итайска€

ћитрополит ѕекинский и  итайский »ннокентий (‘игуровский)

/p>

Ѕудущий митрополит ѕекинский и  итайский по€вилс€ на свет в селе ѕановском ≈нисейского округа ≈нисейской губернии. ¬ миру его звали »ван јполлонович ‘игуровский. ƒо сих пор им€ этого выдающегос€ человека неизвестно красно€рцам. ¬ редких публикаци€х, посв€щенных истории ѕравославной ÷еркви в  итае, неточно указываетс€ дата его рождени€. ј о красно€рском периоде его жизни вообще ничего не говоритс€. –абота€ в архивах, мне удалось найти интересные сведени€, касающиес€ этого периода, открылась истори€ целой династии св€щеннослужителей ‘игуровских.

 ак свидетельствуют записи из сохранившейс€ в √осударственном архиве  расно€рского кра€ метрической книги, 22 феврал€ 1863 года в семье св€щенника  ирико-»улитинской церкви села ѕановского јполлона ‘игуровского и законной жены его ћатроны √авриловны родилс€ сын. 24 феврал€ он был крещен и наречен именем »оанн, в честь »онна  рестител€.  рестными у »вана ‘игуровского стали енисейский мещанин —тепан јндреевич  очнев и кресть€нка деревни  овригиной ≈ловской волости ≈вдоки€ Ќиколаевна «убкова.

—таринное сибирское село ѕановское было расположено на правом берегу јнгары, в 46 верстах от  ежемского волостного правлени€. ¬ то врем€ оно было центром прихода, открытого еще в 1787 г. и входившего в благочиние св€щенника ѕавла ƒебрского. ¬ семье св€щенника  ирико-»улитинской церкви јполлона (јполлони€) »осифовича и ћатроны √авриловны ‘игуровских было несколько детей.   слову сказать, кроме »вана заметный след в истории оставили его старший брат ¬асилий и младший брат ѕавел.

—тарший брат »вана, ¬асилий јполлонович ‘игуровский, родилс€ в 1851 г. еще на прежнем месте службы јполлона »осифовича, в селе  расно€рском  узнецкого округа “омской губернии. ј начинал отец јпполоний свою службу, кстати, на јлтае, на южной границе русских селений, р€дом с границей  итайской империи. ѕосле окончани€ »ркутской духовной семинарии старший сын ‘игуровских служил св€щенником при многих церквах: при —исимской “роицкой,  араульно-ќстрожской —пасской, “оргашинской Ќиколаевской, а с 1885 г. Ч јрейской “роицкой. — конца XIX в. в течение более двух дес€тилетий протоиерей ¬асилий ‘игуровский €вл€лс€ благочинным в  расно€рском уезде, посто€нно работал в различных учебных заведени€х и миссионерских обществах.

¬ семье ¬асили€ јполлоновича и ћарии √ригорьевны ‘игуровских было несколько детей. Ќаибольшую известность в ≈нисейской губернии получили старшие сыновь€, јлександр и »ван. јлександру ¬асильевичу ‘игуровскому, окончившему в 1885 г. “омскую духовную семинарию с рекомендацией в ƒуховную академию, был отпущен недолгий век, всего лишь 33 года. ¬ 1907 г. прервалс€ земной путь отца јлександра Ч св€щенника красно€рского Ѕогородице-–ождественского кафедрального собора, члена ≈нисейской духовной консистории, члена —овета и преподавател€ «акона Ѕожи€  расно€рского епархиального женского училища, члена  расно€рского уездного отделени€ енисейского епархиального училищного совета, секретар€ православного братства –ождества ѕресв€той Ѕогородицы и члена  расно€рского отделени€ ѕравославного миссионерского общества. Ѕрат его Ч »ван ¬асильевич ‘игуровский тоже окончил “омскую духовную семинарию, затем и ћосковскую духовную академию, получил степень кандидата богослови€ и работал в различных учебных заведени€х  расно€рска. ¬ 1917-1918 гг. »ван ¬асильевич принимал активное участие в работе ѕоместного —обора –усской ѕравославной ÷еркви в ћоскве.

Ќо вернЄмс€ к »вану јполлоновичу ‘игуровскому.  о времени его рождени€ родители были уже немолодыми, матушке исполнилось 40 лет. ¬ 1879 г., когда »ван училс€ в “омской духовной семинарии, ћатрона √авриловна овдовела и переехала к старшему сыну. ѕозднее матушка ћатрона постриглась в монашество и перебралась к сыну в ѕекин, где она, почитаема€ всеми уже как инокин€ ћанефа, умерла в 1911 г. ћладший брат »вана јполлоновича Ч ѕавел јполлонович ‘игуровский в 1883 г. окончил красно€рское духовное училище. ќн состо€л в качестве послушника при јрхиерейском доме, а в 1885 г. был назначен на место псаломщика кафедрального собора. ¬ дальнейшем ѕавел јполлонович ‘игуровский тоже св€зал свою судьбу с  итаем, под началом старшего брата служил в  итае Ч в ѕорт-јртуре, в ’арбине, в ѕекине и Ўанхае. —в€щенник ѕавел ‘игуровский, как и некоторые другие красно€рские св€щеннослужители, оказал немалую помощь старшему своему брату Ч св€тителю »ннокентию в деле распространени€ православи€ в  итае.

Ќачальное образование будущий св€титель получил в  расно€рске в духовном училище. ѕредставление об этом учебном заведении в 70-х гг. XIX в. можно получить из отчета епископа ≈нисейского и  расно€рского, который, в частности, докладывал в ѕетербург: “ƒл€ постепенного и равномерного духовного развити€ учеников в училищных библиотеках есть достаточное число книг дл€ чтени€ в детском и юношеском возрасте. ѕо запискам преподавателей ученики получали книги фундаментальной училищной библиотеки на срок и в прочитанном отдавали отчет. ƒл€ руководства учеников в чтении сознательном и выразительном преподаватели училища, преимущественно начальствующие устраивали дл€ них чтение по »стории, Ѕиблейской, ÷ерковной, –усской √ражданской, по √еографии, сопровождавшиес€ бумажными картинами. ƒл€ физического развити€, кроме комнатной и воздушной гимнастики, ученики гул€ли и работали в своем садике, и в хорошую погоду весною, осенью и зимою выводимы были на прогулки за город на прогулки, под надзором начальствующих, зимой катались на коньках, на санках с горки. ƒл€ развити€ вкуса Ч занимались пением и игрою на скрипках, ажурной работой, выпиливали узоры из дощечки по рисункам. ј дл€ пользы в будущем Ч занимались переплетным мастерством”. ¬ 1878 г. »ван ‘игуровский окончил  расно€рское духовное училище и поступил в “омскую духовную семинарию, где изучал —в€щенное ѕисание, словесность, всеобщую гражданскую историю, алгебру, геометрию, учение о богослужебных книгах, латинский, греческий и татарский €зыки. ¬ 1882 г. при переходе в 5-й класс он уволилс€ по прошению из “омской духовной семинарии и вернулс€ в ≈нисейскую губернию.

¬ 1883 г. »ван ‘игуровский был определен на должность псаломщика к Ѕалахтинской ¬веденской церкви јчинского округа. ¬ документах церкви впервые его подпись по€вл€етс€ под “ќбыском брачным” от 24 апрел€ 1883 года. ¬ Ѕалахте церковь во им€ ¬ведени€ во храм ѕресв€той Ѕогородицы была открыта еще в 1780 году. ќна была каменной и с каменной колокольней, имела придел во им€ Ќикола€ „удотворца ћирликийского. „то знаменательно, был здесь и придел во им€ св€тител€ »ннокенти€ »ркутского, открытый в 1858 году. ѕо расписанию от 30 апрел€ 1877 г. штат причта состо€л из насто€тел€, помощника и двух псаломщиков, этот же штат сохранилс€ и в 1883 году. Ќасто€телем церкви был известный и авторитетный 47-летний св€щенник ѕетр јндреевич —имонов, сын св€щенника, родом из Ѕарнаульского уезда “омской волости. ƒолгое врем€ отец ѕетр был благочинным, а в 1883 г. был избран председателем ≈пархиального съезда духовенства по делам епархиальных духовно-учебных заведений. ¬месте с женой ћатроной јлексеевной они имели три сына, старший из которых, Ћавр, в 1883 г. уже училс€ в  расно€рском духовном училище, и четыре дочери.

“ак вот, в но€бре 1883 г. »ван ‘игуровский и обвенчалс€ со старшей дочерью насто€тел€ ¬веденской церкви ѕетра —имонова, 18-летней јнной. —видетелем со стороны невесты был выпускник  расно€рского духовного училища, младший брат »вана Ч ѕавел ‘игуровский, а “производил обыск”, то есть регистрировал брак, родной д€д€ Ч св€щенник “оргашинской Ќиколаевской церкви  расно€рского округа ¬асилий јполлонович ‘игуровский. —емь€ —имоновых недолго прожила в Ѕалахте. ¬ июне 1886 г. ѕетр јндреевич скончалс€ в  расно€рске после т€желой болезни, отпевал его в кафедральном соборе сам епископ. ћатрона јлексеевна осталась при кафедральном соборе, сын Ћавр, по получении диаконского сана зан€лс€ адвокатской практикой в јчинске, другой сын, √еоргий, поступил в —анкт-ѕетербургский университет.

¬ 1884 г. »ван јполлонович ‘игуровский был посв€щен в пресвитерский сан, рукоположен в св€щенники к ƒербинской —в€того ѕророка »лии церкви (ѕророко-»льинской церкви). ƒербинский ѕророко-»льинский приход, расположенный недалеко от Ѕалахты, был открыт в 1859 г., в приход входило село ƒербинское и 7 деревень. ѕервоначально центром прихода была церковь в деревне ≈загаш, построенна€ в 1864 г. на средства владельца винокуренного завода ». √. ўеголева. ¬ селе ƒербинском церковь построили в 1869 г., центром прихода она стала в 1876 г. после передачи ≈загашской церкви во владение  расно€рской мужской гимназии. ÷ерковь, осв€щенна€ в честь ѕророка »лии, была дерев€нной, однопрестольной, церковный причт состо€л из св€щенника и псаломщика.

¬ феврале 1885 г. »ван ‘игуровский был перемещен из ƒербинского в ¬ерхне- ужебарский ѕокровский приход. »ван јполлонович, волею судеб и церковного начальства, попал на самый край русской земли, далее села ¬ерхне- ужебарского до самой границы с  итаем не было русских селений. »нтересно, что четверть века назад в эти же кра€ после окончани€ “обольской семинарии приехал в качестве св€щенника походной церкви на золотых промыслах јмыльской системы его тесть ѕетр јндреевич —имонов. ¬ерхне- ужебарскую ѕокровскую церковь построили в 1854 г. переселенцы из ќрловской губернии, русские переселенцы и составл€ли все население прихода. »ван јполлонович оказалс€ на границе с  итаем, но в тот период о миссионерской работе среди населени€ соседней империи речи даже не шло. ≈ще в “ќтчете  расно€рского ≈пархиального  омитета ѕравославного ћиссионерского ќбщества за 1901 г.” по поводу ¬ерхне-”синского отмечалось: “...в это село иногда заход€т китайские подданные Ч €зычники —ойоты; но мисси€ христианской проповеди по отношению к ним не имеет никаких плодов, так как они посещают село ¬ерхне-”синское лишь проездом дл€ меновой торговли, в их же поселени€ русскому миссионеру съездить нельз€”.

Ќа крайнем юге ≈нисейской губернии »ван јполлонович ‘игуровский работал недолго. ¬ начале 1886 г. “≈нисейские епархиальные ведомости” сообщили, что 19 декабр€ 1885 г. “—в€щенник села  ужебарского, ћинусинского округа »оанн ‘игуровский ...отчислен от занимаемой должности по прошению”.

— 1886 г. начинаетс€ новый этап жизни »вана ‘игуровского, он покидает —ибирь и едет учитьс€ в столицу. ¬ мае 1886 г. св€щенник »оанн был прин€т в число воспитанников 4-го класса в духовную семинарию в —анкт-ѕетербурге Ч в городе, у истоков которого сто€л, будучи тогда ещЄ обер-монахом ѕетровского флота, один из основателей јлександро-Ќевской лавры, будущий св€титель и сибирский чудотворец »ннокентий »ркутский. — именем этого св€того многое будет св€зано в жизни »вана ‘игуровского. — 1888 по 1892 год он училс€ в ѕетербургской духовной академии. „то сталось с женой јнной, неизвестно, возможно, еЄ не было уже в живых, но доподлинно известно, что именно во врем€ учебы в академии »ван ‘игуровский решил отказатьс€ от мирской жизни и всецело посв€тить себ€ служению Ѕогу. ¬ 1890 г. он был пострижен в монахи и прин€л им€ »ннокентий, то же им€, что прин€л некогда во врем€ своего пострига »ван  ульчицкий, будущий св€титель »ннокентий »ркутский. ¬ 1892 г. иеромонах »ннокентий (‘игуровский) получил степень кандидата богослови€ и стал смотрителем јлександро-Ќевского духовного училища. ¬ 1894 г. он был рукоположен в сан архимандрита и стал ректором духовной семинарии в ѕетербурге. ¬скоре стал насто€телем второклассного монастыр€, а в 1895 г. был назначен в миссионерский ѕокровский монастырь в ћоскве.

3 окт€бр€ 1896 г. архимандрита »ннокенти€ ‘игуровского назначили начальником 18-й ƒуховной миссии в ѕекине. ѕо приказу обер-прокурора —инода он отправилс€ в  итай через «ападную ≈вропу, посетил несколько миссионерских учреждений в Ћондоне, в ќксфорде посетил единственный протестантский миссионерский монастырь, в ѕариже ознакомилс€ с работой миссионерской семинарии, готовившей специалистов дл€ работы на ƒальнем ¬остоке, в –име осмотрел монастырь трапистов (молчальников), на јфоне попыталс€ уговорить местных монахов отправитьс€ в  итай, посетил он также ѕалестину и в марте 1897 г. прибыл в ѕекин.

ќкончательно судьба св€тител€ »ннокенти€, создател€  итайской ѕравославной ÷еркви, определилась в ѕетербурге, куда он был вызван дл€ решени€ вопроса о полном прекращении православной миссионерской де€тельности в  итае. ќднако »ннокентий (‘игуровский) отсто€л не только православие в  итае, но и возродил миссию во им€ св€тител€ »ннокенти€ »ркутского. 3 июн€ 1902 г. архимандрит »ннокентий был рукоположен в јлександро-Ќевской лавре в сан епископа, с присвоением титула Ч ѕереславский, в соответствии с наименованием первого епископа Ч »ннокенти€ ( ульчицкого), назначенного в  итай в 1721 г.

8 июл€ 1902 г. члены миссии, всего 34 человека, выехали из ѕетербурга в двух специально предоставленных дл€ них вагонах. 26 июл€ 1902 г. “≈нисейские губернские ведомости” сообщили: “ѕроездом из ѕетербурга в ѕекин 21 июл€ в  расно€рске останавливалс€ начальник ѕекинской духовной миссии преосв€щенный »ннокентий”.  расно€рские средства массовой информации не уделили должного внимани€ своему выдающемус€ земл€ку, возможно, это было вызвано отсутствием в губернии епископа ≈вфими€, еще не вернувшегос€ с лечени€. ќднако епископ »ннокентий не забыл о земл€ках, следом за ним в  итай приехали не только его брат и матушка, но в 1903 г. в ѕекине первую женскую православную общину организовали послушницы  расно€рского «наменского женского монастыр€.

¬ 1921 г., согласно постановлению —инода и указу патриарха “ихона, владыка »ннокентий был возведен в сан архиепископа и вскоре возглавил созданную в 1922 г. епархию ѕекинскую и  итайскую. ¬ 1928 г. владыка »ннокентий был удостоен сана митрополита. ¬ 1931 г. перед своей кончиной епископ »ннокентий увидел сон: в комнату вошли св€щеннослужители с образами, и владыка спросил их: “ѕо какому поводу пришли с образами?”  то-то ответил: “ќтпевать...”. 28 июн€ 1931 г., ровно через два века после кончины »ннокенти€ »ркутского, митрополит ѕекинский и  итайский »ннокентий (‘игуровский) преставилс€. ѕохоронен он был в склепе церкви ¬сех —в€тых ћучеников на территории ƒуховной миссии, затем, перед приходом новой власти в ѕекин, останки »ннокенти€ были спр€таны под землей. √де-то в недрах китайской земли они остаютс€ и по сей день.

ѕравославие в  итае в последние дес€тилети€ пережило трудные времена, но недавно на территории посольства –оссии в ѕекине по благословению ѕатриарха ћосковского и все€ –уси јлекси€ был установлен ѕоклонный  рест. »менно с русской земли в центре  ита€, где наход€тс€ останки св€тител€ »ннокенти€ ‘игуровского и многих других наших земл€ков Ч подвижников земли ≈нисейской, начинаетс€ возрождение православи€ в  итае.

Владимир Дацышен

≈нисейский благовест

15 сент€бр€ 2005 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0