ипрска€

—в€титель ѕанарет, епископ ѕафский

ѕам€ть 1 ма€

—вт.ѕанарет, епископ ѕафский
—вт.ѕанарет, епископ ѕафский
/p>

ѕосле посещени€  ипра апостолами ѕавлом и ¬арнавой христианство начало распростран€тьс€ по всему острову. Ќесмотр€ на преследовани€, тюремные заключени€ и казни христиан, ÷ерковь ’ристова росла и укрепл€лась. јпостолы продолжали помогать утверждению христианства на острове, посыла€ людей, способных помочь миссионерскому делу. “ак после смерти апостола ¬арнавы апостол ѕавел послал в ѕафос ≈пафраса и “ихика, чтобы они продолжали проповедовать здесь слово Ѕожие. ≈пафрас был рукоположен св€тым √ераклидом во епископа ѕафского, а “ихик стал епископом Ћимасола. ¬изантийский период истории стал расцветом дл€  ипра. ќкруг ѕафос включал тогда две епископии: ѕафскую с кафедрой в ѕафосе и јрсинойскую с кафедрой в городе јрсиное.

ѕозднее последовали т€желые годы Ђфранкократииї, когда остров принадлежал католической ¬енеции. Ћатин€не оказывали сильное давление на киприотов в отношении православной веры, пыта€сь обратить все население острова в католичество, но  ипрска€ ÷ерковь до крови боролась за то, чтобы сохранить ѕравославие.

«а периодом Ђфранкократииї последовала эпоха турецкого владычества, полна€ серьЄзных испытаний дл€ кипрского народа. ќпаса€сь, что «апад попытаетс€ отвоевать  ипр, турки искали поддержки у греческого населени€ и вернули ѕравославной ÷еркви права, отн€тые латин€нами.  ипрска€ ÷ерковь была признана автокефальной, а население острова православным. ≈пископии, монастыри и большое количество церковного имущества, отн€того латин€нами Ц все было возвращено ѕравославной ÷еркви. Ќезависимость ÷еркви и полученные права позволили ей играть важную роль в религиозной, политической и экономической жизни  ипра. јрхиепископ считалс€ теперь не только главой  ипрской ÷еркви, но и вождем всего греческого населени€ острова.

ќднако как только веро€тность захвата  ипра «ападом исчезла, турки изменили политическую линию и начали преследовать греческое население. “ак что ло€льное по отношению к христианам поведение турок продолжалось всего 10-15 лет. ƒалее оп€ть началс€ период угнетени€. ѕроизвол наместников, непомерные налоги, отсутствие прав Ч все это доводило многих греков до полного отча€ни€. Ќекоторые даже переходили в ислам, ища определенных привилегий и прекращени€ унижений. Ѕольшинство, однако, оставалось тайными и €вными христианами. ѕеред лицом реальной опасности  ипрска€ ÷ерковь сумела сплотить греков, вдохнуть в них силы и стать оплотом веры и центром национально-освободительного движени€. “о, что греческий народ выжил в т€желые годы турецкого владычества на  ипре, €вилось в первую очередь следствием активной де€тельности православного духовенства, направленной на сохранение национального самосознани€ и веры.

ќдним из иерархов, трудившихс€ во благо укреплени€ ÷еркви в т€желые годы турецкого владычества, был св€той ѕанарет, епископ ѕафский. —воей добродетельной жизнью и пастырской де€тельностью он помогал кипрскому народу и, в особенности, жител€м ѕафоса сохран€ть верность греческой православной традиции. —в€той ѕанарет (по-гречески Ц Ђ добродетельный во всех отношени€хї), как написано в его житии, Ђимел им€ по своим делам и дела в соответствии с именемї. ќн родилс€ в начале XVIII века в деревне р€дом с јммохостом и стал монахом в тамошнем монастыре св€того јнастаси€. —в€той ѕанарет окончил школу греческой грамматики и музыки, основанную архиепископом  ипрским ‘илофеем, с которым св€той позднее находилс€ в дружеских отношени€х. ¬ 1764 году св€той ѕанарет стал игуменом монастыр€ Ѕогородицы ѕаллуриотиссы. ¬ 1767 году он стал епископом ѕафским и нес архипастырское служение в ѕафосе до своей смерти в 1790 году.

¬рем€ служени€ св€того ѕанарета пришлось на трудный период, когда угнетение со стороны турок было особенно сильным. —в€той как ласковый отец вместе со своей паствой переносил все т€готы и невзгоды, укрепл€л народ в борьбе за сохранение православной веры и одновременно пыталс€ см€гчить суровые услови€ его существовани€. ”сили€ми св€того в 1744 году был заменен турецкий наместник ѕафоса, отличавшийс€ особой жестокостью. ¬ 1783-1784 гг. св€той ѕанарет с другими митрополитами отправилс€ в  онстантинополь, где им удалось добитьс€ удалени€ с  ипра ’аджибакки, угнетавшего киприотов непомерными налогами. Ѕудучи епископом, св€той ѕанарет занималс€ проблемами каждого, кто просил его о помощи. ќн удел€л много времени просвещению порабощенного греческого народа в то врем€, когда на  ипре не было школ. —в€титель содействовал изданию книги афинского философа ‘еофила  оридаллеаса Ђќ рождении и смерти у јристотел€ї (1780) и книги архимандрита  иприана Ђ»стори€ острова  ипрї (1788).

”частие св€того ѕанарета в церковной жизни  ипра было особенно важным, так как это был период активной исламизации греков. ѕравославные ÷еркви превращались в мечети. —в€той ѕанарет призывал народ к восстановлению церквей, и его заслугам принадлежит восстановление многих храмов ѕафоса, а также нескольких монастырей.  роме того, при нем в ѕафосе было написано большое количество икон, многие из которых сохранились до наших дней. Ќа собственные средства св€титель построил храм св€того јнастаси€ в јммохосте и обеспечил его иконами. “акже он украсил раку с главой апостола ‘илиппа, наход€щуюс€ сейчас в монастыре „естного  реста в ќмодосе, и заказал икону апостола. Ќа ней изображен и сам св€той ѕанарет, прот€гивающий апостолу серебр€ный ларец с его главой.

 ак уже было сказано, уровень образовани€ порабощенных киприотов был низким из-за отсутстви€ школ и запрета на преподавательскую де€тельность. ѕоэтому единственным средством сохранени€ веры в народе было присутствие св€тых людей, которые своей жизнью показывали путь христианина, величие ѕравослави€ по сравнению с исламом, и €вл€лись предметом дл€ подражани€. “аким ма€ком был и св€той ѕанарет, присутствие которого воодушевл€ло народ и давало грекам силы переносить т€готы рабства, не поддава€сь турецкому вли€нию. ¬ отношении ѕанарета справедливы слова св€тител€ »оанна «латоуста, сказанные о другом св€том Ц ћелетии јнтиохийском: Ђƒаже не говор€ ни слова, одним видом своим он учил души людей добродетелиї.

—в€той ѕанарет сочетал свою пастырскую де€тельность с суровой подвижнической жизнью. ќн отличалс€ воздержанием, сну предпочитал молитву, исповедовал со смирением, служил с благоговением. ”кроща€ страсти и смир€€ плоть, св€той носил на теле бронзовые и железные вериги. ≈ще при жизни св€той был отмечен даром чудотворени€. ¬ его житии описан случай, когда один св€щенник присвоил церковные деньги и отрицал это. —в€той ѕанарет приказал ему молчать и тот онемел. ѕозднее св€щенник этот т€жело заболел и перед смертью послал за св€тым ѕанаретом, умол€€ о прощении. —в€той пришел к несчастному, и, когда он приблизилс€, св€щенник обрел дар речи, исповедовалс€, получил прощение и мирно скончалс€.

 ончина св€того ѕанарета венчала всю его добродетельную жизнь. —в€той предсказал свою смерть и приготовил себе гроб на том месте, где сегодн€ находитс€ алтарь кафедрального собора св€того ‘еодора в ѕафосе. “акже св€той ѕанарет предчувствовал, что в ѕафос приедет ѕарфений, епископ  арпафский, за которым он послал.  огда ѕарфений пришел к св€тому, тот исповедовалс€ ему, причастилс€ и умер. ѕри похоронах св€тител€ произошло много исцелений.

«а добродетельную жизнь и чудеса ѕанарета стали почитать как св€того практически сразу после его кончины. ќднако официально он был причислен к лику св€тых в конце XVIII века, когда патриархом  онстантинопольским был киприот √ерасим III (1794-1797). ¬ериги, которые носил св€той ѕанарет, наход€тс€ сейчас в монастыре —тавровуниу. Ќа греческом острове —аламин в одной из церквей сохранилась древн€€ фреска с изображением св€того. ѕозднее же на  ипре было написано большое количество его икон. —в€того особенно почитают в ѕафосе, а день его пам€ти празднуетс€ 1 ма€.

Перевод с греческого Николая Иванова

—пециально дл€ ѕравославие.Ru

1 ма€ 2007 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0