—ербска€

ѕродолжаетс€ осквернение сербской св€тыни в  осово

√рачаница, 11 июн€ 2011 г.

10 июн€ 2011 г. епископ –ашко-ѕризренский ‘еодосий выразил острый протест в св€зи с продолжающимс€ осквернением церкви —в. »оанна ѕредтечи в —амодреже под ¬учитрном, осудив происход€щий вандализм.

¬ладыка подчеркнул, что больше нельз€ терпимо относитс€ к унижению —ербской ѕравославной ÷еркви, станов€щимс€ условием дл€ восстановлени€ св€тынь, разрушенных в предыдущие годы. ¬осстановление религиозных объектов, по словам владыки, и свобода вероисповедани€ €вл€ютс€ фундаментальными человеческими правами. ¬ладыка обратилс€ к международным представител€м на территории  осово с тем, чтобы они повли€ли на местные органы власти, которые должны обеспечить услови€ дл€ восстановлени€ храма и защиты собственности —ербской ѕравославной ÷еркви там, где она находитс€ под угрозой.

—овременна€ церковь —в.»оанна ѕредтечи в —амодреже (општина ¬учитрн) построена в 1932 году на месте древнего средневекового храма, в котором, согласно преданию, кн€зь Ћазарь причащал свое войско перед  осовской битвой. ќколо церкви находитс€ несколько древних могильных крестов. »сторики предполагают, что здесь были похоронены воины, павшие в  осовской битве.

¬ насто€щее врем€ в —амодреже не осталось сербского населени€.  оличество сербских семей здесь стремительно уменьшалось, особенно начина€ с 1980-х гг. ѕеред войной в 1999 г. оставалось только 20 сербских семей, но все они были эвакуированы так как могли подвергнутьс€ нападению. —ейчас в селе живут одни этнические албанцы, которые в 1999 г. взорвали и подожгли храм.  ров, купола и внутреннее убранство церкви были полностью уничтожены. ќколо храма расположена сельска€ школа, построенна€ при коммунистах на церковной земле. Ќачина€ с 1999 года, албанские школьники используют разоренный храм как помойку и общественный туалет.

ѕредставители ÷еркви потребовали от международных представителей очистить церковь и защитить от дальнейшего осквернени€. ¬ защите храма по просьбе –ашко-ѕризренской епархии особое участие принимали канцел€ри€ специального представител€ ≈—, ќЅ—≈ и неправительственна€ организаци€ Ђ аменный мостї. »ми был организован целый р€д встреч с местными представител€ми общины ¬учитрн и жител€ми села —амодрежа с целью найти путь решени€ проблемы.

ѕосле нескольких консультаций местна€ албанска€ власть согласилась обеспечить очистку церкви, а община ¬учитр в прошлом году одобрила выделение средств на отчистку от мусора, и церковь действительно была очищена. ќднако, в св€зи с тем, что храм не запиралс€, местные албанцы продолжали оскверн€ть его и снова превратили в помойку. ¬ начале 2011 года было решено найти более долговременное решение, восстановить храм и обезопасить прилегающую территорию. —огласно проекту, подготовленному по инициативе епархии ќбществом защиты пам€тников —ербии дл€ восстановлени€ церкви необходимо около 120 тыс. евро.

∆ители села сначала выразили определенное согласие на восстановление храма, но затем под вли€нием местных экстремистов возобладало негативное отношение к этому проекту. Ќесмотр€ на то, что международные представители в рамках осуществлени€ проекта предложили помощь и местной школе в размере 20 тыс. евро, албанска€ община на встрече 9 марта 2011 г. отвергла это предложение.

¬ сообщении Ќќ Ђ аменный мостї, представитель которой јлександр —то€нович участвовал во встрече с местными албанцами, приводитс€ позици€ местной общины. ћестные албанцы, несмотр€ на готовность международных представителей и властей в ѕриштине, считают что церковь в —амодреже не может быть восстановлена. ¬ качестве причины они назвали жестокость со стороны сербской армии и полиции во врем€ войны. «а€вив, что само существование этого храма стало дл€ них Ђисточником злаї, они в качестве услови€ дл€ восстановлени€ храма и его безопасности назвали "интеграцию севера  осово". јбсурдность албанской позиции особенно про€вилась после того, как местные представители за€вили, что когда церковь стоилась в XIII веке, то Ђникто не спросил их мнени€ї, и вообще церковь исторически принадлежит иллирийцам. ¬ конце встречи представители общины сообщили, что не могут гарантировать сохранность храма в случае егое восстановлени€.

Ќесмотр€ на открытое сопротивление местной общины и ее экстремистскую позицию, при участии других общественных органов и миссии ≈— с одобрени€ епархии в храме была организована уборка. ¬ход в храм был специально закрыт металлическими листами. “ак как объект не охран€етс€ полицией, то представители канцел€рии ≈— и ќЅ—≈ периодически его посещали и осматривали.

¬о врем€ своего последнего визита они обнаружили, что металлические литы оторваны, и церковь внутри вновь осквернена.

÷ерковь без крова около детской прощадки, 2010 г.
÷ерковь без крова около детской прощадки, 2010 г.

¬нутренний вид церкви после первой уборки в середине 2010 г.
¬нутренний вид церкви после первой уборки в середине 2010 г.

¬ход в храм закрыт жестью, май 2011 г.
¬ход в храм закрыт жестью, май 2011 г.

»юнь 2011 г.
»юнь 2011 г.

»юнь 2011 г.
»юнь 2011 г.

ћусор внутри храма, 7 июн€ 2011 г.
ћусор внутри храма, 7 июн€ 2011 г.
.

.ѕравославие.Ru

11 июн€ 2011 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0