√рузинска€

ѕравославное возрождение в јджарии

Александра Никифорова

“¬ прошлом году на ѕасху мы были в ’уло
и с крестным ходом,
с пением "’ристос воскресе" ходили по деревне.
ƒес€ть лет назад это было неверо€тно..."
(из беседы в пресс-центре √рузинской ѕатриархии)

јджари€
јджари€
—ело ’уло расположено в горной јджарии. ≈сли посмотреть чуть вдаль и вниз по ущелью, то можно различить остатки храма јрхангелов. Ёто перва€ христианска€ церковь, основанна€ апостолами на иверских земл€х. —огласно грузинской летописи Ђ артлис ÷ховребаї, именно через ƒидаджару зашел в √рузию впервые апостол јндрей ѕервозванный дл€ проповеди ≈вангели€. ¬ јджарии мученически погиб апостол ћатфей. ƒоныне в √онийской крепости на окраине Ѕатуми поко€тс€ его мощи.

— ’VI века јджари€ стала объектом непрерывной агрессии турок. “урции, одержавшей победу в турецко-иранской войне, по договору досталась ёжна€ и «ападна€ части √рузии. —амцхе, јджара и „анети были объ€влены турецкими провинци€ми. «ахватчики понимали, что дл€ полного покорени€ грузинского народа необходимо искоренить христианство, и всевозможными способами старались насадить ислам среди аджарцев. Ќи подкупом, ни обманом они не смогли достичь желаемой цели. ѕришлось прибегнуть к насилию.

¬от рассказ старика-аджарца, записанный в начале ’’ века ученым «ахарием „ичинадзе в труде "ќмусульманение √рузии или распространение »слама в «ападной √рузии в XVII-XVIIIвв.": "¬ јджарии насаждение ислама было затруднено. Ќекоторые пожилые мужчины и большинство женщин твердо держались за христианство и даже спорили и ссорились с турецкими муллами и ходжами. „исло таких стариков в јджарии было довольно велико. ¬ конце концов, был издан приказ: всех сопротивл€ющихс€ арестовать и заставить прин€ть ислам, а тех, кто окажет сопротивление, казнить. ¬скоре арестовали всех пожилых христиан-аджарцев и заключили в разные тюрьмы. «атем их пригнали к реке јчарисцкали, к мосту двенадцатого века, называемому мостом царицы “амары. Ќа этом мосту установили гильотину. ѕожилым люд€м отрезали головы, потом кончики €зыков и отправл€ли паше, а тела кидали в реку. Ёто происходило сто лет назад (т.е. в 1790 году)".

¬иселицы и гильотины были возведены в деревн€х јчарисцкали,  еда, „акви, ’уло, ћачахела и √онио. —охранившиес€ документы фонда рукописей јхалцихского музе€ описывают нам еще более ужасающие подробности мучений самоотверженных христиан: "язык человеческий бессилен описать мучени€ и казнь, каким придавали в те годы грузин, исповедующих христианство: живьем сдирали кожу, четвертовали, рубили мечом, вспарывали живот, жарили на костре, кого протыкали раскаленными железными пруть€ми, кого варили в кип€тке, кому заливали в рот расплавленный свинец, кого бросали в гор€чую известь". ¬се эти исповедники, защищавшие в —амцхе и јджарии христианскую веру, были причислены к лику св€тых. »х пам€ть отмечает √рузинска€ ѕравославна€ ÷ерковь в день ѕ€тидес€тницы.

—халтска€ церковь
—халтска€ церковь
"“ри столети€ османы правили страной. ѕостепенно они обратили население в ислам, уничтожили все храмы, кроме —халтской церкви, - рассказывает ¬ысокопреосв€щеннейший ƒимитрий, архиепископ Ѕатумский и —халтский, - “рижды пыталс€ переступить ее порог ходжа, но падал навзничь, сраженный сильным ударом камн€. ’рам среди турок прослыл Ђместным шайтаномї и был оставлен в покое".

ќсновна€ масса населени€ стала мусульманской. ’ристианство сохран€лось в јджарии на уровне обычаев и обр€дов. “ак, на традиционных кукурузных лепешках "мчади" женщины при выпечке ставили крест, равно как и при изготовлении сливочного масла, красили €йца на ѕасху, при погребении усопшего осен€ли крестным знамением. ¬ строительстве аджарских мечетей использовались орнаменты грузинских православных соборов Ц виноградна€ лоза и другие.

"¬ 1878 году в результате русско-турецкой войны јджари€ освободилась от турецкого засиль€, и была прин€та в состав √рузии. —тали открывать церквей, но это продолжилось совсем недолго. Ќа смену туркам пришли большевики, мусульман страшнее. —реди прочих они взорвали храм св€того јлександра Ќевского, возведенный в честь победы над турками, а на его месте соорудили гостиницу Ђ»нтуристї, - продолжает свой рассказ архиепископ Ѕатумский и —халтский ƒимитрий.

ƒуховное возрождение и возвращение нации к православной вере началось в јджарии по молитвам и благословению —в€тейшего и Ѕлаженнейшего  атоликоса-ѕатриарха »лии II в конце 80-х. ¬ 1989 г. был открыт —халтский монастырь и крещено около тыс€чи местных жителей, до того момента считавшихс€ мусульманами. 13 ма€ 1991 года крестились п€ть тыс€ч мусульман и атеистов в Ѕатуми. —в€тейший ѕатриарх, вспомина€ грузинскую историю, говорил тогда: "Ќе √рузи€ должна обратить в христианство јджарию, но јджари€ нас".

—в€щенники, которым приходилось служить в јджарии в первые годы ее христианизации, рассказывали, какое непростое это было дело, особенно в селах с сильной мусульманской общиной - приходили ходжи, старейшины сел, предупреждали, угрожали.

ќдин раз св€щенник собиралс€ крестить несколько сотен аджарцев-мусульман в реке, и они ждали его на берегу. ѕодход€ к этому месту, он заметил возле них группу местных вооруженных старейшин. √лаварь направилс€ к нему: "ѕокрестишь - убьем и теб€, и их". Ѕлагодар€ Ѕогу и мудрости св€щенника крещение все же состо€лось. ƒругой раз в дом к батюшке пришли ходжи: "«ачем ты смущаешь наш народ?". "—адитесь, гости дорогие. я хочу спросить ваш мудрый совет. я прочитаю вам про одного человекаЕ" » св€щенник читает отрывки из  орана, описывающие прелюбоде€ни€ и прочие безнравственные поступки ћуххамеда. " ак вы думаете, что нужно сделать с таким человеком?". "—мерть ему!". "я читал вам  оран".

ѕостепенно, за дес€ть лет отважной проповеди, ситуаци€ в јджарии стала мен€тьс€. Ќедавно одна женщина в  обулетском районе решила покреститьс€ и пришла с этим к ходже. ј он: "ƒавай, иди покрестись, скоро мы все покрестимс€".

ќ православии в јджарии мы беседуем с господином —оломоном »наишвили, сопредседателем отдела евангелизации Ѕатумо-—халтской епархии √рузинской ѕравославной ÷еркви, в прошлом министром сельского хоз€йства и министром образовани€ јджарии.

- √осподин »наишвили, на прот€жении всей жизни ¬ы занимали высокие государственные и партийные посты. ѕоследние несколько лет ¬ы всецело отдаете себ€ служению ÷еркви и проповеди ≈вангели€ в јджарии...  ак это случилось?

—лева господин —оломон »наишвили, в прошлом министр сельского хоз€йства и министр образовани€ јджарии
—лева господин —оломон »наишвили, в прошлом министр сельского хоз€йства и министр образовани€ јджарии
- ƒа, раньше € занималс€ антирелигиозной пропагандой, а сейчас искренне рассказываю люд€м о ’ристе и хочу, чтобы они мне поверили. я родилс€ 13 июл€ 1934 года в день собора апостолов в селе  вирике в кресть€нской семье, где было шестеро детей. ¬  вирике окончил восемь классов, затем ѕедагогический техникум и институт в Ѕатуми, после чего мен€ распределили в родное село. “ам € проработал первым секретарем райкома комсомола п€ть с половиной лет, затем служил в народном контроле заместителем райисполкома, параллельно занима€сь заочно в сельскохоз€йственном институте. ѕосле был вторым секретарем райкома партии в городе  обулети, затем первым секретарем райкома партии Ѕатуми. ƒальше министр сельского хоз€йства јджарии, заместитель председател€ —овета ћинистров јджарии, министр образовани€. —ейчас редактор журнала Ђѕуть к храмуї, сопредседатель отдела евангелизации Ѕатумо-—халтской епархии. ѕроповедую христианство и живу этим.

- ѕочему ¬ы решили креститьс€?

- ƒо крещени€ € прошел долгий путь, очень тщательно готовилс€ к прин€тию таинства... ”же восемь крестников имею. ћы знали нашу историю и то, что испокон веков были христианами. ≈ще мо€ мама говорила: Ђѕравославие - наша древн€€ вера. “урки отн€ли ее у насї.  урс держал на православие всегда. «анима€ партийные должности, помогал христианам. »зучал литературу. ¬едь когда принимаешь важное решение, нужно все хорошенько разузнать. ¬нимательно прочитал большую книгу “–елигии мира”.

ƒвадцать лет назад в Ѕатуми направили молодого батюшку - отца ƒавида (сейчас архиепископ Ѕатумский и —халтский). » именно он определил мой интерес к ÷еркви. ѕотом по€вилс€ в моей жизни еще один замечательный св€щенник - отец «ахари€ ѕерадзе. Ќи разу отец ƒавид мне не сказал: “ƒавай, покрестись скорее". ќн ничего не нав€зывал, не обращалс€ со мной по-свойски, хот€ у нас были близкие доверительные отношени€, и за это € его очень люблю и уважаю.

9 декабр€ 1987 года прин€л крещение мой сын, будучи в те времена тоже членом партии. ќн сказал: “ѕапа, так неопределенно € больше жить не могу. я должен креститьс€. Ќе беспокойс€, € уеду в √елати. Ќикто не узнает”. я еще больше задумалс€. Ќо продолжал "читать книги". ѕришел к отцу ƒавиду только через дес€ть лет и говорю: "я вроде подготовилс€, но у мен€ проблема с духовным отцом. ќн должен быть умнее мен€, чище и старше". "ƒавай патриарха попросим". "Ќет, что вы". "“огда, если не возражаешь, буду €". Ќу, как € мог быть против? “оже вот так вот сидели, красное вино пили. ќтец ƒавид подн€л тост: "ƒавайте выпьем за наше родство, теперь мы родные духовно".

я был крещен 30 декабр€ 1997 года в  обулети в церкви ¬ведени€ ѕресв€той Ѕогородицы во храм. ћой крестный Ц владыка ƒимитрий Ѕатумский-—халтский. ѕосле мы обвенчались с супругой, стали истинными христианами, хотим, по крайне мере, быть такими. Ќа венчании присутствовали владыки ƒимитрий Ѕатумский и √ригорий ѕотийский.

ѕосле мен€ крестилась мо€ мама. ≈й было уже 90 лет. Ёто произошло 26 апрел€ 1998 года. ¬от как: решили прин€ть христианство наши родственники - дес€ть человек с детьми и внуками. ћо€ мама прочитала список и спрашивает: "ј где же мое им€ в этом списке?". я говорю: "ј ты знаешь, что твои дети хот€т креститьс€ по-христиански?". "«наю. ј € разве их не воспитывала? «начит должна быть вместе с ними. ѕерепишите, € хочу быть первой, и в этой жизни, и потом".

я крестилс€ и венчалс€ в церкви, которую построил мой сын.  стати, сразу после завершени€ храма забеременела жена моего сына. ј до этого у них п€ть лет не было детей.

- ¬аш сын, начальник порта в ѕоти, очень много помогает √рузинской ѕравославной ÷еркви.

- ƒа, он строил церковь в  обулети, храм свт. Ќикола€ в ѕоти на территории порта, женскую православную гимназию при монастыре св. ‘еклы в —енакской епархии, покупал необходимое оборудование дл€ нашей ѕатриархии, в том числе дл€ радио “»вери€”. ќн нам не говорит всего, что делает. Ќедавно мо€ жена возмутилась: “Ќаш сын всем помогает, а фамильный монастырь так и не восстановлен Ц церковь ¬асили€ ¬еликого". „етыреста лет тому назад ее предки кн€зь€ Ќижарадзе переехали из »меретии в село јламбари  обулетского района. —охранилось предание, что в двадцати метрах от нашего двора сто€ла церковь. Ёто место веками было св€щенно и неприкосновенно, даже палку оттуда вз€ть не разрешалось. ¬ июле этого года начали восстановление.

-  ак происходит процесс обращени€ местного населени€ в христианство?

- ¬ —оветское врем€ мы осознавали, кто мы, откуда и куда должны идти. Ќо были коммунистами. — одной стороны, многие отрицали мусульманство из-за сильной антитурецкой пропаганды. ¬едь тогда “урци€ входила в состав Ќј“ќ и €вл€лась врагом ———–. — другой стороны, из-за атеистической пропаганды к православным мы идти тоже не хотели. ѕри этом некоторые области јджарии, например, пригранична€ с “урцией зона была очень мусульманской и опасной. ¬ 1991 году √рузи€ провозгласила независимость, изменилась политическа€ ситуаци€, возможным стало возвращение к истокам. Ќаш патриарх (с 1977 года) начал это дело. ј народ уже изголодалс€ по истинной вере.  роме того, христианизаци€ јджарии св€зана с национально-освободительным движением √рузии. ѕроходила она на волне гор€чего энтузиазма трудами нашего патриарха, владыки ƒимитри€ (Ўиолашвили), а тогда просто отца ƒавида, и св€щенников-подвижников - отцов √ригори€ јбуладзе, «ахари€ ѕерадзе, —ерафима Ѕеридзе, ћириана —амхарадзе.

Ќе так давно владыка ƒимитрий создал отдел евангелизации и во главе поставил протоиере€ —ерафима, сына ходжи, и мен€. ћы начали ходить по городам и селам и объ€сн€ть люд€м, куда ведет верна€ дорога.

ќдин раз были в  едском районе, встречались в районо с педагогами. ѕосле совещани€ рассказали им свои примеры, хотели передать наши внутренние ощущени€, ничего не нав€зыва€. я сразу почувствовал, что по-другому мен€ там прин€ли, чем раньше: " огда одному Ѕогу служим, - говор€т Ц другое дело". ¬скоре они всем коллективом приехали в ћачахела и отец —ерафим окрестил их в реке. ћой бывший первый секретарь по идеологической части стал моим крестником. Ѕольшинство переход€щих в христианство - молодое поколение. —таршие часто бо€тс€ - говор€т: "ћой муж-мусульманин умер. ≈сли € покрещусь, то с ним никогда не встречусь".

- ј как с образованными людьми, не смеютс€ они над вами?

- ќбразованные люди более сложные, но и они крест€тс€. Ќе смеетс€ никто, серьезно воспринимают. ¬ √рузии все-таки очень религиозный народ.

-  ак складываютс€ отношени€ с местными мусульманскими лидерами, с грузинами - ходжами?

ќтец «ахарий ѕерадзе (слева) и отец √ригорий јбуладзе
ќтец «ахарий ѕерадзе (слева) и отец √ригорий јбуладзе
- ¬ 1999 году приехали мы в ’уло с отцом «ахарием ѕерадзе, который служил несколькими годами раньше здесь, в церкви апостола јндре€. ¬о дворе сто€л ее насто€тель и ректор семинарии ’уло отец ћириан (женатый на дочери ходжи).   нам подходит мусульманин, по одежде вижу. ќбрадовалс€, отца «ахарию обн€л: "“ы почему не приходишь, ты же обещал тут церковь строить в селе якобадзеби? ѕосле теб€ дело не движетс€". я на него с удивлением смотрю: "ќн аферист или все-таки ходжа?". —прашиваю: "“ы хочешь, чтобы здесь была православна€ церковь?". "ƒа. Ѕог у нас один. √рех в том, что ни одну веру не признает человек. “ам сейчас на Ѕожием месте (раньше был храм, который разрушили мусульмане) пьют, играют в карты. ћне как верующему человеку непри€тно. я с большим удовольствием приму участие в строительстве". ƒругое село - —ачино. “ам осв€тили фундамент церкви. ѕришли ходжи: "ћы будем помогать". ќни же приводили своих детей к православному св€щеннику, чтобы тот прочитал нам ними молитвы: Ђћы по-арабски читаем, ты им на пон€тном €зыке почитайї.

- ¬ладыка рассказывал, что в епархии издаетс€ катехизаторский журнал "ƒорога к храму"Е

- ћы издаем журнал Ђƒорога к храмуї. ”же четыре года выходит. ќдин раз позвал мен€ к себе владыка ƒимитрий и говорит: Ђћы должны издавать журнал при епархии. “ы можешь...ї. — владыкой спорить нельз€. Ётому € научилс€.  ак-то раз мы уходили из гостей, и один батюшка подал мне пальто. я уперс€: "Ќет, нет, что ¬ы, € не могу". ¬ладыка мне тогда сказал: ЂЌадо послушатьс€, а то будешь наказанї. я за свое. “огда сам владыка вз€л пальто и подал его мне. ѕосле этого урока уже перестал сопротивл€тьс€ св€щеннослужител€м. ƒолго думал, какое направление избрать дл€ нашего журнала. –ешил так: дать элементарные знани€ тому, кто только что крестилс€ - объ€снение "¬ерую", молитв, основ православи€. Ёто практическое пособие. Ќе дл€ "академиков".

- ≈сть ли церковное образование в јджарии и необходимо ли оно?

ѕравославна€ школа в јджарии
ѕравославна€ школа в јджарии
- ƒа, чтобы другие не мучались так, как €. Ќе ходишь в церковь, значит, ты не служишь Ѕогу. ÷ерковное образование в епархии постепенно по молитвам и благословению нашего владыки ƒимитри€ налаживаетс€. –аботают православные сад, гимнази€, две семинарии. “ам преподаетс€ «акон Ѕожий, истори€ религий с акцентом на православии. ћы стремимс€ к церковному образованию.

- ≈сли бы вы сейчас оставались на посту министра образовани€, то изменили бы что-то в системе образовани€?

- ѕравительство должно быть православным. ¬се зависит от правительства, а не от министра. ≈сли бы спросили мен€, € не принимал бы на административные посты без рекомендации и благословени€ епископа.

- —лучилось так, что сегодн€ мусульманска€ “урци€ политически и экономически ближе јджарии, чем –осси€.  ак сейчас относ€тс€ к –оссии простые люди в јджарии?

- Ќелюбовь к русским почвы не имеет. ћы как христиане близки друг другу. Ќас помирит религи€. я верю, что все православные объедин€тс€. —лава Ѕогу за все: за сегодн€шний мир, за день, за солнце.

Александра Никифорова

(»спользованы материалы сайта "√рузинска€ ѕравославна€ ÷ерковь")

24 но€бр€ 2003 года