√рузинска€

—в€та€ мученица Ўушаника, царица  артли

ѕам€ть 28 августа/10 сент€бр€

—в€та€ Ўушаника была дочерью спарапета (военачальника) јрмении ¬ардана ¬еликого (ћамикон€на), возглавившего в V веке борьбу за независимость своей страны от власти персов: »ран активно стремилс€ подавить в странах  авказа ( артли, јрмении и јлбании  авказской) ощущение собственной национальной самобытности и превратить их в свою безликую покорную провинцию. »менно на этом историческом фоне разворачиваетс€ действие жити€ св€той Ўушаники.

≈е супругом был питиахш (правитель) ёжного  артли ¬арскен.  ак повествует житие св€той, в Ђ8-й год правлени€ иранского шаха ѕерозаї (466 год) он отправилс€ в »ран и прин€л маздеизм (зороастризм), поддержива€ тем самым агрессивную политику иранских шахов. Ўах, ид€ навстречу его просьбе, отдал ему в жены Ђдочь цар€ї, котора€ по арм€нским источникам приходилась шаху не дочерью, а тещей. ¬арскен же, в свою очередь, обещал обратить в маздеизм первую жену и детей. —в€та€ Ўушаника, узнав о решении мужа от гонцов, отвела трех своих сыновей и дочь в церковь и молилась вместе с ними о спасении их душ, а после вечерней службы уединилась в одной из келий поблизости церкви, продолжа€ молитву.

—пуст€ три дн€ возвратилс€ ¬арскен и пыталс€ уговорить жену вернутьс€ домой, но безрезультатно. ѕотер€в терпение, он послал к ней своего брата ƒжоджика с супругой и придворного епископа, велев передать, что если она не возвратитс€, он Ђволоком притащитї ее. ѕоддавшись на слезные уговоры родственников и не жела€, чтобы дело дошло до кровопролити€ и они пострадали по ее вине, св€та€ вз€ла ≈вангелие и Ђкниги мучениковї, и, воскликнув: Ђ√осподи Ѕоже, ты знаешь, что € всею душою иду на смерть!ї, вернулась во дворец, остановившись в одной из далеких комнат.

—пуст€ два дн€ ¬арскен пригласил во дворец ƒжоджика с женой и устроил ужин, вновь наде€сь с их помощью склонить супругу к отречению от ’риста. —в€та€ не притрагивалась ни к еде, ни к питью, и когда сво€ченица стала принуждать ее, Ўушаника выбила из ее рук стакан вина. ¬арскен разъ€рилс€ и избил и жену, и пытающего вступитьс€ за нее ƒжоджика. «аковав Ўушанику в кандалы, он заточил ее в одной из комнат дворца, а сам, как повествует житие, отправилс€ на охоту, наде€сь, что со временем она изменит свое решение.

≈пископы —амуил и »оанн тайно заботились о заключенной, присыла€ ей пищу. ¬о врем€ ¬еликого поста, когда ¬арскен вел военную кампанию против гуннов, Ўушаника была освобождена из заточени€ и поселилась в келье подле церкви в полной темноте, провод€ врем€ в посте и молитвах. ¬ —ветлый ѕонедельник муж вернулс€ с войны и узнал, что Ўушаника осталась неколебимой. “огда он потребовал от епископа јфоца отдать ему жену. ѕротащив ее волоком по специально набросанным колючкам от церкви до дворца, ¬арскен вновь подверг ее невыразимым физическим пыткам. “ак и не сумев склонить жену к идолопоклонству, он осудил ее на пожизненное тюремное заключение.

«а шесть лет пребывани€ в темнице Ўушаника, изможденна€ пытками, кандалами, поклонами и сто€нием на ногах, стала, по выражению агиографа, Ђдуховной цевницейї.   ней приходили со всего  артли, и каждый по молитвам св€той получал просимое. Ќа седьмой год пребывани€ в заключении Ўушаника т€жело заболела. ѕрослышав об этом, ее посетили ƒжоджик со всем своим домом, Ђглава епископовї —амуил со своим клириком »оанном, а также Ђвеликие азнауры и высокородные женщины и свободные и несвободные [люди]ї, испрашива€ ее молитв и проща€сь с ней.

Ўушаника преставилась в день св€тых  осьмы и ƒамиана (17 окт€бр€), в Ђмес€ц сн€ти€ урожа€ї (грузинский —тулисай, арм€нский  агоц). ћощи мученицы с большими почест€ми были вынесены из крепости и похоронены возле церкви.

ќтносительно точной даты мученичества св€той единого мнени€ нет. —. √оргадзе и ». ƒжавахишвили, основыва€сь на хронологии правлени€ шаха ѕероза, считают годом кончины Ўушаники 472 год от –. ’.; синхронические данные арм€нского —инаксар€ относ€т дату на период 472-476 годов.  .  екелидзе сопоставл€ет дату мучений св€той с дн€ми недели. “ак, страдани€ Ўушаники начались в среду, 8 €нвар€ (грузинский мес€ц јпани) Ч это число приходилось на среду в 469 году. ¬торой раз ее пытали 14 апрел€ (грузинский мес€ц –оз) в понедельник после ѕасхи Ч ѕасха в 469 году приходилась на 13 апрел€. ѕрибавл€€ к этому году 6 полных лет заключени€ Ўушаники, историк получает год ее смерти Ч 475, что и прин€т в церковной традиции почитани€ св€той.

Ђћученичество царицы Ўушаникиї якова ÷уртавели Ч самое древнее из дошедших до наших дней произведений оригинальной древнегрузинской литературы. ќднако, по мнению «. Ќ. јлексидзе, высота художественного уровн€ произведени€ позвол€ет полагать, что оно вр€д ли было стартовым в грузинской словесности. ѕомимо всего прочего, Ђћученичество Ўушаникиї - единственное раннее агиографическое произведение, где св€та€ творит чудеса еще при жизни.

јвтор - придворный св€щенник и духовник св€той, был единственным человеком, который не расставалс€ со своей духовной дочерью во врем€ ее страданий и мук, не покида€ ее, насколько это было возможно, ни во дворце, ни вне дворца, ни в церкви, ни в тюрьме. ≈ще до возвращени€ ¬арскена из »рана яков, предчувству€ беду, €вилс€ к св€той Ўушанике и сказал: Ђ“ебе, царица, предстоит претерпеть много страданий, скажи мне Ч что у теб€ на душе, дабы € знал и описал подвиги твоиї. Ќа основании этих слов большинство исследователей полагает, что яков создал ∆итие не по чьему-либо заказу, а, напротив Ч он сам стал готовитьс€ к этому еще при ее жизни, провид€ ее мученический венец.

Ѕиографических сведений о якове нет. ¬озможна идентификаци€ автора ћученичества с присутствовавшим на ƒвинском соборе 506 года среди других архиереев п€ти грузинских епархий епископом ÷уртавским яковом ( .  екелидзе). ќб этом ÷уртавском епископе упоминает также  атоликос  артли  ирон - п€тым в числе одиннадцати ÷уртавских епископов со времен Ўушаники. ќднако, «. јлексидзе полагает, что человек, который в 80-е годы V века был придворным св€щенником, причем занимал этот пост довольно долго, спуст€ 40 лет, к 506 году, все еще мог претендовать на сан епископа. Ќе исключено также, что яков создал и другие произведени€, не известные современным исследовател€м, или ћученичество имело утер€нное на сей день начало Ч на эту мысль наталкивают строки начала текста: Ђтеперь же € расскажу вам правдиво о кончине св€тойї, а также слова: Ђсо дней младенчества своего она была богобо€зненна, как об этом говорили мыї.

¬ своем произведении автор дает живую картину культурно-религиозной жизни, социально-политического стро€, церковной организации и семейного быта грузин, что выходит за рамки сугубо агиографического сочинени€, более приобрета€ черты историко-беллетристического труда. ∆ивость и эмоциональность изложени€ достигаютс€ внесением в рассказ лирического элемента Ч автор свободно пользуетс€ таким художественным материалом, как эпитет (Ђтрижды жалкий ¬арскенї), метафора (Ђволк ¬арскенї, Ђразукрашенна€ вместо венца цеп€миї, Ђмученическа€ кровь Ч очищение греховї и т. д.), аллегори€ (Ђ€ обр€щу добро [муки и страдани€]ї, Ђпойду по пути, по которому все идут [умру]ї), сравнение (Ђэту ночь мы провели наподобие ангелов, в бодрствованииї), контраст (земна€ Ч небесна€ жизнь, слезы Ч радость, страдани€ Ч веселье и т. д.), гипербола (Ђбесчисленное множествої, от подвигов Ўушаника Ђраста€ла и превратилась как бы в пепелї и т. п.), параллелизм (Ђтвой отец построил, ты же разрушилї), афоризмы (Ђне спит Ѕогї, Ђне св€заны ни брат, ни сестра, пусть расход€тс€ї). ”силива€ описываемую им картину, автор нередко прибегает к описанию природы и социальных €влений Ч так, например, мученичество Ўушаники предвар€етс€ суровой картиной данной местности: знойные лучи солнца, болезнетворна€ вода, от которой обитатели распухли и почернели, а лица их, страдающие чесоткой, покрылись сыпью.

ћученичество написано уже после кончины Ўушаники, в период между 476-483 годами, так как в нем ничего не говоритс€ о казни ¬арскена св€тым царем ¬ахтангом √оргасали (483 год), что было бы логичным завершением истории св€той, взывающей перед смертью к Ѕогу: Ђѕусть √осподь воздаст ¬арскену за все то, что он со мною сделал!ї. ќ принадлежности произведени€ V веку свидетельствуют также хронологические, географические и бытовые подробности (описание обычаев совместной трапезы мужчин и женщин и возвращени€ назад свадебных подарков, тюремного режима и т. д.), подвижный характер праздников, архаичность библейского текста, еще не знающего вульгаты, отсутствие гимнографического элемента в литургической практике, исчерпывающейс€ лишь чтением и пением ѕсалмов, что характерно дл€ периода не позднее VI века.

ѕервична€ пространна€ грузинска€ верси€ ћученичества была утер€на, и лишь после 940 годов по€вилась известна€ под именем якова ÷уртавели редакци€ (остальные 8 пространных и одна кратка€ редакции жити€ датируютс€ XVII-XIX веками), претерпевша€ некоторые изменени€ €зыка и текста: например, утер€ны некоторые факты, сохранившиес€ в арм€нской версии жити€, а также, возможно, начало текста; мес€ц —тулисай назван римским словом ќкт€брь, что дл€ V в. было бы анахронизмом, и т. п. јрм€нска€ верси€ ћученичества также использовала в качестве источника утер€нную грузинскую версию, и сохранилась в нескольких пространных и краткой редакци€х.
ќ мученичестве Ўушаники упоминают  атоликос  артли  ирион (VII век), »ерусалимский канонарь (VII век), јрсений —апарели (IX век), грузинска€ летопись ћокцеваи  артлиса (ќбращение √рузии, IX век), ћикаел ћодрекили (X век), календарь »оанна-«осима (X век).

√рузинска€ верси€ ћученичества издавалась несколько раз (критические издани€ были осуществлены под руководством —. √оргадзе и ». јбуладзе), а также была переведена на русский, латинский и английский €зыки.

Ћитература:

—абинин ћ. ѕолное жизнеописание св€тых √рузинской ÷еркви. „. 1. —ѕб., 1871;
√оргадзе —. —в€щенник яков: ћученичество св€той Ўушаник.  утаиси, 1917 (на груз. €з.);
Peeters P. Sainte Sousanik martyre en Arméno-Géorgie // Anacleta Bollandiana. T. LIII. Fasc. III-IV. Br. 1935 (на лат. €з.);
јбуладзе ». ¬. яков ÷уртавский: ћученичество Ўушаники. “билиси, 1938 (на груз. €з.);
 екелидзе  . —. ѕам€тники древнегрузинской агиографической литературы / »н-т истории √руз. лит-ры им. Ў. –уставели јЌ √руз. ——–. “билиси, 1956. —.7-28;
Lang D. M. Lives and Lgends of the Georgian Saints. London, 1956. P. 44-56;
ѕам€тники древнегрузинской агиографической литературы / ред. ». ¬. јбуладзе. “билиси, 1963. —. 11-29 (на груз. €з.);
яков ÷уртавели. ћученичество Ўушаник // ѕам€тники грузинской исторической литературы: »сточники по истории √рузии / јЌ √руз. ——–, пер. ƒондуа ¬. ƒ., введ. и прим. јлексидзе «. Ќ. “билиси, 1978. “. 1.  н. 11.

Подготовила Наталья Крашенинникова

26 феврал€ 2003 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0