онстантинопольска€

√реческа€ обитель в јризоне

ћонастырь св.јнтони€
ћонастырь св.јнтони€
»стори€ посещени€ греческого монастыр€ св€того јнтони€ похоже началась еще с маленькой келии на ¬алаамском подворье в ћоскве. “огда о. »горь на прощанье подарил фотографию старца »осифа »сихаста , напутству€ словами, что это был один из последних зримых старцев. ѕомню, что потом, гл€д€ на фотографию, мелькнула мысль: “¬от если бы с таким старцем встретитьс€, на все вопросы ответ получитьЕ” ѕрошел почти год, по рабочим делам предсто€ла длительна€ командировка в јмерику. ƒа еще на самый юг, в јризону. “огда трудно было представить, что там есть греческий (афонский) монастырь. ¬ череде событий именно он запомнилс€ и оставил самое большое впечатление. Ќо обо всем по пор€дку.

—коростна€ магистраль сменилась узкой двухполосной дорогой. ѕримерно 100 км на юго-восток от г. ‘еникс. ¬сего несколько лет назад, архимандрит ≈фрем выбирал место дл€ монастыр€. ѕроезжа€ по этой же дороге, внезапно он попросил остановить машину. «десь, в безлюдной аризонской полупустыне, афонский старец услышал колокольный звон. „ерез некоторое врем€ один состо€тельный грек приобрел в этом районе участок земли и пожертвовал его на строительство монастыр€. Ќе пропустить бы поворотЕ ¬от нужный километровый указатель, сворачиваем на укатанную проселочную дорогу. ѕыль столбом.  ругом кактусы и колючки. Ќачинают по€вл€тьс€ беспор€дочно разбросанные аккуратные домики. Ќо вокруг ни газона, ни огорода, только забор из дерев€нных столбиков вбитых в землю с нат€нутой проволокой. —то€т они как игрушечные в этом почти нетронутом человеком мире скорпионов и гремучих змей.  ак же тут люди живут? „ерез несколько километров, перед нами, на единственном во всей округе холме показалс€ православный крест. ƒорога сворачивает у клумбы с надписью “√реческий православный монастырь св€того јнтони€”. —лава Ѕогу, доехали. ѕеред входом площадка, засыпанна€ гравием. Ќесмотр€ на зимнее врем€, на солнце жарко. ”ставшие от шума дороги садимс€ в тени беседки за монастырской оградой, р€дом книжна€ лавка. ћир удивительно переменилс€. ¬округ дивный сад: обилие неизвестных нам красивых цветов и растений создают неповторимое впечатление сказочности всего происход€щего. “ишинаЕ журчит фонтанчик, поют птицы, летают большие красивые бабочки. —мотрим за ограду Ц кактусы и колючки. »з лавки вышел монах, вынес графин с водой. “ак и кажетс€, что он сейчас заговорит по-русски. Ќо нет, говор€т здесь на греческом или английском. —просил, хотим ли мы есть, останемс€ ли ночевать. ∆енщин без платков и в брюках в монастырь не пускают, мужчин в рубашках с коротким рукавом тоже: Ђѕримерьте себе рубашку, оставите в книжной лавке, когда будете уезжатьї.

¬ монастырском саду много фонтанов. Ќаверно их обилие создаЄт микроклимат дл€ всей этой красоты. ¬ооруженна€ до зубов современной техникой американска€ фирма искала здесь воду, но не нашла и стала отказыватьс€ от проведени€ работ. ћесто дл€ скважины им указал старец. ”дивительно! Ѕуквально под каждым цветочком система искусственного полива, и как на все воды хватает? ¬от большой храм св€того Ќектари€. –€дом трапезна€. Ќа еще мало освоенном участке земли за оградой совсем недавно построенный красавец храм √еорги€ ѕобедоносца и колокольн€. ’рамы св. ƒмитри€ и великомученика и целител€ ѕантелиимона. ¬ глубинах сада затер€лась часовн€. Ќа иконе сразу узнаем образ старца мол€щегос€ на камне. “ќтче —ерафиме! » ты здесь!” ѕодумать только, на другом конце земли, в американской пустыне монахи чт€т нашего гор€чо любимого —ерафима —аровского.

¬ечерн€€ служба в 17:00. ѕочти беззвучно, с земными поклонами, входит брати€, слышно только как шуршит одежда. «вучит удивительный афонский распев. —адитс€ солнце, и темнота медленно заполн€ет храм. ѕоследние лучи света в окнах купола над входом в алтарь. √ор€т только лампады, освеща€ лики икон.  ажетс€ что за стенами величественна€ гора јфон, покрыта€ лесом.

ѕосле службы всех приглашают на вечернюю трапезу. Ѕратии человек 30, паломников примерно вдвое больше. ¬слух читают ∆ити€ —в€тых. «в€кнул колокольчик: начинаетс€ трапеза.

—ад быстро опустел, только низкое южное небо усе€но удивительно €ркими звездами. “ишинаЕћонах из лавки просит кого-то не разговаривать внутри монастыр€ по сотовому телефону. √де-то далеко иногда слышен вой шакалов, но к монастырю они не подход€т. ¬ гостевом корпусе маленька€ библиотечка. Ёлектрическа€ плита, посуда, стол, в холодильнике фрукты и сок. ¬озле телефона висит объ€вление: брати€ просит посещать все службы, не пользоватьс€ телефоном в течение 4 часов после службы и соблюдать тишину. ¬ женском корпусе всегда есть молоко и детское питание: многие приезжают с детьми. ќпытные паломники сразу отправл€ютс€ спать. –азговор дальше того, как звать и откуда приехал, не идет. ¬се быстро стихает.

3:30 утра. —тук в дерев€нное било то приближаетс€, то удал€етс€. ’очетс€ спать, но ничегоЕдома отоспимс€. ¬ мысл€х удивительный покой, просто созерцаешь мир вокруг, ноги сами несут по извилистым дорожкам сада. Ѕрати€ уже в храме, дл€ них день начинаетс€ в полночь. “ѕридите поклонимс€Е” „итают „асы. ¬се по одному подход€т к старцу за благословением. ѕримерно через полчаса два иеромонаха выход€т в притвор, в отдельные келии. «а ними пот€нулись паломники, начинаетс€ исповедь. ¬нимательно слушает батюшка, не перебивает. Ќа лице смирение и любовь. „ас пролетел незаметно. Ќа стене висит больша€ фотографи€, так хорошо знакома€ еще с ¬алаамского подворь€. »осиф »сихаст ! “ак вот кто привел нас сюдаЕ—тарец, основавший этот монастырь - ученик »осифа »сихаста! ¬ храме собираетс€ все больше и больше людей. Ѕлиже к рассвету начинаетс€ литурги€.  ак и вечером, вошла семь€ с шестью детьми. ќни живут в одном из домов, на подъезде к монастырю, ход€т на все службы. ќтец каждый день на машине ездит на работу в ‘еникс, мать учит детей в домашней школе. Ќевольно представл€ютс€ давние времена, когда угодники Ѕожии уходили дальше от мирской суеты, а люди пересел€лись к ним поближе. Ќеужели мы в јмерике? ќп€ть звучит удивительный распев.   концу службы солнечный свет заливает храм. ѕаломников приглашают на трапезу. ѕо утрам в будние дни у монахов общей трапезы нет, и они отправл€ютс€ нести послушание: кто в мастерскую, а кто в сад под пал€щее солнце. ∆елающие могут с ними потрудитс€. ћонах, встретивший нас, оп€ть в книжной лавке, ждет новых гостей. » так каждый день! ”виденное сильнее прочитанных книг и многих рассказов, сколько не приезжали в монастырь все точно также как и в первый раз: монахи работают, с любовью встречают гостей и мол€тс€. ƒа когда же они сп€т?

ћного лет назад юноша, решивший отправитьс€ на јфон, был встречен пр€мо на причале учениками старца »осифа »сихаста. —тарец »осиф сказал им, что придет врем€, и этот юноша поедет просвещать большую страну. ѕрошло врем€, и архимандрит ≈фрем (—в€тогорец) отправилс€ в дорогу. ¬ јмерике и  анаде им основано уже 7 мужских и 9 женских монастырей. ѕаломники едут не только из јмерики и  анады, но и со всего мира. ¬от фрагмент беседы старца, переведенной с греческого €зыка прихожанами монастыр€:

Ђя расскажу ¬ам, что случилось со мной много лет тому назад. Ёто имеет отношение к св. ≈фрему, день которого праздновалс€ в тот день. я был в монастыре св. ‘илофе€ на јфоне. я сидел и что-то читал. √осподь послал мне свою благодать.  огда € ощутил эту благодать, € попросил √оспода показать мне еще раз какова ≈го вол€ относительно моей поездки в другую страну. я снова молил √оспода показать, есть ли на то ≈го вол€ и получить ≈го благословение. я сильно молилс€ и € ждал, чтобы √осподь сказал мне “да” или “нет”. я пошел на вечерню в церковь, затем на трапезу. ћы начали с чтени€. Ёто была одна из книг “¬ пустыне”, написанна€ одним монахом ¬ласосом, который посещал пустынников и делал жизнеописани€ св. отцов и опыт жизни аскетов. ЂЕ≈фрем —ири€нин, имеющий великую любовь к ближнему, поехал в сирийский город, чтобы узнать, что случилось с бедными людьми. ќн увидел, что люди несчастны. Ѕогатые люди пр€тали продукты с тем, чтобы продать их повыгодней. ќн спросил богатых: Ђ„то вы делаете с бедными? ¬ы пр€чете продукты. «ачем вы хотите быть еще богаче? ¬ы позвол€ете люд€м умирать. ѕочему вы не дадите продукты бедным?ї Ѕогатые ответили: “ћы хотели бы дать продукты бедным, но мы не можем найти праведника, который смог бы правильно распределить продукты.ї —в. отец спросил: Ђ„то вы думаете обо мне?ї Ђ¬ам мы довер€ем. ƒл€ ¬ас мы откроем продовольственные складыї.

—в. отец сказал, что он распределит продукты по справедливости. Ѕогатые открыли продовольственные склады, дали ему деньги и все необходимое. » св. отец прин€л на себ€ эту миссию. ќн построил больницы, монастыри, дома дл€ гостей. Ѕольшой город снова ожил благодар€ де€тельности св. отца. ¬се стало хорошо. —пуст€ годы, когда св. отец убедилс€, что все пустило корни и он больше там не нужен, он отправилс€ назад на св. гору и мирно почил о √осподеї.

 огда чтец окончил это, € услышал голос сказавший мне: ЂЁто работа, которую тебе предстоит совершить. Ђ я хотел убедитьс€ на 100%, что это вол€ Ѕожи€.
я увидел много других вещей, которые подтвердили мне, что это действительно мо€ мисси€, но об этом не врем€ сейчас говорить. ¬се что € сделал это Ђработа √осподаї, и вы приехали сюда и увидели. ¬с€ страна в духовной тьме, особенно в отношении монашества, и поэтому € начал здесь. ћонашество - это основа и поддержка ÷еркви. —в. отцы говор€т, что церкви всегда испытывают штормы. Ќо теперь мы никогда не пойдем ко дну, т.к. наш кормчий Ц √осподь этого не допустит пока все что мы делаем - с Ѕогом, с именем Ѕожьимї.

ѕеред последней поездкой в монастырь было сильное искушение: у монахов эпидеми€ гриппа. Ќе хотелось заразитьс€, ведь предсто€л дальний путь домой, в –оссию. ѕосле долгих раздумий, по телефону попросили благословени€Е

”же много раз попрощались со всеми, но ни как не хотелось уезжать. «адержались в беседке у входа в монастырь.  ак раз первый раз сюда приехала русска€ семь€ из ‘еникса. ќбмениваемс€ впечатлени€ми. ¬рем€ в јмерике сейчас не легкое и было видно, что их что-то беспокоит. » вот в конце разговора, глава семьи решительно направилс€ в лавку и стал просить срочно поговорить со св€щенником.  ак бы не подн€ли сейчас с постели больного и уставшего после долгой утренней службы нашего батюшку, а разговор, похоже, будет долгий. “ак и есть: худой и бледный он повел их в комнату дл€ исповеди, казалось, что он качаетс€ от легкого ветерка.

ћашина быстро уносила нас по дороге и, по мере удалени€ от монастыр€, голову заполн€ли, неизвестно куда девавшиес€ раньше мысли о предсто€щих делах. ј перед глазами сто€л, свет€щийс€ на солнце, монах, преподавший, на прощанье, еще один урок любви и смирени€.

„удны дела твой √осподи, —в€та€ гор€ јфон спустилась с небес. —о смирением и любовью созданы все услови€, многомилостивый и долготерпеливый √осподь ждет, когда люди сделают шаг навстречу, откроют ему свои сердца.

ќлег  олесник

25 марта 2003 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0