—инайска€

 раткий обзор истории православного подвижничества на —инайской горе

¬ св€зи с началом третьего тыс€челети€ христианской эры обратим свой мысленный и духовный взор на то св€тое место, где за много веков до воплощени€ ¬торого лица —в€той “роицы пророку ћоисею €вилс€ “от,  то вне времени и пространства и всего сотворенного, “от,  то присутствует везде,  то есть образ Ѕога невидимого ( ол. 1: 15),  то €вилс€ ћоисею в виде тернового куста, гор€щего, но несгораемого (»с. 3: 2Ц6).

— того исторического момент гора —инай стала св€щенным местом почитани€ Ѕога ∆ивого, ЂЅога јвраама, »саака и »акова, Ѕога отцов нашихї. Ёто также было отсчетом метаисторического момента, когда человек приблизилс€ к Ѕогу, чтобы познать себ€ лучше, и, поднима€сь по ступенькам, достичь вершины совершенства, из которых скалистый пик —инай был и остаетс€ таким известным и вдохновл€ющим символом.

Ќо богословы, кроме того, по€вление непостижимого Ѕожества в гор€щем, но не сгорающем кусте, истолковывают как прообраз воплощени€ свыше ѕревечного —ына Ѕожи€, рожденного от ƒевы, „ь€ девственна€ утроба осталась неповрежденной.

ћистическа€ св€тость —ина€ Ц горы, на которой Ѕог ходил и разговаривал с избранными —воими слугами, находитс€ в неразрывной св€зи с эпизодом совсем иного рода, также из книги »сход.

ћоисей, вывед€ детей »зраил€ из египетского плена (большинство из читателей, надеюсь, не только знакомы с библейской историей, но также и с символическим толкованием ее поздними переводчиками и отцами ÷еркви), столкнулс€ с посто€нными горькими жалобами и даже бунтами своего народа. «а ропот и непослушание израильт€не были вынуждены пребывать в течение 40 лет в —инайской пустыне, где им посто€нно угрожали воинствующие племена амаликит€н. ѕрошли проверку на прочность не только верность »зраил€, но также и качества ћоисе€, как вожд€, назначенного Ѕогом, и его брата и сподвижника јарона, которому суждено было стать главой св€щеннического рода и начать совершать регул€рные богослужени€ в скинии. »спытани€ и невзгоды €вл€ютс€ дл€ аскетической жизни прообразом невидимой брани с бесами и страст€ми, ставшей общим призванием всех христиан и особенно тех, кто безраздельно посв€тил себ€ служению Ѕогу. ћолитва ћоисе€, как ходата€ пред Ѕогом за своенравный израильский народ, €вно прообразует роль ’риста в примирении всего рода јдама. » в то же врем€ ћоисей дал вдохновл€ющий пример дл€ христианских монахов и подвижников, живших на —инае и в других местах.

¬ 19-й главе книги »сход есть описание того, как ћоисей был призван Ѕогом на вершину горы —инай, чтобы встретитьс€ с Ќим и получить ƒес€ть заповедей. ¬осхождение ћоисе€, как и весь эпизод этой встречи с Ѕогом, в котором особенно подчеркиваетс€ момент благоговени€ и насто€тельна€ необходимость дл€ людей и даже св€щенников сохран€ть дистанцию, было источником вдохновени€ дл€ аллегорического произведени€ еврейского писател€ ‘илона јлександрийского, который, в свою очередь, был вдохновителем св€тител€ √ригори€ Ќисского, создавшего монументальное сочинение Ђ∆изнь ћоисе€ї.

— ћоисеем в течение 40 дней и ночей на покрытой облаками вершине горы —инай (√ебель ћуса) происходило нечто необычайное. Ёто одно из самых удивительных событий, описанных в Ѕиблии. Ќо только традици€ православной аскетики отцов ÷еркви обладает необходимым критерием, с помощью которого можно пон€ть, как Ѕог открыл —еб€ ћоисею и как ћоисей, будучи сокрытым в облаке 40 дней и ночей, мог беседовать со ¬семогущим “ворцом. ƒл€ ћоисе€ исчисление времени и пространства действительно были приостановлены, так как он должен был узнать не только мельчайшие детали литургических ритуалов и моральных правил дл€ социальной сплоченности и будущего процветани€ избранного народа, но и всего того, что Ѕог сделал дл€ человека с момента сотворени€ мира.

¬торой из двух великих ветхозаветных пророков, которые св€заны с горой —инай, Ц это »ли€. ѕреследуемый царицей »езавель, но получающий утешение от ангела √осподн€, он, алчущий, пробыв в пути 40 дней и ночей, достиг горы ’орив Ц горы Ѕога (см.: 3 ÷ар. 19: 8) Ц второй из двух вершин —ина€. –уководимый ангелом Ѕожиим, он нашел убежище именно в той пещере, где ћоисей получил скрижали завета с дес€тью заповед€ми. Ќо эта пещера была не просто местом отдыха или укрыти€, но, как и в случае с ћоисеем, местом вневременного момента личной встречи с ¬ечным,  оторый €вилс€ Ђне в землетр€сении, и ни в огне, но в ве€нии тихого ветраї (3 ÷ар. 19: 12). »ли€ был в самом деле, во все века, совершенным типом монашеской аскетики, еще до монашества и исихазма, чь€ ревность к истинному Ѕогу давала вдохновение традиции православной аскетике.

јскетический и мистический характер пророка »лии создает идеальную гармонию с ћоисеем, духовным вождем 12 колен »зраилевых. »менно эти два Ѕожиих пророка €вл€ютс€ беседующими с √осподом нашим »исусом ’ристом во врем€ ≈го ѕреображени€ на горе ‘авор перед взором испуганных апостолов, как напоминает нам мозаика в апсиде алтар€ главного храма монастыр€.

Ёти два сильных образа ¬етхого «авета Ц ћоисей и »ли€ Ц значительно усилили изначальную св€тость горы —инай как места аскетической и мистической жизни. ”же тогда была создана основа, где красной нитью проходила тема личного самоотречени€ и строгой духовной дисциплины дл€ достижени€ соединени€ человеческой воли с волей Ѕожьей.

Ѕесплодна€ пустын€, без поко€, без комфорта, острые, скалистые горные вершины и уступы, девственное окружение исторического места, нетронутого цивилизацией, но которого коснулс€ Ѕог, обладало непреодолимым прит€жением дл€ древних христиан, стремившихс€ к абсолютному. ”же во II веке по –.’. в —инайской пустыне веро€тно жили египетские, греческие, арабские и сирийские христиане, желавшие уйти от римского владычества.

—в€тые отцы —инайской горы
—в€тые отцы —инайской горы
¬ III веке уже достоверно известно о христианских подвижниках на —инайском полуострове, потому что во врем€ царствовани€ ƒиоклетиана (284Ц305) бедуинские племена, тогда еще €зычники, убивали и приносили в жертву своим богам монахов вместо верблюдов. Ёти монахи, веро€тно, были среди тех преподобных, в —инае и –аифе избиенных, чье мученичество ѕравославна€ ÷ерковь празднует 14/27 €нвар€. Ђ—лово о св€тых отцах, убиенных в —инае и –аифеї, было написано египетским иноком јммонием, ставшим одним из первых аскетических духовных советников при византийском императорском дворе в конце IV века и закончившим свою жизнь митрополитом јдрианопольским во ‘ракии.

Ќезадолго до этого, при императоре ƒеции (250), прин€ли мученическую кончину √алактион и ≈пистими€ (пам€ть 5/18 но€бр€) Ц молода€ семейна€ пара, как рассказываетс€ в их жизнеописании, остававша€с€ девственной. ѕо наставлению, полученному от своего духовника ќнуфри€, они, по взаимному согласию, проводили долгое врем€ вдалеке друг от друга, пребыва€ в уединении на горе —инай, где их мощи и были обретены после их смерти. Ќекоторые скажут, что это сказка, другие назовут это пародией на брак, а ѕравославна€ ÷ерковь называет это совершенной победой над природой.

Ётери€, неутомима€ римска€ матрона из √аллии, также известна€ как —ильви€, имевша€ ревностную жажду к паломничеству по св€тым местам, посетила —инай в конце IV века. ќна описала гостеприимных монахов, живущих в относительном спокойствии. ќна также отметила три маленькие церкви: на вершине горы —инай (√ебель ћуса), в пещере горы ’орив и на месте Ќеопалимой  упины (Ќесгорающего  уста), которые по преданию, были основаны св€той ≈леной, матерью императора  онстантина ¬еликого.

¬ том же IV веке основные монашеские поселени€ на полуострове —инай по€вл€ютс€ вокруг оазиса ‘иран, ставшего резиденцией епископа, в чьей юрисдикции находились синайские монахи. —крыта€ напр€женность, котора€, бывает, имеет место между харизматической монашеской жизнью и официальной ÷ерковью как организацией, в то врем€ была незаметна в св€зи с тем, что епископы, как и везде в ≈гипте, ѕалестине, —ирии и ћалой јзии, избирались из среды подвижников.

ќднако, сказав это, надо заметить, что в каждом поколении синайского монашества, нар€ду с простыми и св€тыми подвижниками из близлежащих окрестностей, были также и выдающиес€ по мирским стандартам лица, которые чувствовали непреодолимое влечение к испытанию трудност€ми аскетической жизни на —инае. ќдним из таких людей был преподобный Ќил, который начал служить в судебной иерархии св€щенного дворца, а затем стал префектом  онстантинопол€ во времена ‘еодоси€ ¬еликого и его сына јркади€. ќн был учеником св€тител€ »оанна «латоуста, имел жену и детей. ќн и его сын ‘еодул стали монашествовать на —инайском полуострове. ќднако при нападении африканского племени с южного побережь€  расного мор€ ‘еодул был вз€т в плен, и его собирались убить. ѕреподобный Ќил написал трогательную жалобу о злоключени€х своего сына, и того в конце концов отпустили. ќба они позднее были рукоположены. Ќилу —инайскому ошибочно приписываютс€ работы ≈вагри€ ѕонтийского Ц блест€щего мыслител€ V века, чь€ сомнительна€ православность попала под анафему V ¬селенского собора, возглавл€вшегос€ императором ёстинианом.

Ќа IV ¬селенском соборе в ’алкидоне (451) присутствовал ћакарий, епископ ‘иранский. ¬ 536 году, за год до осв€щени€ великой церкви Ц —в€той —офии, представителем —ина€ в  онстантинополе был иеромонах ‘еона. ¬полне веро€тно, что ёстиниан, был сподвигнут синаитами к тому, чтобы предложить свое императорское покровительство этому историческому месту Ѕожественного присутстви€, не забыва€ также и о стратегическом значении полуострова —инай.  ак и всЄ, что ёстиниан предпринимал, строительство синайского монастыр€ местным греческом архитектором —тефаном из јйлата служило нескольким цел€м. ¬о-первых, монастырь был городом-крепостью, охран€вшим путь между ≈гиптом и ѕалестиной и контролировавшим јравийскую пустыню. ¬о-вторых, это был пам€тник самому императору и почившей императрице ‘еодоре (Ж 548). ¬-третьих, он был и до сих пор остаетс€ главным монастырем, построенным на св€том месте, воздвигнутым, чтобы возвысить православную веру, как —в€та€ —офи€ в  онстантинополе и —ан-¬итале в –авенне. ѕридворный писатель ѕрокопий отмечает: ЂЌа горе —инай монахи создали себе среду, в которой вс€ жизнь состоит из размышлений о смерти, но в то же врем€ они живут в так любимой ими пустыне без каких-либо опасенийї.

ћы можем быть уверены, что число монахов и качество духовной жизни, организованной по принципу общежити€, но с достаточной свободой дл€ личного аскетизма, в то врем€ значительно возросли. Ќам даже известны имена некоторых синайских монахов. Ќапример, на медальонах, обрамл€ющих мозаику Ђѕреображениеї в апсиде базилики, изображены св€той Ћонгин, один из первых, если не первый, насто€тель монастыр€ со времени его основани€ ёстинианом (562Ц565), и диакон »оанн. Ћонгин впоследствии был избран патриархом јнтиохийским, а »оанн Ц патриархом »ерусалимским (575Ц594). ≈ще один синаит VI века, первый јнастасий из двух, известных под тем же именем, стал патриархом јнтиохии. ƒостопримечательностью того периода €вл€ютс€ мощи св€того —тефана отшельника, сохранившиес€ в монашеском оде€нии. »х современником €вл€етс€ и преподобный √еоргий јрсельский, подвизавшийс€ в пустыне –амбан.

ћы подошли, пожалуй, к величайшему из подвижников —инайской горы Ц св€тому »оанну, называемому —холастиком, но более известному как Ћествичник, по имени его знаменитого трактата ЂЋествица в небої, состо€щего из 30 глав или шагов. Ќе существует единого руководства по православной аскетике, но ЂЋествицаї, €вл€етс€ наиболее близко подход€щим под это название, потому что автор ее демонстрирует совершенное знание мельчайших подробностей духовной жизни. ќн дает подлинно православный ответ на любой вопрос западных школ психологии и психоанализа, беспощадно разоблача€ происхождение страстей, освобождение человеческой души от тирании заблуждений и кип€щих эмоций неукротимого эго. » вполне закономерно, что ѕравославна€ ÷ерковь, признава€ уникальный авторитет ЂЋествицыї св€того »оанна —инайского, кроме дн€ его пам€ти 30 марта / 12 апрел€, посв€тило ему также и 4-е воскресенье ¬еликого поста. ƒаже сегодн€ в афонских и в других монастыр€х существует традици€ в течение 40 дней ¬еликого поста прочитывать ЂЋествицуї в монастырской трапезной. ћогу заверить, что, неустанно слуша€ эти поучени€, каждый раз удивл€ешьс€ неверо€тной проницательности этого великого отца ÷еркви VII века. ≈сли чтени€ или слушани€ этого подвижнического шедевра будет недостаточно, то иконографические изображени€ дополн€т картину и покажут все трудности восхождени€ по лествице в царствие небесное.

ќбычно в большинстве изданий ЂЋествицыї вместе с предисловием помещаетс€ письмо св€того »оанна, игумена —инайского, к »оанну, игумену –аифскому, по ходатайству которого и была написана эта книга.

»оанн Ћествичник, по-видимому, происходил из богатой семьи (возможно родилс€ в јлександрии), получил отличное образование, состо€вшее из очень широкого круга наук, и, начина€ с подросткового возраста, жил отшельником в пустыне ‘ола, сначала в качестве ученика у аввы, затем Ц духовного отца, а затем и в полном одиночестве. ќн был избран игуменом —инайским, когда достиг уже зрелого возраста. ≈го ссылки на мирскую жизнь выдают эпоху царствовани€ императора »ракли€, то есть до по€влени€ ислама на —инае.

Ётот несомненно эрудированный и наблюдательный подвижник использует лаконичные предложени€ и краткие определени€, чтобы четко обозначить свой особый тип экзистенциальной философии. Ђћонах есть тот, кто, име€ физическое тело, живет образом жизни бесплотных (ангелов)ї. »ли: Ђмонашество есть посто€нное понуждение естестваї. ¬ четвертом шаге, пожалуй, наиболее трудном, говоритс€ о добродетели послушани€. “ам рассказываетс€ о молодом и неопытным ученике јкакии, который страдал от неверо€тно жестокого отношени€ к нему наставника, но никогда не жаловалс€, и даже после своей преждевременной смерти, будучи во гробе, услышав свое им€, мгновенно откликнулс€. ≈ще в качестве одного примера послушани€ приводитс€ истори€ о том, как некий архидиакон ћакедоний, вернувшись с опозданием в монастырь из јлександрии, прин€л унизительное наказание с большим смирением.

Ќо самым замечательным у »оанна Ћествичника €вл€етс€ анализ причин страстей, будь то страстей плотских или душевных. ¬сем сложност€м гордости и тщеслави€, происход€щих ли от бесовского искушени€, или от простого эгоизма, или от первобытного полового инстинкта, или накапливающихс€ и происход€щих от других страстей, Ц всем им ставитс€ диагноз и Ц самое замечательное! Ц предлагаетс€ соответствующее лечение: смирение при послушании с призыванием имени »исуса ’риста,  оторый €вл€етс€ бичом демонов.

¬след за этой золотой эрой монашества на —инае начала складыватьс€, веро€тно, еще при жизни »оанна Ћествичника, принципиально нова€, по крайней мере внешне, ситуаци€. ¬нутренн€€ духовна€ жизнь остаетс€ той же при любых обсто€тельствах. ќднако по€вление в арабском мире ћухаммеда и быстрое распространение ислама, развивавшегос€ в такой близости от —инайской горы, создавало потенциально серьезную угрозу дл€ образа жизни христианских монахов. ќднако не только ћухаммед, но и все мусульмане, имели глубокое уважение к подвижникам, посв€тившим свою жизнь Ђслужению ≈диному Ѕогуї, и ћухаммед предоставил монастырю свою личную гарантию безопасности и свободы религиозной жизни, зафиксированной в документе, известном как јхтинаме. ѕо сути это означало, что при жизни ћухаммеда и при его преемниках —инай пользовалс€ иммунитетом от нападений и грабежей. ќтносительно (хот€ не всегда) нормальное сосуществование христиан и мусульман было вызвано, прежде всего, человеколюбивым отношением монахов к бедуинам, дл€ которых в стенах монастыр€ специально была построена мечеть.

≈ще одним важным монашеским автором был преподобный јнастасий II —инаит, второй носитель этого имени, живший в VIII веке. ≈го главна€ работа Ђѕутеводительї (Odegos) представл€ет серию вопросов и ответов на различные вопросы духовной жизни. ѕравда, несколько попул€рный тон изложени€ не позвол€ет сравнивать это произведение с неповторимым шедевром Ц ЂЋествицейї.

—овременный вид —инайского монастыр€
—овременный вид —инайского монастыр€
¬ IX веке, веро€тно, во времена патриарха ‘оти€, кафедра епископа ‘аранского была объединена с кафедрой игумена —инайского. Ќасто€тель монастыр€ получил сан епископа, а затем архиепископа —инайского, ‘аранского и –аифского.

ѕримерно в то же врем€, возможно, немного раньше, произошло еще одно событие, которое коренным образом изменило место —инайского монастыр€ в христианском мире. Ўироко стали почитатьс€ обретенные мощи св€той ≈катерины, до сего времени не упоминавшиес€, перенесенные ангелами из јлександрии на вершину горы —инай. ¬еликий византийский агиограф X века св€той —имеон ћетафраст познакомил византийцев с житием и мученичеством св€той ≈катерины и с историей переноса ее мощей. Ёто было врем€, когда возник гор€чий интерес ко всему, что св€зано со св€тыми и св€тостью.

ѕромыслительно, что в том веке, когда произошел раскол между ¬осточной и «ападной ÷ерквами, другой —имеон Ц монах —имеон —инаит родом из —ицилии Ц сыграл важную роль в распространении почитани€ св€той ≈катерины в »талии и на «ападе в целом. »менно с того момента —инайской монастырь ассоциируетс€ прежде всего со св€той ≈катериной. ¬ результате к нему возник большой интерес и ему была оказана значительна€ поддержка со стороны папы и римских правителей, а также со стороны крестоносцев «ападной ≈вропы.

Ќесмотр€ на посто€нные потр€сени€ и довольно радикальные изменени€ политической географии в восточной части —редиземноморь€, синайска€ духовность нисколько не уменьшалась. » папы, и патриархи, и христианские императоры, и просвещенные мусульманские лидеры Ц все покровительствовали монастырю и защищали его. » он с того времени начал приобретать значительную недвижимость в ≈гипте (в частности, в  аире), ѕалестине, —ирии,  онстантинополе, на  рите,  ипре, ’иосе, »онических островах (уже под венецианским господством), в дунайских кн€жествах, –оссии и √рузии.

—инаю суждено было сыграть основополагающую роль в исихастском движени€ XIV века, в обновлении строгого православного аскетизма, св€занного с открытием заново сердечной или так называемой »исусовой молитвы. — —инаем св€зан первый этап процесса, завершенного св€тителем √ригорием ѕаламой на горе јфон, и очень быстро распространившегос€ во всем православном мире Ц от ‘ессалоник и  онстантинопол€ через Ѕалканы до  райнего —евера –уси. »сихазм был первым подлинно стихийным движением межправославного единства, основанным на внутренней духовности, в тот момент истории, когда дни ¬изантийской империи были уже сочтены. Ђ÷арство Ќебесное внутри васї Ц эта фраза из ≈вангели€ была ключевой, и она также содержала богословие нетварного света, передаваемого человеку в умной молитве.

ƒва участника исихастского движени€ Ц √ригорий —инаит и ‘илофей  оккинос, ставший позже ¬селенским патриархом, Ц провели много лет на —инае, а затем на горе јфон, в монастыр€х  онстантинопол€ и в других духовных православных центрах, совмеща€ послушани€ общежительной монашеской жизни и личное делание, что до этого возможно было только на —инае.

ѕоражение мамлюков в 1517 году вызвало новые перемены в положении —ина€, но, с другой стороны, вс€ бывша€ ¬осточна€ –имска€ импери€ уже находилась под властью ќсманской империи. » хот€ это не сильно повли€ло на духовную жизнь монахов, тем не менее авторитет монастыр€, благодар€ јхтинаме пророка ислама, значительно вырос, к большому огорчению и смущению соседних патриархов Ц јлександрийского и »ерусалимского. —в€зи между —инаем и  онстантинополем стали близкими, как никогда прежде, и в то же врем€ сеть синайских подворий расширилась, став Ђгосударством в государствеї. ѕрисутствие синайских монахов в  онстантинополе и в других местах помогало укрепл€ть православных верующих в трудных услови€х османского господства, когда очень многие выбирали легкий путь отступничества и перехода в ислам. —инаиты вошли в число новых мучеников, погибших за веру ’ристову на  рите,  ипре и ’иосе. ћногие странствующие подвижники из других монастырей проводили несколько лет на —инае, прежде чем продолжить свои духовные искани€. ќдним из них был св€той √ерасим Ќотарас, скончавшийс€ в  ефалонии.

¬ 1575 году на ѕоместном соборе в  онстантинополе в присутствии јнтиохийского и »ерусалимского патриархов, а также р€да митрополитов, была признана автокефали€ —инайской архиепископии. јрхиерейский сан насто€тели —инайского монастыр€ получали от патриарха »ерусалимского.

¬ 1804 году —инайским архиепископом был избран высокообразованный архимандрит  онстантий II, родом из  онстантинопол€, по происхождению крит€нин, плем€нник архиепископа —инайского  ирилла I. ќн получил образование в  онстантинополе, »талии и  иевской духовной академии, был экзархом —инайского подворь€ в ƒунайском кн€жестве и в  аире, где в 1798 году вел переговоры и получил от Ќаполеона новые охранные грамоты, а также экономическую и практическую помощь дл€ монастыр€. ќн был человеком многих талантов и интересов, способным лингвистом, дипломатом, богословом, археологом и историком. Ѕольшую часть своей жизни он провел в  онстантинополе, где пользовалс€ доверием султана ћахмуда II и его преемников. ѕосле революции в √реции он многое сделал дл€ восстановлени€ отношений между османскими власт€ми и ѕравославной ÷ерковью и затем был избран ¬селенским патриархом (1830Ц1834), сохранив сан архиепископа —инайского до самой своей кончины в 1859 году. Ќи его образование, ни его высока€ должность не смогли затмить его монашескую простоту, юмор и щедрую любовь к бедным и нуждающимс€. ќн основал коммерческое училище в ’алки в 1831 году и назначил его первым директором своего подопечного Ц высокоэрудированного архимандрита ¬арфоломе€  утлумусланоса. ќн также активно способствовал основанию духовной семинарии в ’алки и написал известный ответ четырех ¬осточных патриархов на энциклику папы –имского ѕи€ IX (1848). ќстанки патриарха  онстанти€ II были переданы на —инай.

—инайские архиепископы XX столети€ Ц ѕорфирий I (1885Ц1904), ѕорфирий II (1904Ц1926), ѕорфирий III (1926Ц1968) (все трое были выпускниками ’алки), √ригорий (1968Ц1973) и теперешний архиепископ ƒамиан (с 1973) Ц соедин€ли в себе аскетический образ жизни, глубокие богословские знани€, практический ум и искреннее стремление укрепл€ть наследие —ина€.

Ќикогда многовековые традиции монашеской и аскетической культуры в горных пещерах и пустын€х не затухали. —в€той »оанн Ћествичник, св€той √ригорий и св€той ‘илофей до сих пор имеют учеников и подражателей, а они, в свою очередь, передают плоды своих аскетических трудов обычным православным верующим. “акими современными духовными отцами стали ѕорфирий (умер в јфинах), ѕаисий (вернулс€ на јфон и умер в —еверной √реции), јдриан и —офроний. »х жизнь и учени€ €вл€ютс€ практическим подтверждением православного св€тоотеческого богослови€.

»з моих собственных афонских современников по крайней мере четверо чувствовали призыв идти на —в€тую гору —инайскую.

«аверша€ нашу краткую историю, мы можем с уверенностью утверждать, что синайское монашество на заре третьего тыс€челети€ христианской эры остаетс€ живым, динамичным и вдохновл€ющим пам€тником православному подвижничеству.

Архимандрит Исаия Симонопетритис
Перевод с английского Елены Запеваловой

ѕравославный вестник. ќфициальное издание епархии ‘иатерийской и ¬еликобритании. 1998. Ќо€брьЦдекабрь. є: 122Ц123.

20 ма€ 2010 года

     омментарии читателей
    2014-04-23
    10:27
    shelter:
    полезный и поучительный материал
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке:


    ƒругие статьи этого раздела
    “рансл€ци€ в формате RSS 2.0