–умынска€

Ђ„еловеку нужно уедин€тьс€, чтобы вновь встретитьс€ с Ѕогомї

Ѕеседа с протосингелом ѕетронием (“энасе)

ѕротосингел ѕетроний (в миру ѕетр “энасе; 1916Ц2011) Ц один из почитаемых румынских старцев. ћного лет он был насто€телем румынского общежительного скита ѕродром (–ождества »оанна ѕредтечи) на —в€той √оре јфон. —тарец пользовалс€ большим авторитетом не только на јфоне, но и во всей √реции. » конечно же, на своей родине Ц в –умынии. ѕосв€тить свою жизнь √осподу он решил еще в отрочестве, а в 1940 году в монастыре —ихастри€ прин€л монашеский постриг. ¬скоре ему пришлось с твердостью отстаивать свою веру: в коммунистической –умынии монахи подвергались преследовани€м, не избежал притеснений и отец ѕетроний. Ќа јфон он приехал в 1978 году. Ќа —в€той √оре отец ѕетроний был и опытным духовником, и де€тельным насто€телем, много потрудившимс€ дл€ духовного возрождени€ скита и его благоустроени€, и библиотекарем, и автором книг.  нига его размышлений Ђ¬рата пока€ни€ї переведена на несколько европейских €зыков. ѕредлагаем читател€м сайта Ђѕравославие.руї одну из последних бесед со старцем, отошедшем ко √осподу почти год назад.

***

Ц ќтец насто€тель, скажите нам, что такое пост и какой вообще должна быть христианска€ жизнь.

Ц ∆изнь христианска€, жизнь духовна€ означает очищение внутренней жизни, жизни душевной. „ем загр€зн€етс€ душевна€ жизнь? ќна загр€зн€етс€ вольно и невольно. ќна загр€зн€етс€ невольно, потому что видишь и слышишь плохие и греховные вещи. »дешь по дороге, видишь что-то, слышишь, встречаешь кого-то и Ц даже против своей воли Ц загр€зн€ешьс€Е

ј значит, человек должен быть внимателен и к словам Ц и Ђда будет слово ваше: да, да; нет, нетї, как говорит —паситель[1], Ц и положить хранение устам своим; положить хранение глазам и ушам своим, как говорит св€той »оанн «латоуст: Ђ огда постишьс€, не постись одним только чревомї, Ц ибо в противном случае ты не делаешь ничего. ѕусть пост€тс€ и глаза твои, чтобы не видеть скверных вещей; пусть пост€тс€ уши, чтобы не слышать мерзких речей; пусть пост€тс€ руки, чтобы не совершать плохих дел; ноги, чтобы не идти на грешные дела. “о есть пусть поститс€ все твое существо.

Ќаведи пор€док во всех формах про€влени€ человека Ц ибо кажда€ из них накладывает свои отпечатки, более или менее глубокие, на душу человека, и даже на его тело, соответственно той интенсивности, с какой страсти и зло извне воздействуют на нее. „еловек, сам того не сознава€, несет в себе груз Ц или христианский, или греховный. ј чтобы человек был в норме, невозможно жить и тем, и другим. Ёто исключено! ќн не может быть и с добром, и со злом. ≈сли входит зло, то уже не войдет добро. ѕока€ние, и исповедь, и подвиг существуют в христианстве именно дл€ этого внутреннего очищени€ и освобождени€ себ€.

«лые вещи получают власть над человеком, порабощают его. » человек уже не в силах направл€ть себ€ к своей самой важной цели Ц стремитьс€ достичь Ѕога. ќни отклон€ют человека, измен€ют его, увод€т в иные стороны. » тогда человек обремен€етс€ душевно, усложн€етс€, а поэтому ему нужно освободитьс€ от этих внутренних состо€ний.

ѕодвигом же, постом, молитвой, исповедью человек мало-помалу с годами очищаетс€ и освобождаетс€.

Ц ј какое место должны занимать телевидение и »нтернет в жизни христианина?

Ц –умынский народ был глубоко проникнут православным христианством, жил им, вел жизнь скромную, простую. ћежду тем все, что пришло с «апада, Ц это все исключительно плотское, оно создано дл€ тела Ц не дл€ лучшего изучени€ тела, а дл€ плоти греховной и страстной. ќттуда пришли сюда все эти технические новшества. ќни созданы и создаютс€ не по Ѕожественному вдохновению, не на пользу человеку и не дл€ его христианского и духовного восполнени€, не дл€ достижени€ его цели Ц стать св€тым, как говорит —паситель: ЂЅудьте св€ты, будьте совершенны, как ќтец ваш Ќебесныйї[2], Ц потому что все, что делает человек, должно способствовать достижению этой единой цели его существовани€.

¬едь кака€ польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит? Ёто говорит —паситель ’ристос[3], а не другой кто-нибудь!

»так, человек призван подготовитьс€ к тому, чтобы войти в блаженство вечное: сделатьс€ св€тым, осв€титьс€, чтобы ему можно было приблизитьс€ к —в€та€ св€тых, Ц только так он может войти в тамошнее ÷арство. ћежду тем вс€ эта техника создана не дл€ этого! ќна нигде не предусматривает существовани€ Ѕога, нигде не предусматривает духовного совершенствовани€ человека! ѕоищите это и посмотрите, найдете ли вы такое! Ќигде этого нет! ѕотому что она создана не с этой целью.

 аков смысл телевизора в жизни человека? ѕредположим, что телевизор создан дл€ церковных богослужений. Ќо это категорически грех Ц и об этом уже писалось и в румынской прессе, Ц это непочтение к св€щенным службам. „еловек не участвует в богослужени€х, которые передаютс€ по телевизору, Ц он делает свои дела. ѕытаетс€ смотреть их больной, пытаетс€ работающий, но они не участвуют в св€той литургии. “о, что они вид€т, Ц как бы тут выразитьс€? Ц это призрак, это представление! —в€та€ литурги€ происходит в храме Ц в св€том месте, где находитс€ св€щенник, где совершаютс€ особые таинства. ј по телевизору не совершаетс€ ничего. Ёто спектакль, а не участие. ќдно дело Ц участие, а другое Ц спектакль. я смотрю Ц и без толку! ћой ум думает об этом, но € не нахожусь в контакте с реальностью, которую вижу там! Ёто воображение. ћой ум не живет тем, что там происходитЕ

Ц Ћюди сегодн€ заполн€ют свой ум вс€кого рода новост€ми, более или менее сенсационными, дешевыми фильмами, ток-шоу, на которых приглашенные спор€т друг с другомЕ  ак вы считаете, какое вли€ние оказывает все это на душу?

Ц –аспыление ужасное! ќни оказывают плохое вли€ние. ѕотому что люди из того, что вид€т, не извлекают знани€. ƒве вещи, говор€т отцы, абсолютно необходимы дл€ спасени€ Ц знание и делание. Ќо только духовное знание полезно! ј ненужное знание не приносит никакой пользы.  акую пользу оно приносит нашему уму? ќно только рассеивает мен€ Ц ибо, вы же видите это, все это создано дл€ рассеивани€. ќтсюда €сно, что это диавольские делаЕ

—паситель говорит: Ђя јльфа и ќмегаї[4] Ц ≈диный, ≈динственный Ѕог. Ѕесов много, их легионы, и они рассе€ны. ј тогда, чтобы встретитьс€ с Ѕогом, надо войти в самое сокровенное место, чтобы встретитьс€ там с Ѕогом. ќднако диавол рассеивает теб€ до бесконечности во внешних делах, и у теб€ уже не остаетс€ времени. ” теб€ уже нет времени на себ€ самого, потому что ты распылен во внешних делах. ѕоэтому все эти вещи, которые, как ты видишь, увод€т вовне, созданы с точной целью рассе€ть человека.

ѕресса изо дн€ в день говорит только о грехах, о суждени€х людей, о зле. ќна не христианска€, не полезна€.  ака€ польза мне от этой информации? «нать, что произошло убийство, что тот-то Ц политикан, а где-то подрались, о войне и прочем? Ёто понапрасну беспокоит мен€, создает во мне душевные состо€ни€ ненужные, неполезные, которые отклон€ют мен€ от моей главной цели и рассеивают мен€, распыл€ют мен€ посто€нно. “о же делают и телевизор, и радио! ј цель всего этого Ц рассе€ть твой ум. Ёто цель, вдохновленна€ диаволом.

—в€тые отцы говор€т, что человек, чтобы ему легче было приблизитьс€ к Ѕогу, должен иметь и духовное ведение, должен знать разумные основани€ вещей и понимать, почему Ѕог создал вещи так, а не иначе. » духовное ведение помогает мне, познава€ разумные основани€ вещей, видеть модификации добродетелей; то есть, гл€д€, как происход€т дела, понимать, как прикладывать их и к моей личной жизни.

Ц  ак можно распознать, что дл€ нас в духовном смысле полезно и что нет?

Ц Ёто очень просто: если это помогает мне стать лучше как христианину, то это хорошо; если же не помогает, то нехорошо. Ёто просто как дважды два! ƒа станет это дл€ нас лакмусовой бумажкой, которую будем прикладывать посто€нно ко всему, что нам предлагаетс€ сделать. я смотрю телевизор? ј делаюсь ли € лучше, чем был? Ќе делаюсь. »нформаци€, радио, если € их слышу, делают ли мен€ лучше, нравственнее, духовнее?..

—кажу вам: очень многие вещи не нужны, совершенно бесполезны. –ади телесных потребностей мир усложнилс€. ѕосмотри: в древности ведь все было намного проще! ј дальше чем больше усложн€лс€ мир, тем дальше он отходил от Ѕога. ќн отчуждилс€, а теперь происходит последнее распыление Ц поэтому дело и дошло до того, чтобы больше не было времени на Ѕога. ƒл€ Ѕога больше нет места, люди опрокинуты в мир, который не есть Ѕожий, который не имеет смысла, который не понимает, зачем он создан.

Ќенормально и совершенно неестественно такое социальное состо€ние! ј оно не может быть иным, чем то, которое дал нам Ѕог. Ќо мы не можем его приукрасить, не можем придать ему другой фасон, чтобы оно выгл€дело хорошим. Ќет, оно совершенно нехорошо! ≈сли можем бежать от него, то будем бежать.

Ёто да будет дл€ нас ключевым словом: если это помогает мне стать лучше, оно хорошо; если не помогает, то нехорошо.

Ц ¬ы говорили как-то, что самое большое зло сегодн€ Ц это то, что человек уже не может молитьс€, что он остаетс€ отчужденным от Ѕога.

Ц Ёто самое т€жкое дело из всего, что мы совершаем. „еловек, загруженный телевизором, уже не может молитьс€; будучи рассе€н, он уже не может молитьс€, он тер€ет самое св€щенное. ј —паситель говорит: ЂЌепрестанно молитесь!ї[5] Ќепрестанна€ молитва означает посто€нное сохранение св€зи с Ѕогом. “ак должно быть и так есть, потому что € нахожусь в ≈го присутствии посто€нно. я не могу быть с Ѕогом и смотреть в другую сторону; не смотреть на Ќего Ц это неуважение. Ѕог всегда присутствует здесь, поэтому молитесь непрестанно. Ѕудем всегда на св€зи с Ѕогом!  ак нельз€ жить не дыша, так не будем оставл€ть молитву. ¬едь ты не можешь жить не дыша, Ѕог дал нам эту потребность. ѕотому говор€т св€тые отцы, что мы учимс€, гл€д€ на вещи, вид€, как все происходит, гл€д€ на разумные основани€ вещей, учимс€ разным добродетел€м, учимс€ быть добродетельными.

ѕосмотри, Ѕог вложил в нас потребность в воздухе. ј почему ќн создал человека с потребностью в воздухе, в дыхании? јнгелы ведь не нуждаютс€ в дыхании. ќни не нуждаютс€ в воздухе, они не живут воздухом. Ѕог дал человеку эту потребность Ц в действии, без которого человек не может жить, потому что иначе тотчас же умрет, Ц чтобы он пон€л, что существует и нечто иное. Ќе только тело, но и душа, если ей не хватает чего-то, умирает, не может жить. Ќам необходима эта св€зь с Ѕогом, потому что если человек не сохран€ет св€зь с Ѕогом посто€нно, он умирает. ѕоэтому молитесь непрестанно и будьте посто€нно св€заны с Ѕогом, как говорит св€той √ригорий Ѕогослов: Ђƒыши Ѕогом, как дышишь воздухомї. ѕотому и св€той »оанн «латоуст говорит: ЂЌе длинные молитвы, а короткие и частые, чтобы ты ходил все врем€ с молитвой, чтобы ты посто€нно был св€зан с Ѕогомї.

Ц „то вы думаете о рел€тивизации религии в наши дни? ќдни говор€т о религии в идолопоклонническом и даже атеистическом контексте: Ђрелиги€ ЌЋќї, Ђрелиги€ “¬ї и т.д.  ак вы думаете, они правы?

Ц Ќе может быть иной религии, кроме единственной, св€занной с Ѕогом. Ќе может быть религии грехов, как сейчас вот создали Ђрелигию блудаї. —ейчас царит Ђвелика€ блудницаї јпокалипсиса[6]. ќна и есть, знайте! ћы видим не иную какую! »бо написано, что будет женщина негде, блудница, и ее будет видеть весь мир. Ёто тот блуд, который сегодн€, особенно посредством телевизора, насильно насаждаетс€ во всем мире в менталитет людей. ¬ы видите? ƒошло до того, что грехи, которые Ѕог карает истреблением, уничтожением, объ€влены правами человека. я видел в одном журнале, случайно попавшем мне в руки, нечто св€занное с де€тельностью —овета ≈вропы. » в одном месте говоритс€: Ђ—овет удовлетворен тем, что ему удалось устранить в –умынии преп€тстви€, противодействовавшие гомосексуализмуї. “о есть —овет ≈вропы, а не румынское правительство! ј эти наши глотают, глотают гадость, которой их потчуют, берут об€зательства выполнить ее и не думают о румынской традиции, не думают ни о чем; и приход€т и суют ее, предлагают ее населению, и кто хочет, тот кормитс€ ею.

—в€тые отцы говор€т: никакой другой грех так сильно не оскверн€ет душу человеческую, как блуд. „еловек совершает другие грехи вне себ€, а этот внутри себ€ самого. Ќикакой другой грех так глубоко не оскверн€ет душу человеческую, как блуд. ¬от так-то! —ейчас это модно, вы видите? «агр€знить человека до самых глубин души Ц и не только взрослого, но и малых детейЕ

Ц ¬ заключение дайте совет дл€ всех христиан в эти т€желые дни.

Ц ћой совет и призыв такой, чтобы человек врем€ от времени убегал, отдал€лс€ от того, что относитс€ к телесным потребност€м, чтобы ему можно было вновь обрести духовное состо€ние, встретитьс€ с Ѕогом,  оторый находитс€ внутри сердца нашего, Ц войти извне в ≈го брачный чертог. ѕотому и существуют молитвы вечерние, ночные, которые человек совершает, уединившись; ибо он не может совершать их посреди улицы, он совершает их втайне.

”бегать из мира, то есть свести к минимуму свои физические, естественные нужды, потребные дл€ существовани€, Ц воздержанием, постом, а не удовольстви€ми, не столами, банкетами и прочим, а жизнью простой и скромной, с нищетой, со смирением. —вести их, таким образом, к необходимому уровню, только дл€ нужд. Ѕудем старатьс€ дл€ нужд, дл€ необходимости, а не дл€ удовольстви€ и развлечений. ¬от еда и одежда Ц € одеваю свое тело, чтобы защититьс€ от непогоды и прикрыть наготу, а не чтобы носить роскошные шелка и драгоценности, которые тешат тщеславие и гордыню; то же самое и с едой, то же и со всеми этими вопросами. Ѕудем использовать внешние вещи дл€ нужды и духовной пользыЕ

ќтцы говор€т, что ум создан, чтобы двигатьс€ туда-сюда. ќдна из трудностей ума состоит в том, что он рассеиваетс€, когда ему нечего делать. √овор€т: задай уму работу; если у ума есть работа, то любопытство уже не пот€нет его, например, к телевизору. ј какую именно работу? »ли духовное размышление, или молитву Ц если ты закрепл€ешь непрестанную молитву.

ћолись Ѕогу так же часто, как дышишь. ≈сли ум охвачен молитвой, то его уже не привлекают впечатлени€ извне, он уже не останавливаетс€. ≈сли мысль его высока€, св€та€, духовна€, то он впечатл€етс€ не этими плотскими красотами, а духовными. Ёто же так просто!

ќтец ѕаисий из —ихлы[7] вспоминал об одной очень простой вещи в св€зи с этим. ќн говорил: Ђќднажды пришла ко мне одна баба, из набожных, и спросила: “„то мне делать, отче? я неграмотна€ и не знаю молитв. —пасусь ли € без молитв?” я сказал ей: “ј ты совсем не молишьс€?” Ц “ƒа € молюсь!” Ц ““ак как же ты молишьс€?” ј она говорит мне: “ƒа вот как € молюсь: когда подметаю дом, молю Ѕога: Ѕоже, вычисти гр€зь из души моей, как € вычищаю эту гр€зь из дома, и пусть нравитс€ она “ебе, как мне нравитс€ чистый дом. ј когда стираю белье, то тоже говорю: √осподи, смой зло с души моей, чтобы и € была чистой, как чиста эта рубашка. » так говорю во всем, что бы € ни делала. ƒа хорошо ли так делать-то?” Ц “∆иви так всю свою жизнь!”ї

Ёто непрестанна€ молитва ума. “о есть во всех обсто€тельствах, когда ты что-нибудь делаешь, видеть присутствие Ѕога Ц и делать свое дело, ибо тебе можно его делать. Ќо когда ты делаешь это внешнее, потребное дело, ум твой держит св€зь с чем-то другим Ц он прив€зан к присутствию Ѕога,  оторый везде. “огда ум уже не любопытствует, он уже не хочет что-нибудь увидеть, потому что у него уже нет на это времени. ќн уже не хочет увидеть что-нибудь другое, потому что все врем€ зан€т св€щенными и высокими вещами, духовными, а все прочее оставл€ет его равнодушным.

С протосингелом Петронием (Тэнасе) беседовал Виржилиу Георге
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Familia Ortodoxă. 2011. є 26

12 €нвар€ 2012 года

[1] Мф. 5: 37.

[2] Ср.: Мф. 5: 48; 1 Пет. 1: 16.

[3] См.: Мф. 16: 26.

[4] Ср.: Откр. 1: 8.

[5] 1 Фес. 5: 17.

[6] См.: Откр. 18:2; 19: 2.

[7] Иеросхимонах Паисий (Олару) был величайшим румынским духовником, духовным отцом будущего старца Клеопы и множества других известных румынских старцев, иерархов и простого народа. О нем см.: http://www.pravoslavie.ru/put/39264.htm. Старец Петроний (Тэнасе) был тесно связан как со старцем Паисием, так и с отцами Клеопой (Илие) и Арсением (Папачоком), подвизаясь вместе с ними в монастырях Слатина и Сихастрия до своего отъезда на Афон.

     омментарии читателей
    2012-09-10
    15:36
    ¬алентина:
    ... заплакала от умилени€. —пасибо за всЄ, чем делитесь с нами.
    2012-09-10
    02:29
    иерей ¬€чеслав :
    —паси ’ристос!Ќет слов, - прекрасно!Ёто - живое свидетельство неугосаемости ƒуха,чистоты и свежести Ѕогодухновенного ѕредани€ ÷еркви ’ристовой,неистребимости апостольской преемственности и реальной возможности доступа к св€тости в наши дни!÷арство Ќебесное блаженному старцу!ѕреподобне отче ѕетроние, моли Ѕога о нас!
    2012-07-19
    10:30
     онстанин:
    ќчень душеспасительно, —пасибо! ”важаема€ редакци€ портала ѕравославие.Ru. подскажите, пожалуйста. ¬ы пишете, что  нига размышлений старца Ђ¬рата пока€ни€ї переведена на несколько европейских €зыков. ј на русский €зык книга переведена? ≈сли нет, то планируетс€ ли осуществить данный перевод?
    2012-04-22
    01:27
    —ветлана:
    —пасибо!ѕо€вл€ютс€ силы жить в этом суетном и грешном мире!—паси всех √осподь!
    2012-04-11
    02:54
    anatoli:
    Ѕольшое спасибо!
    2012-02-14
    17:36
    ольга:
    ќчень замечательна€ стать€. “аких статей побольше...¬ нашем современном мире с тем потоком информации который у нас идЄт сложно не улечс€...ј если начать отбор полезного или нет в эфир сочтут приследованием "свободы слова" как люб€т говорить...’рани нас Ѕог.
    2012-02-05
    18:00
     лара:
    очень своевременна€ публикаци€. —пасибо!
    2012-02-02
    22:30
    Ќино:
    превосходно!
    2012-02-02
    14:14
    Ќјƒ≈∆ƒј:
    —пасибо. ’рани вас Ѕог!
    2012-02-01
    21:17
    “ать€на:
    —пасибо. ќчень поучительна€ и нужна€ беседа.
    2012-02-01
    09:43
    elena:
    —пасибо старцу ѕетронию за наставление и просветление души и ума
    2012-01-30
    14:42
    ћихаил:
    —пасибо за наставление,’ороша€ стать€,
    2012-01-28
    14:17
    marija:
    ’рани √осподи! —пасительный совет дл€ всех православных.ѕоучительные и полезные советы. ј, если и заниматьс€ интернетом, то есть хорошие ѕ–ј¬ќ—Ћј¬Ќџ≈ страницы.
    » есть хороший совет, выбирай здоровое зерно.
    —пасибо за статью и дай Ѕог здрави€ и долгих лет. —паси √осподи.
    2012-01-18
    06:52
    Larisa:
    BOLJSHOE SPASIBO!HRANI VAS VSEH GOSPODI!
    2012-01-16
    21:32
     сени€:
    —пасибо Ѕатюшке ѕетронию. Ќо к Ѕоженьке в храм пришла в 27 лет, благодар€ интернету. –одители мои не верующие, и о Ѕоге, религии, христианстве ничего не знала, читало обо всем в интернете.
    2012-01-15
    14:04
    Ћюдмила:
    —паибо и —паси √осподи нас всех православных христиан!
    2012-01-15
    02:47
     ирилл:
     ак в большом городе случаетс€ пивна€ или рынок в ста метрах от храма, так в интернете нар€ду с pravoslavie.ru встречаютс€ псевдоправославные, на поверку оказывающиес€ в лучшем случае сектантскими, сайты (про откровенную гр€зь и говорить нечего); так в телевизоре кроме дома-2 есть передачи со словом —в€тейшего. Ќадо учитьс€ отдел€ть зЄрна от плевел, противосто€ть страст€м и соблазну, а не отказыватьс€ от современных технологий вообще. » позици€ –усской ѕравославной ÷еркви никак не включает в себ€ выбрасывание телевизионных приЄмников в окно, к чему, бывает призывают отдельные "экстремистски" настроенные батюшки. Ќаоборот, –ѕ÷ активно использует все возможные средства - интернет, телевидение, радио, прессу - чтобы нести в мир и, не побоюсь этого слова, пропагандировать —лово Ѕожие.
    —осуд своего тела, данного ему Ѕогом, человек наполн€ет сам, чем он его наполнит - собственный выбор человека. ѕо словам о.»оанна  ресть€нкина, сильный нынче спасаетс€ в миру, слабый идЄт в монастырь...
    2012-01-15
    00:26
    Ќиколай :
    —паси ’ристос !
    2012-01-14
    22:00
    ¬€чеслав:
    ќгромное спасибо!
    2012-01-14
    02:25
    Ћариса:
    Ѕольшое спасибо !!!
    2012-01-13
    21:19
    ћари€:
    —пасибо за беседу со старцем ѕетронием! Ќо почему же так часто мы читаем о румынских старцах (и с большим удовольствием и пользой!), и так мало можно прочитать поучительного, того, что исходит от наших, русских, отцов? (»мею ввиду, современных).
    2012-01-13
    20:01
    анна:
    ’ороша€ беседа. Ќедавно ученые установили, что интернет действует на мозг и вызывает зависимость так же как алкоголь и табакокурение(((
    » хорошо, что есть такие сайты в интернете, как православие.ру (а то что бы тогда было с православным "страдающим" интернетзависимостью)и такие статьи (может это будет дл€ кого то последн€€ встреча с инетом вообще (правда это из области чуда)).
    2012-01-13
    19:40
    —ергей ‘р.:
    —паси √осподи!
    2012-01-13
    14:33
    ¬ладимир:
    —пасибо за статью!  ак , оказываетс€, все просто и пон€тно. ѕочаще бы читать такие беседы и наставл€тьс€, вразумл€тьс€.
    —пасибо!
    2012-01-13
    14:28
    —имон:
    если технические новинки запада - зло, то и интернет зло?
    “огда почему существует сайт провославие.ру и используетс€ православной церквью ?
    2012-01-13
    14:12
    —ветлана:
    —паси √осподи! ќчень хороша€ стать€.
    2012-01-13
    13:41
    јлександр:
    —ѕј—»Ѕќ!!!
    2012-01-13
    13:29
    –аиса:
    Ѕлагодарю от души.
    2012-01-13
    01:34
    Ќатали€:
    —пасибо большое за статью, хорошо и правильно,но как т€жело держать ум, у мен€ он посто€нно отвлекаетс€, рассеиваетс€.
    2012-01-13
    00:35
    јлександр:
    —паси √осподи, милый мой, хороший мой ѕетроний!
    2012-01-13
    00:19
    »рина:
    Ѕольшое —ѕј—»Ѕќ за беседу! ’оть напомню себе про молитву.
    2012-01-12
    22:54
    ќлег:
    »нтересно, а что сказал бы уважаемый о. ѕетроний, если бы узнал, что эту статью мы читаем в этом самом ужасном интернете? ћожет все таки правы те, кто говорит что - царский путь - средний путь?
    2012-01-12
    21:52
    cube11:
    "”м, не уединившегос€ и не заключившегос€ в себе, находитс€ по необходимости среди молвы и м€тежа, производимых бесчисленными помыслами, имеющими к нему всегда свободный доступ, и сам болезненно, без вс€кой нужды и пользы, зловредно дл€ себ€ скитаетс€ по вселенной." »гнатий Ѕр€нчанинов
    2012-01-12
    20:59
    ѕавел:
    —паси Ѕог.
    2012-01-12
    18:54
    ≈лена:
    —пасибо! ’ороша€ стать€, душеполезна€. ѕобольше того, что отрезвл€ет ум!
    2012-01-12
    16:59
    михаил:
    —пасибо.
    2012-01-12
    14:57
    ћаксим:
    —пасибо батюшке ѕетронию за наставление.
    2012-01-12
    14:30
    Ћариса:
    ћне понравилась эта публикаци€! ,-но без »нтернета € бы никогда ее не прочитала, буду старатьс€ теперь ограничить просмот𠓬.
    2012-01-12
    13:40
    ƒмитрий:
    ѕобольше таких бесед!
    2012-01-12
    12:28
    Ћариса:
    —пасибо.
    2012-01-12
    12:15
    јЋ≈ —јЌƒ– :
     ј  ’ќ–ќЎќ » ѕ–ќ—“ќ
    2012-01-12
    12:09
    √авриил:
    —пасибо за статью.
    2012-01-12
    12:00
    јлексей.:
    ќчень хороша€ беседа.
    2012-01-12
    11:37
    Ќадежда:
    Ѕольшое спасибо за публикацию!
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: