ипрска€

ѕо стопам русского монаха и путешественника ¬асили€ √ригоровича-Ѕарского

 то он, ¬асилий Ѕарский?

ћонах и путешественник ¬асилий √ригорович-Ѕарский ћонах и путешественник ¬асилий √ригорович-Ѕарский
ќн называл себ€ московитом, гражданином  иева. <...> —вой жизненный путь он начал в  иеве, в многодетной семье малограмотного торговца. —емь€ жила в районе знаменитого  иево-ѕечерского монастыр€. ѕокоренный красотой православи€, светом веры, совсем юным поступил в  иевскую ƒуховную јкадемию. »з-за болезни ног не окончил полный курс, однако изучил слав€нские €зыки, «акон Ѕожий и латинский €зык. ѕродолжил образование в Ћьвове, где выздоровел. Ѕлагодарный √осподу за исцеление, решил отправитьс€ в паломничество по —в€тым местам. ћного путешествовал (1723Ц1747), можно сказать, что всю жизнь провел в пути. ћного работал над собой. »з бедного странника превратилс€ в известного педагога, исследовател€ и писател€. Ѕарский четыре раза побывал на  ипре. <...> ¬ то врем€ там было более 60 монастырей. ќн посетил более 50, оставил потомкам их описание и чудесные зарисовки. <...>

Ќикози€ (Ћевкоси€). –исунок ¬асили€ √ригоровича-Ѕарского. XVIII век Ќикози€ (Ћевкоси€). –исунок ¬асили€ √ригоровича-Ѕарского. XVIII век
††††

Ћарнака. –исунок ¬асили€ √ригоровича-Ѕарского. XVIII век. Ћарнака. –исунок ¬асили€ √ригоровича-Ѕарского. XVIII век.
††††

»де€ пройти дорогами Ѕарского родилась сама собой во врем€ чтени€ его книги. “ак красочно описывал Ѕарский  ипр XVIII века, его природу, с такой симпатией жителей страны в т€жкую годину иноземного ига, что по€вилось неодолимое желание оказатьс€ в тех же местах, увидеть древние храмы и монастыри, встретитьс€ с потомками киприотов, которые гостеприимно встречали русского гост€, делились с ним хлебом, предоставл€ли кров. <...>

¬ыставка "2000 митрополии ћорфу"

¬ глубине времен, скрытой от нас почти трем€ столети€ми, идет киевл€нин ¬асилий Ѕарский по кипрской земле. ќн держит путь на —евер  ипра. ”вы, не дано нам пройти дорогами —еверного  ипра (книга окончена до открыти€ в апреле 2003 года границы, раздел€ющей свободный, греческий, и оккупированный, турецкий,  ипр Ц прим. ред.). » присоединимс€ мы к ¬асилию Ѕарскому чуть позже, когда приведут его странстви€ в —куриотиссу. ј сейчас, позвольте пригласить вас, мои дорогие читатели, на интересную выставку в Ќикосии. ¬ыставка посв€щена 2000-летию митрополии ћорфу. ”никальные сокровища православного искусства собраны здесь. ƒрагоценные иконы, древние книги и ... рисунок Ѕарского.   горькому сожалению, часть митрополии и не мала€ находитс€ на оккупированной территории. —в€тым покровителем этого района  ипра считаетс€ cв€той ћамант, поэтому монастырь cв. ћаманта в ћорфу особенно почиталс€. ¬асилий Ѕарский был потр€сен великолепием монастыр€. "“акого прекрасного и просторного строени€ больше нет на  ипре". ¬згл€ните на рисунок Ѕарского. “щательно изображен каждый камень, положенный в монастырские стены. » больно смотреть на фотографию, экспонирующуюс€ р€дом. Ћишь руины на месте св€тыни. ¬ 1974 монастырь cв. ћаманта был разрушен по приказу оккупационных властей. ”строители выставки обращаютс€ к нам с трогающим до глубины души возгласом: "»спытание выпало нам и перед беспристрастным судом истории и Ѕожиим судом мы должны делами ответить: действительно ли мы носители великой цивилизации и достойны ли мы однажды в храме cв. ћаманта в ћорфу обратитьс€ к √осподу в торжественной молитве!" <...>

††††

»так, вместо путешестви€ на север, мы побывали на выставке. ј между тем, ¬асилий Ѕарский шел из монастыр€ св. ћаманта по горным тропам, и село —куриотисса было на его пути, там он посетил монастырь, посв€щенный Ѕожией ћатери. ѕриехали и мы в —куриотиссу на встречу с  ипром XVIII в.

‘амагуста. –исунок ¬асили€ √ригоровича-Ѕарского. XVIII век. <BR> ‘амагуста. –исунок ¬асили€ √ригоровича-Ѕарского. XVIII век.
††††

ћонастырь св. »оанна «латоуста. –исунок ¬асили€ √ригоровича-Ѕарского. XVIII век. ћонастырь св. »оанна «латоуста. –исунок ¬асили€ √ригоровича-Ѕарского. XVIII век.
††††

ћонастырь св. √еорги€. –исунок ¬асили€ √ригоровича-Ѕарского. XVIII век. ћонастырь св. √еорги€. –исунок ¬асили€ √ригоровича-Ѕарского. XVIII век.
††††

ћонастырь св. ћаманта в ћорфу. –исунок ¬асили€ √ригоровича-Ѕарского. XVIII век. ћонастырь св. ћаманта в ћорфу. –исунок ¬асили€ √ригоровича-Ѕарского. XVIII век.
††††

—в€та€ —куриотисса

Ќазвание "—куриотисса" произошло от греческого слова ржавчина, звучит совсем не поэтично, но когда видишь цвет горных кр€жей, окружающих село, то понимаешь причину такого названи€.  амни имеют рыжевато-красный отлив, потому что это и не камни вовсе, а руда. –уда, содержаща€ медь.  ак тесно переплелись исторические эпохи на  ипре. ћы приехали сюда на поиски древней византийской церкви, котора€ когда-то была частью монастыр€, а оказались у основани€ древнего медного рудника. ќ многом могли бы рассказать камни —куриотиссы, но где же церковь? ¬ наших поисках нам помог кресть€нин –енос  тиру, он познакомил нас с сельским св€щенником отцом ѕанкратием. —в€щенник нас очень порадовал тем, что читал книгу Ѕарского и хорошо знает об истории своей родной земли. ќтец ѕанкратий привел нас к храму. ќн находитс€ на территории миротворческих сил ќќЌ, аргентинский контингент размещен вокруг церкви. ј р€дом с военной частью шлагбаум. ѕуть на —евер закрыт, и турецкий флаг развеваетс€ неподалеку. “аковы реалии начала XXI века. <...>

–азговор с –еносом

–енос показывает на холмы за долиной: Ђ¬он там деревн€, где Ѕенкташ (президент —еверного  ипра Ц прим. ред.) родилс€. я думаю иногда, неужели ему не хочетс€ приехать и взгл€нуть на родное село?!ї Ћицо –еноса становитс€ грустным. Ђј вот мне так хочетс€ вернутьс€. ћой дом в ћорфу. «десь, совсем недалеко. ‘лассу Ц красивое село, но ћорфу... ¬ ћорфу так красиво. ”шли мы в 1974 году, мне было 19 лет и больше не видел родной землиї.

’очетс€ отвлечь нашего нового друга от печальных мыслей, спрашиваем о дет€х. — гордостью говорит кресть€нин о дочери, котора€ учитс€ в √реции и будет психологом. –азговор возвращаетс€ к ¬асилию Ѕарскому, к –оссии. –енос говорит: Ђ–осси€... ¬сегда знали, она есть. Ѕольша€ православна€ страна. — детства помню, отец говорил, св€щенник в церкви объ€сн€л. ¬едь мы Ц брать€. ¬от зашли в церковь. ¬ижу, вы молитесь у наших икон, и молитва у нас одна. ƒай ¬ам Ѕог счасть€!ї

ћонастырь св€того »оанна Ћампадиста

Ђя шел среди огромных горных массивов, взбира€сь на горные кр€жи и спуска€сь в долину, Ц записывал наш неугомонный путешественник, продолжа€ свой путь по кипрской земле, Ц целый день € шел по дикому лесу, не зна€ дороги. », наконец, вышел к селу жители которого показали мне дорогу к монастырюї. Ёто был монастырь св€того »оанна Ћампадиста. ћы тоже подошли сюда одним жарким летним днем, уставшие и мучимые жаждой. «вонка€ горна€ речка —етрахос бежала у подножи€ монастырских стен в глубине ущель€, наполн€€ окрестности веселым шумом. <...> Ѕерега этой маленькой речки помн€т апостолов ѕавла, ћарка и ¬арнаву. ¬ 45 году от –ождества ’ристова, по земле  ипра шли апостолы, выполн€€ завет √оспода. ќни несли свет христианства, а их проводником был киприот »раклидий. «десь, у подножь€ холма, апостолы крестили »раклиди€, и у самой воды стоит пам€тный знак. ¬последствии »раклидий стал митрополитом. <...>

ћонастырь св.»оанна Ћампадиста. –исунок ¬асили€ √ригоровича-Ѕарского. XVIII век. ћонастырь св.»оанна Ћампадиста. –исунок ¬асили€ √ригоровича-Ѕарского. XVIII век.
††††

—в. »оанн Ћампадист. »кона XIII века из соборного храма монастыр€. —в. »оанн Ћампадист. »кона XIII века из соборного храма монастыр€.
ѕоднимемс€ теперь к монастырским вратам. Ётот монастырь посв€щен одному из самых любимых на  ипре св€тых Ц »оанну Ћампадисту. ѕредание рассказывает, что родилс€ он в деревне Ћампас. ћальчик с детства про€вл€л интерес к —в€щенному ѕисанию, с четырех лет уже читал Ѕиблию и выказывал выдающиес€ способности.  огда вырос, отказалс€ женитьс€, так как чувствовал, что мирска€ жизнь не дл€ него. ¬скоре он потер€л зрение и ушел в монастырь. ѕребывание в монастыре было наполнено самоотречением, постом, молитвами. "ќн укротил свой дух", Ц сказано в жизнеописании св€того, опубликованном в 1667 году. ѕодвиг »оанна был вознагражден √осподом, он получил дар исцел€ть больных. ћолодым »оанн умер, был погребен в монастыре. ѕрошли годы. ќднажды человек, страдающий эпилепсией, случайно дотронулс€ до могильного камн€ и исцелилс€. ¬есть о чудесном исцелении разнеслась по  ипру...<...>

ћощи св.»оанна Ћампадиста из соборного храма монастыр€. ћощи св.»оанна Ћампадиста из соборного храма монастыр€.
¬ далеком 1735 году пришел сюда ¬асилий Ѕарский.<...> ¬асилий Ѕарский застал в монастыре только дес€ть монахов. Ќесмотр€ на преследовани€ турок, они помогали жител€м села, берегли св€тые реликвии. √лавна€ св€тын€ монастыр€ хранитс€ до наших дней в центральной церкви храма. Ёто гробница св€того »оанна Ћампадиста. ¬ специальной нише находитс€ рака с мощами св€того, чье им€ носит монастырь. ѕаломники на прот€жении столетий приходили сюда, мол€сь об исцелении и прощении грехов. "ѕриложилс€ и € к мощам св€тым, сбросил брем€ моих грехов благодар€ исповеди", Ц записал Ѕарский.<...>

Ќа стене над ракой можно различить автографы паломников разных эпох, словно голоса из веков минувших. ј вдруг и наш паломник оставил надпись? –ассматриваем автографы и вдруг ... удача! —реди других Ц аккуратным учительским почерком написано им€ ¬асилий Ѕарский и дата -1735. “ри дн€ провел Ѕарский в этом монастыре "по причине гостеприимства монахов и красоте местности". <...> «атем Ѕарский засобиралс€ в путь. <...> "» вновь € шел через громадные леса и дикие горы, заблудилс€ и уже не наде€лс€ до темноты добратьс€ до цели моего пути Ц монастыр€, великого и славного", Ц записал Ѕарский. ј цель его была Ц св€той  иккский монастырь. ќ нем, главной св€тыне  ипра, наш следующий рассказ.

—в€той, царский ставропигиальный монастырь  иккской Ѕогоматери

»кона  иккской Ѕогоматери »кона  иккской Ѕогоматери
ќн так стремилс€ в  иккос, спешил обн€ть своих товарищей, но главное увидеть ≈е Ц чудотворный образ, источник милосерди€, икону  иккской Ѕогоматери. —олнце клонилось к закату. "”спею ли до темноты?" Ц подумал путник, убыстр€€ шаг. <...>  ака€-то пичуга вспорхнула на дерево и неожиданно залилась звонкой трелью. "» птицы-то поют здесь по Ц особенному, не так, как у нас". ¬асилий улыбнулс€, он вспомнил легенду, которую ему рассказали в  иккосе. ƒавным-давно в этих кра€х птицы пели песню, котора€ сохранилась в пам€ти людей:

 иккоса- иккоса гора
—танет монастырем
«олота€ ¬ладычица в него войдет
» никогда не выйдет.

ј ведь сбылось, и монастырь стоит, и ¬ладычица Ц в нем.<...>

 ак тепло приветствовали его монахи! <...> —колько лет прошло с тех пор, а пам€ть бережно хранит те дни. “огда Ѕарский записал: "ћаленька€ и прекрасна€ церковь расписана фресками. «десь хранитс€ икона Ѕогородицы, котора€ на правой руке держит младенца ’риста. ќна известна тем, что творит многочисленные чудеса, и каждый день монахи служат благодарственные молебны пред ≈е Ѕожественным ликом". <...>

Ѕарский записал предание, которое на  ипре знает и ныне и стар и млад. ¬ годы золотой ¬изантии, когда в ÷арьграде правил император јлексей  омнин, был послан на  ипр наместником надменный кн€зь ћануил ¬утомитис. ќднажды кн€зь охотилс€ в горах “роодоса и заблудилс€. Ќеподалеку жил отшельник старец »саи€.   нему и обратилс€ кн€зь, чтобы узнать дорогу. —тарец в ту минуту молилс€ и не прервал молитву. √ордый кн€зь, привыкший, что его приказы исполн€ютс€ незамедлительно, разгневалс€, да так, что ударил старца. ѕосле этого ¬утомитис нашел дорогу и вернулс€ в Ќикосию, однако вскоре т€жело заболел, и когда страдани€ стали невыносимыми, кн€зь пон€л, что эта кара небесна€ и послал за старцем. »саию привели ко двору наместника. ”ниженно просил прощени€ ¬утомитис, просил исцелени€. ¬место ответа »саи€ молилс€ √осподу Ѕогу и больной исцелилс€. „ерез некоторое врем€ гордый кн€зь отбыл в  онстантинополь. ѕри императорском дворе он нашел всех в печали и скорби. ќказалось, что дочь јлексе€, юна€ царевна заболела неведомой болезнью, и никто не в силах был ей помочь. –ассказал ¬утомитис царю об »саие, и послали на  ипр за отшельником. ѕрибыл »саи€ к царскому двору и силой молитвы исцелил царевну. Ќи золота, ни жемчугов не захотел старец в награду. ќн попросил императора передать ему и всему кипрскому народу икону Ѕожией ћатери, писанную евангелистом Ћукой.   огромной радости киприотов икона была доставлена на  ипр, и по указу императора заложен монастырь. <...>

"ћне оказали такое гостеприимство, Ц записал Ѕарский, Ц что € много дней провел в монастыре...ќсобенно добр был ко мне игумен —офроний, человек добродетельный, гостеприимный, мудрый, богобо€зненный. ќн дал мне милостыню, спаси √осподи его душу". Ѕарский с большим уважением отмечает, что монахи много и т€жело работают в монастырских садах, на пол€х и пастбищах. "ќни живут плодами своего труда", Ц записал русский паломник, Ц  иккский монастырь очень известен во всем христианском мире и именно поэтому притеснени€ турок особенно сильны. ћонахи преодолевают все трудности с честью, потому что ѕресв€та€ Ѕогородица помогает им". ƒвадцать три дн€ провел наш паломник в этом "славном, удивительном и мирном монастыре, таком далеком от мирских скорбей, отдохнул и подкрепилс€". — благоговением молилс€ Ѕарский вновь пред дивным ликом Ѕогородицы, исповедалс€ и уже готов был отправитьс€ в путь, в кра€ ѕафосские. » вдруг Ц при€тна€ неожиданность: добрейший игумен —офроний дал ему провожатого, выделил мула и благословил. ѕуть предсто€л нелегкий и дальний, и первый раз ¬асилий Ѕарский не шел, а ехал, добрым словом помина€ игумена и братию великого и славного монастыр€. “ак было в далеком 1736 году...» вот с трепетом душевным и мы стоим у врат св€того монастыр€  иккоса в году 2001. Ќу что ж, войдем, перекрест€сь. Ќас здесь ждут. <...>

Cегодн€ нас ожидает встреча с интересным человеком, монахом  иккского монастыр€, архимандритом »саией. ќ том, что в  иккском монастыре есть монах, который окончил ƒуховную јкадемию в –оссии, € узнала, когда готовила информационный материал дл€ русских прихожан в храме св. Ћазар€. <...> ћы попросили отца »саию прин€ть нас и рассказать о том, как живет монастырь, помн€т ли там Ѕарского. <...> ќн вышел нам навстречу, статный, голубоглазый, с окладистой бородой, и неожиданно очень молодой "ƒобро пожаловать!" Ц на чистом русском €зыке произнес архимандрит »саи€.<...> »з храма переходами поднимаемс€ в монастырскую гостиную; по дороге отец »саи€ говорит: "¬асилий Ѕарский у нас в  иккосе был дважды, и мы помним о нем, ведь он положил начало традиции, с тех пор русские паломники частые наши гости и особенно любимые". Ёти слова архимандрита словно камертон задает тональность нашей беседе, и она течет по дружескому и непринужденному руслу. ¬от мы и в гостиной, это очень уютна€ и светла€ комната, на столе монастырские сладости и напитки. "Ёто все плоды наших трудов", Ц рассказывает отец »саи€, Ц помните у Ѕарского написано, что монахи очень много труд€тс€. Ёта традици€ жива, вот сегодн€ очень беспокоилс€, что опоздаю на нашу встречу Ц мы сейчас рубим деревь€". Ќаша беседа идет на русском €зыке. » естественен вопрос о годах учени€ в –оссии. ќтец »саи€ рассказывает: "Ёти годы были нелегкими, но прекрасными. ѕользу€сь, случаем, хочу выразить мою глубокую благодарность педагогам. ќсобенно профессору —околюку, насто€щему наставнику, высочайшему специалисту, человеку с большой буквы. ѕам€ть сохранила трогательные воспоминани€ о посещении —в€тых мест, довелось мне побывать, например, в ќптиной ѕустыни, —в€то-—ергиевой Ћавре. ¬се это Ц мои духовные университеты. ќгромное значение в моей жизни имеют мои русские товарищи". ѕозже, когда архимандрит пригласил нас в свою келью, на стене мы увидели портрет выпускников ƒуховной јкадемии, которые были сфотографированы вместе с ѕатриархом ¬се€ –уси јлексием II. —реди российских выпускников »саи€  иккотис Ц наш собеседник. Ќаш разговор возвращаетс€ в далекий 1736 год, к ¬асилию Ѕарскому. ќтец »саи€ говорит: "»м€ Ѕарского мы вспоминаем с большим уважением. ћен€, как киприота, трогает до глубины души то, что он не был на  ипре сторонним наблюдателем. ќн страдал, вид€ наши беды, переживал их, как свои. Ётот человек Ц символ духовного родства наших народов. ќн мне и эмоционально близок.  ипр сыграл огромную роль в судьбе Ѕарского, его духовным наставником был —ильвестр  иприот, известный религиозный де€тель того времени. ¬ моем же духовном становлении велика роль –оссии и российских педагогов. ’очу отметить исторически-научное значение трудов Ѕарского. ќн написал насто€щее научное исследование: факты истории, народные традиции и даже географическое описание местности находим мы на страницах его "’ождений". Ќам повезло, Ѕарский посещал наш монастырь дважды, поэтому мы располагаем бесценными историческими материалами по истории монастыр€ XVIII века. » это благодар€ ¬асилию Ѕарскому".  асаемс€ мы в беседе и дн€ сегодн€шнего.  ак живет великий монастырь у истока XXI века?

ƒобрые дела

»гумен  иккского монастыр€ епископ Ќикифор »гумен  иккского монастыр€ епископ Ќикифор
јрхимандрит »саи€ подчеркивает: "√оворить о своих добрых делах у православных христиан не прин€то. Ёто противоречит нашей этике. Ќо, понима€, что нас очень интересует не только истори€, но и современна€ де€тельность славного монастыр€, отец »саи€ рассказывает: "¬ монастыре нашем около 30 монахов. ѕомните, Ѕарский с любовью пишет об игумене —офронии? Ќашего игумена зовут Ќикифор, это видный религиозный де€тель, наш духовный учитель, образец дл€ подражани€. ѕо инициативе игумена было воплощено в жизнь множество важных и необходимых дл€  ипра программ. ћонастырь €вл€етс€ центром сохранени€ православного наследи€ страны, исторической и культурной пам€ти кипрского народа. ¬ 1986 году учрежден »сследовательский центр  иккского монастыр€, где находитс€ и архив, и богатейша€ библиотека. ѕо решению игумена Ќикифора не так давно (1995) был открыт музей —в€то- иккского монастыр€ «начительны усили€ монастыр€, в области народного образовани€ ћонастырь подарил большие земельные участки дл€ строительства школ, оборудовал школьные мастерские и компьютерные классы. ћы вступаем в XXI век с многими планами, думаем о будущем  ипра, поэтому оказываем помощь молодежи. Ѕлаготворительна€ де€тельность включает стипендии, которые монастырь выплачивает малообеспеченным студентам; и тем, которые учатс€ на  ипре, и тем, кто учитс€ за рубежом. ћожет быть, ¬ашим читател€м будет интересно узнать, что в ћосковской ƒуховной јкадемии мы открыли кафедру новогреческого €зыка, монастырь выплачивает зарплату преподавател€м, субсидирует публикации научных трудов.

’очетс€ рассказать ¬ам и еще об одном интересном, на наш взгл€д, проекте. ¬ы путешествуете по местам, св€занным с ¬асилием Ѕарским. ј значит, побывали в отдаленных горных селах нашей страны. ≈сть такое слово "депопул€ци€" Ц обезлюживание. ¬от оно лучше всего отражает то, что происходит в горных деревн€х “роодоса. ћонастырь пришел на помощь селу  ампос.  ак решить проблему, как сохранить молодежь в селе? Ќачать мы решили с родителей. ѕостроили завод по переработке фруктов. ќн обеспечил рабочими местами жителей села. «атем поддержали школу, оборудовали компьютерный класс, помогли найти преподавателей". — увлечением рассказывает архимандрит о проекте " ампос", о том, как позаботились о туристах, которые приедут, чтобы увидеть живое старинное село. Ѕыла построена маленька€ сельска€ гостиница. Ќо особенно тронуло мен€ то, что монастырь построил в  ампосе традиционную кофейню. “ак была про€влена забота о пожилых сельчанах. »бо, какое же это кипрское село, если нет там кофейни, где собираютс€ старики за ароматной чашечкой кофе, где ведут они свои нескончаемые беседы? "“о, что € вам рассказал лишь маленька€ толика работы",- замечает отец »саи€.

Ќаучно-исследовательский центр  иккского монастыр€

ќднажды в 1735 году посетил эти места наш герой ¬асилий √ригорович Ц Ѕарский. ѕо своему обыкновению он оставил нам подробное описание монастыр€ и детально зарисовал его. »здревле небольшой участок земли вблизи Ќикосии принадлежал  иккскому монастырю, €вл€лс€ его владением (метохией). ¬ 1636 году архиепископ  ипра заложил здесь монастырь јрхангелов. ≈го центром был храм, посв€щенный јрхангелу ћихаилу. —ейчас здесь, вокруг старинной византийской церкви, расположилс€  ультурный центр  иккского монастыр€. Ёто целый комплекс, в который вход€т библиотека, научно -исследовательский центр, реставрационные мастерские, центр изучени€ греческого €зыка, нар€дный конференц-зал.

Ќаш гид ’аррис —тавридис, молодой ученый, выпускник √арвардского университета, рассказывает: "Ќаш ÷ентр был основан по инициативе игумена монастыр€ в 1986 году. «десь работают ученые над различными проектами, посв€щенными важным вехам истории  ипра. “ак, например, директор ÷ентра, видный историк и педагог »оанн “еохаридис, исследует ќттоманский период, когда  ипр находилс€ под турецким гнетом. ¬ нашем разговоре господин “еохаридис сказал, что рисунок Ѕарского, на котором изображен монастырь јрхангелов, находитс€ у него на столе.<...>

’ранитель библиотеки ’.—трополос познакомил нас с богатейшим собранием книг, есть в библиотеке и труды о Ѕарском, написанные учеными разных стран. Ќесколько лет назад  икккский монастырь приобрел на одном из аукционов книгу Ѕарского "—транстви€", котора€ была издана в 1885 году под редакцией Ќ. Ѕарсукова, с волнением беру старинный фолиант в руки и не могу оторватьс€ от чтени€ целый час. ѕозвольте процитировать вдохновенные строки Ѕарского о православной вере: "—тоит недвижима, аки гора, краситс€ красотою, аки невеста, си€ет в сем мире, аки солнце, свет€ на благи€ и злы€...горит всегда непрестанным пламенем любви, иже к Ѕогу".

¬ремен восстановленна€ нить

¬ реставрационных мастерских можно провести несколько дней подр€дЕ <...> ћастера јндрей и ћеникос ћенику работают сосредоточенно и увлеченно.<...> ”знав, что мы исследуем эпоху Ѕарского, ћеникос замечает: "я встречал в горных церкв€х автографы Ѕарского.  огда он не находил в монастыр€х монахов, он оставл€л скромную надпись на стене. („асто турки жестоко преследовали монахов, и они вынуждены были покидать монастыри) "“акое чувство, прот€ни руку и коснешьс€ его руки, интересно было бы встретитьс€ с ним, ведь он был, как и мы, художником. ћанера его наивна, но очень самобытна. Ѕарский был талантливым человеком, и еще он очень любил  ипр". <...>

ѕраздник в ћахерасе

<...> ѕриближалс€ день ”спени€ Ѕогородицы, ¬асилий мечтал его встретить в монастыре ћахерас, одном из самых почитаемых на  ипре<...>

»нтерьер соборного храма мужского монастыр€ ћахера »нтерьер соборного храма мужского монастыр€ ћахера
"ќт монастыр€ св. »лии до монастыр€ Ѕогородицы два часа пути. Ќо € заблудилс€ и целый день провел, взбира€сь в горы и опуска€сь с них, ошибочно счита€, что приближаюсь к монастырю. —колько времени € потратил, карабка€сь по камн€м, пада€, покрыва€сь потом, и уже совсем отча€лс€, так как не знал, где же € нахожусь.   вечеру € забралс€ на склон одной очень высокой горы, недалеко от ее вершины, там была площадка удобна€ дл€ ночлега. я решил там заночевать. Ќе бо€лс€ € диких зверей, так как на  ипре нет больших зверей, опасных дл€ человека. Ќо бо€лс€ € очень диких змей, которых на  ипре множество. —ама€ опасна€ называетс€ "кофи", что значит "глуха€". √овор€т, более нигде она не встречаетс€, только на  ипре. ќчень €довита она и дл€ людей, и дл€ животных. » вот был € в таком состо€нии, и беспокойстве, и сомнении, не име€ ни воды, ни хлеба с собой, чувству€ ночной холод. Ќо с помощью Ѕогородицы вдруг ниже по склону горы € увидел белеющие очертани€, которые вначале прин€л за камни. ќднако потом разгл€дел очертани€ людей. Ќа  ипре рабочий люд ходит в белых одеждах. Ќо не радость, а беспокойство мен€ обу€ло. ј вдруг это нечествиые турки, тогда жди невзгод. я много слышал от людей, что нет на  ипре разбойников, бандитов, но приходитс€ бо€тьс€ турок, так как издеваютс€ они над православными, твор€т беды злые. Ќо делать нечего, положилс€ € на волю Ѕожию, на заступничество Ѕогродицы и громко крикнул люд€м, ведь надо было как-то и ночь проводить, и дорогу на ћахерас узнавать. ќни откликнулись, и позвали мен€. ѕоложил € на себ€ крестное знамение и пошел к ним. —лава √осподу, то были православные киприоты, которые, работа€ в лесу, заночевали здесь. ќни были очень дружелюбны, ко мне отнеслись с симпатией и интересом, обещали утром показать дорогу. ѕрин€ли мен€ они в свой круг с радостью, а € так просто счастлив был. — ними были хлеб, вода, оливки. ќни со мной поделились. —паси их, √осподи!"<...> “ак провел ¬асилий Ѕарский ночь накануне ”спени€ Ѕогородицы 14 августа 1735 года.

ќказываетс€, Ѕарский заночевал на склоне горы  ионион, котора€ €вл€етс€ одной из самых высоких на  ипре. ”тром местные жители показали Ѕарскому дорогу. <...> ¬ монастыре он встретилс€ с игуменом и монахами. <...> ѕосле службы ¬асилий подошел к архиепископу поприветствовать его. ¬асилий пишет: "ћне было неудобно подходить к нему в моей поношенной одежде, котора€ поистрепалась в странстви€х. Ќо дружески поприветствовал он мен€, и пред многими знатными людьми он похвалил мои труды и путешестви€ мои". <...>

„удотворна€ икона Ѕогоматери ћахера „удотворна€ икона Ѕогоматери ћахера
Ѕарский описал монастырь тщательно и подробно. <...> ќн подробно описал св€тую икону Ѕогородицы ћахерас. <...> ѕредание говорит, что великую эту икону спр€тали в период иконоборчества от расправы.  акой-то православный положил р€дом со спр€танной иконой нож. —ловно жела€ этим поступком сказать: "ѕусть Ѕогородица не будет беззащитной, пусть ≈е оборонит этот нож". Ќож Ц по гречески "махера", поэтому и монастырь, который был построен восемьсот лет назад носит это им€, напомина€ нам драматические страницы истории  ипрской ѕравославной ÷еркви". <...>

» сегодн€ в монастыре ћахерас идут приготовлени€ к празднику, он хорошеет, красавец-монастырь, вступа€ в свое 800-летие. ћолодой и полный энергии игумен монастыр€ архимандрит јрсений руководит работами, брати€ хранит и преумножает духовные ценностиЕ <...>

ќмодос. —траница перва€. јпостол ‘илипп (I век)

я пишу эти строки накануне дн€ —в€той “роицы, в этот день прославл€етс€ и вспоминаетс€ —ошествие —в€того ƒуха в виде огненных €зыков. <...> Ѕыл среди апостолов и ‘илипп, тогда молодой юноша из √алилейского города ¬ифсаиды. <...> ѕосле сошестви€ —в€того ƒуха, он стал проповедовать ≈вангелие в √алилее, √реции, јравии, Ёфиопии, —ирии и ћалой јзии. ћногие чудеса совершал св€той ‘илипп, исцел€€ людей, возвраща€ зрение ослепшим. ќднажды воскресил умершего младенца. ѕогиб апостол мученической смертью в возрасте 87 лет в городе »ераполе.

 аким Ц то образом часть мощей св€того попала на  ипр. ¬асилий Ѕарский, который с особенным почтением относилс€ к св€тым реликви€м, с волнением молилс€ у мощей св€того ‘илиппа. “огда они хранились в селе јрсос. Ѕарский, зна€, что не каждому православному судьба подарит паломничество на  ипр, тщательно зарисовал ковчег с мощами. “огда же он и записал, что село јрсос опустело, т.к. турки замучили жителей своими поборами и жестокост€ми. ¬ это т€жкое врем€, было прин€то решение драгоценные мощи апостола ‘илиппа перенести в более безопасное места. “ак они оказались в селе ќмодос, в монастыре —в€того  реста, где бережно хран€тс€ и поныне, €вл€€сь источником благодать дл€ тыс€чи прихожан и паломников. »нтересно, что печати четырех византийских императоров удостовер€ют подлинность мощей.

—траница втора€. —в€той истинный  рест (IV век)

ќмодос гордитс€ реликви€ми и гордитс€ по праву. „астица истинного  реста и фрагмент веревки, которой были св€заны руки ’риста, безусловно, драгоценнейшие св€тыни ќмодоса. Ѕарский подробно описал их, называ€ "”же или часть верва". «аметил он и красные полосы, следы засохшей крови. Ѕарский не вы€снил, откуда эти драгоценные реликвии в ќмодосе, но записал поэтичную легенду, что какому-то достойному христианину после ведени€ посчастливилось найти эти реликвии под деревом. ѕозже над местом находки был заложен монастырь —в€того  реста. »сследовательница ѕартог в известном труде "¬изантийский  ипр" пишет: "ћонастырь этот такой же древний, как и известный монастырь —тавровуни. ѕредание гласит, что построен он был над маленькой пещерой, где хранились реликвии и вскоре это место стало особенно почитаемым дл€ кипрских паломников". ѕочему мы так чтим все, что св€зано с  рестом? «десь на  ипре в честь  реста называют детей. —таврос и —таврула -попул€рные имена. ќдин из важнейших праздников посв€щен  ресту √осподню. <...>

 елани: вера, шелк и св€тое вино

ћонах ¬асилий Ѕарский, взвалив на плечи нет€желую котомку, вышел из гостеприимного дома св€щенника и, пересека€ площадь ќмодоса, огл€нулс€ в последний раз на красавец-монастырь. Ѕыло раннее утро, дышалось легко, а впереди ожидало его старинное село  елани. <...> Ѕарский добросовестно записал о  елани: "«десь киприоты изготовл€ют сильное и сладкое вино, которое известно по всей ќттоманской империи до самой »талии. Ќазываетс€ оно  оммандари€ и может сохран€тьс€ многие годы, не пропада€. Ќаоборот, чем старше оно становитс€, тем сильнее его вкус и ароматнее запах". «а мес€цы странствий, безусловно, ¬асилий Ѕарский бывал на литурги€х неоднократно и, конечно, ни раз причащалс€. ѕоэтому мы делаем предположение вполне веро€тное, что вкус  оммандарии Ѕарскому был знаком. ¬едь на  ипре в таинстве причасти€ используетс€ именно это вино. » не только на  ипре, но и в √реции, —ербии и Ѕолгарии. ¬о истину св€тое вино. <...>

ј между тем, дорога, котора€ петл€ла среди виноградников, привела нашего геро€ в старинное село  елани. "«десь € отдохнул немного в доме св€щенника, и мы ели хлеб", Ц записал Ѕарский. ќбратил внимание Ѕарский, как много тутовых деревьев в селе. ¬ этом селе жители производили шелк. "ќни изготовл€ют одежду из шелка, и он не уступает дамасскому",- записал Ѕарский. ћы сидим в доме моих хороших друзей, в другом селе ѕалеометохи€. я им рассказываю о том, что на Ѕарского в 1735 году огромное впечатление произвело то, что киприотки носили шелковую одежду. ¬ –оссии шелк был очень дорогой. <...> ’оз€йка дома ћари€, подходит к старинному шкафу и достает рулон ткани. “кань желтоватого цвета, легка€, прохладна€ на ощупь. "Ёто мама наготовила, еще в ранней молодости, Ц объ€сн€ет ћари€ Ц все детство прошло под стук ткацкого станка. ћы, дети, бывало, засыпаем и слышим мерное постукивание. ћама ткет и напевает песню. » так спокойно на душе. —колько наши мамы ткали, плели кружев, вышивали. »х золотые руки приносили красоту в дом". ѕодметил эту красоту и московит ¬асилий Ѕарский. ќн неоднократно пишет о кипрском шелке. »нтересным представл€етс€ последн€€ глава в его книге, котора€ называетс€ "«аключение". “ам он перечисл€ет одиннадцать особенностей  ипра, которые отличают остров от других стран. » в одном из пунктов Ѕарский пишет: "ѕочти все, кто рождены здесь находчивы, умны и красноречивы, женщины здесь нос€т шелковые одежды, которые очень привлекательны, но совсем не дороги". <...>

»ду по пустынным в этот жаркий день узким улочкам  елани. “радиционное кипрское село, застенчивые улыбчивые лица людей. » кажетс€, вот сейчас, в глубине улочки мелькнет фигура нашего пешеходца, который, отдохнув, вновь засобиралс€ в путь. "» спустилс€ € вниз с горы, и шел вдоль ручь€ и пришел в небольшой монастырь св. ћавры, а там всего лишь две кельи, и маленька€ церковь. ћонастырь располагаетс€ в долине на берегу ручь€. » стоит монастырь среди бегущей воды, звона струй и свежего воздуха", Ц так поэтично описал Ѕарский монастырь св. ћавры, который настолько очаровал нашего паломника, что захотелось ему остатьс€ здесь подольше. «десь было все, что нужно дл€ тихой молитвы: древний храм, старинные иконы, драгоценные мощи св. ћавры. ј еще было здесь бегуща€ вода. ƒл€ Ѕарского, человека тонко чувствующего прекрасное, звон водных струй был лучшей музыкой дл€ души. "«вук может быть целительным. ј здесь вода пр€мо под алтарем струитс€, как же разумно построен этот храм: и дл€ глаз при€тно и дл€ слуха полезно", Ц записал Ѕарский. <...>

ќбитель ѕраведного Ћазар€

’рам св. Ћазар€ в Ћарнаке ’рам св. Ћазар€ в Ћарнаке
ѕо прочтению книги Ѕарского могу с уверенностью сказать, что две св€тыни особенно поразили его воображение, тронули православную душу нашего паломника особенно глубоко. Ёто славный  иккский монастырь, о котором мы писали подробно в предыдущих материалах, и храм св€того Ћазар€.

¬ 1726 году ¬асилий, молодой, жаждущий новых впечатлений, плыл в —в€тую «емлю.  орабль причалил к кипрскому берегу, чтобы пополнить запасы продовольстви€ и воды. ¬сего лишь полтора дн€ Ѕарский пробыл в Ћимассоле, и за это короткое врем€ он многое узнал. ¬ путевом журнале наш паломник записал: "Ќа этом острове св€той Ћазарь, кого ’ристос воскресил из мертвых в ¬ифании, был епископом. ќн умер здесь вторично и его гробница здесь, а; где мощи Ц одному Ѕогу ведомо". (ћощи —в€того были обретены в 70-х годах XX века) —пуст€ семь мес€цев ¬асилий возвращалс€ из »ерусалима.  орабль сбилс€ с курса, и вновь причалил в Ћимассоле. Ўел апрель 1727 года. Ѕарский был твердо убежден, что это знак свыше, —ам √осподь привел его на кипрские берега, чтобы посетил ¬асилий св€тые храмы и монастыри, написал о них, зарисовал. ¬асилий серьезно отнесс€ к своей миссии, он оставил корабль и три мес€ца путешествовал по  ипру. ѕрибыл наш паломник в Ћарнаку, молилс€ в стенах храма св€того Ћазар€ и, как водитс€, подробно все описал. "Ћарнака Ц не город и не деревн€, это место недалеко от побережь€, где размещены французска€ и английска€ торгово-дипломатические миссии. Ќа самом морском берегу располагаетс€ пристань јликас.  орабли из множества стран приплывают и пристают здесь. Ќа  ипре английские, французские, турецкие купцы покупают вина, сыр, оливковое масло, мед, плоды рожкового дерева, красители. ¬ торговом квартале јликаса стоит храм св€того Ћазар€. ќн просторный и высокий, крепким иждивением сооруженный" √овор€ современным €зыком, на строительства храма было затрачено много средств. "»меет эта церковь императорский вид. » есть неопровержимые свидетельства, что, храм создан самим св€тым Ћазарем". <...>

¬ 1730 году Ѕарский вновь попал на  ипр. <...> ¬ те времена на —редиземном море свирепствовали пиратские шайки.  апитан корабл€, на котором плыл Ѕарский, решил причалить у кипрских берегов, чтобы узнать обстановку в районе предполагаемого плавани€, путь лежал из —ирии в ≈гипет. » хот€ лишь несколько дней пробыл наш путешественник на  ипре, не преминул он записать о "великом и прекрасном храме св€того Ћазар€ в Ћарнаке". —ловно магнит, вновь и вновь прит€гивала церковь св€того Ћазар€ русского паломника. » зима 1735Ц1736 гг., которую провел ¬асилий Ѕарский в Ћарнаке, была наполнена светом этого храма. <...>

¬осхождение к истокам

ѕаломники с волнением вступают в подземную часть храма, где бережно хранитс€ гробница св€того Ћазар€, где звен€т струи св€того источника. ј затем происходит главна€ встреча с благоуханными мощами св€того. <...> ¬от что написал после посещени€ церкви отец √леб, насто€тель храма св€того Ћазар€ в ѕ€тигорске: ЂЌикогда мне не забыть посещени€ церкви св€того Ћазар€ в Ћарнаке. я напиталс€ благодатью, и впечатление может быть сравнимо только лишь с посещением √роба √осподн€ї.

√роб св. Ћазар€ в крипте храма св. Ћазар€ в Ћарнаке √роб св. Ћазар€ в крипте храма св. Ћазар€ в Ћарнаке
††††

Ќ.¬. «ыкова

‘рагменты из книги Ќ.¬.«ыковой "¬асилий Ѕарский: путешествие на  ипр XVIII века". Ћарнака, 2002

23 €нвар€ 2004 года

     омментарии читателей
    2016-09-16
    16:37
    евгений:
    —пасибо автору за прекрасную книгу.
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке:


    ƒругие статьи этого раздела
    “рансл€ци€ в формате RSS 2.0