ипрска€

Ђя полюбил –оссию еще в школьные годыї

»нтервью с протоиереем —аввой ћихаилидисом

ѕротоиерей —авва ћихаилидис
ѕротоиерей —авва ћихаилидис
/p>

"ќтец —авва всегда в гуще дел, событийЕ он подвижен и энергиченЕ своему служению отдаетс€ со всей неугомонностью гор€чей душиЕ со всего  ипра приезжают русские, сербы, болгары за советом и помощьюЕ в приходе горд€тс€, что батюшка высокообразован, бескорыстен, щедр на отзывчивость и доброту..." (Ќ.¬. «ыкова, "¬естник  ипра" є3, июнь 2002)

- ќстров  ипр - остров св€тых, апостолов, мучеников. ќднако его судьба сложилась по житейским меркам несчастливо: вначале провинци€ ¬изантийской империи, затем завоевана венецианцами, после турками, англичанами. ќтец —авва, удалось ли, на ваш взгл€д, киприотам сохранить свое национальное самосознание, а ÷еркви - единство?

- „то касаетс€ исторических перипетий, через которые было суждено пройти греческому народу, к которому принадлежим и мы, киприоты, необходимо задуматьс€ о более глубоком и духовном их смысле: в какой мере Ѕог €вл€етс€ той последней инстанцией, котора€ тайно и незримо направл€ет историю человечества в то или иное русло.

Ќесмотр€ на страшный дл€ греков период турецкого владычества наци€ сохранила то, что было наиболее ценным перед лицом √оспода - чистоту православной веры, котора€ осталась неподвластной мирским вли€ни€м, исказившим западное христианство. Ѕыть может, подобным было воздействие на ÷ерковь гонений безбожников в —оветской –оссии. ƒревние греки говорили: "Ќет худа без добра". ѕо-другому об этом же писал апостол ѕавел: "Ћюб€щим Ѕога, призванным по ≈го изволению, все содействует ко благу" (–им. 8,28).

- Ќаверное, наиболее €сно и неприкрыто истинное лицо мусульманской религии предстает перед нами на  ипре. ¬ека турецкого правлени€, варварское вторжение 1974 года, продолжающийс€ по сей день вандализм и осквернение св€тынь на —еверном  ипре?  ак относитс€ ÷ерковь к обсуждающейс€ возможности вступлени€ в ≈вросоюз в мае 2004 года  ипра как объединенного острова, реально оценива€ историю кипро-турецких отношений?

- ќсквернение наших храмов или их обращение в мусульманские мечети на —еверном  ипре, в первую очередь, клеймо позора дл€ самих турок, во-вторую, дл€ тех христианских наций, которые могли отвратить это зло и не отвратили.

ћо€ лична€ позици€ относительно мусульман, проживающих в ћалой јзии и на  ипре, достаточно оптимистична. ќбщеизвестно, что в современных турках течет крови больше христианской, нежели мусульманской (это исламизированные христиане). » сегодн€ в “урции встречаютс€ тайные православные. ѕотр€сает то благоговение, которое испытывают некоторые мусульмане к православным св€тын€м, сохранившимс€ на территории ћалой јзии. 23 апрел€, на праздник вмч. √еорги€, толпы стекаютс€ в храм вмч. √еорги€ на одном из островов близ  онстантинопол€. ќни наполн€ют свои сосуды св€той водой, призывают на помощь св€того √еорги€, и поистине многие чудеса там происход€т с этими инославными людьми.  то знает - наступит день, и православный крест благоволением Ѕога вернетс€ в  онстантинополь, а турецкий народ - к православной вере.

ћен€ поразило, что планы христианизации “урции вынашивают некоторые еретики. »менно дл€ этой цели адвентисты из —акраменто в  алифорнии обучают 2000 гагаузов (православный турко€зычный народ, проживающий на территории ћолдавии).

≈сли бы мы, православные христиане, были более сознательны в своей вере, то не было такого количества мусульман в мире!

я не испытываю ни малейшего энтузиазма по поводу вступлени€  ипра в ≈вропейский —оюз. –ечь идет об объединении экономических благ или поиска мер безопасности дл€ таких стран как  ипр. я бы предпочел создание союза православных христиан, где св€зующим звеном служила бы едина€ вера, а не общее происхождение или €зык. ѕримером такого —оюза €вл€лась славна€ ¬изантийска€ импери€.

- Ќа вашем веку - не одно поколение православных киприотов.  акие изменени€ произошли в жизни  ипрской ÷еркви за это врем€?  ак повли€ли на нее исторические и социальные изменени€ - 1974 год, оккупаци€ —еверного  ипра, развитие туризма и оффшорных кампаний и св€занного с этим роста материального благополучи€ киприотов?  ак можно охарактеризовать сегодн€шнюю церковную ситуацию на  ипре?

ѕротоиерей —авва ћихаилидис с прихожанами
ѕротоиерей —авва ћихаилидис с прихожанами
- —осто€ние  ипрской ÷еркви, ее клира и народа, сегодн€ можно сравнить с состо€нием –усской ÷еркви до революции 1917 года. „то € имею в виду? ¬нешне наша ÷ерковь сильна, материально обеспечена, имеет вес в обществе, но внутренне мы испытываем большой недостаток в духовности. Ѕезусловно, это некое общее наблюдение, и мои слова вовсе не означают того, что нет на  ипре епископов, св€щенников, монахов и мир€н по-насто€щему глубоко духовных и €вл€ющихс€ подлинными членами ÷еркви.

- “от, кому пришлось побывать в √реции или на  ипре на ћасленицу, особенно в ѕрощеное воскресенье, был поражен карнавалами и св€занным с ними увеселительными меропри€ти€ми, происход€щими на улицах города.  ак относитс€ ÷ерковь к этому наследию венецианских доджей?

- “от факт, что до сих не существует серьезного и жесткого противодействи€ ÷еркви недолжному отношению к —ырной Ќеделе, говорит о том, что клирики нашей ÷еркви примирились с немощным духом века сего и считают открытую борьбу с этим злом бесполезной.

- ћногих русских паломников, приехавших на  ипр, равно как и в √рецию, удивл€ет свобода церковной дисциплины в среде людей, с детства воспитанных в православии: брюки и отсутствие платков дл€ женщин и т.п.

- „то касаетс€ благочести€ и благопристойной одежды дл€ женщин, все зависит от требовательности конкретного св€щенника.

- ¬ –оссии знают о  ипре не много, но очень почитают праведного Ћазар€ и —пиридона “римифунтского.  ого больше всего люб€т сами киприоты и знают ли они что-то о русских св€тых?

- Ќа  ипре побывали многие св€тые, начина€ с апостольских времен. —в€той Ћазарь и св€титель —пиридон “римифунтский - просто из наиболее известных. ќсобой любовью пользуетс€ на  ипре апостол јндрей. Ќет кипрской семье, где хот€ бы один (или больше) из ее членов не носил имени этого св€того апостола. Ќаш прославленный монастырь апостола јндре€ сейчас находитс€ в  арпасии, на восточном побережье острова  ипр, оккупированном турками.

Ѕлагодар€ многочисленным переводам с русского на греческий, большинство из которых выполнено в монастыре ѕараклита в јттике (√реци€), всех великих русских св€тых мы знаем и любим. Ёто и преподобный —ерафим —аровский, и преподобный —ергий –адонежский, и старцы ќптиной ѕустыни, и многие другие. Ќесколько мес€цев тому назад один миссионер-издатель из ‘ессалоник —тилиан  емедзедзидис привез мне только что вышедшую книгу о —ерафиме ¬ырицком. ≈е € впервые увидел именно на греческом €зыке.

- Ѕожиим промыслом вы с юношеских лет были св€заны с –оссией - зан€ти€ в —в€то-—ергиевском институте в ѕариже, уроки русского €зыка у матушки —ерафимы ќсоргиной. –асскажите, пожалуйста, об этом.

- ¬первые € узнал о –оссии и полюбил ее еще в школьные годы. “огда € много читал русских классиков, особенно ƒостоевского. Ќа последнем курсе богословского факультета в јфинах, в 1970-1971 гг. начал сам по учебникам и пластинкам изучать русский €зык. ѕосле целый семестр провел в русском монастыре вмч. ѕантелеимона на јфоне, а затем уехал во ‘ранцию. “ам с 1971 по 1973 год работал в русском монастыре ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы в Ѕюсси, и одновременно брак уроки русского €зыка у педагога, лучше которого не встречал в своей жизни, у матушки —ерафимы ќсоргиной. ћатушка —ерафима была самым тихим и милым человеком, из всех, кого мне пришлось узнать в моей жизни. ќна покинула –оссию в начале тридцатых годов вместе со своей семьей после расстрела брата √еорги€ ќсоргина на —оловках в 1929 году.  роме того, € посещал зан€ти€ по литургике в —в€то-—ергиевском институте в ѕариже. ≈е мне преподавал епископ √еоргий (¬агнер), немец по происхождению, позднее ставший архиепископом –усского экзарахата во ‘ранции. ¬ целом, же была€ слава »нститута уже утихла. «наменитые профессоры уже либо умерли, либо переехали в јмерику.

-  ак получилось, что вы стали св€щенником в русском приходе церкви св€того —тилиана в Ћимасоле, активным участником де€тельности ‘онда друзей слав€нских ÷ерквей?

- Ќа  ипре, вплоть до 1990 года, св€зей с –оссией у мен€ не было, если не считать того, что € €вл€лс€ регул€рным подписчиком некоторых советских изданий. ѕосле краха коммунистической системы многие русские, а также понтийские греки из ÷алхинского районы √рузии приехали на  ипр. ƒл€ них был организован русский приход в Ћимасоле, с которым € поддерживал отношени€, даже в мысл€х не име€ того, что когда-нибудь стану служить в нем. Ёто произошло несколько лет тому назад, когда русский приход осталс€ без св€щенника, и митрополит Ћимасольский јфанасий по ходатайству прихожан благословил мен€ прин€ть на себ€ пастырское попечение о русских православных на  ипре. —ейчас службы проход€т в старой греческой церкви св€того —тилиана в Ћимасоле, на слав€нском €зыке, по старому стилю.

‘онд друзей слав€нских ÷ерквей - миссионерска€ благотворительна€ организаци€, котора€ под руководством игумена монастыр€ ћахера јрсени€ поддерживает отношени€ с –усской ÷ерковью на разных уровн€х. ћы устраиваем паломнические поездки в –оссию, помогаем материально сиротским приютам при русских монастыр€х. ¬ последние годы мы обратили свой интерес и в сторону православной ћолдавии. Ќаша цель Ц создать первый в ћолдавии приют дл€ сирот при монастыре ћарфы и ћарии, а также финансово поддерживать самобытную православную общину, созданную протоиереем ¬асилием »кизли в селе  онгаз (ћолдави€).

- „то значит дл€ вас –осси€ и русские люди, которым вы на прот€жении стольких лет верно служите?

- –усские люди прекрасны, мои друзь€-росси€не говор€т, что € идеализирую их соотечественников. ћожет, мне везет, но € встречаю таких чудесных людей, такие судьбы, такие характерыЕ ¬от о ком надо писать!

С протоиереем Саввой Михаилидисом беседовала Александра Никифорова

21 августа 2003 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0