–умынска€

Ћюбовь все переносит. „асть 2

Ѕеседа с отцом »устином (ѕырву)

 онстанца  остеа

„асть 1. „асть 3.

ћонастырь ѕетру-¬ода, €нварь 1993 г.

ƒвига€сь дальше в район Ќ€мца, ближе к горному перевалу, уход€щему к “рансильвании, за горой ѕетру-¬ода и безмолвными лесами мы приближаемс€ к дерев€нному скиту, основанному в прошлом году духовной силой монаха. ≈го им€ отец »устин ѕырву, Ђмысленный воинї, один из духовных отцов, чьи молитвы поддерживают дыхание жизни в груди румынского общества, расп€того коммунизмом. Ёто человек, который за шестнадцать лет политического заключени€, из которых многие были проведены в трудовых колони€х, испытывал злобу человеческую посто€нно, до самых корней, и после всего этого не может отделить себ€ от страдани€ мира. ¬ 70-е и 80-е годы сотни людей ожидали ежедневно у двери его кельи в монастыре Ѕыстрица (недалеко от города ѕиатра Ќ€мец), чтобы излить свое страдание и боль и воскресить надежду. Ђћонах, сид€щий в своей келье, погребенный в люд€хї (как охарактеризовал его один монах) Ц это образ отца »устина. ќтвергнутый Ђвысшим обществомї, этот великий духовный отец хорошо знает проблемы мирской жизни.

ƒаже сегодн€ люди приезжают днем и ночью в пустынь ѕетру-¬ода, чтобы обрести Ђподпоркуї в горе, с убеждением что монах, Ђсид€щийї в их страдании благодатью Ѕожией, поможет им ощутить возможность счасть€. ¬ скиту ѕетру-¬ода сила духа превозмогает силу леса. «десь монашество современнее обществу, чем мы сами, живущие в нем, потому что монахи более проницательны. Ќадежду можно €сно увидеть, так как корень зла отсечен светом, который может излучать лишь крепчайша€, непоколебима€ любовь. »менно поэтому наше интервью содержит парадоксальные утверждени€ Ц незримый баланс между любовью и справедливостью. ѕотому эти утверждени€, иногда лишь частично высказанные аллюзии, намеки об истине, котора€ слишком глубока или слишком болезненна, чтобы быть выражена в полноте.

ѕ–ќЅЋ≈ћј ¬ “ќћ, „“ќ ћџ Ќ≈ ћќ∆≈ћ ќ“ќ–¬ј“№ ЌјЎ –ј«”ћ ќ“ Ё“ќ√ќ ѕ–ќЎЋќ√ќ,  ќ“ќ–ќ≈ ≈—“№ ЌјЎ≈ –ј«–”Ў≈Ќ»≈

-  ак вы оцениваете духовное состо€ние сегодн€шнего румынского общества?

-  ризис, в котором мы пребываем, очень тревожит. ћы бросаем обвинени€ друг другу, мы обнажили грехи друг друга без вс€кой благопристойности, мы дискредитировали друг друга, мы обесчеловечили себ€ самих, и теперь мы беспомощно рыдаем, гл€д€ на катастрофу, которую сами произвели. ћои замечани€ по этому поводу? ѕрезренные существа - вот кто мы. ћы не можем пон€ть, что есть только один выход Ц пролитие крови в т€желом труде, в работе над движением вперед. Ѕез этого нынешнее состо€ние вещей не оздоровитс€. “ак называемые образованные из деревни, так называемые интеллектуалы Ц они абсолютно разрушены из-за болезненного прошлого. Ќо и мы все в этом состо€нии посто€нного упадка. Ќаша единственна€ насто€ща€ надежда в дет€х, которые только начинают жить; они, может быть, смогут достичь чего-либо. Ќо проблема в том, что мы не можем оторвать наш разум от этого прошлого, которое есть наше разрушение; вот в чем трагеди€.

- ¬ы думаете, что люди были более объединены до 1989 года?

- ¬еличайшее благо и достижение и единство существовали именно тогда, когда христиан преследовали, когда плохое отношение и клевета окружали их. “огда люди были более сплочены; они были ближе друг к другу.

- Ќо почему так? Ќеужели преследование Ц единственное, что может сблизить людей?

- ƒа, конечно.

’–»—“»јЌ— јя ∆»«Ќ№ ЅџЋј ЅќЋ≈≈ Ѕќ√ј“ќ… ¬ќ ¬–≈ћ≈Ќј —“–јƒјЌ»…

- ћножество людей приход€т сюда, чтобы увидеть ¬ас, отче. ≈сть ли изменени€ в их поведении со времен революции? ¬ городах мы наблюдаем €вление рассе€ни€ в обществе, некую изолированность.

- я чувствую, что христианска€ жизнь была более богатой во времена страданий.  огда люди идут р€дом (т. е. будучи охвачены общим несчастьем Ц коммунизмом), они объедин€ютс€, и в то же врем€ они соедин€ют себ€ с Ѕогом. Ќо сейчас, оставив свое истинное призвание Ц близость к Ѕогу, они отдал€ют себ€ от своего ближнего.

- Ћишь потому, что давление ослабло?

- ƒа, потому что ослабло. Ќо также потому, что человек уклонилс€ от Ѕога. ≈го убеждени€ теперь иные.

-  ак это случилось столь внезапно?

- ѕотому что так много иллюзий проходит перед нами в последнее врем€, что человек больше не знает, во что ему верить. ќни напали на всех нас, но интеллектуалы особенно искушались сомнени€ми. Ќапример, простой человек говорит: ““ак € жил и так буду жить!”. Ќо как только озаботились те, кто несколько образован Ц все стало по-другому. » € имею в виду особенно тех, кто извлекал пользу из положени€ вещей созданного коммунистическим менталитетом, кто извлекал выгоду, когда никто не сто€л у них на пути - на каком бы то ни было пути; этот тип людей вел дурную жизнь, вплоть до последнего служащего в глухой деревне и поэтому мы так коррумпированы сейчас. ѕоэтому мы распылены, отчуждены друг от друга. ѕоэтому все дискредитировано. Ёто, не говор€ о ÷еркви, как она подвергнута обвинени€м, подорвана и подвергнута нападкам совершенно неподобающим образом.

÷≈– ќ¬№ ƒќЋ∆Ќј »——Ћ≈ƒќ¬ј“№ —¬ќ≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌќ≈ —ќ«ЌјЌ»≈

- ƒо какой степени надо говорить правду?

- ƒо определенной степени. Ќо мы должны говорить с великой мудростью, стремитс€ не причинить вреда. ≈сли говор€, мы покушаемс€ на жизнь и убеждени€ человека Ц это чрезвычайно опасно. √оворить правду во им€ любви и с желанием вразумить людей - это одно, и говорить ее дл€ разрушени€ Ц это совсем другое. ÷ерковь должна исследовать свое собственное сознание, чтобы не допустить вс€кого рода внешнего вли€ни€. Ќам достаточно своих собственных недугов, слабостей и дефектов, происшедших в путиЕ ƒа, ныне врем€ подн€тьс€ и пока€тьс€ в рубище и пепле. » мы должны помочь люд€м начать жить правильно.

- я принадлежу к среднему поколению (40 летних), у нас не было религиозного обучени€ в школе, но мы пытались утолить нашу жажду истинной духовной жизни частым посещением великих духовных отцов которых мы имели и до сих пор имеем. Ќо они постепенно исчезают.

- ќни никогда не исчезнут. Ќикогда ничто этого рода не исчезнет.

- Ќикогда?

- ƒа, никогда, потому что тот же ƒух действует и всегда действовал. ƒух действует! „то значит исчезнут?

- Ќу, старцы исчезают.

- „то за речи? —лова!Е старцы! Ёто невозможно Е это лишь образное выражение. Ѕлагодать Ѕожи€ действует. ѕотому что молодые далеко обошли многих старцевЕ “ы думаешь, что старчество - это все, и только этим путем можно идти? Ќет, благодать Ѕожи€ действует в ÷еркви. ¬незапно по€в€тс€ молодые духовные отцы, много лучшие, подобающие современному состо€нию христианства. ѕотому что каков пастырь, такова и паства. ≈сли паства слаба, значит и пастырь слаб. ƒуховное руководство не так сильно сейчас (нет мудрых старцев), потому что если бы они были, паства была бы также мудра и велика. ” нас есть духовные отцы, но их очень мало, и не видно плода, потому что мы как-то не хотим приблизитьс€ к сердцам людей, чтобы показать им, что —в€щенное ѕисание истинно в их жизни сейчас. Ёто правда, что мы всегда ссылались на —в€тых ќтцов и то, что мы говорили в 18-м веке, мы повтор€ли в 19-м и продолжаем повтор€ть в 20-м. ѕосмотрите на католические и протестантские конференции Ц они намного лучше в делании практического приложени€ Ѕиблии; € имею в виду более адекватного сегодн€шнему дню. Ќо мы непрерывно повтор€ем эти тексты и идем по своему пути.

- ѕод адекватностью вы понимаете обновление духовной жизни или обновление €зыка?

- Ќеадекватность €зыка происходит от духовной скудости и ни от чего другого.  то не знает ƒобротолюбие?  то не читал —в€тых ќтцов? ¬се читают их. Ќо никто не претвор€ет на практике. ќни лишь философствуют над —в€тыми ќтцами до степени, когда уже нельз€ их узнать. Ёто как в поговорке Ђƒайте мне подход€щее словоЕї Ќо почему € должен дать подход€щее слово? ¬ы ведь не хотите ничего с ним делать. “ак что нет награды ни тому, кто говорит, ни тому, кто слушает. Ќет общени€ между ними.

- “ак под адекватностью вы в первую очередь подразумеваете качество жизни духовных отцов?

-  онечно! ќн должен быть ближе к своим духовным чадам, любить их, страдать за них; он должен жить их болью и скорб€ми, и брать их скорби на себ€.

ѕџ“јя—№ »«ќЋ»–ќ¬ј“№ Ќј—, ќЌ» “ќЋ№ ќ ƒќЅ»¬јё“—я ” –≈ѕЋ≈Ќ»я ЌјЎ≈√ќ ƒ”’ќ¬Ќќ√ќ ≈ƒ»Ќ—“¬ј

- –умынское телевидение показывает сейчас очень впечатл€ющий и трогательный документальный фильм о политических заключенных в румынских коммунистических концентрационных лагер€х. ћы поражены фактами, откровенно рассказанными этими людьми. ќни не имеют ненависти и не желают мстить. ћы можем считать их живыми св€тыми?

- ƒа, можем. Ќо жаль, что в это врем€, кажетс€, никто не хочет вознаградить их.

- “ем не менее, эти люди живут в нашей стране, и те, кто исследует истинную историю, почувствуют св€тость тех, кто страдал в коммунистических лагер€х.

- —традание, воистину, это то, что облагораживает, осв€щает. ѕыта€сь изолировать нас, они только добивались укреплени€ нашего духовного единства, - так мы стали сплочены. “ак две вещи происходили там: или ты осв€щалс€ или демонизировалс€. —традание - это превосходное испытание. Ћюди спасались или разрушались через него. ѕосле достаточно долгого времени (в течение нескольких лет мы были сбиты с толку и не понимали, что это страдание и изол€ци€ значат дл€ нас) мы только пон€ли, почему мы там, поразмыслив и рассудив об этом вместе. » тогда мы были способны сопротивл€тьс€ намного лучше. ћы более не думали о свободе и жизни. ¬се, что мы могли задумать, было Ђздесьї и Ђсейчасї. Ќашим делом там было сознательно собирать наше дыхание жизни, перейти в вышний мир.

ЋёЅќ¬№: ¬ќ“ „“ќ ”∆ј—јЋќ »’

- ” вас была возможность совершать богослужени€, служить Ѕожественную литургию?

- ¬ моменты, когда € мог служить Ѕожественную литургию между кроват€ми, были самыми возвышенными моментами моей жизни. я служил два или три раза в тюремной больнице так хорошо, как мог. Ќо никогда после того, как € освободилс€, € не испытывал того же чувства перед —в€тым јлтарем. “ам были два или три умирающих человека, которых надо было причастить: они умерли через три дн€. ¬о врем€ совершени€ —в€той ≈вхаристии € чувствовал сильное тепло, огненную теплоту ƒуха.

ќни вывели нас после п€ти лет строгого содержани€ в камере. Ќас было семьсот или восемьсот, и мы все знали друг друга. “ак после многих лет необщени€ мы бросились друг другу в объ€ти€ с криками радости и в слезах. Ёто случилось в јйуде, на тюремном дворе, окруженном стенами и вышками, наполненными охраной. ќни не могли пон€ть, что на нас нашло. Ђ„его они хот€т? ¬ чем дело, почему они так счастливы?ї ќни не могли просто оторвать нас друг от друга. Ќаконец капитан охраны дал громкий сигнал, и воцарилась тишина.  олер, комендант тюрьмы, пришел и стал кричать: Ђ“ак что, старые бандиты? Ќикто из вас ни чему не научилс€?ї ќн имел в виду, что мы должны были ненавидеть друг друга и отчуждатьс€ друг от друга. Ќо когда они увидели противоположное, что страдание укрепило нашу любовь, и единство еще сильнее, они разослали нас в разные лагер€: некоторых в Ѕайа —прие, других в Ќистру, в  аналЕ Ћюбовь: вот что ужасало их.

- ћы слышали, что в тюрьме можно было услышать Ѕиблию или ѕатерик, использу€ азбуку ћорзе.

- ƒа, и не только. “ексты ƒобротолюби€, молитвы, акафисты, каноны Ц все это было нацарапано на стенах камер от пола до потолка: канон ћатери Ѕожией, акафист √осподу нашему »исусу ’ристуЕ

- Ќо как?

- — помощью иглы или гвоздиком.  онечно, это каралось смертью, если находили. Ќо сейчас, каса€сь того что вы сказали ранее об отсутствии ненависти у бывших политических заключенных Ц да, это правда, мы не питали ненависти к этим люд€м. Ќо в то же врем€ мы должны помнить, что они согрешили против нации и против ÷еркви и за это должны ответить. “ех, кто согрешил против мен€ лично, отн€в мою свободу от шестнадцати до двадцати лет, - это другое дело.

ѕќЋ»“» » “ј ∆≈ »ћ≈ё“ —¬ќё Ё“» ”

- ¬озвраща€сь к сегодн€шнему дню, можем мы говорить о критерии правды в политической жизнь?

-  онечно. ѕолитики тоже имеют свою этику.

- «начит, это правда?

- јбсолютно! —читать, что политики не имеют этического разумени€, равносильно саморазрушению. » сейчас нам нужен фермент дл€ нового поколени€, чтобы сформировать избранных людей, которые придут.

- “ем не менее, наше возрождение, включа€ этическое и экономическое, вы видите возможным только по прошествии времени?

- ƒа, это восстановление зависит от времени и, особенно, от усилий по приготовлению новых людей во всех част€х обществаЕ ќсобенно в ÷еркви; воспитывать их в любви и с энтузиазмом, в духе самопожертвовани€. Ёто единственный выход и надежда.

- Ќаша надежда угасает. ћы дышим смертельной тишиной повсюду. „то мы должны делать?

- ¬ы должны знать, что эта сокровенна€ жизнь, эта сонна€ атмосфера, цар€ща€ повсюду, - это знак восстановлени€. Ёто состо€ние Е и потом по€витс€ избавление. ¬ещи не могут оставатьс€ в текущем состо€нии. “акже есть еще одна проблема: кое-кто пытаетс€ в нашем обществе дискредитировать христианство, привести его в состо€ние износа, убедить людей в том, что оно неспособно вести за собой. Ќо эта попытка обречена. ¬ам не кажетс€, что в 1989 году мы были в подобном положении Ц и вот мы видим последстви€. (–ечь идет о революции в декабре 1989 года, организованной в основном молодыми людьми. “огда был свергнут коммунистический режим). Ёто промысел Ѕожий Ц вы видите.

- Ќо вс€ эта кровь и жертвы сейчас кажутс€ бесполезными. Ќа кладбищах мы видим множество могил молодых людей.

- Ќет, жертва никогда не была напрасной. ¬ы думаете, наша революци€ была спровоцирована исключительно международными интригами? Ќет, она была плодом людских молитв и мученичества с 1918 года вплоть до наших дней. Ёто плод молитв бесчисленных праведников, ведомых Ѕогу Ц они есть основание всего, что мы достигли на сегодн€шний день.

ћџ ¬џ–ќ—Ћ» — ј“≈»—“»„≈— »ћ» ”Ѕ≈∆ƒ≈Ќ»яћ»

- ¬ы думаете, св€тые живут среди нас сегодн€?

- ƒа, такие люди среди нас есть. Ћюди, чьи люб€щие, полные веры сердца страдали и верили, что наци€ восстанет и возродитс€.

- Ќо сейчас мы худшие из худших, потому что на выборах мы отдали предпочтение тому, что превратилось в кошмар. ћы выбрали продолжение коммунизма в нашей стране.

- ћо€ дорога€, все это идет изнутри. Ёто потому, что духовна€ жизнь была разрушена атеизмом. јтеизм стал убеждением. ћы выросли с убеждением Ц атеизмом. я встречаю таких людей каждый день, местных жителей. ¬ы удивитесь: сын св€щенника, директор школы и что он творит? ќн сн€л все иконы со стен классов. » таких людей немало. Ќо с другой стороны, что мы за люди? (ћы Ц св€щенники). Ћюди Ц это наше зеркало. ќбщество больно потому, что монашество больно.  огда монашество исцелитс€ и достигнет высшего уровн€, само общество исцелитс€.

√–≈’ Ё“ќ √Ћ”Ѕќ ќ ” ќ–≈Ќ»¬Ўјя—я ЅќЋ≈«Ќ№

- ќднажды вы сказали нечто, что мне запомнилось (когда вы были в монастыре Ѕыстрица): Ђƒа, молдаване - кроткие люди, но грех - это глубоко укоренивша€с€ болезньї я думаю это истинно дл€ всех нас.

- Ѕезусловно. Ќапример, вы можете повтор€ть люд€м снова и снова: Ђ—мотрите люди, вот так обсто€т дела: мы тер€ем себ€. Ёто не только наши жизни под угрозой, но и жизни наших детей. ¬ы не боитесь, что кровь наших мучеников падет на наши головы?  то-то страдал, кто-то погиб, кто-то в могиле, кто-то в пучине и мы безразлично продолжаем идти дальшеЕї, и человек кивает, а после того как покинул церковь, он продолжает вести себ€, как и раньше. Ќикто не скажет, что он плохой христианин Ц он приходит в церковь и приносит много колива. Ќо если вы поставите его перед пулеметом, он спр€четс€ за дверью. Ќе все говор€щие Ђ√осподи, √осподиї войдут в ÷арствие Ќебесное, но только твор€щие волю ≈го. ѕочему многие из тех, кто погиб в декабре, даже не знали, как молитьс€. ѕотому что вот так это случилось с 16-тилетними: Ђћама, € собираюсь пойти туда, чтобы умеретьї. „то побуждало их, если не нечто божественное: Ѕог? ƒетский крестовый поход Ц вот что произошло здесь.

- Ќо современное духовное состо€ние у нас в городе очень тревожит Ц это как т€желый приступ.

- ¬ы знаете, что избавление по€витс€ среди нас. Ќе может быть по-другому. ќно придет из среды смиренных, тех, кто осталс€ незаметным. “ак Ѕог всегда действовал.  то бросил вызов и победил темноту - духовные руины –имской »мперии? ƒвенадцать варваров. » наш —паситель выбирает своих апостолов ѕавлов во все века. Ќет, не по нашим заслугам, но по заслугам тех, кто похоронен под нашими ногами.

- ¬ы думаете, в миру есть люди, живущие св€той жизнью?

- ≈сть лучшие люди, намного лучше тех, кто живет в монастыр€х. » € скажу вам со всем убеждением. Ёто люди, живущие аскетической жизнью по необходимости и по доброй воле. ќни читают, они мол€тс€ намного больше, они страдают больше, они намного более сострадательны, они радуютс€ с теми, кто радуетс€, и плачут с теми, кто плачет. ћы живем в изол€ции. ћы одиночки.

Ќјћ Ќ”∆≈Ќ ≈ѕ»— ќѕ ƒ”’ќ¬Ќќ… ∆»«Ќ»

- ¬ы в одиночестве, пока не приход€т люди. „то чувствует духовник, когда он берет на себ€ грехи такого количества людей, прощает такие т€желые грехи?

- „то он может чувствовать? ¬о-первых, он перегружен своими собственными грехами! ќн первый пропал! ƒа это т€желейшее из таинств. ќно наиболее пронзительно, потому ты в ответе за все грехи, что были прощены под твоими руками. „еловек прощен, и он уходит своим путем. ¬ы, может быть, не увидите его больше, и ¬ам пон€тно, что благодать Ѕожи€ действует. ƒолжны быть люди, которые имеют единство мнений, так сказать, духовники, общающиес€ друг с другом и имеющие равную меру в приложении канонов и посв€щенный пор€док вещей. Ќо мы здесь одиноки, без руководства.  аждый, от верха до низа, примен€ет каноны так, как он считает нужным в трудных ситуаци€х. ≈сли бы мы имели обобщенное руководство!.. „асто встает вопрос: Ђкак нужно применить такой-то канон сегодн€?ї » никто не даст ответ. ќтвет, спасительный и дл€ паствы, и дл€ нас самих. ќтвет, через который мы сможем установить отцовско-сыновние отношени€ с человеком, которого исповедуем. ѕотому что это неправильно: вз€ть и применить канон ригористично. Ёта епитими€ освобождает и возвышает, а не удушает и убивает.

ЌјЎ ≈ƒ»Ќ—“¬≈ЌЌџ… ѕ”“№ Ц — ЋёЅќ¬№ё —“–јƒј“№ «ј ЌјЎ» ”Ѕ≈∆ƒ≈Ќ»я

- ≈сли придет момент, когда оккультные силы ушедшего режима перегруппируютс€ (рассчитыва€ снова одержать верх), что нам делать?

- “олько Ѕог! Ќичего больше. Ќаш единственный путь Ц с любовью страдать за наши убеждени€. » с этим мы победим. Ѕог поможет нам.

- ¬ы думаете, сейчас врем€ дл€ каждого укрепитьс€ в Ѕоге?

- ƒа, особенно в этой ситуации. » эта трудность поднимет ценность наших усилий, потому что каждый будет действовать силой —в€того ƒуха. ћы не можем спастись в одиночку, мы не можем воздвигнуть стены безразличи€ между нами, потому что мы спасены в таинственном христианском единстве в этом мире. ћы впали в грех поодиночке, и это всегда ужасно. ћы стали беспомощно увлечены беззаконием, которое есть не что иное, как духовна€ проказа, котора€ еще т€желее телесной. ƒуховна€ проказа может быть излечена, только если мы будем держатьс€ вместе, в общении со ’ристом.

ƒ”’ » ƒ”Ўј ЌјЎ≈√ќ ’–»—“»јЌ— ќ√ќ ќЅў≈—“¬ј «ј¬»—»“ ќ“ ƒ”’ќ¬Ќќ… ∆»«Ќ» —¬яў≈ЌЌ» ј

- ¬ наши дни страдание Ц иногда невольное, например как сильна€ бедность и тому подобное Ц важно ли это перед Ѕогом?

- ¬ы знаете, что дл€ Ѕога это очень значимо, даже если невольно. “акое страдание держит нас в бодрости. ѕотому что если бы мы все имели, была бы полна€ трансформаци€. ” нас не было бы больше христиан, если бы мы не имели этот посто€нный плач вокруг нас. я убежден, что если бы наш румын сейчас получил материальные возможности, он впал бы в очередную крайность, и мы бы пропали. я наблюдал одну вещь: как только наш кресть€нин ст€жает поверхностные знани€ о жизни, как у горожан, и лишь немного интеллектуального опыта, он пропал. ѕервые поколени€ таких кресть€н станов€тс€ опасными. я думал, они только станут опасатьс€ за свою тождественность и особый характер в третьем или четвертом поколении. Ќо в насто€щее врем€ они потер€ли свой особый характер, простоту и теплоту в духовной жизни, котора€ была у их отцов и дедов. ќни потер€ли свою оригинальность. ќни разрушены вли€нием городов, они брошены на другой полюс. » мы ничего не можем поделать, чтобы что-то изменить.

- Ќо как вы опишите эту внезапную перемену в первом поколении?

- я сказал Ђпервое поколениеї, потому что люди наиболее опасные, наиболее исковерканные Ц это извращенный кресть€нин, извращенный человек.

- Ќо как это случилось, что коммунизм имел такое сильное вли€ние Ц неверо€тное Ц на сознание и добрые традиции наших отцов и дедов, что они были потер€ны так быстро?

- Ёто случилось так быстро из-за миража материальных ценностей.  ак только он в хорошем материальном положении, он ни о чем более не заботитс€ и все ценности прошлого забыты. “о же самое с его детьми, даже еще хуже. ћного времени должно пройти, чтобы вернутьс€ к истокам. ” них по€вл€етс€ вкус к этому искажению, которое уничтожает прежние ценности. Ќо дух и душа нашего христианского общества определ€ютс€ духовной жизнью св€щенников. ¬ этой ситуации, мы должны научитьс€ осознавать, где именно мы сейчас находимс€ как христианска€ наци€ посреди современной истории.  акова мисси€ ѕравослави€, его цель посреди бурл€щего потока, который сотр€сает человечество, и что есть монашество посреди этого €влени€. ћонах - это тот, кто пробуждает. ќн носитель этой концепции, котора€ заквашивает жизнь. ћонах - это духовный хранитель христианства.

архимандритом »устином (ѕырву) беседовала  онстанца  остеа
ѕеревел с английского ¬асилий “омачинский

ѕравославный журнал "Orthodox Word"

18 феврал€ 2004 года

—мотри также: