ѕольска€

’рам над ѕросной

¬ 1866 г. генерал-лейтенант  раснокутский получил в наследственное владение от императора јлександра II р€д фольварков в ¬елюньском пов€те, среди которых был и ’русьцин. ÷арь щедрым даром выразил ему благодарность за самоотверженное участие в подавлении январского восстани€ 1863 г. ‘акт этот составл€л предмет гордости дл€ новых владельцев Ц потомков генерала. ѕам€тную доску, извещавшую о царском даре, еще в 1930-е годы можно было увидеть на стене усадебного строени€. Ќасто€щими же хоз€евами имени€ стали дочь генерала “ать€на и ее муж, тоже генерал, »ван Ћопухин, происходивший из старинного российского рода. ” супругов сложились добрые отношени€ с местным населением. ћногие коренные жители пол€ки работали в имении, Ћопухины хорошо к ним относились, говорили с ними по-польски и обучали этому €зыку своих детей.

»менно Ћопухины построили в своем имении в последней четверти XIX века каменный усадебный дом в стиле эклектики, окруженный парком, Ц его называли Ђзамокї, Ц а метрах в двухстах возвели небольшую домовую церковь, которую посещали также православные работники имени€ и солдаты расположенной поблизости части, охран€вшие границу. ћестные кресть€не вспоминали потом о “ать€не Ћопухиной, как о женщине глубоко верующей. ќни видели, как она ежедневно ходила в церковь и молилась там в уединении. ’рам был ухоженным. Ќезадолго перед первой мировой войной его расписали. —о стен на мол€щихс€ взирали св€той √еоргий, сражающийс€ со змием, евангелисты и ангелы. ƒата, 22 сент€бр€ 1913 года, упом€нута€ в одном из письменных источников, как день осв€щени€ церкви, веро€тнее всего, относилась ко дню осв€щени€ росписей.

÷ерковь в ’русьцине строилась прежде всего как родова€ усыпальница. Ћопухины заранее оборудовали в ней крипты Ц места своего вечного упокоени€. ¬ одной из них был похоронен их сын. ћальчик утонул в болоте при невы€сненных обсто€тельствах; произошло это, веро€тнее всего, в 1903 году. ¬ его поисках прин€ли де€тельнейшее участие местные жители, в том числе и участники добровольной пожарной дружины из Ѕолеславца, которую возглавл€л Ћопухин. “ать€на Ћопухина, в благодарность пожарным, за то, что они обнаружили тело ее сына, собственноручно вышила дл€ них знам€ с изображением св€того ‘лориана. —лужило оно вплоть до 1957 года, а теперь хранитс€ с уважением к пам€ти его создавшей.

»мени€ Ћопухиных, к счастью, не были разграблены или бессмысленно уничтожены после революции. ¬ независимой ѕольше в замке был размещен детский дом, а затем интернат сельскохоз€йственного училища дл€ девочек. ÷ерковь вплоть до начала ¬торой мировой войны посещала горстка православных, сюда изредка наезжал Ђпоп с ¬елюн€ї.

¬ойна также не принесла с собой никаких разрушений, в замке разместили дом отдыха дл€ немецких офицеров-фронтовиков. ѕосле освобождени€ в нем открыли школу. ¬ 1952 году был организован дом дл€ престарелых, который действует до сих пор. ÷ерковь стали использовать как часовню дл€ умерших. “олько в 1970-х годах какой-то чиновник за€вил, что нельз€ направл€ть государственные деньги на поддержание церковных строений, тем более, неизвестно кому принадлежащего храма. ÷ерковь, находившуюс€ в хорошем состо€нии, с сохранившимс€ иконостасом и церковной утварью, забросили. ƒаже не заперли дверей. ≈е не разграбили, не опустошили Ц просто так и оставили медленно разрушатьс€. –азобрали дерев€нный забор на кирпичном фундаменте, звонница обрушилась сама по себе. Ѕыла она тоже дерев€нной, колокола с неЄ сн€ли немцы еще в 1918 г. ќт православного кладбища при церкви не осталось ни одного надгробного пам€тника, да и контуры самих могил уже едва прослеживаютс€. »з самой церкви постепенно исчезали иконы, которые забирали с собой блуждающие Ђэкскурсантыї. ќт иконостаса осталс€ один металлический каркас. ¬ окнах Ц выбиты стекла. ƒаже настенные росписи претерпели ущерб: на высоту подн€той руки их покрыли бесчисленные глупые и оскорбительные надписи.  то-то в поисках каких-то церковных сокровищ разбил плиты, покрывавшие крипты.  азалось, храм уже ничто не спасет, все равнодушны к его судьбе.

  счастью, в Ѕолеславце нашлось несколько неравнодушных людей, забивших тревогу. ¬едь на глазах у всех гибнет удивительный пам€тник прошлого, какого нет нигде в окрестности. Ћюди опомнились - в июне 1989 года церковь вошла в реестр пам€тников старины, и на ее двер€х повесили замки. ѕрежде объект был исследован и описан в индивидуальной карточке. »з нее мы узнаем, что церковь имеет полезной площади 44,39 кв. метра, крыта жестью. —оставитель карточки шаг за шагом описывает все утраты, какие нанесли врем€ и люди Ц на стенах, сводах, лестницах, двер€х и окнах, утвержда€ все же, что их можно восстановить. ’рам требует прежде всего ремонта Ц только вот кто должен за это заплатить?

ѕравославна€ ÷ерковь в ѕольше, естественный опекун св€тыни, до недавнего времени ничего не знала о существовании храма. ¬ изданной несколько лет назад книге  . —окола и ј. —осны Ђ упола над ¬ислойї, посв€щенной православным церкв€м в ÷арстве ѕольском, говоритс€, что часовн€ в лесу Ђне сохранилась до нашего времениї.

»звестие о ней дошло до отца ћирослава ƒрабюка, к приходу которого относитс€ и территори€ храма, довольно необычным образом. ≈му показали открытку, изданную сельскохоз€йственно-туристическим предпри€тием пана –ышарда “уза из ’русьцина.  ак одна из исторических достопримечательностей, на ней красовалс€ фасад церкви. “ребовалось только пойти по указанной тропе.

ќказалось, у церкви много друзей, давно про€вл€вших заботу о ее сохранении; среди них, нар€ду с –. “уза, который водит к церкви группы туристов и стараетс€ вызвать среди них понимание важности проблемы, есть также ”ршула ƒели, директор ƒома престарелых в ’русьцине-«амку (так теперь пишетс€ название местности). ѕосле пожара 1993 года она старательно восстановила здание ƒома и его интерьеры. ”пом€нем также ѕетра «аваду, историка и директора школы в соседних ∆джарах, хран€щего пам€ть о прошлом этой местности, войта гмины Ѕолеславец —тефана ѕетраса.  аждый из них сообщил ценную информацию о церкви, замке и семействе Ћопухиных, каждый хотел бы вернуть церкви ее прежний облик и ее истинную роль. » что с того, что в окрестност€х на рассто€нии нескольких дес€тков километров живет только несколько православных верующих. ’рам над ѕросной сам по себе сокровище.

Дорота Высоцкая

ѕеревод с польского ¬ладимира ћухина. ЂPrzeglad Prawoslawnyї, €нварь 2005 г.

14 феврал€ 2005 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0