јмериканска€

»стори€ ѕравослави€ в јмерике. ћиссионерское служение св€тител€ “ихона

¬ладыка “ихон, архиепископ јлеутский и јл€скинский
¬ладыка “ихон, архиепископ јлеутский и јл€скинский
— именем св€тейшего “ихона св€зывают начало быстрого развити€ русских и сербских православных приходов в јмерике. Ёто определило изменение не только географических границ православной епархии в —еверной јмерике, но уже через два года после назначени€ его на кафедру в 1900 году титул епископа јлеутских островов и јл€ски был изменен на епископа јлеутских островов и —еверной јмерики. —пуст€ еще п€ть лет, после того как было завершено строительство кафедрального собора в Ќью-…орке, туда была перенесена и кафедра архиепископии јлеутской и —еверо-јмериканской, а епископ “ихон был возведен в сан архиепископа, име€ при этом двух викарных архиереев Ц »ннокенти€ (ѕустынского)*, епископа јл€ски (1903-1909) и –афаила (‘ававини)*, епископа Ѕруклинского (1903-1915). ѕоследний окормл€л приходы православных арабов, эмигрантов из ќттоманской “урции и приходы на ¬осточном побережье јмерики. —в€титель “ихон стал первым в јмерике православным архиепископом.

¬о врем€ своего визита в —еверную јмерику в сент€бре-окт€бре 1994 года по случаю праздновани€ 200-лети€ ѕравослави€ в јмерике —в€тейший патриарх јлексий II после литургии в “роицком соборе —ан-‘ранциско говорил в своем приветственном слове : ЂЌачина€ с 1870 года и до 1905 года —ан-‘ранциско был центром и средоточием церковной жизни на —евероамериканском континентеї.

ƒава€ высокую оценку миссионерского служени€ на этой кафедре епископов »оанна (ћитропольского; 1870-1877), Ќестора («асс; 1878-1882), ¬ладимира (—окольского; 1887-1891), Ќикола€ («иорова; 1891-1989) и архиепископа (позднее Ц ѕатриарха ¬сероссийского) “ихона, прославленного в лике св€тых, патриарх јлексий отмечал:

Ђ—лужение этих архипастырей было поистине жертвенным и плодотворным. ѕод своим омофором они собрали не только русских, но и албанцев, арабов, болгар, греков, сербов и многих других. ѕри их непосредственном архипастырском руководстве отсюда, из —ан-‘ранциско, —в€та€ ѕравославна€ вера распространилась по всей территории —оединенных Ўтатов јмерикиї.

—обор американских св€тых: св. прп. √ерман, свт. »оанн (ћаксимович), свт. »ннокентий, св. прп. ёвеналий, св€титель “ихон, св. ѕетр јлеут
—обор американских св€тых: св. прп. √ерман, свт. »оанн (ћаксимович), свт. »ннокентий, св. прп. ёвеналий, св€титель “ихон, св. ѕетр јлеут
¬ 1877 году из этой епархии были направлены первые миссионеры в  анаду, что привело впоследствии к созданию там  анадской ѕравославной миссии. ќтсюда же началось возвращение в лоно ћатери ÷еркви униатских приходов из галичан и карпатороссов под руководством протоиере€ јлексе€ “авта, прославленного ѕравославной ÷ерковью в јмерике в лике св€тых. (ж. ќфициальна€ хроника, N 9/10- 1993, Ц 200 лет ѕравослави€ на американском континенте - 2,.29).

ќсобое значение дл€ распространени€ ѕравослави€ среди граждан —оединенных Ўтатов имел перевод и издание на английском €зыке —лужебника, который открывал им смысл православного богослужени€. ≈пископ “ихон был первым православным архиереем јмерики, которому было присвоено звание доктора богослови€ в университете штата ¬исконсин. Ёто было выражением признани€ его духовно-просветительской и научно-богословской де€тельности. »зданные как на русском, так и на английском €зыках, проповеди епископа “ихона, по слову авторов сборника, €вл€ют собой данью Ђуважени€ к бывшему великому первосв€тителю јмериканской ѕравославной ÷ерквиї, почтени€ к Ђвеликой личностиї и благодарности.

» это служение не только по своему названию, но и по самой сути было миссионерским. ¬ нем мы видим преемственность и развитие служени€ русских миссионеров на јмериканском континенте, начина€ с валаамских иноков на јлеутских островах и јл€ске, и среди них Ц первого православного св€того јмерики Ц преподобного √ермана јл€скинского, свт€тител€ »ннокенти€, митрополита ћосковского, јпостола јмерики и ѕросветител€ ¬осточной —ибири, многих других известных и прославленных, или еще не известных и не прославленных русских миссионеров Ч епископов, св€щенников, монахов и мир€н, которые несли свет ѕравослави€ народам —еверной јмерики.

ћиссионерские путешестви€ св€тител€ “ихона

ѕродолжа€ традиции св€тител€ »ннокенти€ и будучи его преемником, епископ “ихон совершал трансконтинентальные миссионерские путешестви€ из  алифорнии на јл€ску и с «ападного побережь€ —Ўј на ¬осточное.  ак и его предшественник, св€титель »ннокентий ежегодно объезжал свою епархию Ч  амчатскую, јлеутскую и  урильскую Ч по морю и по суше, подверга€ себ€ и свою жизнь бесчисленным опасност€м и невзгодам, так и св€титель “ихон уже в первый год своего архипастырского служени€ в јмерике предприн€л миссионерское путешествие из —ан-‘ранциско на север јл€ски. —начала путь этот проходил на корабле вдоль побережь€ “ихого океана, затем на байдаре по северным рекам јл€ски, вдоль которых располагаютс€ поселени€ эскимосов.

¬споминаетс€ один из €рких эпизодов путешестви€ —в€тител€ на байдаре (байдара Ц это больша€ лодка, дерев€нный каркас которой обт€нут тюленьей кожей) по реке  вихпаку или ёкону.

Ђ¬ 4 часа раздались трезвон и салюты и мы отчалили. „ерез час прибыли в село Ќуналеанхагмют Ц летн€€ резиденци€ »когмютского тоена. “оен и все живущие с ним радостно вышли навстречу своему архипастырю и, после прин€ти€ благословени€ от него, спешили, как дети любимому отцу, нести ему дары от трудов своих Ц рыбу, икру и прочие подарки. Ќа берегу реки развели огонь и стали приготовл€ть закуску и чай. ¬ это врем€ владыка изволил подн€тьс€ почти по отвесной скале на местное кладбище, наход€щеес€ на вершине холма. ѕомолившись об усопших, владыка любовалс€ открывшимс€ отсюда на реку и окрестности видом. Ќе гнуша€сь бедной гр€зной обстановкой и сильным запахом рыбы, владыка посещал затем семейства туземцев в их летниках и палаткахї.

ƒалее путь лежал вдоль притоков этой реки по речушкам, озерам и болотам, местности Ђсовершенно пустынной и дикойї, где можно было встретить только диких зверей (медведей, лисиц и выдр) и птиц, а над всем Ђмириады немилосердно жал€щих комаровї.

Ѕлизилось к концу это первое миссионерское путешествие по —еверо-јмериканскому континенту. «а 78 дней этого трансконтинентального пути ¬ладыка преодолел рассто€ние в 7 300 миль, или более 11 000 километров. ћилосердие и любовь архипастыр€ к своей пастве, заброшенной в дебри крайнего севера јл€ски, не останавливали ни рассто€ни€, ни опасности пути, ни угроза его собственному здоровью от эпидемий и болезней, частых у аборигенов.

Ђ¬сех провожавших его Ч здоровых, преосв€щенный благословил, а к бол€щим изволил пройти в палатки и летники, ни мало не смуща€сь заразительностью болезни, гр€зными помещени€ми и убийственно-непри€тным запахом в€леной рыбы.  аждого больного владыка благословил и утешил и со всеми простилс€ ласковым словом, всем обеща€ молитьс€ об их выздоровленииї.

ќт миссионерской епархии к ѕоместной ÷еркви в јмерике

≈пископ “ихон с клириками в —ан-‘ранциско
≈пископ “ихон с клириками в —ан-‘ранциско
ѕосле перенесени€ кафедры из —ан-‘ранциско в Ќью-…орк и образовани€ многонациональной епархии —еверной јмерики епископ “ихон предложил изменить статус миссионерской епархии, котора€ была непосредственно св€зана с помощью из –оссии. ‘актически, после возникновени€ единой многонациональной ѕравославной ÷еркви в јмерике встал вопрос о независимости ее от –усской ѕравославной ÷еркви и создании условий дл€ формировани€ јвтокефальной ѕравославной ÷еркви в јмерике. ¬о многом это был результат особого апостольского видени€ и церковного строительства, которое навсегда св€заны с именем св€тител€ “ихона, просветител€ —еверной јмерики.

¬ своих предложени€х по вопросам церковной реформы дл€ ѕредсоборного ѕрисутстви€ св€титель предлагал проект преобразовани€ —еверо-јмериканской епархии в экзархат.

Ђƒело в том, Ч писал он, Ч что в состав ее (епархии) вход€т не только разные народности, но разные ѕравославные ÷еркви, которые, при единстве в вере, имеют кажда€ свои особенности в каноническом строе, в богослужебном чине, в приходской жизни; особенности эти дороги дл€ них и вполне терпимы с общей православной точки зрени€. ѕосему мы не считаем себ€ вправе пос€гать на национальный характер здешних ÷ерквей, напротив Ц стараемс€ сохранить таковой за ними, предоставл€€ им возможность быть непосредственно подчиненными начальникам их же национальности (сирийские, сербские и греческие приходы и избрание дл€ них епископов). ¬ своей области каждый из них самосто€телен; но дела, общие дл€ всей американской ÷еркви, решаютс€ соборне под председательством русского архиепископа. ∆изнь в Ќовом —вете по сравнению со —тарым имеет свои особенности, с которыми приходитс€ считатьс€ и здешней ÷еркви, а посему этой последней должна быть предоставлена больша€ автономи€ (автокефальность), чем другим русским митрополи€м. ¬ состав проектируемого јмериканского экзархата могут входить:

1) архиепископи€ Ќью-…оркска€, коей подчинены русские церкви в —оединенных Ўтатах и  анаде;
2) епископи€ јл€скинска€, обнимающа€ ÷еркви православных жителей јл€ски (русских, алеутов, индейцев, эскимосов);
3) епископи€ Ѕруклинска€ (сирийска€);
4) епископи€ „икагска€ (сербска€);
5) епископи€ греческа€.

ƒл€ јмериканской миссии важно также получить разрешение об отношении к англиканам и их иерархииї.

¬ дополнение к ранее образованным Ђрусскимї викариатством Ќью-…орка и Ђарабскимї в Ѕруклине епископ “ихон предложил дополнить их сербской епархией в „икаго и греческой епархией. “аким образом, православие в јмерике превращалось из эмиграционной ÷еркви в соборную ѕоместную ÷ерковь. — этой целью были проведены несколько подготовительных конференций духовенства в 1905 и 1906 годах. ¬ феврале 1907 года в ћайнфилде (штат ѕенсильвани€) был созван исторический ¬сеамериканский —обор, который собрал представителей православного духовенства и мир€н. » вскоре после этого —обора св€титель “ихон возвратилс€ в –оссию, получив назначение на старинную ярославскую кафедру.

«а врем€ св€тительства преосв€щенного “ихона к ѕравославию присоединилось 32 карпаторусских прихода, близ города —крантона в штате ѕенсильвани€ был основан —в€то-“ихоновский монастырь, а при нем был устроена школа-приют дл€ сирот.

Ђѕри епископе “ихоне, Ч вспоминал один из преподавателей духовной семинарии в ћиннеаполисе, Ч все были объединены общностью положений, интересов, чувств и мыслей. ¬ миссии господствовало блаженство мира, согласи€, дружбы и любви. Ќе было разрушительных ссор, озлоблений и взаимной ненависти, не было свары, не было разделений Ч был один архипастырь и одно стадої.

—в€то-“ихоновский монастырь в штате ѕенсильвани€. ѕостроен в 1905 году
—в€то-“ихоновский монастырь в штате ѕенсильвани€. ѕостроен в 1905 году
ќдним из основополагающих событий в этом процессе стало основание православной духовной семинарии в ћиннеаполисе (штат ћиннесота) в 1905 году и первого православного монастыр€ в —аус  анаан (штат ѕенсильвани€), а также сети общественных и финансовых организаций дл€ поддержки епархиального и приходского служени€, приюта дл€ сирот в Ѕруклине и монастырей Ц мужского —в€то-“ихоновского в ѕенсильвании в 1905 году, и женского —в€то-ѕокровского в —прингфилде (штат ¬ермонт) в 1915 году.

ѕри осв€щении мужского —в€то-“ихоновского монастыр€ и храма в ѕенсильвании св€титель “ихон в своей речи говорил:

ЂЅожиею поспешествующею милостию ѕравославна€ ÷ерковь все более возрастает и укрепл€етс€ в стране сей. ¬ разных местах устро€ютс€ православные храмы, образуютс€ приходы, братства, школы, открываетс€ семинари€, бурса, сиротский дом. Ќо все же жизнь нашей церкви здесь не была бы до сих пор полною: мы не имели учреждени€, которое с давних веков €вл€етс€ неразлучным спутником православной церкви и составл€ет ее украшение. –азумею монастыри, которыми так богата св€то-русска€ земл€. » вот, слава и благодарение Ѕогу! ѕробел этот ныне восполн€етс€, и мы празднуем днесь открытие —в€то-“ихоновского монастыр€ и осв€щение первого монастырского храмаї.

Ѕольшую роль в формировании ѕравослави€ в јмерике сыграл ежемес€чный журнал Ђјмериканский ѕравославный ¬естникї, который издавалс€ на русском и английском €зыках, а также издание в 1906 году на английский €зыке книги ЂЅогослужени€ —в€той ѕравославной ÷ерквиї.

»тогом миссионерского служени€ св€тител€ “ихона и присущего ему особого видени€, каким должно быть ѕравославие в јмерике, а также его архипастырского попечени€ о многонациональной пастве на —еверо-јмериканском континенте стали существенные изменени€ в устройстве, административной структуре и духовном развитии ѕравославной ÷еркви в јмерике. ¬ своей разносторонней миссионерской де€тельности епископ опиралс€ на самоотверженное служение таких известных св€щенников-миссионеров, как отец ¬ладимир јлександров, который был первым православным миссионером в  анаде; отцы јлександр ’отовицкий и »оанн  очуров, которые по возвращении в –оссию прин€ли мученические венцы от богоборческой власти и были прославлены в лике св€тых как в –оссии, так и в јмерике, и, наконец, будущие первоиерархи јмериканской ÷еркви, как митрополит ‘еофил (1934-1950) и митрополит Ћеонтий (1950-1965).

ƒуховное просвещение в јмерике

ѕравославна€ ÷ерковь в јмерике прославила св€тител€ “ихона как Ђѕросветител€ —еверной јмерикиї. » действительно, епископ “ихон много сделал дл€ развити€ системы духовного образовани€ и просвещени€, без чего невозможно распространение ѕравослави€.

ЂЅудущее сокрыто от ограниченного взора человеческого, Ч говорил св€титель “ихон в 1906 году о значении дл€ јмерики первого православного —в€то-“ихоновского монастыр€ в ѕенсильвании, Ч и теперь еще не знаем, что внесет в жизнь страны сей все усиливающа€с€ волна слав€нской эмиграции и мало-помалу возрастающа€ здесь ѕравославна€ ÷ерковь. Ќо хотелось бы верить, что не останутс€ они бесследными здесь, не исчезнут в море чуждем, а в духовную сокровищницу американского народа внесут присущие слав€нской натуре и русскому православному люду алчбу духовную, порывы к небесному, стремление к всеобщему братству, заботы о других, смирение, пока€нные чувства, терпение. ѕрекрасным рассадником дл€ воспитани€ этих чувств, дл€ сохранени€ и возрастани€ этой духовной закваски и €вл€етс€ православный монастырьї.

–анее мы уже говорили о том значении, которое св€титель “ихон придавал переводу на английский €зык текстов православного богослужени€ дл€ облегчени€ понимани€ его американцами, среди которых лишь немногие были способны разобратьс€ в строе церковной службы.

—реди публикаций Ђјмериканского ѕравославного ¬естникаї мы находим глубокие наблюдени€ и размышлени€ св€тител€ о развитии школьного дела, тесно св€занного с развитием миссионерской де€тельности в —еверной јмерике. ‘актически, здесь предлагаетс€ реформа церковно-приходского образовани€ дл€ подготовки местных кадров дл€ миссионерских школ в семинарий. Ёто позволило бы иметь своих св€щеннослужителей, псаломщиков и учителей дл€ новых приходов в —оединенных Ўтатах и  анаде, а также дл€ замены многочисленного клира на јл€ске. ѕредлагаемые меры должны обеспечить воспитание и подготовку св€щеннослужителей на —еверо-јмериканском континенте, исключив вс€кого рода случайности и злоупотреблени€ в использовании финансовых средств, которые выдел€ютс€ на эти цели из –оссии. ¬место того, чтобы посылать выпускников миссионерских школ из —итки, ”налашки и ћиннеаполиса в далекие российские семинарии, св€титель “ихон предложил открыть духовную семинарию в јмерике, дл€ подготовки национальных кадров св€щеннослужителей.

Ђ≈пархиальное начальство лично может пригл€детьс€ и испытать кандидатов в св€щенство.  ак местные уроженцы, таковые навсегда останутс€ здесь в јмерике служить, а не будут вынуждены высчитывать Ђвремена и летаї дл€ своего отшестви€ на родину отсюда; как родившиес€ и воспитавшиес€ здесь, они будут знать свой народ и его нужды глубже, чем приезжающие из –оссии, и начинающие с Ђазовї свое знакомство с услови€ми здешнего быта, с €зыком и положением церковного дела здесьЕ “аких местных кандидатов желает сам здешний народ.  ак бы ни были хороши св€щенники из –оссии, все же не все считают их роднымиЕ — этим приходитс€ считатьс€ дл€ обеспечени€ успешного хода миссионерского делаЕ ї

”совершенствование дела школьного и религиозного образовани€ было св€зано не только экономическими и территориальными проблемами, но также и острым противоборством экспансионистским методам различных протестантских и католических миссий на јл€ске. ќбозрева€ состо€ние и нужды —еверо-јмериканской православной миссии на период 1899-1900 годы, св€титель “ихон писал:

’рам ¬оскресени€ ’ристова на о.  адь€к(јл€ска), сооруженный в 1794 году.
’рам ¬оскресени€ ’ристова на о.  адь€к(јл€ска), сооруженный в 1794 году.
Ђќсобого внимани€ и забот требуют ”налашка и  адъ€к (—.Ў. Ц јлеутский округ), так как в первой есть методистский приют дл€ девочек, а близ второго, в Ћесном, баптистский приют дл€ мальчиков и девочек. ¬ приюты эти забирают православных детей-сирот, особенно от смешанных браков, а иногда и незаконнорожденных от американцев.  огда берут детей, то говор€т родител€м, или родным, что не будут преп€тствовать дет€м содержать православную веру, но само собой разумеетс€, что это простой обманЕ они не позвол€ют посторонним, например, нашим св€щенникам, учить приютских воспитанников православной вере, счита€ это за вмешательство во внутреннюю жизнь приюта. “акой взгл€д высказывал мне заведующий баптистским приютом, когда € летом 1899 г. посетил приют егої Ч с горечью писал св€титель в одном из своих отчетов.

¬  олошинском округе јл€ски с мисси€ми в —итке,  илисно и ƒжуно в том же направлении действовала пресвитерианска€ мисси€, располагавша€с€ в —итке. ћисси€ эта, по словам св€тител€, отличаетс€ великим задором, располагает немалыми средствами и пользуетс€ покровительством попечител€ учебного округа в јл€ске ƒжаксона и теперешнего —итхинского губернатора. ¬ миссии есть церковь. ѕриют дл€ мальчиков и девочек, музей јл€скинских предметов, в числе коих наход€тс€ несколько православных икон, русских портретов и географических карт.

Ќа территории Ёскимосского округа, в который вход€т Ќушагакска€,  вихпакска€ и  ускоквимска€ миссии, действовали иезуиты, епископальные и лютеранские миссионеры. ќсобенно часто они используют бедственное положение эскимосов во врем€ часто случающихс€ в зимний период голодовок.

Ђ¬ таких случа€х на помощь им €вл€ютс€ миссионеры, особенно иезуиты и Ђморавские брать€ї. –аздачею муки, рыбы (юколы), ча€, сахара, табаку они заманивают к себе туземцев, в том числе и православных, которые, подобно »саву, продают за пищу свое первородство.

ѕри таком напоре со стороны инославных миссионеров как же не пожелать, чтобы число наших миссионеров (их пока всего три человека) увеличилось, хот€ бы, например, удвоилось, или утроилосьї Ч писал св€титель в августовском номере јмериканского ѕравославного вестника.

¬от почему спешил св€титель “ихон с открытием духовной семинарии в ћеннеаполисе и подготовительного училища (бурсы) в  ливленде. 10 августа 1905 предложени€ эти получили поддержку —в€тейшего —инода, и в том же году были открыты двухклассна€ семинари€ и духовное училище.

”креплению позиций ѕравослави€ и развитию миссионерской де€тельности должно было послужить и открытие —в€то-“ихоновского монастыр€ в ѕенсильвании.

Ђћонастырь может быть также и хорошею школою дл€ подготовлени€ псаломщиков, Ч писал первосв€титель јмериканской ÷еркви. Ч ¬ них, с посто€нным открытием приходов в Ўтатах, ощущаетс€ больша€ нужда. ¬ыписывать их в –оссии очень дорого стоит; между тем можно подготовить их из местных уроженцев и дл€ сего посылать таковых в монастырь, где лучше всего они могут выучитьс€ уставу и церковным напевам.

ћонастырь может нести и вообще просветительную службу дл€ ѕравославной миссииї Ч посал св€титель в 1906 году.

∆ивое слово апостольской проповеди.

—кажем несколько слов о проповеди епископа “ихона. ќсобенност€ми этих проповедей €вл€ютс€ смирение и любовь в сочетании с преданностью пастве, проникновенное истолкование праздников и событий церковной жизни, глубокое знание —в€щенного ѕисани€ и ревностна€ проповедь ѕравослави€, пон€тное и доступное простому верующему слово назидани€, привлекающее к церковной жизни, строительству храмов, делам милосерди€ и социального служени€.

—в€титель отчетливо осознавал свою преемственность традици€м русских миссионеров в јмерике.

¬ своей проповеди 23 декабр€ 1898 года при вступлении на кафедру —ан-‘ранциско он говорил о начале миссии на јл€ске и јлеутских островах, св€занной со служением валаамских иноков, Ђкоторые первые здесь посе€ли семена евангельского благовести€. ѕосле них св€тое дело их продолжали преемники Ц пастыри и архипастыри јлеутские, и наипаче от них Ц протоиерей »оанн ¬ениаминов (впоследствии »ннокентий, митрополит ћосковский ) и мой предместник преосв€щенный Ќиколай, бысть муж силен словом и делом. ¬олею Ѕожиею призван и аз недостойный к апостольскому служению здесь, и вот отныне и € не мой народ назову моим народом и невозлюбленную возлюбленноюЕ  ак муж любит жену свою до того, что оставл€ет отца своего и матерь и прилепл€етс€ к жене, сродн€етс€ и сживаетс€ с нею, так и епископ должен возлюбить свою паству; и как жена повинуетс€ своему мужу, ибо он глава ее и защитник, так и паства должна повиноватьс€ своему епископу. ѕонима€ так отношени€ епископа к пасомым, будучи обручен јлеутской пастве, € покинул любезную родину, свою престарелую мать, близких и знаемых мне, милых сердцу моему и отправилс€ в страну далекую к вам, люд€м мне неведомым, дл€ того чтобы вы отныне стали моим народом и моими возлюбленными. Е — любовью прихожу к вам, брать€, Ч прошу и мен€ прин€ть с любовьюї.

јпостольский дух служени€ епископа “ихона в јмерике можно проследить на примере развити€ его проповеди в день “оржества ѕравослави€, в первую неделю ¬еликого поста. ѕраздника, который может быть назван днем торжества православной миссии в этой далекой от –оссии стране.

—в€то-“роицкий  афедральный —обор в —ан-‘ранциско. ѕостроен в 1857 году
—в€то-“роицкий  афедральный —обор в —ан-‘ранциско. ѕостроен в 1857 году
Ђѕравославна€ ÷ерковь, Ч говорил св€титель “ихон 7 марта 1899 года в соборе —ан-‘ранциско, Ч имеет основание не только вспомнить некогда бывшее торжество ѕравослави€, но и теперь переживать победу ѕравослави€ и торжествовать ееї.

¬ ответ на обвинени€ в том, что ѕравославна€ ÷ерковь €кобы Ђсделалась мертвою церковьюї и утратила дух миссионерства св€титель говорит:

Ђ ак не торжествовать при мысли о том, что, несмотр€ на вс€ческие насили€, нападени€, противодействи€, ѕравославна€ ÷ерковь сохранила веру ’ристову, как драгоценное сокровище, в первоначальной чистоте, цельности и неповрежденности, так что вера наша есть вера јпостольска€, вера отеческа€, вера ѕравославна€!ї

ћиссионерство ѕравославной ÷еркви, по слову американского первосв€тител€, существенно отличаетс€ от западного, которое построено на Ђшироко организованных миссионерских учреждени€хї, име€ различные Ђконгрегацииї и Ђпропаганды верыї (Propaganda Fide Ц ќбщество дл€ распространени€ веры при ¬атикане, созданное в 16 в.).

Ђѕравославна€ ÷ерковь при распространении христианства не имеет обыкновени€ строить на чужом основании, утверждать христианство там, где оно уже проповедано, тогда как другие христианские общины зачастую пожинают плоды, где первоначально се€ли другие, и не прочь бывают за деньги и насилием захватывать в свои приюты Ђовец из чужого стадаї. ѕравославна€ ÷ерковь чуждаетс€ также и тех приемов, которые допускаютс€ иногда инославными миссионерами при проповеди христианской: не прибегает к незаконным средствам при обращении в христианство, не вступает в сделки с предрассудками и страст€ми человеческими, не искажает чистоты евангельской истины дл€ того, чтобы приобресть себе больше членов, ибо почитает важным не число только верующих, но и качество их веры. » главное Ц это то, что ѕравославна€ ÷ерковь совершает дело св€той миссии в тиши, со смирением и благоговением, с сознанием немощи человеческой и силы Ѕожией. »нославные миссионеры не редко бывают не прочь пошуметь и потрубить о своей де€тельности; свои подвиги они тщательно записывают, чтобы весь свет после знал их де€ни€ и воздал славу им; Ч оттого о них много и говор€т. Ќо не так поступают православные благовестники: они идут на св€тое дело не дл€ того, чтобы приобресть себе славу у людей, а дл€ того, чтобы и себе ст€жать милость у Ѕога, и другим спасение. ќ своих успехах они не труб€т перед миром и приписывают их не себе, а силе Ѕожией. ¬от что, например, говорит о себе великий наш миссионер митрополит »ннокентий: Ђћогу ли €, говор€ по всей справедливости, вменить себе в заслугу или считать за какой-нибудь подвиг то, что € поехал в јмерику? ћогу ли присвоить собственно себе что-либо из того, что при мне или через мен€ сделалось доброго и полезного в тех местах, где € служил?  онечно, нет; по крайней мере Ц не должен. Ѕог видит, как т€жело мне считать или слышать, когда мен€ за что-либо хвал€т, и особенно, когда сделанное другими или, по крайней мере, не мною, приписывают мне одному. ѕризнаюсь, € желал бы, если бы это было только возможно, чтобы и нигде не упоминалось мое им€, кроме обыкновенных перечней и поминанийї.

Ђ“аким смирением отличаютс€ и другие православные миссионеры; и в их де€тельности нет ничего эффектного, деланного. ќттого, быть может, и мало знают о наших миссионерах; но от этого нисколько не умал€етс€ величие их подвигов, которые могут служить достойным зрелищем дл€ ангелов и человеков. ¬озьмем хот€ бы историю нашей северо-американской миссии. ¬спомним иеромонаха ёвенали€, одного из просветителей алеутских.

¬спомним наших доблестных вождей миссии Ц преосв€щенных »оасафа и Ќестора, живот свой скончавших в бездонной утробе океана!ї

“оржество ѕравослави€ означает победу над лжеверием и расколами в ÷еркви, борьбу против искажени€ ее вероучени€ и сектантства.

ЂЕ ћы живем в стране, - говорил епископ “ихон, обраща€сь к прихожанам в эскимосском селении Ќенальчик  енайского прихода на јл€ске, где много вс€ких вер и где иные из них широко о себе вещают. «наю, что и окрест сего места представители разных сект не прочь бывают распростран€ть свои лжеучени€ и среди православныхЕ  онечно, далеко не все вы при встрече с ними в состо€нии опровергнуть их лжеучени€ и доказать превосходство и истинность православной верыЕ ≈сли желают сектанты беседовать о вере, пусть идут к отцу вашему духовному; его голоса слушайте, а не лжеучителейї Ч писал св€титель в июле 1899 года.

Ќапомина€ православным жител€м јл€ски о равноапостольном кн€зе ¬ладимире и его ревности о духовном просвещении русского народа, св€титель говорил о необходимости посещени€ детьми церковной школы.

Ђ„тобы веровать, нужно предварительно знать, во что веровать; а чтобы знать, нужно учитьс€. ѕосему у нас при церквах и заведены школы, в которых детей обучают закону √осподню. ≈сть така€ школа и при вашей часовне. » если вы хотите своим дет€м истинной пользы и добра, тогда посылайте их дл€ обучени€ в церковную школу; здесь они научатс€ страху √осподню, который есть начало вс€кой премудрости (ѕритч. 1, 7), отсюда выйдут добрыми христианами и право верующимиї (там же).

“оржество ѕравослави€ в јмерике Ц это преодоление между самими православными национальных и культурных барьеров, поскольку в јлеутской и —еверо-јмериканской епархи€х, помимо коренных народов јл€ски Ц алеутов, эскимосов и индейцев-тлинкитов, насчитывалось множество эмигрантских общин выходцев из бывшей јвстро-¬енгерской империи (многие из которых, переселившись в јмерику, вернулись в лоно ѕравославной ÷еркви из насильственного обращени€ в униатство), из ќттоманской империи, в основном греки и арабы, сербы, албанцы др. ¬ частности, обраща€сь к прихожанам сербского прихода в  алифорнии 17 июл€ 1899 года, св€титель “ихон говорил о необходимости преодолени€ этнических и культурных барьеров, которые раздел€ют ѕравославную ÷ерковь в јмерике.

Ђƒл€ получени€ будущего ÷арства Ќебесного нужно будет не сохранение народности своей, а правой веры во ’риста. ќ сем и помышл€йте, брать€, тем паче, что сохранение вами веры православной есть вместе с тем и самое лучшее и надежное средство дл€ сохранени€ и поддержани€ вашей народностиї.

¬ слове после иерейской хиротонии ¬енедикта “уркевича св€титель поучал его о том, каким должно быть служение православного благовестника. ≈го отличительными чертами должны быть свидетельство истины и просвещение, при котором оруди€ми света €вл€ютс€ наставление, вразумление, убеждение с кротостью и любовью, Ђибо ѕравославие есть истинный свет и не должно распростран€тьс€ путем тьмыї.

¬ 1902 году другому новопоставленному иерею Ц ћихаилу —кибинскому, которому предсто€ло миссионерское служение в  анаде, епископ “ихон давал следующее наставление: Ђ¬  анаде предстоит тебе и другое великое и св€тое дело Ц проповедовать истину ѕравослави€; Е за неимением истинных пастырей разбежались овцы, рассе€лись, и блуждают, и достаютс€ на съедение вс€кому зверю в поле (»езек. 34, 5-6) (—.Ў. Ц речь идет о тех, кто оказалс€ в плену униатских лжеучений). Ц ѕожалей же этих, заблудших овец, собери их с разных стран, потер€нных сыщи, угнанных возврати, раненных перев€жи, больных подкрепи, упокой их на хорошем пристанище и тучной пажити и паси их по правде.

¬ непрестанное напоминание о предсто€щем тебе миссионерском служении даетс€ тебе сей св€той  рест миссионерскийї.

’рам во им€ свт. Ќикола€ в Ќью-…орке. —ооружен в 1902 году и осв€щен св€тителем “ихоном
’рам во им€ свт. Ќикола€ в Ќью-…орке. —ооружен в 1902 году и осв€щен св€тителем “ихоном
¬о врем€ осв€щени€ новых храмов, в частности, кафедрального собора в Ќью-…орке св€титель говорил о миссионерском значении храма в жизни общины и о тех, кто на скудные средства, наход€сь порой в большой нужде, создает благолепие православных храмов на американской земле. Ђќбъедин€€сь около храма, вы и из самих себ€ созидайте храм духовен (1ѕетр. 2, 5), чтобы самих себ€, свою душу, свою жизнь посв€щать на служение Ѕогу.

"Е вс€ ваша община имеет миссионерское значение, дабы возвещать окружающим вас инославным чудный свет ѕравослави€ (I ѕетр. 2, 9)ї.

„ерез четыре года миссионерского служени€ в јмерике св€титель “ихон излагает свое понимание того, каким образом православные должны заботитьс€ о распространении православной веры среди иноверцев.
ЂЌе дл€ того возжжен и свет православной веры, чтобы светить малому кружку людей. Ќет, ѕравославна€ ÷ерковь кафолична: она пам€тует заповедь своего ќсновател€: идите в мир весь, проповедайте ≈вангелие всей твари (ћарк. 16, 15), научите вс€ €зыки (ћатф. 28, 19). —воим духовным досто€нием, истиною, светом, радостью мы должны поделитьс€ с другими, лишенными этих благ, но нередко ищущими, алчущими ихї, Ч говорил св€титель в проповеди в феврале 1903 года.

Ђ то же должен заботитьс€ о распространении ѕравославной веры, об умножении чад ѕравославной ÷еркви? ѕастыри и миссионеры, скажете вы. ƒа, конечно, они; но только ли они одни? ¬с€кий член ÷еркви должен принимать в этом живое и сердечное участие, чтобы таким образом раскрыть сердца неверующих к слышанию и при€тию благовести€ ’ристова, огласить их словом истины, открыть им ≈вангелие правды, соединить их —в€тей —воей —оборной и јпостольской ÷еркви; чтобы ÷ерковь —вою √осподь утвердил, умножил, умирил и непреобориму во веки сохранилї (там же).

—в€титель “ихон призывает свою православную паству в јмерике быть достойными в распространении света ѕравославной веры, чтобы на этом пути каждый член ѕравославной ÷еркви стал созидателем этого Ђ“оржества ѕравослави€ї.

Ђј мы сознаем ли, что √осподь возлагает на всех нас великую миссию быть носител€ми ѕравослави€ среди инославного мира, быть светом дл€ здешнего народа? ј если и сознаем, то так ли живем, чтобы другие, вид€ добрые наши дела, прославл€ли нашу мать, св€тую ѕравославную ÷ерковь?

¬с€кий раз день “оржества ѕравослави€ должен наводить вас на мысль о том, достойно ли мы ходим нашего звани€ православных христиан, и как бы ÷арствие Ѕожие не было отн€то у нас и отдано другим, более достойным и принос€щим плоды (ћф. 21,43)ї.

—в€титель был не только Ђпреданий апостольских ревнителюї, поуча€ свою американскую паству быть верной апостольским заветам и хранить св€тую веру в том виде, в каком передали ее св€тые апостолы и учители ÷еркви, он и сам имел апостольский дар созидани€ и умножени€ веры. » этот дар особенно €рко раскрылс€ в его миссионерском служении в —еверной јмерике.

ЂЌе приходитс€ ли нам, здесь пребывающим, видеть зачастую, как инославные люди, пресытившиес€ посто€нными новшествами в вере, т€готеют к ѕравославной ¬селенской ÷еркви и в ней стрем€тс€ найти прочные и недвижимые устои, на которых мог бы успокоитьс€ их м€тущийс€ дух?ї Ч говорил св€титель в проповеди 18 €нвар€ 1904 года.

»менно трудами св€тител€ “ихона епископска€ кафедра была перенесена в Ќью-…орк, который уже в начале двадцатого века стал крупнейшим городом јмерики.

Ђ аких народов здесь нет? Ч говорил св€титель в проповеди во врем€ первого служени€ в Ќью-…оркском кафедральном соборе 25 сент€бр€ 1905 года. Ч » сколько храмов разных вер! ѕочему же не быть здесь и представителю истинной ѕравославной кафолической ÷еркви? ѕодобает также русскому архиерею жить именно в здешнем приходе, который из всех приходов есть наиболее русский приходЕ ї

Ёта полнота и зрелость быти€ ѕравославной ÷еркви в јмерике особенно €рко засвидетельствована в речи св€тител€ “ихона при осв€щении —в€то-“ихоновского монастыр€ в ѕенсильвании 17 ма€ 1906 года.

¬ладыка регул€рно созывал пастырские совещани€, которые, по его словам, Ђнеобходимы не только дл€ совместного обсуждени€ дел, но и дл€ совместного их решени€ї. ќн стремилс€ заложить основы соборности в епархиальной жизни и задумал уже в 1905 году провести —обор с участием епископов, св€щенников и мир€н Ч делегатов от приходов. Ќо, по недостатку средств, первый —обор ѕравославной ÷еркви јмерики пришлось отложить до 1907 года. » вдруг незадолго до его открыти€ пришла неожиданна€ весть Ч о переводе владыки “ихона в –оссию, на ярославскую кафедру. Ёто сообщение удручило православную паству јмерики.

20 феврал€/5 марта 1907 года в храме »оанна  рестител€ в ћайфилде собор начал работу. ќткрыва€ первое заседание, архиепископ Ч теперь уже ярославский и –остовский Ч “ихон поставил три главных вопроса на ближайшие годы: как ширить миссию?  акими пут€ми идти к самосто€тельности? √де изыскивать средства на открытие новых школ и приходов? Ќо решать эти вопросы вместе с американской паствой уже предсто€ло другому епископу.

¬ершиной миссионерского служени€ св€тител€ “ихона и свидетельством о вселенской миссии ѕравослави€ в јмерике стало его слово в неделю “оржества ѕравослави€ в храме Ќью-…орка. Ёта проповедь стала прощальной беседой с американской паствой и его заветом дл€ всех православных чад јмериканской ÷еркви.  ак и прежде, когда он обращалс€ к этой теме, св€титель говорил о том, что смысл этого праздника не в воспоминании только о былой славе, а в содействии каждого члена —оборной ÷еркви этому “оржеству.

Ђ—в€то сохран€€ веру православную, люди должны заботитьс€ еще и о распространении ее среди иноверных. ’ристос —паситель сказал, что зажегши свечу, не став€т ее под спудом, но на свечнике, чтобы всем светила (ћф.5:15). Ќе дл€ того вожжен и свет православной веры, чтобы светить малому кружку людей. Ќет, ѕравославна€ ÷ерковь кафолическа€; она пам€тует заповедь своего ќсновател€: идите в мир, проповедуйте ≈вангелие всей твари, Ђнаучите все народыї (ћк.16:15, ћф. 28:19). —воим духовным богатством, истиною, светом и радостью мы должны поделитьс€ с другими, не имущими этих благ. » долг сей лежит не только на пастыр€х и миссионерах, но и на мир€нах, ибо ÷ерковь ’ристова, по мудрому сравнению св€того апостола ѕавла, есть тело, а в жизни тела принимает участие каждый членЕ

“ак и мы молимс€ √осподу, чтобы ќн послал стране сей изобилие плодов земных, благорастворение воздухов, дожди и ветры благовременны и сохранил ее от труса, потопа, огн€, меча, нашестви€ иноплеменников и междоусобной брани.

ƒа будут же благословенны страна си€, и град сей, и храм, и на всех вас да почиет благословение √осподне благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. јминьї.

 афедральный собор в „икаго во им€ ∆ивоначальной “роицы. ќсв€щен св€тителем “ихоном
 афедральный собор в „икаго во им€ ∆ивоначальной “роицы. ќсв€щен св€тителем “ихоном
«а неполных дес€ть лет миссионерского служени€ св€тител€ “ихона в јмерике он повторил подвиг апостолов, созида€ из миссионерской епархии ѕравославную ÷ерковь в јмерике, паства которой состо€ла из дес€тков разных национальностей, коренных народов јл€ски, эмигрантов из других стран ≈вропы и јзии, общим числом около полмиллиона человек. Ѕыло построено множество храмов, монастырь, семинари€, школы, приюты, возведены кафедральный собор во им€ св€тител€ и чудотворца Ќикола€ в Ќью-…орке, храм ѕресв€той “роицы в „икаго, храм в Ѕруклине во им€ св€тител€ Ќикола€. Ѕудучи Ђвсем дл€ всехї, св€титель “ихон, будущий ѕатриарх ћосковский и ¬сероссийский, обладал апостольским даром живой ’ристовой любви.

—пуст€ более восьмидес€ти лет со времени отъезда св€тител€ “ихона из јмерики в 1907 году, јмериканска€ ÷ерковь прославила своего архипастыр€ как ѕросветител€ —еверной јмерики.

√осподь наш »исус ’ристос —воею благодатию и молитвами св€тител€ “ихона, патриарха ћосковского и все€ –уси, ѕросветител€ —еверной јмерики да сохранит ÷ерковь —вою, и православные народы –оссии и јмерики!

Ћ»“≈–ј“”–ј

Ђ о дню 25-лети€ служени€ в архиерейском сане —в€тейшего ѕатриарха ћосковского и все€ –уси “ихонаї (Ќью-…орк, 1922)
∆урнал Ђќфициальна€ хроникаї, є 9/10, 1993. 200 лет ѕравослави€ на американском континенте.
ќтзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе, часть I, —.ѕ-б., 1906
Mark Stokoe & Leonid Kishkovsky. Orthodox Christians in North America 1794-1994, Orthodox Christian Publications Center, 1995
∆изнеописание св€тейшего ѕатриарха ћосковского и все€ –уси “ихона, в книге Ђ∆изнеописани€ достопам€тных людей земли –усскойї, ћ., 1992
јмериканский ѕравославный ¬естник (јѕ¬), є 3, 1900.
јѕ¬, є 5-1900.
јѕ¬, є 18, 1900.
јѕ¬, є 1, 1905.
јѕ¬, є 10-11, 1906.
ј¬ѕ, є 17, 1906.

Священник Сергий Широков

16 €нвар€ 2004 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0