Ёлладска€

—овременное чудо в √реции (нетление мощей архимандрита ¬иссариона)

ћатериалы к прославлению архимандрита ¬иссариона ( орколиакоса)

Ћучше творить милостыню, нежели собирать
золото, ибо милостын€ от смерти избавл€ет.
(
(“ов. 12: 8-9)[1])

—в€тые мощи старца ¬иссариона, монастырь св. јгафона, Ћами€
—в€тые мощи старца ¬иссариона, монастырь св. јгафона, Ћами€
«аключение, поданное в митрополию ‘иотиды главой судебно-медицинской экспертизы профессором ѕаносом ямарелосом, говорит о св€тости отца ¬иссариона и подтверждает единодушное мнение церковных чад, которые знали старца. ¬ за€влении этот известный судмедэксперт говорит, что Ђперед нами парадоксальное и необъ€снимое наукой €влениеї, Ц почти не подвергшиес€ тлению, несмотр€ на срок, и чудесно сохранившиес€ мощи отца ¬иссариона. Ђ»сследовав останки блаженного отца ¬иссариона, € констатирую парадоксальный и исключительный феномен. Ќичего подобного не было в моей почти п€тидес€тилетней практике судмедэксперта. ј именно: констатирую сохранение человеческого тела, одежд (полное облачение св€щенника) и обуви, а также гроба в течение 15 летЕ ћы имеем дело с труднообъ€снимым €влением, которое только в будущем можно будет объ€снить безошибочної, Ц сообщает профессор ямарелос в своем докладе, адресованном митрополиту ‘иотиды Ќиколаю.

Ётому чудесному событию удел€етс€ должное внимание —в€щенным —инодом Ёлладской ÷еркви, митрополией ‘иотиды и митрополитом Ќиколаем. ¬ своем письменном за€влении митрополит Ќиколай рассказывает историю открыти€ мощей, свои действи€ и решени€, а также представл€ет заключени€ судмедэкспертизы.

ќткрытие нетленных мощей старца ¬иссариона, иеромонаха монастыр€ св€того јгафона, вызвало ажиотаж во всех греческих —ћ». ¬ерные чада ÷еркви говор€т о чуде, ученые Ц о необъ€снимом событии, неверные враждебно осуждают, а безразличные интерпретируют негативно это €вление в угоду большинства.

“ем не менее, внимательное рассмотрение жизни и де€тельности этого смиренного служител€ ÷еркви может уверить каждого, что вс€ жизнь старца представл€ет собой одно непрерывное чудо. »сполнение человеком воли Ѕожией на земле представл€етс€ сознательному верующему чудом. ∆изнь во ’ристе может выражатьс€ многообразно. Ќа св€тость жизни отца ¬иссариона указывает непредвз€тое рассмотрение его биографии, из которой видно, что он на прот€жении многих лет духовно окормл€л и утешал, укрепл€€ учением православной веры простых рабочих города ‘иотиды и  ардицы. ј чудесное нетление его тела и одежды, к тому же, €вл€етс€ лучшим ответом на антихристианскую практику сожжени€ умерших.

* * *

јрхимандрит ¬иссарион  орколиакос
јрхимандрит ¬иссарион  орколиакос
јрхимандрит ¬иссарион  орколиакос (в миру јндрей) родилс€ в ѕеталиди, области ћессинии, в 1908 году от благочестивых родителей ƒимосфена и ¬анеты, п€тым из семи детей. ¬ 18 лет он переехал в  аламату. “ам он познакомилс€ с выдающимс€ богословом ѕоликарпом јндронисом, который привел его в ’ристианское общество  аламаты.  ак и большинство молодых людей этого общества јндрей решил стать клириком.

ѕостриженный в монашество с именем св€того ¬иссариона, епископа Ћарисы, в возрасте 23-х лет благочестивый юноша был хиротонисан в иеродиакона преосв€щенным митрополитом ћессинии ћелетием —акеларопуло, в день пам€ти св€тител€ —пиридона, в храме Ѕлаговещени€ Ѕогородицы.

15 сент€бр€ 1933 года, согласно телеграфному указу —в€тейшего —инода, он был хиротонисан в иеромонаха местоблюстителем митрополии, митрополитом “рифилии јндреем. ѕозднее новый митрополит ћессинии ѕоликарп совершил над ним хиротесию в архимандрита и духовника.

24 окт€бр€ 1935 года он переехал из  аламат в  ардицы по приглашению митрополита ‘ессалиотиды »езекиил€, который сам был родом из  аламат и искал духоносных людей дл€ своей епархии. Ётот добрый и любвеобильный иерарх днем и ночью заботилс€ о своей пастве, оберега€ ее от невзгод своего времени. ќтец ¬иссарион поддерживал нового епископа и вскоре стал ценнейшим его сотрудником. –евностно занима€сь делами миссионерства, отец ¬иссарион особенно радел о благотворительных организаци€х митрополии, не забыва€ и своих св€щеннических об€занностей.  аждый день бесконечными часами он без устали принимал исповедь у тыс€ч душ, которые приходили к нему под епитрахиль.

¬ 1945 году он начал посещать —офады, где тогда не было никакого духовного и религиозного движени€. ¬ этом маленьком городишке ‘ессалии он развил большую пастырскую де€тельность. “ам он создал первые христианские школьные общества, образовал союзы молодежи и кружки дл€ мужчин и женщин, организовал катехизические школы. — его помощью и при поддержке состо€тельных женщин города была организована библиотека дл€ духовного просвещени€ населени€.

¬ 1950 году отец ¬иссарион стал насельником монастыр€ Ѕогородицы ƒемерлиотской около ƒемерли, небольшого села между ‘арсалами и —офадами, где проживали беженцы из ћалой јзии. “ам он продолжил свою пастырскую де€тельность, хлопоча об обновлении помещений монастыр€, обеспечива€ нужды паломников, открыв приют дл€ немощных. ѕараллельно батюшка заботилс€ всеми способами о нуждах жителей села. ¬ страшные годы гражданской войны он помогал солдатам и духовно, и материально. ¬ерхом на ослике он проезжал по окрестным селам, восстанавлива€ повсюду духовную жизнь. ќдновременно отец ¬иссарион оказывал экономическую помощь нуждающимс€: вещи, поступавшие в монастырь и продукты, даже просфоры, он раздавал нищим.

¬ 1952 году батюшка перебралс€ из ƒемерли в  аппадокико, некое село в 8 километрах юго-восточнее —офад, населенное беженцами из  аппадокии, что в ћалой јзии. “ам отец ¬иссарион способствовал возрождению моральной, общественной и духовной жизни населени€.  роме пастырских дел он основал сельскохоз€йственное общество, в котором молодежь получала образование и, таким образом, находила выход из тупика безработицы. ќн принимал активное участие в восстановлении церкви и школы после землетр€сени€ 1954 года.

ћногоде€тельный иеромонах пробыл в селе  аппадокико до 1956 года. ѕо неизвестным причинам он оставил не только это село, но и митрополию, в которой провел значительную часть своей жизни, подвиза€сь изо всех сил в помощи ближним. Ѕатюшка направилс€ в монастырь св€того јгафона. ¬еро€тно, его там привлекла личность известного героического игумена монастыр€ архимандрита √ерманоса (ƒимаку).

¬ этом монастыре он и нашел упокоение, преставившись в 1991 году.

»стори€ жизни старца

–ассказывает нынешний игумен монастыр€ св€того јгафона архимандрит ƒамаскин («ахаракис)

ћонастырь св. јгафона, Ћами€
ћонастырь св. јгафона, Ћами€
— отцом ¬иссарионом € прожил двадцать лет, имел двадцать лет духовного обучени€. ¬ это же врем€ с нами был отец √ерман, тоже значительна€ духовна€ личность, еще вспоминаю одного простого дедушку »еремию, который помог и сообщил мне много полезного. —тарец ¬иссарион пришел в монастырь после 1955 года и духовно окормл€лс€ у своего земл€ка отца √ермана, который был родом из города “риполи. — образованием в √реции в ту пору были проблемы, поэтому он закончил только начальную школу у себ€ на родине. ќднако знани€ его не ограничились начальной школой. ѕосто€нное изучение св€щенных и богослужебных книг, церковных текстов сделало его богословски образованным. ¬ городе  ардицы отец ¬иссарион все свои силы направл€л на дела √осподни: спешил помогать люд€м. ƒела человеколюби€ сделались неотъемлемой частью его жизни, на них он тратил все свое врем€. ѕримечательно, что даже будучи на смертном одре в больнице Ђ—отири€ї, незадолго до смерти, старец спрашивал о дет€х, о бедных, о проблемах общества и ÷еркви. ќн был миссионером и играл большую роль во времена немецкой оккупации. Ќам известно, что отец ¬иссарион помог многим патриотам, лично спасал детей, которых арестовывали немцы. ѕосле освобождени€ от фашистов и окончани€ гражданской войны батюшка уехал из города  ардицы. ћонастырю св€того јгафона посчастливилось прин€ть его в свои объ€ть€: отец √ерман всю свою жизнь радовалс€, что монастырь имеет в числе братии такого высокодуховного человекаЕ

¬ общем, он был здоровым человеком, особо не болел. ќдин раз перенес операцию на почке, а в остальном со здоровьем все было нормально. ¬ последние годы он ослабел от трудов и старости, простудилс€ и некоторое врем€ находилс€ в больнице города Ћамии. ќднако состо€ние его ухудшилось, и его перевезли в больницу Ђ—отири€ї в јфины. Ќесмотр€ на все старани€ врачей, он не смог по старости пережить воспаление легких и усоп 22 €нвар€ 1991 года. »звестие о его смерти опечалило всех его духовных чад, здесь же, в монастыре, была велика€ скорбь. ¬се врем€ болезни отца ¬иссариона у изголовь€ его кровати бодрствовал отец √ерман, пока не закрыл батюшке глаза. ¬ монастыре тогда выпало 50Ц60 сантиметров снега, с большим трудом катафалк подн€лс€ на гору и привез старца в монастырь. Ќа два дн€ мы положили его в церкви, поскольку позвол€ла погода. ƒнем и ночью шел народ прощатьс€ со старцем, и плакали о нем так, как, возможно, не плакали бы о родных отце и матери.

я нигде не видел случаев обретени€ останков человека в подобном состо€нии. я слышал о св€том »оанне –усском, св€том —пиридоне, но не думал, что может быть так, как произошло с телом отца ¬иссариона.

* * *

—в€тые мощи старца ¬иссариона, монастырь св. јгафона, Ћами€
—в€тые мощи старца ¬иссариона, монастырь св. јгафона, Ћами€
¬ монастыре отец ¬иссарион заботилс€ обо всем, что касалось духовной жизни обители. ќн имел послушани€ и внутри, и вне монастыр€. Ѕольшую часть времени он проводил в монастыре. ѕо собственной инициативе, по понедельникам и вторникам посеща€ больницы города Ћамии, он обходил больных, утешал и исповедовал их. я уверен, что его духовные даровани€, любовь к человеку, благодатный и простой образ жизни обращали страждущие души к Ѕогу и подготавливали их к вечности, и, если кто умирал в больнице, то переходил в райские обители, благодар€ напутствованию и молитвам отца ¬иссариона.

¬ другие дни недели батюшка находилс€ в монастыре, как гор€щий светильник в церкви; радушно, с улыбкой принимал мир€н, большинство из которых он знал поименно. ћного раз он сам готовил кофе и угощал паломников. „то он говорил народу Ц Ѕог знает и те, кто его слушал. “олько одно можно сказать уверенно: все эти люди приходили с грузом проблем и болью, а уходили с легкостью и радостью на душе. „асто отец ¬иссарион помогал и материально. ћногие ему довер€ли и приносили вещи и деньги, а он все раздавал бедным. Ѕатюшка знал, что творитс€ в каждом доме города ‘иотида. ≈го не интересовали салоны высшего общества, он был св€щенник, монах, св€той дл€ бедных. Ѕольше всего он сочувствовал и сострадал бедноте.  ак-то говорил он мне: Ђ„адо, вне этих стен люди бедны, голодны, мы должны им помочьї.  аждый ¬еликий пост он выходил из монастыр€ по благословению старца и обходил весь район ‘иотиды. Ќе будет преувеличением сказать, что он посещал почти все дома в деревн€х. » все его принимали, никто не выгон€л. „астенько он оставалс€ и на ночлег, и теперь, когда стало известно о чудесном нетлении св€тых мощей, люди, принимавшие его, хвал€тс€ и считают посещени€ св€того Ѕожиим благословением.

¬от что рассказала одна прихожанка: Ђ” нас в доме есть фотографи€ отца ¬иссариона. ќн взрастил моих детей и удержал их от соблазнов. Ѕлагодар€ ему, мои дети встали на истинный путьї.

ќчень многие вспоминают подобное. ѕосещени€ батюшки включали в первую очередь исповедь, ради которой его с нетерпением ждали. Ѕыли и другие духовники, которые ходили по селам, но люди к ним не шли, поэтому другие духовники осуждали отца ¬иссариона, за то, что он €кобы неправильно исповедует.

Ћичность отца ¬иссариона прит€гивала к себе, все ему довер€ли, все его ждали.

Ѕатюшка весь си€л, когда служил литургию, он совершал службу благоговейно. Ќесмотр€ на то, что он не мог хорошо говорить после случа€ с немцами (кажетс€, его сильно избили. Ц ѕримеч. ѕереводчика) и его голос ослаб, все же он не оставл€л служени€ в алтаре. Ѕатюшка говорил: Ђ¬о всем мен€ √осподь укрепл€етї, и отдавал √осподу все, стара€сь больше, чем мог. —праведливо его можно назвать великим духовником, так как он сопровождал исповедь духовными советами и тайноводственным обучением христианских догматов. Ћюди видели его простым и смиренным, со слабым голосом Ц это вызывало симпатию, прит€гивало людей. ƒаже его слабый голос служил на пользу. ћногие дети, услышав голос отца ¬иссариона, с радостью и любопытством подбегали к нему. ќн принимал их в открытые объ€ти€, ласкал и гладил по головке. » сразу же дети становились его друзь€ми.

Ѕатюшка ходил с иконой Ѕогородицы по деревн€м, как это было прин€то в те времена, совершал требы, исповедовал, говорил духовные наставлени€. ¬ерующие собирали ему различные пожертвовани€, которые он распредел€л по Ђмешкамї. ќдну часть пожертвований отец ¬иссарион приносил в монастырь, при котором действовала сельскохоз€йственна€ школа, а сам монастырь содержал приют дл€ 82-х детей. ƒругую часть пожертвований он сразу раздавал нищим. ќн знал нужды каждой семьи и соответственно им помогал.

¬от добрый пастырь! ќн был пастырем, который принес в жертву свою жизнь за овец. Ѕатюшка спешил на помощь каждому. ƒостаточно было кому-либо позвонить и сказать, что така€-то женщина в ƒомоко при смерти и просит ее исповедать, он без вс€кого разговора вставал, брал сумку, выходил на дорогу и автостопом добиралс€ до места. ћногие видели старца, идущим с сумой под пал€щим солнцем, иной раз Ц под дождем. ќн получал зарплату, но тут же ее раздавал. –аздавал все совершенно, даже на билеты себе не оставл€л.

“ак провел свою жизнь отец ¬иссарион: духовно наставл€€ паству, помога€ советами и служа словесным овцам многообразными способами.

* * *

—в€тые мощи старца ¬иссариона, монастырь св. јгафона, Ћами€
—в€тые мощи старца ¬иссариона, монастырь св. јгафона, Ћами€
Ѕатюшка часто приходил в церковный лицей города Ћамии, где € тогда училс€, дл€ исповеди, там € с ним впервые и познакомилс€. ћне выпало благословение и счастье быть его духовным чадом. ¬ конце исповеди батюшка всегда что-нибудь дарил ребенку. ћногие дети только ради подарка и шли на исповедь, но постепенно учились находить сладость и в самой исповеди. “ак исповедь стала необходимой частью их жизни, и получалось сочетание Ђпри€тного с полезнымїЕ

„то сказать, большим человеком он был. я вырос р€дом с ним, но не имею дерзновени€ и силы подражать ему. “еперь € увидел на деле и знаю, как станов€тс€ св€тыми. –аньше € знал это только из книг, чита€ ќтечник, жити€ св€тых и тому подобное. —ейчас вижу на деле, как осв€щаетс€ человек, но не имею силы стать на благословенную стезю старца ¬иссарионаЕ

* * *

ћитрополит ƒамаскин, который был духовным чадом отца ¬иссариона, 22 €нвар€ 1991 года возглавил заупокойное богослужение по батюшке. Ќемногословный владыка со слезами на глазах сказал тогда пророческие слова: Ђ—егодн€ мы хороним св€того человекаї. √олос его прервалс€ и он заплакал. ѕоскольку невозможно было похоронить старца на кладбище из-за снега, мы решили захоронить его в домике дл€ крещени€, где также были две комнаты дл€ исповеди. ѕредставл€лось логичным почтить пам€ть духовника, похоронив его в исповедальне. ¬се врем€ нахождени€ там мощей старца, мы были уверены, что там погребен св€той. я написал надгробное стихотворение, посв€щенное старцу. ѕриходили туда помолитьс€ многие люди, мы находили записки, адресованные отцу ¬иссариону. Ёто показывает почитание старца церковным народом, который был уверен в его св€тости. ћногие нам рассказывали о чудесах, происшедших у могилы старца.

* * *

—о временем мы вынуждены были обратитьс€ с просьбой о помощи в проведении ремонтных работ в областные органы самоуправлени€ города ‘иотиды. » нам ответили, что дл€ ремонта монастырских зданий необходимо снести крещальню, а сами здани€ укрепить надлежащим образом. ћы прин€ли этот совет, да и крещальн€ была в аварийном состо€нии. —казали Ђдаї, но ведь там находилс€ гроб старца. ћы стали молитьс€, чтобы он позволил себ€ перезахоронить. 3 марта начали перезахоронение. ¬се спустились вниз, отслужили панихиду, облобызали гроб и начали сбоку вытаскивать кирпичи.  огда первые кирпичи были вынуты, мы увидели гроб целым, таким, каким он был во врем€ похорон. я предложил быть внимательным, чтобы не повредить гроб. √роб вытащили, перенесли его на кладбище, чтобы собрать кости старца. ќткрываем гроб, поднимаем саван и видим, что тело его нетленно. –астроганные, мы преклонили колена, облобызали гроб и пошли в храм. ћы пон€ли, что перед нами чудесное €влениеЕ

Ќемедленно мы позвонили епископу, которому € когда-то говорил, что возможно Ђобр€щем старчика нетленнымї. ≈пископ тогда на мен€ посмотрел с усмешкой, но не возражал, только сказал, чтобы € позвонил ему, если увижу что-либо чудесное. ¬ладыка был взволнован сообщением о случившемс€ и немедленно приехал в монастырь. ¬есьма растроганный, он приложилс€ к св€тым мощам, ведь и ему не доводилось видеть ничего подобного. «атем епископ нам дал необходимые указани€ и высказал некоторые предположени€ относительно останков. ћы вз€ли св€тые мощи и положили в “роицком приделе дл€ их безопасности и по заповеди церковной.

Ђ“ихий старчикї взволновал не только греческий мир. “от, который почти не мог говорить, сделалс€ всемирным гласом!.. „то говор€т законы природы, когда умирает человек?.. „ерез 15 лет найдешь ли тело человека совершенно целым, только немного сморщенным и усохшим? ≈вангелие отец ¬иссарион так крепко держал, что его невозможно было отн€ть. —ловно хотел сказать нам, св€щенникам, что мы уклонились от ≈вангели€ и учим чуждым вещам, и увещевал нас, что ≈вангелие есть источник истины.

ѕеревод с новогреческого архимандрита ћитрофана (¬олкодава)

≈жемес€чна€ газета Ёлладской ÷еркви ЂΣΤΥΛΟΣ ΟΡΘΟΔΟΞΙΑΣї. 2006. ћарт

5 июн€ 2006 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0