онстантинопольска€

ѕри€хом ƒуха Ќебеснаго

ѕроповедь после литургии

Архимандрит Емилиан (Вафидис)

ќтец Ёмилиан (справа) со старцем ≈фремом  атунакским
ќтец Ёмилиан (справа) со старцем ≈фремом  атунакским
¬ издательстве университетского храма св. мц. “атианы готов€тс€ к выходу первый и второй тома из собрани€ трудов греческого старца архимандрита ≈милиана (¬афидиса), почетного игумена монастыр€ —имонопетра на јфоне. — его именем св€зано возрождение этой обители в конце 70-х гг. XX столети€. »здание осуществлено по благословению игумена монастыр€ —имонопетра, его ¬ысокопреподоби€ схиархимандрита ≈лиcсе€.

Е¬ы держите в руках первые два тома четырехтомного собрани€ проповедей архимандрита ≈милиана. ќни избраны духовными чадами из огромной сокровищницы наставлений старца. Ёто расшифровки устных бесед, записанных на магнитофонную ленту, поэтому чита€, вы услышите голос живого человека, говор€щего с вами о возможности встречи со ’ристом здесь и сейчас дл€ каждого, участвующего в таинствах ÷еркви, о реальности Ѕогопознани€ и преображени€ своей природы из греховной в чистую и Ѕогоподобную, повествующего об особенност€х монашеской жизни на —в€той √оре, питающей своей духовностью и ныне, как и прежде весь православный мир. ќ чем бы ни говорил архимандрит ≈милиан, его мысль посто€нно возвращаетс€ к молитве, без которой, по его словам, невозможна полноценна€ жизнь во ’ристе.
—в€тые отцы ƒревней ÷еркви часто повтор€ют: "—в€тыми не рождаютс€, ими станов€тс€".  нига проповедей старца ≈милиана - это своего рода учебное пособие " ак стать св€тым", написанное человеком, который не в далекой ¬изантии, но в сегодн€шнем мире, в том, самом, в котором живем и мы с вами, сам этой св€тости достиг.
’от€ проповеди были произнесены при разных обсто€тельствах и в различных аудитори€х Ц перед монахами афонского монастыр€ —имонóпетра, перед преподавател€ми и студентами богословских факультетов, перед сестрами окормл€емого старцем Ѕлаговещенского монастыр€ в ќрмилии, перед мир€нами, Ц каждый читатель отыщет в них духовное сем€, посе€нное ради негоЕ
(из предислови€ редактора)

ѕ–»я’ќћ ƒ”’ј Ќ≈Ѕ≈—Ќј√ќ

ѕроповедь, произнесенна€ в монастыре —имонопетра на јфоне 8 апрел€ 1977 года. —лова благодарственного песнопени€, поющегос€ после ѕричащени€ —в€тым ’ристовым “аинам: "¬идехом —вет истинный, при€хом ƒуха Ќебеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней “роице поклан€емс€: “а бо нас спасла есть" (прим. ред.).

я очень рад, что вновь вижу вас после долгого расставани€. ќно пришлось на самую дивную пору церковного года - дни —трастной —едмицы.

ѕраздники позади. Ќо и сегодн€ за радостными восклицани€ми наших сердец, приносимыми воскресшему ’ристу, все еще слышатс€ отзвуки великопостных песнопений. Ќеужели возможно не заметить красоту пасхальных дней, дней √осподних! ¬едь это не те праздники, о которых в —в€щенном ѕисании сказано: отвращусь от праздников ваших (јм. 5,21; »с. 1,13-14), но торжество сердец, живущих во ’ристе.

¬се мы в разной мере переживали дни, предвар€вшие —ветлое ’ристово ¬оскресение. Ќо, давайте посмотрим, какую пользу каждый из нас вынес дл€ себ€ из них? »бо соборна€ ÷ерковь Ц это собрание предсто€щих перед Ѕогом личностей, а не однородной массы. ћы можем все вместе молитьс€ на службе, хором петь, но то, что каждый из нас получает в эти минуты от Ѕога, совершенно различно. ќдин только человек; дух человеческий, живущий в нем (1  ор. 2,11), и √осподь, ƒух  оторого исследует духовные глубины каждого, знают о том, что во врем€ молитвы даровал этому человеку √осподь.

Ќа пасхальной службе каждый из нас получил то, к чему сам подготовилс€. ћы едим блюдо, сваренное нами. ћы ложимс€ спать в ту кровать, что сами застелили. ћы пожинаем то, что посе€ли. ѕо великой любви Ѕожией человеку даетс€ именно то, к чему он готов. √осподь всегда дарует нам желаемое. „то ожидаем, то пожинаем.  аждый получает по готовности своего сердца. ќдин Ц Ѕога, другой Ц церковные песнопени€, третий - смысл некоторых св€щенных текстов, четвертый Ц ÷арство Ќебесное.

√лавное условие христианской жизни Ц непрестанна€ Ђподготовка сердцаї. ќна должна осуществл€тьс€ не только накануне великих церковных праздников, но ежедневно и ежечасно, осв€ща€ и превраща€ сердце в Ђсосуд избранныйї, способный вместить Ѕога и то, что Ѕог посылает. Ќасколько не испытывает нужды ни в чем √осподь, настолько нуждаемс€ в Ќем мы. ¬ид€ ≈го, ≈го постигаем. ¬ поисках ≈го обретаем.

ƒл€ чего € говорю все это? ƒл€ того, чтобы объ€снить вам, что имеетс€ в виду под Ђподготовкой сердцаї.  то сеет ветер, пожнет бурю. Ќо есть и другой путь - ст€жани€ —в€того ƒуха.

»так, на пасхальном богослужении каждый из нас получил свою меру, то есть столько, сколько смог вместить, к чему подготовил свое сердце.  то может вместить (ћф. 19,12), тот вмещает - есть непреложный закон ÷еркви. ќн относитс€ к нашим представлени€м и знани€м о Ѕоге. я приступаю к таинству ѕричащени€, ты, он, она. Ќо каждый из нас по-разному воспринимает —в€тые ƒары, отлично друг от друга через таинство познает Ѕога. Ѕог и ÷арство Ѕожие есть вершина знани€ человека, приобретаемого через ƒары, которые ему дает Ѕог.

–азумеетс€, Ѕог находитс€ вне пределов человеческого познани€, но все же умом мы можем ≈го представить. Ќедаром же в ≈вангелии Ѕог назван истиной (»н. 14,6), и сказано, что через Ќего мы узнаем Ђсветї. „ем усерднее каждый из нас стремитс€ к познанию Ѕога, тем глубже постигнет ≈го в истине, полноте и совершенстве. —оразмерно усердию, прилагаемому нами, Ѕог заполн€ет наше сердце, ум, существо. »бо все мы, сколько бы нас ни было Ц два, три, двадцать три, сто€ перед одним источником, почерпаем из него разное количество воды в зависимости от того, насколько сильна наша жажда. “очно так и в духовной жизни.

Ђ¬мещениеї Ѕожества человеком в высшей мере зависит от простоты сердца, чистоты ночи, от стремлени€ к знанию, самоуничижени€ и опустошени€ себ€ ради при€ти€ Ѕога. ¬ этом заключаетс€ великое таинство свободы человека, свободы, на которую Ѕог ни в коем случае не пос€гает силой. »менно поэтому € говорю, что Ђмы сами вмещаем Ѕогаї.

 роме того, мы принимаем дары от Ѕога за свои скорби. Ѕог видит, сколько каждый из нас вынес скорбей ради праздника. ’ристос пошел на страдани€ за людей. ѕоэтому лишь тот, кто претерпевает страдани€ в своей жизни, может пон€ть ≈го муки и стать причастным им. »бо √осподь оставил нам пример (1 ѕетр. 2, 21) того, как следует переносить испытани€, —ам пройд€ через поношение, оклеветание и расп€тие. » если повседневна€ жизнь человека подобна Ђсущему адуї, из которого хочетс€ убежать далеко, а он терпит скорби, в пока€нии преклон€ет колена, искренне сокрушаетс€ о своих грехах, Ѕог щедро вознаградит его.

ƒалее, дары нам даютс€ от Ѕога по любви нашего глубинного Ђ€ї. “о, как мы терпим скорби, лучше всего свидетельствует о том, имеем мы истинную любовь или нет. Ћюбовь есть непрестанное восхождение души к Ќебесному Ѕогу путем страданий. ≈е успокоение лишь в одном - в наслаждении любовью, пришествием и славой √оспода, в венчании ≈му и единению с Ќим. Ћюбовь Ѕога есть следствие встречи человека с Ѕогом.

ѕриближа€сь к Ѕогу, мы все сильнее и сильнее испытываем на себе ≈го любовь, бесстрастную, безграничную. ѕолюбив Ѕога, мы чувствуем, что вс€ вселенна€, с ее благами, уже не удовлетвор€ет нас, осознаем ее ограниченность, гл€д€ на бескрайнее милосердие Ѕожие. Ћюбовь в сердце возрастает от нашего плача. ¬стречающий множество скорбей на жизненном пути человек постигает то, что неведомо другим. ≈сли мы действительно хотим постичь Ѕога, то в своей любви к Ќему стараемс€ умалить себ€ перед ≈го бескрайним величием.

Ћюбовь человека к Ѕогу есть союз истинный, ибо зиждетс€ на познании Ѕога. ѕознание Ѕога происходит через приобщение —в€тых “аин и возделывание √осподом наших сердец Ђво вс€ дни животаї. ƒобротно Ђзамесимї свое существо на существе Ѕога, крепко Ѕога полюбим! ћного или мало даст нам Ѕог, зависит от того, насколько мы сами ≈го полюбим.

—ледовательно, чем ревностнее мы готовились к прин€тию Ѕога, страдали, любили, плакали в скорб€х, тем более мы от Ѕога получили. “еперь, зна€ обо всем этом, мы разгл€дим более отчетливо скрытое за улыбкой, неподдельной радостью и всей жизнью, свидетельство о ’ристе в мире, покое, истине человека, уверенного в том, что все есть Ѕог.

ƒавайте посмотрим на слово Ђсейчасї, которое используетс€ дл€ определени€ времени, но в действительности обозначает нечто не существующее. Ћишь только ты произносишь его, оно уже ушло в прошлое, исчезло. Ёто Ђсейчасї упоминаетс€ и в —в€щенном ѕисании: каждый день, доколе можно говорить Ђнынеї (1 ≈вр. 3,13). “ак сказано, потому что никому не дано измерить временные пределы его жизни от Ђсихї и до Ђсихї.

∆изнь человека Ц это либо его приближение к Ѕогу, либо удаление от Ќего. ѕуть каждого из нас к √осподу знает ќдин только Ѕог. ƒух —в€той запечатлеваетс€ на нашей душе, живет и дышит внутри нас.

 ак же нам суметь это врем€, отпущенное вневременным Ѕогом, ≈го хождение в нас, прикосновение к нашему существу ƒуха —в€того и ≈го возделывание наших душ, прожить истинно. » по произросшим плодам засечь тот, лишенный категории времени, миг жизненного пути, где каждый из нас в данный момент, Ђсейчасї, находитс€ по отношению к ’ристу.

ƒл€ большей €сности € назову вам некоторые приметы Ц свидетельства того, что в нас живет Ѕог, объ€сню, как Ђвмещениеї, Ђприн€тие в себ€ї Ѕога можно увидеть на примере жизни человека, не духовной, а повседневной.  ак —в€той ƒух про€вл€етс€ в нас, и как мы ≈го отражаем?  огда мы можем сказать, что действительно прин€ли —в€того ƒуха? »ли, быть может, на прот€жении всей жизни необходимо задаватьс€ вопросом - а прин€ли ли мы ƒуха —в€того на самом деле или нет?

Ѕывает так, что проход€т годы, а человек, который ходит в ÷ерковь, обнаруживает, что он ƒуха —в€того не ст€жал. » это страшно, и это правда. ѕоэтому мне хочетс€ сказать вам, как можно распознать действие —в€того ƒуха в человеке.

я назову всего три-четыре не глубоких, не духовных, но самых простых и между собой взаимосв€занных внешних признака. ћне кажетс€, лучше всего дл€ этого воспользоватьс€ словами из —в€щенного ѕисани€.

***

ѕервое про€вление жизни —в€того ƒуха в человеке зоветс€ “радованием сердца”. „то такое “радование сердца”? »ное именование дл€ мирских Ђрадостиї, Ђсчасть€ї, Ђторжестваї. Ёто Ђторжествої - подобное тому, что имели перворожденные јдам и ≈ва. ѕод выражением Ђрадование сердцаї мы разумеем дух человека, устремленный к Ѕогу, ос€зающий ≈го прикосновение к себе и от этого обрадованный и наход€щийс€ в посто€нном общении с √осподом.

Ђ–адование сердцаї - это ощущение близости Ѕога и исполненное довери€ всецелое отвержение своего Ђ€ї. Ёта величественна€ простота, чувство поко€ и уверенности в том, что Ѕог там, где мое Ђ€ї, р€дом с Ќим.

Ђ–адование сердцаї есть не что иное, как человек, осознавший, что Ѕог не оставл€ет его ни на долю секунды. Ђ–адование сердцаї - это глубочайший опыт человека, каждый миг своей жизни пребывающего с Ѕогом. ќб этом сказал ƒавид ѕсалмопевец: €ко √осподне есть заступление, и св€таго израилева цар€ нашего (ѕс. 88,19).

ѕод Ђзаступлениемї он разумеет не то, что Ѕог помогает нам, но то, что ќн здесь, р€дом, вместе с нами. ѕоказательно, какое место в этом псаломском стихе ƒавид отводит себе. ќн помещает себ€ перед Ѕогом, в ÷еркви, в Ђсв€тилищеї Ѕога.

Ѕог Ц царь не только над ним, но и над »зраилем, и над всеми нами. «на€, что Ѕог Ц его царь, человек чувствует себ€ уверенно и безопасно, ибо в “еле ’ристовом он живет уже не собственной уверенностью, но уверенностью ÷еркви. Ќе своей радостью, но радостью ÷еркви. Ќе своей вечностью, но вечностью ÷еркви. ќн тот, кто он есть, но и в то же врем€ составл€ет единое целое с ÷ерковью. ќн пребывает в Ќебесном »зраиле вместе с царем славы ’ристом. »наче нельз€ истолковать слова Ђи св€таго »зраилева цар€ нашегої.

¬думайтесь в этот дивный стих. √осподь вместе со мной. ќн здесь. ѕочему? ѕотому что здесь »зраиль. ј там, где »зраиль, там и царь, наш царь. Ёто наша гордость, честь, уверенность! ”мереть, исчезнуть, ибо велика мо€ уверенность в том, что смерти не существует. —мерти нет и нет расставани€ в »зраиле, в царе, в Ѕоге.

Ђ–адование сердцаї, разломившего себ€, чтобы вместить величие Ѕога. „еловек, живущий жизнью ÷еркви, которую врата ада не одолеют (ћф. 16,18), и пребывающий под сенью ≈е величи€, ощущает завершенность своего быти€, самовыражени€, познани€ своего внутреннего Ђ€ї. »бо именно церковное сознание €вл€ет христианину его подлинное существо. ќщущение уверенности, проистекающее из единени€ человека с Ѕогом, не подвластно волнени€м, тревогам, печали. ¬се житейские обсто€тельства набегают на него подобно волнам на берег. “ак и православный человек. ¬ ритмическом движении волн ему представл€етс€ непрестанное напоминание о следующих одна за одной волнах —в€того ƒуха, накатывающих на человека.

—корби показывают нам “ого,  то превыше скорбей. –адости, а ведь и они подобны волнам, €вл€ют “ого,  то есть начальник над радостью, и все на земле свидетельствует нам о Ѕоге. –адуетс€ сердце. ¬едь что бы ни случилось, что бы ни произошло с человеком, повсюду и во всем ему открываетс€ √осподь Ѕог »зраилев. ѕри каждом удобном случае Ѕог €вл€ет —еб€ люд€м.

–адость сердца, дарованна€ Ѕогом человеку, никогда не покидает его. ѕотер€ радости есть не что иное, как самовольное отстранение человека от Ѕога, когда наше собственное Ђ€ї оживл€етс€, а Ѕожественное в нас тер€етс€. Ёто происходит по попущению Ѕога. Ёто мучительное испытание дано нам в воспоминание о потер€нном рае, рае радости. ƒостаточно одного единственного греха, чтобы этого ра€ лишитьс€ и оказатьс€ в муке, потер€ть способность вечной радости. ѕоэтому, повторю снова и снова, радуетс€ сердце, восклица€: даждь ми радость спасени€ “воего (ѕс. 50, 14).

Ћиша€сь радости, человек тер€ет и способность видеть Ѕога, и ощущать ≈го покровительство. «атем он тер€ет и некогда приобретенное церковное сознание. ¬ один миг становитс€ ничем, осколком, изолируетс€ и перестает существовать перед очами Ѕога. Ѕог не может зайти в его глубочайший мрак, в это страшное облако. Ќо если человек пройдет насквозь через все испытани€, пам€ту€ о √осподе и не перестава€ служить ≈му, то встретит в конце своего пути Ѕога.

» так из глубины мрака испытани€ грехом и скорб€ми, что даютс€ нашим душам, отступившим от Ѕога, мы можем воззвать к Ќему, и ќн возведет нас на то место, с которого мы пали, восстановит наше обручение со —в€тым ƒухом и приблизит нас к ст€жанию Ђрадовани€ сердцаї. »так, Ђрадование сердцаї есть перва€ примета человека, живущего в ƒухе —в€том.

***

ƒалее, втора€ примета жизни в —в€том ƒухе, согласно прин€той терминологии зоветс€ Ђизменением внутреннего человекаї. „то подразумеваетс€ под Ђвнутренним человекомї? „то это за л€дви€* (ѕс. 37, 8), о которых говоритс€ в ѕсалтири? „асть человеческого тела. јбсолютно ничего не значит. Ёто нечто, что €вл€ет не€вное, видимое одному только Ѕогу.

»так, Ђизменение внутреннего человекаї. Ђ¬нутренний человекї, его Ђл€дви€ї €вл€ют чувства, страсти, глубочайшую сущность, все, что есть в нем, все, что создал в нем Ѕог. ћного сказано ƒавидом ѕсалмопевцом о Ђл€дви€хї: как они мучаютс€, терп€т скорби, разрываютс€, ослабевают. —траницы —в€щенного ѕисани€ преисполнены подобных описаний.  огда происход€т эти метаморфозы?  огда человек впадает в грех, и ƒух —в€той покидает его.

ЂЋ€дви€ї успокаиваютс€ и выздоравливают, как только Ѕог снова посел€етс€ в человеке и начинает действовать в нем. —ледовательно, Ђизменение внутреннего человекаї есть внутреннее обновление, возрождение, воссоздание и другие глубинные изменени€, которые вызывает в личности действие —в€того ƒуха.

¬се мы знаем, что ƒух —в€той мен€ет человека. Ѕез этих “изменений” нет человека, живущего в Ќем.  ак дуновение ветра прикасаетс€ к нашей коже, и мы согреваемс€, или з€бнем, так и “внутренний” человек ощущает изменени€ под воздействием ƒуха —в€того.

¬етхий «авет дл€ описани€ схождени€ —в€того ƒуха использовал сравнени€ с ветром, даже с порывами ветра, сильного, дуновение которого становитс€ целым событием дл€ человека. ƒух дует. » там, где ќн дует, остаютс€ ≈го следы. ѕоэтому “изменение внутреннего человека” означает изменение, которое он испытывает на себе от схождени€ —в€того ƒуха.

Ќа мне постав€т клеймо, и € буду черным. ј что мне сделать, чтобы сделатьс€ белым и свет€щимс€? ƒл€ этого необходимо прикоснутьс€ к свету. —вет оси€ет мен€ и оставит на мне лучи —воего солнца. Ёто образ вхождени€ ƒуха —в€того в нас.

“»зменени€ внутренних” Ц не есть изменение сущности человека, но его таинственное превращение, когда тот, сохран€€ свою сущность, приобретает нечто, что действует в нем - ƒуха —в€того. ¬ход€ в общение с Ќим, человек таинственным образом измен€етс€.

ѕредположим, вот € сплю, встаю утром, пою песню, пью, бегу, делаю все, что необходимо. Ќо в то же врем€ ветер дует, и свет светит, и все кругом омывает мен€ и обнимает. “ак и ƒух Ѕожий. ќн все видоизмен€ет, преображает, делает иным. ћо€ сущность остаетс€ той же, но мо€ личность измен€етс€. ¬ ней просыпаетс€ ее духовное лицо. я приобщаюсь ƒуху —в€тому и ≈го благодати.

“»зменение” означает некое посто€нное при€тие —в€того ƒуха, смешение с Ќим в действии ≈го, в ≈го благодати. » страшит мен€ то, что ≈го существо, не имеющее предела, поглощает все мое ограниченное естество, которое при этом не исчезает и не мен€ет сущности. я продолжаю оставатьс€ самим собой, но вместе с тем становлюсь Ѕогом. ¬елико непрекращаемое действие ƒуха —в€того в нас, когда мы носим ≈го отпечаток на себе, посто€нно ≈го ищем, за Ќего терпим страдани€, ≈го любим, стараемс€ не огорчать, следу€ словам ѕисани€: не оскорбл€йте —в€того ƒуха Ѕожи€ (≈ф. 4,30).

„ерез ст€жание —в€того ƒуха € получаю благодать и сам становлюсь благодатью. ƒелаюсь одним из пророков, поставленных в ÷еркви —в€тым ƒухом, и в то же врем€ становлюсь исполнением пророчества. —в€той ƒух входит в мен€, € принимаю все ≈го дары. —миренный и бедный, по сути ничтожный, € становлюсь богатым, напоенным благодатью —в€того ƒуха, великим и бессмертным царем, вечным по ипостаси, которую создало во мне приобщение —в€тому ƒуху.

»так, как мы уже говорили, Ђизменение внутреннего человекаї Ѕогом есть смерть и новое рождение. —мерть того, кем € был, и рождение того, кем мен€ создал ƒух —в€той. ѕоэтому всегда говоритс€ одновременно о смерти и о рождении.  рещение - это возрождение, то есть рождение человека, которое, однако, может быть и в семьдес€т лет.  рещение, по сути, - это смерть. —мерть, из которой выступает —ам ’ристос.  рестившийс€ во ’риста, в смерть ≈го креститс€, чтобы во ’ристе воскреснуть (–им. 6, 3-6). ¬от то изменение, что происходит в человеке.

Ёто мистический опыт нашего Ђвнутреннего человекаї. ≈го нельз€ постичь умом, но можно в один день неожиданно дл€ себ€ в себе разгл€деть. “ы смотришь в зеркало и по седым волосам понимаешь, как вдруг состарилс€, или, замечаешь, что окреп и возмужал.   этому выводу приходит не твой ум, но твои наблюдени€. “ак же, по изменени€м, произошедшим в человеке, можно распознать действие —в€того ƒуха в нем.

Ёто Ђрадование внутреннего человекаї и наполнение его новой жизнью во —в€том ƒухе, обновлением и совершенствованием в Ќем, делает нас причастным возрасту ’риста [—р.: ƒоколе все придем в единство веры и познани€ —лова Ѕожи€, в мужа совершенного, в меру полного возраста ’ристова (≈ф. 4,13)] в том смысле, что ќн весь входит в нас и живет и возрастает в нас. »так, это вот Ђизменениеї есть втора€ мистическа€ примета прин€ти€ —в€того ƒуха.

“ак спокойно и безм€тежно мы живем. Ќо однажды, пристально взгл€нув на себ€, мы различим те приметы, которые только что перечислили: непрестанное Ђрадование сердцаї, невидимое, мистически действуемое и истинное Ђизменение внутреннего человекаї. Ѕеседу€ с Ѕогом, в мгновени€ смирени€, самоуничижени€, плача мы открываем их в себе, видим по благодати Ѕога силу, данную »м и дары, которыми ќн нас преисполнил.

***

“ретью примету, о которой надо сказать особо, € бы назвал Ђдержанием за рукуї. Ѕог держит нас за руку, когда мы живем во —в€том ƒухе. „то такое Ђдержание за рукуї? Ќечто большее того, о чем мы сказали прежде. Ёта примета заметна лучше других. Ёто не мистическое изменение нашего Ђвнутреннего человекаї, но то, что владеет нами внешне и вырываетс€ наружу.

 ак кип€ща€ вода поднимает крышку кастрюли и выбегает из нее, так и —в€той ƒух не в состо€нии все врем€ теснитьс€ взаперти. —т€жание —в€того ƒуха отражаетс€ на лице человека и выливаетс€ через его глаза, по которым легко узнать о внутреннем состо€нии. “ы чувствуешь, как Ѕог держит такого человека за руку.

„то же означает Ђдержание за рукуї? ¬ приподн€том настроении ты идешь по дороге. „ему ты радуешьс€? “ы уверен, что избрал верный путь. Ќо представь себе, что тот, к кому ты идешь, неожиданно оказываетс€ пр€мо перед тобой, берет теб€ за руку и вы вместе идете дальше. “о же делает и Ѕог. ќн берет нас за руку, и р€дом с Ќим, бок о бок, мы продолжаем начатый путь.

 ак дивно описал св€той —имеон Ќовый Ѕогослов свои взаимоотношени€ с духовным отцом! —тарец уводил ученика в горы, лесистые долины, приводил к источнику и приклон€л его голову, чтобы тот испил воды. ќни были вместе Ц учитель и ученик. “очно также и человек с Ѕогом. “ы следуешь за Ќим, идешь с Ќим р€дом. “ам, где ты, там и ќн, прот€гивающий тебе навстречу обе —вои руки.

¬ы словно два близких друга. ќдин может привести другого к себе в дом. “ы радуешьс€ таким доверительным отношени€м, равенству в дружбе. “ы можешь по-дружески кивнуть в ответ мне головой. “ак и человек с Ѕогом,  оторый к нему приходит, прот€гива€ обе руки. ќн смотрит на теб€, ты гл€дишь на Ќего и недоумеваешь: ЂЌеужели это €?ї, “Ќеужели это ќн?”. » сам себе отвечаешь: “ƒа, это €”, “ƒа это ќн”.

ѕрекрасный образ. Ёто величие другого рода. ¬еличие дружбы, величие любви. Ёто не просто “от,  то привел теб€ сюда, но “от,  то сейчас играет с тобой, ты ≈го целуешь, ќн целует теб€, ты ≈го любишь, ќн любит теб€. Ћуч солнца играет с гладью мор€. »м подобны игры Ѕога и человека, времени и вечности.

“ы смотришь на Ќего, ќн - на теб€. “ы гл€дишь на Ќего, ќн Ц на теб€. » когда ты, ошеломленный, в конце концов, внезапно оказываешьс€ перед Ќим и начинаешь привыкать к Ќему, то есть относитьс€ к ≈го присутствию как к чему-то не очень важному и тер€ешь ≈го. “огда ќн снова берет теб€ на руки и прижимает к —ебе. “ы чувствуешь ≈го объ€ти€, ≈го дыхание, биение ≈го сердца, касаешьс€ ≈го руки, ощущаешь дрожание ≈го костей. » говоришь: Ђƒа ќн же совсем, как €!ї. Ќет, это € стал подобным ≈му. я был поглощен »м, стал одним с Ќим, уподобилс€ ≈му, а не ќн мне.

Ѕог обнимает теб€ и прижимает к —ебе, чтобы ты сделалс€ подобным ≈му и чтобы то, что было два, стало одним. ≈го единого ты обретешь в себе. ѕостарайс€ же пон€ть, что отныне находитс€ внутри теб€. ”м? —ердце? “ело? ƒуша? Ќебо? ¬се переплелось. “ы идешь по улице и видишь дом. Ќо если ты зайдешь в это здание и попытаешьс€ посмотреть на него как бы снаружи, не сумеешь, как не сможешь хорошо разгл€деть и что-либо другое, будучи погруженным внутрь него.

“очно так происходит, когда ты пребываешь в Ѕоге, а Ѕог в тебе, и не существует никакого прикрыти€, ни предвидени€, ни глубины, ничего. Ќо одно лишь желание смерти, о которой мы можем помыслить заранее. ∆елание смерти возникает, когда ты тер€ешь прекраснейшее чувство единени€ с Ѕогом.

Ѕог Ђдержит теб€ за рукуї. ѕостепенно это превращаетс€ в при€тную и сладостную игру, к которой мол€щийс€ постепенно привыкает и все более и более ощущает ее. Ѕог поднимает теб€, ты поднимаешь ≈го. ќн поднимает теб€ к —ебе на плечи в любви —воей и держит до тех пор, пока не произойдет абсолютное Ђединениеї. ≈му на смену об€зательно придет Ђотвержениеї. » так повторитс€ вновь и вновь дл€ нашего церковного возрастани€. Ѕог хочет смирить нас потерей и возвеличить вновь приобретенным, еще более смирить и показать нашу наготу, когда снова мы ≈го лишимс€ и тогда еще более √оспода возжелаем и поймем, что ни к чему не стремитс€ так, как к смерти.

ѕоэтому мы говорим, о том, что наступает момент ощущени€ смерти. Ќо в то же врем€, наход€сь в Ѕоге, мы ничего не можем пон€ть. –азумные границы стираютс€. ≈динственное, что здесь существует, это Ц ÷арство Ѕога. “от, кто живет в дивной радости общени€ с Ѕогом, имеет опыт сотрудничества с Ќим, понимает, что земной конец есть не что иное, как вечность и бесконечна€ Ђбеседа с Ѕогомї в ней.

***

„то такое Ђбеседа с Ѕогомї?
Ќачнем со —лова, ибо Ѕог есть —лово: и —лово было у Ѕога и —лово было Ѕог (»н. 1.1). „еловеку необходимо находитьс€ в общении со —ловом и через —лово с ќтцом. “» —лово было у Ѕога и —лово было Ѕог”. Ќужно причащатьс€ Ѕогу-—лову ’ристу, чтобы через это обращатьс€ и к Ѕогу-ќтцу. »бо все началось от Ќего, от единоначальной ≈го власти, »м же все и закончитс€. ≈динственный допустимый режим в жизни Ѕога и обоженного человека есть единодержавие, поэтому и невозможно, чтобы ќн и € существовали по отдельности. ¬сегда мы должны становитьс€ одним, »м, тем —ловом, что было у Ѕога.

¬ы помните дивные слова ƒавида ѕсалмопевца: “тогда глаголал еси в видении сыновом “воим”. “ы сказал тогда и будешь еще не раз говорить, “в видении сыновом “воим”. ¬ строках положих помощь на сильнаго (ѕс. 88, 20) содержитс€ пророчество ƒавида о славе, которую бы он получил, став царем, то есть Ѕогом. ¬ этом пророчестве в образе ƒавида нам открываетс€ образ ’риста.

“¬озглаголах в видении сыновом “воим”. „то это значит? Ђ√оворюї, значит, выкладываю что-то перед собой. ћы с тобой стоим друг против друга. Ђ¬озглаголахї и глаголеши Ђсыновом в виденииї. Ђ¬ виденииї значит Ц Ђ€ теб€ вижуї, а, следовательно, стираю вс€кую дистанцию и разницу между нами. ≈сли ты далеко от мен€, € теб€ не вижу.  огда мы говорим Ђв поле зрени€ї, то имеем в виду, что кто-то находитс€ в пределах видимости. ћы его видим, слышим его слова. ћы р€дом, мы общаемс€ между собой с помощью слов, которые произносим, и глаз. ћы будто обнимаем один другого общением и чувствуем абсолютное равенство.

Ђ“огда глаголал еси в видении сыновом “воим, и рекл еси: положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людей моихї. ќн силен, ибо этого возжелал. Ѕог Ђпомощь положилї на него и так укрепил его. ≈сли обратитьс€ к еврейскому тексту, то можно увидеть, что аналогичный смысл заложен и в царственности ƒавида. ќн станет правителем, и Ѕог увенчает его главу царской диадемой. Ќеужели же семьдес€т толковников плохо пон€ли еврейский текст или не знали о содержащемс€ в нем пророчестве? ќни не уловили смысла или не знали, что за этими словами сокрыто царское достоинство ’риста?  онечно, нет, но все же предпочли дл€ выражени€ более глубокой мысли использовать иносказание.

Ђѕоложих помощьї,- в псалме поставлен акцент на подлежащем, которое осуществило действие. Ђѕомощьї есть некий выход подлежащего из себ€. Ётими словами псалмопевец показывает, что было поставлено на главу ƒавида и положено на сильного. Ђяї сделал его сильным, ибо Ђяї есмь —ильный. ƒиадема есть сам царь, сам ’ристос, сам Ѕог. я вошел в жизнь ƒавида. ƒавид стал ћной, ибо получил ћою помощь, ћою благодать. ¬идите, разве не пророчески, мистически, истинно и духовно семьдес€т толковников перевели еврейский текст?

“ѕоложих помощь на сильнаго”. ¬от сильный Ѕог, вот - человек. ¬ы видите их равенство, сокращение рассто€ни€ до близости, положение на главу человека диадемы, иначе говор€, ƒуха —в€того,  оторый находит на человека, на св€тых, преобража€ и осв€ща€ их жизнь, дела€ Ѕожественным человеческое. Ёто тот конечный итог, которого жаждет вс€ка€ люб€ща€ √оспода душа. Ёто наполнение души ƒухом —в€тым, некогда вошедшим в сыновей и дочерей »зраил€ и напоившим их (»оиль. 3,1-2). » были опь€нены они не хмельным вином, но ƒухом —в€тым, нисшедшим на них и преобразившим их. ƒиадема, положенна€ на главу человека, возводит его в царское достоинство. “ак происходит всецелое изменение человека, обожение его существа, беседа с Ѕогом и единение с Ќим.

“акое единение заметно и в нашей повседневной жизни, но более всего, в самих люд€х. ќни благодар€ тому, что Ѕог неослабно “истощает” —еб€, дарит —еб€ и действует в нас до последнего мига, мы непрестанно возрастаем. ѕродолжаетс€ жизнь человека - продолжаетс€ и это изменение. —мерть есть не конец пути, но некий переходный момент.

»так, беседа с Ѕогом Ц это единение с Ѕогом. ћы чувствуем, что ќн живет в нас и вокруг нас. » тогда мы понимаем, что существуем не ради себ€, что не осталось в нас больше ни помыслов, ни собственной воли, ни желани€.  ак это возможно, - спросите вы, - так €вственно ощущать присутствие Ѕезграничного вокруг? ¬се исчезает. Ѕог становитс€ огромным и наполн€ет нас, прийд€ и встав пр€мо перед нами. Ќе разбира€ ничего вокруг, мы оказываемс€ под ≈го сенью.

ѕредставь, что ты смотришь на сп€щего льва. ѕри таком зрелище ты забываешь обо всем на свете. ј вдруг он сейчас проснетс€ и подойдет к тебе, заслонив собой все! ќн подойдет совсем близко, положит свою морду на твое лицо и ты увидишь лучи света, огонь, исход€щий из его глаз. ќн подойдет так близко, что вдруг ты окажешьс€ у него в пасти, растворишьс€ в его существе. “ут уж не до воспоминаний! “ак и при общении с Ѕогом.

ѕри беседе с Ѕогом, при единении с Ќим, ты испытываешь страх, подобный тому, что чувствовал перед сп€щим львом, затем перед львом проснувшимс€. ћурашки пробегают по коже! „ем ближе к Ѕогу, тем страшнее. » когда, в конце концов, ќн уже совсем близко, твой страх переходит все границы, и нельз€ различить, жив ты или мертв. ¬ действительности, ты уже умер, а то единственное, что теперь существует, это ќн.

***

¬от исполнение пришестви€ в мир √оспода, нашего рождени€ и ≈го обетовани€, данного нам. –азве возможно, чтобы оказались ложью ≈го обещани€? –азве не верен Ѕог (≈вр. 10,23)? Ќеужели ≈го слова не истинны? Ќеужели в Ѕоге, в ≈го жизни возможен обман? ќтыщетс€ ли хоть маленькое гр€зное п€тнышко на лучах ≈го си€ни€? Ќет, неверо€тно.  ак может случитьс€, что обещанное Ѕогом не сбудетс€? ѕусть каждый из нас попробует ответить на вопрос, зачем √осподь сотворил нас и с какой целью призвал к —ебе.

Ќаши размышлени€, веро€тнее всего, приведут к такому выводу: ¬с€ кости мо€ рекут: √осподи, √осподи, кто подобен “ебе?(ѕс.34,10). „то обозначает выражение “вс€ кости мо€”? —в€щенное ѕисание обращаетс€ к подобному образу дл€ того, чтобы €рче выразить суть Ц даже кости скорб€т при виде греха. ¬ другом месте встретитс€ и дарованное от Ѕога радование костей. Ђ¬с€ кости мо€ї - есть символ крепости, силы, стабильности. Ёто не кожа, котора€ может разорватьс€, и не вода, и не тень.  ости формируют человеческое существо. ѕовредивший кости падает на землю. ÷елые и невредимые кости служат залогом здрави€.

—ледовательно, слова Ђвс€ кости мо€ї символизируют здоровье и целомудрие человека. “¬с€ кости мо€ рекут: √осподи, √осподи, кто подобен “ебе?”.  то другой, кроме Ѕога, способен творить дела Ѕога? ѕророческие слова из ѕсалтири изрек ќн —ам, приближающийс€ к человеку и действующий в нем, причина рождени€ и финал славы. ѕроизнос€ Ђвс€ кости моиї перед лицом Ѕога, ты начинаешь видеть ≈го, Ђпрославленногої прежде всех во св€тых (»сх. 15,11), о чем мы поем на будничной утрене, в первой песне канона.

¬ы помните, что совсем недавно мы говорили о Ђрадовании сердцаї, которое свойственно церковному сознанию, вместе с всецелым преодолением человеком своей Ђсамостиї в “соборностиї, в Ђхороводеї вместе со всеми св€тыми и с тем, кого создал и кого призвал к —ебе √осподь.

Ђѕрепрославленный во св€тыхї находитс€ там, где собраны все св€тые, то есть там, где их Ђсоборї, славослов€щий Ѕога. —обор есть откровение славы Ѕожией. Ђѕрепрославленный во св€тыхї - значит, в какой мере научилс€ радости каждый из нас, сколь добросовестно участие в собрании, сколь близко отстоим от св€того жертвенника, как часто ночью и днем собираемс€ возле него и вместе в Ђрадовании сердцаї соплетаем перед √осподом венцы славы Ѕожией.

Ђѕрепрославленный во св€тыхї. —в€тые слав€т ≈го, ибо —ам ќн, св€той, даровал им св€тость. —в€тость - непреложна€ характеристика Ѕога. Ќаш св€той Ђсоборї и общение в нем есть средство, с помощью которого мы становимс€ св€тыми и открываем Ђпрепрославленногої Ѕога. ¬ Ђсобореї - »зраиль и царь -’ристос.

Ђќбрадованное сердцеї в Ђсобореї открывает не Ђславимогої и не Ђпрославимогої, но Ђпрепрославленного Ѕогаї, соде€вшего многое великое.  ак прекрасно Ц мы сами можем стать тем, в чем открываетс€ человеку Ѕог, дивен во славах (»сх. 15,11)*! „то значит Ђдивен во славахї? Ёто именно то, о чем мы только что говорили. Ёто р€дом “ы и €, смотр€щие друг другу в глаза.

—лава есть лицезрение Ѕога и света, от Ѕога исход€щего. —лава Ц это то, что € вижу пр€мо перед собой. Ђƒивен во славахї говорит о том, что дивный Ѕог обнаруживает нам —еб€ через эти славы, откровени€, радости и общение с Ќим. Ђƒивен во славахї Ѕог наш!

  чему еще стремитьс€ человеку, кроме славослови€ Ѕога? ≈сть ли иной смысл нашего существовани€, помимо того, чтобы через нас стал “дивен” Ѕог?[ —р.: прокимен Ђƒивен Ѕог во св€тых —воих, Ѕог »зраилевї (прим. ред.).] »бо Ђво славахї ќн Ђдивенї. Ђ¬о славахї - наделено неким абсолютным значением - € и Ѕог. ¬от ќн Ѕог! Ќет этого - есть все что угодно, кроме славы!

“ы восклицаешь: ЂЅоже мой, Ѕоже!ї. “ы не можешь вымолвить ни слова, если Ѕога не видишь, потому что мрак застилает все внутри теб€. ЂЅоже мой, Ѕоже!ї, - ты можешь сказать, если уверен, что Ђвот ќн Ѕог!ї, Ђдивный во славахї, “ворец чудес (»сх. 15,11). „то это за чудеса? ћы уже упом€нули о многих из них. Ёто все, что происходит вокруг нас, €вл€€ славного √оспода. ¬етер дует и нагон€ет волны. ≈го смен€ет другой ветер, ƒух —в€той, успокаивающий морскую гладь, делающий зеркальной ее поверхность. –азбушевавшиес€ волны внезапно разрубает √осподь, и делаетс€ море сушею (»сх. 14,21). » это есть чудо. ƒивен Ѕог, Ђтвор€щий чудесаї!

¬от какие чудеса! Ќаша св€тость, мир, безм€тежность, аскеза, молитва, внимание гласу Ѕожиему люб€щих ≈го, смирение, любовь, кротость и спокойствие, которые помогают человеку услышать Ѕога, Ц все это дары ƒуха —в€того! Ѕог посылает их нам как отличительные свойства —воего присутстви€.

Ђ“ворец чудесї.  огда € осв€щаюсь в Ђсобореї, в ÷еркви и мо€ собственна€ жизнь становитс€ лицезрением жертвенника Ѕожи€, перед которым предстоим все мы, когда € вижу Ѕога, открываемого Ђво славахї и без этого уже жить не могу, когда живу только ради этого, и мо€ собственна€ жизнь и жизнь других людей наполн€етс€ чудесами и откровени€ми благодати Ѕога, когда наши св€тость, добродетели, благоухание жизни станов€тс€ столь ощутимы, что окружающие изумл€ютс€: ЂЌе может быть!ї, тогда очевиден вывод: со мной Ц Ѕог, истинный, вечно сущий, и в Ќем вечно сущий €.

***

ћне бы хотелось закончить еще одним повествованием о царе ƒавиде. “олько в ƒухе —в€том жизнь имеет смысл. ќтличительные особенности суть таковы: Ђрадование сердцаї, Ђизменение внутреннего человекаї, Ђдержание Ѕогом человека за рукуї, объ€тие Ѕога, беседа и непрерывное единение с Ќим. —коль прекрасна така€ жизнь! Ёто единственное, ради чего стоит жить!

—тать тем, что есть ќн! Ёто единственное оправдание дл€ монашества! Ёто единственна€ причина, по которой мы оставл€ем мир! Ёто единственна€ причина, по которой мы затвор€емс€ в стенах обителей, открыва€ небесам свои души. Ёто единственна€ цель жизни и смерти. Ёто единственна€ цель рождества ’ристова, ≈го –асп€ти€ и ¬оскресени€. ћы, люди, смиренно катимс€ по земле как пылинки.

Ќапомню вам одно пророчество. Ќафан предрек ƒавиду, что тот станет царем и получит бессмертие, ибо от его семени родитс€ ’ристос.  ак дивно сказано: » пришел царь ƒавид, и сел напротив √оспода, и сказал: кто €, √осподи Ѕоже, и что такое дом мой, что “ы так возвысил мен€? (1 ѕар. 17,16). ÷арь Ђпришелї. Ђѕришелї Ц это движение человека. Ђ—елї, а не встал, ибо —ам √осподь сидел. ƒавид Ђпришелї. ¬ этом пророчестве Ќафан возвестил ƒавиду о его гр€дущей славе. ѕокинув Ќафана, царь ƒавид Ђпришелї ко √осподу. Ќе сказано, что идет, но уже Ђпришелї.

»так, он Ђпришелї и Ђселї возле Ѕога. »бо единственное место, с которого можно разгл€деть происход€щее вокруг нас, это место Ѕога. ≈динственный критерий, который можно использовать при оценке другого человека, Ц куда бы он ни направл€лс€, что бы он ни делал, - это посмотреть с позиций Ѕога и судить ≈го судом, основыва€сь на Ѕожественном. “олько Ѕожественным провидением можно пон€ть людей и их поступки.  огда мы взгл€нем на мир оттуда, откуда взирает ќн и тем взгл€дом, что смотрит ќн, тогда сумеем пон€ть другого человека. Ќичто человеческое не должно вмешиватьс€ в наши суждени€ о ближнем - ни собственные мнени€, ни мысли, ни желани€, ни своеволие. Ќельз€, примен€€ человеческие мерки, осуждать или оправдывать того или иного человека, но должно все измер€ть мерками Ѕожественными. —праведливое решение принимаетс€ на том месте, где восседает √осподь.  аким оттуда покажетс€ каждый из нас?  акого приговора буду удостоен € сам при взгл€де оттуда? √де € сейчас: близко или далеко от того места?

»так, он Ђпришелї и Ђселї возле √оспода. ќчевидно, имеетс€ в виду Ђперед завесойї, котора€ скрывала Ѕога. ќн Ђселї перед жертвенником, то есть сделал то, что ежедневно делаем все мы. ƒавид Ђселї возле завесы. ¬ тексте сказано: Ђперед √осподомї.  ак он верил!  ак смотрел на Ѕога! ћы же денно и нощно находимс€ перед этой самой завесой, перед √осподом. Ќо можем ли мы утверждать, что пришли к Ѕогу и Ђселиї возле Ќего? Ђ—идимї ли мы в действительности напротив √оспода? ƒелаем ли шаги к Ќему навстречу, становимс€ ли ≈му ближе? —омневаюсь.

ј вот ƒавид Ђсел напротив √оспода и сказалї. Ёто важно, что он Ђселї, а не сто€л. ќн Ђпришелї туда, Ђселї подле Ѕога, и, гл€д€ на Ќего, с Ќим говорил. ќн обращалс€ не к завесе, котора€ тленна и может Ђраздратьс€ї или сгореть, но к —амому Ѕогу. “о, что он Ђселї символизирует посто€нство, защищенность, уверенность: Ђнаконец-то € нашел “еб€, давай с “обой поговоримї. ѕриидите и рассудим (»с. 1,18), - предлагает √осподь. «десь же ƒавид призывает Ѕога, сам идет к Ќему со словами: Ђ—адись р€дом, побеседуем с “обойї.

ƒавид Ђпришелї, Ђсел и сказалї. Ђѕослушай, послушайї,- вымолвил человек Ѕогу. Ќо когда ты веришь ≈му и видишь ≈го, когда ќн —ам играет с тобой, жела€ открытьс€ в тебе и через теб€, неужели ты не обратишьс€ к Ќему? ¬едь зачем тогда существует —лово, если не дл€ того, чтобы говорить и слышать? ƒл€ чего нужно —лово, если невозможно с Ќим беседовать?

ƒавид сказал Ѕогу: ““ы не скажешь мне, Ѕоже мой, кто €? “ то €, √осподи мой, √осподи, и что такое дом мой, что “ы мен€ так возвеличил” (2 ÷арств 7,18)?  то €? » кто “ы? “ы - Ѕог. ј - €? я - пыль земли.  то € такой, что “ы возлюбил мен€ и сем€ мое в век века?  то € такой? „то € такое? Ќичто. я тер€юсь от осознани€ этого, но ставлю “еб€ перед собой и говорю с “обой, потому что “ы предоставил мне это право, “ы —ам призвал мен€. “ы пророчествовал обо мне. “ы открыл мен€ и водворил сюда, в ÷арство »зраил€.

Ќо и этого еще мало показалось в очах “воих, Ѕоже (1 ѕар. 17,17). “ы даровал мне то, о чем € не мог и мечтать! ј дл€ “еб€ это пуст€ковое дело.  ак дл€ человека естественно опустить руку в карман и достать оттуда носовой платок, так и дл€ “еб€ даровать мне вечность и царскую диадему, —еб€ —амого, "обожить" мен€, сделать богом. Ёто величайшее дл€ мен€ дарование, а дл€ “еб€ незначительна€ мелочь. Ђ» этого еще мало показалосьї, говоритс€ в —в€щенном ѕисании. “аким маленьким “ебе кажетс€ то, что случилось. ј дл€ мен€ оно столь велико!

„то может еще прибавить пред “обою ƒавид дл€ возвеличени€ раба “воего? (1 ѕар. 17,18). „то тут сказать ƒавиду, чтобы возвеличить “еб€? “ы прославил мен€, пророка, цар€, помазанника Ѕожи€ и соде€л воплощением действи€ “воей благодати. я был ƒавидом, мо€ прежн€€ сущность - этот прах и пепел, эта гр€зь, это ничтожество, как может оно прославить “еб€? “ы знаешь об этом. “ы знаешь мен€. ќ горе мне, такому, каким € был!   счастью, сейчас перед “воими очами предстоит тот, кем мен€ “ы соделал. “ы сотворил мен€ —воим сердцем так, как пожелал и замыслил прежде век обо мне.

¬от это, приблизительно, и есть монашеска€ жизнь. Ќаше пребывание в ÷еркви, сидение на скамеечке в своей келии, молитва, коленопреклонение. Ђ—адись, √осподи мой Ѕоже, € пришел к “ебеї. я смотрю на “еб€ и говорю с “обой.  то € такой - грешный, виновный, неблагодарный, “вой распинатель, достоин не одной, но многих смертей?! » кто “ы, покрывший мою главу и даровавший мне —еб€?  ак мне прославить “еб€, Ѕоже мой? я больше не способен ни на что иное, но лишь исповедовать “вою благодать.

» Ђсказалї ƒавид. “о есть пророк беседовал с Ѕогом. ≈сли бы ƒавид не пон€л смысла пророчества, не осознал бы, зачем пригласил его Ѕог, дл€ чего даровал ему жизнь на этой земле, какое дал предназначение, то не говорил бы тех величественных слов и не сто€л бы столь торжественно перед √осподом, не смирилс€ бы, не был бы прославлен и не смог бы произнести: ЂЅоже мой, отныне “ы и €, будем сидеть друг против другаї.

“ак и мы, если не поймем, с какой целью привел нас в эту жизнь √осподь, какое даровал предназначение и чего ќн ждет от нас, если не сможем оценить то благоде€ние, что ќн сделал дл€ нас, то никогда не сто€ть нам перед Ќим так, как сто€л ƒавид.

„ада мои, погрузимс€ же в Ѕога, как иные погружаютс€ в морские глубины. ѕостигнем смыслы Ѕожественных ≈го слов. ѕредстанем перед Ќим, чтобы осмыслить таинство, вошедшее в нашу жизнь. »бо ради него все было создано, сотворена наша душа.

Ётого пожелаем друг другу и, прежде всего, нашим душам. √осподь пришел спасти погибшие души (ћф. 18,11; Ћк. 15,6), мен€, теб€ и каждого, кто осознает себ€ Ђпогибшимї, взыва€ к Ѕогу: Ђ“ы знаешь, Ѕоже, кто есть €, и € знаю, осознаю свое ничтожествої.  аждого, кто видит свое ничтожество в сравнении с делами Ѕога и величием твор€щего чудеса. ≈сли мы это не замечаем, то, увы, нам!

¬от какие мгновени€ дарует √осподь человеку. я возвращусь к сказанному в начале нашей встречи и напомню вам, что они не имеют временных границ Ц это не сегодн€ и не завтра, но Ђкаждый день, доколе можно говорить Ђнынеї (1 ≈вр. 3,13). “ак дадим же ответ на вопрос: стоим мы уже перед Ѕогом или нет? ≈сли нет, то постараемс€ успеть, по крайней мере, “доколе можно говорить Ђнынеї, взыва€: ЂЅоже мой, Ѕоже!ї.

» пускай √осподь держит нас за обе руки. “олько тогда мы сможем звать ≈го Ђ√осподь мой и Ѕог мойї. “олько тогда мы станем монахами. » слава, некогда оси€вша€ ƒавида, зальет и нас, отража€сь на наших одеждах, сотканных из света благодати —в€того ƒуха.

ѕраздники продолжаютс€. ≈жедневно мы читаем ÷ветную “риодь. ћне бы хотелось на праздник “роицы, когда мы будем петь дивные тропари праздника и преклоним колена перед ƒухом —в€тым, прочувствовать и пережить в полноте весь день.  огда впервые после долгого перерыва [»меетс€ в виду запрещение на земные поклоны в период с ѕасхи до ѕ€тидес€тницы (прим. пер..] мы трижды преклоним колена, положим три самых великих земных поклона и услышим прекрасные слова прошений. ¬ них мы будем молитьс€ о живых и мертвых, ибо все живы во ’ристе. ƒавайте насладимс€ этими минутами и восприимем эти коленопреклонени€ не как т€жесть, но как радостное призывание —в€того ƒуха: Ђприиди, ƒуше —в€тый, и вселись в мен€ї.

» когда мы говорим: Ђприиди, ƒуше —в€тый, и вселис€ї, мы должны четко представл€ть,  ого мы призываем, чтобы узнать ≈го, услышать и увидеть. ¬едь это »м были возделаны наши души, из ≈го теста слеплены, »м завоеваны.

—кажите мне, чем мы занимаемс€, на что мы тратим свое врем€? Ќа то, чтобы √осподь остановилс€ перед нами и сказал: “огда зачем € родил теб€, зачем предузнал и предопределил, теб€ крестил, призвал, прославил (–им. 8,29-30). ¬едь наше крещение и ежедневна€ жизнь во ’ристе Ц это велика€ слава. ѕочему же мы отстран€емс€ от нее?

¬место того, чтобы слышать огорченные слова Ѕога, давайте с благодарностью воззовем к Ќему: Ђ«а что мне, Ѕоже мой, такие даровани€.  то € такой перед “обою!ї

 огда ночами € остаюсь один, то этого прошу от Ѕога в первую очередь дл€ себ€, а потом, дл€ вас, дорогие мои. »бо никогда отец не чувствует себ€ отдельно от своих детей. я вижу вас и думаю о вас.  огда € вас распекаю, браню, хвалю, ласкаю, говорю с вами, храню в сердце, вспоминаю в молитвах, когда собираю всех вас на св€том жертвеннике, в —в€той „аше, когда изливаю свою душу перед Ѕогом, всегда вижу вас, предсто€щими перед Ѕогом.

“олько так, и не смею подумать иначе. я никогда в вас не разочаровывалс€ и не верил, что люди, дарованные мне √осподом, могут жить не дл€ предсто€ни€ перед Ќим, но дл€ чего-то иного. я всегда знал, что все вы сами личностно переживаете тот опыт, о котором мы говорили сегодн€.

Архимандрит Емилиан (Вафидис)
Подготовила Александра Никифорова

14 €нвар€ 2004 года