√рузинска€

ћихаил —абинин Ц подвижник √рузинской ÷еркви

ћихаил (√оброн) ѕавлович —абинин Ч один из известнейших церковных де€телей и просветителей XIX века. –одилс€ в 1845 году (по всей веро€тности, в “ифлисе). ѕо некоторым источникам, его отец был тверским св€щенником, женившимс€ на грузинке. ќдно из неопубликованных писем —абинина позвол€ет установить им€ его матери Ч ≈катерина. ‘амили€ ее доподлинно не известна. ѕрин€то считать, что она была ћирзашвили; но аналогична€ фамили€ ее з€т€ (мужа сестры самого —абинина) позвол€ет подвергнуть это положение сомнению.

ѕриблизительно в 60-е годы XIX века ћихаил потер€л отца, и мать вторично вышла замуж за тифлисского почтового чиновника √. ѕанова. »звестно также, что у ћихаила были брат и сестра.

¬ начале 60-х годов мальчик был отдан в “ифлисскую классическую гимназию, где проучилс€ до 1868 года. ”же в ученические годы ћихаил про€вил свои незаур€дные способности и пристальный интерес к истории √рузии. ќн много ездил по стране, собира€ церковные древности, записыва€ древние легенды и сказани€, копиру€ росписи старинных церквей и монастырей.

¬ фонде канцел€рии экзарха √рузинского Ёкзархата (÷ентральный государственный архив √рузии) хранитс€ один чрезвычайно интересный документ, из которого €вствует, что 20 окт€бр€ 1867 года, будучи еще учащимс€ гимназии, —абинин составил рапорт на им€ экзарха √рузии ≈всеви€, где ходатайствовал о благоустройстве часовни св€того мученика јбо “билисского подле церкви ћетехи в “билиси, на месте мученического подвига св€того. ћихаил настойчиво требовал создани€ подобающей атмосферы возле будущей часовни, а именно Ч упразднени€ бакалейных лавок и Ђретирадныхї (отхожих Ч ¬.  .) мест. “акже —абинин прин€л активное участие в создании новой иконы св€того јбо. јрхивное дело констатирует довольно неблагопри€тную реакцию тифлисского благочинного »оанна (Ѕасхарова), недовольного как самим ходатайством, так и его поддержкой в лице главного св€щенника военного ведомства —тефана √умилевского.

ƒовольно странным выгл€дит тот факт, что такой энергичный и разносторонне одаренный ученик, как ћихаил —абинин, не смог выдержать выпускных экзаменов в гимназии. —корее, разгадка этого феномена кроетс€ не в недостаточных знани€х, что маловеро€тно, а в пр€мом и неуступчивом характере самого —абинина Ч по всей веро€тности, критиковавшего руководство гимназии.

—абинин продолжил учебу в ѕетербургской духовной академии. ќднако он не имел права получить диплом без документации об окончании гимназического курса. Ѕюрократические законы не давали ему права одновременно сдавать выпускные экзамены и гимназии, и јкадемии. ¬ благопри€тную сторону вопрос разрешилс€ только лишь после непосредственного вмешательства ѕетербургского митрополита »сидора (Ќикольского), бывшего экзарха √рузии, близко знакомого с талантами молодого ученого и покровительствовавшего ему. ѕолучив возможность сдать все экзамены, —абинин представил на соискание степени кандидата богословских наук свой труд Ђ»стори€ √рузинской ÷еркви с древнейших времен до VI векаї и успешно защитил его в 1874 году.

—огласно предположени€м некоторых биографов —абинина, в последний год учебы он прин€л постриг с именем √оброн Ч в честь великомученика X века ћихаила-√оброна, замученного арабами.

¬о врем€ учебы в ѕетербурге —абинин вошел в круги грузинской петербургской диаспоры, близко сойд€сь с такими известными грузинскими де€тел€ми, как представитель царского рода царевич »оанн Ѕагратиони, лексикограф ƒавид „убинашвили и др. ¬ этот же период им был издан собственный перевод на русский €зык житий грузинских св€тых, вышедший в 1871-73 годах в трех томах и до насто€щего времени остающийс€ одним из наиболее известных и попул€рных трудов о грузинских св€тых на русском €зыке.

  Ђпетербургскомуї периоду его жизни относ€тс€ также работа над переводом полемического трактата св€того јрсени€ —апарского (X-XI века) Ђќ разрыве  артли с јрмениейї (издан в журнале Ђƒомашн€€ беседаї за 1874 год, є 17), издание в 1882 году на грузинском €зыке капитального труда Ђ–ай √рузинской ÷ерквиї, до сих пор не потер€вшего своей актуальности, где были представлены агиографии п€тидес€ти грузинских св€тых.  нига была блест€ще проиллюстрирована литографическими изображени€ми, обща€ схема и первична€ обработка которых принадлежат автору.

ќднако некоторые представители русского и грузинского духовенства обструкцировали Ђ–ай √рузинской ÷ерквиї. ¬ личном письме своему другу, историку «ахарии „ичинадзе, —абинин с горечью писал, что Ђгрузины сомневаютс€ в его искренности, а русские считают его предателем, хот€ он не сделал зла ни одному из народовї.

¬ 1883 году в ѕетербурге ћ. —абинин и ¬. ћачабели организовали дл€ грузинских студентов театральное представление на исторические темы, а доходы распредел€лись среди неимущих студентов. ¬озвратившись на –одину, —абинин счел своим долгом вплотную зан€тьс€ делом благоустройства самых почитаемых св€тых мест √рузии. —обранные им пожертвовани€ со всей –оссии позволили в 1888 году восстановить обитель Ѕодбе, где был возобновлен женский монастырь, а также устроено мраморное надгробие над гробницей св€той равноапостольной Ќины. ѕо его заказу и эскизу была написана икона св€того јбо “билисского, установленна€ в устроенной в одноименной скале подле ћетехи часовне. “акже старани€ми —абинина была перестроена гробница св€того Ўио ћгвимского в монастыре Ўио-ћгвиме близ ћцхета, обновлен иконостас монастыр€ «едазени. »нтересно отметить, что колокол дл€ этого монастыр€ был выслан по просьбе —абинина св€тым »оанном  ронштадтским.

Ќо особое попечение про€вл€л ћихаил о ƒавид-√ареджийской лавре, дл€ которой выписал из ћосквы и ѕетербурга дубовые иконостасы, мраморные трапезы, золототканые покрывала и облачени€, бронзовые паникадила, драгоценные предметы церковной утвари и др. —редства, по его же собственному признанию в письме епископу јлександру (ќкропиридзе), —абинин собрал у Ђзажиточных людей по всей –оссииї (например, он приводит им€ одного из меценатов Ч московский купец 3-й гильдии Ѕайков), которым испрашивал у епископа возможности выслать в знак признательности и отличи€, награду грузинской ÷еркви крест св€той Ќины. ќднако, суд€ по всему, его просьба так и не была выполнена.

ƒо наших дней дошел сильно поврежденный надгробный мраморный камень с гробницы св€того ƒавида √ареджийского.  амень хранитс€ в јрмазском филиале √осударственного исторического музе€ √рузии и содержит надпись на грузинском €зыке заглавным письмом: Ђ«авидуем тебе, достойный отец ƒавид, и воздаем дань св€той пам€ти (твоей)! ѕредводитель монахов, с ангелами пребывающий, помилуй —абинина в ссылке! (1893)ї (перевод Ц ¬.  .). ƒважды, в 1890 и 1898 годах, по представлению Ёкзархов √рузии ¬ладимира и ‘лавиана, считавших его Ђненадежным элементомї, —абинина высылали из √рузии. ќднако и в ссылке он не забросил своих зан€тий.

ќсобо следует отметить заслугу ћихаила —абинина перед √рузинской ÷ерковью Ч разработку сюжета и, видимо, создание черновика иконы Ђ—лава √рузинской ѕравославной ÷ерквиї. »кона была отпечатана типографским способом в 1889 году в Ћейпциге, в 1895 году Ч в Ѕерлине, и быстро разошлась по всей –оссийской империи. »кона была создана на основе уже имеющейс€ в ѕатриаршем храме —ветицховели во ћцхета иконы, но усовершенствована и дополнена детал€ми. ¬ центре композиции расположен ∆ивотвор€щий —толп, поддерживаемый в воздухе јнгелом. Ќепосредственно над —толпом расположена фигура благословл€ющего ’риста, по правую сторону от  оторого сто€т Ѕогоматерь и св. вмч. √еоргий ѕобедоносец, а по левую Ч свв. апп. јндрей ѕервозванный и ћатфий. ѕо обе стороны от —толпа Ч грузинские св€тые, под ним, в корн€х срубленного дерева лежит св€та€ —идони€ с ’итоном √осподним. »звестный современный духовный писатель архимандрит –афаил ( арелин), служащий в русской јлександро-Ќевской церкви в “билиси, сравнивает значение этой иконы с такими ключевыми событи€ми истории √рузинской ÷еркви и √рузии, как основание ѕатриаршего собора —ветицховели во ћцхета и создание рукописного свода грузинских летописей Ђ артлис ÷ховребаї (∆итие  артли).

¬ 80-е годы XIX века —абинин был избран попечителем грузинского монастыр€ »вирон на јфоне. ¬ 1897 году, как сообщали газеты того времени, —абинин намеревалс€ издать на французском €зыке Ђ»сторию √рузинской ÷ерквиї, однако неизвестно, было ли осуществлено это намерение.

Ќо жизнь этого неутомимого де€тел€ на пользу √рузинской ÷еркви была омрачена нескончаемыми гонени€ми и клеветами. ≈го обвин€ли в ст€жательстве, присвоении грузинских церковных рукописей и ценностей и так далее. ≈го обличали как отдельные церковные де€тели (например, протоиерей ƒавид √амбашидзе, издатель церковного журнала Ђѕастырьї), так и официальные представители Ёкзархата. ќднако на прот€жении всей своей жизни —абинин пользовалс€ нескончаемым доверием и поддержкой епископа  ириона (—адзаглишвили), в будущем  атоликоса-ѕатриарха все€ √рузии (прославлен в лике св€тых в 2002 г.), и протоиере€ (позже епископа) ѕетра ( ончошвили) Ч авторитетнейших и честнейших грузинских церковных де€телей.

¬ 1898 году —абинин был выслан из √рузии без права возвращени€. ≈му было предъ€влено обвинение Ђв неблагонадежности и неподчинении духовным и гражданским власт€мї. ѕоследние годы жизни он провел в ѕетербурге и ћоскве. √лубоко измученный и оскорбленный, свои невзгоды он излагал в маргинальных надпис€х в грузинских рукопис€х. ¬ одной такой приписке на пол€х ѕсалтыри 1828 года (ныне хранитс€ в –укописном отделе –оссийской государственной библиотеки), —абинин жалуетс€ на то, что сильно болен, совершенно одинок и измучен козн€ми противников.

—абинин скончалс€ в ћоскве 10 ма€ 1900 года от воспалени€ легких и был погребен в —в€то-ƒаниловом монастыре. ѕоследнее желание Ч быть похороненным в земле ƒавид-√ареджийской лавры Ч так и не было исполнено. Ќыне место его могилы утер€но.

¬ажа  икнадзе

15 окт€бр€ 2003 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0