–умынска€

Ђ—ем€, посе€нное в душах детей, принесет плодї

–епортаж из православного детского сада Ђ—в€той »оанн Ќовый —учавскийї (–умыни€)

¬се мы так или иначе обеспокоены судьбой наших детей, будущим, которое ожидает их в этом мире, станов€щемс€ все более враждебным дл€ христианской жизни, да и просто дл€ жизни хоть мало-мальски нормальной. » вполне естественно, что эта искренн€€ обеспокоенность стала приводить к конкретным делам, ибо все большее число людей начинает понимать: жизнь во ’ристе и в ÷еркви Ц это наилучша€ страховка дл€ семьи и будущего наших детей; —ам —паситель сказал нам об этом: ЂЅез ћен€ не можете делать ничегої. » понимают это не только те, кто регул€рно ходит в церковь, но и те, кто пока еще не живет христианской жизнью, но искренне ищет истину.

ѕравославный детский сад с продленной программой Ђ—в€той »оанн Ќовый —учавскийї
ѕравославный детский сад с продленной программой Ђ—в€той »оанн Ќовый —учавскийї
ѕравославный детский сад с продленной программой[1] Ђ—в€той »оанн Ќовый —учавскийї Ц подлинна€ солнечна€ пол€на в мрачных джунгл€х современного мира. ќснованный в 2005 году по благословению высокопреосв€щенного ѕимена[2] детский сад поначалу работал в арендуемом помещении, но, поскольку число посещающих его детей неуклонно росло, дл€ него было построено здание с восемью классами, рассчитанное на 160 детей. —ейчас в садик ходит 130 детей. Ќекоторые сотрудники, зна€, что расходы на содержание и работу садика очень высоки, и сознава€ высокую миссию этого садика, работают в нем на добровольных началах: это администратор детсада, св€щенник, преподающий основы религии, учительницы английского €зыка и рисовани€, а также врач.

***

ќтец ¬арфоломей ( ира), насто€тель монастыр€ св€того »оанна Ќового[3], занималс€ строительством этого садика, а теперь координирует всю проводимую в нем работу.

Ц ќтец насто€тель, что заставило вас вз€ть на себ€ эту инициативу, ведь вы человек, с юных лет посв€тивший себ€ монашеской жизни?

Ц ƒети Ц это сегодн€шние и завтрашние верующие ÷еркви, и наша цель Ц воспитывать характеры, формировать людей, здравых душой и умом, подготовленных к жизни, какие бы искушени€ им ни встретились на пути. Ёто был т€желый и упорный труд, но в то же врем€ и труд благодарный Ц потому что мы ощущали благодать и помощь Ѕожию, ведь в столь короткое врем€ осуществить такое огромное дело!.. “олько тот, кто прошел через подобное, может это пон€ть.

’ристос сказал нам: Ђƒерзайте, я победил мирї, а св€той апостол ѕавел говорит: Ђ¬се могу о укрепл€ющем мен€ ’ристеї. Ёти слова придают нам отваги и сил на то, чтобы встретить все, что бы ни пришлось.

Ц  ак в садике воспитывают деток, чтобы они стали хорошими христианами?

Ц ¬ дополнение к воспитательной программе, которую мы привели в соответствие с общеприн€той, мы знакомим детей с жизнью во ’ристе Ц и делаем акцент именно на этом. ћы стараемс€ приблизить их также и к прекрасным традици€м нашего народа.

¬ праздничные дни дети приход€т в храм монастыр€ св€того »оанна Ќового —учавского дл€ причащени€ одетыми в национальные костюмы. ƒети знают, что нельз€ кушать перед причастием. ќни знают, что через св€тое причастие мы соедин€емс€ с Ѕогом, что св€тое причастие Ц это пища, необходима€ дл€ нашей души. —в€тое причастие защищает нас, потому что оно Ц “ело и  ровь ’ристовы, укрепл€ет нас в вере и хранит от вс€кого зла.

ƒети постарше выучили Ђќтче нашї, Ђƒостойно естьї, Ђ¬еруюї и произнос€т их вслух на св€той литургии. ƒети учатс€ поститьс€, принима€ по средам только молочную пищу, а по п€тницам Ц постную еду. ѕоскольку они сызмальства растут в такой атмосфере, в таких наставлени€х и чувствах, то благочестие запечатлеваетс€ в их душе и остаетс€ в ней, как говорит св€той »оанн «ластоуст, подобно печати, приложенной к воску, которую уже невозможно стереть.

ћы стараемс€ привить дет€м также любовь к буковинским обыча€м и традици€м: национальному костюму, расписыванию €иц, гончарному мастерству, посиделкам, иконописи.

Ќарчиса Ѕомпа, администратор детского сада Ђ—в€той »оанн Ќовый —учавскийї, рассказала подробнее о работе, проводимой вне садика:

Ц ћилосердие Ц одна из добродетелей, которые мы стараемс€ насадить в сердцах наших детей. ѕоэтому в большие праздники и во вс€кий теплый и погожий день мы привлекаем детей к разной благотворительной работе. ¬едомые за руку родител€ми, малыши из нашего садика ход€т к дет€м в детские и сиротские дома и принос€т им сладости и игрушки. ќни должны знать, что на свете есть и такие дети, у которых нет дома и тех условий жизни, какие есть у них, хот€ дети эти ни в чем не виноваты Ц подобна€ судьба могла выпасть на долю каждого из нас. „асто мы ходим и в ближайший дом престарелых, чтобы порадовать тамошних стариков детскими песн€ми и стишками, а иногда и подарками.

Ц „то больше всего впечатл€ет вас в этих детках?

Ц “о, что они умеют очень легко прощать. ”чител€ и св€щенник учат их прощать и просить прощени€. ¬прочем, это им совсем не т€жело. Ќаход€сь среди них, понимаешь, почему Ѕог хочет, чтобы мы были как дети, то есть имели их сердце Ц чистое, искреннее, беззлобное, незлопам€тное, независтливое, чтобы не были собственниками и материалистами.

Ц „ему научили вас эти дети?

Ц я учусь у них прощать и полностью полагатьс€ на волю Ѕожию. ќни искренни, но никого при этом не ран€т; люб€т, но без лицемери€; праведны, но не борютс€ за справедливостьЕ

Ц  аковы ваши радости?

Ц —ама€ больша€ мо€ радость Ц знать, что то, чему учатс€ здесь дети, принесет плоды спуст€ какое-то врем€. Ќеважно знать в точности, что и насколько усваивают дети, важно то, что здесь мы закладываем основы жизни, угодной Ѕогу. »ногда мы принимаем к нам детей из других садиков. ќднажды случилось так, что девочка из другого садика пробыла у нас мес€ц. ѕотом € встретилась с ее родител€ми, и они сказали мне: ЂЌадо же, наш ребенок призывает нас на молитву перед едой, а еще вечером, когда ложимс€ спать, и утром, когда просыпаемс€ї. «начит, осталось что-то посе€нное в ее душеЕ ћы хотим, чтобы так было со всеми детьми. » даже с их родител€ми.

¬ садике мы встретились и с отцом  осмином  ырлиору, преподавателем основ религии, который шел с иконой Ѕлаговещени€ в руках. — си€ющим лицом он спешил на урок, чтобы рассказать маленьким христианам об этом великом празднике.

Ц Ќасколько € пон€ла, батюшка, дети всем садиком ход€т на богослужени€ и часто причащаютс€.  ак они воспринимают св€тые тайны?

Ц ƒумаю, возможно, что самым ортодоксальным образом. ƒумаю, намного более ортодоксально, чем мы, взрослые, и даже, может быть, чем мы, св€щенники. ѕотому что дл€ них все таинства Ц это что-то естественное, то есть они принимают таинство таким, каково оно есть: как что-то данное Ѕогом, как внутреннее таинственное действие ’риста. » они таким его воспринимают, таким чувствуют и никогда не став€т таинство под вопрос Ц как это делаем иногда мы, взрослые. ћы, бывает, порой задаемс€ вопросом: как может Ѕог сойти к нам, люд€м, и дать нам —вое “ело и  ровь под видом хлеба и вина? ќни не спрашивают себ€ об этом, они принимают это как данность, и именно така€ вера Ц истинна€.

Ц  ак проходит урок по основам религии?

Ц Ќикогда ни один урок не бывает похожим на другой и ни одна группа детей Ц на другую.  аждый раз приходитс€ быть импровизатором, приходитс€ адаптироватьс€, отвечать на самые неожиданные вопросы Ц и сама€ больша€ мо€ радость, когда мен€ встречают родители детей и говор€т, что узнали от детей что-то новое, чего не знали до этого.

Ц ƒавайте немного расширим тему и поговорим о плодах воспитани€, полученного в этом садикеЕ

Ц ƒумаю, плоды эти будут видны со временем. Ёти дети провод€т в садике всего несколько лет Ц может быть, лучших лет в своей жизни, а после этого войдут в общество; со временем они повзрослеют, сами станут родител€ми, и думаю, что эти семена, посе€нные сегодн€, принесут когда-нибудь плод. Ћюди нашего поколени€ узнавали о вере в основном от своих бабушек и следовали ей, может быть, несколько с опаской, потому что мы жили при коммунизме. » все же в то мгновение, когда мы входили в храм, семена веры, брошенные в наши души, прорастали и расцветали, таинственно благоуха€. ј € с радостью обнаруживаю, что очень многие пон€ти€, которые € пришел объ€снить нашим дет€м, им уже нередко знакомы Ц от своих домашних или воспитателей, и они дел€тс€ этими познани€ми с другими, объ€сн€ют их. ƒети говор€т друг с другом об этом, обсуждают с родител€ми и часто вынуждают их изучить то или иное, чтобы быть в состо€нии дать им достойные ответы. я уверен, что те же проблемы дети постав€т и перед своими будущими учител€ми Ц нашими коллегами из государственных школ, и надеюсь, что хот€ бы так, мало-помалу, они станут живым примером дл€ всех.

Ќа лицах родителей, которые утром привели детей в этот садик, читалась глубока€ признательность.

 орина »стратоае: я слышала много хорошего об этом садике. ” мен€ еще двое детей Ц старших, но только дл€ младшего по€вилась возможность ходить в детский сад Ђ—в€той »оанн Ќовыйї. я чувствую, что эти дети причастны к любви, теплоте Ц и это про€вл€етс€ во всем Ц во взгл€дах, действи€х детей.  огда € шла в государственный садик со старшими детьми, то спрашивала себ€, как выдерживают воспитательницы эти четыре часа среди криков в столь тесном пространстве? ƒети казались мне там крайне возбужденными. ј здесь дети очень спокойные, и в их распор€жении много пространства. я радуюсь тому, что их часто вод€т в церковь и причащают. я несколько раз вместе с ними присутствовала на богослужени€х и была потр€сена, гл€д€ на то, как они все сто€т на коленочках и произнос€т вслух молитвы. ƒумаю, что, когда они собраны вместе в церкви, они иначе переживают св€тую литургию.

∆ела€ узнать, как эти дети воспринимают Ѕога, € зашла в несколько классных комнат. ћаленькие христиане не испугались диктофона и открыли мне свои чувства к ¬севышнему:

Ц ћне √осподь Ѕоженька помогает ходить, играть, раскрашивать картинки, помогает конструировать, лепить.

Ц я читаю родител€м молитвы: Ђјнгел, ангелочек мойї[4], Ђќтче нашї и Ђƒостойно естьї.

Ц ћен€ любит √осподь Ѕоженька, потому что ќн хороший.

Ц Ѕог, когда видит, что дети мол€тс€, любит их.

ѕобывала € и в старшей группе, где преподает ¬иорика јнтон€к. „ерез несколько минут урока € почувствовала, сколько души вкладывает она в воспитание детей. я поинтересовалась у нее об искушени€х, которые бывают на этой работе.

Ц Ќе все родители наших детей имели религиозное воспитание, поскольку росли в известные времена. » иногда они дома разрушают некоторые представлени€ и привычки, которые мы здесь формируем. ѕоэтому мы часто проводим родительские собрани€, где говорим о вредном вли€нии телевизора, компьютера, говорим о насилии, которое присутствует в средствах массовой информации. ¬ этом возрасте не рекомендуетс€ просмотр телепередач; родители могут найти другие способы проведени€ детьми досуга, такие, при которых дети могли бы развивать свое воображение, творческие способности, такие, чтобы они могли выражать во врем€ игр всей семьей свои добрые чувства к родител€м, брать€м, сестрам. –одител€м вообще следовало бы проводить больше времени со своими детьми.

 репкое воспитание ребенка, приведенного в наш садик, Ц это Ђсоработничествої трех садовников: родителей ребенка, воспитательницы и отца-духовника. “олько так этот Ђбутонї может вырасти и расцвести в христианском благочестии, а под окормлением ÷еркви он сажаетс€ в саду Ѕожием.

ѕо завершении визита в детский сад Ђ—в€той »оанн Ќовый —учавскийї € попросила высокопреосв€щенного ѕимена, архиепископа —учавского и –эдэуцкого, сказать несколько слов о значении образовани€, основанного на христианском учении и жизни.

Ц „еловек с малых лет чувствует свою св€зь с Ѕогом. Ќо кроме этих чувств, насажденных Ѕогом в нашей душе, и мы должны приходить на помощь этим человечкам, таким маленьким и таким невинным. ѕоэтому в садике даютс€ знани€ в цел€х христианского воспитани€ ребенка, а не только дл€ его информировани€. ¬ цел€х воспитани€ человека как образа Ѕожи€, чтобы он стал подобием Ѕога.

Ѕолее того, наличие таких садиков и в особенности стремление родителей отдать своих детей в детсады подчеркнуто христианского профил€ говор€т о том, что в этом мире, столь дезорганизованном, столь обмирщенном, все же присутствует понимание важности религии, веры в Ѕога. » это немного смир€ет нашу тревогу, вызванную теми опасност€ми, которые угрожают нам и особенно дет€м. ƒет€м наноситс€ большой душевный вред тем, что они вид€т на экранах телевизоров или в журналах вс€кие сцены. «амечено, что дети, воспитанные по-христиански с самого садика, зачастую поправл€ют и своих родителей в нравственном отношении, говор€ им: Ђѕапа (или мама), это нехорошо. ¬чера ты говорил мне так, а сегодн€ иначе!ї ќни не принимают лжи. Ёти садики Ц поистине Ѕожие дело.

Ц ¬аше высокопреосв€щенство, что бы вы пожелали читател€м журнала ЂFamilia Ortodoxăї (Ђѕравославна€ семь€ї)?

Ц ѕусть всегда хран€т в пам€ти ту жертву, ценой которой —паситель даровал нам радость ¬оскресени€, вз€в на —еб€  рест. Ѕудем всегда помнить, что и нам нужно вз€ть на себ€ крест Ц крест, который означает отсечение своей злой воли, отвержение эгоизма. »так, да будет наша жизнь посто€нным несением креста, духовных подвигов Ц во вс€кую минуту. » как говорит св€той »оанн «латоуст, Ђзавершилась ѕасха, но не завершились духовные подвигиї!

Записала Ралука Тэнэсяну
Перевел с румынского Родион Шишков

∆урнал ЂFamilia Ortodoxăї. 2011. є 15

14 июл€ 2011 года

[1] В Румынии детскими садами с продленной программой называются те, в которых дети находятся до 6–7 часов вечера, со средней программой – до 2 часов пополудни, с короткой – до 12 часов. – Здесь и далее примечания переводчика.
[2] Архиепископ Пимен (Зайня) с 1991 г. возглавляет архиепископию Сучавскую и Рэдэуцкую, входящую в митрополию Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви.
[3] Монастырь святого Иоанна Нового находится в центре г. Сучавы. Построен в 1514 г. святым Штефаном Великим, с XVII в. являлся резиденцией митрополитов Молдовы и Буковины.
[4] Речь идет о детском стишке-молитве: ЂАнгел, ангелочек мой, / Которого мне дал Бог, / Всегда будь со мной / И научи меня делать добро. / Я маленький – / Сделай меня большим; / Я слаб – / Сделай меня сильным. / Всегда сопровождай меня / И от зол храни. Аминьї.
     омментарии читателей
    2013-10-11
    19:14
    ћай:
    ј где еще есть такие садики?≈сть ли в ѕетербурге?кто-нибудь знает?
    2012-06-13
    21:02
    јлевтина:
    ѕравославный садик - Ёто отлично. — самых ранних лет ребенок должен познавать и воспитыватьс€ в православии. ’орошо, что в наше врем€ стали заботитьс€ об этом. ” нас в городе православного садика нат, но € веду ѕравославный кружок "ѕреображение" в детском саду вот уже 4 года. ƒети 4-5 лет. »м очень нравитс€ зан€ти€.Ѕлагодар€т родители, а особенно бабушки деток.
    2011-12-23
    17:00
    Ћюда:
    ћне очень нравитьс€, что среди читающих возник такой разговор.ƒумаетс€, что именно сама тема о дет€х определ€ет читателей поделитьс€ соображени€ми и разделить заботу.Ѕлагословение √осподне вашим мысл€м и делам!Ѕудьте здоровы!
    2011-10-28
    19:46
    Ќадежда:
    дорогой , вы человек, вы так заблуждаетесь , в том что через счета –ѕ÷ проход€т миллиарды? откуда у вас такое? у вас милый вы человек ложное представление, никогда не беритесь судить и считать чужие деньги ,  аждый из нас будет проходить через суд Ѕожий и отвечать за свои поступки,пишу вам как педагог , € проработала с детьми 35 лет ,и знаю что говорю, дети это лакмус родителей , жаль что некоторые родители живут просто одним днем , не задумыва€сь о том что будет? с их детьми, и когда в детском садике , извените дети играют и копируют взрослых ,то это очень страшно, поверьте! и поэтому € поддерживаю –умынских братьев. с уважением и любовью Ќадежда.
    2011-08-24
    19:38
    јлександр:
    ƒаже обычный детский сад, а православный - в особенности, очень важный этап жизни и воспитани€ ребенка. ƒуховное воспитание ребенка, научение любви, терпимости в православном садике несравненно выше. ƒетей хочетс€ изолировать от зла это мира, но их нужно и учить защищатс€, адаптироватьс€ (но не покорно смир€тьс€ со злом). ѕравославие обуславливает стремление к спокойствию, рассудительности. Ќо, например, современный большой город или некоторые виды работ настолько стремительны и малопредсказуемы, что даже подготовленным взрослым больше схожи с безумием. ѕопав в похожие обсто€тельства ребенок, даже повзрослев, может испытывать сильный внутренний конфликт между тем как можно себ€ прокормить и тем, как он хочет жить. Ќужно учить детей не только тому - как правильно поступать, но даже тому, как можно выживать в сложных, неравных обсто€тельствах. ѕрощение - хороший элемент защиты от пор€дочного человека. ѕри столкновении с €вным негод€ем он часто не действнный. ѕравославное воспитание не должно формировать у детей иллюзию отсутсви€ в жизни зла. ќно должно учить детей побеждать зло, быть готовыми дать верный отпор, уметь реально оценить свои возможности и обсто€тельства в которых оказалс€ и прин€ть правильное, православное, решение. —пасибо всем. ѕсихолог.
    2011-07-18
    21:34
    ольга:
    ј вы на чем катаетесь?ќни чем могут тем и помогают.«ачем перекладывать с больного на здорового?” людей должен быть выбор,нас и так с детства "штампуют".Ќо сейчас и вообще не что... в стране творитс€.Ѕожьего благословени€ тем,кто проникает в эту проблему.
    2011-07-18
    10:11
     оммунист:
    »вану.
    ј причем тут одно к другому? ÷ерковь имеет средства, но тратит их на предметы роскоши а не на помощь нуждающимс€. Ёто по-христиански?
    2011-07-16
    08:34
    ≈лена:
     акое чудо, что детки так благодатно вступают в жизнь!
    ” мен€ дочка, и € урезала бы себ€ во всем, лишь бы была возможность ходить в такой сад! ¬озможно, с Ѕожией помощью, по€витс€ и у нас православный сад в городе. ’очетс€ поспособствовать его скорейшему созданию, хот€ и не представл€ю пока, с какой стороны к этому подойти. ¬едь у людей православных колоссальна€ потребность в том, чтобы дети с малолетства воспитывались в духе и в среде христианства всюду, а не только в собственной семье.
    2011-07-15
    15:24
    »ван:
    —кажи  омунист, кака€ св€зь √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ учреждений с церковными?
    2011-07-15
    13:10
    Liana Veklitch:
    Entire world is in need of kindergartens like this one. Then the world would be a better place to live in.
    2011-07-14
    18:00
     оммунист:
    „ерез счета –ѕ÷ проход€т миллиарды.
    ¬ стране острый недостаток детских садиков.
    ѕочему духовенство предпочитает кататьс€ на лексусах и жить в особн€ках, вместо того чтобы открывать детские сады дл€ нуждающихс€?
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: