Ѕолгарска€

ѕравославию есть, что делать

/p>

ѕрофессор “отю  оев, преподаватель догматического богослови€ на Ѕогословском факультете —офийского университета утверждает, что любой человек еще с рождени€ хранит в себе религиозное чувство, и те, кто просвещает людей в области веры, - духовники и мир€не, занимающиес€ этой проблематикой, - должны культивировать веру. ѕо мнению профессора  оева, проблемой, с которой сегодн€ сталкиваетс€ православное богословие €вл€етс€ религиозна€ непросвещенность и секул€рное сознание современного поколени€. —егодн€ не так уж много новых ересей, но в общественном сознании слишком силен рациональный элемент.

- √осподин  оев, ¬ы - один из старейшин болгарского богослови€, поэтому попросим ¬ас сделать короткий обзор трех поколений богословов.

- Ѕогословие, как наука, начало развиватьс€ в Ѕолгарии после 1923 г. ќно ведет свой отсчет с открыти€ Ѕогословского факультета в —офии. Ќаше первое поколение профессоров, за исключением двух человек, были русскими воспитанниками, и это, конечно, отразилось на богословском направлении, способствовало тому, что богословие развивалось действительно в полностью православном духе и традиции. ѕервое поколение богословов было очень хорошо подготовлено, так как обладало большими интеллектуальными способност€ми, и с энтузиазмом старалось максимально быстро заполнить духовный вакуум в стране. »м это удалось. ќднако после 1944 г.[1] ситуаци€ изменилась, и было разрешено издание только альманаха Ѕогословского факультета (потом переименованного в ƒуховную академию), Ђ÷ерковной газетыї и некоторых книг, таких, как ЂЌаша вераї эпископа Ќикола€ и архимандрита —ерафима (пережившей несколько изданий). ѕоложение кардинально изменилось после 1989 г. —егодн€ в Ѕолгарии много религиозной литературы, часть которой Ц православна€. ћы пытаемс€ наверстать упущенное, насколько нам хватает сил и возможностей, и способствовать укреплению болгарского богослови€. я бы хотел особо отметить VI-ой конгресс высших богословских школ, который прошел в —офии в окт€бре 2004 г. Ёто свидетельствует о том, что наши коллеги из других православных стран положительно оценивают болгарское богословие.

-  аково ¬аше мнение о качестве подготовки молодых богословов того времени, когда ¬ы сами были студентом, а это как раз пришлось на период после 1944 г., и теперешнего?

- “рудно давать оценки студентам. ¬ любой высшей школе есть как способные и амбициозные студенты, так и студенты, подготовленные хуже. » это нормально. ¬ последнее врем€ создаетс€ впечатление, что интерес не только к богословию, но и к высшему образованию в значительной мере упал. ѕричин дл€ этого много, и нет смысла их комментировать.

- ¬ы преподаете ƒогматическое богословие. „то необходимо дл€ нашей веры с точки зрени€ догматики?

- ¬ера Ц основа религиозной жизни. „тобы заниматьс€ богословием, а точнее, догматикой, человек нуждаетс€ в сильной вере. ¬ера, в смысле уверенности, а не как предположение или доверие. ¬спомним слова св. ап. ѕавла в его послании к ≈вре€м (гл. 11:1) Ђ¬ера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимомї.

»сход€ из этих слов, хочу с €сным сознанием подчеркнуть, что в основе любого богослови€, в том числе и догматического, лежит вера, как руковод€щий и движущий фактор.

-  ак ¬ы считаете, каким образом можно укрепить и разжечь веру?

- „еловек либо носит веру в себе, либо нет. ѕо моему личному мнению, любой человек уже с рождени€ хранит в себе религиозное чувство. ќно не привноситс€ извне. „еловек рождаетс€ с ним. » насколько это чувство будет развито, культивировано и выражено, или останетс€ неразвитым, зависит от социальной, семейной, экономической среды. «десь движущими силами €вл€ютс€ именно те, которые просвещают людей в области веры, те духовники и мир€не, которые занимаютс€ этой проблематикой. ќни должны, прежде всего, нести в себе веру, и своими словами и делами привлекать к себе остальных.

- ¬ы говорите, что мир€не и духовники должны разжигать веру.  ак ¬ы прокомментируете обвинени€, что современное богословие €вл€етс€ самодовольным, искаженным, модернистским?

- ћен€ не интересует, кто так думает. Ќаше богословие, не только в своей основе, но и, в общем, остаетс€ православным. „то означает Ђискаженное богословиеї? Ёто пон€тие пустое. Ќеужели на Ѕогословском факультете преподают Ђискаженное богословиеї? Ќовое Ц да, в смысле обновление €зыка богослови€ в соответствии с потребност€ми современного человека. Ёто обновление не означает изменение сути богослови€. ¬едь мы не можем говорить на €зыке 50-60 летней давности, потому что иначе останемс€ непон€тыми. ¬ этом смысле, обновление €зыка сочетаетс€ с сохранением сущности богослови€.

- ј какие опасности и искушени€ сто€т перед современным болгарским ѕравославием?

- Ќе знаю, насколько их можно назвать опасност€ми или искушени€ми.  онечно, есть факторы, в той или иной степени мешающие православию и православному богословию сегодн€. ¬о-первых, прошедший почти 50-летний период марксизма-атеизма привел к тому, что большинство людей €вл€ютс€ религиозно непросвещенными. » вызов времени здесь состоит в том, чтобы просвещать самих православных христиан. я бы назвал это не опасност€ми, а трудност€ми.  роме того, современное поколение очень секул€ризировано. ¬ своей жизни оно больше внимани€ удел€ет рациональному.

ѕравославию есть, что делать. », скорее всего, € принимаю это как вызов, но в положительном смысле слова. ≈сть раздражители, которые стимулируют или активизируют нашу де€тельность. ≈сли провести сравнение Ц в эпоху ¬селенских соборов люба€ ересь была таким стимул€тором дл€ активизации де€тельности ÷еркви. —егодн€ не так уж много новых ересей, но в общественном сознании очень силен рациональный элемент.

- ’орошо, в таком случае расскажите, какие вызовы сто€т перед догматическим богословием?

- ќни есть, и их нет. ≈сли подойти к ƒогматическому богословию со стороны разума, это будет очень сильный вызов. Ќо если пойти путем веры, никакого вызова нет. ћои личные впечатлени€ от студентов, которым € преподаю, и которые подход€т к ƒогматическому богословию с верой, что они не ищут рациональных доводов, чтобы обосновать ту или иную истину веры. –аз она в области веры, то ее воспринимают не разумом, а сердцем. ≈сли ее можно объ€снить рациональным путем, она перестает быть истиной веры. ¬ этом смысле, ƒогматическому богословию сегодн€ преп€тствует этот самый сильный рационализм. — другой стороны, если есть вера, о которой € говорил в начале, то у ƒогматики нет вызовов. Ќаоборот, в свете —в€щенного ѕисани€ и ѕредани€ она изъ€сн€ет эти истины без рационального анализа, в строго православном церковном духе.

- Ќа пороге праздник столпов богослови€ св€тых “рех св€тителей. ќни, однако, объ€сн€ли веру рационально.

- Ѕезусловно, они столпы богослови€. ќни творили богословие, но не рациональное, а ове€нное силой веры. –ациональный элемент не исключаетс€, но они рассуждают рационально, исход€ из своей веры. » тогда уже между таким разумом и верой нет противоречи€.  огда изъ€сн€етс€ догмат о —в€той “роице, св. √ригорий Ѕогослов дает замечательные определени€, в основе которых как будто есть рациональный элемент, но которые базируютс€ на вере.

- ¬ своей книге Ђѕравославна€ цивилизаци€ в глобальном миреї российский автор јлександр ѕанарин пишет о столкновении цивилизаций. ћожем ли мы говорить о столкновении ѕравослави€ с миром?

- я бы назвал это расхождением, а не столкновением. ¬прочем, вызывает сомнение сам термин Ђѕравославна€ цивилизаци€ї.

ѕравославна€ ÷ерковь формирует национальные культуры и ценности, но ведь не оформл€ет свою цивилизацию и культуру. ¬ Ѕолгарии и в ≈вропе мы наблюдаем активное присутствие ислама, но это € назвал бы не столкновением, а большим расхождением ислама с ѕравославием. ¬ этом отношении необходимо более тесное сотрудничество с другими двум€ основными христианскими конфесси€ми Ц католицизмом и протестантизмом. Ёта проблема стоит и перед ними. Ќедавно слышал новость, что через 50 лет на «ападе будет 23-25 % мусульман, и это должно активизировать христианство. «десь уместно сказать: не только ѕравославие, но и христианство в целом. ћы не должны конфликтовать, объ€вл€ть войну, наша задача - разъ€сн€ть христианам те ценности, которые хранит наша вера. ѕусть ислам раскрывает свои достоинства своим верующим, но если христианство не активизирует свою де€тельность, существует опасность того, что много Ђлатентныхї или формальных христиан перейдет в ислам. –ечь, конечно, идет не только о так называемых гастарбайтерах, но об индифферентных люд€х, которые и не католики, и не протестанты. ѕочему бы им не стать мусульманами? ≈сть случаи, особенно среди христиан-протестантов, когда люди станов€тс€ мусульманами от снобизма.

- ¬ы были гостем-профессором в ћюнхенском университете в √ермании и лично наблюдали за этими процессами.  ак думаете, подобный прогноз оправдаетс€?

- ¬ √ермании мусульмане располагают солидными материальными средствами, покупают земельные участки и стро€т мечети, где хот€т. ќткрывают свои школы. ƒо конфликтов не доходит, потому что есть свобода вероисповеданий. Ќет немецкого закона, запрещающего какую-нибудь религиозную общность (не говорю о некоторых крайних, нехристианских агрессивных религиозных общност€х, таких как Ђ—видетели »еговыї, Ђ÷ерковь саентологовї и др.). ∆ивущие там мусульмане в большой степени адаптируютс€ к местным нравам, культуре, менталитету, и так достигаетс€ слаженность их де€тельности.

- Ќе €вл€етс€ ли ислам там Ђбомбой замедленного действи€ї?

- “рудно сказать. ѕока ислам не агрессивенЕ

-  ак ¬ы прокомментируете протесты во всей ≈вропе, начатые французскими мусульманами, а позже поддержанные ѕапой –имским, против запрета носить религиозную символику в общественных местах, и, соответственно, само решение запретить религиозную символику?

- ћне это не импонирует. ѕочему мен€ надо ограничивать? я хочу носить соответствующую эмблему своей религиозной общности. ћожно ли военным запретить носить униформу? Ќельз€! ѕо-моему, это не смущает остальных.

- –аньше отец Ѕо€н —арыев[2] предсказывал, что ожидаетс€ столкновение между мусульманами и христианами. —лава Ѕогу, подобного пока не происходит. ј каковы ¬аши прогнозы?

- ¬ –одопах существовало радикальное исламское течение, но оно не нашло почву. ƒумаю, о нем и говорил отец Ѕо€н —арыев. Ёти люди настраивали местных мусульман на агрессивную позицию. я бываю в городе  ырджали и наблюдаю мирное сожительство представителей различных конфессий. “акого фанатизма сегодн€ нет. »ли, по крайней мере, нет у нас в Ѕолгарии.

- ¬ начале ¬ы упом€нули о  онгрессе высших богословских школ, прошедшем в —офии; ¬ы были и председателем богословской комиссии. –асскажите о различи€х или, точнее, о нюансах каждой из представленных богословских школ.

- я не могу говорить обо всем богословии, поставлю акцент только на ƒогматическом богословии. ћежду нами, преподавател€ми-догматистами в православных богословских школах, нет различий. » нельз€ их искать, ибо речь идет о проблемах веры. ћожно говорить о нюансах в способах выражени€ учени€. Ќапример, архимандрит »устин ѕопович из —ербии написал трехтомную ƒогматику, в которой присутствует больше библейских и св€тоотеческих мотивов. ќтец проф. ƒумитру —танилоае из Ѕухареста тоже представил трехтомную ƒогматику, насыщенную очень глубокими мысл€ми, но как будто с чуть больше выраженным рациональным элементом. Ёто нюансы. Ќо по сути отличий нет. ѕо-другому обстоит вопрос с ÷ерковной историей, отражающей только внешнюю сторону жизни ÷еркви, а не сущность, как в ƒогматике.

- ¬ начале XX-ого века философ ¬ладимир —оловьев дал мрачный прогноз, что ѕравославие превратитс€ в музей старины. ќбречено ли ѕравославие на такую участь?

- ¬ыскажу одну Ђеретическуюї мысль. ѕравославие всегда было музеем старины. ј мы знаем, что музеи не хран€т предметы, которые можно найти в магазинах. Ёкспонаты музе€ ценны, когда они оригинальные, а не копии. » чем древнее они Ц тем ценнее. ¬ этом отношении ѕравославие есть музей, в котором хран€тс€ христианские ценности Ц такие, какими их дали нам »исус ’ристос и апостолы. —оловьев Ц человек прокатолической ориентации. Ќо это очень высока€ оценка ѕравославию. »стины веры сохранились неизменными, и в этом смысле, оно Ц Ђмузейї.

- ј благодать, освещающа€ человеческую жизнь, - возможно, именно об этой благодати говорит ¬ладимир —оловьев?

- ¬ ѕравославной ÷еркви Ѕожественна€ благодать, котора€ даетс€ человеку через таинства, имеет исключительно важное значение в жизни христианина. ѕо-моему, ÷ерковь без благодатной жизни не €вл€етс€ и не может быть ÷ерковью. — другой стороны, така€ благодатна€ жизнь возможна только в ÷еркви. “ак, например, в таинстве —в€щенства говоритс€, что благодать Ѕожь€ лечит немощное и восполн€ет недостающее.

- √овор€ о благодати, нельз€ не спросить о ¬ашем отношении к экуменическому движению. Ѕлагодать нельз€ измерить количественно, но как обстоит вопрос ее наличи€ или отсутстви€ в других христианских вероисповедани€х?

- Ёто стало банальным вопросом. ћногое было сказано и теми, и этими. Ѕольше всего негативного, но не нового. Ќекоторые православные экуменические де€тели переход€т на другую сторону. я не хочу их судить. “олько хочу напомнить, что первые участники этого движени€ в 20-тых годах прошлого века были пионерами. Ќужно вспомнить болгарских православных де€телей этого движени€ Ц протопресвитера —тефана ÷анкова, митрополита —офийского —тефана, митрополита ¬рачанского ѕаиси€. ќни были заметными фигурами в истории ѕравославной ÷еркви. ”пом€ну и одного из моих предшественников, проф. »лию ÷оневского, чь€ глубока€, сильна€ и чиста€ православна€ вера, чье человеческое отношение всегда служили образцом дл€ студентов. ќн тоже участвовал в экуменическом движении. » сейчас нельз€ просто так махнуть железной рукой и сказать, что они тонули в заблуждении. —ейчас наблюдаетс€ некоторое извращение первоначального замысла экуменизма. ѕришла пора задуматьс€ об объединении, а не разграничении. ќднако речь идет не о вопросах веры. » уж тем более речь не идет о компромиссах с чистотой веры, но о сотрудничестве, например, в социальной де€тельности.  огда мы работаем по отдельности, успех будет небольшим, а когда трудимс€ вместе Ц результатов будет больше. ¬ этом € не вижу ничего плохогоЕ ¬ конце концов, нам нужно посмотреть на другого, как на нашего брата или сестру, а не как на врага. ¬едь мы же созданы по Ѕожьему образу, и все мы брать€ и сестры. Ѕрать€ и сестры могут ругатьс€, но могут быть и полезными друг другу. Ёто, прежде всего, их личный выбор.

-  ак ¬ы прокомментируете сн€тие ¬селенским патриархом анафем в 1965 г., а также за€вление его приемника, что ¬селенска€ ѕатриархи€ уже считает действительным крещение немецкой ≈вангельской Ћютеранской ÷еркви?

- ƒа, это произошло 8 декабр€ 1965 г. - ѕапа –имский сн€л анафему в –име, а ѕатриарх в  онстантинополе сн€л анафему 1054 г. Ёто было неправильно со стороны ¬селенского патриарха. ѕапа может так сделать, потому что Ђнад ним Ц только Ѕогї. Ќо ¬селенский патриарх есть первый среди равных. ” него не больше правомочий, чем у других предсто€телей. » если у него было такое намерение, он должен был требовать согласие у других предсто€телей, так, как это сделал  онстантинопольский патриарх на соборе в 1054 г.

- Ёто означает, что ¬ы не принимаете такое Ђединоличноеї сн€тие анафемы против –има?

- Ќет, не принимаю. Ёта анафема не была наложена единолично, и не может быть единолично сн€та. ’от€ сн€тие анафемы не решает проблему. ѕри этих сущностных различи€х, даже если все анафемы исчезнут, отличи€ между нами и католиками останутс€ <Е>

- » в конце, по традиции, ¬аши пожелани€ нашим читател€м.

„итать и обогащатьс€. Ёто пожелание не только к читател€м, но и ко всем, - мы должны стремитьс€ жить так, как проповедуем.


ѕеревод с болгарского Ќикола€ ѕетрова


[1] 9.IX.1944 Ц приход к власти коммунистического режима

[2] ќтец Ѕо€н —арыев Ц православный св€щенник, развивающий активную просветительскую и крестительскую де€тельность, особенно в регионах с преимущественно мусульманским населением (болгары, насильственно прин€вшие ислам под давлением турок)

–елиги€ Ѕ√

3 феврал€ 2005 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0