ѕольска€

–усское православное зарубежье в межвоенной ¬аршаве

¬€чеслав ¬асильевич Ѕогданович
¬€чеслав ¬асильевич Ѕогданович
»стории религиозной жизни –усского зарубежь€ посв€щено немного работ. ¬ современных исследовани€х встречаютс€ и совсем странные утверждени€, будто ѕравославие не играло сколь-либо заметной роли в судьбах русской эмиграции. Ќа самом деле все обсто€ло далеко не так. Ѕыла и страна, ѕольша, где, например, русско€зычна€ православна€ литература, получив большое развитие, оказала огромное вли€ние на весь православный мир.

–усска€ община в ¬аршаве насчитывала в среднем около 10 тыс€ч человек, в значительной своей доле - людей интеллигентных профессий. ¬ начальный период истории Ђпервой волныї русской эмиграции она стала центром де€тельности Ђсавинковцевї, которые под девизом Ђ«а –одину и —вободуї стали издавать здесь с лета 1920 г. газету Ђ—вободаї, позднее получившую название Ђ«а —вободуї. ƒевиз этот читаетс€ и на надгробии ћ.ѕ. јрцыбашева, установленном на ¬ольском православном кладбище в ¬аршаве, где он погребен.

Ќар€ду с ¬ильной ¬аршава была центром русской культурной и религиозной жизни и главным центром многочисленных русских эмигрантских организаций ѕольши. «десь располагались —оюз объединенных русских эмигрантских организаций в ѕольше, –оссийский комитет, –усский дом, ќбщество помощи русским эмигрантам, –усска€ академическа€ группа, ќбщество русских юристов, —оюз русских писателей и журналистов, —оюз русских студентов, –усское телеграфное агентство Ђ–усспрессї, русские издательства, книжные магазины, библиотеки, учебные заведени€, редакции периодических изданий и т.д.

–усское православное зарубежье в ѕольше находилось в самом тесном взаимодействии с местным коренным православным населением. “ак Ђ¬ременный –усский комитет по выборам в ¬ильнеї распространил весной 1928 г. призывы, фрагмент которых необходимо процитировать: Ђћы призываем всех русских идти вместе с Ѕлоком Ќац. ћеньшинств в ѕольше, с Ѕелорусским ÷ентральным ќб’единенным ¬ыборным  омитетом Ѕлока Ќац. ћеньшинств, который в лице своих представителей в прошлом —ейме и —енате, стойко отстаива€ права нац. меньшинства, тем самым отстаивал и наши права, а также общие нам, –усским, с Ѕелорусами права слав€нского меньшинства, св€занного общностью происхождени€, общею родиною, наконец, общею матерью –усскою ѕравославною ÷ерковью, самоотверженно бор€сь за свободу и независимость последних. ѕострадавшие в борьбе за общее благо, они обрели русское нац. доверие. ќтдадим же решительно наши голоса на выборах Ѕел. ÷ентр. ќб’ед. ¬ыборн.  омитету Ѕлока Ќациональных ћеньшинств!

¬се –усские за список є18, в числе кандидатов которого значитс€ б. сенатор ¬.¬.Ѕогданович! » да не будет у нас, –усских, другого списка!

ћы ничего не обещаем, мы призываем всех –усских к исполнению гражданского долга, к труду, во им€ общего нац. освобождени€, ибо только таким путем наши представители смогут выполнить возложенные на них задачи.

ƒа здравствует Ѕлок Ќац.ћеньшинств!

ƒа здравствует слав€нское единение Ѕелорусов и –усских!

ƒа здравствует –усска€ культура!ї

¬не вс€кого сомнени€, подобные слова и взгл€ды по€вились во многом и благодар€ де€тельности ¬.Ѕогдановича, внутрицерковной, политической, литературной. ≈му, известному белорусскому православному де€телю, сыну православного св€щенника, выпускнику  иевской ƒуховной академии, удалось сплотить различные национальные силы на основе общеправославного, общецерковного единства. ќбъединить мнени€ и ча€ни€ православного народа, основу которого составл€ло местное белорусское кресть€нство, а меньшую, но наиболее образованную часть - этнические русские, в значительном числе эмигранты, и те, кто считали себ€ русскими. Ќе случайно многое из написанного ¬.Ѕогдановичем он адресовал Ђживущим здесь православным русским, в уверенности, что они полюб€т этот край, его €зык и его национальные особенностиї.

–усска€ жизнь в межвоенной ѕольше была весьма насыщенной, многообразной, порой бурливой, но обо всем этом ныне известно мало. Ќедавнее прошлое Ђрусской ¬аршавыї и Ђрусской ѕольшиї, без знани€ которого невозможно пон€ть и последние сочинени€ многих русских литераторов того времени, забыто. Ќам ничего не говор€т имена представителей русского населени€ в польском —енате и —ейме - сенатора ћ.ћ. асперовича, депутата Ќ.—.—еребренникова и многих других из окружени€ ƒ.¬.‘илософова, ј.ј. ондратьева, ћ.ѕ.јрцыбашева, в пам€ть которого друзь€ми сразу же был издан литературный сборник. ѕо-насто€щему нам неизвестно и все творчество этих писателей эмигрантского периода. ≈ще менее знаем мы о таких литераторах как, например, уроженец г. »ркутска √еоргий  онстантинович —оргонин, столетний юбилей со дн€ рождени€ которого припадает на 2004 г. ћного позднее, уже через полтора дес€тилети€ после окончани€ ¬торой мировой войны он напишет такие проникновенные слова о судьбах всей русской православной эмиграции и своей собственной:

ЂЁмиграции давно уже перевалило за четвертый дес€ток. «а эти долгие годы одр€хлело поколение отцов, состарились дети, возмужали внуки, да и сам эмигрантский вопрос утратил вс€кий политический смысл. “еперь эмигрантский вопрос не в политике, это Ч вопрос не политических мнений, а вопрос русского самосознани€ и русской совести, вопрос: как жить и дл€ чего жить?

Ётим трагичным вопросом насыщены повседневные житейские будни. Ћична€ драма сотен и тыс€ч незаметных людей напоминает о себе на каждом шагу, подстерегает за каждым углом.

¬от пожила€ женщина смотрит советский кинофильм. Ќа экране нет и в помине ничего печального: виды ”краины, - поют веселые песни девушки, и вдруг в темноте раздаетс€ раздирающий душу женский вопль. »ли другое: старый эмигрант, бывший царский офицер, из последних сил добралс€ до театра, чтобы посмотреть ЂЅерезкуї. Ётих русских песен и пл€сок не выдержало старое, надорванное сердце. „еловек умер тут же, на кресле во врем€ спектакл€. ј какие потоки горьких слез пролиты над страницами книг, над картинками журналов, под мотивы грустных или даже веселых русских песен!..

¬ русской натуре есть кака€-то особенна€ прив€занность к ќтечеству, внутренн€€ св€зь с родной почвой, порвать которую нельз€ без трагичного душевного разлада. ≈сли русска€ среда и выдел€ла политических эмигрантов:  урбского,  аташихина, Ѕакунина, √ерцена и ќгарева, если √линка, “ургенев, –епин, Ўал€пин, –ахманинов,  уприн и Ѕунин были вынуждены жить на чужбине, то все они т€жело переживали трагедию своего вольного или невольного скитани€Е

ѕознать новую –оссию, шагать с ней в ногу, сохранить свою русскую душу и право быть русским Ч это не только личное и частное дело каждого. Ёто усилие многих. ѕуть к –оссии ведет через единство. Ѕез этого единства в малой собственной среде нельз€ достичь духовного и культурного воссоединени€ с целым. Ќужно поддерживать все свое: общественность и прессу. Ќужно воспитать молодых в любви и преданности –оссии. ¬ этом и только в одном этом и заключаетс€ смысл, сохранени€ русской культуры на чужбинеї.

Юрий Лабынцев, Лариса Щавинская

4 €нвар€ 2005 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0