ипрска€

Ћекарство от фарисейства

¬ерующему православному человеку важно задаватьс€ вопросом: все, что мы делаем: наши паломничества, возжжение свечей, ночные бдени€, молитвы, посты, милостын€ Ц все наши поступки Ц дл€ чего они? ѕочему мы их совершаем? ќт того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит правильность или неправильность нашей духовной жизни.

Ѕывало, € спрашивал детей в православных летних лагер€х: Ђ ака€ Ѕожи€ заповедь сама€ главна€?ї » все дети вспоминали разные заповеди: не украдиЕ не лгиЕ не судиЕ почитай отца и матьЕ возлюби ближнего своегоЕ Ќикто из них и не подозревал, что ни одна из перечисленных заповедей не €вл€етс€ первой.

Ћюди думают, что перва€ заповедь Ц Ђвозлюби ближнегої. Ќо когда € говорю дет€м: ЂЌет, это не перва€ заповедьї, Ц ребенок отвечает: Ђƒа, да, € знаюЕї Ђ ака€ же?ї Ц спрашиваю. Ц Ђѕлодитесь и размножайтесьЕї Ќо, конечно же, это не перва€ по значимости заповедь.

ѕерва€ и единственна€ заповедь, данна€ Ѕогом, от которой пошли уже все остальные заповеди, Ц возлюбить √оспода Ѕога всем сердцем. —ам ’ристос говорил, что перва€ заповедь Ц это Ђвозлюби √оспода Ѕога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоеюї (ћк. 12: 30).

ј втора€ заповедь Ц похожа€ на первую, вытекающа€ из нее Ц это та, в которой говоритс€: Ђ¬озлюби ближнего своегої. ¬се остальные €вл€ютс€ продолжением этих двух. ≈сли вы любите своего ближнего, то не будете красть у него, лгать ему, не будете несправедливы к нему, ничего не будете желать из его имущества, ни жену его, ни дом его, не будете осуждать егоЕ ¬от что подразумеваетс€ под словами Ђпродолжение первой заповедиї. Ђ¬озлюби ближнего своегої как раз €вл€етс€ ее продолжением. ≈сли вы действительно любите Ѕога, то дл€ вас невозможно не любить своего ближнего. „еловек, который любит Ѕога, будет Ц естественно, в продолжение своей любви к Ѕогу Ц испытывать любовь и к своим брать€м и сестрам.

»так, перва€ и единственна€ заповедь Ѕога Ц любить —амого √оспода Ѕога всем сердцем. Ѕлагодар€ ей все, что бы мы ни делали в ÷еркви, обретает четкую цель. »менно поэтому мы совершаем паломничества, постимс€, молимс€, исповедуемс€, зажигаем свечи, читаем жити€ св€тых, делаем все остальное Ц это наш способ любить ’риста.

ќшибка же возникает тогда, когда мы говорим, что делаем все это, чтобы просто стать хорошими людьми, чтобы стать лучше. » именно тут сама€ больша€ ложь. Ёто шаг, дела€ который все спотыкаютс€. ѕотому что, если бы целью ÷еркви было только стремление сделать нас лучше, то не было бы необходимости ни в личных отношени€х с ’ристом, ни какой-либо причины дл€ прихода ’риста в этот мир.

 ак вам кажетс€, почему мы не способны пон€ть св€тых? »ли, говор€ проще, почему мы не можем пон€ть тех, кто любит Ѕога?

ћы говорим: Ђ–азве так необходимо было все это делать, чтобы спастись, чтобы быть р€дом с Ѕогом? –азве так необходимо уходить дл€ этого в горы? Ќеужели и мы должны делать все так, как делали св€тые?ї  онечно, нет. ¬ этом нет нужды. Ќо если бы мы пон€ли, что наши отношени€ с Ѕогом нужны не только ради спасени€, но и дл€ выражени€ нашей любви к Ќему, то тогда нам бы стали пон€тны и св€тые и их поступки.

Ёти поступки не могут быть истолкованы при помощи одного лишь разума, потому что любовь выходит за пределы логики. ƒаже мирска€ любовь, любовь одного человека к другому человеку.  огда, например, кто-то собираетс€ вступить в брак и любит своего избранника: молодой человек любит свою невесту, девушка любит своего женихаЕ ќни могут поступать совершенно иррационально. ≈сли, например, вы спросите его или ее, кто сама€ красива€ или самый красивый в мире, каждый наверн€ка назовет своего возлюбленного (возлюбленную). ѕотому что они смотр€т глазами любви. ћы, естественно, увидим другое. ≈сли вы спросите влюбленную девушку, кто лучший человек в мире, она расскажет вам о том, кого любит, и расскажет самыми лучшими словами. ќна не заметит в нем никаких недостатков, она не может видеть ничего плохого в нем, потому что любовь выше этого.

Ћюбовь не может быть нав€зана логикой. Ћюбовь выше логики. ѕоэтому мы не можем примен€ть критерии мирской логики к тем люд€м, которые люб€т Ѕога. —в€тые руководимы своей логикой, котора€ отлична от мирской, потому что их логика Ц это Ђлогикаї любви. “ак что ÷ерковь не учит нас просто становитьс€ хорошими людьми Ц хот€ и этому тоже. Ёто все азы. Ќаша ÷ерковь учит нас любить личность √оспода нашего »исуса ’риста.

∆изнь в ÷еркви развивает отношени€, но это личные отношени€ между человеком и ’ристом, а не между человеком и учением ’риста, не между человеком и ≈вангелием, нет. ≈вангелие Ц это то, что помогает нам достичь вершины любви к ’ристу.  огда мы достигнем этой точки, ≈вангелие нам больше не понадобитс€. Ќе будет необходимости ни в чем, все прекратитс€, останутс€ только отношени€ человека с Ѕогом. ¬ этом разница между ÷ерковью и религией.

–елиги€ учит выполн€ть свои об€занности так, как это делали и идолопоклонники. ¬от, например, мы отправились в паломничество, про€вили наше почтение, положили немного денег в €щик дл€ пожертвований, оставили несколько зажженных свечей, даже немного наших молитв и записок, причастились. ¬се перечисленные действи€ и есть религиозные об€занности, которые мы исполнили. Ќо наше сердце никак не изменилось при этом. ¬рем€, отведенное нам, подходит к концу, а мы такие же, какими были раньше: готовы наброситьс€ друг на друга, поссоритьс€, приуныть снова, так же как и раньшеЕ Ќаше сердце не мен€етс€. ћы не входим в отношени€ с ’ристом, потому что ограничиваемс€ просто религиозными об€занност€ми.

» вы наверн€ка знаете таких людей Ц Ђрелигиозныхї: это самый страшный тип в ÷еркви. ќни по-насто€щему опасны. —охрани нас Ѕог от нихЕ ќднажды, когда € служил в храме и мы возглашали Ђ√осподи, спаси благочестивыхЕї, монах со —в€той √оры в шутку заметил: Ђ√осподи, спаси нас от благочестивыхЕї »ными словами, избави Ѕог нас от таких Ђрелигиозныхї, так как словосочетание Ђрелигиозный человекї подразумевает искаженную личность, у которой никогда не было личных отношений с Ѕогом. Ћюди такого типа только выполн€ют свои об€занности по отношению к Ѕогу, но не стараютс€ вступить в какие-либо отношени€ с Ѕогом, поэтому Ѕог ничего и не дает им. ƒолжен признатьс€ Ц и это € говорю, основыва€сь на моем собственном опыте, Ц что € никогда не видел худших врагов ÷еркви, чем Ђрелигиозные людиї.

¬с€кий раз, когда дети религиозных людей или св€щенников и богословов Ц или даже тех, кто в ÷еркви ведут себ€ как богословы, осознава€ собственную важность, Ц пытались стать монахами или св€щенниками, они, родители, становились хуже демонов. ќни начинали раздражатьс€, превращались в злейших врагов. я помню родителей, которые охотно приводили детей на проповедь, но, когда их дит€ делало шаг вперед к тому, чтобы исполнить услышанное на проповеди, они становились худшими из людей, каких только можно представить. » мне приходилось напоминать им: Ђ¬едь вы же сами привели ребенка на проповедь, а не €ї.

 ак-то однажды € сказал отцу, чь€ дочь имела большую ревность о ÷еркви: ЂЌе думаю, что вам и дальше надо приводить свою дочь на проповеди. Ќе приводите ее и беседовать со мной. ¬аша дочь станет монахиней, и в этом вы будете винить мен€ї. ќн ответил: ЂЌет, батюшка, такого не может быть, мы вас так почитаем!ї ј его дочь и в самом деле стала монахинейЕ ѕрошло семь лет, а он все еще не разговаривает со мнойЕ

Ћюди, которые не пропустили ни одной проповедиЕ те, кто всегда первый на ночных бдени€х, при чтении книгЕ ќни всегда привод€т с собой своих детейЕ Ќо когда приходит врем€ про€вить ребенку свою свободу Ц решить самому, какой путь выбрать, эти люди перемещаютс€ в совершенно противоположный лагерь, тем самым доказыва€, что ’ристос никогда не говорил с их сердцами. ќни были просто Ђрелигиозными людьмиї. ¬от почему в ÷еркви с ними труднее всего. ј знаете почему? Ќекоторые из них никогда не смогут излечитьс€, потому что они думают, что близки к Ѕогу.

√решники Ц Ђнеудачникиї, так сказать, Ц по крайней мере, осознают, что они грешники. ¬от почему ’ристос сказал, что мытари и блудницы войдут в ÷арство Ѕожие, а фарисе€м сказал так: Ђ¬ы, “религиозные”, не войдете в ÷арство Ѕожие, потому что слово √оспода никогда не мен€ло ваше сердцеї Ц они лишь присоедин€лись к соблюдению религиозных формальностей.

»так, нам нужно собрать все наше внимание и пон€ть, что ÷ерковь подобна больнице, котора€ лечит нас и помогает любить ’риста, а любовь ко ’ристу есть плам€, которое загораетс€ в сердце, чтобы мы могли проверить себ€, увидеть, находимс€ ли мы в Ѕожией любви. ≈сли мы заметим в себе какие-либо формы злобы, эгоизма и порока, то должны осознать и признать, что ’ристос не может быть в нашем сердце, когда оно полно Ђуксусаї.

 ак можно молитьс€ и в то же врем€ быть полным желчи по отношению к другому человеку?  ак можно читать ≈вангелие и не миритьс€ со своим братом?  ак можно говорить Ђ€ в ÷еркви на прот€жении стольких-то летї Ц как монах, св€щенник или кто- либо иной Ц и не €вл€ть то терпение, с которым нужно относитьс€ к ближнему? Ќе прин€в этого, вы ничего не добьетесь. јбсолютно ничего.

ћы помним, как ’ристос сказал п€ти девам, что не знает их. ќн покинул бы их и в свадебном зале, даже если бы они обладали всеми возможными добродетел€ми, потому что им недоставало любви. » этим бы ќн сказал им: Ђ¬ы можете хранить девство, делать тыс€чи благих дел, но не постигнете сути того, что €вл€етс€ самым важнымї.

≈сли нет любви, то какой смысл от того, съем € или не съем сегодн€ оливкового масла? я могу, к примеру, строго поститьс€ и не есть оливковое масло, но при этом мучить брата моего с утра до вечераЕ Ќа —в€той √оре обычно говор€т: ЂЌе спрашивай мен€, ем ли € рыбу; пока человек не съел рыбака, он может есть рыбуї или Ђѕока ты не съел того, кто дает масло, можешь употребить в пищу немного оливкового маслаї. Ђ—ъестьї кого-то своим €звительным €зыком гораздо хуже, чем съесть полную ложку оливкового масла. », тем не менее, мы обращаем больше внимани€ именно на это: едим масло Ц не едим масло, едим рыбу Ц не едим рыбуЕ

 то-то может окунуть свою ложку в какое-то блюдо, и это станет причиной большой ссоры с другим человеком только потому, что до этого он опускал эту ложку в другое блюдоЕ ¬ы видите, как смешно все это и как потешаютс€ над нами демоны, а также и те, кто находитс€ вне ÷еркви. » когда они обращают свои взоры на нас, то вид€т не тех, кто, жив€ в ÷еркви, постепенно уподобл€етс€ »исусу ’ристу, становитс€ добрым и разумным человеком, в душе которого царит гармони€, а, к сожалению, нас, со всеми нашими страст€ми и всем нашим уксусом. » они неизбежно говор€т: Ђ„то? —тать одним из этих? Ќет, не хочу!ї

¬от мы совершили паломничество, пообщались с духовными отцами, приложились к св€тым мощам, увидели —в€тую √ору.  акова же в итоге польза? »зменилось ли наше сердце? —тали ли мы добрее? »ли смиреннее по отношению к тем, кто живет с нами в одном доме или в одном монастыре, трудитс€ на одной работе? “олько это имеет значение. ≈сли мы не добились этих изменений, то давайте, по крайней мере, покаемс€ в этом и станем скромнее.

≈сли нам не удалось изменитьс€, то мы достойны многих слез Ц и сочувстви€. ѕотому что, к сожалению, врем€ летит, годы идутЕ  огда отца ѕаиси€ спросили, сколько лет он прожил на —в€той √оре, он ответил: Ђ—только же, сколько и мул моего соседа. ¬ тот год, когда € приехал на —в€тую √ору, мой сосед купил себе мула. ћы с ним одинаковое число лет живем на —в€той √оре, и все же бедное животное так и осталось мулом.  ак и €: € не изменилс€ї.

ћы, св€щенники и монахи, как правило, любим говорить: Ђя жил в монастыре столько-то летї. Ќапример, 40. Ќо вы не понимаете, что эти годы не пошли вам на пользу. Ѕог скажет вам: Ђ40 лет! » тебе до сих пор не удалось кем-то стать? “ы все еще сердишьс€, порицаешь, споришь, упр€мишьс€, не смир€ешьс€? ” теб€ было 40 лет, а ты так и не выучил азы монашеской жизни, христианской жизни? „то ћне делать с твоими годами? „то ћне делать с тобой, если ты, провед€ столько лет с верой, не можешь по-доброму поговорить с человеком? ƒл€ чего ћне тогда все, что ты сделал?ї

Ёто оборачиваетс€ против нас. я говорю в первую очередь о себе. ѕотому что ко мне, прежде всего, относ€тс€ эти слова. » поскольку € знаю такое за собой, то рассказываю и вам.

Ќадо сказать, что такое осознание, по крайней мере, смир€ет нас. ≈сли мы начнем смир€ть и останавливать себ€ в великих мысл€х о собственной персоне, то, может быть, тогда начнем постепенно исправл€тьс€ через пока€ние Ц которое рождаетс€ из смирени€. „еловек, который не стремитс€ оправдать себ€, действительно раскаиваетс€. “от же, кто ищет себе оправдание, никогда не покаетс€; и тот, кто всегда оправдывает себ€ Ц и внешне, и внутренне, никогда не узнает, что значит пока€ние. ¬от почему мы всегда должны наблюдать за собой. Ђ»спытайте себ€ї (2  ор. 13: 5), Ц говорит апостол. »сследуйте себ€, чтобы увидеть, есть ли внутри вас любовь к Ѕогу. » если мы живем в пока€нии, то Ѕог может вернуть нас к жизни Ц и мы станем исцеленными от страстей и грехов.

ћногие спрашивают, как же достичь этого?  огда мы предадим себ€ в руки хорошего врача Ц √оспода Ѕога, когда мы доверим себ€ ≈му в любых обсто€тельствах и трудност€х, то Ѕог, знающий, что лучше дл€ каждого из нас, поведет нас по таким пут€м, которые будут медленно-медленно, в течение многих лет улучшать нас. ¬се, что нам нужно сделать, Ц это предать себ€ Ѕогу с таким доверием, с каким мы относимс€ к врачу или, скажем, к капитану судна. ћы не скрываем нашего довери€. ќн ведет нас, и мы не беспокоимс€ о цели и времени прибыти€, потому как знаем, что у рул€ корабл€ Ц внимательный, бдительный, осторожный человек, который знает дорогу.

≈ще один важный момент, о котором следует сказать, Ц вопрос времени. Ќа что мы его тратим? —ама€ трагична€ ситуаци€ в доме Ц это когда все сид€т перед телевизором и никто друг с другом не разговаривает. ¬рем€ уходит, а люди не общаютс€. » что горше всего: то, что мы смотрим по телевизору, Ц это источник наихудшего разложени€ дл€ наших близких, особенно детей. ќднажды, плыв€ на корабле в паломничество, € обратил внимание на одно из мест, где обычно бывает молодежь. “ам предлагались прохладительные напитки, и там был включен телевизор. », хот€ никто не обращал на него внимани€, он продолжал работать. я просто€л так с минуту, чтобы пон€ть, что показывают Ц хот€ € так и не знаю, что это был за фильм. ѕоказывали нескольких людей, которые гнались за другими людьми. Ёто была непрекращающа€с€ погон€. Ѕыло оружие, пули, машины, взрывы, прыжки с одного дома на другойЕ » это вид€т ваши дети, смотр€ телевизор. “ак много насили€!.. я даже не говорю обо всех других непристойност€х, которые не хочетс€ упоминать и которые разрушительны даже дл€ взрослых людей. » не говорите мне, что все не так, € знаю об этом из первых уст Ц из признаний, которые мы слышим на исповеди. ¬зрослые и пожилые люди, очень уважаемые, разрушаютс€ под действием телевидени€, всей той пошлости, котора€ на них обрушиваетс€ каждый день. я не имею в виду сейчас какое-то особое разрушительное вли€ние, € имею в виду все в целом Ц все насилие, исход€щее от телевидени€. „его ждать от детей, не огражденных от жестокости? ≈стественно, они и будут непослушными и своенравными, и будут совершать поступки, чуждые их природе!

” вас не возникает мысли, насколько это уродливо, когда маленькие дети подражают взрослым? ќни копируют их, тем самым уничтожа€ свою детскую непосредственность. ћне не раз приходилось присутствовать на каком-нибудь меропри€тии, где непременно были и дети, которых заставили танцевать. » вот перед вашими глазами девочки и мальчики, лет 10Ц12, совсем невинные, делают танцевальные движени€, скопированные у женщин постарше Ц женщин бесстыдных, с совершенно другой моралью. ¬ы становитесь свидетел€ми того, как дети уничтожаютс€ этим подражанием взрослым, которых они вид€т по телевизору. ќни уничтожаютс€ еще и тогда, когда предоставлены заниматьс€ чем им угодно и развлекатьс€ как им угодно. Ёто катастрофа.

» не только с точки зрени€ духовной, но и с точки зрени€ вообще любой: психологической, социальной, семейной. ƒержите детей как можно дальше от всего подобного. ѕомогите своим дет€м быть независимыми от телевизора, потому что иначе они преисполн€тс€ дурных примеров. » вы тоже. ≈сли вы не разрешаете своим дет€м смотреть безнравственные фильмы, но сами так поступаете, то что толку? ј какие глупые предупреждени€ предвар€ют фильмы! Ќельз€ смотреть дет€м до 18, или до 12 лет, или еще какого-то возраста.  онечно, эти предупреждени€ только подогревают юношеское любопытство. » подростки об€зательно посмотр€т такой фильм. »м кажетс€, что если этот фильм запрещен дл€ всех, кто младше какого-то возраста, то он должен содержать что-то, заслуживающее особого внимани€.

ћне кажетс€, все разрушени€, которые нанос€тс€ внутреннему миру людей, и не перечесть. ясно же, что хорошие примеры, о которых знает человек, чрезвычайно полезны дл€ его духовной жизни. “о же самое применимо и к противоположному: скверные примеры, свидетелем которых стал человек, создают так много худых ситуаций в его жизни, что причиненный ими ущерб фактически неисчислим, а иногда мы даже не можем сказать, поддаетс€ ли это лечению вообще. » если бы кто-нибудь зан€лс€ наблюдением и изучением этого, то увидел бы, как разрушительно действует телевидение на человеческую душу, особенно молодых людей.

ќно разрушает общение, убивает врем€, уничтожает невинность человеческой души, а когда человек уже искорежен, он перестает стремитьс€ что-то делать. ≈го душа заполнена вещами, которые утомл€ют его, и он еще удивл€етс€, почему это он так устал, Ц и не может пон€ть почемуЕ ѕроведите эксперимент: устраните или, по крайней мере, сведите до минимума пользование подобными вещами Ц и вы увидите, насколько спокойнее вы станете и сколько свободного времени будет в вашем распор€жении, которое можно провести гораздо более плодотворно.

 онечно, эти вещи не св€заны с нашей духовной жизнью, потому что духовна€ жизнь есть продукт всей де€тельности человека в целом. » € не хочу призывать к отказу от телевизора вообще. я не против него как такового, но дело в том, что все эти €влени€ делают нашу жизнь труднее, вместо того чтобы облегчать ее, и они разрушают ее, так же как и технический Ђпрогрессї, который ее модернизирует. ¬ы поднимаетесь на борт самолета Ц и вот вы уже далеко. ¬ы садитесь на корабль Ц и вот уже почти достигли цели. » вам не нужно грести веслами, как это делали в старину. ≈сть тыс€чи других удобств, которые, конечно, облегчают нашу жизнь, но также порождают и одну большую проблему, привод€ нас к потере себ€, красоты жизни и в конечном итоге разруша€ мир, в котором мы живем.

Ќет сомнений, что все это коверкает нашу личность. Ќо все-таки будем помнить слова ’риста: ЂЌевозможное человекам возможно Ѕогуї (Ћк. 18: 27). ¬едь вокруг нас чудеса Ѕожии, которые твор€тс€ даже сегодн€. ¬едь, вопреки всей нашей погруженности в информационную стихию и нашему скепсису и вопреки такой доступности греха, все еще существуют люди, люб€щие Ѕога, и огромное чудо человеческого спасени€ становитс€ реальностью, несмотр€ на наши слабости, проблемы, трудности, наше Ђ€ї.

»менно поэтому ради решени€ всех проблем и ответа на все вопросы нужно открытьс€ дл€ любви к Ѕогу. ј когда человек полюбит Ѕога, Ѕог его излечит и воскресит, и даже если человек мертв и разлагаетс€ Ц Ѕог восстановит его, если человек выбросит из своего сердца все бесполезное и оставит в нем только любовь к Ѕогу, и станет строить свою жизнь в соответствии с этой любовью, и будет стремитьс€ достичь вершины любви к Ѕогу Ц всей своей жизнью, всем, что имеет, и всем, что делает. ≈сли человек так поступит Ц это будет означать, что он действительно пришел в эту жизнь, чтобы наслаждатьс€ ею, и его жизнь станет раем, потому что рай есть не что иное, как любовь Ѕожи€, в то врем€ как Ђадї Ц не более чем отсутствие ≈го любви.

Ќельз€ забывать о том, что все, что мы совершаем, должно происходить только по этой причине. Ќаша жизнь не должна быть Ђрелигиозным поведениемї. ћы должны стать людьми, которые люб€т Ѕога, чтобы наша жизнь смогла преобразитьс€, а мы сами смогли бы уподобитьс€ √осподу нашему »исусу ’ристу.

Митрополит Лимассольский Афанасий
Перевела с английского Ангелина Леонова

Orthodox outlet for dogmatic enquiries

2 но€бр€ 2010 года

     омментарии читателей
    2015-01-31
    12:22
    ≈катерина :
    Ѕольшое спасибо митрополиту јфанасию Ћимасольскому! ќчень люблю его проповеди. ¬ них есть боль, переживание за все, что происходит в ћире и вокруг его паствы. Ётот человек прожил жизнь на јфоне среди замечательных подвижников и св€тых уже нашего времени, таких как ѕаисий —в€тогорец, ѕорфирий  авсокаливит, »осиф ¬атопедский и т.д.. , и в его проповеди чувствуетс€ велика€ любовь, котора€ взращена этими св€тыми угодниками Ѕожьеми!!! ƒивен Ѕог во —в€тых —воих!!! ћногое лета, здрави€ духовного и телесного в продолжении великого служени€ Ѕожьего митрополиту јфанасию Ћимасольскому!!!
    2014-07-29
    09:58
    јлла:
    ѕомоги мне, √осподи, возлюбить “еб€ от всего сердца! » всегда творить волю “вою!
    ¬ерую √осподи, помоги моему неверию!
    ƒорогой батюшка, дорога€ редакци€, как же нужны такие статьи, дающие нам Ќадежду, укрепл€ющие нашу ¬еру, пробуждающие ЋёЅќ¬№! „итаешь и веришь в –ј… на земле, даже посреди ада. —паси √осподи люди тво€!
    2014-06-21
    21:55
    Ћили€ √ильдман:
    —паси √осподи ¬ладыку јфанаси€ за проповеди и переводчика за предоставленную возможность духовно подкрепл€тьс€ —паси Ѕог
    2014-03-06
    18:28
    ≈лена:
    спасибо!!!за статью! очень нужна € и полезна€!
    2014-03-06
    13:53
    “ан€—ем:
     ак это про мен€ написано,прости √осподи!¬едь €-то все "рвусь религиозничать",а к люд€м "уксуса полно",хоть и стараюсь сдерживатьс€,а полнейшее запустение в этом вопросе... аюсь,конечно и вот √осподь послал такое лекарство мне,грешной!—лава Ѕогу за все!“олько бы уничтожить в себе весь свой "уксус" с Ѕожьей помощью и действительно сердцем возлюбить √оспода нашего и ближнего,как самого себ€,по заповед€м ≈го!ѕомоги мне,грешной,Ѕоже!!!
    2014-02-22
    15:52
    Lora Kalashnikova:
    спаси √осподи!!!
    2013-11-13
    14:53
    ≈вгений “исанов:
    —паси √осподи, поучительна€ стать€
    2013-09-30
    12:23
    —ветлана:
    «амечательна€ стать€! ќчень мне помогла.
    2013-09-29
    11:53
    јлина:
    —пасибо!  ак просто и пон€тно!

    2013-05-02
    22:38
    »оанна:
    Ќасчет "страшных религиозных людей" согласна целиком и полностью. Ќесколько раз были искушени€ не приходить вовсе в этот храм, после посто€нных назойливых замечаний,одергиваний(подробности опущу). ѕонимаю,что это гордын€ во мне говорит,каюсь,грешна. Ќо все же непри€тный какой-то осадок осталс€. ѕонимаю,что надо от всего сердца простить,не держать зла. Ќо еще и подумала о тех,кто впервые переступил порог храма. ¬едь может так случитьс€,что эта назойливость религиозных людей отолкнет новоначальных от христианства
    2013-03-02
    13:03
    ¬ладимир:
    ’ороша€ стать€,поучительна€,открывающа€ и дающа€ ответы на многие вещи,люд€м которые ищут правильного понимани€ ¬ероисповедани€.јллилуи€.
    2012-11-01
    19:15
    ольга :
    Ѕлагодарю! Ќизкий ¬ам поклон! ’рани ¬ас Ѕќ√!!! —паси √осподи наши души грешные!
    2012-10-18
    21:58
    Ћюдмила:
    я люблю теб€ √осподи ! как просто как €сно — большим вниманием прочитала от сердца идущие строки —паси √осподи ¬ас ¬ладыко
    2012-05-07
    02:26
    ¬иктор:
    —пасибо за статью, давно замечал, что со мной что-то не так. “еперь € знаю, что называюсь "религиозным человеком" на самом деле, а не верующим, и от этого просто мрак. √осподи —паси и —охрани нас грешных, направь на путь »стинной Ћюбви к “ебе. јминь
    2012-04-30
    11:51
    »ван:
    ¬первые встречаю такой искренний комментарий. Ѕатюшка вы озвучили мои мысли с которыми мне некому было поделитс€. я не св€щенник и не монах, поэтому нельз€ было это озвучивать. —паси ¬ас √осподи. ¬аши комментарии писаны ƒухом —в€тым.
    2011-10-26
    22:31
    марина:
    помогает укрепитьс€ в вере а это главное дл€ многих осмелюсь предположить
    2011-05-31
    23:39
    ѕолина:
    јндрей, "любители" в ÷еркви не остаютс€, а только верные.
    ѕростите, если что.
    ’ороша€ стать€. ѕомогает не падать духом.
    2011-05-05
    16:57
    любовь:
    —паси √осподи. ћногое в мысл€х встает на место.
    2011-05-02
    23:50
    дмитрий с.:
    при€тно до слез!!!
    2011-02-01
    03:43
    ћихаил:
    “ак держать) спасиЅо)) побольше подобных статей помогающих нам .  орректирующих на узком пути.
    2010-11-20
    19:43
    јлександр ¬олков:
    —пасибо за статью, на мой взгл€д, эти слова учат человека жизни.
    2010-11-19
    12:36
    јлександр:
    —паси √осподи за статью!
    ƒумаю, что все всЄ правильно поймут и до крайностей не будут впадать.
    2010-11-16
    09:14
    владимир:
    прощу прошени€ јрхимед
    2010-11-11
    14:54
    Ћюдмила:
    —пасибо огромное за статью! ќчень правильна€ и нужна€ стать€!
    2010-11-10
    14:56
    —ергей:
    √осподи, »исусе ’ристе,—ыне Ѕожий,помилуй м€,грешного.
    2010-11-09
    20:58
    православный:
    ƒуховное убийство страшнее от телесного
    2010-11-08
    02:50
    »рина ј. (—пб):
    очень хороша€ и полезна€ стать€!!!—паси Ѕог!!!!!
    2010-11-06
    10:44
    јнастаси€:
    —пасибо за статью! ќчень полезную дл€ многих христиан. Ќо € немного хочу добавить своих мыслей, если не возражаете.
    Ћюбовь это свойство ƒуха —в€того, т.е. ƒуха Ѕожьего живущего в насто€щем, искреннем христианине. „то бы приобрести эту Ѕожественную любовь, котора€ терпелива, милосердна, чиста, не горделива, не ищет своего, а ищет правды и т.д., нужно что бы ƒух Ѕожий вселилс€ в наши сердца, через веру в искупительную жертву »исуса ’риста и ≈го обещание ≈го дать нам. Ќужно об этом молитьс€ и веровать. ≈сть еще в Ѕиблии строчки о "пустом благочестии", которое есть еще одно из качеств фарисейства. „то бы избежать "пустого благочести€", нужно так же приобрести внутреннюю силу от √оспода Ѕога через веру в »исуса ’риста. ƒух Ѕожий живущий в нас, дает силу во им€ √оспода идти на подвиги подвижничества, аскетизма, самопожертвовани€ и многие другие подобные этим. „еловек по своей природе слаб, но Ѕог в нас силен и могущественен. ѕоэтому все это проистекает от Ѕога, а не от самих сил человека. ќн дает силы нам справитс€ с нашей греховной плотью, а не становитс€ фарисе€ми без любви и с собственной самоправедностью.
    2010-11-06
    01:55
    јндрей:
    √лаза открыла мне
    2010-11-05
    00:16
    “ать€на:
    Ёта стать€ отрезвл€ет. „тобы не мнить много о внешних про€влени€х своей веры, а задумыватьс€ о внутреннем смысле.
    2010-11-04
    13:10
    ≈лена:
    Ѕольшое спасибо за укрепл€ющую статью. Ѕольшое спасибо переводчику - как-будто ћитрополит јфанасий по-русски с нами говорил.
    2010-11-04
    11:16
     ост€, Ќовосибирск:
    —пасибо!
    2010-11-04
    11:10
    Valera65:
    —пасибо за статью.
    2010-11-03
    19:23
    јлександр другой:
    "ќшибка же возникает тогда, когда мы говорим, что делаем все это, чтобы просто стать хорошими людьми, чтобы стать лучше. » именно тут сама€ больша€ ложь... ≈сли бы целью ÷еркви было только стремление сделать нас лучше, то не было бы необходимости ни в личных отношени€х с ’ристом, ни какой-либо причины дл€ прихода ’риста в этот мир".
    “ак говорит митрополит јфанасий. » это мен€ очень смутило. я-то считаю, что наша главна€ цель - стать такими, какими хотел нас видеть ’ристос. »менно об этом и Ѕлаженства, и «аповеди Ѕожии. ќб этом проповеди на литургии и самого ’риста. ќб этом, в конце концов, говорит далее и сам митрополит. ј называть стремление стать лучше "самой большой ложью" значит, посе€ть в душе смущение. ѕрости, √осподи, эту дерзость.
    2010-11-03
    13:41
    ¬ладимир:

    ≈сть только один Ѕог и только одна »стина,  отора€ перерождает человека, (как переродила €зычника ¬ладимира и истинных христиан Ѕога истинного) обновл€ет его, очища€ его - исцел€ет, освобожда€ от уз, просветл€ет ум, раздел€ет черное и белое, душевное и духовное.
     огда-то √еракл говорил: Ђ дайте мне точку опоры, и € переверну всю землюї.
    ј сегодн€ можно сказать, √осподи, дай мне познать “еб€ Ѕога »стинного, дай мне познать и —трах Ѕожий, дай мне ƒуха “воего —в€таго и во всей “воей полноте, освети мен€ “воим —олнцем ѕравды, и на ладони у мен€, будет не только земл€, но и вс€, “во€, ¬селенна€.
    ƒушевный скажет - это хищение быть равным Ѕогу. Ќо как апостолом ѕавлом сказано:" мы не повреждаем слова Ѕожи€ ", как это делают сектанты,выреза€, и оставл€€ только то , что им выгодно, совершенно не понима€ о чем речь.
    ≈сли мы не добились этих изменений, то давайте, по крайней мере, покаемс€ в этом и станем скромнее. ’орошо сказано:" Ќаша жизнь не должна быть Ђрелигиозным поведением..."
    2010-11-03
    13:12
    »рина:
    Ќизкий поклон ¬ам отче за статью!!!—паси √осподи!
    2010-11-03
    09:25
    √алина:
    Ќизкий поклон и благодарность.
    2010-11-03
    08:16
    ћилада:
    —пасибо за статью! ’рани ¬ас Ѕог!
    2010-11-02
    17:32
    јриан:
    —пасиЅо
    2010-11-02
    12:09
    “ать€на:
    »ногда не знаешь, как поступить - поехать по св€тым местам (с разрешени€ неверующей половины) или остатьс€ с семьей - по любви.
     ак поступать?
    2010-11-02
    11:36
    јндрей:
    ¬сЄ в статье правильно, но настораживает принижение исполнени€ внешнего делани€. Ќельз€ удержать внутреннее не име€ внешней опоры, точно так же нельз€ удержать внешнее не стро€ стержень внутри себ€. ѕо-моему, в подобных стать€х надо рассказывать сразу о двух аспектах жизни в ÷еркви, а то может получитьс€ так, что кто-то вообразив "любовь" ко ’ристу и ко всем люд€м может забыть о дороге в храм. Ќе может по€витьс€ новый тип "христианина" - "любитель", который по сути своей ничем не будет отличатьс€ от "религиозных" людей?
    2010-11-02
    09:00
    Ћариса яковеле:
    ќчень важна€,на мой взгл€д,стать€.—воевременна€.
    2010-11-02
    08:46
    јполлинари€:
    —паси √осподи за статью!!!
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке:


    ƒругие статьи авторов