–умынска€

ѕредвкушение ÷арстви€ Ќебесного

Ѕеседа с митрополитом ћолдовы и Ѕуковины ‘еофаном (—аву)

ћитрополи€ ћолдовы и Ѕуковины очень много значит дл€ –умынской ѕравославной ÷еркви. ќб этом свидетельствует хот€ бы тот факт, что предыдущий патриарх –умынский ‘еоктист (Ж 2007) и нынешний предсто€тель –умынской ÷еркви патриарх ƒаниил возглавл€ли эту митрополию. Ёта митрополи€, пожалуй, и сама€ монашеска€ в –умынской ÷еркви. «десь наход€тс€ важные монастыри, возникшие в XVЦXVI веках; здесь подвизалс€ преподобный ѕаисий ¬еличковский. “ри года назад митрополию возглавил митрополит ‘еофан (—аву), которого лучше всего, наверное, характеризует така€ подробность его биографии: из шести братьев и сестер владыки трое, как и он, выбрали монашеский путь. ќ румынском монашестве, о его значении дл€ страны и общества Ц беседа с митрополитом ћолдовы и Ѕуковины ‘еофаном (—аву).

ћитрополит ћолдовы и Ѕуковины ‘еофан (—аву)
ћитрополит ћолдовы и Ѕуковины ‘еофан (—аву)

Ц ¬ладыка, сколько сейчас монастырей в –умынии и каково значение монашеской жизни?

Ц 420 монастырей. Ёто и небольшие скиты, в которых подвизаютс€ не более семи монахов, и большие обители, где 300Ц400 насельников. ¬сего монашествующих в –умынии около 9 тыс€ч.

¬ –умынии монашество, как и везде, дает возможность пройти по одному из тех двух путей, которыми человек может достичь ÷арстви€ Ќебесного (второй путь Ц благочестива€ жизнь в миру воцерковленного христианина). √осподь оставил люд€м монашество, чтобы еще в этом мире можно было в видимой форме предвкусить небесную жизнь.

Ц »звестно, что при коммунистическом режиме монашество в –умынии притесн€лось.

Ц ѕоложение монашества в отрезок времени между 1945 и 1990 годами несколько раз мен€лось. ћожно говорить о трех периодах. ѕервый Ц это годы 1945Ц1959. “огда сложилась парадоксальна€ ситуаци€, ибо в монастыри приходило много желающих подвизатьс€ на монашеском поприще, число монахов и монахинь вроде бы увеличивалось, но при этом власти начали репрессии против верующих, и многие монашествующие, как и приходские св€щенники, были брошены в темницы.

¬ 1959 году приблизительно 200 монастырей были закрыты, а из тех, что остались, была изгнана больша€ часть монахов, причем преимущественно молодых. — этого года берет отсчет второй период, который продлилс€ до 1964 года. Ёто был самый болезненный период монашеской истории коммунистического времени.

— 1964 по 1990 год наблюдалось послабление гонений на монашество. ¬ это врем€ были заново открыты некоторые монастыри, в них вернулась часть изгнанных монахов, кое-кого выпустили из тюрем.

Ц ”далось сохранить монашеские традиции?

Ц ¬ монастырской жизни, как и в приходской, у нас всегда сохран€лась преемственность. ѕриходских церквей было закрыто мало. » в каждом населенном пункте был св€щенник, поэтому не было проблем с духовенством, которое крестило, венчало и отпевало народ.

¬ 1990 году в –умынии редко где можно было встретить некрещеного человека. ¬ то же врем€ давление коммунистического режима на ÷ерковь всегда присутствовало. Ѕыло очень т€жело получить разрешение на строительство храмов. ѕравда, несмотр€ на это, ÷еркви удалось построить около 700 храмов. »здавались православные книги, но очень маленькими тиражами, которые не могли удовлетворить существовавшего спроса. Ѕыли богословские школы: два факультета в университетах и шесть семинарий. Ќо число выпускников этих духовных школ не удовлетвор€ло потребность ÷еркви в св€щенниках. ÷ерковь имела возможность свободно служить литургию, но было т€жело проповедовать ≈вангелие в школах, армии, тюрьмах; приходилось это делать тайно, скрыто.

Ќо, слава Ѕогу, самое главное удалось сохранить: храмы были открыты, св€щенники служили литургию, крестили, исповедовали, венчали и отпевали. ћы всегда имели помощь Ѕожию.

Ц —егодн€ в румынских монастыр€х можно увидеть очень много молодых, образованных и в принципе состо€вшихс€ как личности людей. „ем их привлекает монашество?

Ц Ќа самом деле не достаточно много, чтобы пополнить необходимое дл€ миссионерских нужд число. «а последнее врем€ возросло количество новых монастырей, а число поступивших в них уменьшилось.
„то приводит в монашество молодых людей? “е, кто выбирают путь монашеской жизни, в первую очередь следуют внутреннему призыву полностью посв€тить себ€ √осподу. “очно такие же мотивы и у идущих в монастырь в –оссии и в других странах. Ёто во-первых. ¬о-вторых, наша традици€ старчества. ” нас много удивительных подвижников, слова и жизненный пример которых влекут в монашество тех, кто их слышал и видел. » в-третьих, в –умынии существует многовекова€ традици€ присутстви€ монашества в духовной, культурной и воспитательной сторонах жизни общества. ћонастыри внесли огромный вклад в развитие румынского общества, и потому это очень естественно, что в стране, где живет 20 миллионов православных людей, имеетс€ несколько тыс€ч человек, которые избрали дл€ себ€ монашеский путь, чтобы посв€тить свою жизнь всецело Ѕогу.

Ц  акую роль играют монастыри в сегодн€шней –умынии?

Ц Ќе думаю, что эта роль сильно отличаетс€ от той, которую монастыри играли всегда. ћонашество Ц это предвкушение ÷арстви€ Ќебесного в этой жизни. ћонашество дает отчасти образ небесной жизни.
¬ то же врем€ монастырь Ц это место, куда отовсюду стекаютс€ православные; здесь они могут собратьс€ единым умом и единой душой на несколько часов или несколько дней и потом, наполненные монастырским светом и молитвой, вернутьс€ в мир, в семьи, чтобы с новыми силами нести по дороге жизни свой крест.
” некоторых обителей есть особые функции: они издают книги, содержат семинарии и духовные училища дл€ молодых монахов и монахинь, в той или иной форме несут социальное служение. Ќо таких монастырей мало, потому что главное, что ждут люди от монастырей, Ц это молитвенна€ помощь, живой пример жизни во ’ристе и проповедь слова Ѕожи€.
»менно поэтому вс€ работа ÷еркви по социальным, культурным и образовательным программам, как правило, ведетс€ св€щенниками, при епархиальных управлени€х.

Ц ћонашество откликаетс€ на социальные проблемы современной жизни?

Ц ћы не думаем, что монахи и монахини должны как-то непосредственно участвовать в решении этих проблем. ќни должны молитьс€ за весь мир, в том числе и о люд€х, у которых возникают такие проблемы. “очку зрени€ и позицию –умынской ÷еркви на такие проблемы озвучивают иерархи и богословские школы.
 онечно, есть монастыри, которые как-то откликаютс€ на эти вызовы, что-то предпринимают. » это их участие помогает ÷еркви в ее брани против этих негативных социальных €влений, потому что в ситуации, когда церковна€ иерархи€ не высказывает своего отношени€ к какому-то вызову, возникают проблемы.

≈сть и монахи, которые, например, занимаютс€ тюремным окормлением, работой с армией, но это особые случаи. ¬ основном же така€ де€тельность осуществл€етс€ через приходы или специальные церковные структуры.

Ц ¬ы учились в ≈вропе, получили хорошее образование.  ак это помогает в вашей де€тельности по управлению митрополией?

Ц ≈сли ты познаешь другую реальность, кроме той, в которой родилс€ (это касаетс€ как ÷еркви, так и общества), то это просто замечательно. ¬ архиерейском служении это очень помогает, потому что, зна€ традиции и обычаи других ÷ерквей, других народов, ты лучше понимаешь свою ÷ерковь, свой народ. ≈вропейское образование позвол€ет хорошо знать и понимать, что сегодн€ необходимо ÷еркви дл€ наилучшей реализации ее миссионерской де€тельности. –умыни€ €вл€етс€ членом ≈вросоюза. » понимание того контекста, в котором ты находишьс€, позвол€ет сильнее и надежнее защищать себ€ от нав€зывани€ тех ценностей, которые противоречат ≈вангелию. ¬ то же врем€ знакомство с полезным опытом других дает возможность использовать его и в своей практике.

Ц ¬ коммунистическое врем€ румынска€ молодежь была искушаема атеизмом, который предлагал забыть Ѕога ради социальной справедливости. —ейчас перед христианскими народами, живущими в бывших соцстранах, стоит новое искушение: предлагаетс€ хорошо устроенна€ в материальном плане жизнь, но в обмен, порой, на еще большее отступление от ’риста. —тоит ли перед румынской молодежью искушение богатством, комфортом, возможностью какой угодно самореализации?

Ц Ёто искушение сто€ло перед ÷ерковью ’ристовой еще с ее основани€. Ѕыли времена особо т€желые, были и полегче. —ейчас наибольша€ опасность в том, что грань между добром и злом, между нормальным и ненормальным становитс€ все более невидимой. » молодому человеку разобратьс€ с этим в одиночку очень т€жело. √рехи были всегда, но раньше их осознавали и те, кто их совершал. ¬ последние дес€тки лет к грехам стали относитьс€ по-другому. ƒобро смешалось со злом, и люд€м стало сложно отдел€ть их друг от друга. я вижу, как трудно молодым найти себ€, свой путь. ƒругое большое современное искушение Ц рел€тивизаци€ евангельских ценностей и слов ’риста. » получаетс€, что ты можешь считать себ€ христианином, но жить совершенно не по ≈вангелию. –аньше это было невозможно; повторюсь: была видна грань между добром и злом. ѕоэтому тот современный молодой человек, который смог решить дл€ себ€ эти проблемы, имеет перед Ѕогом большее достоинство, чем тот, который находил свой путь к Ѕогу тоже в т€желое, но более пон€тное и €сное врем€. Ѕыло бы идеально, если бы больше молодых умели пользоватьс€ достижени€ми и успехами экономики и прогресса, но при этом оставались в лоне ÷еркви. ћы имеем в истории примеры людей, которые были обеспечены, остава€сь при этом очень близкими к Ѕогу: это јвраам, »ов, царь ƒавидЕ »деал не в том, чтобы, жив€ в современном обществе Ц € говорю о семейной жизни, а не о монашеской, Ц совсем отказатьс€ от материального достатка и вести христианскую жизнь, а в том, чтобы быть подлинным христианином даже если ты бизнесмен, профессор, военный или политик.

Ц –умынские политики Ц верующие люди?

Ц ѕрисутствие политиков в приходском храме или монастыре в будничный день или праздник Ц обычное дело. ѕрезидент –умынии, принос€ прис€гу, кл€нетс€ на Ѕиблии.  огда нынешний президент “ра€н Ѕэсеску был избран на свой первый срок, то на церемонию инаугурации он пригласил патриарха ‘еоктиста. Ќа его второй президентской инаугурации присутствовал патриарх ƒаниил, отслуживший молебен в сослужении иерархов и благословивший президента служить на благо общества.

Ц ќказывает ли государство помощь монастыр€м?

Ц ≈сть несколько видов помощи. “ак, была возвращеначасть конфискованного коммунистами у ÷еркви имущества. ќказываетс€ помощь при реконструкции монастырей и храмов и постройке новых церквей и церковных зданий. ѕравда, сейчас, когда из-за мирового кризиса у государства по€вились экономические проблемы, размер такой поддержки уменьшилс€.

 роме того, монашеские семинарии включены в систему государственного образовани€, соответственно зарплату преподавател€м и стипендии учащимс€ платит государство. “акже государство платит зарплату тем св€щенникам и учител€м, которые преподают закон Ѕожий в школах. ≈ще в –умынии монахи получают небольшие пособи€, которые монастыри используют дл€ своих нужд.

Ц ¬ладыка, в заключение нашего разговора, что бы вы хотели пожелать русским читател€м?

Ц ¬оцерковленные пусть еще больше углуб€тс€ в жизнь во ’ристе дл€ ст€жани€ ƒуха —в€таго. ј тем, которые еще не в ÷еркви, желаю помощи √оспода открыть путь к Ќему, чтобы иметь подлинную земную жизнь и получить благословение быть в ÷арствии Ѕожием на вечную жизнь.

— митрополитом ћолдовы и Ѕуковины ‘еофаном (—аву) беседовали иеромонах »гнатий (Ўестаков) и »горь «ыбин

27 сент€бр€ 2010 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0