јлександрийска€

ѕравославие в Ѕенине

ѕравославие в Ѕенине



ћестоположение: «ападна€ јфрика; с юга омываетс€ Ѕенинским заливом, на западе граничит с “ого, на севере Ц с Ѕуркина-‘асо и Ќигером, на востоке Ц с Ќигерией.

ѕлощадь: 112 620 км2.

„исленность населени€: 8 078 314 человек (по состо€нию на июль 2007 г.).

ќфициальный €зык: французский.

 ратка€ истори€ страны. ¬ XV веке на прибрежной части современного Ѕенина высадились первые европейцы Ц португальцы ∆. ди —антарен и ѕ. ди Ёшковар. ¬ следующем столетии побережье Ѕенина было превращено в крупный район работорговли, отсюда и название побережь€ Ц Ќевольничий берег. —вои фактории здесь открыли французские, голландские и английские купцы. ¬ XVIЦXVII веках на побережье существовало несколько государств: јллада, ¬ида, јджаче.   XVII веку относ€тс€ первые сведени€ о сложившемс€ на территории современного Ѕенина царстве ƒагоме€.

¬ XIX веке особый размах приобрела торговл€ пальмовым маслом.   концу столети€ ‘ранци€ установила свою власть над побережьем Ѕенина. ƒагоме€ вместе с северными территори€ми стала французской колонией в 1894 году и дес€ть лет спуст€ была включена в состав ‘ранцузской «ападной јфрики. ¬ 1946 году ƒагоме€ получила статус Ђзаморской территорииї в составе ‘ранцузского —ообщества. ¬ 1958 году страна обрела местное самоуправление, а 1 августа 1960 годы была провозглашена независима€ –еспублика ƒагоме€.

— 1960 по 1972 годы в стране дес€ть раз мен€лось правительство, произошло п€ть военных переворотов. ¬ 1972 году к власти пришло военно-революционное правительство. ¬ 1975 году после военного переворота президентом стал майор ћатьЄ  ереку. ќн за€вил о приверженности иде€м социализма и намерении создать марксистско-ленинское государство. — 30 но€бр€ 1975 года страна стала именоватьс€ Ќародна€ –еспублика Ѕенин. ¬ 1977 году состо€лось нападение на Ѕенин группы наемников под руководством Ѕоба ƒенара, завершившеес€ неудачно.  ереку оставалс€ у власти до 1989 года. ѕосле установлени€ демократии в стране  онституци€ 1990 года утвердила новое название государства Ц –еспублика Ѕенин. ¬ 1996 году ћатьЄ  ереку снова вернулс€ к власти, победив на президентских выборах, и правил еще дес€ть лет Ц два срока, пока в 2006 году не был избран ныне действующий президент “омас яи Ѕони.

–елиги€: €зычники-вудуисты Ц 68 %, христиане Ц 17 % (римо-католики Ц 12 %, протестанты и другие Ц 5 %), мусульмане Ц 15 %.

ѕравославие. ѕервыми, кто стал проповедовать христианство в этой западноафриканской стране, были католические миссионеры, которые по€вились в ƒагомее в 1660 году. ќни действовали здесь при поддержке ‘ранции. ¬ 1680 году в ¬иде была построена небольша€ церковь, в которой служили французские и португальские св€щенники. ѕозднее католиками была создана сеть начальных школ, благодар€ чему ƒагоме€ на прот€жении дес€тилетий поставл€ла помощников миссионеров в другие колонии ‘ранцузской «ападной јфрики. ¬ 1830 году в ƒагомее насчитывалось 2000 католиков, в 1900 году Ц уже 5000. ѕервый св€щенник-африканец был рукоположен только в 1928 году.  атолики играют важную роль в жизни бенинского общества: в католических школах обучаетс€ половина всех учащихс€. ¬ стране насчитываетс€ около 400 католических храмов.

ѕротестантские миссионеры из ћетодистской ÷еркви прибыли на территорию современного Ѕенина только в 1843 году. ƒругие протестанты начали здесь работу еще позже. Ќужно признать, что в целом усили€ католиков и протестантов за более чем 300 лет принесли не слишком большие результаты.

ƒо сего дн€ более половины населени€ страны Ц €зычники, приверженцы культа вуду с сильными синкретическими тенденци€ми. ¬ 1996 году вуду объ€влено государственной религией Ѕенина. ’ристиане живут главным образом на юге, мусульмане Ц в основном на севере страны.

ѕравославна€ ÷ерковь в Ѕенин пришла недавно и при поистине необычных обсто€тельствах. ¬ообще нужно сказать, что распространение ѕравослави€ в јфрике в ’’ веке часто сопровождалось чудесами, но пример Ѕенина даже на этом фоне выгл€дит исключительным.

¬ 1969 году у одного бенинца, ќптата Ѕеханзина, младшего офицера жандармерии, т€жело заболел его п€тилетний сын Ёрик, которого разбил паралич. Ѕеханзин немедленно повез сына в больницу города  отону, чтобы показать врачам, но доктора оказались бессильны помочь Ёрику. “огда пораженный горем отец обратилс€ к ÷еркви, стал посещать храмовые богослужени€ в надежде, что Ѕог исцелит его сына. Ќо обращени€ к местной ÷еркви ничего не дало ему, кроме разочаровани€. “огда ќптат у себ€ дома собрал группу, состо€вшую из его родственников и соседей, уговорив их вместе молитьс€ об исцелении Ёрика. » после этого мальчик действительно исцелилс€; это укрепило маленькую общину в вере и дало сил продолжать молитвенные собрани€. ¬последствии и дальше происходили чудесные исцелени€ по их молитвам к Ѕогу.

¬ 1975 году община решила оформить себ€ как самосто€тельна€ церковь, и верующие прин€ли на себ€ многодневный пост, дабы узнать волю Ѕожию. ѕосле этого Ёрик Ѕеханзин, которому тогда было уже одиннадцать лет, получил откровение от Ѕога,  оторый на вопрос о том, как им назвать свою церковную общину, ответил: Ђћою ÷ерковь называют ѕравославной ÷ерковьюї. Ёто очень удивило членов общины, потому что никто из них, включа€ самого Ёрика, никогда не слышал о существовании такой ÷еркви, и они не знали даже слова Ђправославныйї. »м пришлось обратитьс€ к словарю, чтобы узнать его значение. ќни назвали свою общину Ђправославной церковью Ѕенинаї, в которой избрали ќптата епископом, и только 12 лет спуст€ смогли познакомитьс€ с представител€ми насто€щей ѕравославной ÷еркви.

¬ 1987 году в Ѕенине проходил очередной  онгресс ¬семирного —овета ÷ерквей, на котором присутствовали и православные участники, в том числе јлександрийский ѕатриарх ѕарфений III. «десь Ѕеханзин наконец встретилс€ с православными, началось общение, которое через дес€ть лет привело к тому, что основанна€ Ѕеханзином Ђправославна€ церковь Ѕенинаї полностью вошла в каноническую ѕравославную ÷ерковь јлександрийского ѕатриархата, в его Ќигерийскую епархию. ¬ этом во многом была заслуга епископа Ќигерийского јлександра и ќптата Ѕеханзина, стремившегос€ к тому, чтобы как можно лучше узнать вероучение, богослужебную и аскетическую практику ѕравославной ÷еркви и привести к ней свою общину, котора€ за эти годы сильно выросла и открыла приходы во всех крупных городах страны.

ƒва года спуст€, в 1999 году, ќптат прин€л им€ ћарка и был рукоположен сначала в сан диакона, а затем и св€щенника, а также из его общины были рукоположены еще четыре св€щенника и два диакона. —разу после этого православна€ община Ѕенина начала строительство п€ти храмов: в городах ѕорто-Ќово,  отону, —еку и јбомей, а также строительство православного монастыр€.

»звестно, что в ѕравославной ÷еркви прин€то с большой осторожностью относитьс€ к оценке тех или иных видений и откровений, и эта осторожность оправдана многовековым духовным опытом. Ќо, конечно, такую осторожность нельз€ приравн€ть к скептицизму и полному отрицанию чудес, которые √осподь совершает по всему миру. —паситель указал нам универсальный критерий: по плодам их узнаете их (ћф. 7: 16). ¬ данном случае, как видим, плод поистине благой: эти видени€ привели ищущих Ѕога бенинцев в истинную ÷ерковь. ќсобого внимани€ заслуживает тот факт, что в откровении √осподь засвидетельствовал, что ≈го ÷ерковь Ц это ÷ерковь ѕравославна€!

¬ истории русской православной миссии известен похожий случай, о котором, пожалуй, не лишне будет вспомнить, несколько отвлека€сь от нашей темы. Ётот случай известен по свидетельству св€тител€ »ннокенти€, проповедовавшего на јлеутских островах. ¬от что рассказывал св€титель.

Ђѕроживши на острове ”налашке почти четыре года, € в ¬еликий пост отправилс€ в первый раз на остров јкун к алеутам, чтобы приготовить их к говению. ѕодъезжа€ к острову, € увидел, что они все сто€т на берегу нар€женными, как бы в торжественный праздник, и когда € вышел на берег, то они все радостно бросились ко мне и были чрезвычайно со мною ласковы и предупредительны.

я спросил их: ѕочему они такие нар€женные?

ќни отвечали: ѕотому что мы знали, что ты выехал и сегодн€ должен быть у нас: то мы на радост€х и вышли на берег, чтобы встретить теб€.

Ц  то же вам сказал, что € буду у вас сегодн€, и почему вы мен€ узнали?

Ц Ќаш шаман, старик »ван —миренников, сказал нам: “∆дите, к вам сегодн€ приедет св€щенник: он уже выехал и будет учить вас молитьс€ Ѕогу”. » описал нам твою наружность так, как теперь видим теб€Е

Ёто обсто€тельство хот€ чрезвычайно мен€ и удивило, но € все это оставил без внимани€ и стал готовить их к говению, предварительно объ€снив им значение поста и прочего. явилс€ ко мне и этот старик-шаман и изъ€вил желание говеть и ходил очень аккуратно, и € все-таки не обращал на него особенного внимани€ и во врем€ исповеди упустил даже спросить его, почему алеуты называют его шаманом, и сделать ему по этому поводу некоторое наставление. ѕриобщивши его св€тых таин, € отпустил егоЕ

» что же?   моему удивлению, он после причасти€ отправилс€ к своему тоену и выказал ему свое неудовольствие на мен€ за то, что € не спросил его на исповеди, почему его алеуты называют шаманом, так как ему крайне непри€тно носить такое название от своих собратий, и что он вовсе не шаман. “оен, конечно, передал мне неудовольствие старика —миренникова, и € тотчас же послал за ним дл€ объ€снени€; и когда посланные отправились, то —миренников попалс€ им навстречу со следующими словами: “я знаю, что мен€ зовет св€щенник отец »оанн, и € иду к нему”.

я стал подробно расспрашивать о его неудовольствии ко мне, о его жизни, и на вопрос мой, грамотен ли он, он ответил, что хот€ и неграмотен, но ≈вангелие и молитвы знает. “огда € спросил его объ€снени€, почему он знает мен€, что даже описал своим собрать€м мою наружность, и откуда узнал, что € в известный день должен €витьс€ к вам и что буду учить вас молитьс€. —тарик отвечал, что ему все это сказали двое его товарищей.

Ц  то же эти двое твоих товарищей? Ц спросил € его.

Ц Ѕелые люди, Ц ответил старик. Ц ќни, кроме того, сказали мне, что ты в недалеком будущем отправишь свою семью берегом, а сам поедешь водою к великому человеку и будешь говорить с ним.

Ц √де же эти твои товарищи, белые люди, и что это за люди и какой они наружности? Ц спросил € его.

Ц ќни живут недалеко здесь в горах и приход€т ко мне каждый день, Ц и старик представил их мне так, как изображают св€того архангела √авриила, то есть в белых одеждах и перепо€санных розовой лентой через плечо.

Ц  огда же €вились к тебе эти белые люди в первый раз?

Ц ќни €вились вскоре, как окрестил нас иеромонах ћакарий.

ѕосле сего разговора € спросил —миренникова: ј могу ли € их видеть?

Ц я спрошу их, Ц ответил старик и ушел от мен€. я же отправилс€ на некоторое врем€ на ближайшие острова дл€ проповедовани€ слова Ѕожи€ и по возвращении своем, увидав —миренникова, спросил его: „то же, ты спрашивал этих белых людей, могу ли € их видеть, и желают ли они прин€ть мен€?

Ц —прашивал, Ц отвечал старик. Ц ќни хот€ и изъ€вили желание видеть и прин€ть теб€, но при этом они сказали: “«ачем ему видеть нас, когда он сам учит вас тому, чему мы учим?”ї.

√осподь, который творил такие чудеса на јлеутских островах, наставл€€ местных жителей в ѕравославии, конечно же, силен был сделать то же самое и в Ѕенине 200 лет спуст€. ¬идимо, там, где не хватает людей-миссионеров, миссионерствовать начинает —ам Ѕог и св€тые ≈го.

ѕлод такой миссии поистине удивителен.

ѕо наблюдени€м отца ћартина –ици, который посещал Ѕенин в 2001 году, Ђхот€ услови€ жизни здесь суровы и церкви могут быть только маленькими и простыми строени€миЕ люди украшены обильным сокровищем веры и любви к ЅогуЕ ÷ерковь и вера €вл€ютс€ не только делом воскресного утра, они Ц центр жизни общины. »сследовани€ Ѕиблии, молитвенные группы, хорова€ практика, катехизис, молодежные и женские собрани€, а также распределение помощи бедным составл€ют дела общины в течение недели, и кульминацией становитс€ участие в воскресной литургии. ѕосле утреннего богослужени€ наступает врем€ хвалы и благодарени€ Ѕогу в песн€х и танцахї[1].

ќснователь ѕравославной ÷еркви в Ѕенине протопресвитер ћарк Ѕеханзин отошел ко √осподу 17 €нвар€ 2003 года и был похоронен в јбомее. ≈го сын Ёрик по сей день €вл€етс€ регентом хора в церкви св€той ≈катерины города ѕорто-Ќово.

—ейчас в стране действует п€ть православных приходов и один женский монастырь. Ѕлагочинным православных приходов Ѕенина €вл€етс€ св€щенник “имофей ƒеведи. ¬ 2004 году православна€ община насчитывала 2000 человек, сейчас их, веро€тно, больше. ¬ богослужении помимо французского €зыка используетс€ также €зык фон.

¬ насто€щее врем€ православные приходы работают над тем, чтобы завершить строительство своих церквей, в особенности в ѕорто-Ќово и в северных городах —еку и јбомей. ѕока что у многих приходов есть только стены будущих церквей без крыши, прикрытые сверху лишь пальмовыми листь€ми. ¬ этих стенах и мол€тс€. ¬ период сильных дождей в ѕорто-Ќово становитс€ трудно служить, так как вода наполн€ет здание церкви.

”ровень жизни в стране низкий, что вынуждает удел€ть значительную часть сил и средств делам милосерди€, поэтому строительство идет медленнее, чем могло бы. ” православных бенинцев сложилс€ обычай: после литургии верующие с песн€ми под стук там-тама обход€т церковь и возле амвона, перед алтарем, складывают в специальную корзину свои пожертвовани€.

ѕравославные продолжают вести миссию в стране. ¬ 2007 году отец “имофей, который служит в университетском пригороде г.  отону, начал подготовку к созданию православного радио. Ќа земле, купленной благодар€ пожертвованию одного из православных христиан, св€щенник планирует открыть школу. ¬ Ѕенине люба€ инициатива, направленна€ на образование или здравоохранение, очень востребована. ѕостепенно идет работа по переводу церковных песнопений на €зык фон, поскольку французский не все жители страны хорошо понимают[2]. Ётнический состав страны очень пестрый, здесь насчитываетс€ более шестидес€ти народностей. Ќо народ фон, или дагомеи, составл€ют большинство Ц около 59 % всех жителей.

ƒл€ иллюстрации современной жизни православных в этом уголке јфрики приведем слова из интервью отца “имофе€ ƒеведи: Ђ¬ Ѕенине у ѕравославной ÷еркви двойное призвание: свидетельствовать о ѕравославии другим христианским объединени€м и проповедовать ≈вангелие тем, с кем еще никогда не говорили о ’ристеЕ —ам € обратилс€ в ѕравославие после того, как однажды стал свидетелем Ѕожественной литургии в воскресный день. Ёто мен€ сильно взволновало, и € не мог остатьс€ к этому равнодушнымЕ

ƒл€ обращенных, которыми мы €вл€емс€, первым открытием становитс€ €вна€ параллель и сходство православных обр€дов и наших традиционных обычаев и общинного уклада жизни. ѕересечений очень много, и это наполн€ет радостью новообращенных.

¬ход€ в ÷ерковь, человек мен€ет жизнь. –ечь не идет о том, чтобы православные оказались отрезанными от их естественной среды, но в то же врем€ они после обращени€ уже не могут принимать участие в семейных €зыческих церемони€х. ќни должны переосмыслить свою культуру в свете ≈вангели€Е ѕравославие может произвести подлинное преображение африканской культуры.

ѕодавл€ющее большинство бенинцев никогда не слышали имени ’риста.  ака€ радость и благословение проповедовать им ≈вангелие, исполн€€ повеление ’риста о проповеди всем народам. √осподь »исус ’ристос нам дает сегодн€ делать то, что делали первые христиане.  акое прекрасное назначение!ї[3]

 роме коренных бенинцев, обратившихс€ в ѕравославие, в стране также проживает небольшое число российских граждан, работающих в российских представительствах. ¬ерующие люди из них обращались с просьбами о духовном окормлении к –усской ѕравославной ÷еркви, и это принесло результат.

ѕосле литургии
ѕосле литургии
ѕосле литургии

¬ окт€бре 2007 года во врем€ встречи ѕатриарха јлександрийского ‘еодора II и ћосковского ѕатриарха јлекси€ II была достигнута договоренность об устроении возможности богослужени€ на церковно-слав€нском €зыке в Ѕенине, так что можно наде€тьс€, что вскоре дл€ проживающих в этой западноафриканской стране русских людей начнутс€ богослужени€ на пон€тном им €зыке.

≈го —в€тейшество ‘еодор II с большой радостью восприн€л идею, что русские св€щенники будут приезжать в Ѕенин дл€ богослужени€. ¬полне веро€тно, что общение с ними сможет быть полезным не только дл€ российских граждан, но и дл€ коренных бенинцев, исповедующих ѕравославие.

Ќиже приводим информацию о православном монастыре и приходах Ѕенина.

ћать ћари€-јгни€, отец ‘еофил и Ёрик
ћать ћари€-јгни€, отец ‘еофил и Ёрик
ћать ћари€-јгни€, отец ‘еофил и Ёрик

ћонастырь ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы

Ќаходитс€ совсем недалеко от церкви св€той ≈катерины в столице страны г. ѕорто-Ќово. ќн был построен на иждивение матушки ћарии-јгнии, котора€ продала свой дом ради того, чтобы здесь построить церковь. Ёто на данный момент единственный полностью построенный православный храм в стране. 85-летн€€ матушка пока €вл€етс€ единственной насельницей монастыр€.

г. ѕорто-Ќово (Porto Novo)

÷ерковь во им€ св€той ≈катерины јлександрийской

Ќасто€тель: св€щенник ¬енедикт.

Ѕогослужебные €зыки: французский и фон; хор поет на слав€нские распевы.

г.  отону (Cotonou)

’рам во им€ св€тител€ »оанна «латоуста

Ќасто€тель: св€щенник ’ристофор.

ѕриход в честь —в€того  реста и —в€той “роицы

јдрес: расположен в университетском пригороде  алави (Kalavi).

Ќасто€тель: св€щенник “имофей ƒеведи.

Ѕогослужебный €зык: французский; хор поет на византийские распевы.

г. —еку (Sekou)

ѕриход во им€ великомученика √еорги€

Ќасто€тель: св€щенник јлександр.

г. јбомей (Abomey)

ѕриход во им€ преподобного ћоисе€ ћурина

Ќасто€тель: св€щенник ‘еофил.



[1] Fr. Martin Ritsi. Praise God with Shouts of Joy, All People! // OCMC Newsletter. 2001. Vol. 17. є 2.

[2] —ведени€ вз€ты из статей: Dn. Timothy Dewedi. The Orthodox Church in Benin // OCMC Newsletter. 2000. Vol. 16. є 2 и Lossky Sophie. Voyage au Benin // Feuilletts Saint-Jean. 2008. є 26. Janvier. P. 6.

[3] ÷ит. с сокращени€ми по: L'Orthodoxie au Benin: Interview du Pere Timothee Dewedi // Le Chameau et le Chas. 2004. є 7. Janvier. P. 2Ц4.


Юрий Максимов

16 ма€ 2008 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0