»ерусалимска€

ћонастырь —в€того  реста в »ерусалиме. „асть 2

»стори€ монастыр€ в X-XVII веках

Ўота –уставели. ≈динственное портретное изображение великого поэта. ‘реска XIII в. в монастыре —в€того  реста (»ерусалим)
Ўота –уставели. ≈динственное портретное изображение великого поэта. ‘реска XIII в. в монастыре —в€того  реста (»ерусалим)
√онени€ на христиан прекратились в 1017 году. ј вскоре было разрешено восстановить разрушенные церкви и монастыри, что и было сделано патриархом »ерусалимским при финансовой поддержке византийских императоров ћихаила IV (1034-1041) и  онстантина IX ћономаха (1042-1054).

ѕришедший в упадок монастырь —в€того  реста с согласи€ »ерусалимского патриарха был отреставрирован ѕрохором, иберийским (грузинским) монахом с горы јфон на средства, выделенные царем »берии Ѕагратом III (980-1044). Ёто ознаменовало начало нового периода в истории обители Ц периода процветани€, духовного и культурного возрождени€, который, впрочем, закончилс€ весьма драматичными событи€ми.

–аботы по восстановлению монастыр€ были начаты до вступлени€ крестоносцев в »ерусалим в 1099 году. –еставрации, проводимой ѕрохором, подлежал весь монастырский комплекс, но достоверно неизвестно, какие именно на территории монастыр€ были здани€ и как они выгл€дели в X веке, до того как монастырь был разрушен при халифе аль-’акиме.

ќднако несомненно, что исключительное внимание прежде всего было уделено восстановлению монастырской церкви. ћозаичные полы, которые были в разрушенной вандалами аль-’акима церкви, заменили новыми, имитирующими византийские мозаичные полы VI века.

—ходные мозаики полов с аналогичным геометрическим орнаментом, растительными и животными мотивами обнаруживаютс€ во многих церкв€х —в€той «емли.

Ќеизвестно, была ли церковь внутри расписана самим ѕрохором или же ее стены были украшены изображени€ми св€тых, писанными в начале XII века игуменом ƒаниилом, знаменитым русским паломником по —в€тым местам, уже побывавшим здесь однажды несколькими годами ранее.

–анн€€ роспись монастырской церкви не может быть датирована с большой точностью из-за более поздних записей, сделанных в XII веке при Ўота –уставели, поверенном иберийской царицы “амары, а также из-за поновлений росписей в середине XVII века. —егодн€ мы можем видеть лишь фрагменты росписей, которые, однако, сохран€ют темы и композицию росписей первоначальных.

ћонастырь и церковь его тогда не просто восстанавливались после разрушени€, но и перестраивались.

ћонахи, населившие монастырь после восстановлени€, были греками и грузинами, многие из них пришли с јфона. Ѕлагодар€ поддержке и финансовой помощи царей »берии, главным образом ƒавида IV (1089-1125), иберийска€ община увеличивалась и процветала. ћонастырь смог купить кресть€нские земли, располагавшиес€ вокруг него, и со временем монастырское хоз€йство окрепло.

ѕравда, во врем€ пребывани€ в »ерусалиме крестоносцев многие из монастырских земель были отобраны королем Ѕалдуином IV (1173-1185), который передал право пользовани€ чужой собственностью католическим монахам из храма √роба √осподн€.

Ќасто€щий расцвет монастыр€ —в€того  реста началс€ после того, как крестоносцы оставили »ерусалим. ¬ конце XII века, около 1185 года, во врем€ правлени€ в »берии благоверной царицы “амары, в »ерусалим прибыл поэт Ўота –уставели, посланный иберийским двором с ответственной миссией Ц реорганизовать иберийскую братию »ерусалима и отремонтировать монастырь —в€того  реста, пострадавший от крестоносцев в годы их пребывани€ в —в€той «емле.

ѕопечением –уставели и на средства, привезенные им из »берии, владени€ монастыр€ были восстановлены, его церковь и остальные здани€ отреставрированы. „исло насельников монастыр€ значительно выросло. —реди монахов было много ученых, агиографов и людей широко образованных. Ќекоторые из них посв€щали свое свободное врем€ переписыванию манускриптов, в то врем€ как больша€ часть Ц сочинению богословских трактатов. »х труды положили начало первой монастырской библиотеке, котора€, постепенно обогаща€сь новыми рукопис€ми, стала одной из самых значительных библиотек »ерусалима.

ќсобое внимание Ўота –уставели уделил поновлению внутреннего убранства монастырской церкви. Ќовые фрески были написаны, следу€ первоначальному плану настенных росписей. Ќо фрески эти воспроизводили иконографический стиль афонских монастырей. ¬полне веро€тно, что иконописцы, расписывавшие церковь монастыр€ —в€того  реста в »ерусалиме, побывали в этом главном центре православного монашества, находившегос€ в то врем€ в высшей точке своего расцвета.

—реди росписей можно увидеть и портреты некоторых греческих античных философов и мудрецов: ѕлатона, —ократа, јристотел€, ’илона, —олона и ѕлутарха. ѕоэт Ўота –уставели и сам изображен на первой колонне справа, между изображени€ми гимнографов ћаксима »споведника и »оанна ƒамаскина.

“е росписи, что можно видеть в церкви сейчас, несмотр€ на то, что еще раз поновл€лись в XVII веке, сохран€ют первоначальные темы и во многом свою первоначальную композицию.

ѕроцветание монастыр€ неожиданно прервалось на исходе XIII века, когда арабские налетчики, предводительствуемые ћелеком эль-Ќасиром Ѕен-’алауном, захватили монастырь —в€того  реста и изгнали монахов, живших в нем. Ќа какое-то врем€ церковь была превращена в мечеть, а монастырь стал богословской школой дл€ дервишей. ћонастырь был восстановлен в правовом положении и возвращен его законным хоз€евам в 1305 году, после вмешательства византийского императора јндроника II ѕалеолога (1281-1333).

ѕосле постигшего его бедстви€ монастырь был реорганизован. ћонашеска€ иберийска€ община была устроена по образцу греческих православных общин »ерусалима того времени. „исло братии увеличилось за счет прихода новыми монахов из »берии, а монастырские владени€ были пополнены новыми пожертвовани€ми и приобретени€ми. ћонастырь купил все окрестные земли, которые были засажены оливковыми деревь€ми и виноградниками, что обеспечило крепкую экономическую основу дл€ содержани€ иберийской монашеской общины »ерусалима. ћонастырское благососто€ние позволило братии отремонтировать многие древние разрушенные монастыри, а также открыть новые обители, многие насельники которых были выходцами из »берии и √реции.

÷ентром иберийской монашеской общины »ерусалима оставалс€ монастырь —в€того  реста. ¬ силу р€да политических причин того времени и вследствие географической, этнической и €зыковой близости грузин и завоевателей-мамелюков, иберийска€ община »ерусалима имела значительный политический вес и вли€ние. ¬ те годы иберийцы оказывали поддержку —в€тогробскому братству и существенную помощь »ерусалимской ѕравославной ѕатриархии, с которой они тесно сотрудничали.

ѕериод процветани€ монастыр€ длилс€ с начала XIV до начала XVI века. Ќо в 1517 году ѕалестина перешла под власть турок.

¬ отличие от мамелюков, новые захватчики были не слишком расположены к иберийцам. ¬ то врем€ монастырь обнаруживает первые признаки упадка. Ќе только неблагопри€тна€ политическа€ обстановка, но и внутренние разногласи€ и споры ослабили единство братии, что привело в конце концов к расформированию монастыр€.

ѕризнаки экономического ухудшени€ положени€ монастыр€ про€вились сразу же.

ўедра€ финансова€ помощь, жалованна€ в течение минувших столетий правител€ми »берии, была почти полностью прекращена или не доходила до монастыр€. „исло кредиторов росло, в то врем€ как средства монастыр€ истощались. ћонастырь вынужден был продать часть своих обширных владений. «емли и фермы перешли к арабским кресть€нам. ћногие иберийские монастыри, основанные в »ерусалиме, из-за финансовых затруднений были сданы в аренду разным христианским общинам, которые с течением времени присвоили их себе.

¬ начале XVII были предприн€ты попытки восстановить иберийскую общину и возвратить имущество монастырей. Ќо к тому времени долг общины достиг огромных размеров. »з монастырей иберийским оставалс€ только монастырь —в€того  реста, но и он находилс€ в весьма плачевном состо€нии.

Ќасто€телем Ќикифором, весьма энергичным и де€тельным, в 1643 году была предприн€та попытка реставрации церкви монастыр€ с восстановлением купола, алтар€ и иконостаса. Ќастенные росписи церкви там, где имелись особенно сильные повреждени€, были обновлены, был также написан р€д новых икон.

ќднако спуст€ несколько лет после последней реставрации только небольшое число иберийских монахов оставалось в монастыре. ƒаже сам насто€тель большую часть времени жил в »берии.

ƒеньги, высланные из »берии дл€ оплаты долгов монастыр€, были потер€ны по пути, и монастырем завладели кредиторы.

¬ этих трудных обсто€тельствах монастырю помогла »ерусалимска€ ѕравославна€ ѕатриархи€ во главе с патриархом ƒосифеем (1669-1707): кредиторам были выплачены долги монастыр€. ѕо инициативе патриархии во всех православных странах, включа€ »берию, началс€ сбор средств дл€ монастыр€.

ќсвобожденный от всех закладных монастырь перешел под юрисдикцию »ерусалимского ѕатриархата. Ќесколько иберийских монахов, все еще живших в »ерусалиме, перешли в братство √роба √осподн€.

“ак печально завершилась семивекова€ истори€ иберийской монашеской обшины в »ерусалиме.

— XVIII века до наших дней

»ерусалимский патриарх ƒосифей восстановил монастырь —в€того  реста вместе с другими иберийскими (грузинскими) монастыр€ми, перешедшими в его юрисдикцию. Ѕлагодар€ официальному эдикту султана, монастырь был сохранен как христианский, хот€ начина€ с XIV века мусульмане не раз за€вл€ли, что монастырь принадлежит им, и требовали от властей соответствующих распор€жений.

ѕатриархи€ пришла к соглашению с власт€ми по поводу прав собственности на земли, лежавшие вокруг монастыр€ —в€того  реста, и строений ближайшей к монастырю деревни ћалха. —уществует письменное свидетельство того, что первоначально жители этой деревни, теперь предъ€вл€вшие права на монастырские земли, были христианами из »берии, то есть теми, кого иберийска€ община поселила в XIII веке в этих местах дл€ ведени€ хоз€йственных работ. —о временем эти кресть€не были обращены в ислам, а после расформировани€ обители стали претендовать на владение монастырскими земл€ми. ¬опрос был окончательно решен после выкупа всех этих земель »ерусалимской патриархией.

¬ течение всего XVIII и первой половины XIX века монастырь оставалс€ действующим. ¬ монастыре подвизалось относительно большое число монахов, несмотр€ на то, что их жизни, а также монастырскому имуществу посто€нно угрожали мусульмане.

¬ 1848 году –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь запросила разрешение »ерусалимского ѕатриархата об учреждении в монастыре —в€того  реста –усской духовной миссии. ќднако патриарх јфанасий еще до того прин€л решение превратить монастырь в богословскую школу.

¬ 1855 году началс€ новый расцвет монастыр€. –емонт и перестройка всего комплекса монастырских построек сделали его пригодным дл€ новой роли, но при этом существенно изменилс€ весь облик монастыр€. ћонашеские кельи были переделаны в лекционные помещени€, трапезна€ была перестроена в соответствии с новыми требовани€ми, а дл€ совершени€ ежедневных молитв была сооружена капелла, подобна€ капелле св€того »оанна ƒамаскина. Ѕиблиотека пополнилась сотн€ми новых томов по различным отрасл€м знани€, энциклопеди€ми, словар€ми и богословскими трудами. ќна стала одной из крупнейших в то врем€ библиотек в ѕалестине и одной из наиболее интересных: в ее собрании было большое количество древних манускриптов. “огда же были достроены верхние три этажа основного здани€ и колокольн€. —амое большое помещение в монастыре было переоборудовано под музей. Ёто был первый музей в »ерусалиме, где среди других экспонатов были выставлены многочисленные археологические находки и разнообразные пам€тники истории ѕалестины, а также чучела представителей фауны этого кра€.

Ѕогословска€ школа действовала с небольшим перерывом на прот€жении 53 лет Ц до 1908 годы, когда она была закрыта в св€зи с финансовыми трудност€ми патриархии. «а это врем€ она стала одной из самых знаменитых в мире. »з выступлени€ главы школы на торжествах по поводу ее 50-летнего юбиле€ мы узнаем, что в 1905 году она насчитывала 485 действительных студентов и 94 аспиранта. ћногие из ее выпускников занимали впоследствии высокие должности в ѕравославных ÷еркв€х ¬остока и их духовное вли€ние было весьма значительно.

— закрытием богословской школы дл€ монастыр€ —в€того  реста снова наступил период упадка и безвестности. ћногое дес€тилети€ здесь не было других насельников, кроме насто€тел€, который одновременно исполн€л и об€занности монастырского сторожа.

¬рем€, заброшенность и безвестность стали причиной того, что здани€ снаружи и внутри оказались серьезно повреждены, стены стали осыпатьс€, прекрасные полихромные мозаичные полы разрушались, замечательные настенные росписи постепенно исчезали.

ѕолное восстановление зданий, реставраци€ мозаичных полов и частична€ консерваци€ стенных росписей проводились »ерусалимской ѕатриархией в 1970-1973 годах. Ёто спасло многое из того, что еще можно было спасти, хот€ значительна€ часть пам€тников и древностей монастыр€, к сожалению, оказалась утраченной.

¬ насто€щее врем€ по решению покойного ныне патриарха ƒиодора I монастырь, церковь и остатки когда-то богатых владений обители стали доступны публике и служат приходским музеем, который рассказывает посетител€м, независимо от их религиозных убеждений, прекрасную и грустную повесть о некоторых страницах истории христианства в ѕалестине.

Василиос Цаферис

ѕеревод с англ. ≈вдокии ѕоздн€ковой

6 апрел€ 2007 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0