јлбанска€

—вобода

Ѕеседа с митрополитом  орчинским »оанном (јлбанска€ ѕравославна€ ÷ерковь)

ћитрополит »оанн (ѕелуши)
ћитрополит »оанн (ѕелуши)
ћитрополит »оанн (ѕелуши) родилс€ 1 €нвар€ 1956 года. ќкончил православную духовную семинарию в честь —в€того  реста, что недалеко от Ѕостона (—Ўј). ѕозднее вернулс€ на родину, где был рукоположен в св€щенный сан и несколько лет был ректором семинарии в ƒурресе. ¬ 1998 году возведен в епископское достоинство. ѕеревел на албанский €зык св€тоотеческие и богословские труды, в том числе Ђќ —в€том ƒухеї св€того ¬асили€ ¬еликого, четырехтомник Ђѕравославна€ вераї протопресвитера ‘омы ’опко, творени€ преподобного —илуана јфонского и другие. ѕредлагаема€ ниже беседа с митрополитом »оанном опубликована в книге ƒжима ‘ореста Ђ¬оскресение ÷еркви в јлбанииї.

***

Ц ¬ладыка, как вы получили возможность учитьс€ в —Ўј?

Ц я попал туда благодар€ стипендии, назначенной албанцам в јмерике в пам€ть о епископе ‘ане Ќоли [1].  огда, будучи там, € услышал, что архиепископ јнастасий [2] прибыл в јлбанию, то поспешил св€затьс€ с ним. ќн был очень доброжелателен, настойчиво предлагал мне вернутьс€ в јлбанию, чтобы встретитьс€ с ним. ≈го личность и преданность делу јлбанской ÷еркви произвели на мен€ большое впечатление.

ќкончив в 1993 году семинарию в честь —в€того  реста со степенью магистра богослови€, € вернулс€ в јлбанию, и архиепископ назначил мен€ преподавателем семинарии[3], также € исполн€л и некоторые другие об€занности в ÷еркви. ќн рукоположил мен€ в диаконы 27 феврал€ 1994 года, а потом в св€щенники 4 декабр€ того же года. ¬ 1995 году € получил стипендию от него и снова поехал в —оединенные Ўтаты продолжать обучение.  огда € вернулс€ в 1996 году, то был назначен ректором семинарии, а также возведен 19 но€бр€ этого же года в сан архимандрита. 18 июл€ 1998 года € был избран митрополитом  орчинским и через два дн€ сподобилс€ епископской хиротонии.

Ц ћонастырский комплекс, в котором находитс€ сейчас семинари€, впечатл€ет.

Ц ≈сли бы вы видели это место дес€ть лет назад, у вас и мысли бы не возникло, что вскоре здесь будут церковь, монастырь и семинари€. Ёто в свое врем€ был важный монастырь, место паломничества, но в 1967 году он был разрушен до основани€. —охранилс€ только фрагмент одного здани€ Ц часть двух стен без крыши Ц и несколько деревьев. ¬ы бы даже не смогли угадать формы бывшей церкви! Ќо люди тайно ночью продолжали подниматьс€ на гору, чтобы помолитьс€. Ёто место считалось св€щенным. ¬се, что вы видите здесь теперь, было построено благодар€ продолжительным старани€м архиепископа.

ћо€ жизнь в чем-то напоминает этот холм. я обратилс€ к христианству в 1975 году, в последний год моего пребывани€ школе, после того, как мой друг Ц тайный православный христианин Ц дал почитать мне экземпл€р Ќового «авета на французском €зыке. ќн сказал, что поможет мне учить французский, но на самом деле он был миссионером.

  вере € шел отчасти через чтение. ¬ главной библиотеке “ираны было много религиозных книг.   счастью, € был знаком с библиотекарем и мог тайно брать книги православных, католических, мусульманских и еврейских авторов Ц дл€ мен€ это не имело значени€. “от, кто верил в Ѕога, был мне помощником в какой-то степени, в то врем€ как дл€ государства верующий был врагом. √осударство находилось в состо€нии войны с Ѕогом Ц ничуть не меньше.

—ледующим моим шагом стала принадлежность к небольшой подпольной церковной группе. ј ведь это было в какое врем€! Ќе только вы, но и вс€ ваша семь€ могла дорого заплатить, если бы вас нашли мол€щимс€ с кем-то еще. Ќо вместе с тем это была така€ огромна€ радость! Ќаконец настал день, когда отец  осма мен€ крестил. ƒо этого мен€ звали ‘атмиром (что означает Ђсчастьеї). ¬ крещении € получил им€ »оанн Ц в честь »оанна Ѕогослова.

Ёто удивительно, но когда отца  осму сделали епископом, € Ц значительно моложе, его духовное дит€, один из тех, кого он крестил, Ц был одним из рукополагавших его епископов! ќн крестил мен€ в 1979 году Ц в то врем€ албанских св€щенников за такое казнили. ¬се происходило в подвале его дома. ≈го сын сто€л на страже, наблюда€. “еперь он св€щенник, отец »ли€.

Ќаша небольша€ группа обычно собиралась в доме сестер ÷ико в  орче, но литургии и причастие у нас бывали редко.  то-то принимал св€тое причастие раз в год, а кто-то Ц четыре или п€ть раз в год. ќднажды нам удалось выбратьс€ в деревню отца  осмы, где мы отслужили литургию ночью.

Ќам приходилось быть очень осторожными. ’от€ антирелигиозные репрессии начались в 1967 году, самым худшим временем дл€ верующих был период с 1974 по 1981 год. јтеистическа€ кампани€ усилилась в 1974 году после того, как была Ђразоблаченаї нека€ тайна€ организаци€ Ц эти €кобы Ђвраги государстваї дали правительству возможность развернуть террор.

ѕосле окончани€ школы € получил работу по организации трудовой терапии в психиатрической клинике Ц очень хорошее прикрытие дл€ мен€! „то может быть лучше дл€ последователей ’риста, чем уход за больными? Ќа самом деле Ђдушевнобольныеї не всегда действительно были сумасшедшими: члены семьи часто объ€вл€ли человека безумным, чтобы не допустить его ареста и суда.

я знаю многих людей, попавших в тюрьму. ћой отец сидел в тюрьме в 1944 году как Ђвраг государстваї. ћного раз они чуть не арестовывали мен€. ќднажды тайна€ полици€ намеревалась совершить набег на мою работу: кто-то сказал им, что у мен€ есть Ѕибли€, но директор клиники смог остановить их. ќн сочувствовал мне, а его двоюродный брат был главой тайной полиции, потому он и смог защитить мен€.

¬ нашей стране так много людей подверглись в свое врем€ преследованию, так что теперь мы должны попытатьс€ не допустить того, чтобы они сами стали преследовател€ми. »менно поэтому так важно научитьс€ прощать дл€ нашей страны. ¬  аноне Ћека Ц средневековом тексте, пам€тнике нашей культуры Ц сказано: Ђ огда вы прощаете, вы совершаете акт мужестваї. » € с большой радостью хочу сообщить, что в прошлом году комитет на севере страны, в который вход€т католические, православные и мусульманские представители, смог заручитьс€ согласием 800 семей на примирение. Ёто стало большим событием в Ћеже.

Ѕыло важно, чтобы три основные религиозные общины прин€ли участие в этих действи€х. –елигии в јлбании должны сосуществовать мирно. ћы не часто встречаемс€, но, по крайней мере, по праздникам контактируем друг с другом. ≈сли вы кого-то знаете, то с ним уже трудно воевать! Ќаша маленька€ страна и так уже достаточно разделена, нам не нужно еще большего дроблени€.

я сам из семьи, исповедующей бекташи Ц ответвление шиитского ислама; это та форма ислама, котора€ относительно близка христианству. ” бекташи есть своего рода крещение, своего рода причастие, даже три степени духовенства, как и у нас. ќни почитают св€тых. ќни имеют иконы. ќни пьют вино. ќчевидно, что корни бекташи уход€т в христианство. ќднако есть и много гностических элементов, включа€ веру в реинкарнацию. ћенее двух столетий тому назад, после нескольких веков ѕравослави€, мой регион стал исповедовать бекташи, потому что таким образом они хотели избежать обложени€ налогом, который вынуждены были платить христиане ќсманской империи, но они сохранили много христианских элементов, из-за чего считаютс€ сомнительными мусульманами с точки зрени€ других последователей ислама. —егодн€ многие из них возвращаютс€ к ѕравославной ÷еркви.

Ћюди часто говор€т, что они принадлежат к той или иной религии, основыва€сь только на своем имени. ≈сли у вас такое им€, вы мусульманин, другое Ц христианин. Ќо на самом деле вы можете не быть ни тем, ни другим. ≈сть много атеистов с христианскими именами и так же много с мусульманскими! ≈сть люди с именами, которые невозможно отнести ни к одной религии Ц особенно много таких возрасте от 40 до 60 лет. ѕотер€нное поколение. »м очень т€жело. ” них ничего нет.

÷ерковь концентрирует свои усили€ в основном на молодежи, и ведь может случитьс€ так, что как раз молодые спасут своих родителей и даже бабушек и дедушек. я знаю необычную историю дедушки, который стал православным, потому что его внук сказал, что жаль, что он не молитс€ и не креститс€ перед едой. Ђќни не позвол€ют мне есть, пока € не перекрещусь!ї Ц говорил мне дед. ¬ конце концов он решил не только совершать крестное знамение, но и креститьс€!

Ц ј как удалось построить внушительную и очень красивую церковь на главной площади города  орча?

Ц Ёта церковь была построена в то врем€, когда € преподавал в семинарии. Ѕлагодар€ инициативе архиепископа јнастаси€ мы наконец получили землю в центре города, но это было нелегко. ћы заранее присмотрели другой участок земли, не так хорошо расположенный, но правительство отн€ло его у нас в результате некоторых разногласий. ѕосле многих молитв и усилий мы получили участок, лучший из возможных в городе, Ц в самом центре, р€дом с городской ратушей. ƒл€ нас это было чудом. ћы не могли и мечтать о более подход€щем месте дл€ нашего храма.

” нас большие планы. ¬ епархии сейчас действуют 200 храмов Ц это очень больша€ административна€ нагрузка. — другой стороны, до 1967 года было 400 церквей. Ѕыть епископом нелегко. “ы должен принимать множество решений, поэтому нуждаешьс€ во многих молитвах. —лава Ѕогу, наход€тс€ еще такие сумасшедшие, что готовы стать епископами! Ќо епископ не должен жить, как кн€зь. ћы больше не в ¬изантийской империи. ћы должны быть ближе к люд€м. ≈пископ Ц это руководитель, а не правитель.

Ц ¬ладыка, а не было у вас соблазна остатьс€ в —Ўј после завершени€ обучени€? ¬едь больша€ албанска€ община там, безусловно, нашла бы вам приход.

Ц ћне предлагали, и не один раз. Ќекоторые члены моей семьи переехали в —Ўј, но € решил вернутьс€ в јлбанию. Ёто мо€ страна. Ёто ÷ерковь, котора€ действительно нуждаетс€ во мне. «десь € могу изменить что-то к лучшему. ƒа, это трудно, но где легко? я был крещен здесь, здесь же было мое первое причастие. ћногие мои хорошие друзь€ оттуда посчитали мен€ сумасшедшим, услышав, что € возвращаюсь, и здесь есть люди, думающие так же, Ц некоторые даже предполагают, что € агент ÷–” или что € получаю очень много денег, будучи епископом. »наче зачем бы € вернулс€? ќни не могут пон€ть никакого другого объ€снени€, кроме финансовой выгоды.

„то мы можем предложить миру как православные христиане? Ќе деньги, но дух жертвенности. ћы должны научить людей ответственности, котора€ приходит вместе со свободой.

¬ последней проповеди € постаралс€ объ€снить, что заповеди √оспода не противоречат свободе: € сравнил их с ограждени€ми на горных дорогах, которые помогают предотвратить падение автомобилей со скал. —ейчас мы находимс€ в процессе понимани€, что свобода Ц это не массовый разгул. —вобода Ц это не просто возможность действовать как угодно, не дума€ о последстви€х, не беспоко€сь о других. Ёто не жизнь без любви. Ѕлудный сын думал, что он стал свободным, а в конечном итоге превратилс€ в раба. Ѕез изменени€ и аскетизма свобода невозможна.

 ультуре свободы мы предпочитаем культуру привычки. Ћюди все больше и больше впадают в зависимость. ¬се постепенно приходит к однообразию. «десь, в јлбании, это было сделано с помощью силы, в то врем€ как на «ападе к этому пришли добровольно. “еперь мы следуем по западному пути, дума€, что достигнем свободы с помощью денег.

—трах перед другими Ц это великий грех. ¬ состо€нии страха кажетс€, что все представл€ет собой угрозу. ≈сть много признаков страха и среди христиан. »стинный смысл слова ≈вангелие Ц Ђдобра€ вестьї, но есть такие, кого больше привлекают плохие вести в ≈вангелии. ¬ы можете найти в религиозных кругах тех, кто про€вл€ет более интереса к антихристу, чем к ’ристу, или к числу 666, чем к —в€той “роице. ќриентирование на плохие новости порождаетс€ и поддерживаетс€ именно страхом. “ам, где процветают подобные умонастроени€, христианский вклад в жизнь общества весьма скуден. √де же доминируют вера, надежда и любовь, происход€т изменени€ к лучшему. ¬ера мен€ет жизнь. ≈сли жизнь не мен€етс€, значит, в ней €вно не хватает веры. —в€той »оанн «латоуст, проповеду€ в јнтиохии, сказал 400 слушающим его: Ђ≈сли бы вы все были христианами, на земле не осталось бы ни одного €зычникаї. ’отите пон€ть, почему христианство так быстро распростран€лось в первые века? ѕотому что христиане были христианами.

  сожалению, в наше врем€ потер€но представление о св€том. язычники, по крайней мере, чтили св€тое. ” них было чувство св€щенного. ј мы потер€ли это качество. » в этом наша беда, поскольку сегодн€ более чем когда-либо мир нуждаетс€ в свете ’риста, подлинном свете.

Ц  ак ÷ерковь в јлбании ведет свою проповедь?

Ц ћы используем разные методы. ≈сли у вас есть какое-то предложение, мы попытаемс€ на него ответить. ¬от почему ÷ерковь делает так много вещей, которые ценны и полезны сами по себе, но не имеют, казалось бы, пр€мого отношени€ к жизни ÷еркви. Ќапример, мы собираемс€ открыть курсы английского €зыка дл€ молодежи района ѕреспы. ¬ основные задачи ÷еркви не входит изучение иностранных €зыков, но это еще один способ вступить в контакт с молодыми людьми, которым нечего делать, некуда идти и которые даже и не думают о том, чтобы открыть дверь в храм.  онечно, иногда это раздражает людей в правительстве. ќни удивл€ютс€: что ÷ерковь делает в школе? ќни уверены в том, что мы должны сто€ть у алтар€ и только.

Ќельз€ сказать, что мы манипулируем людьми через тот или иной проект. “о, что мы пытаемс€ сделать, Ц это предложение молодым люд€м определенных возможностей и путей. Ќаша задача Ц оберегать их свободу, чтобы они сами смогли выбрать свой собственный путь. ¬ целом же они хот€т, чтобы им сказали, что делать. Ёто страх перед свободой. Ќо им кажетс€, что свободны они, а ÷ерковь эту свободу пытаетс€ отн€ть.

Ц я вижу, владыка, у вас на книжной полке издани€ ранних патериков с истори€ми про отцов-пустынников. „то дл€ вас значат эти книги, эти люди?

Ц ƒл€ мен€ эти люди пустыни Ц источник посто€нного вдохновени€. ¬от, например, рассказ о старце и его молодом ученике, которые отправились в јлександрию, чтобы проповедовать. ќни прогуливались по торговым местам. Ќаконец старший сказал младшему: Ђѕора возвращатьс€ в наши кельиї. ”ченик удивилс€: Ђ–азве мы не будем проповедовать?ї » старец ответил: ЂЌо мы проповедовали весь день Ц тем, как мы ходили, как говорили, как ели. „то еще мы можем сказать?ї

»ли рассказ о богослове, который отправилс€ к св€тому јнтонию ¬еликому. ќн спросил его о смысле одного текста. јнтоний сказал: Ђј каково ваше мнение?ї Ѕогослов дал очень подробный ответ. “огда јнтоний спросил одного монаха: Ђјвва »осиф, каково ваше мнение?ї “от ответил: Ђя не знаюї. Ќа это јнтоний сказал: ЂЅлажен ты, авва »осиф, ибо ты пон€л, потому что сказал, что не знаешьї.

—лова Ђ€ не знаюї прекрасны! ¬от почему в ѕравославной ÷еркви любое таинство мы называем греческим словом Ђтайнаї. ћы делаем это, потому что возникает опасность установки границ Ѕогу. Ёто академическа€ опасность: осмелитьс€ Ц представить Ц знать. ¬ действительности, чем больше вы знаете, тем больше вы не знаете.

¬ы не можете узнать другого человека посредством научного исследовани€. ¬ы можете его узнать лишь с помощью любви. “олько любовь может обнаружить что-то уникальное. ≈сли вы не любите, вы не сможете открыть дл€ себ€ человека. Ћюбовь Ц это состо€ние быти€. Ћюбовь Ц это таинство быти€.  ак только вы попробуете объ€снить что-либо, любовь уйдет.

Ќасущна€ проблема нашего времени Ц культ индивидуализма. ÷ерковь существует не дл€ того, чтобы создавать индивидуальности, она существует, чтобы создавать людей. »ндивидуалист Ц это человек в состо€нии разделени€, разобщенности.  аждый человек уникален, однако он в то же врем€ может существовать в отношени€х с другими людьми. ¬ы не можете отделить его от целого. „еловек Ц неповторимое существо: его бытие включает других Ц он не может жить без себе подобных. Ѕез общени€ нет существовани€.

Ц —кажите, владыка, т€жело далось решение выбрать монашеский путь?

Ц я не рассматривал монашество как некий выбор. Ёто был мой долг. Ќет, не быть лучше других! ѕросто никака€ друга€ жизнь так не подошла бы дл€ мен€. я никогда не воодушевл€л молодых людей на прин€тие обета безбрачи€. Ёто можно сделать лишь когда вы понимаете, что у вас нет другого выбора. ќбет безбрачи€ возможен, только если вы ведете аскетический образ жизни. ¬от почему у нас нет телевизора в доме. ƒаже если у вас достаточно силы духа, то все равно лучше не подвергать себ€ лишнему соблазну.  огда аскетической дисциплины не хватает, возникает проблема крайнего одиночества от страданий из-за обета безбрачи€. ≈сли вы полны любви к —в€тому ƒуху, вам не нужны другие виды любви.

я расскажу историю о монахах, которые, к сожалению, были ужасными певцами.

ќни пели, словно хор ворон. » как-то раз их посетил одаренный певец. ћонахи были столь впечатлены его прекрасным голосом, что не позвол€ли ему покидать их. ќни решили, что он будет петь на службах, чтобы небо больше не страдало от их кошмарного пени€. Ўло врем€.  ажда€ служба была прекрасно спета профессиональным певцом. Ќо однажды ночью ангел €вилс€ во сне одному из монахов и спросил, почему не слышно молитв в храме. „то случилось? ћонах сказал, что ангел ошибаетс€: Ђ” нас теперь есть прекрасный певец, вознос€щий молитвы намного лучше, чем это можем мы!ї Ђќднако, Ц произнес ангел, Ц на небесах мы ничего не слышимї. ћонах рассказал брати€м о своем видении. “огда они возобновили пение.

¬от € как раз такой монах с ужасным голосом; единственное мое отличие состоит в том, что голос у мен€ есть, и поэтому € должен по возможности использовать его.

ќдной из проблем св€щенников в современном мире €вл€етс€ тенденци€ к неправильному толкованию св€щеннического призвани€.

ћы должны заботитьс€ о том, чтобы быть ближе к люд€м; и мы должны пытатьс€ стать такими, какими они хотели бы нас видеть. —в€щеннику приходитс€ быть заметным, хот€ осторожность не преп€тствует присутствию ’риста.

Ц ј какие люди и событи€ больше всего повли€ли на вашу жизнь?

Ц ћою жизнь можно разделить на два периода: первый Ц когда религи€ была запрещена и второй Ц когда ÷ерковь вновь обрела свободу. ¬ первом периоде одним из самых важных людей дл€ мен€ был человек по имени ѕетро ÷ай. я познакомилс€ с ним благодар€ ѕромыслу Ѕожию. ќн был переводчиком, но, кроме того, еще и весьма эрудированным человеком с большим опытом в духовной жизни. ћне было около 18 лет, когда друг познакомил нас. ѕетро был на 25 лет старше мен€. Ќесмотр€ на разницу в возрасте и опыте, мы о многом очень серьезно говорили. Ѕеседы с ним открыли дл€ мен€ много нового в самом себе.

¬ школьные годы € прошел через очень глубокий духовный кризис. я погрузилс€ в своего рода меланхолию Ц депрессию Ц чувство, на которое € потратил свое детство. я читал книги по психологии и философии, которые на самом деле убивали детство. „то в итоге сохранило его Ц это ≈вангелие. „ита€ ≈вангелие, € оп€ть ощутил детское счастье. я переродилс€. —пасибо ≈вангелию за спасение моего детства. —пасибо ему за доставленную мне насто€щую радость. ¬ы можете быть экспертом в любой области, но это не будет иметь никакого значени€, если вы потер€ете радость. ≈вангелие действует на мен€ все так же, когда бы € его ни читал. ƒаже воспоминание о нем мен€ трогает. ¬ детстве € всегда любил приключенческие книги Ц ≈вангелие стало восполнением этой любви. Ёто была наиболее полна€ книга приключений. ¬озможно, когда-нибудь € найду врем€, чтобы написать о богословии приключенческие рассказы и сказки.

¬о втором периоде человеком, больше всего повли€вшим на мен€, стал архиепископ јнастасий. “ак случилось, что и он, и ѕетро ÷ай родились в одном и том же году. „асто бывает недостаточно иметь четкое представление о чем-то и самоотверженность. Ќам также необходимы образцы, чтобы видеть, как наши идеалы воплотились. јрхиепископ был таким образцом дл€ мен€. — его помощью € смог увидеть конкретные примеры того, как объединить нашу преданность Ѕогу и человеку.

Ц Ќа ÷еркви лежит больша€ ответственность за бедных, бездомных и больных.

Ц Ќет ни одного христианского общества, где не служили бы любви. ≈сли мы не реагируем на страдани€ людей, значит, мы отвернулись от ’риста. Ќа небесах мен€ не похвал€т, если € напишу прекрасную книгу по теологии. ћен€ спрос€т: Ђј как же та бедна€ стара€ женщина, которую вы проигнорировали?ї

»менно поэтому мы открыли, например, бесплатный ресторан Ђ—лужба любвиї. Ёто буквально через улицу от нас Ц вы можете увидеть его в окно. ќн открыт два раза в неделю с 1995 года по инициативе архиепископа. Ќедавно мы расширили меню до п€ти блюд в неделю. ќбычно в обед у нас бывает от 40 до 80 человек. ¬се это готовитс€ добровольцами, молодыми и пожилыми, по четыре-п€ть в каждой группе. ≈ще мы хотим устроить дом престарелых Ц дл€ пожилых людей, которые часто оказываютс€ в полном одиночестве. ћы уже помогаем таким люд€м в их домах или квартирах, например старой женщине, перенесшей операцию, о которой некому было заботитьс€. ќни дают нам больше, чем мы им. ¬ то же врем€ мы не романтизируем службу любви. „асто люди, нуждающиес€ в помощи, страдают психическими расстройствами. ќни могут проклинать вас, ÷ерковь, даже угрожать вам.

—уществует духовна€ опасность видеть людей в этом как бы выделенном состо€нии Ц это разрыв в общении. „ем ближе вы к другому человеку, тем больше понимаете, что на его месте могли быть вы. ¬се может стать таинством, тайной Ѕожиего присутстви€.

ћы ищем как можно больше способов помочь Ц и никогда не сможем сказать, что закончили. ¬от в воскресенье читалось ≈вангелие о —трашном суде во врем€ литургии: Ђ„то ¬ы сделали одному из братьев сих меньших, то сделали ћнеї. ¬ своей проповеди € попросил добровольцев помочь с расширением программы нашей службы любви Ц после литургии подошло 28 человек, в основном молодых. Ёто означает, что мы можем сделать больше.

¬ас не спасет теори€, если вы не будете примен€ть ее на практике. ≈сли вы верите в силу медицины, но храните ее в бутылочках, она вам не поможет. —в€той √ригорий Ѕогослов говорил, что познание Ѕога начинаетс€ с повиновени€ его заповед€м; если вы начинаете путь, то испытаете тайны Ц таинства Ц на себе. ѕодобно ћоисею, нам разрешено смотреть на Ѕога. Ёто приключение лучше вс€кой сказки, всех легенд.

ќдно из убеждений, которое мы вынесли из всех проектов службы, Ц это невозможность заниматьс€ ею в одиночку. ’ристос сказал, что будет присутствовать при двух или трех собравшихс€ во им€ ≈го Ц одного недостаточно.

ќт этой работы мы знаем и благодарность. ј это существенно. √лубинный смысл слова Ђевхаристи€ї Ц благодарение. ∆алобы Ц это болезнь нашего времени. Ќаш грех Ц неблагодарность. Ќедавно € посетил 83-летнюю женщину, котора€ была слепа с трех лет. я никогда не встречал кого-либо так же благодарного, как она, кого-то настолько признательного. ¬с€кий раз, когда мы встречали сестер ÷ико, мы замечали, как при каждом упоминании ’риста освещались их лица. ќсвещались такой благодарностью! ќни жили в другом мире Ц и они радовались ему, и мы тоже испытываем эту радость. Ёто сохран€ло им жизнь. Ќо в нашем современном мире, если вы не жалуетесь, на вас смотр€т как на идиота.

¬ одно –ождество € отправилс€ в горную пещеру, недалеко отсюда, в место, куда многие бо€тс€ идти из-за суеверных легенд о привидени€х. я развел небольшой огонь и стал молитьс€. ¬ этой пещере € был полон такой радости! Ћюди, с которыми такого никогда не случалось, не смогут себе этого представить. –адость? –адость в холодной пещере среди зимы? ќни примут вас за умалишенного. Ќо € почувствовал большую радость, и глубока€ молитва наполнила всего мен€. Ёта радость присутствовала во мне несколько дней, € даже не мог работать.

» годы гонений были трудными, но поучительными. “огда за религиозность давали не медали! ¬ 1948 году глава нашей ÷еркви, архиепископ ’ристофор, был арестован и заключен в церковь св€того ѕрокопи€ в “иране. „етыре года спуст€ в прессе сообщили, что епископ был найден мертвым, но предполагаетс€, что его отравили. ќн прин€л смерть мученика.

ƒругой епископ, »риней, имел мужество отказатьс€ от рукоположени€ в епископы лица, назначенного правительством, и из-за этого был сослан в монастырь јрденица. ≈пископ »риней был из —кодры, что на севере јлбании. »зучал богословие в ѕариже и Ѕелграде. »риней никогда не хотел быть епископом или даже диаконом или св€щенником, но его хиротонисали во врем€ италь€нской оккупации јлбании, чтобы предотвратить назначение униатского епископа, которого нам нав€зывали. »таль€нцы намеревались как можно быстрее установить униатство. ѕосле недели молитв »риней согласилс€, хот€ на тот момент был мир€нином. ¬скоре его рукоположили в диаконы, а затем в св€щенники, а затем в епископы Ц и все за одну неделю! ќн служил епископом в  осово и в ћакедонии. ≈пископ »риней был арестован и сослан в монастырь јрденица, где умер в 1973 году.

–елигиозна€ жизнь была опасной. Ќо в те дни € остро ощущал, что без веры не выжить. “ака€ жизнь, без религии, искалечена. Ёто теперь у нас сложилось впечатление, что можно существовать без религии или что религи€ может быть хобби. ћы пережили времена коллективного безуми€, когда люди осуждались за любую форму религии Ц это была война против идеи о св€том, против идеи Ѕога.

Ќо, по правде говор€, € часто жалел преследователей Ц и до сих пор жалею. ƒействительно, они сами оказались жертвами. ќни стали недостойны звани€ человека. я не знаю, как они чувствуют себ€ сейчас, но их души были серьезно повреждены. јд Ц это жизнь без Ѕога, и он начинаетс€ здесь. ≈сли мы не познакомились с Ѕогом в этой жизни, как сделаем это в следующей?


[1] ≈пископ “еофан (‘ан) —тилиан Ќоли (1882Ц1965) Ц албанский религиозный и политический де€тель, основатель јлбанской ѕравославной ÷еркви. ¬ 1924 г. краткое врем€ занимал должность премьер-министра јлбании. — 1932 г. вынужден был жить в эмиграции в —Ўј. Ц «десь и ниже примеч. ред.

[2] јрхиепископ јнастасий (яннулатос) Ц с 1992 года предсто€тель јлбанской ѕравославной ÷еркви. –одилс€ в 1929 г. в ѕире (√реци€). ¬ 1951 г. окончил богословский факультет јфинского университета. ѕосле рукоположени€ в св€щенники в 1964 г. уехал миссионерствовать в ”ганду (јфрика), но из-за болезни вынужден был вернутьс€. »зучал богословие в университетах ≈вропы. — 1972 г. Ц епископ јндрусский, глава ќтдела внешних церковных миссий Ёлладской ѕравославной ÷еркви. ¬ 1982 г. по просьбе патриарха јлександрийского Ќикола€ управл€л ¬осточноафриканской епархией јлександрийской ÷еркви. ћного сделал дл€ распространени€ и укреплени€ ѕравослави€ в јфрике. ¬ 1991 г. ¬селенским патриархом был направлен в јлбанию с целью восстановлени€ јлбанской ÷еркви, практически уничтоженной в годы коммунистического террора.

[3] —еминари€ (сейчас Ц ѕравославна€ богословска€ академи€ ¬оскресени€ ’ристова) в ƒурресе была первой возрожденной в посткоммунистической јлбании духовной школой. –асполагалась первоначально в полуразрушенном отеле. ¬ 1996 г. переехала в восстановленный монастырь во им€ св€щенномученика ¬ласи€ в деревне Ўенавлаш неподалеку от ƒурреса.

— митрополитом  орчинским »оанном беседовал ƒжим ‘орест

http://incommunion.org/articles/church-in-albania/freedom
ѕеревод с английского јнгелины Ћеоновой

30 но€бр€ 2009 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0