онстантинопольска€

ћонастыри ћириокефалы и –устики на  рите и их церкви

–оспись храма монастыр€ ѕанагии јнтифонитрии
–оспись храма монастыр€ ѕанагии јнтифонитрии
/p>

¬ последние годы все более увеличиваетс€ поток русских паломников в √рецию, котора€ изобилует св€тын€ми общеправославного значени€. ≈сть свои древние св€тыни и на острове  рит. ѕредлагаем читател€м краткое изложение содержани€ книги √еорги€ јнтуракиса о св€тын€х  рита[1], подготовленное автором.

ƒревний город Ћаппа, или Ћамби, который с первых лет зарождени€ христианства вплоть до X века был в ведении епископа Ћаппы (Ћамби), располагалс€ недалеко от современной границы, раздел€ющей префектуры ’ани€ и –етимнон.  огда Ћаппа, давша€ название епархии, пришла в упадок, неподалеку со временем образовались три интеллектуальных и художественных центра Ц ћириокефала, ≈пископи –етимнон и –устика.

Ћишь только закончилось арабское владычество (961), в этих местах по€вилс€ критский св€той »оанн —транник, родом из —ив в ћессаре. Ѕудучи человеком высоко образованным, он, видимо, обладал обширными познани€ми в истории древней Ћаппы, некогда процветающего города-епархии, развалины которого в ту пору еще были хорошо сохранившимис€ и пам€ть о котором все еще была жива. ќчевидно, св€той »оанн намеревалс€ своими трудами продолжить культурные традиции Ћаппы и распространить их в краю, где некогда процветал этот город и древн€€ епархи€, присутствие которой отмечено даже на ¬селенском —оборе. ѕримечательно, что окраины этой епархии, и, прежде всего, окрестности ћириокефалы, были как раз той землей, на которой сосредоточил свои помыслы, особое внимание и интерес св€той; это доказывает и его автобиографи€ Ђ∆изнь и духовное руководствої, завершенна€ им к концу жизни (1027).

—в€той »оанн возвел на  рите несколько сооружений, которые он приписал монастырю ћириокефалы, основанному им со статусом патриаршей ставропигии (то есть монастыр€, наход€щегос€ под непосредственным управлением  онстантинопольского патриарха).

—в€той »оанн —транник был действительно выдающейс€ личностью, человеком проницательным, энергичным, знающим и верным  онстантинополю. ѕомимо прочего, его также можно назвать приверженцем јристотел€, человеком просвещенным, умудренным и благомысл€щим. Ќе случайно его основна€ де€тельность почти всегда была сосредоточена вокруг древних городов-епархий западного  рита, таких как Ёлефтерна-јрион и Ћаппа-Ћамби в –етимноне, ‘еникс, —и€,  идони€,  иссамос в ’ании и другие. —в€той »оанн —транник считал своим великим долгом или Ђповелением Ѕожиимї, данным ему, здесь, в этом средоточии древнехристианских епархий, которые во врем€ арабского завоевани€ пришли в упадок, возвести (с 980 по 1030 г.) множество важнейших сооружений (монастырей и церквей). ƒе€тельный, проницательный и благочестивый избранник Ѕожий с тщательностью все организовывал и потом посто€нно присматривал за своими возлюбленными творени€ми. Ѕолее того, довер€л способным соратникам, св€щенникам и монахам, продолжать это дело Ѕожие по всему  риту. ќчень характерно, что св€той »оанн позвол€л им действовать самосто€тельно, а сам все врем€ переезжал с места на место, дабы не привлекать излишнего внимани€ людей к себе, как отмечаетс€ в его Ђ∆итииї. —в€той прекрасно чувствовал, когда ему следует удалитьс€, и сохран€л таким образом должную дистанцию между собой и людьми, которых он чрезвычайно любил.

¬семи признано, что главное детище св€того »оанна —транника Ц монастырь ћириокефалы, нар€ду с великолепным монастырем XVII века ѕророка »лии в –устике, был наиболее значительным интеллектуальным, художественным и национальным центром, средоточием интенсивной жизни по византийским традици€м во времена венецианской и турецкой экспансий на  рит, источником распространени€ византийского искусства.

“ак что, благодар€ сначала существованию процветающего города-епархии Ћамби, а затем и двух вышеупом€нутых монастырей, данный регион всегда Ц с древних времен до нынешнего дн€ Ц оставалс€ в центре культурного внимани€. ¬округ ставропигиальных монастырей ћириокефалы и –устики со дн€ основани€ их и до сих пор идет активна€ жизнь. ƒаже сегодн€ они остаютс€ самыми важными в этом регионе св€тын€ми дл€ паломников.

Ќа территории вокруг ћириокефалы и –устики было возведено множество храмов, стены которых украшали росписи (датирующиес€ XIЦXV веками). —амые значительные из них располагаютс€ в деревн€х ћириокефала, јргируполис,  урнас,  ариди-ћаза-јликампос-—факи€, –устика, «уриди-јртос, —айторес, ћудрос, ћалаки€,  ато ¬альсамонеро, а также в прилегающих провинци€х јпокоронас, —факи€ и јгиос ¬асилиос. Ёти небольшие церкви имеют сходство архитектурных форм и росписей, и это позвол€ет сделать вывод, что монастыри ћириокефалы и –устики €вл€лись крупным центром византийского искусства задолго до по€влени€ известной критской школы живописи.

ћонастырска€ церковь Ѕогородицы јнтифонитрии
ћонастырска€ церковь Ѕогородицы јнтифонитрии
÷ерковь ћириокефальского монастыр€, основанного в конце X или начале XI века св€тым »оанном —транником, представл€ет особый интерес. Ёто самый древний из сохранившихс€ пам€тников архитектуры в этом регионе. ’рам построен как крестово-купольный, в то врем€ как церкви более позднего времени, как правило, имели сводчатые перекрыти€ и, в основном, сложены из простых пр€моугольных, грубо отесанных камней без особого декора. “акой тип конструкций известен во всем мире под греческим названием Ђарголитодомиї.

Ёти небольшие церкви €вл€ютс€ архитектурными пам€тниками крайне неблагопри€тных времен, когда, к примеру, беспрестанно вспыхивали м€тежи критского населени€ против завоевателей (венецианцев и турков), господствовала феодальна€ система, экономика переживала длительный спад, шла интенсивна€ пропаганда ереси, ощущалась нехватка образованного православного духовенства и др. » все же росписи этих церквей выполнены в православно-византийском стиле и выражают литургическую и богословскую суть ѕравослави€. ¬озводившиес€ во времена крайней нищеты, церкви сооружались нелегким трудом преданных вере людей, ведущих глубоко религиозную жизнь, центром которой была церковь.

ѕравославные иконописцы Ц как правило, безвестные монахи Ц были людьми смирени€ и духовности. Ќачина€ с XIII века по€вл€ютс€ иконографы и из св€щеннослужителей, убежденных, что они сердцем и умом действуют по благодати Ѕожией. »х произведени€ были плодом веры, молитвы и поста. ¬ этом контексте становитс€ €сной неприт€зательна€ фраза: [икона написана] Ђрукою такого-тої. —лова, сказанные в столь давние времена, определ€ют бесспорную огромную ценность настенных росписей ћириокефальского монастыр€ во все годы его расцвета (между X и XV веками).

Ќастенные росписи первого периода (XЦ XI вв.) выполнены под вли€нием догматических и художественных ве€ний этого времени, когда в ¬изантии правили императоры из ћакедонской династии и династии  омнинов, которые были у власти соответственно в 867Ц1056 и 1081Ц1185 годах. –оспись купола, изображающа€ √оспода ¬седержител€ и окружающие ≈го ангельские силы, ƒеву ћарию, персонажей ¬етхого «авета, а также по€сные портреты св€тых, евангелистов, ƒевы ћарии в апсиде и др. представл€ют чрезвычайную ценность.

Ќеизвестный иконограф второго периода (XII в.) создал несколько превосходных живописных образов литургического (Ѕожественна€ литурги€, св€щеннослужители в апсиде) и исторического плана, придав особую выразительность изображени€м двунадес€тых праздников и —трастей ’ристовых.

», наконец, уцелевшие, но сильно истертые две росписи третьего периода (XIVЦXV вв.) Ц ћолитва и ”спение ѕресв€той ƒевы ћарии Ц написаны под €вным вли€нием византийского искусства эпохи палеологов.   сожалению, ни одно из сооружений, заложенных св€тым »оанном —транником, не сохранилось, кроме церкви в ћириокефале, котора€ сохранилась почти полностью вместе с настенными роспис€ми.

—ледует отметить также, что безым€нные иконописцы Ц всех трех периодов Ц обладали не только исключительными познани€ми в богословии (а также в догматике, литургии и истории), но и довольно глубокой художественной культурой, на формирование которой оказали вли€ние крупные центры византийского искусства в ћалой јзии,  онстантинополе, —инае, √реческой ћакедонии и др. Ѕолее того, их очевидные способности к организации пространства позвол€ют им как размещать более древние художественные фрагменты среди своих росписей, так и создавать новые р€дом со многими другими, которые придают их работе энергию и импульс. ќни подготавливают сцену дл€ по€влени€ или даже преобладани€ развивающегос€ стил€ в искусстве, который в свое врем€ (с XVЦXVI веков и до наших дней) распространитс€ почти по всем уголкам православного ¬остока под хорошо известным именем прокритской и критской школ живописи.

ѕринима€ во внимание изложенные выше факты, совершенно очевидна величайша€ важность византийских настенных росписей ћириокефальского монастыр€. Ѕесспорным фактом €вл€етс€ и то, что монастырь ћириокефалы жил неослабевающей с течением времени жизнью и оказывал непрерывное культурное воздействие в течение почти целого тыс€челети€. ¬ажнейший пам€тник  рита, он €вл€ет собой колыбель критской школы живописи.

»так, отсыла€ к этому древнему ценнейшему пам€тнику  рита, сделаем смелое предположение о существовании Ђшколыї св€того »оанна —транника, к которой принадлежал он сам и те, кто продолжили его дело после XI века. —леды существовани€ этой Ђшколыї можно обнаружить, в основном, в западной части  рита, где многие анонимные и эпонимные иконописцы оставили о себе пам€ть, такие как, к примеру, ѕагоменос, род ¬енеридов и другие. ј так как великий критский св€той »оанн —транник вместе со своими соратниками и последовател€ми открывает новый и весьма длительный период сразу после окончани€ арабского владычества (961) и так как де€тельность его оказала чрезвычайно важное вли€нием на византийскую историю  рита, то этот плодотворный период можно назвать крито-византийским возрождением, принесшим позднее (XЦXV вв.) изумительные плоды. «амечательными пам€тниками этого критского возрождени€ остались многочисленные росписи византийских храмов на  рите.

 ритских иконописцев после св€того »оанна —транника, в основном из св€щеннослужителей, анонимных и эпонимных, можно считать предвестниками крупного богословского и художественного течени€ в религиозном искусстве XVЦXVI веков, известного под названием критской школы живописи. Ёта выдающа€с€ школа с той поры стала ведущей на православном ¬остоке, особенно после рокового падени€  онстантинопол€ (1453). ’орошо известно, что школа стала колыбелью дл€ некоторых великих иконописцев: ‘еофана, рода ƒамаскинов, рода јстрапы, знаменитого  ириака или ƒоминика ‘еотокопулоса (широко известного как Ёль √реко), а также многих других, которые сделали наибольший вклад в развитие такого крупного художественного течени€, как –енессансный маньеризм (датируемого XIVЦXVI вв.). Ќеизмеримо огромен вклад св€того »оанна —транника и многих других иконописцев не только в развитие критской школы живописи, но и в историю религиозного искусства в целом.

 ак ни странно, но монастыри ћириокефалы и –устики имеют друг к другу самое непосредственное отношение, хот€ расцвет одного (с начала XVII века) совпадает с одновременным упадком второго. “ак, более древний монастырь ћириокефалы (XI в.) наследовалс€ и управл€лс€ более современным монастырем ѕророка »лии в –устике (XVII в.). ѕик расцвета этого монастыр€ приходитс€ на годы венецианского и турецкого правлени€, хот€ его веро€тное предшествующее существование во врем€ второго периода истории  рита (961Ц1210) не может быть полностью исключено.

ћонастырь ѕророка »лии, звонница
ћонастырь ѕророка »лии, звонница
«наменательно, что своим великолепием и процветанием монастырь ѕророка »лии (который также известен под именем –устикиос) об€зан не только упадку и последующей приписке к нему ћириокефальского монастыр€, но и подчинению ему других церквей в –устике, €вл€ющихс€ значительными пам€тниками, к которым мы также обратимс€. —ледует заметить, что два из них Ц церковь св€того »оанна и церковь ƒевы ћарии ћатроны Ц были монастырскими церкв€ми, завис€щими от монастыр€ ѕророка »лии. ћонастырь после упадка ћириокефальского монастыр€ стал важным национальным и интеллектуальным центром византийской традиции. ƒостоверность этого утверждени€ подтверждаетс€ не только документами, хран€щимис€ в монастыре, но еще и большим количеством византийских церквей вокруг –устики, о чем уже упоминалось выше.

Ѕесспорно, что три византийские церкви с роспис€ми в –устике Ц церкви ƒевы ћарии, св€того ‘отина и св€того јнтони€ Ц представл€ют наибольший интерес, тогда как церкви св€того јнтони€ и ƒевы ћарии ћатроны имеют ограниченную художественную ценность, поскольку обе остались без настенных росписей. ѕервые три церкви можно датировать периодом между XI и XIII веками, а последние две хронологически располагаютс€ между XVI и XVII вв.

—реди всех храмов в –устике особенно интересными €вл€ютс€ полуразрушенные церкви св€того ‘отина и св€того јнтони€. ¬ этих двух церкв€х сохранились только следы настенных росписей: лики св€тителей, нимбы св€тых, цветные фрагменты росписи стен и др. ¬ целом стиль и техника исполнени€ этих разрозненных изображений обнаруживают значительное сходство с настенными роспис€ми в церкв€х ћириокефалы (XI в.). »звестно, что рассматриваемые церкви Ц одни из самых древних и ценных пам€тников в этом регионе с точки зрени€ как росписей, так и архитектуры, и хронологически могут быть отнесены к XЦXI векам.

Ќам бы очень хотелось еще раз подчеркнуть величайшую архитектурную важность церкви св€того јнтони€, с двум€ апсидами, €вл€ющуюс€ одним из редких образцов такого типа (единое пространство с двум€ апсидами за алтарем) на  рите, где можно обнаружить почти все типы древнехристианской, византийской и поствизантийской архитектуры. ÷ерковь с единым внутренним пространством и двум€ апсидами можно отнести к типу не критского, но восточного происхождени€.  ак известно, этот тип возник в IX веке (или даже раньше). » потому церковь св€того јнтони€ в –устике нельз€ отнести ко времени венецианского завоевани€ острова. јрхитектурна€ конструкци€ церкви €вно испытала вли€ние малоазиатского храмостроени€ (после IX в.). “ем не менее, нельз€ исключить и предположение, что на нее повли€ли и традиции древнехристианского искусства, а также местные особенности построени€ зданий и организации пространства. “акую церковь, должно быть, построили дл€ решени€ неотложных церковных нужд. ѕосв€щенна€ только одному св€тому и расположенна€ недалеко от старого кладбища в –устике, она, предположительно, в прежние дни использовалась дл€ заупокойных и поминальных служб.
Ётот бездействующий ныне храм в –устике, несомненно, остаетс€ самым ценным пам€тником христианства в этой местности, большей частью благодар€ редкости своего назначени€, но особенно из-за своей неповторимой архитектуры. Ёта разрушенна€ двухапсидна€ церковь с единым пространством (вместе с прекрасно сохранившейс€ церковью ћириокефальского монастыр€) привлекает внимание к этому краю.

“акже заслуживает внимани€ и тот факт, что сразу после 961 года известные византийские роды поселились почти в каждой провинции  рита. Ёти византийские семейства, видимо, поддерживали благую де€тельность св€того »оанна —транника. ¬изантийска€ знать контролировала финансово и управл€ла административно  ритом до и после правлени€ венецианцев. Ёти семейства стали своего рода воспитательными центрами дл€ многих св€щеннослужителей, законодателей, врачей, военных, иконописцев, служителей храмов и монастырей. ѕримечательно, что потомки этих византийских семейств до сих пор живут во многих уголках  рита.   ним относ€тс€ √абалады, —кордилиды, ¬ласти и другие. ћногие из них живут на западе  рита, в том числе в провинци€х –етимнон, јпокоронас, —факи€, где к XI веку уже существовали все те монастыри, которые представл€ют дл€ нас сегодн€ огромный научный и исторический интерес.

ѕеревела с английского ƒарь€ Ќовожилова



[1] Αντουράκης Γ. Αι μοναί Μυριοκεφάλων και Ρουστίκων Κρήτης μετά των παρεκκλησίων αυτών Ц Συμβολή εις την έρευναν των χριστιανικών μνημείων. Αθήναι, 1977.

Георгий Антуракис

ѕечатаетс€ с незначительными сокращени€ми по: http://www.myriobiblos.gr/texts/english/andourakis_cretechapels.html

16 июл€ 2009 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0