јнтиохийска€

ѕочитание непрославленных св€тых: взгл€д јнтиохийской ÷еркви

—обор св€тых јнтиохийской ѕравославной ÷еркви
—обор св€тых јнтиохийской ѕравославной ÷еркви
—в€тые в жизни ÷еркви значат чрезвычайно много. », конечно же, усили€ ÷еркви направлены на то, чтобы люди становились св€тыми, Ц один из афонских старцев даже назвал ÷ерковь Ђфабрикой св€тыхї. ѕредани€ о св€тых передавались из уст в уста в течение многих веков. ј в наше врем€ по€вилась нека€ мода на непрославленных Ђсв€тыхї, истории о которых расход€тс€ по свету и станов€тс€ своего рода Ђхитами сезонаї в церковных кругах.

„то же такое св€тость?  то Ђвыбираетї св€тых? ѕо каким критери€м определ€етс€ св€тость человека? » как проходит канонизаци€ св€тых, устанавливаетс€ их почитание в ѕравославной ÷еркви?

≈сли на улице спросить случайных прохожих, кто такой св€той, то в большинстве случаев мы услышим такой ответ: Ђ—в€той Ц это человек, который не грешит и придерживаетс€ заповедейї. “о есть мы услышим определение, основанное на моральных и психологических нормах. —в€тость дл€ многих свидетельствуетс€ так: если они вид€т, что человек твердо придерживалс€ доброй жизни, то значит, он св€той.

Ќо если мы посмотрим на человеческую св€тость через призму —в€щенного ѕисани€, ѕредани€ и жизни ÷еркви, то ответ будет иным. —в€тость Ц это определение, которое, прежде всего, относитс€ к Ѕогу, а не к человеку или осв€щенным предметам. »сточник всего Ц это Ѕожественна€ св€тость, а не человеческа€. »менно поэтому Ѕогородица €вл€етс€ ѕресв€той Ц достигшей вершины св€тости. Ќе по причине ≈е благочести€ и идеальной жизни (хот€ в этом мы не сомневаемс€!), но потому, что ќна соединилась в —воем человечестве с ѕресв€тым Ѕогом, когда √осподь наш »исус воплотилс€ из ≈е чрева, Ђприн€в образ рабаї (‘лп. 2: 7).

—ледовательно, в церковном понимании св€тость означает не то, что человек при жизни был Ђсв€тымї в собственном поведении, Ц она подразумевает его отношени€ с Ѕогом. » лишь Ѕог, исключительно по —воей высшей всеблагой воле, осв€щает, не св€зыва€ —вои действи€ ни с чем, кроме свободного желани€ осв€щаемого. —в€тость тесно св€зана с —амим Ѕогом, она означает прославление имени Ѕожиего. Ќе случайно в первых строках молитвы √осподней идут слова Ђда св€титс€ им€ “воеї, в которых мы просим, чтобы св€тилось им€ Ѕожие по всему миру. Ёто словно ликование херувимов, которое слышал пророк »саи€: Ђ—в€т, св€т, св€т √осподь —аваоф, исполнь небо и земл€ славы “вое€; осанна в вышнихї (см.: »с. 6: 3). Ёто состо€ние мира в последние времена.

»менно Ѕог про€вл€ет —вою св€тость, когда, как говорит св€титель јфанасий ¬еликий, различными пут€ми милостью —воей соедин€ет одного из членов тела ’ристова с ѕресв€той “роицей, и тот становитс€ Ђбогомї по благодати. —в€щенное ѕисание и ÷ерковное ѕредание свидетельствуют об этом. ¬ ¬етхом «авете —ам Ѕог провозгласил св€тость »ова, сказав: ЂЌет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобо€зненный и удал€ющийс€ от злаї (»ов 1: 8). ¬ Ќовом «авете »исус ’ристос сказал разбойнику: Ђ»стинно говорю тебе, ныне же будешь со ћною в раюї (Ћк. 23: 43). Ќе будем забывать и о том, какую важную роль в про€влении св€тости человека играют чудеса, которые твор€т св€тые благодатью пребывающего в них ƒуха —в€того.

¬ јнтиохийской ѕравославной ÷еркви с начала XXI века не прекращаютс€ споры по поводу канонизации св€тых. ≈сть люди, которым кажетс€, что этот процесс сильно формализован, им хочетс€ поскорее объ€вить св€тым того или иного уважаемого ими подвижника. –ассматрива€ эту тему, следует поставить три вопроса: о критери€х св€тости в ѕравославной ÷еркви, канонизации св€тых и их почитании.

јнтиохийска€ ÷ерковь Ц живой источник св€тости. ќна подарила ÷еркви множество св€тых, первыми из которых были апостолы ѕетр и ѕавел, позже в ней проси€ли преподобный »оанн ƒамаскин и другие великие св€тые. » в наше врем€ многие ее сыны про€вл€ют, по милости Ѕожией, веру во ’риста и св€тость, заслуживающие внимани€ и признани€.

 ритерии св€тости в ѕравославной ÷еркви

ѕрактика прославлени€ св€тых в древней ÷еркви, Ђкровью пострадавших во всем мире мучеников ее, как порфирою и виссоном, облеченнойї, заметно отличаетс€ от того, как это прин€то в наше врем€. –аньше люди сразу же после мученической кончины одного из членов тела ’ристова начинали почитать его как мученика, на его могиле возводилс€ храм, посв€щенный его имени, он именовалс€ св€тым. Ќо все это происходило с ведома и согласи€ епископа, который вносил им€ св€того в особый церковный список, отмеча€ также дату его пам€ти. Ќа прот€жении истории не раз случалось такое, что св€тыми хотели провозгласить некоторых императоров и правителей, но епископы не разрешали этого, так как такое провозглашение не имело должных оснований. —о временем выработались определенные критерии причислени€ православных христиан к лику св€тых. ќб€зательными считаютс€ следующие услови€:

Ц необходимо принадлежать к ѕравославной ÷еркви и, по св€тителю Ќектарию »ерусалимскому (1660Ц1669), Ђобладать твердыми православными взгл€дамиї;

Ц необходимо вести безукоризненную жизнь, быть св€тым во всех отношени€х и оставатьс€ благочестивым до своей кончины;

Ц на прот€жении всей жизни словом и делом оставатьс€ верным ÷еркви, свидетельствовать и защищать истинную веру и православные догматы;

Ц умереть мученической смертью; часто и сама жизнь св€тых €вл€етс€ мученичеством на пути веры во ’риста.

Ќе €вл€ютс€ об€зательными дл€ канонизации св€тых такие услови€, как:

Ц чудотворение до и после смерти;

Ц мироточение от мощей. Ёто особый дар, которым обладают лишь немногие, как, например, великомученик ƒимитрий, преподобный —имон Ц основатель афонского монастыр€ —имонопетра, преподобна€ ‘еодора ‘ессалоникийска€;

Ц нетление мощей;

Ц прохождение срока не менее 50 лет от кончины св€того и до его канонизации.

¬ древней ÷еркви нет примеров последнему условию.  ак мы уже говорили, ранние христиане сами провозглашали человека св€тым. Ќо есть свидетельства, что уже со времен св€того патриарха ‘оти€ стало входить в практику рассмотрение вопроса о прославлении новых св€тых на —в€щенном —иноде. ѕозднее, при св€том патриархе ‘илофее  оккине, начина€ с XIV века, уже только через —в€щенный —инод происходило причисление к лику св€тых.

 анонизаци€ св€тых

ѕроцедура канонизации начинаетс€, несомненно, со смиренной инициативы свидетелей жизни св€того. «атем дело переходит к местному архиерею, который собирает и готовит сведени€ о кандидате. ѕотом епископ, убедившись, что все соответствует необходимым услови€м, доводит дело до —в€щенного —инода, где все тщательно рассматриваетс€ и, руководимое —в€тым ƒухом, принимаетс€ должное решение. “акие дела надлежит совершать абсолютно спокойно и обдуманно, чтобы в слабых душах не возникало смуты.

÷ерковное почитание св€тых и службы в их честь могут свершатьс€ только после причислени€ их к лику св€тых —в€щенным —инодом. Ћюбое другое, Ђчастноеї, самочинное провозглашение кого-либо св€тым считаетс€ по церковным канонам недействительным.

ѕочитание св€тых

—егодн€ јнтиохийска€ ÷ерковь видит признаки св€тости в жизни некоторых недавно почивших монахов, св€щенников, епископов и даже мир€н. Ёто вполне естественно и не вызывает удивлени€. ¬едь јнтиохийска€ ÷ерковь с древних времен и доныне жила и продолжает жить в св€тости. Ќам остаетс€ только молитьс€ Ѕогу, чтобы прославилось им€ ≈го в этих люд€х.

ќднако нет никакой необходимости в том, чтобы как-то форсировать дело с прославлением того или иного подвижника. ¬ наше врем€, когда изменились нормы жизни общества, ÷ерковь остерегаетс€ упрощени€ процедуры канонизации св€тых. ¬ √реции, например, дл€ канонизации св€того должно пройти более 50 лет с момента кончины его земной жизни. ѕока его ближайшие родственники живы, прославление св€того €вл€етс€ нежелательным, чтобы они не возгордились и не стали тщеславными, чтобы не мелькало в разговорах: Ђя брат св€тогої или Ђя сын св€тогої и т.д. јпостол ѕавел говорил: Ђ’вал€щийс€ хвались о √осподеї (2  ор. 10: 17). ѕо этому правилу еще не канонизированы монах ѕаисий (Ж 1994), отец »аков (“саликис; Ж 1991) и другие. »нтересно отметить, насколько просто происходит их почитание. Ћюди посещают их могилы, зажигают свечу, обращаютс€ со словами: Ђќтче, помолись о насї, но не говор€т: Ђѕреподобный, заступись за нас перед Ѕогомї. »звестно, какое множество людей посещают их могилы и как много чудес свершаетс€ по их молитвам. » вполне естественно, что публикуютс€ поучени€ этих старцев и рассказы о них.

÷ерковь Ц тело ’ристово, а ’ристос Ц ее √лава.  аждый призван исполн€ть волю √лавы, волю —пасител€ нашего.  аждый призван к св€тости, чтобы сподобитьс€ ÷арства Ќебесного, чтобы по примеру св€тых самому стать св€тым.  ак сердце, глаз, ухо, рука и каждый член тела выполн€ет волю головы, так и мы, независимо от того, мир€не мы или монахи, духовенство или миссионеры, все €вл€емс€ членами тела ’ристова, и потому нам необходимо исполн€ть ≈го волю и благочиние в ÷еркви.

» чтобы не нарушать этого благочини€, чтобы не выдавать своей воли за волю Ѕожию, нам не стоит торопитьс€ вешать €рлыки на людей, а лучше дать тем, кто угодил Ѕогу, пребывать в радости со св€тыми и наслаждатьс€ красотой лика Ѕожи€. ¬ нужное врем€ ќн —ам объ€вит —воих возлюбленных св€тых в ÷еркви, и они станут нашими заступниками пред Ќим.

Георгий Йакуб
Перевела с арабского Надежда Семенова

http://www.orthodoxlegacy.org/Year7/070205.htm

21 €нвар€ 2011 года

     омментарии читателей
    2018-12-21
    18:45
    јлександра:
    Ѕлагодарю за статью! »зложены основные пон€ти€ по затронутому вопросу, вполне достаточные дл€ смиренного православного. —паси ¬ас √осподь!
    2012-10-01
    13:56
    јндрей:
    ќчень даже хороша€ стать€. ¬от читал все выше перечисленные критерии, и по всем критери€м видел выокую вершину на которую возвел √осподь отца ƒаниила —ысоева.
    2011-03-12
    11:42
    ќльга:
    почему жизнь и смерть —в€тых была мучительной, ведь √осподь всегда был с ними и они выполн€ли волю ≈го?
    2011-03-10
    00:59
    јлександр:
    —лабенька€ размазанна€ стать€, когда дошел до "прохождение срока не менее 50 лет от кончины св€того и до его канонизации", то подумал, что весьма кака€-то странна€... потом только дошло, что это чей-то частный взгл€д из јнтиохии.
    2011-02-09
    10:26
    —ергей:
    Ќепон€тно вот это:

    > ќб€зательными считаютс€ следующие услови€:
    > ...
    > Ц умереть мученической смертью;

    ¬идимо, кака€-то ошибка. ћученическа€ смерть - как раз не об€зательный критерий.
    2011-02-07
    12:58
    православный:
    ћоли Ѕога о нас преподобный —исой ¬еликий!
    2011-01-21
    18:18
    ћарина:
    —ѕј—»Ѕќ!!!
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке:


    “рансл€ци€ в формате RSS 2.0