√рузинска€

÷ерковные соборы в «ападной √рузии в XVI-XVIII вв. и их борьба с работорговлей

÷ерковные соборы в «ападной √рузии, имевшие место в XVI-XVIII вв., в большинстве своЄм были направлены на исправление местных обычаев, несовместимых с христианской нравственностью Ц прежде всего, св€занных с работорговлей и захватом феодалами церковных земель.

— XIV века √рузи€ находилась в состо€нии раздробленности, цари двух еЄ частей и правители отдельных кн€жеств противодействовали друг другу, а порой даже воевали между собой. ¬следствие внешних нестроений и внутренних неур€диц грузинские царства и кн€жества в первой половине XVI века обеднели и пришли в полный упадок.

÷арь Ѕаграт III (1510-1565)
÷арь Ѕаграт III (1510-1565)
¬ √рузии наступил жесточайший экономический кризис, и ввиду почти полного прекращени€ торговли производимыми в стране товарами и продуктами, началась продажа рабов в “урцию и ѕерсию. Ёто про€вилось, главным образом, в «ападной √рузии при »меретинском царе Ѕаграте III (1510-1565) [1].

ѕротив этой варварской практики торговли людьми и были направлены решени€ состо€вшегос€ в »меретии церковного собора. Ќеизвестно, где конкретно происходили заседани€ собора, это не указано в актах, но веро€тно, что это было в столице »меретии Ц  утаиси. “акже не указан год созыва собора, который можно лишь приблизительно отнести ко времени правлени€ католикоса ≈вдемона I (между 1557 - 1578 годами) [2].
Ќа соборе присутствовали: ћцхетский католикос (кто именно также неизвестно), јбхазский католикос ≈вдемон I,  утаисский митрополит —имеон, √аэнатский архиепископ јнтоний, ƒрандский митрополит ‘илипп, архиепископ ÷агерский  озман, архиепископ ’онский «ахари€, архиепископ ÷аишский  ирилл, епископ Ќикорцминдский »оаким, а также „кондидский, Ѕедийский митрополиты и ћоквский архиепископ.

Ќа этом соборе было запрещено продавать пленных, а также были осуждены: грабеж церквей и похищение икон, человекоубийство, кража, расхищение монастырских и церковных вотчин, нерадение духовенства к своему служению, нарушение законов о родстве и другие преступлени€ против принципов христианской нравственности. Ёти постановлени€ также называютс€ Ђ«аконы католикосовї[3].

ѕостановлени€ собора были таковы:

Ђ1. „еловек, продавший человека, будет ли знатный, или незнатный, кн€зь, двор€нин или кресть€нин, да будет от св€тых соборов прокл€т и отвержен.  то по точном розыске и исследовании окажетс€ продавцом человека, если выкупит и приведЄт проданного, заплатит штраф, по своему состо€нию, и церкви, и епископу, и господину его, а если не приведЄт, кто бы он ни был: кн€зь двор€нин или кресть€нин, ничто его не спасЄт, было бы незаконно его спасать, он должен быть повешен, а если кто за вз€тку не сделает это, да будет прокл€т от св€тых соборов и наказан по канонам апостолов.

2. ќтносительно взломщиков церкви мы так решили: кто церковь взломает и икону ограбит, да будет без суда повешен.

3.  то войдЄт в церковь и унесЄт еЄ имущество, тот да будет изувечен, а похищенное имение возвратит церкви.

4.  то убьЄт брата или отца, у того отсечь руку и изгнать его из родины.

5.  то украдкой убьЄт невинного человека, или путника, или стерегущего что-нибудь, тот да будет казнЄн.

6.  то учинит воровство, с того взыскать так, как это делали всегда.

7. ќ епископах мы постановили это: кто из них, не будучи больным, удалитс€ от своей церкви более 20 дней без разрешени€ и поручени€ своего патрона, или без надобности в обозрении своей паствы, не будет часто посылать хорепископа в свою паству и пещись о законе и делах иеромонахов, не будет хорошо пасти церкви своей паству, править ими и укрепл€ть их, по мере возможности не будет строить, и украшать свою церковь и оберегать еЄ имение, или, игнориру€ написанное в Ќомоканоне, или по неведению разрешит недозволенные браки за мзду, да будет прокл€т от св€тых соборов и наказан по канонам апостолов с удалением от своей церкви.

8. ≈пископ, который посв€тит диакона и св€щенника так, что тщательно не проверит, читает ли он ѕсалтирь, “ребник и другие книги, и не узнает, имеет ли он духовника, да будет прокл€т.

9. ≈пископ, который разрешит запрещЄнного другим епископом или посв€тит диакона или св€щенника другого епископа, да будет прокл€т.

10. ≈сли в чьей-либо епархии св€щенник не сам пойдЄт дл€ приобщени€ кого, а пошлЄт дл€ этого даже не диакона, а мир€нина, да будет ему воспрещено св€щеннодействие.

11. ≈пископ, оставивший в своей епархии такой случай без внимани€, да будет прокл€т.

12. ’орепископ, который не ходит из села в село и из церкви в церковь и не собирает у церковного входа прихожан, чтобы посредством допроса узнать, как они соблюдают праздники, посты, родство, кумовство и не исправит их, да будет прокл€т.

13. —опротивл€ющиес€ епископу и его хорепископу в достоверном разведывании о делах закона, да будут признаны виновниками пред царЄм.

14.  то из знатных, или незнатных, кн€зей, двор€н, или кресть€н воспротивитс€ епископу и не допустит хорепископа истинно разведать о делах закона, да будет прокл€т.

15. ≈пископ большой или малый, который в делах св€щенных и закона провинитс€ пред католикосом и по достоверности расследовани€ вы€снитс€, что католикос давал ему увещани€, но он не вн€л оным, да будет воспрещЄн в св€щеннодействии, а царЄм удалЄн от церкви.

16.  то из великих, или кн€зей, или двор€н, или кто по надлежащем розыске и расследовании окажетс€ изменником цар€, того, как определено соборами и апостолами и написано в Ќомоканоне, да будет наказан смертью.

17.  то будет злословить католикоса и епископа, того наказать так, как в Ќомоканоне предписано.

18. ≈пископ, который посв€тит недостойного в св€щенники и в диаконы или, вид€ недостоинство его, разрешит ему св€щеннодействие за мзду, будет прокл€т как —имон ¬олхв. Ќи епископ, ни наставник, ни насто€тель да не поставл€етс€ за мзду. ¬ таком случае по Ќомоканону прокл€ты и посв€тивший и посв€щЄнный.

19.  то обвинит в продаже человека и св€тотатстве невинного человека, а виновного оправдает, да будет прокл€т.

20.  то из великих или малых у церкви и монастыр€ отберЄт имение: село, виноградник, землю и дачи, кто бы он ни был, великий или малый, да будет прокл€т.

21.  то сие постановление, учреждЄнное апостолами и св€тыми соборами и утверждЄнное нами, подтвердит и исполнит, на того да сойдЄт благословение Ѕога, Ѕогородицы и св€тых соборов, св€тых апостолов и всех св€тых, равно и на семейство, дом, имение и землю его; того да ущедрит Ѕог всеми благами, дл€ человека сотворЄнными.  то же сие не одобрит, власти соборной церкви воспротивитс€ и нашего учени€ не соблюдает, тот да будет св€зан от св€тых соборов, от св€тых апостолов и от всех св€тых, на земле и на небе, и да постигнет его трепет  аина, удавление »уды, поражение громом ƒиоскора, потопление исполинов, сожжение содомл€н, проказа √иези€, поглощение ƒафана и јвирона, посрамление  ристенти€ и ‘авина и участь всех, отрекающихс€ от ’риста.

22.  то из знатных, кн€зей, двор€н или кресть€н женитс€ на невестке, тот да будет прокл€т от Ѕога, от св€тых ≈го, от семи соборов от св€тых апостолов. ћужчину и его жену Ц невестку пусть зальют известью по сию и по ту сторону, а сделавшие это будут от нас благословлены.

23.  то оставит свою жену без причины, тот, как прокл€тый св€тыми апостолами, да будет наказан смертьюї [4].

‘реска храма горного монастыр€ ¬ардзиа
‘реска храма горного монастыр€ ¬ардзиа
  сожалению, работорговл€, осуждЄнна€ первым пунктом постановлений  утаисского собора, продолжалась в «ападной √рузии и в последующее врем€. ÷ерковь удел€ла борьбе с этим злом много внимани€ и посто€нно пыталась пресечь любые попытки продажи человека человеком. Ќо раздробленное на несколько кн€жеств »меретинское царство, не могло остановить вражду владетельных кн€зей между собой. ≈е результатом были войны с последующей продажей пленных в рабство. “урци€ же способствовала этому, так как ей было выгодно в качестве подати вывозить местное население в качестве рабов.

¬ одном документе 1654 года некий ѕерозишвили за€вл€ет: Ђѕусть буду виновным сначала пред Ѕогом, а потом пред царЄм –остомом, Е если ту девочку или продам, или отдам кому-нибудьї [5]. ќт XVII столети€ таких документов дошло до нас достаточно много. Ќо несмотр€ на принимаемые меры, торговл€ пленниками имела в «ападной √рузии широкое распространение.

ѕравитель ћегрелии, Ћеван ƒадиани, (1611-1657), покорив јбхазию, склонил на свою сторону правител€ √урии  айхосро и начал открыто нападать на »меретию, вражду€ против цар€ √еорги€. ќтмеча€ это в Ђ»стории »меретииї, царевич ¬ахушти Ѕагратиони говорит, что мегрельские и гурийские воины тайно продавали туркам пленных и брали за это деньги [6].

ƒругой документ начала XVII века говорит о том, что монах √ареджийского монастыр€ ¬иссарион был послан в √урию, чтобы посоветовать владетелю этого кн€жества ћамии прекратить продажу пленных. ћами€ √уриели дал кл€тву, что ни он, ни его поданные не продадут пленных, хот€ и оговорилс€: если только это не потребуетс€ дл€ защиты страны от вторжени€ непри€тел€,или дл€ избавлени€ от притеснени€ врага, равно как и дл€ удовлетворени€ насущных нужд [7].

»ерусалимский ѕатриарх ƒосифей писал јбхазскому католикосу √ригорию II Ћорткипанидзе в 1701 г. письмо с предложением созвать собор и вновь воспретить на нем продажу пленных [8]. —уществует документ, данный католикосу √ригорию II правителем ћегрелии, Ѕежаном ƒадиани, и –ачинским эриставом Ўошитой в 1707 г., в котором эти кн€зь€ за€вл€ют, что они продавали пленных, но больше этого не допуст€т [9].

¬ 30-40-х годах XVIII в. феодалы ¬осточной √рузии, руководимые желанием добитьс€ свободы и независимости, вели борьбу с турками, персами и лезгинами. ¬ «ападной √рузии они действовали и против »меретинского цар€ јлександра V (1721-1751). ¬о главе восточно-грузинских феодалов сто€л правитель ћегрелии ќти€ ƒадиани, которого поддерживали кн€зь€ из других провинций. ќни дважды побеждали и низлагали јлександра V, но он с помощью турок вновь возвращалс€ на трон. ѕосле его смерти в »меретии воцарилс€ —оломон I (1751-1784). ¬ это врем€ вс€ «ападна€ √рузи€ полностью находилась под контролем “урции. ¬се крупные крепости были в руках турецких гарнизонов.

“ака€ политическа€ ситуаци€ негативно отражалась и на церковных делах.  утаисска€ и ’онска€ епархии закрылись, а церковные имени€ захватили светские лица. ¬виду создавшегос€ положени€, по инициативе цар€ —оломона I, в 1759 г. в  утаиси был созван собор. Ќа нЄм присутствовали: католикос ¬иссарион Ёристави, „кондидский митрополит √авриил ƒадиани, √аэнатский митрополит »осиф Ѕагратиони, Ўемокмедский митрополит Ќиколай √уриели, ÷агерский митрополит √ригорий ƒадиани, преосв€щенный »осиф, Ќикорцминдский митрополит Ќиколай, ƒжуматский митрополит ƒаниил, ’иноцминдский митрополит ћихаил, ÷аишский митрополит, Ѕедийский митрополит ћаксим »ашвили, а также грек-митрополит √ерман. Ќа соборе также присутствовали архимандриты и игумены монастырей, св€щенники и диаконы.

√елатский монастырь, XII в.
√елатский монастырь, XII в.
—обор постановил:

Ђ1. ќткрыть в  утаиси упразднЄнную епископскую кафедру и избрать на неЄ епископом ћаксима јбашидзе.

2. ѕрисвоившие церковные имени€ должны вернуть их ÷ерквиї [10].

»сполн€€ постановлени€ этого собора, –ачинский кн€зь –остом Ёристави возвратил церкви отобранную вотчину [11].

¬ 1761 году при —оломоне I в  утаиси был вновь созван собор. Ќа соборе присутствовали: католикос ¬иссарион, √аэнатский митрополит »осиф, „кондидский митрополит √ригорий,  утаисский митрополит ћаксим, Ўемокмедский митрополит Ќиколай, ƒжуматский митрополит ƒаниил, Ѕедийский митрополит ћаксим, архиепископ —имеон из »ерусалима, насто€тели монастырей, столпник √ерман и светские лица.

”частники собора постановили:

1. ¬озобновить упразднЄнную ’онскую епископскую кафедру и поставить на нее бывшего ћровского митрополита »осифа ћачабели.

ћоквинский храм, 965 г.
ћоквинский храм, 965 г.
2. ”законить то, чтобы в ’онской епархии в пользу ÷еркви и духовенства кресть€не платили столько, сколько платили в  утаисской, √аэнатской и „кондидской епархи€х [12].

¬ 1777 г. католикос ћаксим II јбашидзе созвал церковный собор, на котором снова была осуждена продажа рабов. —огласно решени€м собора, правитель √урии √еоргий дал обещание: ЂќтлучЄнного вами, мы не будем принимать, и не будем иметь с ним общени€, ни есть с ним, ни пить, и будем смотреть на него, как на бешеную собаку, и сколько будет возможно, постараемс€ вредить ему. » если обещание это нарушу, то да буду св€зан вами и вашим соборомї [13].

“акже, до присоединени€ к –оссии, в «ападной √рузии созывались ещЄ два собора. ќни проходили под председательством „кондидского митрополита јнтони€ в 1792 и 1794 годах [14]. Ёти соборы также касались продажи пленных и на основании их решений, правитель ћегрелии ƒадиани дал обещание предать нарушител€ митрополичьему суду [15].

÷ерковь в ѕицунде, ’ в.
÷ерковь в ѕицунде, ’ в.
Ќа основании рассмотренных свидетельств можно сделать вывод, что главными темами, регул€рно обсуждавшимис€ на соборах XVI-XVIII вв., были продажа людей в рабство в “урцию и борьба за сохранение церковной собственности. ћалое количество письменных источников не даЄт возможности более детально рассмотреть все аспекты борьбы ѕравославной ÷еркви с этими €влени€ми.

ќднако такой сборник как Ђ«аконы католикосовї, более или менее, даЄт представление об уровне затрагиваемых вопросов церковной жизни при католикосе ≈вдемоне II. «десь видно совместное действие цар€ и католикоса при созыве церковных соборов, обусловленное тем, что государство имело особое попечение и заботу о ÷еркви, а католикос служил интересам царской власти.

 ак видно из актов соборов, их участниками в √рузии были духовные лица и мир€не Ц в лице цар€ и представителей знати. ќднако многочисленные отступлени€ грузинских феодалов от канонов ѕравославной ÷еркви и христианской нравственности показывают, сколь неглубокой зачастую была их религиозность и воцерковленность. Ћична€ выгода и стремление к власти при поддержке иноверной “урции часто вынуждали их отрекатьс€ от следовани€ учению ÷еркви. ѕри таких услови€х католикосы «ападной √рузии были единственными, кто посто€нно боролс€ с описанными пороками, которые можно квалифицировать как предательство своего народа и родного государства. —видетельства заботы со стороны ÷еркви о своей пастве, вз€тых в плен и проданных в рабство люд€х мы неизменно находим в де€ни€х соборов западно-грузинского  атоликосата в период XVI-XVII столетий.

Иеродиакон Давид Сарсания

—едмица.Ru

4 марта 2005 года

Примечания: [1] Ф.Жордания. Хроники и другие материалы для истории и письменности Грузии. Книга II-я. Тифлис, 1897. С.342-343. (на грузинском языке). [2] Грузинские Католикосы-Патриархи. Тбилиси, 2000. С.139-140. (на грузинском языке). [3] Там же. С.140. [4] Б.Ломинадзе. Каноны, принятые соборами Абхазского Католикосата. Вестник Гелатской Академии Наук. Кутаиси, 1996, №2. (на грузинском языке). [5] Ф.Жордания…Цит. соч. С.468. [6] Царевич Вахушти. История Имеретии. Жизнь Грузии. СПб., 1854. Ч.2. С.30. [7] Акты, собранные Кавказской Археографической Комиссией. Тифлис, 1866. Т.1. С.52-53. [8] К.Кекелидзе. История грузинской литературы. Тбилиси, 1960. Т.2. С.30-31. (на грузинском языке). [9] Грузинские Католикосы-Патриархи…Цит. соч. С.158. [10] Д.Пурцеладзе. Грузинские церковные гуджары (грамоты). Тифлис, 1881. С.137-139. [11] Акты…Цит. соч. Т.1. С.29. [12] Д.Пурцеладзе…Цит. соч. Гуджар от 1761 года. С.141. [13] Там же. Гуджар от 1777 года. С.152-153. [14] К.Кекелидзе…Цит. соч. С.132. [15] А.Хаханашвили. Крепостное право в Грузии до присоединения к России. Кутаиси, 1910. С.63. (на грузинском языке).
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0