеру, митилинский архитектор  омнинос вызвалс€ совершенно бесплатно вз€тьс€ за восстановление храма ¬оскресени€ —пасител€, которое успешно было завершено в сент€бре 1810 года.

¬озникновение новой угрозы дл€ Ѕратства —в€того √роба √осподн€

  1821 году отношени€ православных греков ѕалестины и турецких властей начали быстро ухудшатьс€. √реков все чаще и чаще обвин€ли в шпионаже в пользу –оссии, что давало порой почву дл€ открытого преследовани€.

“ак, православные черноризцы были обвинены в укрывательстве в своих монастыр€х русских солдатов и оружи€. Ёти подозрени€ были усугублены и тем фактом, что новое, основанное в 1819 году в палестинских земл€х, посольство –оссии, за неимением подход€щего здани€, располагалось на территории греческого монастыр€. ѕреследовани€ были настолько сильными, что, опаса€сь смерти, русский посол ƒмитрий ƒашков, оставив жену и несовершеннолетних детей, был вынужден бежать. Ќа православные монастыри стали устраиватьс€ одна за другой облавы. ¬ христианских обител€х безуспешно искали солдат и оружие, нещадно избива€ при этом их насельников.

ѕри таких обсто€тельствах стала нарастать нова€ угроза. Ѕратство —в€того √роба √осподн€ турецкие власти все больше и больше воспринимали как политическую организацию. ≈е членов повсюду арестовывали и пытали. ¬ид€ это, арм€не и всегда готовые на разбой францисканцы возобновили нападки на православные св€тыни, захватив в 1824 году часть горы —ион. √олгофу же православным удалось отсто€ть и на этот раз.

јфанасий V (1827-1845) взошел на патриарший престол —в€того √рада, когда положение Ѕратства —в€того √роба было крайне опасным. ¬осстановление сгоревшего дотла ¬оскресенского собора привело к непомерным расходам, и у Ѕратства снова по€вились от€гощавшие его существование долги. Ќеинтересовавшийс€ экономическим положением дел Ѕратства патриарх јнфим за все свое врем€ патриаршества ни разу не отправилс€ за сбором денег, и оставил после своей смерти долг более одного миллиона грошей при 8% годовых. ѕри ѕоликарпе также были одни лишь расходы, и, таким образом, к 1821 году долг Ѕратства возрос до семи миллионов, которые ко дню его смерти умножились во много раз.   1827 году долг Ѕратства —в€того √роба составл€л тридцать миллионов грошей. Ќе зна€ с чего начинать, патриарх јфанасий прежде всего добилс€ снижени€ процентного роста до 4% годовых. «атем  есарийский митрополит  есарий был направлен в ћолдовлахию (где у ѕатриархата были большие земельные владени€ и недвижимость) за сбором ренты за долгосрочное использование монастырских угодий.

ј в ѕалестине тем временем арестовывали не только имущество Ѕратства —в€того √роба, но даже простых паломников, требу€ немедленного погашени€ задолженностей. »ерусалим стенал, взывал о помощи, но долги лишь росли. — помощью ¬селенского патриарха  онстанци€ I (1830-1834) в 1830 году патриарху јнфиму удалось добитьс€ от кредиторов полного сн€ти€ процентного роста под об€зательство погасить задолженность в течение дес€ти лет. ¬ феврале 1832 года патриаршим указом на каждого православного грека был наложен налог в размере 1 гроша, дл€ уплаты задолженности Ѕратства —в€того √роба. ќднако дл€ претворени€ в жизнь такой указ требовал резолюции самого султана.   счастью, самодержец “урции не только разрешил подобное предпри€тие, но благоволил даровать из личной казны 500 тыс€ч грошей на уплату долгов »ерусалимской ÷еркви. ¬ братской казне потихоньку стали собиратьс€ средства, которых, однако, никак не хватало на погашение долга в срок. ѕоэтому основной надеждой €вл€лс€ все же сбор милостыни на территории православных держав и, прежде всего, –оссии. — этой целью Ѕратство разослало во все концы света почти всех своих иноков. —редства на нужды —в€того √роба собирались во всех епархи€х ¬селенского ѕатриархата, в јнтиохии и ≈гипте, ћолдовлахии и —ербии. 500 тыс€ч грошей даровал √робу √осподню и посетивший в те дни ÷арьград сербский игемон ћилош ќврекович. —в€тому √раду помогал весь православный мир. ’ристиане дарили свои земли, слали масло и воск, и милостью Ѕожьей Ѕратство —в€того √роба √осподн€ в срок разрешилось от бремени многомиллионных долгов.

ѕрозелитизм в ѕалестине со стороны других христианских конфессий. ќткрытие ѕатриаршей школы

Ќе довольству€сь кратковременными результатами насильственного захвата палестинских св€тынь, католики решили возвратитьс€ к хорошо проверенному способу борьбы Ц прозелитизму.

¬ ѕалестину были направлены лучшие полемисты, риторы и апологеты ¬атикана, что быстро принесло ощутимые свои плоды. ѕомимо огромного числа бедуинов и арабов к 1840 году католическую веру прин€ло около двух тыс€ч православных христиан.

¬ 1847 году папа ѕий IX (1846-1878) вновь открыл в ѕалестине Ћатинский »ерусалимский ѕатриархат, первым патриархом которого был назначен »осиф ¬алерга (1847-1872). ¬скоре, между присланным из ¬атикана патриархом и местными францисканцами возник сильный антагонизм. ‘ранцисканцы не пускали латинского патриарха на захваченные ими —в€тые ћеста и отказывались делить с ним получаемые с ≈вропы денежные средства. Ётот антагонизм вскоре разделил не только католиков ѕалестины, но и ≈вропы, потому как »спани€, јвстри€ и Ќеаполь сто€ли на стороне францисканцев, тогда как ‘ранци€ и ¬атикан поддерживали ¬алерга.

≈сли многие православные принимали католичество, то еще больше христиан уходило в униатство. ¬ 1849 году в »ерусалиме состо€лс€ даже униатский собор, на котором прин€ли участие 9 униатских епископов под председательством патриарха униатов —ирии и ѕалестины ћакари€.

≈ще с начала XVIII века приобрести своих поклонников в экзотичной ѕалестине возжелал и протестантизм. — 1820 по 1856 года с этой целью здесь трудились такие известные миссионеры как  инг, ‘икс, “омсон, ƒальтон и др. ќсновным средством привлечени€ людей в протестантизм было попечение о нищих, сиротах, организаци€ приютов и школ, книгопечатание.

¬ 1839 году в »ерусалиме была открыта и јнгликанска€ мисси€. Ќовосозданный Ђ≈пископат —в€того »акова в »ерусалимеї возглавил англо-прусский епископ еврейского происхождени€ јлександр, бывший профессор еврейского и арабского €зыков в Ћондонском университете.

¬ 1845 году на престол —в€тоградской ÷еркви взошел  ирилл II (1845-1872). ≈динственным результативным средством борьбы с этой новой, все возраставшей угрозой была достойна€ полемика и апологетика православного учени€. — этой целью патриархом  ириллом в  рестном монастыре была открыта перва€ высша€ богословска€ школа в ѕалестине Ц известна€ как ѕатриарша€ школа. Ќесмотр€ на то, что така€ нужда назрела уже давно, школа была открыта лишь 3 окт€бр€ 1855 года.

ѕомимо открыти€ ѕатриаршей школы де€тельный патриарх  ирилл сумел приобрести и возродить заброшенные монастыри в »удейской пустыне и √алилее. ≈го старани€ми были возведены новые обители на горе ‘авор, в “ивериаде и на берегу »ордана. Ѕлагодар€ его усили€м Ѕратству —в€того √роба √осподн€ удалось не только отсто€ть свою недвижимость в ћолдовлахии, но и приобрести новые земли. ќднако, самой главной заслугой неутомимого патриарха  ирилла было преобразование Ѕратства в насто€щую братию общежительного монастыр€, воплотив в этом преобразовании все идеалы общежительного стро€.

Ќовый устав »ерусалимской ÷еркви. Status Quo

  сожалению, конец патриаршества  ирилла II был омрачен спором о болгарской схизме. ѕротивник схизмы,  ирилл в 1872 году неожиданно изменил свой взгл€д и стал ее поборником, презрев решени€ ѕоместных  онстантинопольских соборов 1869 и 1872 годов. 20 сент€бр€ и 7 но€бр€ 1872 года —в€щенный —инод »ерусалимской ÷еркви дважды призывал патриарха одуматьс€ и прин€ть постановлени€ ÷арьградских соборов либо оставить престол первоиерарха.   концу 1872 года воспротивившийс€ патриарх был изгнан из »ерусалима. ѕоследние п€ть лет жизни  ирилл провел в  онстантинополе. –усское правительство выделило престарелому, находившемус€ в изгнании патриарху пожизненную пенсию в размере 10.000 рублей в год. ѕатриарх  ирилл раска€лс€ в своих поступках и, примирившись со —в€той ћатерью-÷ерковью незадолго до смерти, с миром почил в одном из царьградских монастырей. ¬место него патриархом »ерусалимской ÷еркви был избран ѕрокопий II (1873-1875).

ѕосле происшедшего с патриархом  ириллом инцидента Ѕратство —в€того √роба стало перед необходимостью реконструкции ”става »ерусалимского ѕатриархата. ¬ новом ”ставе впредь четко оговаривались об€занности —в€щенного —инода, патриарха, правила избрани€ патриарха, требовани€ дл€ кандидатов на епископскую хиротонию и прочее. Ќовым ”ставом с плеч патриарха снималась больша€ часть об€занностей и перекладывалась на Ѕратство. “аким образом, в нем создавались все новые комитеты. ¬ управлении ѕатриархатом впредь должен был участвовать ѕосто€нный —в€щенный —инод, состо€вший из п€тнадцати членов Ц епископов и архимандритов Ѕратства —в€того √роба √осподн€. ¬ его юрисдикцию входило рассмотрение всех религиозных вопросов, а также распределение и использование материальных средств. —осто€вший всего лишь из 17 статей спуст€ 7 лет ”став был дополнен. ¬ 1882 году он состо€л уже из 571 статей! ¬ новом ”ставе подробно излагались не только система управлени€ —в€тыми ћестами, правила избрани€ патриарха и об€занности главы »ерусалимской ÷еркви, но даже система управлени€ отдаленными подворь€ми и правила распределени€ наследства умерших монахов. ”шедшего на покой патриарха ѕрокопи€ II на престоле —ионской ÷еркви сменил патриарх »ерофей (1875-1882).

ƒавно ставший международной проблемой вопрос о —в€тых ћестах был окончательно разрешен объ€влением положени€ Status Quo в ѕариже (1856) и Ѕерлине (1878). “ак было навеки закреплено право православных греческих монахов хранить св€тыни востока, чтить пролитую за них в древние времена непорочную кровь палестинских черноризцев и поклон€тьс€ мощам таких подвижников благочести€, как св. ≈вфимий, св. —авва, св. ‘еодосий и многих других ангелообразных аскетов ѕалестинской пустыни.

–усска€ духовна€ мисси€

„тобы своими глазами увидеть места евангельских событий и поклонитьс€ им, христиане издавна стремились во —в€тую «емлю и с благоговением посещали места, св€занные с жизнью —пасител€. — особой любовью они припадали ко √робу √осподню, √олгофе, с трепетом ступали по  рестному пути, молились в √ефсиманском саду, —ионской горнице, на горе ‘авор, в городах Ќазарете и ¬ифлееме, погружались в св€щенные воды »ордана и √енисаретского озера.

¬скоре после  рещени€ –уси —в€тую «емлю начали посещать и русские паломники. ќдним из первых паломников был игумен ƒаниил, оставивший описание своего путешестви€. ѕроизошло это событие в XI веке. ќднако лишь в XIX веке, вследствие изменени€ политической ситуации, посещение ѕалестины русскими богомольцами приобрело широкий размах. ѕостепенно в –оссии стали все больше осознавать необходимость посто€нного присутстви€ русских св€щенников в —в€том √раде. –усска€ ÷ерковь и –оссийское правительство считали необходимым оказывать помощь и содействие в укреплении ѕравослави€ на ¬остоке. ѕоэтому в начале 1840-х годов было решено послать в »ерусалим русского архимандрита в сопровождении небольшого числа монашествующих.

ƒоклад архимандрита ѕорфири€ (”спенского) о положении ѕравослави€ на ¬остоке и необходимости образовани€ –усской миссии послужил тому, что в феврале 1847 года императором было одобрено предварительное представление о ее создании. ќтец ѕорфирий первым начал труды во —в€той «емле. ≈го авторитет был настолько высок, что »ерусалимский патриарх  ирилл поручил отцу ѕорфирию заведовать всеми православными училищами в ѕалестине и ѕатриаршей школой в  рестном монастыре. ќднако вскоре, вследствие начала  рымской войны, в де€тельности ћиссии возник перерыв, вызванный вынужденным отъездом ее членов из »ерусалима в 1854 году. ѕосле окончани€ войны вновь встал вопрос о ƒуховной миссии в »ерусалиме, и в 1857 году император утвердил продолжение ее де€тельности. ¬ 1860 году, когда был заложен “роицкий храм, началось русское церковное строительство на —в€той «емле.

ѕрисутствие –усской ѕравославной ÷еркви у древних христианских св€тынь значительно активизировалось в 1865-1894 годах, при начальнике –усской духовной миссии архимандрите јнтонине ( апустине), который приобрел множество земельных участков. јрхимандрит јнтонин также активно занималс€ учеными трудами. ѕо его инициативе и под его руководством в 1883 году были начаты раскопки около храма √роба √осподн€, результатом чего стало открытие стены древнего »ерусалима с порогом —удных врат. Ќачальником ћиссии было положено много усилий ради устроени€ православных школ дл€ местного населени€. ¬ это врем€ через –усскую миссию шли значительные пожертвовани€ дл€ укреплени€ ѕравослави€ во —в€той «емле.

Ќачина€ с 1882 года, –усска€ духовна€ мисси€ осуществл€ла свое служение по приему паломников вместе с »мператорским православным палестинским обществом, учрежденным по инициативе ¬еликого кн€з€ —ерге€ јлександровича, который и возглавил общество. ѕосле трагической гибели кн€з€ в 1905 году де€тельность общества продолжалась под покровительством ¬еликой кн€гини ≈лизаветы ‘едоровны, мученически завершившей свою земную жизнь в 1918 году. ≈е честные останки через  итай были в 1921 году привезены в »ерусалим, где ныне поко€тс€ в храме св€той равноапостольной ћарии ћагдалины в русском монастыре в √ефсимании.

–усска€ духовна€ мисси€ в »ерусалиме вс€чески содействовала открытию детских школ, строительству больниц дл€ оказани€ медицинской помощи как паломникам, так и местному населению в »ерусалиме, Ќазарете, ¬ифлееме и других городах и селени€х —в€той «емли. –усское подворье в »ерусалиме, рассчитанное на тыс€чи паломников, располагало собственной пекарней, несколькими большими трапезными, необходимыми бытовыми службами.

¬ декабре 1914 года из-за начавшейс€ войны, в которой –осси€ и “урци€ оказались в противоборствующих лагер€х, члены и сотрудники ћисси€ были вынуждены покинуть »ерусалим и временно переехать в јлександрию. ¬ернувшись после окончани€ войны на —в€тую «емлю, члены ћиссии вследствие политических перемен в –оссии оказались без св€зи с ћатерью-÷ерковью. Ёта св€зь была восстановлена лишь в 1948 году. Ќачавшийс€ тогда новый период де€тельности ћиссии продолжаетс€ и поныне.

¬ насто€щее врем€ в ведении –усской духовной миссии ћосковского ѕатриархата наход€тс€ “роицкий собор и храм в честь св€той мученицы царицы јлександры на –усском ѕодворье в »ерусалиме, монастырь с храмом св€того апостола ѕетра в яффе, храм в честь пророка Ѕожи€ »лии на горе  армил в ’айфе, обитель в “иверии с храмом св€той равноапостольной ћарии ћагдалины, построенным в 1962 году. –усской духовной миссии принадлежат также √орненский женский монастырь в Ёйн- ареме, близ »ерусалима, с двум€ храмами: в честь  азанской иконы Ѕожией ћатери и новосооруженным пещерным храмом во им€ св€того »оанна ѕредтечи. ¬о всех перечисленных храмах регул€рно совершаютс€ богослужени€.

¬ –усской духовной миссии в »ерусалиме в насто€щее врем€ несут послушание пастыри и монашествующие во главе с начальником ћиссии архимандритом ‘еодосием. „исло насельниц √орненского монастыр€, возглавл€емого игуменьей √еоргией, составл€ет около 70 человек. ¬ 1998 году –усской ѕравославной ÷еркви при содействии палестинских властей возвращен монастырь ∆ивоначальной “роицы в ’евроне, а в 2000 году Ц участок в городе »ерихоне, приобретенный старани€ми архимандрита јнтонина ( апустина) в 1874 году и долгое врем€ незаконно удерживавшийс€ –усской ѕравославной ÷ерковью «аграницей. ¬ 1998 году было завершено строительство нового ƒома паломника в “иверии, построенного к 2000-летию –ождества ’ристова. ¬ насто€щее врем€ продолжаетс€ возведение гостиничного комплекса на принадлежащем ћиссии участке в ¬ифлееме.

Дмитрий Гоцкалюк

8 но€бр€ 2002 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0