–умынска€

√лубина смирени€ ’ристова

—лово на ќбрезание √осподне

Архимандрит Иакинф (Унчуляк)

јрхимандрит »акинф (”нчул€к; 1924Ц1998), насто€тель монастыр€ ѕутна в 1973Ц1992 годах, был одним из самых почитаемых румынских духовников ’’ века.

—лова старца »акинфа исполнены радости духовной и того глубочайшего смирени€, без которого смысл праздника ќбрезани€ √осподн€ пон€ть невозможно. Ѕогатые духовные даровани€, которыми наделен был от Ѕога насто€тель монастыр€ ѕутна, сочетались с его всегдашней готовностью пойти на жертвенную самоотдачу ради ближнего. Ёту его добродетель Ѕог увековечил навсегда, забрав старца к —ебе в вечность в тот момент, когда он, невзира€ на болезнь, исповедовал верующих, стара€сь утешить и духовно укрепить всех искавших его.

„тобы постичь неизреченно богатый смысл нынешнего праздника, призываем вас порадовать себ€ проповедью старца »акинфа, котора€ своим €сным и насыщенным течением напоминает глубокие и мудрые беседы св€тых отцов древности, пам€ть одного из которых, св€тител€ ¬асили€ ¬еликого, мы празднуем сегодн€.

***

ќбрезание √осподне
ќбрезание √осподне
††††††††††††

ѕо прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать ћладенца, дали ≈му им€ »исус.
(Ћк. 2: 21)

¬озлюбленные верующие!

Ѕлагий —паситель наш, смирив —еб€, восприн€л тело человеческое, не постыдившись во всем подчинитьс€ закону ћосееву, »м же —амим данному на горе —инайской. ѕервым актом повиновени€ —ына ќтцу было ≈го воплощение в образе малого ћладенца, а не мужа совершенного. ѕервым же актом повиновени€ ≈го закону было прин€тие обрезани€ на восьмой день по закону ћоисееву, глас€щему: Ђ¬ восьмой же день обрежетс€ у него крайн€€ плоть егої (Ћев. 12: 3).

»так, в день, предписанный законом, ћладенец был обрезан, и старец »осиф нарек ≈му им€ »исус, ибо так ќн был назван Ђјнгелом прежде зачати€ ≈го во чревеї (Ћк. 2: 21).

Ќо почему же »исус был обрезан, ведь ќн не был повинен греху? ¬о-первых, дл€ того, чтобы €вить —еб€ подчин€ющимс€ закону и исполн€ющим его. «атем дл€ того, чтобы €вно было, что ќн действительно восприн€л тело человеческое, а не призрачное. ¬-третьих, чтобы подать нам пример глубочайшего смирени€. »бо ќн €вилс€ не просто в виде „еловека, а „еловека, побеждающего грех, при том что —ам не имел греха.

ј почему ќн обрезан был на восьмой день? ѕотому что день восьмой, согласно св€тым отцам (св€тому √ригорию Ќисскому), прообразует собой день вечности, покой гр€дущего века восьмого. ѕервые шесть дней Ц это дни творени€, работы. ƒень седьмой Ц это день поко€ √осподн€, день земного субботствовани€, который посто€нно преходит, как и сам человек, а потому повтор€етс€ каждую неделю. ¬осьмой же день есть символ будущего века, дн€ вечного праздновани€ со ’ристом, который уже не закончитс€ вовек. ј те 33 дн€, которые ћладенец »исус находилс€ в ¬ифлееме до —воего принесени€ в храм, где ќн был вз€т на руки св€тым —имеоном Ѕогоприимцем, представл€ют те 33 года, которые Ѕог прожил на земле, до того как расп€л грех на  ресте.

Ќо обрезание в еврейском народе не только служило знамением завета между Ѕогом и человеком (см.: Ѕыт. 17: 10Ц14), но и символизировало искупление самого прародительского греха, хот€ таким образом и не мог быть прощен грех јдамов. »так, обрезание было ветхозаветным прообразом  рещени€, и √осподь прин€л обрезание, чтобы €вить —еб€ возобновителем «авета, а не его нарушителем.

“ри крещени€ восприн€л на земле √осподь наш »исус ’ристос: во-первых, крещение ветхого закона, обрезание; затем крещение пока€ни€, »оанново, которое тоже не было совершенным, ибо не могло дать прощени€ грехов, но все же было выше ветхого крещени€, поскольку устанавливало св€зь между ¬етхим и Ќовым «аветом; последним же и самым совершенным крещением, которое только может прин€ть христианин на земле, было крещение кровью, мученическое, которое —ам »исус ’ристос и прин€л на  ресте ради нас.

¬озлюбленные верующие!

¬елико было смирение √оспода! ¬едь ѕреблагий Ѕог не постыдилс€ нашего тела падшего! Ќе постыдилс€ и плотского обрезани€, но восхотел быть ос€занным и окровавленным «аконодавец, ’ранитель и Ќоситель закона! ќ, глубина смирени€ ’ристова! ќн смирилс€, восприн€в бренное тело. —мирилс€, соделавшись ћладенцем малым и бессильным перед людьми, чтобы показать нам, что, только возродившись и уподобившись невинным младенцам, мы снова сможем взойти на небеса, откуда ниспали. —мирилс€, родившись в €сл€х бессловесных и на земле чужой.

—мирилс€, дав блюсти —еб€ старцу, “от,  ого на небе окружали сонмы ангелов. —мирилс€, дав пеленать и ос€зать —еб€ руками человеческими, “от,  то сидит на ѕрестоле огненном и на  ого не смеют взирать херувимы и серафимы.

—мирилс€, восприн€в плотское обрезание, подобно грешникам, “от,  то пришел уничтожить грехи людские, потопив их в дражайшей  рови —воей.

Ќо почему же так глубоко смирилс€ —паситель наш? ѕотому что слишком велика была гордость человеческа€. » рана эта не могла быть исцелена ничем, кроме бальзама смирени€ ’ристова. Ќепослушание послушанием лечитс€, а гордость исцел€етс€ смирением. » за таковое глубокое ≈го смирение Ѕог дал ≈му Ђим€ выше вс€кого имениї, то есть »исус, что означает —паситель, Ђдабы пред именем »исуса преклонилось вс€кое колено небесных, земных и преисподних, и вс€кий €зык исповедал, что √осподь »исус ’ристос в славу Ѕога ќтцаї (‘лп. 2: 9Ц11).  ак свидетельствует сам св€той ѕетр, Ђнет ни в ком ином спасени€, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастисьї (ƒе€н. 4: 11Ц12).

—егодн€ «аконодавец делаетс€ исполнителем закона, чтобы научить нас совершенному послушанию; —ын Ѕожий делаетс€ „еловеком ради человека и €вл€ет —еб€ подзаконным ћладенцем, чтобы пристыдить человека, преступающего закон. „еловек, пребыва€ в раю, имел лишь одну заповедь от Ѕога, да и ту преступил, а —ын Ѕожий, сойд€ на землю, все заповеди человеческие исполнил, чтобы уврачевать неповиновение јдамово.

—егодн€ “ого,  то, коснувшись горы —инайской, заставил ее дымитьс€, касаютс€ и ос€зают руки человека грешного, но ќн не обжигает их, потому что пришел спасти человека от пламени огн€ вечного.

—егодн€ Ѕезгрешный восприн€л крещение обрезани€ как подзаконный младенец, чтобы научить нас, что без крещени€ мы не можем очиститьс€ от греха, не можем спастись.

—овершенный прин€л крещение несовершенное, а несовершенные прин€ли крещение совершенное, чтобы осв€титьс€. »исус ’ристос прин€л крещение немощное, в котором не нуждалс€, а христиане, нареченные ≈го именем, прин€ли совершенное крещение ƒухом —в€тым, чтобы тоже сделатьс€ совершенными.

—егодн€ Ќарекающий имена всей твари получил им€ превыше вс€кого имени небесного и земного. —егодн€ ѕомазанник Ѕожий открывает нам —вое им€ неведомое. —егодн€ ≈ммануил открываетс€ люд€м. —егодн€ —ына Ѕожи€ люди в первый раз называют »исусом, как ќн наречен был √авриилом в Ќазарете (см.: Ћк. 1: 31). ќднако там архангел произнес его, и одна только ƒева услышала, а здесь его произносит »осиф, ƒева повтор€ет, пастыри слышат, ¬ифлеем заучивает наизусть, а волхвы разнос€т по всей земле. Ќароды узнают о Ќем, €зычники начинают верить в Ќего, храмы воздвигаютс€ во им€ ≈го, христиане нос€т им€ ≈го в сердце.

ќ, как дорого под солнцем им€ —ладчайшего »исуса! »м запечатлеваетс€ ≈вангелие ’ристово, им хвалитс€ ÷ерковь Ѕога ∆ивого. — ним апостолы отправл€ютс€ на проповедь. »м хвалитс€ ѕетр в –име. »м вдохновл€етс€ ѕавел перед кесарем. »м утешаютс€ народы христианские. »м укрепл€ютс€ верующие в бедах. »м пожигаютс€ враги, им, его частым повторением, изгон€ютс€ бесы из людей и духи греховные из сердец их. »м€ »исусово нос€т матери на устах своих. ќно посох дл€ изгнанников в их скитани€х. ≈го непрестанно повтор€ют монахи в смиренной своей пустыне. »м, словно острым мечом, защищаютс€ отшельники от духов нечистых в излюбленном уединении своем. »менем »исусовым нищие см€гчают сердца немилосердных. »м, как щитом, ограждают девы тайное сокровище девства своего.

»м€ —ладчайшего »исуса носил св€той »гнатий в сердце своем. ≈го им€, как жемчужину, сокрытую на поле сердца своего, обрели св€тые непрестанной молитвой и частым повторением его. »м вооружались мученики, когда их бросали в плам€ огн€ и на съедение диким звер€м. Ётим именем хвал€тс€ народы христианские, им славитс€ ÷ерковь спасающа€, им укрепл€ютс€ св€щеннослужители и именем »исусовым изгон€ют из людей вражду, ненависть, блуд, духов нечистых и вс€кий грех. »менем »исусовым исцел€ютс€ болезни, утешаютс€ люди, отводитс€ гнев Ѕожий, отгон€етс€ засуха, споритс€ урожай полей, умножаетс€ хлеб на столе, дом исполн€етс€ радости ƒуха —в€того, примир€ютс€ враги, спасаютс€ души наши.

Ѕлаженны и треблаженны христиане, повтор€ющие непрестанно или как можно чаще краткую молитву —паса нашего »исуса ’риста Ц Ђ√осподи »исусе ’ристе, —ыне Ѕожий, помилуй м€, грешного (грешную)ї. Ѕлаженны вкусившие сладость имени »исусова, ибо таковые уже никаких лишений не испытывают на этой чуждой земле!

¬озлюбленные верующие!

√осподь »исус ’ристос прин€л обрезание, чтобы исполнить заповедь ветхого закона. Ќо в законе благодати, в христианстве, Ђничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а нова€ тварьї (√ал. 6: 15). “о есть вместо обрезани€ мы должны соблюдать все заповеди ≈вангели€, главными из которых €вл€ютс€ любовь, милосердие, молитва, пост.

Ќо если √осподь »исус ’ристос не имел греха, то нужно ли было ≈му принимать обрезание дл€ того только, чтобы не смутить евреев? ¬едь они и так не уверовали в Ќего! Ќет! √осподь прин€л обрезание, то есть подчинилс€ ветхому закону, не колебл€сь, чтобы этим научить нас повиноватьс€ без ропота и сомнений закону благодати. “о есть церковным догматам, св€щенным канонам, заповед€м ≈вангели€, поучени€м св€тых и наставлени€м родителей, давших нам жизнь, а также законам страны, в которой мы живем.

¬се творени€ Ѕожии живут по определенным Ѕожественным законам. Ќичто не действует просто так, по воле случа€ Ц ни горние ангелы, ни звезды небесные, ни твари земные, ни стихии воздушные. ƒаже бесы не искушают человека без ведома и позволени€ Ѕожи€. » если Ѕог даже Ђангелов, не сохранивших своего достоинства, соблюдает в вечных узах, под мраком, на —уд великого дн€ї(ср.: »уд. 1: 6), потому что они воспротивились воле Ѕожией, то как же ќн пощадит нас, христиан, Ђкоторые прин€ли закон при служении јнгеловї (ƒе€н. 7: 53), знаем наизусть ≈вангелие, заповеди церковные, данные ’ристом, и не соблюдаемих, но посто€нно нарушаем своими грехами?

Ќет, брати€. Ќе можем мы дать на это никакого ответа. ћы нарушили закон, мы заслуживаем суда и наказани€: или здесь Ц в болезн€х, искушени€х, скорб€х, или там Ц в вечных мучени€х. Ќи один грех не останетс€ ненаказанным. »бо Ђвс€кое преступление и преслушание получает праведное возданиеї (ср.: ≈вр. 2: 2). Ќе было нас в храме без уважительной причины Ц нас ждут т€желые болезни, раздоры, вечное осуждение. Ќе послушали св€щенника Ц лишаемс€ благословени€ Ѕожи€ в своей жизни. ѕротивимс€ родител€м или даже ругаем и бьем их Ц нас не минует их прокл€тие, то есть внезапна€ и т€жка€ смерть, а на том свете Ц огонь неугасимый. Ћишили мы жизни своих младенцев, воспротивились заповеди Ѕожией, глас€щей: Ђплодитесь и размножайтесь, и наполн€йте землю, и обладайте еюї (Ѕыт. 1: 28), Ц нас об€зательно настигнет гнев Ѕожий и в веке нынешнем, и в гр€дущем. ѕомним зло, не прощаем нашего ближнего Ц не увидим мы лица ’ристова.

“ак что же делать, чтобы избежать всего этого? —в€то соблюдать законы Ѕожии, постановлени€ ÷еркви, заповеди св€тых отцов, советы начальников наших, следовать доброму примеру тех, кто родил нас. ƒети должны слушатьс€ своих родителей, как ћладенец »исус слушалс€ старца »осифа, невзира€ на то, что тот не приходилс€ ≈му отцом. –одител€м нужно любить и хорошо воспитывать детей, как сами они были воспитаны родител€ми. ’ристианам Ц повиноватьс€ св€щеннику, как ангелы на небесах повинуютс€ ’ристу.

 аждый должен блюсти свое служение.  аждый должен исполн€ть свои об€занности на земле Ц и перед ’ристом и ≈вангелием, и перед семьей и ближними, и перед обществом, в котором он живет. Ѕудем повиноватьс€ и власт€м, ибо Ђсуществующие власти от Ѕога установленыї (ср.: –им. 13: 1), как ѕресв€та€ ƒева, повину€сь, пошла на перепись в ¬ифлеем, как повиновалс€ ѕавел, отправл€€сь в –им. Ѕудем повиноватьс€ старшим, будем иметь милость к младшим и любовь ко всем, ведь наша любовь никогда не погибнет (см.: 1  ор. 13: 8). » не только это, но будем повиноватьс€ так, как нам подобает по закону, а не вне закона ’ристова. »бо никто Ђне увенчиваетс€, если незаконно будет подвизатьс€ї(2 “им. 2: 5).

≈сли мы будем жить так, то проведем наступающий год в мире и всю нашу жизнь Ц в духовном преуспе€нии и радости, а затем войдем в век восьмой, то есть в ÷арство Ќебесное, где всегда будем вместе с ќтцом, —ыном и ƒухом —в€тым. јминь.

Архимандрит Иакинф (Унчуляк)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Razbointrucuvant.ro

14 €нвар€ 2013 года

—мотри также:
 омментарии читателей
2016-01-14
22:57
ƒарь€:
—пасибо за хороший материал!
ѕрости √осподи нас грешных!
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


ƒругие статьи авторов

«инаида ѕейкова

јрхимандрит »акинф (”нчул€к)