–умынска€

ќ —в€щенном ѕредании

јрхимандрит  леопа (»лие)

јрхимандрит  леопа (»лие; 1912Ц1998) Ц известный румынский подвижник и духовный писатель XX века. ¬ его книге Ђ»стины нашей верыї одна из глав посв€щена раскрытию православного учени€ о —в€щенном ѕредании, с защитой этого учени€ от критики протестантов. «накомство с этой главой, построенной как диалог, будет полезно и в плане апологетики, и в плане лучшего у€снени€ места ѕредани€ в ѕравославной ÷еркви.

¬опрошающий: „то такое —в€щенное ѕредание, которое православные почитают наравне со —в€щенным ѕисанием?

—тарец  леопа: —в€щенное ѕредание Ц это учение ÷еркви, которое было получено от Ѕога и передавалось живым голосом; часть этого учени€ впоследствии была записана.  ак —в€щенное ѕисание, так и —в€щенное ѕредание содержат Ѕожественное ќткровение и, следовательно, имеют решающее значение дл€ нашего спасени€. —в€щенное ѕредание есть жизнь ÷еркви во —в€том ƒухе, оно €вл€етс€ источником Ѕожественного ќткровени€ и обладает тем же авторитетом, что и —в€щенное ѕисание.

ќт јдама до јвраама прошло 3678 лет, а если добавить 430 лет, во врем€ которых израильт€не оставались в ≈гипте, то мы получим 4108 лет. ¬ этот период не было —в€щенного ѕисани€. Ќа прот€жении многих тыс€челетий верующие и избранные люди были направл€емы на путь спасени€ только —в€щенным ѕреданием, а именно Ц учением о Ѕоге, которое они получили с живого голоса. “олько на прот€жении 1400 лет Ц от ћоисе€ до пришестви€ ’ристова Ц они руководствовались —в€щенным ѕисанием ¬етхого «авета.

Ќо, как и прежде книги ¬етхого «авета были написаны людьми, руководимыми в познании Ѕога только —в€щенным ѕреданием (полученным с живого голоса, устно), так же было и до написани€ книг Ќового «авета. —в€щенное ѕредание €вл€лось проводником, с помощью которого ранние христиане направл€емы были на путь спасени€. ѕервый, кто донес учение Ќового «авета живым голосом до слуха людей, был наш —паситель »исус ’ристос,  оторый в течение трех с половиной лет посто€нно учил людей, распростран€л ≈вангелие, ничего, однако, не записыва€. ѕоскольку он выполн€л послушание —воему ќтцу, ќн послал —воих апостолов не дл€ того, чтобы написать, но чтобы проповедовать ≈вангелие всему миру, сказав им: Ђ»дите, научите все народы, крест€ их во им€ ќтца и —ына и —в€таго ƒуха, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, я с вами во все дни до скончани€ мира. јминьї (ћф. 28: 19Ц20). —о дн€ своего основани€ (33 год по –.’.) до 44 года по –.’., когда св€той апостол ћатфей написал первое ≈вангелие, ÷ерковь управл€лась без ѕисани€ Ќового «авета, а одним —в€щенным ѕреданием, только часть которого была записана. Ѕыло много других писателей, о которых было известно как о верных помощниках апостолов, но именно ÷ерковь была тем, кто признавал или не признавал их творени€ —в€щенным ѕисанием, Ц ибо она не ошибаетс€. ÷ерковь жила евангельской истиной еще до того, как что-либо было зафиксировано в письменной форме, жив€ ѕреданием с самого начала.

»так, —в€щенное ѕредание Ц источник и корень двух «аветов: ¬етхого и Ќового, и поэтому мы называем его источником Ѕожественного ќткровени€, так как оно имеет тот же вес, что и —в€щенное ѕисание.

¬опрошающий: Ќо ведь известно, что —в€щенное ѕисание, как —лово Ѕожие, не может быть заменено ѕреданием, которое €вл€етс€ словом человеческим, как написано в ≈вангелии: Ђ«ачем и вы преступаете заповедь Ѕожию ради предани€ вашего?.. ¬ы устранили заповедь Ѕожию преданием вашим. Ћицемеры! хорошо пророчествовал о вас »саи€: народ этот устами ћен€ чтит, сердце же их далеко отстоит от ћен€ї (ћф. 15: 3, 6Ц9; ћк. 7: 13). “ак что нам нет никакой нужды замен€ть или добавл€ть ѕредание человеческое к закону Ѕожию, который содержитс€ в —в€щенном ѕисании.

—тарец  леопа: “о, что сказали вам ваши друзь€, неверно, так как закон Ѕожий содержитс€ не только в —в€щенном ѕисании. ѕослушайте, что говорит св€той евангелист »оанн: Ђћногое и другое сотворил »исус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. јминьї (»н. 21: 25). » тот же евангелист за€вл€ет в одном из своих посланий: Ђћногое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полнаї (2 »н. 1: 12).  ак видите, св€той евангелист, когда он имел возможность, учил своих учеников больше живым голосом, чем послани€ми. ѕока ваши друзь€ настойчиво продолжают воспринимать только то, что написано, они упускают из виду, что и —ам —паситель, и большинство ≈го апостолов не оставили ничего в письменной форме, а учили устно, живым голосом ѕредани€.

¬опрошающий: ј как, в таком случае, христианам понимать заповедь не соблазн€тьс€ лжеучени€ми, основанными на предании? ¬едь апостол пишет: Ђќстерегайтесь, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихи€м мира, а не по ’ристуї ( ол. 2: 8). Ёто наша об€занность Ц оградить себ€ от ложных учений.

—тарец  леопа: ¬озлюбленный о ’ристе, вы не видите разницы между учени€ми, основанными на человеческом предании, и учени€ми, которые исход€т от апостольского и евангельского ѕредани€. ѕриведенный вами отрывок относитс€ к человеческому преданию и псевдофилософии, котора€ не имеет никакого отношени€ к евангельскому и апостольскому ѕреданию ÷еркви »исуса ’риста. —в€щенное ѕредание не €вл€етс€ ни человеческим преданием, ни философией, ни каким-то обманом, но это слово Ѕога, которое ќн передал нам лично. ¬еликий апостол ѕавел учит и призывает нас держатьс€ силы ѕредани€, говор€: Ђ»так, брати€, стойте и держите предани€, которым вы научены или словом или посланием нашимї (2 ‘ес. 2: 15). ¬опреки этим словам некоторые советуют слабым в вере христианам обольщатьс€ и отказыватьс€ от апостольского и евангельского ѕредани€, не понима€, что —в€щенное ѕисание само по себе €вл€етс€ плодом ƒуха —в€того, который вырос из корней и ствола —в€щенного ѕредани€.

¬опрошающий: “о, что —в€щенного ѕисани€ достаточно дл€ веры и спасени€, без какой-либо необходимости в ѕредании, вытекает из слов апостола ѕавла к “имофею: Ђѕритом же ты из детства знаешь —в€щенные ѕисани€, которые могут умудрить теб€ во спасение верою во ’риста »исуса. ¬се ѕисание богодухновенно и полезно дл€ научени€, дл€ обличени€, дл€ исправлени€, дл€ наставлени€ в праведностиї (2 “им. 3: 15Ц16). Ёти слова €сны. Ќикакое дополнение к —в€щенному ѕисанию не нужно.

—тарец  леопа: «десь апостол говорит лишь о ѕисании ¬етхого «авета, так как Ќовый «авет тогда еще не был написан. Ётими словами ѕавел указывал “имофею, что хороший учитель может использовать ¬етхий «авет дл€ укреплени€ своей веры во ’риста и проповеди христианства. ј из вашего ошибочного утверждени€ следует, что ни одна из книг Ќового «авета, которые были написаны после ѕослани€ к “имофею, не должна быть прин€та. ¬ернее, что достаточно признать лишь книги ¬етхого «авета, упоминаемые в том отрывке, на который вы ссылаетесь.

¬опрошающий: Ќекоторые люди не признают ѕредание, объ€сн€€ это тем, что с течением времени оно прин€ло в себ€ множество чисто человеческих идей, так что сегодн€ мы уже не в состо€нии отличить истинное апостольское ѕредание от ложного.

—тарец  леопа: ÷ерковь ’ристова определила истины веры в соответствии с долгой традицией, через догматы и каноны св€тых ¬селенских —оборов, символы веры и исповедани€ св€тых отцов, которые были признаны на многих ѕоместных —оборах, проводившихс€ с древнейших времен. Ќа этих —оборах истинность св€той православной веры была твердо установлена, и, прежде всего, в том, в чем она подвергалась нападению со стороны ересей того времени. »з совокупности этих —оборов видно окончательное и неизменное содержание —в€щенного ѕредани€. ќно может быть определено на основании следующих условий:

Ц не признаютс€ учени€, которые содержат несоответстви€ между собой или противоречат апостольскому ѕреданию и —в€щенному ѕисанию (учение считаетс€ достойным ѕредани€, когда исходит от —пасител€ или св€тых апостолов или получено непосредственно под вли€нием —в€того ƒуха);

Ц ѕреданием €вл€етс€ то, что имелось в јпостольской ÷еркви и имеет непрерывную преемственность до сегодн€шнего дн€;

Ц ѕреданием €вл€етс€ то, что признано и практикуетс€ всей ѕравославной ÷ерковью;
Ц ѕреданием €вл€етс€ то, что находитс€ в согласии с большинством св€тых отцов.
≈сли предание не соответствует этим услови€м, оно не может считатьс€ истинным и св€тым и, следовательно, не может считатьс€ приемлемым или необходимым дл€ соблюдени€.

¬опрошающий: Ќесмотр€ на все усили€, которые, как вы рассказываете, ѕравославна€ ÷ерковь сделала и делает дл€ сохранени€ истинного ѕредани€, некоторые считают, будто нужно верить лишь тому, что содержитс€ в —в€щенном ѕисании. Ђѕервые христиане, Ц говор€т они, Ц принимали только сочинени€, содержащиес€ в —в€щенном ѕисании, как там и сказано: “«дешние были благомысленнее ‘ессалоникских: они прин€ли слово со всем усердием, ежедневно разбира€ ѕисани€, точно ли это так” (ƒе€н. 17: 11). »з этого следует, что и мы должны хранить именно то, что описано в —в€щенном ѕисанииї.

—тарец  леопа: “ем не менее, великий апостол ѕавел одобр€л христиан  оринфа не за то, что они хранили письменные учени€, но за то, что слушали с усердием его устное учение: Ђ’валю вас, брати€, что вы все мое помните и держите предани€ так, как € передал вамї (1  ор. 11: 2). –ассудите, что лучше: держатьс€ только того, что записано, или же следовать словам великого ѕавла, который восхвал€ет тех, кто хранит также и неписаные предани€?  роме того, мы знаем, что апостолы и евангелисты учили в проповед€х многому из древнего —в€щенного ѕредани€, что не было записано где-либо в —в€щенном ѕисании.

¬опрошающий: ј где именно сказано, что апостолы проповедовали то, что не имелось в ѕисании?

—тарец  леопа: ¬от два свидетельства. —в€той апостол »уда в своем —оборном послании указывает: ЂЌо когда архангел ћихаил говорил с диаволом, спор€ о ћоисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе √осподь”ї (»уд. 1: 9). ¬озлюбленый о ’ристе, возьмите —в€щенное ѕисание и попробуйте найти это высказывание. ≈ще дальше в том же послании апостол ссылаетс€ на пророчество ≈ноха, говор€: Ђќ них пророчествовал и ≈нох, седьмый от јдама, говор€: “се, идет √осподь со тьмами св€тых ангелов —воих сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Ќего нечестивые грешники”ї (»уд. 1: 14Ц15). » апостол »уда не единственный, кто говорил из преданий. ѕослушайте, что знаменитый ѕавел говорит в своем 2-м послании к “имофею: Ђ ак »анний и »амврий противились ћоисею, так и сии против€тс€ истине, люди, развращенные умом, невежды в вереї (2 “им. 3: 8). » в другом месте апостол ѕавел, наставл€€ св€щенников ≈феса, говорит: Ђѕомните слова √оспода нашего »исуса ’риста, как он сказал: “Ѕлаженнее давать, нежели принимать”ї (ƒе€н. 20: 35). “еперь € спрошу вас, настаивающего на доверии только тому, что сохранилось в письменном виде: откуда вз€ли эти два апостола Ц »уда и ѕавел Ц вышеуказанные слова, потому что вы не найдете их записанными в —в€щенном ѕисании?

¬опрошающий: » все же € сомневаюсь, что —в€щенное ѕредание могло сохранитьс€ до наших дней столь же чистым и подлинным во всех отношени€х, как в самом начале. Ќе имеем ли мы больше гарантий сохранности —в€щенного ѕисани€?

—тарец  леопа:  ак вы могли видеть, знаменитый ѕавел хвалит христиан  оринфа за хранение, заботливое и внимательное, неписаных преданий, которые они получили непосредственно из его уст.  роме того, вы слышали, что апостолы ѕавел и »уда использовали в своей проповеди слова из —в€щенного ѕредани€, например пророчества ≈ноха и другие. “акже € указал вам, каким способом —в€щенное ѕредание сохран€лось в веках. ƒалее, тот же апостол ѕавел убеждает и наставл€ет фессалоникийских христиан быть бдительными в хранении —в€щенного ѕредани€: Ђ»так, брати€, стойте и держите предани€, которым вы научены или словом или посланием нашимї (2 ‘ес. 2: 15). » в другом месте он говорит: ЂЌо если бы даже мы или јнгел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафемаї (√ал. 1: 8).

¬опрошающий: Ќо как —в€щенное ѕредание сохранилось в ÷еркви на прот€жении тыс€ч лет? ¬ наше врем€ некоторые утверждают, что изо дн€ в день духовенство и церковные писатели постепенно искажали истины —в€щенного ѕисани€ и апостольского ѕредани€. √овор€т, что если вы возьмете книгу, опубликованную 50 лет назад, и ту же самую книгу, опубликованную сегодн€, то они не будут иметь ничего общего. »з этого следует, что если иерархи делали это со св€щенными книгами, то они будут делать то же самое и с ѕреданием, которым православные хвастаютс€ как невредимым со времен апостолов.
—тарец  леопа: “о, что ваши товарищи изложили, совсем не верно. ”чение ÷еркви ’ристовой охран€етс€ —в€тым ƒухом и не может ошибатьс€ (см.: ћф. 10: 17Ц20; »н. 4: 16Ц26; 1 “им. 3: 15). ≈е истинный основатель »исус ’ристос будет управл€ть ею невидимым образом до конца времен (см.: ћф. 28: 20). ≈сли какие-то церковные писатели, иерархи, св€щенники и мир€не переводили Ѕиблию на другой €зык или вносили поправки в некоторые отрывки, где некоторые выражени€ не соответствуют современной разговорной речи, то это были изменени€ именно стро€ предложени€, а не содержательные изменени€ библейского текста. ≈сли бы сегодн€ мы могли воскресить румынского отца ћирчи или —тефана ¬еликого (Ж 1504), и вы захотели бы поговорить с ними, то едва ли пон€ли бы их, потому что современный €зык уже не тот, каким говорили тогда. »менно это произошло в отношении книг. — течением времени в слова и выражени€ вносились поправки в соответствии с современным €зыком, не мен€€, однако, смысла глубоких и св€щенных писаний. –анее € называл вам основу, на которой покоитс€ —в€щенное ѕредание, и какими средствами его сохранность обеспечиваетс€ на прот€жении веков. Ёто касаетс€, в частности, древнего символа веры, апостольских постановлений и догматических решений семи ¬селенских —оборов.   ним также могут быть добавлены следующие свидетельства, доказывающие сохранность в ÷еркви апостольского ѕредани€:

Ц документы ранней ÷еркви, написанные свидетел€ми и преемниками апостолов, среди которых Ц св€той »гнатий Ѕогоносец (Ж 107) и св€той ѕоликарп —мирнский (Ж 156). Ёти отцы наставл€ли верующих своего времени защищать себ€ от учений еретиков и хранить в полном объеме апостольское ѕредание (см.: ≈всевий  есарийский. ÷ерковна€ истори€.  н. 2. 36);
Ц √егезипп, как говорит ≈всевий, пыталс€ собрать все апостольские предани€, и ему это почти удалось; он собрал более п€ти книг ценного материала, который изучал ≈всевий.   сожалению, с течением времени эти книги были утер€ны (“ам же.  н. 4: 8).

Ц св€тые »риней Ћионский (Ж ок. 202) и  лимент јлександрийский (Ж ок. 215) сообщают нам: Ђ“от, кто объ€сн€ет ѕисание без помощи —в€щенного ѕредани€, разрывает на куски значение истиныї (—троматы.  н. 7).

 роме того, эти выдающиес€ свидетели показывают нам веру апостольских времен и периода, непосредственно следующего за ним, вплоть до IV века. ƒокументы древней ÷еркви €вл€ютс€ важным свидетельством значени€ —в€щенного ѕредани€ и чести, оказываемой ему с тех пор и до сего дн€;

Ц св€титель ≈пифаний  ипрский (Ж 403) пишет: Ђ—ледует держатьс€ ѕредани€, поскольку не все возможно найти в —в€щенном ѕисании. —в€тые апостолы передавали некоторые вещи посредством письменного слова, а некоторые Ц посредством устногої;

Ц св€титель »оанн «латоуст (Ж 407) говорит: Ђќтсюда очевидно, что апостолы не все передали чрез послани€, но многое сообщали и через устную речь; между тем и то и другое равно заслуживает довери€. ѕоэтому мы должны признавать достоверным и церковное ѕредание. ≈сли есть ѕредание, то не нужно ничего большеї (ѕроповедь 4 на 2-е послание к фессалоникийцам, 2);

Ц св€титель √ригорий Ќисский (Ж после 394) пишет: Ђћы имеем от отцов дошедшее к нам предание как некое наследство, сообщаемое по пор€дку от апостолов через последующих св€тыхї (ѕротив ≈вноми€. 4: 5);

Ц св€титель ¬асилий ¬еликий (Ж 379) в своих трудах представл€ет аналогичные свидетельства. ¬от как он выражаетс€: Ђ»з сохраненных в ÷еркви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставлени€, а некоторые при€ли от апостольского ѕредани€, по преемству в тайне; и те и другие имеют едину и ту же силу дл€ благочести€. » сему не воспрекословит никто, хот€ бы мало сведущий в установлени€х церковныхї (ќ —в€том ƒухе. 27). ƒалее св€той ¬асилий объ€сн€ет, что мы должны держатьс€ —в€щенного ѕредани€ с большим почтением и благочестием, поскольку в —в€щенном ѕисании мы не найдем всего, что необходимо дл€ нашего спасени€. —в€щенное ѕисание учит нас делать многое, но не говорит как. Ќапример, оно учит нас принимать крещение, но не объ€сн€ет, каким образом. ќно учит нас исповедовать грехи, причащатьс€, венчатьс€ (при вступлении в брак), но нигде не описываетс€ обр€д проведени€ этих таинств. Ѕолее того, оно учит нас молитьс€, но ничего не говорит о том, как, где и когда. ќно заповедует нам творить крестное знамение перед собой, согласно слову псалмопевца: Ђ«наменас€ на нас свет лица “воего, √осподиї, но не показывает, как это сделать.  акое писание научило нас при молитве обращатьс€ на восток? √де в —в€щенном ѕисании есть слова призывани€ —в€того ƒуха дл€ осв€щени€ св€тых даров?  акое ѕисание учит нас благословл€ть воду дл€ крещени€?  акое место в ѕисании учит нас тройному отречению от сатаны перед св€тым крещением? ћолитву прославлени€ —в€той “роицы Ц “—лава ќтцу и —ыну и —в€тому ƒуху” Ц из какого ѕисани€ мы можем узнать?ї

ѕредвар€€ вопросы клеветников на ѕредание, св€той ¬асилий говорит: Ђ≈сли бы вздумали мы отвергать не изложенные в ѕисании обычаи как не имеющие большой силы, то неприметным дл€ себ€ образом исказили бы самое главное в ≈вангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое им€ї.

»так, вот пор€док, которого придерживаетс€ ÷ерковь в отношении всего неписаного: все, что имеет апостольское происхождение или получено из опыта св€тых отцов, обретает силу ѕредани€ и власть закона в ÷еркви ’риста ( ормча€. 87: 91). ¬ св€зи с этим оно должно быть гарантировано важностью и пользой, вытекающей из отношений, существующих между ним и —в€щенным ѕисанием. ѕравда, оба остались в единстве и взаимно близких отношени€х, основанных на том, что оба составл€ют —в€тое ќткровение от Ѕога, €вл€€сь дл€ нас его источником. —ледовательно, не может существовать внутреннего противоречи€ между ними двум€ или чтобы исключить один из другого. —в€щенное ѕисание обладает уникальным свидетельством библейского канона, а его догматический характер (Ѕожественное вдохновение) и есть только —в€щенное ѕредание, а —в€щенное ѕредание в состо€нии доказать подлинность своей истины только вместе со —в€тым ѕисанием.

ѕеревела с английского јнгелина Ћеонова

јрхимандрит  леопа (»лие)

http://www.sfaturiortodoxe.ro/orthodox/orthodox_advices_cleopa_holy_tradition.htm

6 августа 2010 года

    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: