онстантинопольска€

—в€та€ обитель ƒохиар, что на —в€той √оре јфонской

Афанасий Зоитакис

ѕ–≈ѕќƒќЅЌџ… ≈¬‘»ћ»… Ц ќ—Ќќ¬ј“≈Ћ№ ћќЌј—“џ–я

ƒохиар - вид с пристани
ƒохиар - вид с пристани
¬о времена, когда преподобный јфанасий на краю —в€той √оры строил ¬еликую Ћавру, среди братии был и некто ≈вфимий, известный своей добродетелью, он был экономом или, как тогда было прин€то говорить, дохиаром.

 огда в 963 году Ќикифор ‘ока, друг св€того јфанаси€, оставил намерение прин€ть постриг и стал императором, јфанасий, расстроенный этим обсто€тельством, покинул Ћавру и отбыл на  ипр, предварительно указав императору на ≈вфими€ как на достойного стать игуменом.

≈вфимию не удалось справитьс€ с делами Ћавры и, устав от суеты, он испросил у вернувшегос€ в Ћавру јфанаси€ благословение удалитьс€ в пустыню. ѕреподобный благословил его и дал в дорогу икону Ѕожией ћатери.

≈вфимий обосновалс€ в гористой местности неподалеку от ƒафни (ныне Ч главного јфонского порта) и посв€тил себ€ молитве и трудам. ѕостепенно привлеченные рассказами о его благочестии вокруг него собираютс€ и другие монахи.

 ћонастырские ворота
ћонастырские ворота
¬скоре (в 967 году) на высокой скале он строит величественный монастырь, посв€щенный св€тителю Ќиколаю.

¬ 972 году, когда новый император »оанн ÷имисский созвал игуменов всех афонских монастырей в  арею дл€ составлени€ первого типикона, среди них находилс€ и ≈вфимий, также подписавший его.

Ќовый монастырь быстро разрасталс€ и получил на попечение имущество за пределами јфона. ¬ его владение перешел большой участок около залива —игитик, известный как ѕиргадикь€. ѕозднее, в 1037 году, правитель ¬олеру (местность между реками Ќестос и —тримонас)  онстантин освободил обитель от налогов.

ћонастырь —в€того Ќикола€ ƒохиара (как он тогда называлс€) переживал расцвет, о чем может свидетельствовать такой факт: в типиконе, составленном в 1045 при  онстантине ћономахе, подпись игумена этого монастыр€ ‘еодула стоит шестой среди тридцати одной подписи игуменов, прин€вших участие в его составлении.

ƒл€ ¬изантийской империи это были сложные годы. ¬  онстантинополе вот уже долгое врем€ правили плем€нницы ¬асили€ Ѕолгаробойца, «о€ и ‘еодора, последние представительницы македонской династии. ќбороноспособности страны должного внимани€ не удел€лось, а потому морские и сухопутные набеги недругов разор€ли империю. ¬о врем€ одного из пиратских нападений, приблизительно в 1050 году, монастырь ƒохиар был полностью разрушен.

»гумен с братией бежали в лес, захватив с собой св€тыни и монастырские рукописи.

¬ернувшись через некоторое врем€, монахи обнаружили лишь руины. “ак как монастырь было видно издалека и около него было легко высадитьс€, он всегда оставалс€ бы целью пиратских набегов, и брати€ решила перенести его на новое место. ƒл€ строительства был выбран труднодоступный участок земли (между современными монастыр€ми  сенофонтос и ƒохиар), где и построили небольшой монастырь в честь св€тител€ Ќикола€.

 ћонастырь окружен оливковыми рощами и плодовыми деревь€ми
ћонастырь окружен оливковыми рощами и плодовыми деревь€ми
Ѕлагодар€ де€тельным игуменам монастырь ƒохиар восстановил былое великолепие. ќдним из самых знаменитых его насто€телей был игумен ѕавел, возглавл€вший братию с 1070 по 1089 год.

¬ 1083 императором стал основатель династии  омнинов јлексий, обстановка стабилизировалась, страна обрела былую мощь и монахи решили вернуть монастырь к морю. ƒело в том, что на самом јфоне дорог тогда не существовало Ч пути сообщени€ были только морскими.

Ќа месте, которое было выбрано, и где сейчас находитс€ современна€ обитель, тогда был небольшой заброшенный монастырь в честь архистратига ћихаила. Ќовый игумен родом из  онстантинопол€ был патрицием и занимал важную должность при дворе, на личное имущество и царские пожертвовани€ он начал строительство монастыр€. ѕостроил крепостные стены с бойницами, укрепленную башню, кельи дл€ монахов, пекарню, трапезную, словом, все необходимое. ѕриобрел землю, скот, посадил виноградники, возделал пол€ и закрепил имущество и самосто€тельность обители царскими указами. ѕосле этого, он собралс€ возвести новый храм, достойный монастыр€, и начал строительство на месте старой церкви. ќднако никак не мог решить: посв€щать новый храм св€тителю Ќиколаю, заступнику обители ƒохиар, или оставить ему им€ архистратига ћихаила. “ем временем денежные средства подошли к концу. “огда св€той Ќеофит обратилс€ к √осподу с молитвой о помощи.

» вот! ќбители јрхистратига, ставшей частью нового монастыр€, принадлежали большие владени€ на полуострове —ифони€, который находилс€ напротив. “ам монастырское стадо пас юноша по имени ¬асилий. Ќа территории этого подворь€ была мраморна€ колонна с надписью: Ђ”даривший мен€ обретет много золотаї. „ем только не бил народ по колонне, но всЄ Ч безрезультатно.

ќднажды с восходом солнца юный пастух по осенению свыше начал копать в том месте, куда падала тень от колонны. ¬скоре он нашел большой бронзовый сосуд, заполненный золотыми монетами. —осуд был запечатан куском мрамора. ¬асилий осторожно спр€тал сокровище и пошел в монастырь, чтобы обо всем рассказать преподобному Ќеофиту. ѕреподобный, прославив √оспода, дал ¬асилию лодку и троих монахов.

—ѕј—≈Ќ»≈ ёЌќЎ»

ѕрибыв на —ифонию, монахи вз€ли сосуд с деньгами и перенесли его в лодку. Ќа обратном пути бес попутал их, и монахи решили присвоить золото. ѕрив€зав кусок мрамора к шее пастуха, они бросили юношу в море.

¬ монастырь они прибыли ночью. —пр€тали сокровище и стали дожидатьс€ рассвета.

 —уша, море и небо гармонично окружают прекрасный ƒохиар
—уша, море и небо гармонично окружают прекрасный ƒохиар
¬ установленное врем€ в храм пришел пономарь, чтобы зажечь лампады к утреннему богослужению. » здесь глазам его открылось удивительное зрелище: пред ÷арскими вратами лежал человек с прив€занным к шее камнем.

”виденное потр€сло монаха. –ешив, что это привидение, он побежал к игумену рассказать о случившемс€. “от его успокоил и отправил обратно со словами: »ди и не бойс€! Ёто бесовское наваждение. Ќо так как глазам пономар€ снова предстало всЄ то же зрелище, в собор с ним спустилс€ и преподобный Ќеофит.

ќн приблизилс€ к человеку, лежавшему на полу в мокрой одежде да еще и с камнем на шее, и тут же узнал пастуха ¬асили€. ¬ полном недоумении игумен осторожно дотронулс€ до него. ¬асилий как будто очнулс€ от сна:

Ч √де €? Ч спросил он.
—в€той ответил ему и попросил объ€снить, что случилось. ¬асилий рассказал о сокровище и о том, как он был выброшен монахами в море.

Ч  огда с прив€занным к шее камнем € достиг морского дна, два златокрылых орла подн€ли и перенесли мен€ так, что € даже ничего не почувствовал.

ѕреподобный попросил его оставатьс€ на месте, а пономарю повелел запереть собор и совершать полунощницу и утреню в притворе.
 огда с восходом солнца открылись железные монастырские ворота, ни о чем не подозревавшие монахи, присвоившие сокровище, подн€лись к игумену и с показной горечью поведали, что пастух обманул их, и когда те его пристыдили, убежал. “огда игумен повелел дать сигнал общего сбора, чтобы собратьс€ в храме и возблагодарить √оспода.  огда все вошли в храм и увидели лежащего ¬асили€, пораженные и испуганные похитители пали в ноги к игумену, прос€ прощени€ и обеща€ вернуть сокровище.

ѕосле этого преподобный Ќеофит громко возблагодарил √оспода и решил посв€тить храм јрхангелам: он пон€л, что два златокрылых орла не кто иные, как јрхангелы ћихаил и √авриил, которые €вно показали свое попечение и заботу о монастыре.

 Ќеусыпные стражи обители архангелы ћихаил и √авриил предсто€т, принимают и провожают
Ќеусыпные стражи обители архангелы ћихаил и √авриил предсто€т, принимают и провожают
„то касаетс€ монахов, пожелавших присвоить золото, то их заточили в пещере дл€ совершени€ пока€нного правила. ¬асилий же после удивительного чуда, которое с ним произошло, прин€л постриг, стал добродетельным иноком и через некоторое врем€ под именем ¬арнавы сменил на игуменском посту преподобного Ќеофита. Ќа сем поприще он много потрудилс€ ради блага обители и впоследствии нар€ду с ≈вфимием и Ќеофитом был причислен к лику св€тых.

Ќа деньги, вырученные от продажи сокровища, преподобный Ќеофит закончил возведение великолепного и величественного собора, торжественное осв€щение которого было совершено в 1118 году.  роме того, неподалеку от —алоник в районе  аламарь€ был куплен большой участок земли, получивший название »сонос.

Ќаконец, чтобы не была забыта пам€ть о первом названии монастыр€, к собору был пристроен придел в честь св€того Ќикола€.

«а свое великое благочестие и добродетельность преподобный был избран первым среди игуменов —в€той √оры. ќн даже получил пастырский посох из рук самого императора.

ќн почил во Ѕозе уже в глубокой старости. ¬ завещании, которое оставил игумен, он просит всегда с должным великолепием праздновать пам€ть св€тых јрхангелов, и не забывать его самого, посильно трудившегос€ на благо обители да и всех нас. —мерть преподобного Ќеофита ознаменовала собой завершение самой славной страницы в истории монастыр€.

ѕрочные основы, которые заложил преподобный, непрестанные молитвы, возносимые им и после кончины, посто€нное заступничество јрхангелов помогли монастырю выжить в последовавшие т€желые времена.

ћноголетние, беспрерывные истощительные войны, которые велись императором јлексием  омнином во всех направлени€х, обеспечили мир в —редиземноморье, но он вскоре был нарушен с запада  рестовыми походами, истиной целью которых было вовсе не противодействие мусульманам, а разрушение ¬изантийской империи.

 јпельсиновые деревь€ соседствуют с монастырем
јпельсиновые деревь€ соседствуют с монастырем
ѕоэтому, когда латин€нами были захвачены —алоники, монастырские подворь€ (в их числе, естественно, и владени€ ƒохиара) стали тимарами (поместь€ми) двор€н.

ƒаже сама —в€та€ √ора стала рассматриватьс€ как тимар и была отдана под власть католического епископа —евастийского, который расположилс€ на границе јфона в месте, нос€щем названии ‘рангокастро (греч. франги Ч латин€не; кастро Ч крепость) и оттуда угнетал и терроризировал окрестные области.

¬ ответ монастыри укрепили стены и башни, но могли ли монахи, посв€тившие себ€ Ѕогу, противосто€ть опытным покорител€м замков?

¬о врем€ одной такой осады монастырь был захвачен и разорен. ѕропали драгоценные сосуды. Ѕыли похищены сокровища, изъ€ты важные рукописи.  роме того, многие документы на имущество обители были уничтожены или повреждены.

ќколо 1250 года в пустынном и тихом месте р€дом с развалинами разрушенного древнего монастыр€ Ќеврокопу стал подвизатьс€ выдающийс€ подвижник авва »оанн.

¬скоре вокруг него собралась группа пустынолюбивых монахов, поселившихс€ в самодельных хижинах. ѕод его духовным руководством они приступили к подвигу духовного делани€.

 ћонастырский двор
ћонастырский двор
ƒобродетели »оанна были столь очевидны, что даже наиболее крупные тогда монастыри ¬атопед и  сиропотам приглашали его на должность духовника и наставника.

»оанн чудесным образом пешком преодолевал рассто€ние от јфона до  онстантинопол€ за три дн€. ј рассто€ние от обители до —алоник за один день. ¬ —алоники он приходил много раз, чтобы своими поучени€ми послужить пользе православных.

¬о врем€ одного из таких путешествий он и его ученик √ригорий были обезглавлены неким фанатиком, сторонником объединени€ церквей Ц это движение зародилось еще при ћихаиле ѕалеологе и возмутило јфон, церковь и всю империю.

»з скита аввы »оанна вышло немало выдающихс€ монахов-отшельников: √ерман ћарулис (закончил свой жизненный путь в ¬еликой Ћавре), ѕезос (духовник монастыр€  аракаллу) и другие.

¬ 1299 году, когда императором был јндроник ѕалеолог, а игуменом обители Ч ћатфей, ƒохиар изЦза продолжительной засухи переживал т€желые времена.

ћонастырь расположен в засушливом и неплодородном месте, в нем всегда ощущалась нехватка воды.

 „удотворный источник со св€той водой, котора€ по благословению јрхангелов проистекла при императоре јндронике ѕалеологе в 1299 году
„удотворный источник со св€той водой, котора€ по благословению јрхангелов проистекла при императоре јндронике ѕалеологе в 1299 году
ѕриснопам€тные ктиторы (строители, основатели) монастыр€ нашли в трех километрах к северо-востоку от обители небольшой источник. ¬оду с помощью построенного ими желоба собирали в резервуары и затем использовали дл€ пить€ и других нужд. ¬ода в источнике была прохладной и вкусной, однако по дороге до монастыр€ она успевала нагретьс€, а бывало, что и портилась даже, из-за чего монахи часто болели.

»гумен ћатфей решил проложить глубоко в земле глин€ные трубы, и с их помощью доставл€ть воду от источника к монастырю. ƒело это было очень сложным и дорогим. –уководить работами назначили опытного в строительной де€тельности монаха ‘еодула.

ќднако за день до начала работ в дело вмешались заступники обители Ч св€тые јрхангелы и навсегда решили проблему питьевой воды.

¬о врем€ сна ‘еодул вдруг увидел, как к нему в келью вошли св€тые архангелы ћихаил и √авриил.

Ч «ачем ты вводишь монахов в большие труды и расходы, ведь вода есть и в самом монастыре, Ч сказали они и, вз€в инока за руку, отвели его к северной стене собора.
”дарили землю киркой, и внезапно оттуда истекла кристальной чистоты вода. ћонаху даже дали ее попробовать. ”тром ‘еодул рассказал о видении игумену, и они начали копать в месте, на которое указали јрхангелы.

ѕосле продолжительной, но нетрудной работы открылс€ источник. ¬ода и поныне течет здесь, подтвержда€ посто€нное присутствие и заботу јрхангелов о монастыре.

XIV век можно охарактеризовать как золотой век афонского монашества. —в€та€ √ора духовно созрела и начала приносить богатые духовные плоды, в результате слава ее распространилась по всему христианскому миру.

»сихазм , который вот уже многие годы находил практическое воплощение на јфоне, нашел и своих теоретических выразителей в лице выдающихс€ иноков, благодар€ которым эта традици€ духовного делани€ была прин€та ÷ерковью и обрела вселенский общеправославный масштаб.

Ќа јфоне подвизались монахи всех православных народов. —обирались драгоценные св€тыни, основывались новые обители, приобретались участки и подворь€, украшались соборы, писались иконы, составл€лись рукописи.

Ќо не исс€кал поток бедствий и неисчислимых скорбей: разбойничь€ банда латин€н, вошедша€ в историю под названием италийской шайки, сотр€сала јфон жесточайшими расправами и убийствами, не прекращались турецкие набеги. ћорские пираты в ситуации безвласти€ и см€тени€ не упускали своего шанса и действовали нагло и безнаказанно.

ƒќ’»ј–»“џ ¬џ ”ѕјё“ »« ѕЋ≈Ќј ƒ≈я“≈Ћ≈… ѕ–ќ“ј“ј Ч ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я —¬я“ќ… √ќ–џ

1342 год. √ражданска€ война византийцев продолжаетс€. »оанн  антакузин сражаетс€ с »оанном V ѕалеологом и его матерью за императорский трон. ѕовсюду суматоха, нестроени€, рекою льетс€ братска€ кровь.

 ѕоследним убежищем монахов во врем€ пиратских нападений становилась оборонительна€ башн€
ѕоследним убежищем монахов во врем€ пиратских нападений становилась оборонительна€ башн€
Ђ акое это было ужасное зрелище!  то брал в плен? –омеи.  ого брали в плен? –омеев.  то убивал мечом? –омеи.  ем были убитые? –оме€ми. ”вы, о ужас, кака€ страшна€ напасть!ї, Ч так с братским состраданием скорбел историк ћихаил ƒука.
¬ этих т€желых услови€х св€тогорска€ делегаци€ во главе с протосом »сааком 23 марта отплыла из порта Ћавры в  онстантинополь, чтобы положить конец междоусобице. „ерез три дн€ они туда прибыли.

Ќо протос был заключен в темницу, где и оставалс€ до своей смерти в 1346 году. ¬ это врем€ делами на —в€той √оре управл€ла комисси€ созданна€ по его приказу из  онстантинопол€. ¬ ней состо€л и  аллист, ставший впоследствии  онстантинопольским патриархом.

¬еликим постом 1345 года этот комитет дл€ решени€ важных вопросов направилс€ на корабле в монастырь Ёсфигмену. ќднако на обратном пути судно вместе со всем экипажем было захвачено пиратами, которые в услови€х гражданской войны безнаказанно хоз€йничали на море.

ѕираты понимали значение своих пленников дл€ јфона и поэтому не отвезли их на невольничьи базары. ќни дали знать в монастыри —в€той √оры, что требуют выкуп в 500 золотых монет. Ќо как было собрать деньги в том беспор€дке!

ѕленных поселили на полуострове напротив јфона, где, ожида€ выкупа, продержали п€тьдес€т дней. ¬ дни ¬еликого поста их, монахов, которые с молодых лет жили в тишине и аскезе, заставл€ли есть м€со и пить вино, что, конечно же, было дл€ них т€жкою мукой.

ѕо прошествии п€тидес€ти дней пиратский корабль причалил у ƒохиара. ѕарламентер, посланный корсарами, подн€лс€ в монастырь и потребовал выкуп.

ќстальные пираты на глазах у дохиаритов ист€зали пленных и размахивали мечами, угрожа€ отрубить заложникам головы.

»гумен Ќифон, увидев и услышав это, пожалел пленников. » могло ли быть иначе, ведь пленные, которых он знал много лет, вопл€ми, криками и стенани€ми умол€ли освободить их. ѕосле переговоров с пиратами заложники были выкуплены за 330 золотых венецианских монет. ѕленники подн€лись в монастырь, немного пришли в себ€ и отправились в  арею.

¬ июне собрались вместе все афонские игумены, и монастырю в знак благодарности были переданы территории, находившиес€ недалеко от обители и когда-то принадлежавшие разрушенному монастырю  аллиграфу.

 аллист не забыл, кому он был об€зан своим спасением, и когда стал патриархом, с благодарностью обратилс€ к дохиаритам в своем указе.

—реди посто€нных нестроений XIV века, обитель, по-видимому, переживала краткий период расцвета, ведь она смогла выкупить ранее принадлежавшие ей участки и закрепить их за собой официальными документами.
ќдновременно на крупные пожертвовани€, которые можно св€зать с ее духовным расцветом, были приобретены новые участки в ’алкидике.

ƒ€д€ императора »оанна V ѕалеолога ƒимитрий посв€тил обители подворье в местечке ћарь€на, предполага€, что впоследствии он и сам станет монахом монастыр€, с которым его св€зывали давние духовные узы.

ѕридворный чиновник ћануил ƒовлидзинос ради поминовени€ своих родителей в 1381 году подарил монастырю большой участок земли (даритель был убит в 1394 году в местечке ’орть€ти в битве с турками). ¬ монастыре в эти годы подвизались такие выдающиес€ подвижники, как √ригорий »свис Ч знаменитый эконом, игумен √ригорий —типис, монах ƒорофей, в миру јнгел »сарис.

Ќа четырех крупнейших монастырских подворь€х: в ћарь€не,  аламарье, ќрмилии и ѕиргадикье, Ч были воздвигнуты большие оборонительные башни дл€ защиты кресть€н, которых насчитывалось уже 54 семьи.  роме того, чтобы доставл€ть собранный урожай в монастырь, был построен большой корабль. ƒл€ защиты от бурь и опасностей р€дом с кормилом повесили икону јрхангелов.

¬ одну из годин конца XIV века, когда урожай был собран, сжат и помолот, его Ч после выплаты налога туркам Ч на подводах доставили в порт подворь€ ѕиргадикь€. “ам часть была погружена на корабль, отправл€вшийс€ в монастырь. Ќо вскоре подул сильный северный ветер. ѕротивитьс€ ветру было невозможно, и корабль оставили на волю волн. ¬ кромешной тьме монахи потер€ли ориентировку и совершенно не представл€ли, куда плывет корабль, а посему просили помощи у јрхангелов.

Ќа рассвете они оказались в порту  арфагена.  огда его жители узнали, что корабль перевозил пшеницу, они с превеликой радостью вымен€ли ее на местные товары, так как в районе был голод.

ѕосле этого монахи вз€ли курс на север и, ориентиру€сь по звездам, начали путь в неизвестность, наде€сь вернутьс€ в монастырь. ќднако к изумлению своему оказались в порту  онстантинопол€, который уже год как был блокирован султаном Ѕайазетом, никого не впускавшим и не выпускавшим из города.

 огда стало известно об удивительном путешествии корабл€, император ћануил и простые горожане собрали много золота и разных даров дл€ монастыр€. ћонахи, удивленные всем происшедшим, купили в городе гор€чие хлеба и без задержки отправились в монастырь. —пуст€ несколько часов корабль пришвартовалс€ к родному причалу. Ќасельники, остававшиес€ в монастыре, ни о чем не подозревали и поспешили подать дерев€нный трап дл€ выгрузки урожа€. ”видев золото, дары и хлеба, которые все еще были гор€чими, узнав о чудесных скитани€х корабл€, все с великим благоговением благодарили јрхангелов за их заступничество и заботу о монастыре.

¬се деньги были потрачены на украшение собора: крышу его покрыли листами позолоченной меди, стыки между мраморными плитами пола залили серебром, а драгоценные ткани использовали дл€ украшени€ храма в праздничные дни. ÷ерковь си€ла снаружи и изнутри, вызыва€ восторг всех видевших ее или хот€ бы слышавшей о ней.

ћолва о золоте, подаренном обители, дошла до корсаров. ќдна из пиратских шаек приготовила корабли и оружие и отправилась в монастырь.
Ќочь была темной и безлунной, но монах-часовой воврем€ увидел высадку пиратов.  огда был дан сигнал тревоги, монахи, вз€в с собой все самое ценное, что смогли унести, забрались на башню, подн€ли лестницу и затворили т€желую дверь. —амые молодые побежали к бойницам, чтобы метанием камней отразить нападение, другие разожгли костры и стали кип€тить воду, чтобы поливать ею разбойников, а тем временем старшие, собравшись в приделе јрхангелов, со слезами и воздетыми к небу руками молили их о помощи и спасении.

ѕираты высадились на берег, собрались у монастырских ворот и потребовали сдачи обители, угрожа€ в противном случае монастырь разрушить, а насельников перебить.
Ќе получив ответа, они стали забрасывать на стену багры и веревочные лестницы. Ќесколько пиратов притащили большое каштановое бревно, чтобы с его помощью высадить ворота.

ƒолго били они бревном в кованое железо, сопровожда€ каждый удар победными криками. Ќаконец, ворота открылись, и в них показалс€ всадник на белом коне, в руке он держал сверкающий меч. «а спиной всадника сто€ло множество воинов с копь€ми.

Ќеожиданное зрелище это повергло пиратов в ужас: радостные крики сменились вопл€ми отча€ни€, броса€ оружие, разбойники побежали к своим корабл€м.

ѕозднее на месте, где воины прекратили преследование пиратов, в пам€ть о чуде был воздвигнут поклонный крест, а в 1902 году там была построена часовн€.

ƒо наших дней в монастыре хранитс€ оружие, брошенное разбойниками при отступлении. √л€д€ на него, мы вновь вспоминаем величайшее чудо спасени€ монастыр€.

 огда в 1424 году јфон перешел под владычество турок, начались трудные времена, которые стали причиной его упадка. ѕришлось сн€ть с крыши собора позолоченную медь и на ее место положить свинцовые плиты. ј корабль, на котором совершили свое чудо јрхангелы, монахам пришлось сжечь, чтобы он не досталс€ пиратам.

ѕредание свидетельствует, что, пока он горел, из него вылетели два белых голуб€. ¬ местах, куда они сели, чудесным образом открылись два св€тых источника. ќдин из этих источников сохран€етс€ до наших дней, жители соседних деревень бережно ухаживают за ним, ведь именно на этом месте јрхангелы совершили чудо.

√оды шли, турецкий гнет все усиливалс€: многие подворь€ были зан€ты захватчиками, непосильными стали налоги. «дани€ без своевременного ремонта разрушались, насельников в монастыре становилось все меньше и меньше.

ѕиратский набег незадолго до 1527 года привел к практически полному разорению монастыр€.

¬ этот момент св€тые јрхангелы снова вмешались в ход истории и вновь спасли монастырь.

Ќекий св€щенник из јндрианопол€ во врем€ одной из распространенных в те времена эпидемий потер€л жену и детей.

≈му самому болезнь оставила паралич рук и посто€нные головные боли. ѕрошло несколько лет, и он решил совершить паломничество на —в€тую √ору. ѕереход€ из монастыр€ в монастырь, св€щенник везде по возможности давал милостыню.

ƒохиар он нашел почти пустым. ¬осхитилс€ древними и красивыми здани€ми, великолепным собором. ¬ыслушал рассказы о былом могуществе и славе обители. ≈му рассказали и о чудесах, которые совершались здесь јрхангелами. ѕодойд€ к чудотворному источнику, он с верою попросил полить его парализованные руки водой.

ћонахи выполнили просьбу св€щенника, и в тот же миг руки его ожили. ѕосле чего он сам полил св€той водой голову и полностью исцелилс€.

ѕотр€сенный мгновенным чудом, которое јрхангелы совершили через св€тую воду, св€щенник решил остатьс€ в монастыре и помочь его возрождению. ƒл€ начала он поспешил в јдрианополь и продал все свое имущество. ѕотом вернулс€ на —в€тую √ору, прин€л постриг с именем √ерман и начал восстанавливать монастырь.

ћолва о его добрых делах стала привлекать в обитель монахов. „тобы укрепить благососто€ние монастыр€, √ерман совершил путешествие в ћолдавию, где заручилс€ поддержкой светских и церковных властей.

ѕредание гласит, что по окончании своего земного пути, подвижник веры был похоронен около южной стены собора.

¬еликолепный собор, который был построен трудами монахов с помощью јрхангелов при преподобном Ќеофите 450 лет назад, в любой момент мог обрушитьс€.

¬ 1544 году у султана было вз€то разрешение на проведение восстановительных работ. Ќо начать их так и не удалось: в канун –ождества 1544 года среди зимы крыша рухнула. Ќачалась борьба за новое разрешение, получить которое было совсем не просто. ѕрежде чем фирман (указ) по€вилс€ на свет, было проведено множество инспекций, кажда€ из которых требовала крупных финансовых затрат.

¬ 1560 году разрешение было, наконец, получено, но турки не переставали вмешиватьс€ в дела обители. “огда монахи попросили заступничества правител€ ћолдавии јлександра. “от выделил средства, чтобы возродить собор и украсить его роспис€ми. ј еще он пожертвовал позолоченный серебр€ный крест с частью  реста √осподн€ и ткань, запечатлевшую на себе кровь великомученика ƒимитри€ —олунского.

ѕодворь€ и участки, которые сохран€лись у монастыр€ после падени€  онстантинопол€, были конфискованы султаном —елимом III, объ€вившего их в 1569 году государственной собственностью.

„тобы получить земли обратно, надо было вновь выкупать их. —тоимость этих земель оценивалась в 14 тыс€ч золотых монет. —умма по тем временам непомерна€. ћонастыри давали в залог ценные предметы и занимали у ростовщиков (преимущественно, евреев) деньги дл€ выкупа этих участков. ћонахи ƒохиара послали большую делегацию в Ѕухарест, где правителем был сын јлександра Ѕогдан, и просили у него помощи и милости.
ћать Ѕогдана, супруга јлександра, госпожа –оксандра, была тронута их слезами и мольбами и отдала им свои сбережени€.

Ёти средства облегчили положение монастыр€. ¬замен монахи вз€ли на себ€ об€зательство каждый год в день пам€ти св€тител€ Ќикола€ совершать всенощное бдение и панихиду об упокоении душ правителей, благодетельствовавших монастырю. Ёта традици€ неукоснительно сохран€етс€ и сегодн€.

 роме того, во врем€ трапезы в этот день зачитываетс€ договор, подписанный п€тнадцатью членами монастырской делегации с правителем ћолдавии.

 онечна€ и единственна€ цель монастыр€ Ч через аскезу провести монаха к совершенству, очищению и бесстрастию.

¬се остальное в той или иной степени служит воплощению этой цели, или €вл€етс€ внешней оболочкой человеческой жизни.

ѕоэтому, когда √осподь соблаговолит, и из какого-то монастыр€ выйдут св€тые подвижники, мы говорим, что этот монастырь действительно расцвел и воврем€ дал великий плод, достойный ÷арстви€ Ќебесного.

» на ƒохиар снизошло Ѕожие благословение: в сложные по человеческим меркам годы XVI века в нем подвизались трое великих св€тых, которые украшали и по сей день украшают нашу ѕравославную церковь.

—в€щенномученик »аков родилс€ в деревне недалеко от города  асторь€. ¬ детстве он был пастухом. Ќо его трудолюбие стало причиной зависти брата, который пожаловалс€ туркам, что »аков €кобы нашел спр€танное сокровище.
—в€той, чтобы избежать преследовани€, отбыл в  онстантинополь, где зан€лс€ торговлей м€сом. ќн настолько преуспел, что стал даже поставщиком царского двора. ѕо насто€нию своего друга Ч турка Ч он св€залс€ с преподобным патриархом Ќифоном, исповедал ему свои грехи и получил духовные наставлени€.

ќн гор€чо возжелал ÷арстви€ Ќебесного. ѕоэтому продал все свое имущество, вырученные деньги раздал бедным и отправилс€ на јфон.

—тав монахом ƒохиара, он, воспитыва€ в себе добродетели, прожил в обители несколько лет. «атем решил стать отшельником и обосновалс€ в »верском скиту. ћолва о его духовных подвигах распростран€лась по всему јфону, и вокруг него собиралось все больше и больше учеников.

ћного народу приходило к нему за духовными наставлени€ми, да и монастыри приглашали »акова, чтобы он рассказал о своем опыте духовного делани€. Ќаправл€емый Ѕожией волей »аков со своими учениками вышел в мир. Ќачав с ћакедонии и постепенно спуска€сь к югу √реции, он проповедовал люд€м пока€ние и необходимость возврата ко √осподу.

Ќаконец, он остановилс€ в монастыре »оанна ѕредтечи в Ётолоакарнании.

“уда стекалось множество людей, и »аков целыми дн€ми и ночами исповедовал, советовал, наставл€л. Ќо, увы, зависть, против€ща€с€ всему доброму, снова ополчилась против него: архиерей оклеветал »акова, сообщив туркам, что монах собирает народ, чтобы подн€ть восстание.

»акова с двум€ учениками отвели в јдрианополь, где сам султан допрашивал его, требу€ отречьс€ от веры.

Ќо он оставалс€ непоколебимым в вере своих отцов и после долгих ист€заний с радостью прин€л мученический венец 1 но€бр€ 1519 года. “ака€ же участь постигла и его учеников.

ѕреподобный ƒионисий родилс€ в небольшой фессалийской деревушке. ≈ще юношей он ушел в ћетеоры, чтобы стать монахом. ќднако найти душевного упокоени€ в ћетеорах ему никак не удавалось. ƒуша его рвалась на јфон. » вот однажды ночью он на веревке спустилс€ с высокой скалы и устремилс€ на јфон.

¬ столице јфона  арее ƒионисий нашел духовника по имени √авриил, который был учеником преподобного Ќектари€  ареотиса и жил отшельником в келье, названной в честь јрхангелов и принадлежавшей ƒохиару.
¬ этой келье ƒионисий стал монахом, затем иеромонахом и прожил в послушании много лет. ∆ажда пустыннической жизни привела его в скит  аракаллу, а вскоре он стал игуменом монастыр€ ‘илофеу.

Ёту обитель он реорганизовал и много поспособствовал ее духовному возрождению. Ќо внутренние распри вынудили ƒиониси€ уйти. ¬последствии он основал большую обитель на горе ќлимп, где и скончалс€ 23 €нвар€ 1541 года.

ѕреподобный ‘еофан родилс€ в городе »оаннина. ≈ще юношей он пришел в ƒохиар, где прин€л постриг, стал иеромонахом, а в годы восстановлени€ собора (1560-1563) некоторое врем€ возглавл€л обитель.

¬ 1570 году он вынужден был ненадолго оставить монастырь. ƒело в том, что его плем€нник попал в плен к туркам, которые ист€зали юношу, принужда€ его отречьс€ от веры. ѕреподобный ‘еофан поспешил в  онстантинополь, каким-то образом вызволил его из беды, и в монастырь они возвратились вместе.

Ќо брати€ испугалась фанатичной €рости завоевателей: в случае если бы туркам стало известно, где скрываетс€ юноша, это могло бы иметь самые непри€тные последстви€ дл€ обители.

»гумена попросили, если он не может разлучитьс€ с плем€нником, покинуть монастырь. ѕосле этого преподобный ‘еофан обосновалс€ в районе города ¬ери€, где основал два монастыр€. “ам, принес€ люд€м немало пользы своими поучени€ми и примером, он и скончалс€. —ейчас его честна€ глава хранитс€ в городе Ќауса, небесным покровителем которого он €вл€етс€.

ћорские пираты вот уже много лет были бичом —редиземноморь€. Ќикто не мог усмирить этих жесткосердных разбойников.

—ултан —улейман ¬еликолепный решил действовать по принципу Ђклин клином вышибаетс€ї. ѕоэтому самого кровавого пирата ’айретдина Ѕарбароссу он назначил адмиралом, присвоив ему титул ¬ладыки морей. јдмирал этот, отличавшийс€ необузданным нравом, сумел не только восстановить турецкое господство на Ёгейском море, но почти полностью извел флот корсаров. Ћишь после его смерти пиратские набеги на афонские монастыри возобновились.

¬ 1563 году недалеко от места, где сейчас располагаетс€ причал монастыр€  остамониту, черный корабль корсаров вступил в бой с турецким отр€дом, на помощь которому поспешили монахи. » отр€д, и монахи были перебиты, а их тела сожжены пиратами.
“урецкий закон устанавливал, что в случае, если будет убит мусульманин, штраф должны заплатить люди, живущие р€дом с местом преступлени€. “ак началась долга€ процедура выплаты штрафа за гибель турок. ¬с€кий раз, прибыва€ на јфон, государственный чиновник вновь и вновь требовал денег, и не помогали даже решени€ духовного магометанского суда о том, что штраф уже заплачен. ќт этих поборов монастырь страдал долгие годы.

≈ще одна высадка пиратов в 1589 году закончилась сражением, в результате которого сгорел монастырский причал.   1601 году относитс€ последнее нападение. “огда пираты-латин€не использовали пушки и причинили большой ущерб башне над центральным входом.

Ќеизвестно, каковы были последстви€ этого нападени€. ¬озможно, монастырь был захвачен и разграблен. ј может, монахи покинули его через какойЦто потайной ход и спаслись бегствомЕ “ак или иначе, а пам€ть о набегах морских разбойников дошла до наших дней: на стене перед входом во двор сохранилось изображение битвы с корсарами. Ѕросаетс€ в глаза страшный образ пирата, занесшего окровавленный меч. √л€д€ на эту картину, мы вс€кий раз вспоминаем о том, сколько бед и лишений выпало на долю здешних монахов, сколько жертв принесли они, чтобы сохранить монастырь до наших, пока что мирных времен.

¬ начале XVII века под руководством де€тельного игумена —ерафима в монастыре велись активные строительные работы. „исло монахов увеличивалось и достигло ста человек. ƒва новых подворь€, полученных в –умынии, существенно облегчали непростое материальное положение монастыр€. ќднако к середине столети€ ситуаци€ стала заметно ухудшатьс€.

¬ 1564 году монастырь передал посланнику русского цар€ јрсению —уханову дес€ть древних кодексов из своей библиотеки и получил взамен право собирать пожертвовани€ в –оссии. Ёто случилось в то врем€, когда на јфоне активизировалась папска€ пропаганда: была основана школа в  арее, а некий иеромонах, сторонник унии јфанасий  ипрский, пользу€сь моментом, скупал рукописи у бедствующих монастырей.
¬ 1664 году ƒохиар стал просить турок о сокращении налогов. ¬ ответ они напали на монастырь, и насельники были вынуждены его покинуть.  акой-то монах дл€ сохранени€ пам€ти об этом событии успел написать на мраморном кос€ке южной двери собора: Ђ1664 год. ќкт€бр€ п€того. ѕришли турки, и мы ушлиї.

—реди этих посто€нных трудностей и опасностей монастырь неожиданно получил великую помощь и утешение. Ќо она пришла не от людей и даже не от защитников обители јрхангелов.

ѕомощь пришла от Ђчестнейшей херувим и славнейшей без сравнени€ серафимї, «аступницы всего јфона, Ѕогородицы.
¬от как было дело.

Ўел 1664 год, трапезной заведовал монах по имени Ќил. ѕо ночам, исполн€€ свое послушание, он спускалс€ из кухни в подсобные помещени€, а чтобы освещать себе путь, держал в руках зажженную лучину. ≈му надо было проходить мимо большой иконы Ѕогородицы, котора€ была изображена на внешней стене трапезной во врем€ работ по восстановлению собора в 1563 году. “ам по неблагоговейной привычке он прислон€л лучину к стене р€дом с иконой, и дым коптил на икону.

ќднажды он услышал, как незнакомый голос говорит ему: Ђћонах, не чади на икону!ї. Ќил подумал, что это наваждение и продолжил свою работу.

ѕрошло несколько дней, а он продолжал вс€кий раз ставить р€дом с иконой свою лучину, котора€ была пропитана смолой и поэтому сильно дымила. ¬незапно он снова услышал голос, на сей раз громкий, словно раскат грома: Ђћонах, доколе ты будешь оскверн€ть мой образ?ї.

 огда страшный голос затих, монах ослеп.

» тогда только пон€л, откуда был голос, и, раска€вшись, провел несколько дней пред иконой, мол€ Ѕогородицу о прощении. » действительно, его слезы и непрестанные мольбы принесли результат. ќн в третий раз услышал обращение Ѕогоматери, котора€ тихим и нежным материнским голосом сказала: Ђћонах, € вн€ла твоим молитвам, отныне ты прощен и будешь видеть, объ€ви остальным отцам и брать€м, подвизающимс€ в монастыре, что я Ч ћатерь Ѕога —лова и вместе с Ќим сей обители јрхангелов и —в€тител€ Ќикола€ ѕокров и ѕредстательство. » отныне пусть прибегают ко ћне при любой нужде, я быстро услышу всех с благоговением прибегающих ко ћне православных христиан, потому что —коропослушницей именуюсьї. ѕосле этого монахи загородили проход, чтобы по нему никто не ходил. » так как икона была обращена на восток, они построили напротив иконы часовню в ее честь, украсив предел искусным позолоченным резным иконостасом и красивыми настенными роспис€ми. ѕеред иконой повесили негасимые лампады. ћногие чудеса, которые через эту икону совершала Ѕогородица, наполнили монастырь приношени€ми. ћолва о чудесах распространилась по всему православному миру, продолжают они совершатьс€ и сегодн€Е

¬ XVIII веке в монастыре шло активное строительство. Ѕыли построены: часть трапезной (1700), придел в честь —коропослушницы (1723), северное крыло (1731), колокольн€ (1736) и другие сооружени€. ќднако приход€т и новые напасти.
¬ 1777 году иеромонах јвксентий  ефаллинеос с горечью писал: ЂЅратии монастыр€, одолеваемой выплатой непосильных налогов, угрожало полное истребление от агар€н, и мы выходили в мир собирать то, что Ѕог даст христианамЕ ћонастырь погибал: монахи снимали прекрасные паникадила и со слезами на глазах отправл€ли их на переплавкуї. ¬ этот непростой период монахи с помощью сбора пожертвований пытались сохранить жизнь в монастыре.

¬ конце XVIII века на арену выходит мощна€ фигура ризничего  ирилла ’ьополитиса, оставившего важный след в истории обители.
ќн организовал канцел€рию, начал строительство новых зданий, оздоровил финансовую ситуацию, украсил церковь (новый алтарь, иконы, серебр€ные сосуды, паникадила и мощевики), пригласил Ќикодима —в€тогорца, который навел пор€док в архиве: собрал все древние рукописи в кодекс, к которому в 1792 году написал замечательный пролог, составил каталог рукописей, большинства книг, (монастырский архив почти полностью сохранилс€ доныне), св€щенных сосудов и сокровищ.

¬ т€желые годы греческой революции и турецкой военной оккупации јфона (1821-1832), все, что было изготовлено из металла, особенно, драгоценного, было конфисковано и расхищено оккупантами.

ѕожалуй, единственное, что оставили грабители Ч это стены. ƒо сегодн€шнего дн€ видны дырки от гвоздей на иконах, с которых были сн€ты серебр€ные оклады. »з тайников были украдены сокровища и сохранились лишь их описани€. ћногие мощи нельз€ идентифицировать: они собраны в шелковые мешочки, так как серебр€ные мощевики были похищены. Ќо остались рукописи, несколько сосудов и кое-какие предметы, которым не придали значени€.

ѕосле отвода турецких войск началось восстановление обители. Ќовые паникадила, подсвечники, кадила, коробки дл€ ладана, кресты, —в€тые „аши, ≈вангели€, пришли взамен украденных. ¬се это благодар€ пожертвовани€м паломников и доходам от подворь€ —ломбози€, которым руководил архимандрит √авриил (бывший архидь€кон √ригори€ V). Ёто подворье стало основным источником доходов обители. ¬ этот период было построено много новых зданий вокруг монастыр€, на афонских участках, на подворь€х. —ледующие годы прошли, без каких либо важных происшествий. Ћишь в 1863 году јфон взбудоражила конфискаци€ участков в –умынии.

¬ борьбе за возвращение македонских земель √реции обитель принимала самое активное участие: некоторые монахи лично участвовали в борьбе, подворь€ предоставл€ли убежище и защиту борцам за освобождение ћакедонии.
„тобы обеспечить нужды беженцев, потер€вших свои дома в результате так называемой малоазийской катастрофы Ч геноцида греческого населени€, проводившегос€ турками в ћалой јзии Ч монастырь пожертвовал на алтарь ќтечества все свои подворь€. ¬се, что было приобретено отцами-основател€ми, подарено императорами, возделано трудами братии; все то, что много раз за многовековую историю конфисковывалось и вновь выкупалось; все, на чем основывалось благополучие монастыр€, Ч было безвозмездно передано родному ќтечеству. » монастырь осталс€ с сумой и апостольским посохом, упова€ на Ѕожию милость и на помощь благочестивых христиан Ч земл€ на јфоне неплодородна€ и может дать очень немного.

—трашное землетр€сение в городе »ерисос (1932) и большое наводнение (1945) неблагопри€тно отразились на состо€нии зданий, однако у монастыр€ хватило сил и средств лишь на поверхностный ремонт.
  концу 70-х годов старцы, на плечах которых почти 75 лет держалась обитель, ушли из жизни. ƒохиар бедствовал и почти обезлюдел.
Ќо сейчас монастырь, ставший общежительным с 1980 года, заселенный новыми монахами, под требовательным взгл€дом и руководством игумена, а также Ч его собственноручными трудами, продолжает среди волнений нашего времени на всех парусах совершать свое многовековое путешествие.

Ћетом 1996 года чудотворна€ икона —коропослушницы приготовила неожиданное благословение как дл€ насельников обители, так и дл€ всех православных христиан: за иконой, на которой был позолоченный оклад, реставратор јнтоний √линос обнаружил настенную роспись 1563 года, то есть саму чудотворную икону.

“огда более поздн€€ икона была помещена отдельно в этой же часовне, и теперь монахи и паломники-мир€не имеют возможность благоговейно поклон€тьс€ первой чудотворной иконе —коропослушницы.

¬озрождение монастыр€ совершаетс€ усердно, последовательно и с благоговением, без тени небрежности или спешки. ћонахи восстанавливают родную обитель, словно древнюю чудотворную икону: постепенно и осторожно, стара€сь донести до нас первоначальную красоту.

 расота и величие монастыр€ поражают нас и сегодн€: в течение долгих столетий √осподь берег его от пожаров, а сегодн€ спасает от новомодных реконструкций в духе западных образцов.

ƒохиар похож на старинный фрегат, рассекающий морские волны. ¬ монастыре и по сей день хран€тс€ многие сокровища ѕравослави€: мощи св€тых, несколько сотен икон, около шестисот рукописей, вышитые золотом облачени€, кресты, украшенные драгоценными камн€ми, и множество других сокровищ и свидетельств истории и искусства.
Ќо самое ценное дл€ нас сокровище Ч икона нашей «аступницы —коропослушницы, украшенна€ благодарственными приношени€ми людей, которым ќна помогла.

ѕолага€сь на помощь Ѕогородицы, монастырь, свободный от мирской суеты, идет по своей непростой дороге и всегда слышит: Ђя Ч ћатерь Ѕога —лова и вместе с Ќим сей обители јрхангелов и —в€тител€ Ќикола€ ѕокров и ѕредстательство. » отныне пусть прибегают ко ћне при любой нужде, я быстро услышу всех с благоговением прибегающих ко ћне православных христиан, потому что —коропослушницей именуюсьї.

“ропарь иконе Ѕожьей ћатери Ђ—коропослушницаї, глас 4

  Ѕогородице притецем, сущии в бедах, и св€тей иконе ≈€ ныне припадем, с верою зовущие из глубины души: скоро наше услыши моление, ƒево, €ко —коропослушница нарекша€с€, “ебе бо раби “вои в нуждах готовую ѕомощницу имамы.

“ропарь небесным силам, глас 4

Ќебесных воинств јрхистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественны€ ваше€ славы, сохран€юще ны припадающи€ прилежно и вопиющи€: от бед избавите ны, €ко чиноначальницы вышних сил.

Афанасий Зоитакис

30 декабр€ 2004 года