јлександрийска€

ћы будем жить в –аю. „асть 1

ѕравославие в  онго

ћы будем жить в –аю. „асть 2
ћы будем жить в –аю. „асть 3

Ѕудучи в √реции, корреспондент нашего журнала ЂRoad to Emmausї вз€л интервью у конголезца о. ‘еотима ÷аласа, православного св€щенника, духовного сына о.  осьмы јсланидиса Ч Ђапостола «аираї из афонского монастыр€ √ригориат.

Ц ќ. ‘еотим, расскажите нам, пожалуйста, дл€ начала об истории первых христиан јфрики.

—разу необходимо сказать, что ни у кого не вызывает сомнений: ’ристос в —воей земной жизни бывал в ћесопотамии и ≈гипте, т. е. на территории всего двух континентов, один из которых Ч јфрика. ƒл€ нас это неоценимый знак благословени€ Ѕожи€.

ƒалее. –имл€нам, ведшим ’риста на расп€тие, нужно было найти неиуде€, чтобы помог нести крест. “ребовани€ ритуальной чистоты запрещали иуде€м даже прикасатьс€ к кресту. ѕоэтому, увидев темнокожего человека, они решили, что он точно иностранец, остановили его и велели вз€ть крест. Ётим человеком оказалс€ —имон  ирине€нин из страны, ныне называемой Ћиви€. ¬ ≈вангелии от ћарка сказано, что у —имона было двое сыновей, –уфус и јлександр. ѕо православному преданию, одним из двух учеников, встретивших √оспода на пути в Ёммаус после его ¬оскресени€, был  леопа, а вторым Ц сын —имона јлександр.

Ц Ѕыл ли —имон последователем √оспода уже к моменту ≈го расп€ти€?

Ќет, он оказалс€ там случайно. ќн не мог находитьс€ р€дом с √осподом, ходить за ним, поскольку иудейска€ традици€ запрещает иностранцу, человеку чужой крови, принадлежать к религиозной группе иудеев. ќднако многие иноземцы, Ч вспомним римского сотника и женщину-ханане€нку, Ч знали о ’ристе, хот€ и не входили в круг ≈го учеников. “о есть существует веро€тность, что дети —имона были последовател€ми ’риста, так сказать, "на рассто€нии". ¬ любом случае, в тот день на пути в Ёммаус јлександр не был просто прохожим. ќн уже был как-то св€зан с христианской общиной, ведь он говорил с  леопой о ’ристе.

 роме того, в главе 13 ƒе€ний апостолов упоминаетс€ —имеон, называемый Ќигер (то есть чернокожий), а далее в ƒе€ни€х апостол ‘илипп наставл€ет в вере евнуха эфиопской царицы  андакии.

Ц Ќе могли бы ¬ы рассказать о распространении христианства в јфрике в более поздние времена? »звестно, что в —еверной јфрике жили отцы-пустынники. ƒалеко ли на юг проникло христианство в первые века по –ождестве ’ристове?

Ёто тема моей второй книги, написанной на греческом €зыке. —о дн€ основани€ евангелистом ћарком јлександрийской ÷еркви до наших дней, до нынешнего нашего патриарха ѕетра VII, было всего сто одиннадцать патриархов јлександрийских, последовательно смен€вших друг друга. »стори€ христианства в јфрике в письменном изложении зан€ла бы много томов.

Ќо почему св. ћарк считаетс€ основателем јлександрийского ѕатриархата? ѕочему его там прин€ли? ѕотому что его родители-иудеи имели африканские корни, их предки тоже жили в  иринее, вот он и отправилс€ проповедовать именно в јфрику. јфриканска€ ÷ерковь, јлександрийский ѕатриархат древнее, чем ÷ерковь √реции. ¬ чем причина? ¬ том, что св. ћарк оказалс€ в јлександрии до того, как св. апостол ѕетр отправилс€ в √рецию. »з-за этого јлександрийска€ ÷ерковь жила под началом патриарха уже в первом веке, когда в √реции толком и епископов-то еще не было. Ёто был первый период существовани€ христианства в јфрике.

ќднако, говор€ об јфрике первого века, мы не имеем в виду территории южнее —ахары, где в те времена еще не было городов. –азбросанные там и с€м мелкие племена жили так же, как коренные племена —еверной јмерики.  огда в —еверную јфрику впервые пришло христианство, население там в основном практиковало местные племенные культы, хот€ были и те, кто поклон€лс€ греческим и римским богам. ј к седьмому веку —еверна€ јфрика, конечно, не была на сто процентов христианской, но христианство уже прочно укоренилось в этих земл€х.

Ц √реческий историк и журналист √еоргий јлександру показал, что в первом веке множество людей путешествовало в јфрику южнее —ахары, т.к. торговые пути в этом направлении были весьма развиты и обширны.  ак ¬ы полагаете, могла ли посредством этих путей осуществл€тьс€ миссионерска€ работа?

¬полне могло быть, что некоторые христиане и до седьмого века шли южнее —ахары, но ни устных, ни письменных преданий, свидетельствующих об этом, нет, то есть мы попросту не знаем, что происходило на самом деле. ¬ седьмом веке началс€ долгий период войны между населением јфрики южнее —ахары и мусульманами, поэтому европейским христианам пути туда практически был заказан. јфриканцы, опаса€сь иноземного вторжени€, не пускали к себе иностранцев. » только по мере возникновени€ государств начала развиватьс€ торговл€ и обмен. “аким образом, первое упоминание о ’ристианстве в той части јфрики, о которой мы сейчас говорим, относитс€ к XVIII веку.

ѕри разрушении јлександрии исчезло множество раннехристианских текстов и письменных свидетельств. ѕоэтому исторический путь јфрики мы четко представл€ем себе лишь начина€ с семнадцатого века. — распространением ислама и вторжением арабов-мусульман на север африканского континента перед многими христианами и теми, кто еще держалс€ местных культов, встал выбор: прин€ть ислам или умереть. » христианам, и приверженцам местных религий приходилось спасатьс€ бегством. “огда-то и началась массова€ миграци€ на юг јфрики. ћногие умирали в пути. “е же, кто осталс€, смешались с арабскими завоевател€ми, вот отчего у нас в —еверной јфрике теперь живут мулаты. Ќынешние североафриканцы не €вл€ютс€, строго говор€, африканцами, причем во всех смыслах. Ёто смесь европейцев, африканцев и арабов-мусульман. ¬следствие наступлени€ ислама јфрика южнее —ахары вступила в новую дл€ себ€ эпоху.

Ц ј разве отцы-пустынники и ранние христиане —еверной јфрики не принадлежали к этому обществу, вместившему в себ€ множество культур? ¬едь јлександри€ и другие североафриканские города были центрами греко-римской культуры, вдоль всего побережь€ велась небывалых размеров торговл€.

ƒа, —еверна€ јфрика всегда выполн€ла роль плавильного котла, Ч африканцы веками смешивались с римл€нами, греками, евре€ми.

Ц „то произошло с христианами на юге после вторжени€ мусульман?

—в€той преподобномученик ћоисей ћурин (пам€ть 28 авг. / 10 сент.) —в€той преподобномученик ћоисей ћурин (пам€ть 28 авг. / 10 сент.)
ќдержав победу в политическом смысле, ислам не смог до конца искоренить христианство на севере јфрики. я уже говорил, что у нас, как и в »ерусалиме, сохранилось непрерывное преемство александрийских патриархов. ѕоложение оставшихс€ христиан было похоже на ту ситуацию, что сейчас сложилась в ѕалестине: христиан оттуда просто выдавливали; или в —аудовской јравии, где христианска€ ѕравославна€ ÷ерковь под запретом, хот€ небольшие группки христиан и могут собиратьс€ дл€ молитвы неофициально.

Ѕежавшие на юг либо сохранили свою христианскую веру, либо влились в местные €зыческие племена. Ѕольшинство из тех, кто осталс€ христианином, обосновались в Ёфиопии и Ёритрее, Ч странах, уже бывших в то врем€ христианскими. Ёфиопские христиане Ч это копты; их √осподь просветил, дав им письменность. ƒо того в јфрике южнее —ахары письменности не было, предани€ передавались из уст в уста. » только в Ёфиопии уже существовала письменность. ’ристиане, ушедшие дальше Ёфиопии, возможно, продержались еще несколько поколений, но в конце концов их вера растворилась в местных культах.

Ц Ќе осталось ли от тех раннехристианских времен каких-либо свидетельств?

Ќет, только в Ёфиопии. “ем не менее, услышав истину, африканцы очень легко станов€тс€ христианами. –елигиозность африканцев обращена к потустороннему миру, это в каком-то смысле сближает ее с ѕравославием.

Ц ’отелось бы потом еще вернутьс€ к этому вопросу, а пока позвольте несколько сменить тему и попросить ¬ас рассказать о том, когда и как ¬ы стали православным.

я из  онго, раньше эта страна называлась «аир. ¬ 1970-х годах в мой родной городок  олвези прибыли миссионеры из √реции, построили у нас церковь в византийском стиле. ѕо дороге в школу мы, дети, вс€кий раз проходили мимо нее и однажды, гл€д€ на кресты, решили зайти взгл€нуть, что там такое. ¬ерующие в том храме нам сказали: "ѕриходите в воскресенье на службу". я пришел на литургию и почувствовал умиление от службы. ¬ тот год мне исполнилось двенадцать. » € решил стать православным. ѕрошел катехизацию, прин€л крещение, мне дали крестик. ѕосле этого € отправилс€ домой и сообщил родным: "— этого дн€ по средам и п€тницам мы постимс€" (смеетс€).

ƒл€ африканцев ѕравославие Ч это вера, в которой люди пост€тс€ по средам и п€тницам. ≈сли все знают, что ты православный, то говор€т без тени сомнени€: "—егодн€ среда, он не ест". Ќо если ты ешь в среду и п€тницу м€со или рыбу, неправославные скажут: "ќн не православный, он лжец". —о временем вс€ мо€ семь€ прин€ла ѕравославие, кроме двоих старших братьев, которые к тому времени уже покинули родительский дом. –одители и восемь моих братьев и сестер стали православными.

ѕервым миссионером в  олвези был о. јмфилохий ÷ухос, он сейчас живет на –одосе. ≈му около семидес€ти лет. Ёто человек св€той жизни. ¬ 1986 г. две греческие монахини, помогавшие нам в јфрике, забрали с собой мою сестру ‘еклу в монастырь на остров  алимнос, и она прожила там 16 лет, став первой православной монахиней-африканкой. я тогда работал с о.  осьмой из јфонского монастыр€ √ригориат и был знаком с греческим епископом, возглавл€вшим семинарию в «аире. Ќесмотр€ на мой юный возраст, мне позвол€ли присутствовать на зан€ти€х, слушать. ¬ аудитории € молчал, но когда семинаристам предсто€ло сдавать выпускные экзамены, учител€ сказали мне: "≈сли хочешь, можешь тоже сдавать экзамены". я решил попробовать и все сдал.

“е, кто был постарше, стали св€щенниками, а мне по молодости лет епископ предложил поехать в √рецию учитьс€. «акончив среднюю школу в «аире, € сначала отправилс€ на јфон, в монастырь —имонопетра, а потом в епархию ѕиргос на ѕелопоннесе. “ам € выучил греческий €зык. ѕотом поехал изучать богословие в јфинском ”ниверситете.

” мен€ была мысль стать монахом, но родители перед смертью сказали: "“ебе нужно женитьс€". я никогда не заставл€л родителей беспокоитьс€ и теперь подумал: "≈сли € их сейчас ослушаюсь, они умрут опечаленными". » ответил: "Ћадно, выберите девушку, котора€ вам по душе, и пришлите ее ко мне. Ќо она должна знать, что € собираюсь стать св€щенником". ƒевушка пришла, и мы поженились. ”верен, что родители мои ушли в иной мир со спокойной душой.

ѕо воле Ѕожией € теперь св€щенник, живу здесь, в јфинах, служу в храме в честь св. апостола ‘омы. —естра ‘екла вернулась с миссией в «аир. ќна пишет иконы, шьет дл€ ÷еркви. ≈ще она пытаетс€ устроить в «аире скит, но это весьма непросто сделать.

ќтец  осьма јсланидис, апостол «аира

Ц ¬ы упом€нули об о.  осьме јсланидисе, которого называют "апостолом «аира". ¬ы были его духовным сыном? Ќе могли бы ¬ы рассказать о нем?

јпостол «аира о.  осьма јсланидис јпостол «аира о.  осьма јсланидис
ƒа, конечно. ѕо происхождению о.  осьма был грек, впервые приехал в «аир еще мир€нином. ≈го тогда звали »оаннис, а мы называли его янис. ќн построил у нас в деревн€х много церквей, и все его очень любили. ѕотом он вернулс€ в √рецию, стал иеромонахом и в 1977 г. оп€ть приехал в јфрику, во главе православной миссии. я тогда еще училс€ в школе, но он вз€л мен€ к себе секретарем. я жил с ним и еще несколькими молодыми людьми в миссионерском центре.  аждый из нас выполн€л какую-то свою работу.

ќ.  осьма был такой энергичный и мужественный человек, делал все очень быстро. ≈сли он говорил: "ѕодмети пол", то ожидал, что не успеет он закончить эту фразу, а ты уже схватишьс€ за щетку. √оворил: "Ќадо нам дров нарубить", рассчитыва€, что пока он будет вставать со стула, ты уже расколешь первое полено.

Ѕыл практичен, никогда не давал необдуманных обещаний и времени даром не тер€л. Ќачав строительство, планировал закончить его уже через пару мес€цев. ћне это по характеру подходило, а остальных, кто работал с ним, така€ система выматывала. Ќекоторые его не понимали, сетовали: "ќн все торопитс€, хочет все сделать в один миг". ƒругие же чувствовали, какой в нем дух, в том числе и €.

ѕланы и проекты о.  осьмы всегда успешно срабатывали. ≈го не останавливали ни нелегкие времена, ни неурочный час, ни погода, ни война, никакие другие преп€тстви€ и нужды. Ѕывает, человек говорит: "” мен€ голова болит" или "ѕогода плоха€" или "ћне тот-то мешает работать". ƒл€ о.  осьмы таких проблем не существовало. ќн был свободен, как пророк, ничто не могло его остановить. Ќаталкива€сь в поездках на блокпосты, выставленные в св€зи с политическими или гражданскими конфликтами, он не обращал на них внимани€ Ч просто ехал вперед, и все. ќстанавливалс€ перед заграждением, предлагал дежурным еду и говорил: "я на вашей стороне, € на вашей стороне". “акой он был человек, потому ему все и удавалось.

ћного раз € ездил с о.  осьмой по деревн€м.  уда бы он ни пришел, стара€сь рассказать местным жител€м о ѕравославии, везде про€вл€л большую любовь к люд€м, заботу о них. —обрал в городе множество реб€тишек, чтобы дать им образование. ќни ему были как родные, он переживал, когда они не делали уроков, не хотели учитьс€. ¬сегда говорил: " аждый день чуть-чуть продвигайс€ вперед, на один шажок".   сожалению, у этих деревенских реб€т был другой менталитет, а о.  осьма не отдавал себе отчет в том, что имеет дело с деревенской психологией. ќчутившись в городе и надев на ноги ботинки, а на руку часы, реб€та считали, что всего уже достигли и отказывались дальше учитьс€. √ородские же дети так не думали и старались учитьс€. ќ.  осьму подобное положение дел удручало, но он не опускал рук, был насто€щим отцом тем дет€м.

∆адностью он никогда не страдал, денег у себ€ не держал, всем помогал. ≈сли у теб€ была проблема, он ее решал мгновенно, ты даже не успевал до конца объ€снить, в чем дело. Ёто у него был дар Ѕожий, словно проблемы специально существовали дл€ него Ч чтобы он их решал. ќн даже сожалел, когда проблем не возникало, и решать было нечего. »ногда люди говорили ему неправду, лгали, что им что-то очень нужно, но прожив какое-то врем€ в «аире, он это пон€л и потом уже стал различать, где правда, а где просто попытка его использовать. ѕоначалу его, бывало, обводили вокруг пальца, и в дальнейшем, если кто-то рассказывал ему о себе печальную историю, он говорил: "’орошо, пойдем к тебе домой". Ѕросал работу и шел в дом того человека проверить, правду ли он сказал. ”бедившись, что человек сказал правду, давал ему все нужное. ќчень он был справедлив.

ќ.  осьма не делил людей на категории: православный или нет, хороший или плохой. Ѕывало, приход€т к нему люди и говор€т: "Ѕудьте настороже. “акой-то вор, лжец и злодей". ќ.  осьма хоть и слышал, что ему говорили, но действовал по-своему. ƒаже привечал вора. —прашивал: "¬ чем у теб€ нужда, что ты хочешь? —делай вот эту работу и тогда бери, что нужно". “ак он провер€л человека Ч изменитс€ он или так и останетс€ вором. ≈сли человек исправл€лс€, о.  осьма был неимоверно счастлив. ≈сли же нет, то о.  осьма говорил ему: "«начит, у мен€ были о тебе верные сведени€. Ќо € должен был убедитьс€ сам".

ќднажды на пол€х, принадлежавших миссии, поймали вора. ќ.  осьма посадил его в свою машину и отвез к нему домой, к жене, и сказал ей: "“вой муж Ч вор. ¬от кукурузные початки, которые он украл". ∆ена ответила: " онечно. Ќочью он крадет, а утром мы несем это на рынок и продаем". ќ.  осьма предупредил его: "≈сли еще раз украдешь, с€дешь в тюрьму". ќн всегда давал ворам шанс начать новую жизнь, сразу в тюрьму никого не отправл€л.

ќ.  осьма всем старалс€ помочь, отдать всего себ€, и ничего не бо€лс€, потому что в нем жил Ѕог. Ќикогда не скажет: "Ёто сделать невозможно". Ќаоборот, всегда говорил: "ƒавайте попробуем".   сожалению, мне пришлось его покинуть: у мен€ была цель поехать в √рецию учитьс€. ќн скорбел, что € уезжаю. „ерез три года он трагически погиб, но перед смертью приезжал в √рецию. ќн тогда сказал мне: "“ы Ц мое дит€. Ќе забывай свою родину. ћы в твоей стране чужие.  огда-нибудь мы все равно уйдем оттуда, а ты должен вернутьс€ домой". ќн хотел, чтобы € вернулс€ в  онго и зан€л его место, но после его кончины в миссии сменилось начальство, и мне не разрешили вернутьс€.

—о своей стороны € не рвусь вперед, не форсирую событи€, жду, когда √осподь выразит —вою волю. я мог бы поехать в «аир и тогда, когда был не нужен там церковным власт€м. Ёто мо€ страна. я мог бы подн€ть вопрос о правомерности такого отношени€, и их бы отозвали обратно в √рецию. я не стал этого делать, а мо€ сестра ‘екла сказала: "я еду домой. ≈сли они попытаютс€ мен€ выслать, как теб€, предъ€влю им официальное обвинение". » она до сих пор там. я же так не мог. ћен€ воспитывали в послушании. —ейчас церковные власти там сменились, так что, может быть, в будущем Е

Ќикто бы не смог провернуть ту работу, что успел сделать о.  осьма. «а тринадцать лет он совершил столько, сколько у другого и за тридцать не получитс€. “акой он был человек.

Ц  ак умер о.  осьма?

ќн ехал на машине, торопилс€ добратьс€ до города в трехстах километрах пути. ƒорога была пуста€, движени€ никакого, и он ехал быстро Ч он все делала быстро. Ќа переднем сиденье р€дом с ним сидел один мой родственник, а сзади Ч ƒионисиос  иветос, греческий консул. ¬друг, откуда ни возьмись, навстречу им выскочил грузовик и врезалс€ в их машину сбоку. ћашина много раз перевернулась и была вс€ искорежена. ¬ момент аварии о.  осьма пел отпуст службы своему св€тому покровителю о.  осьме Ётолийскому. „удесным образом мой родственник отделалс€ лишь сотр€сением мозга, у греческого консула не оказалось ни царапины. Ќо сам о.  осьма погиб мгновенно. “акова была Ѕожь€ вол€.

ќ.  осьма всегда носил с собой св€тые предметы Ч потир, св€тое миро и все, что нужно дл€ крещени€. ѕри аварии все это потер€лось, отлетело далеко в поле, но никто тогда этого не заметил. „ерез несколько дней жители ближайшей деревни нашли миро. ќни не знали, что это такое, Ч подумали, масло, и решили: "—егодн€ ужин буду готовить на масле".  то-то нашел потир и обрадовалс€: "“еперь будем пить воду из золотой чаши". ќ.  осьма €вилс€ им в ту же ночь со словами: "Ёто св€тое миро. ≈сли дерзнешь на нем готовить, умрешь". » второму: "Ёта чаша Ч св€та€, она не дл€ теб€. “ебе нужно отнести ее св€щенникам в миссию в  олвези".

¬ поле нашлись и другие св€щенные предметы, но жители той деревни были бедны, до миссии далеко, денег на поездку дл€ каждого не нашлось, поэтому собрали средства на дорогу одному и отправили его со всеми вещами в  олвези. „еловек этот привез их, дрожа с головы до ног: "  нам приходил св€щенник и говорил с нами. ¬от вещи, которые он велел отдать". ¬се видели, что это €вное чудо. ћиссионеры нагрузили машину продуктами, маслом, хоз€йственной утварью, и отвезли этого человека обратно в деревню с подарками. ¬ дальнейшем жители деревни прошли катехизацию и теперь стро€т храм. ¬идите, какое чудо свершилось! ƒаже смерть его не остановила. ¬торого такого о.  осьмы не найдешь.

ѕродолжение следует...

ѕеревод с английского специально дл€ ѕравославие.Ru »нны Ѕеловой

∆урнал "Road to Emmaus"

16 августа 2005 года

—мотри также:
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


“рансл€ци€ в формате RSS 2.0