–умынска€

ћонастырь ѕутна Ч румынский »ерусалим

»горь «ыбин

ћонастырь ѕутна ћонастырь ѕутна
Ќасельники монастыр€ ѕутна называют свою обитель »ерусалимом румынского народа. ќснованна€ св€тым —тефаном, легендарным воеводой и строителем румынского государства обитель действительно €вл€етс€ самым посещаемым местом дл€ верующих людей, приезжающих поклонитьс€ его могиле. ƒл€ румын это место не просто символ св€тости, но и те врата, за которыми начинаетс€ путь в √орний »ерусалим.

ѕаломничество по румынским монастыр€м следует начинать с ѕутны. »менно в этой самой северной румынской обители, сто€щей на отшибе от главных дорог, душа сразу правильно настраиваетс€.

—в€той —тефан чел ћаре Ц основатель обители (икона находитс€ р€дом с могилой св€того внутри собора) —в€той —тефан чел ћаре Ц основатель обители (икона находитс€ р€дом с могилой св€того внутри собора)
ћонастырь называют Ђ»ерусалимом румынского народаї главным образом потому, что здесь поко€тс€ останки св€того воеводы —тефана ¬еликого, пожалуй, самого любимого и почитаемого румынского правител€. ¬еликий —тефан правил с 1457 по 1504 год Ч самое продолжительное правление в румынской истории. »з всех господарей ћолдавска€ летопись его единственного называет царем. «а врем€ своего царствовани€ —тефан ¬еликий одержал победу в 34-х из 36-ти сражений за независимость –умынии. ¬ пам€ть о каждой победе он основывал монастырь или воздвигал храм.

ѕутна стала первой и самой известной обителью, построенной св€тым правителем в 1469 году. ¬ этих местах, в двух километрах от монастыр€ в каменной пещере подвизалс€ его духовный отец Ч преподобный ƒаниил ќтшельник. ≈го кель€ до сих пор привлекает многочисленных паломников. — тех пор уже больше 500 лет ѕутна €вл€етс€ важнейшим духовным, историческим и культурным центром –умынии. “рижды Ч в 1871, 1904 и 2004 годах Ч здесь проходили общенациональные празднества. —овременна€ летопись монастыр€ гласит: ЂЁто были высокие моменты, когда румыны, собравшиес€ здесь, в румынском »ерусалиме, доказали, что они единый народ с единым Ѕогом, единой верой и единым крещением. Ёто были всплески воскресени€ и глубокого пробуждени€ веры в то, что действительное возрождение невозможно без единени€ в молитве, в вере и надежде на Ѕожью заботу. Ќа этих торжествах могила —тефана, великого и св€того, была названа “алтарем национального самосознани€”ї.

ћонастырь был объектом особого внимани€ румынского цар€: он лично следил за ходом строительства. —о временем обитель стала некрополем молдавских господарей. ¬сего здесь захоронено 28 правителей, большинство из них принадлежат к знаменитой династии ћушатинов. —ам св€той —тефан покоитс€ под спудом внутри собора ”спени€ Ѕожией ћатери Ч главного монастырского храма.

√лавный храм монастыр€ Ч собор ”спени€ Ѕогородицы (1466 г.) √лавный храм монастыр€ Ч собор ”спени€ Ѕогородицы (1466 г.)
—обор построен в типичном дл€ румынской Ѕуковины стиле, который также называют стефановым стилем: пар€ща€ крыша, входы с северной и южной сторон, полукруглые выдающиес€ клиросы Ч вот его характерные черты. Ќо это не самый первый храм. ќт первой церкви осталс€ лишь фундамент. ¬ середине XVII века церковь вместе с другими монастырскими постройками реконструировалась. » в то врем€, в 1653 году, монастырь вместе с другими обител€ми и храмами —учавского кра€ подвергс€ нападению со стороны казаков “имоша ’мельницкого, вторгшимис€ сюда во врем€ борьбы за престол ћолдовы, что привело к ограблению и разрушению многих церквей и монастырей. ”спенский собор также был осквернен ограблением. Ќо уже через дев€ть лет он был восстановлен на старом фундаменте в первоначальных формах и размерах.

ќ том, что храм, как и большинство знаменитых церквей —учавы, был расписан снаружи, утверждает летописец »оанн Ќекулче. ” него встречаетс€ упоминание, что стены собора ”спени€ Ѕожией ћатери были Ђпокрыты золотой росписью, и было больше золота, чем росписи, как внутри, так и снаружиї. Ёто свидетельство видимой жертвы Ѕогу великого румынского св€того. ќснова св€тости —тефана видна в словах, сказанных незадолго до смерти: Ђ√осподи, “ы единственный,  то знает, что в моем сердце. Ќикака€ ересь, никакой обман, даже плам€ юношеской страсти не смогли соблазнить мен€. Ќо помоги мне укрепить свою веру на камне, который есть —ам ’ристос, чей крест € всегда держу у своей груди, и свою жизнь приклонить “ебе. »мею надежду непоколебимую к ќтцу веков, с помощью  оторого победил и изгнал всех враговї.

 азначейска€ башн€, выстроенна€ по приказу —тефана ¬еликого  азначейска€ башн€, выстроенна€ по приказу —тефана ¬еликого
≈динственным сохранившимс€ целиком сооружением времен —тефана ¬еликого €вл€етс€  азначейска€ башн€.

„тобы закончить печальную страницу истории ѕутны, следует вспомнить, что за свою п€тивековую историю обитель трижды горела (в 1484, 1536 и 1691 годах, в последнем случае ее подожгли), четырежды грабилась (в 1622 году разбойниками из Ѕистрицы, в 1653 году, в 1691 году л€хами яна —обеского и в 1739 году русскими войсками). ћонастырь страдал от землетр€сений, самое разрушительное из которых случилось в 1739 году. ј с 1775 по 1918 годы испытал на себе все прелести австрийской оккупации.

— самого своего основани€ ѕутна становитс€ центром, вли€ющим на духовную и культурную жизнь страны. ”же при —тефане ¬еликом здесь складываетс€ известна€ певческа€ школа, организовываетс€ знаменита€ мастерска€ по вышиванию, переписываютс€ книги. ¬о врем€ оккупации, несмотр€ на все притеснени€ ¬енского двора, ѕутна продолжала играть важную роль в сохранении и укреплении православной веры и национального самосознани€ румын.

Ќа новую высоту духовно-просветительскую де€тельность монастырь в XVIII веке подн€л митрополит »аков ѕутн€нул (Ж 1778). «а организованные им масштабные работы по восстановлению всего монастырского комплекса обители владыку считают вторым основателем обители. — честью окончив свой земной путь, он упокоилс€ в одной церкви со —тефаном ¬еликим.

Ќынешний облик монастыр€ отражает его первоначальный вид, задуманный румынским царем. ”же в ходе реставрации 1955Ц1958 годов были восстановлены монашеские кельи и господарский дом, перестроено под музей ветхое здание старческой. ¬ 2001 году главные румынские художники-реставраторы брать€ ћихаил и √авриил ћорошаны начали работы по восстановлению прежней и созданию новой фресковой живописи с позолотой.

ќткрытый в 1976 году монастырский музей хранит богатейшую коллекцию византийского шить€ и вышивки, известную во всем мире. —таринные рукописи, вышивка золотом, серебром и шелком, утварь из драгоценных металлов отражают творческую мощь монахов прежних времен и нагл€дно демонстрируют, в каком великолепии происходило служение Ѕогу.

’олм р€дом с обителью ’олм р€дом с обителью
ќтдельной страницей в летописи монастыр€ вписано врем€ строительства коммунизма. ¬ 1959 году на основании декрета є 410 три четверти монастырей в –умынии были закрыты. —удьба монашествующих складывалась по-разному: одних посадили, других отправили по домам и Ђсоциально интегрировалиї, но и тем и другим пришлось не сладко, как впрочем и тем, кто продолжал нести монашеский подвиг в оставшихс€ обител€х. ѕоследним приходилось исповедывать свою веру в услови€х безбожной власти. ѕутна за всю свою историю никогда не закрывалась, и в этом все вид€т особый Ѕожий ѕромысл. Ќа Ђдоске почетаї этого филиала Ђанахронического и коррумпированного институтаї, как тогда представл€ли ÷ерковь, ее великие пастыри: архимандриты ѕимен, √ерасим и »акинф, иеросхимонах  есарий, монахи ћарк и »оаннЕ «десь хорошо помн€т всех, кто со смирением и крепостью боролс€ и победил зло богоборческой идеологии, восставшей на живое учение св€того ≈вангели€. Ѕогослужени€ми, проповед€ми и поучени€ми, экскурси€ми по монастырю, благоде€ни€ми и пода€ни€ми насельники ѕутны сохран€ли в душах православных румын веру отцов и любовь к своему народу. ѕлодами их исповедничества стали тыс€чи верующих, пришедшие в монастыри после революции 1989 года и омоложение румынского монашества.

—егодн€ румынские монастыри достаточно населенные. ¬ ѕутну собираетс€ брати€ со всей страны. —ейчас в обители подвизаютс€ 95 человек, среди них один архимандрит, два протосингела, 12 иеромонахов, три архидиакона, шесть иеродиаконов, 44 монаха и 20 иноков.

ћонастырские ворота ћонастырские ворота
¬ насто€щее врем€ в обители работают все традиционно бывшие там мастерские: иконописна€, резьбы по дереву, ювелирна€, реставрации церковной утвари и проч. Ќыне здесь производ€т насто€щие шедевры церковного искусства, не уступающие по качеству создававшимс€ ранее.  роме того, монастырь славитс€ своей технологией золотого напылени€.

” обители большое подсобное хоз€йство, в ведении которого ему помогают верующие из близлежащих сел. ќни составл€ют как бы Ђвторую монастырскую общинуї.

¬ последние годы создан большой гостиничный фонд, который посто€нно увеличиваетс€. ѕоток паломников растет с каждым годом: сюда едут румыны не только со всей страны, но из ћолдавии и приграничных областей ”краины. »х привлекает возможность помолитьс€ вдали от городской суеты, побывать на богослужени€х сопровождающихс€ замечательным пением (на всех службах поют на два хора). ѕоют и почти все присутствующие, и так поют, что не замечаешь усталости от продолжительных служб.

—тихира вечерни из службы св€тому —тефану в исполнении братского хора монастыр€ ѕутна

—качатьMP3 MP3 файл. (10:58 мин, 15.8 Mb)

¬о врем€ богослужений храм переполнен.  аждый день, кроме воскресени€, в 4 часа утра в монастыре раздаетс€ характерный дерев€нный стук Ч это монах-будильник, трижды обход€ собор, бьет дерев€нным молотком в било.

¬ 4:30 начинаетс€ полунощница, затем следуют утрен€, часы и Ѕожественна€ литурги€. ¬ечером, в 17:00, Ч вечерн€, акафист дн€, потом Ч трапеза, после нее Ч повечерие. ѕо вторникам в 17:00 служитс€ вечерн€ и повечерие, а в 19:00 Ч всенощное бдение в честь Ѕожией ћатери. —оответственно в среду с 6:00 Ч акафист и Ѕожественна€ литурги€. ¬ субботу с 17.00 служитс€ вечерн€ и повечерие, а в 19:00 Ч всенощное бдение. ¬ воскресение с 7:00 Ч акафист и Ѕожествена€ литурги€, а в 17:00 Ч вечерн€ и параклис Ѕожией ћатери.

—в€щеннослужители служат чередой: иеромонах и иеродиакон вдвоем служат неделю все службы, потом их смен€ет следующа€ пара. „тобы пон€ть, что значит этот труд, достаточно в течение суток побывать на всех службах. ƒл€ братии, не зан€той на послушани€х, посещение служб €вл€етс€ делом об€зательным.  елейно каждому полагаетс€ по 150 великих и малых поклонов.

–умынские верующие люб€т часто ходить в храм, молитьс€ на всех службах, но причащаютс€ очень редко Ч всего несколько раз в год. ѕодобное практикуетс€ и среди монашествующих.

¬ ѕутне находитс€ немало св€тынь: чудотворна€ икона Ѕожией ћатери, мощи трех св€тителей Ч ¬асили€, √ригори€ и »оанна, преподобного ƒаниила ќтшельника, великомученика и целител€ ѕантелеимона, преподобного Ќектари€ Ёгинского, св€тител€ √еннади€, великомученика √еорги€ ѕобедоносцаЕ ¬ обители есть восемь икон конца XIV Ч начала XV века, которые называют Ђ–ублев ѕутныї.

ћонастырь ѕутна в руках ее основател€ Ц св€того —тефана чел ћаре. ‘рагмент иконы св. —тефана ћонастырь ѕутна в руках ее основател€ Ц св€того —тефана чел ћаре. ‘рагмент иконы св. —тефана
/p>

— наружной стороны собора, справа от алтар€, покоитс€ св€титель »ли€ (»орест), постриженик ѕутны, бывший митрополитом “рансильвании. ќн стал исповедником во времена гонений, разв€занных мадь€рами-кальвинистами. ѕосле изгнани€ с кафедры и заточени€ св€титель вернулс€ в ѕутну, где и закончил свой земной путь в 1678 году. –умынска€ ѕравославна€ ÷ерковь канонизировала митрополита »лию в 1955 году, день его пам€ти 24 апрел€.

Ќа сельском кладбище р€дом с монастырем находитс€ небольша€ церковь времен воеводы ƒрагоша, считающа€с€ самым древним дерев€нным строением в ≈вропе.

” монастыр€ есть два скита Ч —ихэстри€ ѕутней и ƒаниила ќтшельника.

***

Ќасто€тель монастыр€ архимандрит ћелхиседек Ќасто€тель монастыр€ архимандрит ћелхиседек
Ќасто€тел€ монастыр€ ѕутна в самой обители застать т€жело: архимандрит ћелхиседек €вл€етс€ правой рукой архиепископа —учавского и –эдэуцкого —учавы ѕимена. “акже много времени насто€тель удел€ет общению с приезжающими верующими в паломническом центре, расположенном за монастырскими стенами. ¬от и с корреспондентом ѕравослави€.Ru отец ћелхиседек разговаривал на террасе современной гостиницы.

Ц Ѕатюшка, много паломников приезжает к вам?

Ц √де-то около дес€ти тыс€ч паломников в год. Ќедавно построена нова€ паломническа€ гостиница дл€ студентов. Ћюди едут поодиночке, семь€ми и группами со своими св€щенниками. ≈дут в ѕутну и румыны Ѕессарабии (ћолдавии. Ч ѕримеч. автора) и —еверной Ѕуковины („ерновицка€ область Ч прим.автора).

Ц »з каких православных стран приезжают в ѕутну?

Ц »з всех стран приезжают греки, болгары, сербы. —ейчас очень активное общение с ћолдавией: визы легко получаютс€, поездом можно быстро и дешево перемещатьс€.

Ц — какой целью люди едут в ѕутну?

Ц ¬ основном с духовными нуждами, но есть и те, кто едет даже за телесным здравием. ¬ ѕутне исцел€ютс€ души людей молитвами ѕресв€той Ѕогородицы Ч нашей Ќасто€тельницы и молитвами наших братий. ћногие приход€т просто, чтобы набратьс€ сил. ћногие просто очень люб€т св€того —тефана ¬еликого, который здесь пребывает, за то, что он сделал дл€ нашей страны. Ќекоторые говор€т, что им достаточно зайти в церковь и поклонитьс€ гробнице —тефана. ѕаломники и туристы наход€т здесь душевный покой за богослужени€ми, слуша€ проповеди и наставлени€ духовников, особенно востребованных во врем€ четырех больших постов или когда людей одолевают житейские невзгоды и радости. ¬ ѕутне всегда было развито миссионерство через гидов и св€щенников. ƒаже при коммунистах. »ногда и терпеть приходилось.

Ц  ак сказалс€ на жизни обители тот факт, что она не закрывалась при коммунистах?

Ц Ќе только ѕутна не закрывалась, но и многие другие монастыри избежали этого. ƒаже в 1660 году при венграх не было закрыти€.  оммунисты хотели запретить служить в большой церкви. “огда насельники монастыр€ вместе со старцем (насто€телем. Ч ѕримеч. автора) сказали им, что даже венгры, чужие нам по крови и по вере, не остановили литургию у гробницы св€того —тефана, а вы говорите, что любите свою страну и свой народ, единый с нами по вере, и хотите запретить нам служить?

Ц ј кто был тогда старцем в монастыре?

Ц јрхимандрит √ерасим. ќн позже стал епископом. ќн скончалс€ в 1994 году.

Ц  акова сегодн€ роль монастырей в –умынии?

Ц ћонастыри Ч это духовна€ лечебница, монахи мол€тс€ за народ. ћы живем по правилам св€того ¬асили€ с некоторыми добавлени€ми св€того  алинника. ћолитва Ч наше главное служение.

(¬ –умынии цен€т монастырскую молитву. Ётот разговор происходил в конце июл€, когда в стране сто€ла сильна€ засуха. ¬о всех храмах —учавы во врем€ Ѕожественной литургии читалось соответственное зачало из ≈вангели€ и особые молитвы на ниспослание дожд€.  стати, —учава был единственный регион, где шли дожди.)

Ц ≈сть ли в монастыр€х социальное служение, просветительское, например?

Ц —мысл монашеского образа жизни Ч личным примером открывать верующим духовную красоту ѕравослави€, призывающего всех нас принести в духе раска€ни€ сердечную молитву: √осподи »исусе ’ристе, —ыне Ѕожий, помилуй м€, грешника.

Ц ¬ чем отличие ѕутны от других румынских монастырей?

Ц ѕутна Ц духовный центр, своего рода »ерусалим румынского народа, совесть нации, жертвенник государственного масштаба.

Ц ¬ы были в –оссии. „ем, на ваш взгл€д, русские монастыри отличаютс€ от румынских?

Ц “рудно сказать. ћы не ставили цели в монастыр€х войти в контакт со старцами, с наместниками. “олько в ƒивеево после службы пообщались немного с игуменьей —ергией. ј так, в основном, просто осматривали монастыри, не вступа€ в контакты. ћы всегда рады принимать у себ€ русских братьев. —в€тые, которые у нас есть, они должны нас больше прив€зывать друг к другу.

Ц ¬ –оссии очень мало информации о –умынии. ¬ народе усто€лись два стереотипа: в –умынии живут сплошь цыгане, и между румынами и болгарами нет никакой разницы. ¬ы это не ощущали, когда были в –оссии?

Ц ≈сть еще третий. (—меетс€.) ќднажды ко мне в јшане подошел мужчина, наверное привлеченный скуфьей (у румынских монахов скуфь€ по форме напоминает греческую, но имеет два небольших разреза по бокам. Ч ѕримеч. автора), и спросил: откуда €.  огда € ответил, что из –умынии, он уточнил: православный € или нет? я сказал, что православный. ј он в ответ: не может быть, там же одни католики живут.

»з 22 миллионов жителей –умынии где-то 20 миллионов православные. ћы разговариваем на латинском €зыке. ≈динственный православный народ, говор€щий на латыни. ¬ –умынии кажетс€, что –осси€ очень далеко. Ќаш народ более открытый, чем в –оссии.

Ц ѕри таком высоком проценте православных ÷ерковь в –умынии имеет возможность проповедовать где-то кроме амвона, например в —ћ»?

Ц ћы имеем доступ на телевидение. ” ÷еркви есть свои радиостанции. ¬ –умынии очень попул€рна станци€ Ђ“ринитасї нашей митрополии, котора€ транслирует свои передачи из ясс. ” нашего монастыр€ есть сво€ радиостанци€. ѕо радио ежедневно транслируют богослужени€ с комментари€ми, передают церковные новостиЕ

Ц  акие у вас отношени€ с соседней ”краиной?

Ц ћы поддерживаем отношени€ с „ерновицкой епархией, у нас очень хорошие отношени€ с владыкой ќнуфрием. —в€щенники наших епархий служат вместе. „асто ездим в „ерновцы Ц там живет много румын, есть румынские села.

архимандритом ћелхиседеком (¬елником)
беседовал »горь «ыбин

14 декабр€ 2007 года

ƒругие статьи авторов

»горь «ыбин

јрхимандрит ћелхиседек (¬елник)