–умынска€

ƒушепопечители румынского народа

Ѕеседа с насто€телем монастыр€ ѕутна архимандритом ћелхиседеком

¬ румынских монастыр€х нередко можно увидеть группы людей, ожидающих у дверей кельи старца. —тарчество как часть церковной жизни в –умынии достаточно распространено. ѕоехать к старцу за советом и молитвенной помощью считаетс€ здесь обычным делом, если, конечно, так можно назвать встречу с образцами св€тости. ќ современном румынском старчестве, его истории и значении рассказывает насто€тель монастыр€ ѕутна архимандрит ћелхиседек.

***

јрхимандрит ћелхиседек на празднике ”спени€ Ѕожией ћатери в монастыре ѕутна
јрхимандрит ћелхиседек на празднике ”спени€ Ѕожией ћатери в монастыре ѕутна
Ц ќтец ћелхиседек, где истоки румынского старчества?

Ц —тарчество в –умынии по€вилось вместе с монашеством, когда наш народ был крещен в ѕравославие. Ёто было намного раньше времени преподобного ѕаиси€ ¬еличковского. ƒо него были св€той Ќикодим из “исманы (1320Ц1406), преподобный ƒаниил отшельник, р€дом с кельей которого —тефан ¬еликий построил ѕутну, преподобный ¬асилий Ц иеромонах из ѕо€на ћэрулуй. —егодн€ нельз€ назвать точную дату и им€ того подвижника Ѕожи€, с которого началось старчество.

Ц ќт кого прин€ли традицию старческого окормлени€ современные старцы?

Ц »звестный далеко за пределами –умынии старец  леопа (»лие) был учеником старца »оил€ (√ергиу), который, в свою очередь, был учеником старцев, живших вокруг монастыр€ —ихастри€. » все сегодн€шние старцы выучили эту науку у старцев тех обителей, где прин€ли монашество.

Ц Ќазовите, пожалуйста, наиболее известных румынских старцев.

Ц ѕомимо отца  леопы, это отец јрсений (ѕапачок), отец »устин (ѕырву), отец јдриан (‘эджец€ну), отец ѕрокл (Ќикэу), отец ƒометий (ћанолаке) из монастыр€ –ымец, архимандрит »оаким (ѕопа) из монастыр€ ‘рэсиней, отец ‘илофей (—тойка) из монастыр€ –ымец. —егодн€ во многих наших монастыр€х есть хот€ бы по одному старцу, которые могут назидать людей духовной жизни в духе св€тых отцов. ќсобенно это касаетс€ больших монастырей.

Ц —овременные старцы, помимо монастырской школы любви, послушани€ и смирени€, в коммунистическое врем€ сполна прошли Ђкурсї испытани€ веры жестокими гонени€ми и расправами. Ёто обсто€тельство отличает их как-то от предшествующего поколени€ старцев?

Ц “е старцы, что прошли через горнило коммунистических тюрем, получили особую благодать от Ѕога, котора€ выразилась во внутренней крепости исповедовать ’риста. ќни не только носители высокой духовности, но и насто€щие подвижники православной веры. Ѕольшинство из тех, кто прошел через застенки и перенес страдани€, стали ближе других ко ’ристу. », приблизившись ко ’ристу, они получили силы перенести стойко все пытки и унижени€, которым их подвергали. я дерзну сказать, что они, подобно первым мученикам, стали исповедниками нашей веры не только словом, но и делом.

Ц — кем из старцев √осподь сподобил вас иметь общение?

јрхимандрит —офиан (Ѕогиу)
јрхимандрит —офиан (Ѕогиу)
Ц я назову их в той последовательности, в какой они ушли ко √осподу. »еросхимонах ѕаисий (ќлару), который был духовником отца  леопы. Ёто был человек особого смирени€ и простоты. ќт этих качеств родилась его особенна€ доброта, которую отмечали все, кто с ним встречалс€. јрхимандрит  леопа (»лие), который был не только человеком буквы закона, но и имел слово. јрхимандрит —офиан (Ѕогиу), покор€вший всех своими смирением и кротостью, которыми си€ло его лицо. –асскажу про него один случай. ќдна женщина уговорила своего неверующего мужа-коммуниста пойти к нему на исповедь. » когда этот человек зашел в храм и увидел отца —офиана, то подумал, что увидел Ѕога. ќдно только его присутствие вдохновл€ло людей, заставл€ло трепетать их души.

јрхимандрит »акинф (”нчул€к) (1924Ц1998, насто€тель монастыр€ ѕутна с 1977 по 1992 год), который был моим духовником до самой своей смерти. ќн удивительным образом сочетал в себе смирение, терпение и кротость и всегда говорил, что нужно жить, пам€ту€ о посто€нном присутствии Ѕога. “акже он всегда повтор€л, что нужно быть там, куда теб€ определил √осподь, потому что ќн нуждаетс€ в этом человеке именно в том месте. » вс€чески остерегал от исполнени€ своей воли.

»еросхимонах  есарий (јлб€цэ)
»еросхимонах  есарий (јлб€цэ)
»еросхимонах  есарий (јлб€цэ), который подвизалс€ здесь, в ѕутне, был человеком непрестанной уединенной молитвы (в отличие от отца »акинфа, который был очень открыт дл€ людей) и был стойким перед всеми испытани€ми.

Ц ј из тех, кто жив?

Ц ќтец јрсений (ѕапачок), который любит укрепл€ть известными словами: Ђ—танем добреї; отец ѕрокл. ќсобо хочу сказать об архиепископе »устиниане ( ира) из ћарамуреша, который благословил мен€ на монашеский путь и который дает мне все необходимые советы и поныне. Ќе то чтобы он до сих пор говорит мне, как поступать, но просто когда € 21 год назад спросил у него ответа на один важный дл€ мен€ вопрос: какими пут€ми мне идти, то он еще тогда рассказал мне наперед, как быть в сегодн€шние дни моей жизни. √осподь дал ему прозрение о всей моей жизни и нужные слова дл€ каждого ее периода.  огда мы сейчас с братией бываем у владыки, он отвечает каждому из нас на наши вопросы еще до того, как мы их хотим задать. “очно так же, как это делал отец  леопа. —тарец  леопа, когда увидел мен€ издалека в толпе паломников, гл€д€ на мен€ начал говорить люд€м ответы на мои вопросы. » когда € перед отъездом подошел к нему за благословением, он спросил, улыбнувшись, есть ли у мен€ еще вопросы.

Ц ѕро отца  леопу говор€т, что он держал в своих руках душу румынского народа.  акой смысл вкладываетс€ в эти слова?

Ц Ќа похоронах отца  леопы митрополит  лужский ¬арфоломей (јнани€) сказал в своем надгробном слове, что в то врем€, когда коммунистический режим имел в своих руках аппарат, который мучил людей, отец  леопа держал в своих руках душу румынского народа. ¬ладыка имел в виду, что встречи и общени€ со старцем искали очень многие люди. ≈ще в те страшные времена сотни людей группами и поодиночке приезжали к нему. Ћюбой св€щенник, который вез паломническую группу по монастыр€м ћолдовы и Ѕуковины, об€зательно на одну ночь приезжал в —ихастрию, где перед кельей старца сто€ли р€ды скамеек, на которых люди часами ждали, когда он выйдет и скажет назидательное слово. Ќа похороны отца  леопы съехалось столько людей, что им приходилось наступать друг на друга, чтобы только прикоснутьс€ к гробу. ¬о врем€ похорон, вид€ столько людей, € вспомнил, как за несколько лет до этого, чита€ житие ¬асили€ ¬еликого, обратил внимание, что во врем€ давки на похоронах вселенского учител€ умерло несколько людей, и духовно ощутил и пережил ту картину.

Ц ¬ истории –умынской ÷еркви были старцы, сопоставимые с отцом  леопой?

јрхимандрит »акинф (”нчул€к)
јрхимандрит »акинф (”нчул€к)
Ц Ѕыли. Ќо как можно их поставить на одни весы? ¬едь каждый жил в свое врем€ и имел особый дар от Ѕога. Ќо все они учили только одному и направл€ли только в одну сторону Ц ко ’ристу. ≈сли почитать румынский патерик, то можно узнать имена большого числа отцов, которые через любовь, смирение, кротость, терпение и молитву стали светом нашего народа. Ёто и наш преподобный ƒаниил ќтшельник, и преподобный ¬асилий Ц иеромонах из ѕо€на ћэрулуй, и преподобный Ќикодим из “исманы, и те, которые ближе к нашим временамЕ ¬се они одной закваски и имели одно попечение Ц принести ’риста люд€м и привести людей к Ќему, чтобы они почувствовали √оспода и жили »м.

Ц —вое главное предназначение старцы вид€т только в этом или в чем-то еще?

Ц »х главна€ служба Ц работать всеблагому Ѕогу, возделыва€ ≈го виноградник. —егодн€ много отцов имеют попечение о христианских душах своих чад, потому что этого хочет √осподь. „ерез тех, кто служит ≈му таким образом с радостью и достоинством, ’ристос оказывает большое милосердие христианам.

Ц Ќасколько в –умынии сегодн€ значим голос старцев? ”читывает ли их мнение патриарх, —инод и св€щенноначалие?

Ц я надеюсь, что их мнение учитываетс€, потому что все наше св€щенноначалие вышло из монастырей. Ќекоторые из иерархов, несмотр€ на то, что недолго подвизались в монастыр€х, тем не менее знают, что такое искушени€ и испытани€, и им тоже нужна исповедь. » они не идут к другим духовникам, а исповедуютс€ у старцев из своих монастырей. ћы надеемс€, что с помощью Ѕожией наша церковна€ иерархи€ и дальше будет советоватьс€ со старцами и учитывать их мнение. ј если кто-то пробует Ђпротолкнутьї свое мнение, которое не идет в русле церковной традиции и не соответствует духу св€тых отцов, то, как показывает жизнь, его дело, его мнение и устремлени€ рассеиваютс€ как дымка и не воспринимаютс€ ÷ерковью. » такой человек сам изолирует себ€ от ÷еркви.

Ц —тарец может публично обличить кого-то из иерархов?

Ц ¬се проблемы решаютс€ в таинстве исповеди. Ћюбому иерарху, будь это епископ, митрополит или патриарх, если он искренне со смирением просит совета, √осподь об€зательно через старца откроет —вою волю. » иерархи, и простые св€щенники понимают, что если они не будут соответствовать духу ÷еркви, канонам и правилам св€тых отцов, то рискуют быть отлученными.

Ц „то дл€ современной –умынии значит молитва старцев?

Ц “о, что она значит во всех ѕравославных ÷еркв€х. ћолитва старцев служит основой и поддержкой всему миру. ќчень много наших христиан и иерархов прос€т сугубой молитвы старцев.

Ц —тарцы забот€тс€ особо о том, чтобы оставл€ть после себ€ учеников?

Ц  ак правило, они стараютс€ оставить после себ€ кого-то. —тарчество беретс€ только ученичеством у старца. ≈му нельз€ научитьс€ в семинарии или академии, оно не присваиваетс€ вместе с докторской степенью по богословию. —уть духовничества и старчества Ц поучать и давать духовные советы. » даетс€ это только в ученичестве через терпение и послушание, стойкость и безграничную любовь. —тарец имеет необходимую рассудительность, €сность ума и прозрение над состо€нием ученика и вещами, которые его окружают. ѕри этом и старец, и ученик посто€нно св€заны молитвой, потому что без этого нет внутреннего равновеси€ Ц того главного, что духовник дает своим чадам.

—тарцы Ц это особые люди, которые говор€т с Ѕогом и имеют внутри себ€ равновесие. Ёто равновесие они ст€жали не чем другим, как смирением, послушанием, глубоким терпением, безграничной любовью к ближнему и полным исполнением заповедей Ѕожиих. „ерез это они ст€жают ƒуха —в€того и имеют полное прозрение над вещами. ƒл€ них нет границ, они перешли те барьеры, которые иногда есть между ѕравославными ÷еркв€ми. ѕотому что они понимают, что ’ристос един дл€ всех, и, исполн€€ ≈го добродетели, мы все соедин€емс€ в Ќем, независимо от своего положени€ и €зыка. ќтец —офиан говорил, что человек двуличен оттого, что в нем нет внутреннего единства. “олько тогда, когда существует св€зь между умом и сердцем, слово человека не расходитс€ с его делом. „тобы дойти до состо€ни€, когда мысли, слова и дела неразделимы, необходимо внутреннее равновесие и прозрение над вещами. » чтобы дойти до этого состо€ни€, наши старцы должны были, в свою очередь, тоже пройти через ученичество.

C архимандритом Мелхиседеком беседовал Игорь Зыбин

18 феврал€ 2011 года

 омментарии читателей
2011-03-06
21:13
marija:
¬от насто€щие воины ’ристовы, —уществует преемственность и передают ÷≈ЌЌќ≈ «≈–Ќќ из поколени€ в поколение. и нет зависти, кто блещет сильнее. ¬севышний не обидел никого, все дал одинаковые таланты.  ому то смирение, кому то трудолюбие.  аму то ревность к Ѕогу и массу других талантов. Ќикого он не обидел в этой жизни. ≈сли только не зас€дет червь в душе чьей нибудь. ’рани √осподи всех батюшек, которые служат только дл€ Ѕога Ќасто€щие виноградыри. » им откроютс€ небеса дл€ ÷арской жизни.Ќизкий поклон служител€м православной церкви. ƒолголети€ на ниве √осподней. јнгела хранител€. — Ѕогом
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


ƒругие статьи авторов

»горь «ыбин

јрхимандрит ћелхиседек (¬елник)