Ѕолгарска€

ћонастырь Ђигумена всей Ѕолгарииї

Ѕеседа с епископом јдрианопольским ≈влогием, наместником –илского монастыр€

√орный массив –ила на юго-западе ЅолгарииЕ √олубое небо, белоснежные вершины, €рка€ зелень буковых и дубовых деревьев.  огда едешь на машине по старым дорогам в сторону –уенского и –илского монастырей, любуешьс€ тем, как €ркое солнце играет разноцветными п€тнами на старых деревенских постройках; возле них на столиках и скамейках кресть€не выставили на продажу разновысокие стекл€нные банки с горным медом, разложили на вышитых платочках куски овечьей брынзы, крохотные пробирки с розовым маслом. Ђј вот и знаменитое село —крино Ц родина покровител€ болгарского народа »оанна –ыльского. «десь он родилс€ около 876 года. ј с правой стороны шумит внизу река —трума, где вод€тс€ такие маленькие рыбешки, что если и поймаешь их, то не поджаришь. ¬ —крино сегодн€ живут менее ста посел€нї, Ц рассказывает мне мой спутник Ц житель Ѕлагоевграда Ќиколай Ўушков, некогда учившийс€ в вузах ѕолтавы и ћосквы, а потому и хорошо владеющий русским €зыком. ѕозже € узнал, что монахи называют Ќикола€ Ђктиторомї, а он скромно причисл€ет себ€ к Ђобыкновенным верующимї.

ѕеред приездом в –илский ставропигиальный мужской монастырь его наместник епископ ≈влогий порекомендовал Ќиколаю показать гостю сначала –уенский монастырь. Ёта обитель расположена на одном из склонов горного хребта –уен; от нее круто в гору ведет тропа к пещере преподобного »оанна –ыльского. Ќиколай Ўушков объ€сн€ет, что на вершине –уена когда-то находилс€ монастырь, куда, как считаетс€, и поступил послушником отрок »оанн, служивший до этого пастухом у чужих людей. ¬ –уенской обители сегодн€ подвизаютс€ всего два молодых монаха: игумен »оанн и инок Ћука.

»гумен »оанн поведал, что св€той »оанн –ыльский, с юных лет отличавшийс€ набожностью и целомудрием, после прин€ти€ иноческого пострига подвизалс€ на высокой скале, пита€сь лишь дикими растени€ми. ѕотом он уединилс€ в лесу, поселившись в сплетенной из хвороста хижине, а позже перешел в пустынную местность в верхнем течении —трумы, где жил в пещере. ѕоследн€€, по преданию, долгое врем€ была местом иноческих подвигов св€того, где он претерпел много искушений от бесов.

ѕодвиг поста и молитвы св€той »оанн продолжил в –илских горах. «десь он подвизалс€ тоже в пещере, вблизи которой вскоре стала селитьс€ брати€, искавша€ уединени€. “ак возник знаменитый –илский монастырь. —о слов епископа јдрианопольского ≈влоги€[1], наместника ставропигиального мужского –илского монастыр€, пещера преподобного »оанна находитс€ примерно в 45 км от управл€емой им обители.

¬ладыка ≈влогий, с которым нам посчастливилось встретитьс€ и побеседовать, рассказал о св€тын€х этой обители[2], о том, как живет она сегодн€.

***

Ц ¬ладыка, вы прекрасно говорите по-русски. ¬ы ведь учились в –оссии?

Ц ƒа, € два года училс€ в аспирантуре ћосковской духовной академии. ј русский выучил еще в школе, в —офии. “ема же моей диссертации в ћƒј была така€: ЂЅолгарска€ ѕравославна€ ÷ерковь в русской церковной периодической печати в конце XIX Ц начале XX векаї.

Ц  онечно, вам известно, что в –оссии на  урской земле имеетс€ город –ыльск, название которого св€зывают с именем преподобного »оанна –ыльского?

Ц Ќаш преподобный »оанн –ыльский стал первым южнослав€нским св€тым, которому на русской земле воздвигли храм. ќн стал одним из небесных покровителей русского народа. ќ городе –ыльске € много слышал, но, к сожалению, ни разу там не был, хот€ мен€ туда несколько раз приглашали.

я где-то читал, что в –оссии существует несколько версий происхождени€ названи€ города –ыльск. » по одной из версий, город об€зан своим именем именно преподобному »оанну –ыльскому, хот€ сам св€той никогда не был и не жил в нем. ¬скоре после смерти преподобного монахи –илского монастыр€ из-за притеснений болгар ¬изантией были вынуждены покинуть родину. ќни, по преданию, вз€ли с собой часть мощей св€того Ц его десницу. ѕо данным российских историков, основание в –ыльске церкви св€того »оанна –ыльского св€зано с пребыванием в нем болгарских монахов. –ека и город получили тоже свои названи€ от имени нашего св€того. «наю, что там сейчас действуют ¬ознесенска€ и ѕокровска€ церкви, ”спенский собор и Ќиколаевский мужской монастырь.  огда-нибудь, возможно, и навещу –ыльск, если по€витс€ у мен€ свободное врем€. ј его-то катастрофически не хватает.

Ц ¬ы, веро€тно, поддерживаете тесные св€зи с –оссией?

Ц ” нас часто бывают в монастыре представители российского духовенства, а также и многочисленные мир€не. ѕосто€нных св€зей, которые регул€рно бы поддерживались, пожалуй, сейчас нет, потому что у всех у нас много разных забот. Ќо нас часто навещают те российские клирики, кто едет в паломничество на —в€тую √ору или возвращаетс€ с јфона. “ак, в 2006 году у нас побывал архимандрит ѕанкратий, насто€тель –ыльского Ќиколаевского мужского монастыр€, который, по благословению —в€тейшего ѕатриарха Ѕолгарского ћаксима и —инода нашей ÷еркви, получил частицу мощей преподобного »оанна –ыльского.

Ц ¬ладыка, вы ведь помните свои впечатлени€ от первого посещени€ –илской обители? –асскажите, пожалуйста, о них.

Ц “е мои первые чувства были св€заны с особой атмосферой, которую можно ощутить только здесь, в монастыре преподобного »оанна –ыльского. Ёто величайший св€той, небесный покровитель Ѕолгарии, а основанный им монастырь почитаетс€ самой значимой св€тыней страны. Ёто многовековой очаг болгарской духовности, просвещени€ и культуры.

ћое первое знакомство с монастырем произошло в 1974 году. ќн показалс€ мне тем дивным уголком моей родины, где земл€ встречаетс€ с небом. ќкружающие его горы образовали здесь своего рода небесный купол, а сам он похож на Ѕожий храм, где в алтаре стоит игумен всей Ѕолгарии Ц преподобный »оанн –ыльский. ѕомню, это св€тое место так пленило мен€, тогда еще жившего в миру молодого человека, что здесь родилась мысль приезжать сюда как можно чаще. ѕозже возникло желание подвизатьс€ здесь монахом.

Ц ѕаломники и посетители вашей обители с особым благоговением подход€т и прикладываютс€ к чудотворной иконе Ѕожией ћатери Ђќдигитри€ї. Ќекоторые кладут на икону бумажные деньги или монеты с изображением преподобного »оанна –ыльского. ј какова истори€ происхождени€ этой иконы, и как она попала в вашу обитель?

Ц Ёту самую чтимую икону Ѕолгарии мы называем Ђ—в€та€ Ѕогородица ќсеновицаї. ќ ее происхождении имеетс€ несколько версий, но основна€, которую мы принимаем, следующа€. ¬ XII веке, когда мощи св€того »оанна –ыльского пребывали в —редеце (так тогда именовалась —офи€), византийский император ћануил I  омнин (1118Ц1180), находившийс€ в этом городе со своим войском, серьезно заболел. ќн долго молилс€ перед мощами преподобного »оанна –ыльского и получил излечение, а в знак благодарности подарил эту икону Ѕожией ћатери братии –илского монастыр€. Ёто была походна€ икона. ¬ ней хран€тс€ мощи 32 св€тых. я назову только некоторые из них: это мощи пророка ƒаниила, св€того Ћазар€, апостола јндре€, апостола ћатфе€, первомученика —тефана, равноапостольного  онстантина, св€того »оанна ћилостивого, св€тител€ јфанаси€ јлександрийского, св€того јндре€  ритского, мученика јндре€ —тратилата, св€той ћарии ћагдалины мученицы »риныЕ Ётой иконой на болгарской земле совершено много чудес. “ак, в 1910Ц1912 годах в некоторых наших деревн€х, расположенных около обители, свирепствовали чума и холера. “огда жители деревень попросили, чтобы эту икону привезли в их села и совершили бы молебны с водосв€тием. “ак было и сделано. » через несколько дней после молебнов все страшные беды и болезни покинули деревни. ћожно рассказать о многочисленных случа€х исцелени€ больных по молитвам к этой иконе Ѕожией ћатери, но, правда, чудеса от нее совершаютс€ только по силе веры обращающихс€ за помощью.

ѕреподобный »оанн –ыльский. XVII век, —ерби€
ѕреподобный »оанн –ыльский. XVII век, —ерби€
Ц ÷ельбоносными €вл€ютс€ и мощи самого преподобного »оанна –ыльского. »меютс€ ли на сегодн€шний день какие-нибудь достоверные исторические данные о том, когда и где они были обретены?

Ц ѕрежде скажу, что исторических оснований дл€ точной датировки рождени€ и смерти преподобного »оанна очень и очень мало. » вот по причине недостаточности каких-либо исторических данных в церковной и научной литературе возникли предани€ и многочисленные необоснованные домыслы относительно жити€ и истории почитани€ св€того и его мощей.

ѕо преданию, св€той отошел ко √осподу 18 августа 946 года. ќн был погребен в каменной гробнице, котора€ сохранилась до нашего времени. ќна находитс€ в часовне немного севернее нашего монастыр€. »меютс€ данные о том, что мощи св€того были обретены еще в ’ веке, но обсто€тельства и точный год обретени€ остаютс€ неизвестными.

—огласно болгарской традиции, мощи были перенесены в —редец, где они находились сначала в Ђепископской церквиї, а затем были перенесены в некую дерев€нную церковь. ѕозже их поместили в специально построенную во им€ св€того каменную церковь. «десь от мощей св€того и походной иконы Ѕожией ћатери и получили исцеление византийский император ћануил  омнин и его приближенный, наместник в —редеце, агиограф и гимнограф √еоргий —килица. ’ран€щиес€ в нашем монастыре мощи неполные, они, как известно, без десницы.

Ц  акие еще великие св€тыни имеютс€ в монастыре?

Ц Ёто почитаемые нами две чудотворные иконы преподобного »оанна –ыльского. ќдна находитс€ над ракой в часовне, посв€щенной св€тому. ƒруга€ икона св€того Ц в часовне св€тител€ Ќикола€ „удотворца.

Ц ¬ главном храме монастыр€ похоронен болгарский царь Ѕорис III, который, как известно, был сначала крещен родител€ми в католическую веру, а позже прин€л ѕравославие. ѕравильно ли считают историки, что это позволило ему установить более тесные отношени€ с собственным народом и одновременно улучшить их с –оссией?

Ц ÷арь Ѕорис (1894Ц1943) всегда демонстрировал свою принадлежность к православной вере. ќн прин€л ѕравославие 15 феврал€ 1896 года, и при этом русский царь Ќиколай II был его крестным.

¬ 1912 году кн€зь Ѕорис достиг совершеннолети€. ƒо этого он рассматривал себ€ как приверженца двух исповеданий Ц православного и католического, но после он исповедовал только ѕравославие. ќн очень любил наш монастырь, часто в нем бывал и молилс€ у мощей преподобного »оанна –ыльского. ѕо его воле он был и похоронен в нашей обители. «десь ежегодно бывал его сын —имеон II Ц 28 августа, в день пам€ти своего отца; и если он по каким-то причинам не мог приехать в монастырь в этот день, то здесь бывали представители его семьи.

Ц  ак труден ваш наместнический крест? » какие послушани€ несут ваши монахи?

Ц Ѕратиев у нас всего дев€ть человек. » главное дл€ нас, конечно, совершение богослужений утром и вечером. «а несколько лет до кончины преподобный »оанн составил своим первым ученикам Ђ«аветї, где преподал правила иноческой жизни и духовные наставлени€. ¬от мы и стараемс€ их добросовестно выполн€ть. ” нас в монастыре соблюдаетс€ почти афонский устав, только врем€ отсчитываетс€ несколько по-иному. ƒругое наше важное послушание Ц принимать многочисленных верующих и паломников и удовлетвор€ть их духовные потребности.   нам ведь приезжают многие люди крестить своих детей. ѕо воскресени€м мы крестим приблизительно 20 детей.

” управл€ющего обителью везде и всегда крест нелегок. ƒа и монахам здесь нелегко живетс€. Ќадо иметь много терпени€ и сильную молитву, чтобы справитьс€ со вс€кими проблемами. ј они у нас не только материальные, но и духовные. Ёто самый большой в стране монастырь, сюда приход€т и приезжают на автобусах много паломников и туристов, которые придают светский вид многим уголкам на территории обители. Ќо нам приходитс€ терпеть это. ћы понимаем, что вести здесь монашескую или затворническую жизнь очень трудно. —тарцев у нас в данный момент нет, последний Ц монах Ћеонид Ц преставилс€ в 2006 году, когда ему шел 91 год. ≈ще в обители подвизалс€ русский монах  лимент ( учеров) из русского прихода в Ѕолгарии. »звестно, что он прибыл эмигрантом в страну в 20-х годах прошлого века. ћонах, говор€т, был хороший, писал различные духовные труды; скончалс€ он 2 декабр€ 1985 года.

Ц ћне рассказывали, что вашу обитель часто посещал один из выдающихс€ архиереев и богословов –усской ѕравославной ÷еркви архиепископ —ерафим (—оболев; 1881Ц1950), который служил в русской церкви св€тител€ Ќикола€ „удотворца в —офии. Ёто так?

Ц ƒа, этот известный у нас владыка очень почитал нашего св€того »оанна –ыльского и называл его Ђславой и красотой Ѕолгарской ÷ерквиї. ¬ладыка написал и акафист св€тому »оанну –ыльскому, получивший широкое распространение среди русских и болгарских верующих. —о всех концов Ѕолгарии стекаютс€ богомольцы ко гробу владыки —ерафима[3] дл€ того, чтобы почтить пам€ть этого архипастыр€, испросить его помощи и молитв пред ѕрестолом √осподним.

јрхиепископ —ерафим (—оболев)
јрхиепископ —ерафим (—оболев)
—охранились воспоминани€ современников о том, как служил владыка —ерафим в софийском храме: многие богомольцы ощущали присутствие в храме необыкновенной силы Ѕожественной благодати. ¬ы заметили, наверно, как много пишут верующие записок, которые потом оставл€ют в крипте, где в 1950 году был погребен архиепископ —ерафим. ѕричем до сих пор многие верующие болгары очень почитают владыку, называют его чудотворцем, и, чувству€ его заступничество, к нему прибегают за молитвенной помощью больные и особенно студенты. ј слава владыки —ерафима давно распространилась не только в —офии, но и по всей Ѕолгарии. Ќад владыкой сбылись слова √осподни: Ђѕрославл€ющего ћ€ прославлюї (1 ÷ар. 2: 30). Ќаши верующие всегда любили его храм и посто€нно молились в нем. »коностас этого очень красивого храма был выполнен из майолики в —анкт-ѕетербурге. ÷ерковные колокола €вл€ютс€ подарком российского императора Ќикола€ II. „ерез два года после кончины владыки —ерафима этот храм получил статус ѕодворь€ ћосковской ѕатриархии в —офии.

 стати, 2 /15 сент€бр€ 1907 года во врем€ закладки этой церкви присутствовали великий кн€зь ¬ладимир јлександрович и наследник царского престола Ѕолгарии кн€зь Ѕорис Ц крестник последнего российского императора. ¬ прошлом году, кажетс€ в марте, в ƒоме ћосквы в —офии состо€лась презентаци€ книги Ђ–усска€ церковь в —офииї ќльги –ешетниковой. ƒумаю, что всем полезно познакомитьс€ с имеющимс€ в ней материалом о духовных св€з€х болгарского и русского народов от  рещени€ –уси до конца XIX века, который собрал уже бывший насто€тель подворь€ игумен »сидор (ћинаев). —ейчас он служит в сане архимандрита в св€том граде »ерусалиме.

Ц ¬аша обитель своими архитектурой, роспис€ми и двориком очень напоминает афонский «ограф и другие монастыри —в€той √оры. √де-то € читал, что –илскому монастырю в прошлые годы очень много помогал и русский ѕантелеимонов монастырь на јфоне.

Ц Ёто пон€ть совсем не трудно. –усских и болгарских монахов во все времена сближало то, что они были слав€нами. Ёто и служило основанием дл€ оказани€ вс€кой помощи. Ќа јфоне, в скиту ѕресв€той Ѕогородицы  силургу, принадлежащем ныне русскому ѕантелеимонову монастырю, был посв€щен храм преподобному »оанну –ыльскому, поэтому в XIX веке там подвизалось много болгар. ” нас даже хранитс€ документ Ц договор об оказании взаимопомощи между русской обителью на јфоне и нашим монастырем. ƒокумент находитс€ в нашем музее. ¬ XIV веке в этих местах случилось землетр€сение, и монастырь значительно пострадал. ѕотом его основательно перестроили, а в XV веке турки разграбили это св€тое место. ¬ конце XV века с помощью пожертвований из –оссии и афонского монастыр€ –усик наша обитель была восстановлена, и сюда в 1469 году перенесли мощи преподобного »оанна –ыльского.

Ц Ёто по вашей инициативе создан в монастыре такой большой музей?

Ц Ќет-нет. ≈ще до освобождени€ Ѕолгарии от турецкого ига брати€ монастыр€ бережно хранила многие реликвии и св€тыни. —начала все они находились в ризнице, а потом в обители образовалс€ музей. ≈го большую реставрацию мы провели три года назад, теперь в витринах можно видеть многие реликвии. ј коллекци€ музе€ состоит из более 30 тыс€ч предметов: икон, произведений прикладного искусства, культовых и этнографических экспонатов. ќдна из икон преподобного »оанна –ыльского датируетс€ 1335Ц1343 годами. Ќа многих шитых предметах церковного обихода: хоругв€х, поручах Ц и различных предметах прикладного искусства можно видеть изображени€ преподобного. ≈го образ и на потире из ¬рацы (’VIII в.), и на двух мощевиках –ыльского монастыр€ (’I’ в.). ¬ народе хорошо известен и так называемый Ђкрест монаха –афаилаї, выставленный в музее. ќколо 12 лет наш монах-болгарин создавал этот шедевр. “ончайша€ резьба по дереву была завершена в 1802 году. Ќа кресте можно видеть более ста религиозных сцен и около 650 миниатюрных фигур.  роме музе€ у нас имеетс€ и древн€€ монастырска€ библиотека, книги и рукописи которой собирались веками. «десь хран€тс€ ценные пам€тники болгарской письменности. ѕрежде всего, это около 250 рукописных книг XIЦXIX веков, около 9 тыс€ч старопечатных изданий, ноты и гравюры. ј на лицевой стороне кованого оклада  рупнишского ≈вангели€ 1577 года можно видеть изображение нашего св€того с непокрытой головой и с короткими волосами.

Ц ћногие музейные экспонаты свидетельствуют о российско-болгарских св€з€х и тесных контактах между вашей обителью и некоторыми российскими епархи€ми.

Ц ≈ще со времен русского цар€ »вана √розного болгарские монахи отправл€лись в –оссию, чтобы собирать помощь дл€ монастыр€. –оссийское государство и –усска€ ÷ерковь всегда помогали монастыр€м, и нашему тоже. ћонахи-болгары, их называли Ђтаксидиотамиї, не только собирали помощь, но, передвига€сь по российской земле, много проповедовали и даже совершали требы там, где не было церквей. »звестно, что развитию почитани€ »оанна –ыльского в –оссии в конце XIX века способствовала де€тельность св€того праведного »оанна  ронштадтского, крещеного в честь нашего болгарского св€того. »менно по его инициативе был осв€щен престол во им€ »оанна –ыльского в соборе женского монастыр€ в —анкт-ѕетербурге на  арповке.

Ц  огда обычно у вас пребывает больше всего паломников не только из Ѕолгарии, но и из –оссии?

Ц ѕожалуй, в дни наших престольных праздников. ј у нас их три: 1 июл€ Ц перенесение мощей из “ырново в нашу обитель, 18 августа Ц день преставлени€ св€того и 19 окт€бр€ Ц перенесение мощей из —редеца в “ырново. ¬ажно пон€ть, что почитание преподобного »оанна –ыльского в нашей стране настолько велико, что его можно сравнить только с особым почитанием преподобного —ерги€ –адонежского в –оссии. ≈сли преподобного —ерги€ называют Ђигуменом все€ –усиї, то у нас о преподобном »оанне тоже идет слава как об Ђигумене всей Ѕолгарииї. ¬о им€ »оанна –ыльского осв€щены многие церкви в Ѕолгарии и даже сама€ южна€ часовн€ на нашей планете, расположенна€ на болгарской пол€рной станции св€того  лимента ќхридского.   сожалению, € там пока не был. Ќо, даст Ѕог! Ц побываю сначала в –ыльске.

Ќаша беседа с владыкой ≈влогием окончена. ћы прощаемс€. Ќа монастырском дворе Ќиколай Ўушков показывает рукой на какую-то старую дверь, за которой ремонтируютс€ Ђогромные трапезна€ и кухн€ї:

Ц —юда тебе надо приехать еще раз в праздники и пожить несколько дней, чтобы прочувствовать сам дух монастыр€, поговорить за столом с его монахами и паломниками. ћногие из них еще не забыли русский. ”слышишь их рассказы о чудотворени€х и помощи св€того уже в наши дни. ѕопробуешь болгарскую банницу и пшеничный напиток бозу. ¬ –илском Ц даже особое устройство древней кухни, по-нашему Ђмагерницаї, Ц такой нигде не встретишь. » на јфоне тоже.

Ц Ќиколай, Ц обращаюсь € к своему сопровождающему, Ц а ты заметил, что владыка ≈влогий даже чай заваривает по русскому рецепту? » как он хорошо владеет русским!

Ц я же еще в первый день встречи сказал, что на болгарской земле все русские чувствуют себ€ как дома.

Ќа автосто€нке перед вратами –илского монастыр€ припаркованы несколько дес€тков автомашин. —тволы некоторых деревьев и бетонные столбы облеплены поминальными листками (Ђнекрологамиї), которыми паломники оповещают о смерти своих родных и близких, прос€ их пом€нуть. — отъездом приходитс€ немного подождать, пока неуклюже разворачиваетс€ современный большой автобус с туристами. ≈го фары на миг освещают дорожный указатель, напоминающий водител€м и гост€м обители, что до —офии Ц 117 километров.



Анатолий Холодюк

1 июл€ 2011 года

[1] Епископ Адрианопольский Евлогий (в миру Стамболджиев Божидар) родился в 1954 году в Софии. В 1979 г. закончил Софийскую духовную академию, в апреле того же года принял монашество в Рилском монастыре и был рукоположен в иеродиакона. Через три года был посвящен в иеромонахи, а в марте 1983 г. возведен в сан архимандрита. После окончания аспирантуры Московской духовной академии как протосингел занимал разные должности в Сливенской, Доростольской и Софийской епархиях. Преподавал в Софийской духовной семинарии, был настоятелем Черепишского монастыря. С 1990 г. в течение 15 лет был ректором Пловдивской духовной семинарии святых Кирилла и Мефодия. В октябре 1998 г. хиротонисан в епископа Адрианопольского, викария Пловдивской епархии, продолжая оставаться ректором семинарии. С ноября 2006 г. – наместник Рилского ставропигиального мужского монастыря.

[2] В 1983 году Рилский монастырь – крупнейший монастырь Болгарской Православной Церкви – был включен в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

[3] Архиепископ Серафим (Соболев) погребен в крипте под алтарем храма святителя Николая в Софии (так называемой ЂПосольской церквиї), настоятелем которой он был в течение многих лет.

     омментарии читателей
    2016-12-17
    17:31
    »оанна:
    Ѕольшой поклон братии монастыр€ от прихожанки храма »оанна –ыльского в ћинске и Ѕожьей помощи во всех делах »оанна
    2015-10-28
    02:33
     учеров ёрий јлександрович:
    јнатолий √урьевич ’олодюк Ќаписал о русском подвижнике  лименте –ыльце ( учеров  онстантин —ерофимович).ќн старший брат моего отца.” ≈лены и —ерофима не было детей.ƒед отвЄз бабушку из ќдессы   »оанну  ронштатскому и ≈лена мо€ Ѕабушка родила троих мальчиков 1900  онстантин 1902 јлександр 1904 Ѕорса —ерофимовичей ћоему прадеду подполковнику  учерову вместе с героем —евастопольской обороны было даровано двор€нство. огда мне было неколько мес€цев ќтца расстрел€ли 58 10 часть2.39 лет Ѕорис —ерофимович примерно с 1937 и до конца п€тидес€тых жил в ћагадане ”мерать приехал к семье в ћоскву.ќ существовании  лемента –ыльца я узнал только в 90 ые.есть фото семьи 1907г.ќтец ћатери сказал что он умер в детстве.»меть родственника за границей да ещЄ белогвардейца было опасно я поехал в Ѕолгарское подворье в ћоскве встретилс€ с отцом Ѕорисом ќн дал запрос в моностырь из моностыр€ прислали на его им€ ответ которий находитс€ у мен€.  столетию  лемента –ыльца в Ѕолгарском подворье ћосквы јрхимандрит ћихаил совешил молебен.
    2013-11-01
    11:35
    ћ≈ЋјЌ»я:
    ѕ–ќ—»ћ ѕќћќў» —¬ »ќјЌЌј –џЋ№— ќ√ќ ќЅ »—÷≈Ћ≈Ќ»» ќ“ «ј» јЌ»я ƒ»ћ»“–»я Ќ» ќЋјя » ќ“ Ќ≈ћќ“џ ќ“– ЅќЋ№ ќ“– јЌј—“ј—»». » ћЋƒ Ѕќ√ƒјЌј. —≈—“– ‘≈ќƒќ–џ. Ќ»« »… ѕќ Ћќ≈ ћџ “ќ∆≈ ЅќЋ√ј–џ ƒ”Ќј…— »≈.
    2012-08-31
    16:52
    ≈лена:
    ∆елаем возраждени€ истинного монашества Ѕолгарии! —егод€, в ƒень ѕреподобного »оанна –ыльского, - милости Ѕожией, Ћюбви и “ерпени€ всем верующим слав€нам - брать€м по крови и во ’ристе!
    2011-07-12
    00:16
    Ќатали€ - Ѕолгари€:
    “–ќѕј–№ √Ћ.1

    ѕќ јяЌ»я ќ—Ќќ¬јЌ»≈, ѕ–ќѕ»—јЌ»≈ ”ћ»Ћ≈Ќ»я, ќЅ–ј« ”“≈Ў≈Ќ»я, ƒ”’ќ¬Ќј√ќ —ќ¬≈–Ў≈Ќ»я, –ј¬ЌќјЌ√≈Ћ№Ќќ≈ ∆»“»≈ “¬ќ≈ Ѕ»—“ ѕ–≈ѕќƒќЅЌ≈, ¬ ћќЋ»“¬ј ”Ѕќ » ѕќў≈Ќ»»’, » ¬ —Ћ≈«ј’ ѕ–≈Ѕ»¬јя, ќ“„≈, »ќјЌЌ≈, ћќЋ» ’–»—“ј Ѕќ√ј ќ ƒ”Ўј’ ЌјЎ»’.


    ƒЋя ¬—≈’,  “ќ ѕќ„»“ј≈“ ѕ–. »ќјЌЌј » ’ќ„≈“ ѕќћќЋ»“№—я ≈ћ”.

    http://www.rilamonastery.pmg-blg.com/

    на сайте монастир€ услышите и красивую мелодию тропар€
    в галерее можно увидеть и иконы в церкви
    2011-07-04
    00:36
    Ћев:
     ак всегда автор на высоте!!!
    ѕрекрасный материал очень содержательного интервью!
    »стори€ главного монастыр€ Ѕолгарии и его насто€тел€ весьма поучительна. —равнение с јфонскими дополн€ет его историческую ценность.
    —пасибо.
    2011-07-02
    19:46
    ƒмитрий:
    ƒмитрий,»ерусалим. ѕознавательный материал,где имеютс€ и содержательна€ беседа,и рассказ автора о –илском монастыре.ќднако,хотелось бы видеть фото: иконы "ќдигитри€",иконы св€того не в —ербии,а в Ѕолгарии,раки с мощами св€того и др.¬се это было бы иллюстрацией к тексту,а ее-то и недостает.
    2011-07-02
    17:38
    р.Ѕ. –адион (болгарин):
    √осподь сподобил мен€ 30 лет тому назад посетить ћонастьiрь и приложитьс€ к св мощам - благоухание из них дивное!  то то говорил мне - у св —ерги€ сильнее благоухают мощи, но лично не могу сказать.
    » тогда под коммунистами поклонников бьiло сотни. ј теперь тьiс€чи, но прости √осподи за осуждение - не те... Ѕо'льша€ част приходит из суевери€ или как на курорт или туристпоход.

    ј вот - только дев€ть монахов у св »оанна теперь. “рагеди€ Ѕолгарии - потер€ монашеской традиции, и ето не новьiй феномен, уже сотни лет назад началс€. A напоследок уже под адским нажимом "зомбо€щика" и антиправославной политики почти всех правительств при демократии, всего у нас теперь не более 350-ти монашествующих на 6-7 миллионов болгар (в Ѕолгарии и заграницей)... Ќо - слава Ѕогу за все.
    2011-07-02
    16:20
    ћари€ ћирошина:
    “ак хотелось остатьс€ там на весь долгий летний день, всматриватьс€ и вслушиватьс€ во все медленно-неспешно. Ќо было всего несколько часов, и они - незабываемы...
    ќтче »оанне, моли ’риста Ѕога о душах наших.

    —в€той »оанн

    ћонах, отшельник, живший в келье горной
    давным-давно, вершин высоких брат,
    хранивший, как богатство, Ѕожье слово,
    все камни о тебе здесь говор€т...
    ћолитвы не затихли, не забыты,
    не гаснут свечи в храмах у икон.
    "ќсанна в вышних!"  ак же эхо длитс€...
    как первозданна речь небес и гор!
    “ы здесь внимал ей, преклонив колени,
    в озерах горных видел Ѕожий лик,
    пил Ѕожий свет... » поит нас доныне,
    св€той »оанн, души твоей родник.

    ћари€ ћирошина
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: