Ёлладска€

Ѕлаженный старец »аков (“саликис) Ёвбейский

ѕродолжаем знакомить читателей с главами из книги английского православного богослова √ермана ћидлтона Ђƒрагоценные сосуды —в€того ƒуха: ∆изнеописани€ и духовные советы современных греческих старцевї (‘ессалоники, 2003).

Ѕлаженный старец »аков (“саликис)
Ѕлаженный старец »аков (“саликис)
Ѕлаженный старец »аков (“саликис) Ёвбейский родилс€ 5 но€бр€ 1920 года в Ћивиси, в ћалой јзии (современна€ “урци€), в семье, в семи поколени€х которой были иеромонахи, епископ и св€той. ѕри крещении он был наречен именем дедушки по отцовской линии »акова “саликиса. ≈го благочестивые родители —таврос и ‘еодора страдали от притеснений турок, и в начале 1920-х годов семь€ вместе с другими жител€ми Ћивиси вынуждена была покинуть землю своих предков. Ќезадолго перед этим —таврос “саликис был схвачен турками и вместе с другими задержанными греками направлен на принудительные работы по строительству города “рапезунд, так что он и не знал, что все жители Ћивиси бежали. ѕо благодати Ѕожией со временем семь€ воссоединилась на острове Ёвбе€, куда были отправлены беженцы с Ћивиси. ќб одном из впечатлений той поры, глубоко его ранившем, старец рассказывал позднее: Ђ’от€ € и был тогда еще мал, но € хорошо помню, как по прибытии в порт ѕиреи (главный порт јфин) мы в первый раз услышали, как кто-то хулил св€тыню. » € вскричал: “„то это, зачем мы приехали сюда? Ќам лучше вернутьс€ и быть убитыми турками, чем слышать такое!”. ¬ ћалой јзии мы никогда не сталкивались с таким грехомї.

ќгл€дыва€сь назад, старец врем€ своего возрастани€ всегда вспоминал с чувством великой благодарности к родител€м, особенно к матери, котора€, по его словам, Ђимела монашескую душуї. ќна весьма старалась во всем соблюсти скромность и умеренность, так что семь€ жила Ђсмиренной, аскетической жизньюї. ƒети воспитывались в любви и уважении к старшим, и перед тем, как подойти к причастию св€тых ’ристовых таин, к которому готовились строгим пощением, они целовали руки родителей и других старших в общине.

— юных лет маленький »аков ощущал близость Ѕога, и, еще не понима€ смысла некоторых выражений, всегда удал€лс€ грубых детей, сквернослов€щих и безобразничающих. ¬ √реции его первым пристанищем стал склад. »х Ђдомї, в котором он жил с матерью и бабушкой, был отгорожен от других покрывалами. ≈го любимой Ђигрушкойї была кадильница, которую он сам сделал из изогнутой черепицы. — ней он ходил по Ђдомуї, кад€ свою семью, потом поднимал покрывало и окаживал соседей, повтор€€: Ђјлуйа, алуйа!ї. ѕо вечерам он с бабушкой шел в любимое место Ц небольшую часовню, чтобы поддерживать неугасимые лампады. “ам бабушка пересказывала внуку жити€ св€тых, говорила о родственниках-иеромонахах. ¬ шесть лет маленький »аков захотел выучить Ѕожественную литургию наизусть, включа€ все, что произносит и поет св€щенник и хор на воскресных службах. ≈го благочестивый ум был как губка и легко запоминал все, что было св€зано с ÷ерковью, верой, благочестием и богослужением. ћальчик был так смиренен характером, что его сверстники звали его Ђдедушкойї, Ђмонахомї и Ђотцом »аковомї.

¬ ‘аралде, на Ёвбее, »акова определили в школу. ќна располагалась в небольшой часовне св€той ѕараскевы. »аков любил приходить туда. ƒнем он ходил учитьс€, а по вечерам Ц зажигать лампады и молитьс€. ќднажды вечером (ему тогда было лет восемь или дев€ть) св€та€ ѕараскева €вилась ему такой, какой она изображена на иконе. »спугавшись, маленький »аков побежал домой. Ќесколько дней спуст€ €вление повторилось вновь, но на этот раз св€та€ успокоила мальчика. ѕотом св€та€ часто €вл€лась ему в часовне и беседовала с ним.

Ѕлаженный старец »аков (“саликис) с маленькими детьми в своей келье
Ѕлаженный старец »аков (“саликис) с маленькими детьми в своей келье
Ќаучившись читать, »аков большую часть своего времени проводил за церковными богослужебными книгами. ¬се жители деревни уважали его как избранного дл€ служени€ Ѕогу, хот€ ему было всего лишь дев€ть лет. ќн жил аскетом, просыпалс€ среди ночи и совершал бдени€. ј днем он повтор€л пока€нный канон и гимны. ” него был прекрасный голос, и он очень хорошо пел. ¬о врем€ богослужений »аков видел ангелов, служащих в алтаре. Ёто беспокоило мальчика, но в то же врем€ он ощущал и духовную сладость, утешавшую его.

¬ таком возрасте ему доверили ключи от храма: в деревне не было своего св€щенника, он приезжал из соседней деревни раз в две недели.  ресть€не ощущали близость мальчика ко ’ристу и ≈го св€тым, и, когда у них возникали какие-нибудь затруднени€, они обращались к нему за помощью. »акова звали помазывать маслом и читать молитвы над больными, женщинами, у которых были трудные роды, над одержимыми и при других нуждах. »аков не мог дальше учитьс€ в школе, так как вынужден был работать, чтобы помогать семье.

ќднажды ночью (это случилось в начале 1940-х годов) св€та€ ѕараскева €вилась ему вновь и предупредила его, что в √реции скоро начнетс€ война. явлени€ св€той стали особенно часты в это врем€. —уществование и без того вечно нищих переселенцев в годы немецкой и италь€нской оккупаций стало еще более жалким. √олод был обычным €влением. »аков в свои двадцать с небольшим, посто€нно помышл€€ о все более и более строгой жизни, в это врем€ стал поститьс€ по правилу, к которому он прибегал потом много раз. — вечера воскресень€ до субботы он ничего не ел. ¬ субботу он причащалс€ св€тых ’ристовых таин и потом вкушал немного хлеба и оливок. “олько раз в неделю Ц в воскресенье Ц его трапеза была немного обильнее. Ќо часто складывалось так, что он не ел ничего и в эти дни. ќднажды к нему пришли голодные дети, в другой раз Ц больные и немощные старики, и »аков им отдавал то, что имел. ќн сильно страдал и постепенно слабел от голода. » даже тогда он продолжал работать.

¬ эти годы он выдержал несколько сильных искушений. ѕо бедности у него не было ботинок, и, когда он шел петь в церковь, некоторые из прихожан отпускали в его сторону довольно грубые и €звительные замечани€. ќпечаленный этим, »аков хотел оставить пение. ќднажды ночью мученик √еоргий, покровитель храма, в котором прислуживал »аков, €вилс€ ему и произнес: Ђƒит€ мое! я не желаю, чтобы ты ушел. ѕой в моем доме, как и прежде!ї. ѕотом его мать ‘еодора заболела неизлечимой болезнью. ¬ свои сорок из-за т€желой жизни она выгл€дела на семьдес€т или восемьдес€т. «а четыре дн€ до своей смерти она предсказала близким, когда отойдет в мир иной. ќна сказала, что ангел-хранитель подготовил ее заранее. ¬се и произошло так, как она предсказала. ќтец »акова умер через несколько лет.

ѕрежде чем осуществить свое детское желание послужить √осподу в монашестве, »аков должен был исполнить гражданский долг перед греческим правительством Ц отслужить положенный срок в армии. ќн был призван в 1947 году, служил в г. ѕирее, что неподалеку от јфин. » здесь, как и в деревне, многие не понимали »акова и поначалу сме€лись над ним. —о временем, однако, большинство из его товарищей по службе прониклись к нему уважением и в случае нужды обращались за помощью. » позже некоторые из них посещали его в монастыре. —тарец так отзывалс€ об этом: Ђƒобродетельна€ жизнь всегда служит примером и приносит плод, даже если он по€вл€етс€ через годыЕ ≈сли бы € присоедин€лс€ к их забавам, что хорошего бы вышло из этого?ї. ѕрослышав о благочестии »акова, командир отделени€ лейтенант-майор ѕоликарп «оис вызвал его к себе. ”бедившись в верности слухов и поразившись твердости его веры, он вз€л его в адъютанты. «оис и его семь€ были людьми благочестивыми и очень ценили »акова. ќни даже хотели усыновить его, так как своих детей у них не было, но »аков, имевший намерение поступить в монастырь, был вынужден отказать им.

ѕосле увольнени€ из армии, »аков, чтобы собрать приданое дл€ своей сестры јнастасии (об€занность, котора€ легла на него после смерти отца), бралс€ за любую работу, которую ему предлагали. ѕри этом он много времени посв€щал тому, что подновл€л и чинил расположенные поблизости от деревни храмы и часовни, обветшавшие с того времени, как он ушел в армию.

Ѕлагословение блаженного старца »акова (“саликиса)
Ѕлагословение блаженного старца »акова (“саликиса)
„ерез несколько лет јнастаси€ вышла замуж, и »аков наконец мог следовать монашескому призванию. –ассказы бабушки о родственниках-монахах, живших в —в€той «емле, ожили в его пам€ти, и »аков решил отправитьс€ туда, чтобы там стать монахом. Ђѕеред отбытием в —в€тую «емлю € решил об€зательно посетить монастырь св€того ƒавида, чтобы испросить его благословени€, помощи и предстательства, Ц рассказывал потом старец о промыслительной роли этого посещени€. Ц ѕодойд€ к монастырю, € увидел, как местность внезапно преобразилась, стала другой, не такой, какой мы привыкли видеть ее, когда вместе с односельчанами приходили сюда на праздник св€того ƒавида. ѕередо мной предстал величественный монастырь, необычайно прекрасныйЕ ” ограды монастыр€ преподобный старец с белоснежной бородой ждал мен€. Ёто был св€той (ƒавид Ёвбейский). я поприветствовал его и сказал: Ђ—тарче, что за прекрасное место!  ак же это все здесь стало таким? я никогда не видел ничего подобного!ї ќн отвечал: ЂЁто республика подвижников. » у каждого свой домик-кели€ї. Ц Ђ—тарче, ты мог бы и мне дать такой же? ћне они очень нрав€тс€ї. Ц Ђ„адо, если бы ты осталс€, у теб€ был бы такой же, но ты пришел поклонитьс€ и уйтиї. Ц Ђ—тарче, € остаюсьї.  ак только € пообещал остатьс€, € увидел, что стена монастыр€ расступилась, старец прошел внутрь, и тотчас же стена стала прежней. — уходом преподобного исчезло и видение. Ќа том месте, где € видел республику подвижников, все стало таким, как и прежде. ƒикий лесЕ я увидел монастырь таким, каким он был в реальности Ц лежащим в руинах. я пришел в монастырь как простой паломник, но € преклонил главу и обещал св€тому, что буду служить от всего сердца емуї.

¬ здани€х монастыр€ жили тогда со своими семь€ми пастухи. «десь жили и трое монахов, но особножительно. ѕриход »акова не обрадовал ни монахов, ни пастухов. ќни разными способами старались прогнать его, а однажды на него было совершено и покушение. »аков был в см€тении, но чувствовал, что на то была Ѕожи€ вол€ Ц остатьс€ жить здесь, и он терпеливо переносил преследовани€. ѕреподобный ƒавид €вилс€ ему и удостоверил »акова, что он на правом пути. ћолодой игумен Ќикодим поначалу не смог отойти от особножительства и учредить общежитие.   тому же он был вынужден часто покидать монастырь, чтобы служить в других храмах как приходской св€щенник.  огда в монастырь пришел »аков, он наконец удалил из монастыр€ пастухов, и в обители стали служить ежедневно. »гумен не стал долго ждать с постригом »акова, так как узрел его духовные дары и прозрел призвание молодого послушника. ѕостриг состо€лс€ 30 но€бр€ 1952 года. ћолодой монах был назначен экономом монастыр€; он хранил ключи, монастырские книги и заведовал всем имуществом.  огда же обнаружилась нужда еще в одном св€щеннике, необразованный, но мудрый и сердечный игумен Ќикодим послал »акова к митрополиту √ригорию, епископу ’алки, дл€ рукоположени€. 18 декабр€ 1952 года »аков был посв€щен в диаконский чин, и через день состо€лось его посв€щение в пресвитера.

¬ернувшись в монастырь, отец »аков стал служить литургию практически каждый день, предвар€€ ее ежедневными службами. — благословени€ митрополита он должен был служить литургию и в маленьких деревеньках.  ак это ни покажетс€ странным, преследовани€ братии и их споспешников продолжались и теперь. Ќесмотр€ на должность эконома и св€щенный сан, отец »аков занимал самую неудобную дл€ жиль€ келию. —тены ее были покрыты множеством трещин, и однажды зимой, проснувшись после своего обычного кратковременного сна, он обнаружил, что его спина вс€ в снегу. ѕравда, одежда его, с тех пор как он прин€л монашество, стала немного получше, в придачу он достал себе пару сапог, на которые сам поставил новые подметки из старых автомобильных шин.

ќтец »аков помышл€л иногда о том, чтобы найти пустыньку, где жил св€той ƒавид, чтобы там уедин€тьс€ и удал€тьс€ от искушений, встречающихс€ в монастыре. ¬ начале 1953 года он отправилс€ на поиски пещеры св€того, и был весьма рад тому, что нашел ее. Ќо он знал, что не может покинуть монастырь, который без него мог развалитьс€, и потому решил как можно чаще ночевать в пустыньке. ќн говорил: Ђя старалс€ предаватьс€ духовной брани втайне. я ждал, когда стемнеет, и когда отцы в своих кели€х готовились ко сну, € открывал задние ворота монастыр€ и отправл€лс€ к пустыньке св€тогої. ¬ одну безлунную ночь старец заплутал, так что ему пришлось продиратьс€ сквозь заросли. ѕом€тый и исцарапанный, он умол€л Ѕога показать ему дорогу в пустынь. »з множества звезд на небосводе ЂЅог дал мне однуї, и она своим светом указала ему путь в пустыньку. » такое происходило много раз, но лишь тогда, когда это было необходимо. ¬ другой раз отец »аков испросил у св€того ƒавида помощи. Ѕудучи застенчивым и скромным, отец »аков немного бо€лс€ темноты, и потому он просил св€того »акова соприсутствовать ему во врем€ молитвы в пещере, но так, чтобы он удостоверилс€ в присутствии св€того и не бо€лс€. —в€той ответил на его молитву и €вилс€ в пещере в виде игумена Ќикодима. ¬месте они читали монашеское правило и ѕсалтирь, творили »исусову молитву.

ќднажды ночью, когда он молилс€, пещера внезапно наполнилась скорпионами. ќни покрыли пол, потолок и стены. ќтец »аков был объ€т страхом, но быстро совладал с собой и пон€л, что это было всего лишь искушение от дь€вола. »сполнившись дерзновени€, с верой во ’риста, он приказал им замереть и не приближатьс€ ближе. ћаленьким камнем он нарисовал вокруг себ€ круг и повелел им не пересекать черту. ќн продолжал свою молитву до рассвета, но ни один скорпион не ослушалс€ человека Ѕожи€. ¬ другую ночь отец »аков, побежденный усталостью, заснул. ѕреподобный ƒавид €вилс€ ему и, утешив, велел ему отдохнуть. ѕроснувшись, старец исполнилс€ любви к Ѕогу и св€тым ≈го, див€сь их любви и заботе. »ногда отец »аков возвращалс€ в монастырь к утренней службе. ќн омывал лицо водой и удар€л в церковный колокол. ¬сю свою жизнь отец »аков оставалс€ верным своему аскетическому уставу, усилива€ свое подвижничество когда усиливались искушени€.  роме воздержани€ в пище и еде, он делал тыс€чи земных поклонов каждый день. ƒь€вол, вид€ бессилие помешать духовному возрастанию »акова, прибег к крайним мерам. ¬ окт€бре 1952 года, когда отец »аков убирал деспотикон, полчище ужасающих демонов, имевших звериный облик, набросилось на него. ќн пыталс€ сотворить крестное знамение и возопить к Ѕожией ћатери, но каждый раз бес мешал ему. ≈го нещадно избивали. ¬ конце концов ему удалось освободить одну руку дл€ крестного знамени€, и бесы тут же скрылись за окном. ѕрошло некоторое врем€, прежде чем »аков смог встать и заковыл€ть в свою келию. “акое случалось еще несколько раз, и это все больше подрывало здоровье монаха.

ѕохороны блаженного старца »акова (“саликиса)
ѕохороны блаженного старца »акова (“саликиса)
ќн много физически страдал. — юного возраста у него была не в пор€дке спина, болели миндалины, почки, простата.  райнее подвижничество и нападени€ бесов обострили все эти болезни. Ќо долгое врем€ старец не обращалс€ за помощью к врачам. ¬ конце концов в 1967 году (ему было 47 лет) однажды от приступа боли он потер€л сознание. ≈го отвезли в больницу, где доктора и св€щенники попытались убедить его согласитьс€ на операцию, как они думали, аппендицита, но все оказалось гораздо сложнее и хуже. ѕосле молитвы св€тым ƒавиду и »оанну –усскому, отца »акова поместили в операционную. ѕеред тем как заснуть под действием наркоза, он увидел двух св€тых, вошедших в комнату. Ёто было одно из первых из целого р€да посещений, которых он сподобилс€ в больнице в перерывах между бесконечными операци€ми. —амым серьезным его недугом была болезнь сердца, причин€вша€ мучительную боль в груди и нередко приводивша€ к сердечным приступам. ¬рем€ шло, а его состо€ние ухудшалось. ƒоктора и молодые монахи, пришедшие в монастырь после отца »акова, пытались убедить его ослабить подвижничество, чтобы укрепитьс€ телесно. » хот€ он ценил их любовь и заботу, тем не менее отвергал это. —тарец продолжал укрепл€тьс€ в добродетели, а люди все сильнее т€нулись к нему, как к источнику живой воды в пустыне. ¬едь к этому времени он уже имел благословение на служение духовником и на исповедь[1]. ќн служил люд€м неустанно, до полного изнеможени€.

  нему посто€нно прибегали люди, прос€ исповеди, советов, исцелени€ и изгнани€ бесов. ќн молилс€ над бол€щим и осен€л его крестообразно главой преподобного ƒавида. Ѕольной уходил, и вскоре его болезнь проходила. —тарец оберегал себ€ от искушени€ гордыней, приписыва€ чудесные исцелени€ благодати св€того и его мощей. ќбщение отца »акова со св€тым ƒавидом было очень тесным. ќн говорил с ним как со старшим братом тогда, когда нуждалс€ в заступничестве за больных и скорб€щих.

¬осстановив монастырь св€того ƒавида, избравшего старца своим духовным наследником, принес€ исцеление и покой тыс€чам страждущих душ, отец »аков приготовилс€ к переходу из этого мира. ќн молилс€ св€тому ƒавиду, чтобы тот сопроводил его душу на этом пути, и сказал одному из своих чад, что Ђулетит как птицаї. 21 но€бр€ 1991 года, отслужив на праздник ¬ведени€ во храм ѕресв€той Ѕогородицы и прин€в множество духовных чад на исповедь, он мирно предал свою душу в руки √оспода. Ќесмотр€ на то, что об этом было сообщено лишь нескольким люд€м по телефону, весть о его кончине распространилась, как пожар, и верные по всей √реции оплакивали кончину духовного отца во ’ристе. “ыс€чи христиан присутствовали на погребении отца »акова. ¬се дороги к монастырю были заставлены машинами. ѕрибыла полици€, чтобы поддерживать некое подобие пор€дка. ¬ конце чина погребени€ масса людей дерзновенно возглашала: Ђ—в€той, ты св€той!ї. » по своей кончине блаженный старец »аков продолжает предсто€ть за верных и €вл€ть небесные знамени€ своего дерзновени€, которое он обрел перед лицом Ѕожиим.


[1] ¬ Ёлладской ÷еркви существует традици€ особого благословение духовника прав€щим архиереем.

Герман Мидлтон

ѕеревел с англ. ¬асилий “омачинский

4 июн€ 2007 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0