»ерусалимска€

“ам, где подвизалась преподобна€ ѕелаги€

«аписки паломника

¬ пещере преподобной ѕелагии

ѕреподобна€ ѕелаги€ јнтиохийска€, ≈леонска€. —овременна€ икона. ѕодарена о. »оакиму иконописцами ƒонецкой епархии
ѕреподобна€ ѕелаги€ јнтиохийска€, ≈леонска€. —овременна€ икона. ѕодарена о. »оакиму иконописцами ƒонецкой епархии
√реческий архимандрит »оаким (Cтрогилу) надел свою епитрахиль, затем в центре потемневшего от времени каменного саркофага установил старый дерев€нный крест, инкрустированный драгоценными камн€ми, в гран€х которых отражаютс€ плавающие блики лампады. ” креста и по периметру саркофага насыпаны бело-кремовые лепестки окт€брьских роз, принесенные монахин€ми ¬ознесенкого монастыр€ на ≈леоне. ¬ окропленной св€той водой пещере гор€т свечи, дымитс€ кадило и пахнет ладаном. јрхимандриту »оакиму, ежегодно совершающему здесь молебен преподобной ѕелагии, помогает русский инок ѕоликарп, недавно поселившийс€ на ћасличной горе. ќн с полуслова понимает своего старшего наставника, который и постриг его в монахи четыре года назад.

¬ просторную, почти квадратной формы пещеру, стены и потолок которой мусульмане выложили камнем, ведут крутые ступени. ¬ ней собралось совсем немного мол€щихс€: русские и греческие инокини, странники из —ербии и –умынии, случайные паломники. ¬ обычные дни служители мечети взимают плату с каждого паломника за посещение пещеры Ц один доллар. Ќо раз в году Ц 21 окт€бр€, в день пам€ти преподобной ѕелагии јнтиохийской, называемой еще ≈леонской и ѕалестинской, Ц мусульмане арабской деревни јттур (Ђ—в€та€ гораї), расположенной на самой вершине ћасличной горы, позвол€ют православным христианам бесплатно спуститьс€ в древнюю пещеру Ц место монашеских подвигов и вечного упокоени€ св€той.

ѕещера принадлежит мусульманам и находитс€ на территории мечети, под сводами одного из одноэтажных зданий, примыкающих к мечети. –асположенную в полуовальной нише у южной стены гробницу мусульмане покрыли длинным зеленым покрывалом и такого цвета же ковриком. ѕещера издавна почитаетс€ не только христианами, но и иуде€ми и мусульманами, причем иудеи считают, что пещера €вл€етс€ местом погребени€ пророчицы ’ульды (VII в.), а арабы приписывают ее мусульманской св€той –еабе јлади€, жившей в ней в VIII веке.

√робница в пещере преподобной ѕелагии
√робница в пещере преподобной ѕелагии
≈леонска€ пещера, где подвизалась в мужском образе преподобна€ ѕелаги€, упоминаетс€ уже в древнейших описани€х паломничеств во —в€тую «емлю. “ак, в Ђ’ожении ƒаниила, –усьскы€ земли игуменаї (нач. XII в.) читаем: ЂЌа горе ≈леонской есть глубока€ пещера, близ ¬ознесени€, на юг от него. ¬ этой пещере стоит гроб св€той ѕелагии-блудницы; тут вблизи расположилс€ столпник, муж весьма духовенЕї. » грек »оанн ‘ока, посетивший св€тые места в 1185 году, в своем Ђ—казании вкратце о городах и странах от јнтиохии до »ерусалима, также —ирии, ‘иникии и о св€тых местах ѕалестиныї писал, что недалеко от места вознесени€ —пасител€ Ђесть пещера, в которой совершала свои аскетические подвиги св€та€ ѕелаги€, где и св€тое тело ее в каменной раке почиваетї. ћного столетий спуст€, в 1830 году, русский монах —ерапион в своем Ђѕутешествии во св€тый град »ерусалимї расскажет о Ђтурецкой мечетиї и вблизи нее Ђпещере, в которой спасалась преподобна€ ѕелаги€ї, заметив, однако, что Ђв сию последнюю турки никого не впускаютї.

ќб этой пещере вблизи места вознесени€ »исуса ’риста говоритс€ и в житии преподобной ѕелагии. ≈е им€ переводитс€ с греческого €зыка как Ђморска€ї, родом же эта св€та€ была из јнтиохии —ирийской. ќна была известна в городе не только как актриса, но и как сама€ красива€ и легкомысленна€ девица, ведша€ весьма распущенную жизнь. «а роскошные одежды и многие дорогие украшени€, коими она любила щегол€ть, ее прозвали Ђћаргаритойї, то есть Ђжемчужинойї.   раска€нию и христианской вере ее привел епископ »лиопольский Ќонн, прибывший однажды в јнтиохию на собор епископов. ѕо молитвам мудрого св€тител€ ѕелаги€ пришла в христианский храм, услышала проповедь епископа, пон€ла всю греховность своей жизни, раска€лась и крестилась. «атем она принесла все, что имела, епископу Ќонну, который распор€дилс€ раздать добро нищим. —пуст€ некоторое врем€ ѕелаги€, переодевшись в мужскую одежду и вз€в с собой подаренные епископом Ќонном влас€ницу и подр€сник, удалилась навсегда из јнтиохии в »ерусалим. «десь все принимали ее за юношу, пожелавшего стать монахом. »нок с мужским именем ѕелагий устроил себе келью на ≈леонской горе, и жители окрестных мест считали его евнухом. ќтшельник ѕелагий, затворившись в глубокой пещере, стал вести в ней суровую монашескую жизнь в пока€нии, посте и молитве. ƒостигнув по истечении нескольких лет высоких духовных дарований, инок ѕелагий в 457 году окончил свою земную жизнь. » только в час погребени€ духовенство и народ узнали, что почивший инок был женщиной, подвизавшейс€ в мужском образе.

»стори€ ÷еркви знает немало примеров того, как ступившие на путь иноческой жизни благочестивые жены сокрывали свое женское естество под мужским платьем, и, вед€ жизнь строгую, так преуспевали в духовном совершенствовании, что становились св€тыми. “аковы были преподобные јнастаси€ ѕатрики€ (пам€ть 10/23 марта), јфанаси€ “авенска€ (пам€ть 9/22 окт€бр€), ћари€, именовавша€с€ ћарином (пам€ть 12/25 феврал€), ‘еодора јлександрийска€ (пам€ть 11/24 сент€бр€), преподобномученица ≈вгени€ (пам€ть 24 декабр€ / 6 €нвар€), блаженна€  сени€ ѕетербургска€ (пам€ть 24 €нвар€ / 6 феврал€). »мена этих св€тых после молебна упом€нул в своей краткой проповеди архимандрит »оаким. јрхимандрит »оаким говорил на греческом. –усским паломникам его проповедь переводил отец ѕоликарп. ¬ ней были и такие слова: Ђ—в€та€ в своих подвигах на ≈леоне достигла высоты монашеского делани€, стала образцом монашеской жизни. ¬ысокодуховной своей жизнью св€та€ ѕелаги€ привлекла многие души ко спасениюї.

«адержавшись на некоторое врем€ в €рко освещенной электричеством пещере, мы вместе с отцом ѕоликарпом стали искать на ее стенах и на гробнице Ђеврейскиеї и Ђгреческиеї надписи, а также Ђсамое место подвигов, а может быть и могилуї преподобной ѕелагии Ц Ђмаленькую низкую каморку с заложенным окошком, через которое затворница ѕелаги€ принимала пищу и беседовала с посещавшими ее дл€ духовного наставлени€ї, о чем сообщает автор книги о —в€той «емле Ђѕриди и виждьї Ќ. Ќ. Ћисовой. ќднако ничего подобного не обнаружили. »з одного путеводител€ в другой кочует не соответствующа€ действительности информаци€ о наличии €кобы Ђв восточной стене пещеры входа в другую, меньшую, пещеруї, где в затворе жила преподобна€ ѕелаги€.

Ђћожет, арабы замуровали вход из одной пещеры в другую? »ли в тексте кака€-то неточность?ї Ц спрашиваю отца ѕоликарпа. Ђƒа нет, это, скорее всего, “отсеб€тина”ї, Ц последовал ответ.

ЂЌа склоне ≈леона, обращенном к »ерусалимуЕї

ѕещера преподобной ѕелагии находитс€ несколько южнее часовни ¬ознесени€ √осподн€. –усские часто называют ее Ђ—топочкаї. ќна построена на том самом месте, откуда —паситель вознесс€ на небеса. „асовн€ здесь известна примерно с 370 или 387 года. »сточники сообщают, что еще равноапостольной царицей ≈леной была воздвигнута базилика дивной красоты, свет€щийс€ крест которой был виден всему »ерусалиму. ¬еро€тно, здесь молилась некогда и ѕелаги€. „асовн€ просто€ла до 614 года, когда была разрушена персами. ¬ 628 году патриарх ћодест восстановил ее. ѕри крестоносцах в 1152 году часовн€ входила в ведение монастыр€ св€того јвгустина, а после 1187 года была переделана и превращена в мечеть. Ќынешнее здание Ђ—топочкиї датируетс€ XIII веком. Ёто арабска€ постройка, хот€ нижн€€ его часть еще времен крестоносцев. » часовн€, и двор, в котором она расположена, имеют восьмиугольную форму. ѕо преданию, это место огорожено двухметровой стеной из камней, вз€тых с развалин храма ¬ознесени€. ¬ Ђ—топочкеї находитс€ св€тын€ Ц камень с отпечатком стопы вознесшегос€ —пасител€. ј когда-то внутри постройки хранились два камн€ с отпечатавшимис€ на них ≈го следами. —ейчас осталс€ один, а второй был перенесен мамелюками-мусульманами в иерусалимскую мечеть јль-јксу и считаетс€ ими отпечатком ноги пророка ћухаммеда.

–уины так и не возведенного храма ¬ознесени€
–уины так и не возведенного храма ¬ознесени€
Ђ»сторический путеводитель по пам€тным местам »зраил€, ≈гипта, »ордании и Ћиванаї, изданный в 2000 году в ћоскве под редакцией ћ.¬. Ѕибикова, сообщает о Ђмонастыре во им€ преподобной ѕелагииї, €кобы расположенном на горе ≈леон через дорогу напротив часовни ¬ознесени€ и пещеры преподобной ѕелагии. “от же путеводитель говорит и о хран€щейс€ в том же Ђмонастыреї реликвии Ц Ђсв€том кресте, по преданию, принадлежавшем св€той равноапостольной царице ≈ленеї. јрхимандрит »оаким только руками разводит от удивлени€, отрицательно покачивает головой, а монах ѕоликарп комментирует: Ђ» это отсеб€тинаї.

Ќа самом же деле здесь находитс€ принадлежащий грекам земельный участок с недостроенной на нем церковью ¬ознесени€, где уже несколько лет в согласии живут монахи »оаким и ѕоликарп. ѕокатый участок на западном склоне горы ≈леон обрамл€ет высокий каменный забор с колючей проволокой в несколько р€дов. “ерритори€ от дороги до забора покрыта пожухлой травой и захламлена местными жител€ми мусором. ¬ заборе можно найти металлическую решетчатую калитку, которую отец ѕоликарп открывает ранним утром по четвергам и по праздникам, когда сюда на богослужени€ приход€т мол€щиес€. јрхимандрит »оаким рассказал, что когда-то эту землю с масличными деревь€ми площадью в 10 гектаров купил патриарх »ерусалимский  ирилл II, желавший построить тут церковь ¬ознесени€. ќднако всевозможные преп€тстви€ помешали осуществлению его планов. √реческа€ ѕатриархи€ не прекратила своих усилий по поиску способов возведени€ церкви, и в 1984 году патриарх »ерусалимский ƒиодор I поручил заниматьс€ елеонским участком архимандриту »оакиму (—трогилу), приехавшему с греческого острова ’иос в »ерусалим. ≈ще в раннем возрасте он возжелал стать монахом и жить на ≈леонской горе. ¬округ участка возвели стену, построили скрываемые в зелени оливковых деревьев добротные домики дл€ паломников.

√ородские власти »ерусалима запретили на этом земельном участке вс€кое строительство. ќднако это не остановило отца »оакима, и он, не взира€ на запреты, начал рыть котлован дл€ фундамента будущей церкви ¬ознесени€. ¬о врем€ земельных работ обнаружилось, что крутой склон ≈леонской горы изобилует засыпанными землей древними гробницами. —емь из них отец »оаким очистил от земли и поставил на них иконки с гор€щими лампадами. ќн раскопал на участке и небольшую естественную пещеру, где, по его мнению, на ≈леонской горе отдыхал —паситель. ƒоказыва€ свою точку зрени€, он открывает собеседнику ≈вангелие от Ћуки: Ђƒнем ќн учил в храме, а ночи, выход€, проводил на горе, называемой ≈леонскоюї (Ћк. 21: 37). јрхимандрит »оаким с благоговением относитс€ к этой пещере, где сегодн€ гор€т лампады перед трем€ иконами »исуса ’риста.

ќднажды во врем€ строительных работ в котловане обнаружили древний дерев€нный крест, бережно хранимый теперь в алтаре недостроенной церкви.  стати, здесь имеетс€ и еще один крест с вкраплением частиц мощей апостола (отец »оаким, к сожалению, не знает какого именно) и богато украшенный драгоценными камн€ми. Ётот крест Ц дар »ерусалимского патриарха  ирилла II, осв€щавшего когда-то елеонский участок.

Ђ≈сли бы мы нашли такую великую христианскую св€тыню, как крест самой равноапостольной царицы ≈лены, то, увер€ю вас, у нас бы его забрала √реческа€ ѕатриархи€ї, Ц говорит отец »оаким, комментиру€ информацию в русском путеводителе.

¬ 1992 году, когда архимандрита »оакима в »ерусалиме не было, поднимающиес€ из земли бетонные стены церкви были разрушены. √овор€т, Ђцерковь изменила бы горизонт и сложившийс€ силуэт ≈леонской горыї, потому что закрывала бы собой мечеть. ѕо рассказу отца »оакима, израильска€ техника, громивша€ церковь, вынуждена была прекратить свою работу. Ѕульдозерист утверждал, что из-за перегрева вышел из стро€ мотор, а отец »оаким считает, что Ђпроизошло чудо, остановившее варваровї. ¬ынесенна€ из нижней церкви икона ’риста ¬седержител€ чудом возвратилась на прежнее место. Ќижн€€ церковь осталась цела, в ней и провод€тс€ сейчас богослужени€, а выше Ц в развалинах алтар€ Ц архимандрит установил на столе большой макет недостроенной церкви ¬ознесени€.

ћученица јнастаси€ »ерсусалимска€. —овременна€ икона. ѕодарена о. »оакиму иконописцами ƒонецкой епархии
ћученица јнастаси€ »ерсусалимска€. —овременна€ икона. ѕодарена о. »оакиму иконописцами ƒонецкой епархии
ќтец »оаким жил на участке со своей матерью по имени јнастаси€, учительствовавшей до выхода на пенсию. Ќекоторое врем€ она даже возглавл€ла мэрию маленького городка ¬ронтадо на остров ’иос. ќна, по словам архимандрита, стала Ђжертвой и приношением Ѕогу на св€том месте ¬ознесени€ —пасител€ на ≈леонской гореї, и теперь она Ц местночтима€ мученица јнастаси€ »ерусалимска€, чьи нетленные мощи наход€тс€ в специальной гробнице, примыкающей к нижнему храму.

8 июл€ 1995 года неизвестные люди в масках пытались лишить жизни архимандрита »оакима, хотели выколоть острием карандаша глаза, безжалостно наносили ему раны. Ќа крики о помощи выбежал из кельи живший здесь иконописец из ћосквы ¬ладимир –ыло, прин€вший впоследствии постриг с именем ¬арсонофий в русском ѕантелеимоновом монастыре на јфоне. Ётот ¬ладимир, рассказывает отец »оаким, был высокого роста и очень сильным. ќн и помог монаху вырватьс€ из рук бандитов. ќтец »оаким поспешил в келью матери, чтобы рассказать ей о случившемс€. ќднако нашел ее на земле уже мертвой: неизвестные злодеи св€зали и задушили ее.

ќднажды јнастаси€ €вилась отцу »оакиму во сне: на лбу ее были видны три кровоточащие раны. ћать сказала сыну: Ђ ровь пролилась ради этого св€того места, чтобы здесь сто€ла церковьї.

  сожалению, по€вившиес€ несколько лет назад сообщени€ в прессе о том, что иерусалимские власти разрешили грекам строить церковь ¬ознесени€ на ≈леоне, не соответствуют действительности, сообщил отец ѕоликарп. ¬ нижнем храме он показывает паломникам большую икону новомученицы јнастасии »ерусалимской, которую прислали украинские иконописцы из ƒонецкой области, паломничавшие по —в€той «емле.

√остеприимный архимандрит »оаким любит паломников и после богослужени€ или молебна приглашает их на трапезу на просторную веранду. —ам не прис€дет, а обслуживает гостей, называ€ им на английском и русском подносимые в маленьких тарелочках блюда. ” него всегда много хлеба, жареных пшеничных зерен, печень€, козьего сыра, винограда, фруктов и сушеных маслин собственного приготовлени€. ¬ино, кофе и мед подаютс€ им тоже в малюсеньких стаканчиках.

ќтец »оаким знает на своем участке такие точки, откуда с ≈леонской горы взору паломников открываетс€ величественна€ и незабываема€ панорама »ерусалима, который дл€ верующих людей Ђрадость всей землиї (ѕс. 47: 3). ≈леонска€ гора и тот участок на ней, где в трудах и молитвах подвизаютс€ монахи »оаким и ѕоликарп, давно были избраны дл€ поклонени€ Ѕогу. ћногие великие и славные дела Ѕожии на —в€той «емле происходили именно на горах. — горой Ѕибли€ сравнивает Ѕожественную силу и благодать (ѕс. 35: 7; »с. 2: 2). “ак и хочетс€ представить, как выгл€дела ћаслична€ гора во времена земной жизни преподобной ѕелагииЕ

јрхимандрит »оаким перечисл€ет уже хорошо известные всем паломникам св€тые места на ≈леоне и предлагает вместе с монахом ѕоликарпом спуститьс€ на территорию монастыр€ ћарии ћагдалины, где сохранились остатки древней лестницы, котора€ когда-то вела из  едронской долины на вершину ≈леонской горы. —читаетс€, что эта лестница насчитывала 537 ступеней и была описана в латино€зычных документах IX столети€. «десь отец ѕоликарп показал два места: с одного, по преданию, Ѕогородица вознеслась на небо, а с другого ћари€ ћагдалина наблюдала за мучени€ми св€того —тефана, побиваемого камн€ми.

Ђ“ебе бы, отец ѕоликарп, при твоих силах и знани€х экскурсии дл€ паломников проводитьї, Ц говорю €, когда мы из  едронской долины и √ефсимании возвращались по крутой дороге на ≈леон. ЂЌет, уж. Ёто суетное дело. ƒа и коз не на кого оставить. ј их надо покормить, а потом подоитьї, Ц отвечает он.

Ђ—в€та€ ѕелаги€ привлекла многие души ко спасениюЕї

јрхимандрит »оаким
јрхимандрит »оаким
–анним утром в окно кельи на греческом участке ≈леонской горы постукивает на ветру тоненька€ ветка маслины. ѕервыми паломников буд€т петухи архимандрита »оакима. ¬споминаетс€, что в евангельские времена пение петухов возвещало о третьей страже ночи Ц с полуночи и до трех часов (см.: ћр. 13: 35).   разноголосым петушиным крикам как-то сразу привыкаешь. Ќо сон прерывают другие громкие голоса на незнакомом €зыке: это с башни минарета, расположенного р€дом с пещерой преподобной ѕелагии, муэдзины ночью призывают мусульман деревни јттур на молитву.

ћедленно просыпаетс€ хоз€йство отца »оакима. ” него здесь голуб€тн€, куры, утки, козы, кролики, овцы и две собаки, бегающие на цепи. Ќад садом с виноградными лозами, фисташковыми, гранатовыми, масличными деревь€ми стремительно летают ласточки, построившие гнезда не только под крышами домов, но и у Ђ—топочкиї. Ёти птицы смело залетают в мечети и храмы. ” арабов о них сложена поговорка, говорит отец ѕоликарп: ЂЋасточка восхвал€ет ¬севышнего и пачкает св€тилищеї.

¬ первой половине дн€ отец ѕоликарп зан€т козами. —мотрю на него и вспоминаю слова из проповеди архимандрита »оакима после молебна в пещере преподобной ѕелагии: Ђ¬ысокодуховной своей жизнью св€та€ ѕелаги€ привлекла многие души ко спасениюї. Ёто и о нем, об отце ѕоликарпе (јгабабове), в прошлом артисте оперетты и руководителе театра музыкальной комедии.  ажетс€, совсем недавно на театральной сцене во врем€ вечернего спектакл€ он держал за талию своих партнерш, а теперь вот сильными руками по утрам ловит во дворе коз, чтобы их подоить. ≈жедневно ему приходитс€ возитьс€ с дес€тью вертл€выми козами, с которыми он разговаривает то строго, то нежно, называ€ их всех при этом ћельницами Ц  оричневой, „ерной, —лепой, ѕ€тнистой.

 ак-то, уже в ранге Ђмолодого пенсионераї, он в числе московских паломников приехал на —в€тую «емлю, посетил монастыри на ≈леонской горе, помолилс€ у Ђ—топочкиї, поклонилс€ преподобной ѕелагии в ее пещере, а затем случайно зашел на участок к отцу »оакимуЕ „ерез переводчика архимандрит узнал и сразу одобрил желание русского паломника подвизатьс€ на ≈леонской горе Ц месте подвигов преподобной ѕелагии, бывшей антиохийской актрисы. “еперь вот монах ѕоликарп, с которым мы давно познакомились на афонских паломнических тропах, имеет на —в€той «емле келью в металлическом контейнере, похожем на вагончик без колес.

ћонах ѕоликарп с крестом, иногда называемым Ђкрестом равноапостольной ≈леныї, содержащим частицу мощей неизвестного апостола
ћонах ѕоликарп с крестом, иногда называемым Ђкрестом равноапостольной ≈леныї, содержащим частицу мощей неизвестного апостола
Ђѕомнишь, €корь своей души € хотел бросить на јфоне, а получилось, что здесьЕї Ц говорит он.

ќтец ѕоликарп щедро делитс€ своими рассказами о —в€той «емле, переход€ от одной темы к другой: Ђ—мотри, куда после дойки побежала ћельница ¬ертл€ва€!.. ƒа не к ограде, а к дереву у ограды.  ак называетс€ это дерево, знаешь?ї. » тут же, не дождавшись ответа, продолжает: ЂЁто и есть смоковница. ” нее широко раскинувшиес€ ветви с крупными листь€ми и питательными плодами, называемыми инжир. “ак вот. Ћисть€ на смоковнице по€вл€ютс€ раньше плодов и служат верным признаком наступлени€ лета. ј та смоковница, котора€ отдала всю свою силу на листь€, но не имела плодов, подпала под осуждение (см.: ћф. 21: 19).

Ђј знаешь, отче ѕоликарп, Ц говорю €, Ц в прошлый мой приезд ты мне показал у нижнего храма растение, назвав его иссопом, из которого отец »оаким делает кропила. я тогда с твоего разрешени€ сорвал несколько веточек и привез домой, показал специалистам Ѕотанического сада, а они тут же опровергли теб€: это, мол, совсем и не иссоп, а трава кака€-то, котора€ повсеместно растет в »ерусалиме. »з —в€щенного ѕисани€ видно, что иссопом называлось небольшое кустарниковое растение, родственное майорану или каперсу (см.: 3 ÷ар. 4: 33, »сх. 12: 22; »н. 19: 29). ¬ ≈вангелии от »оанна говоритс€, что солдаты наложили на иссоп (ствол или ветку) губку, пропитанную уксусом, которую и поднесли к устам »исуса ’ристаї.

» такие беседы у нас с открытой Ѕиблией в руках продолжаетс€ до самого вечера. ј на ≈леоне темнеет быстро, и крупные звезды, кажетс€, прижимаютс€ к самой земле, откуда, разгон€€ тьму, вознос€тс€ в небо молитвы.

ЂЌе правда ли, именно звезды более чем что-либо другое в природе, свидетельствуют о дивном величии —оздател€? Ц спрашиваю отца ѕоликарпа. Ц ¬зираешь на них с этой иерусалимской высоты и вместе с ѕсалмопевцем приходишь в изумление о попечении Ѕога о человеке (см.: ѕс. 8)ї.

ќтец ѕоликарп направл€етс€ в это врем€ в нижний храм с лампадным маслом: Ђј € вот недавно читал преподобного ћакари€ ≈гипетского, так он тоже мудро пишет о звездах. Ќе все светильники, наполненные одним маслом и зажженные одной свечой, издают в равной мере си€ние огн€. “ак и мы, люди, будем по-разному прославлены у Ѕога: по достоинству заслуг и обитанию в нас ƒуха Ѕожи€. ¬едь и “звезда от звезды разнитс€ в славе” (1  ор. 15: 41)ї.

Анатолий Холодюк

20 окт€бр€ 2007 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0