–умынска€

—тарец  леопа

јрхимандрит »оанникий (Ѕэлан)

—тарец  леопа (»лие) —тарец  леопа (»лие)
»м€ и личность отца  леопы (»лие) сегодн€ известны не только на его родине, в –умынии, но и во всем православном мире. ќтец  леопа родилс€ в 1912 году в городе —улица, округ Ѕотосаны, в благочестивой кресть€нской семье и был назван  онстантином. –одителей его звали јлександр и јнна, и он был дев€тым из дес€ти детей. –елигиозное воспитание, которое богобо€зненные родители дали дет€м, вкупе с присущей всем членам многочисленного семейства склонностью к монашеской жизни послужили к тому, что п€теро из дес€ти детей, а также их мать на склоне лет своих, избрали иноческую стезю.

ќгромное вли€ние на духовное формирование юного  онстантина оказал великий подвижник благочести€ иеросхимонах ѕаисий (ќлару) из скита  озанчеа, который в течение многих лет был духовным отцом всей семьи.

—вои детские годы  онстантин провел, пас€ вместе со старшими брать€ми ¬асилием и √еоргием отцовских овец в окрестност€х —ихастри€. ¬есной 1929 года трое братьев покинули отчий дом и вступили на поприще монашеского подвига в монастыре —ихастри€, который находилс€ в те годы под духовным руководством архимандрита »оанники€ (ћорой), признанного одним из величайших старцев ћолдавии первой половины XX века. ¬ 1936 году, после семилетнего испытани€, молодой послушник  онстантин »лие был пострижен в монашество с именем  леопа и в течение нескольких последующих лет продолжал духовно расти под руководством добродетельного монаха отца √алактиона.

ѕослушанием отца  леопы было пастушество, и это любимое им послушание, которое он нес в течение нескольких лет, стало дл€ молодого подвижника своеобразной школой воспитани€ смирени€, безмолви€ и молитвы.

¬еличественные и безмолвные карпатские горы €вл€ли собой силу —отворившего их, а тихий ветерок, овевающий холмы плодородной долины —ихастри€, нашептывал устремленным к горнему сердцам братьев ¬асили€ и  онстантина о благости “ворца.

ƒень смен€лс€ днем, врем€ текло незаметно. Ѕрать€ редко оставл€ли стадо. ќни почти не вычитывали круг дневных служб, более помышл€€ об алтаре Ѕожием в собственном сердце и посто€нно устремл€€ внутреннее око к Ѕогу посредством внутренней сердечной молитвы.

“ак, пас€ бессловесных овец, утвердилась душа будущего пастыр€ румынского народа. ќ своем новоначалии отец  леопа потом вспоминал с особым чувством:

Ђ¬ те годы, когда €, вместе со своими брать€ми, был пастухом скитских овец, € испытывал великую духовную радость. «агон дл€ скота, овцыЕ я жил среди природы, в горах, в тишине и безмолвии. Ёто была мо€ монашеска€ и богословска€ школа.

“огда € читал догматику преподобного »оанна ƒамаскина, его ““очное изложение православной веры”Е  акое прекрасное было врем€!  огда становилось тепло, мы выводили годовалых €гн€т и баранов на девственные луга, покрытые зеленой травой и окруженные кустарником. ќни там не могли разбрестись. я говорил им “—тойте!” и садилс€ читать.

—тарец  леопа (»лие) на пастушеском послушании —тарец  леопа (»лие) на пастушеском послушании
 огда € читал о —в€той “роице, различи€х между человеком, ангелами и Ѕогом, о свойствах —в€той “роицы или когда € читал о рае или аде Ц догматах, о которых пишет »оанн ƒамаскин, Ц € забывал о еде. ” нас была хибарка, в которой можно было укрытьс€.  то-нибудь из скита каждый день приносил мне пищу. ¬озвраща€сь в хибарку к вечеру, € спрашивал самого себ€: ел ли € что-нибудь сегодн€?

«а чтением день проходил как один час. я много читал. „итал ћакари€ ¬еликого, ћакари€ јлександрийского, жити€ св€тыхЕ Ёти книги были в моей котомке, с которой € пришел в монастырь.

я брал книги и в библиотеках монастырей Ќ€мц и —еку, уносил их в горы. ѕрочитав свое молитвенное правило, € доставал книги св€тых отцов и, сид€ р€дом с овцами, мог до вечера читать. я как будто видел св€того јнтони€, св€тых ћакари€ ¬еликого и »оанна «латоуста, других; они будто говорили со мною. я мог видеть св€того јнтони€ ¬еликого Ц с большой белой бородой, окруженного си€нием, и все, что он мне говорил, запечатлевалось в моем уме, как будто кто писал пальцем по воску. ¬се, что € прочитал тогда, € никогда не забудуї.

¬ этом Ђмонастыре послушани€ и безмолви€ї отец  леопа прочел около ста творений Ц книги по богословию и литургике, сочинени€ агиографические, труды великих отцов ÷еркви и, конечно, „асослов и ѕсалтирь. Ћюбимейшей же книгой, безусловно, всегда было —в€щенное ѕисание. Ћюбил отец  леопа жити€ св€тых, изречени€ пустынных отцов, ЂЋествицуї св€того »оанна Ћествичника, аскетические труды преподобных »саака и ≈фрема —иринов, ћаксима »споведника, —имеона Ќового Ѕогослова, св€тител€ √ригори€ ѕаламы и других.

ќдаренный глубоким благоговением и великой ревностью духовной, ст€жавший проникновение и постижение Ѕожественных таин, обладавший прекрасной пам€тью, отец  леопа за короткое врем€ стал одним из наиболее духовно опытных монахов во всей –умынии.   этим дарам √осподь приложил дар учительства и силу красноречи€. ќтец  леопа открывал народу Ѕожию истину, говор€ проповеди на красивом, немного архаичном молдавском €зыке, щедро уснаща€ их цитатами из —в€щенного ѕисани€ и св€тых отцов, привод€ в примеры поучительные истории.

¬ 1942 году отца  леопу, хот€ он был еще простым монахом, временно назначили управл€ть монастырем —ихастри€, так как престарелый игумен »оанникий (ћорой) был прикован болезнью к постели. ¬ €нваре 1945 года отец  леопа был рукоположен в диакона, затем в св€щенника и наречен игуменом —ихастри€, служа в качестве пастыр€ душ монашеских еще в течение четырех лет. «а это короткое врем€ он собрал вокруг себ€ 80 человек братии, построил внутри монастырской ограды новые монашеские кельи, воздвиг зимнюю церковь, восстановил в монастыре некогда бывшее общежитие, устроив его в соответствии с традиционным исихастским уставом монашеской жизни, воспитал духовных пастырей и совершил несколько миссионерских поездок по стране.

¬ 1947 году советские войска зан€ли –умынию.  ороль ћихай был вынужден отречьс€ от престола, и в стране установилась коммунистическа€ диктатура. ћонастыри один за другим были закрыты. ћногие церковные иерархи, св€щенники, монахи, монахини и простые христиане были арестованы, подвергнуты пыткам, преданы мучительной смерти.

Ђ расный уголї в келье отца  леопы. ‘ото: ѕравославие.Ru Ђ расный уголї в келье отца  леопы. ‘ото: ѕравославие.Ru
ќбитель —ихастри€ осталась нетронутой только потому, что располагалась глубоко в горах. ќтцу  леопе тогда было всего 36 лет, но, несмотр€ на его относительно молодой возраст, вс€ страна считала его одним из духовных вождей ѕравослави€ в –умынии, а обитель —ихастри€ (где, помимо отца  леопы, подвизались отец ѕаисий (ќлару), духовный наставник отца  леопы в юности, и отец »оиль (√еоргиу)) стала центром христианской –умынии.  оммунистические власти пон€ли, какую опасность дл€ них представл€ет монастырь. ¬едь по благодати Ѕожией речи, струившиес€ из красноречивых уст отца  леопы, зажигали живую веру в тех, кто имел уши, чтобы слышать. » правительство стало искать способ заградить живительный источник.

¬ мае 1948 года на праздник св€тых  онстантина и ≈лены отец  леопа, обраща€сь к пастве с проповедью, сказал: Ђƒа дарует нам √осподь, чтобы наши собственные правители стали подобными св€тым царю и царице, чтобы ÷ерковь могла воспоминать их в векахї. Ќа следующий день полици€ арестовала отца  леопу. ќн был брошен в тюрьму. ¬ камере без постели он провел п€ть дней. ¬се это врем€ ему не давали ни пищи, ни воды.  огда отца  леопу выпустили из тюрьмы, добрые люди посоветовали ему скрытьс€ в горах. » он последовал этому совету, укрывшись в горах в хижине. «десь старец молилс€ день и ночь, взыску€ помощи √оспода и Ѕожией ћатери.

¬ это врем€ старец сподобилс€ посещени€ благодати Ѕожией.  огда он строил свою хижину (рассказывал позднее старец своим ученикам), птицы прилетали и садились ему на голову. Ћитургию поначалу он служил пр€мо на пне перед своей хибаркой.  огда однажды он причащалс€ св€тых таин, птицы, слетевшиес€ к нему, расселись особым образом, так, как раньше он никогда не видел. ѕрисмотревшись, старец заметил, что у каждой на голове был знак креста.

¬ другой раз старец, готов€сь к литургии, прочитал все молитвы, расстелил антиминс на пне и произнес возглас: ЂЅлагословенно царство ќтца и —ына и —в€того ƒуха ныне и присно и во веки вековї. “ут же оп€ть собрались птицы и, рассевшись по веткам деревьев, завели удивительные по красоте трели. ќтец  леопа спросил самого себ€: Ђ„то это может быть?ї. » тут раздалс€ тихий голос: ЂЁто твои певчие на клиросеї. Ѕыли и другие знамени€, укрепл€вшие старца в годы его скитаний.

Ћетом 1949 года отец  леопа перебралс€ в монастырь —латина, где жило 30 монахов, искусных в добродетели и стремившихс€ к обновлению духовной жизни. ќбщение с благочестивыми христианами северной ћолдавии расширило духовнический и миссионерский опыт старца и позволило с великой ревностью трудитьс€ на ниве распространени€ ≈вангели€ ’ристова. ќ его проповед€х, личных советах и духовном окормлении, сострадании и любви к люд€м говорили по всей стране. ќн стал одним из самых чтимых и уважаемых насто€телей монастырей в –умынии и духовным отцом с непререкаемым авторитетом. —ел€нин и интеллектуал, монах и мир€нин, стар и млад, здоровый и больной, св€щенник и мир€нин Ц все находили в отце  леопе истинного духовного отца. ќн всегда был готов дать каждому от своих духовных даров, преподать совет или утешение, вед€ ко ’ристу м€гко и вместе с тем властно.

¬ это врем€ митрополит ћолдавский благословил отца  леопу окормл€ть все монастыри региона: ѕутну, ћолдовицу, –иску, —ихастрию и скиты —ихла и –ареау.

¬ 1952 году отец  леопа был во второй раз на короткое врем€ арестован тайной полицией. ѕосле освобождени€ он какое-то врем€ с одним братом скиталс€ в горах ћолдавии. «десь, в горах, старец продолжил свою брань с демонами, жил бок о бок с дикими звер€ми, день и ночь молилс€, исповедовалс€ и причащалс€ вместе со своим сотаинником.

¬ 1953 году отец  леопа отказалс€ от игуменства. ¬ 1956 году (после того как помог реорганизовать монашескую жизнь в монастыре ѕутна и скитах –ареау и √айе) старец вернулс€ на место своего первого пока€ни€ Ц в монастырь —ихастри€. «десь отец  леопа продолжил свое духовное делание, пребыва€ в молитве, чтении св€тых отцов, руководству€ множеством учеников.

¬ 1956 году вновь начались коммунистические гонени€ на ÷ерковь. Ёто врем€, с 1956 по 1964 годы, было дл€ румынских монастырей самым т€желым. ¬ 1959 году вышло постановление правительства, предписывающее всем монахам в возрасте до 55 лет и всем монахин€м в возрасте до 50 лет покинуть монастыри. ¬есной 1960 года полици€ выдворила из монастырей более 4 000 монашествующих. ќп€ть отец  леопа был вынужден уйти в горы ћолдавии, где он проводил по двенадцать часов в день в молитве. ¬ это врем€ он написал свои известные руководства к духовной жизни дл€ св€щенников и мир€н.

Ћетом 1964 года (к этому времени коммунистические гонени€ стихают, и ÷ерковь в –умынии вновь получает некоторую свободу) отец  леопа, к радости всех монахов —ихастри€, возвратилс€ из пустыни и безмолви€ в родную обитель. ¬ несколько дней монастырь наполнилс€ паломниками, искавшими его духовного совета и наставлени€. —нова начались апостольские миссионерские труды старца, предлагавшего душеполезные слова наставлени€ верным, исповедь и руководство благочестивым.

—тарец  леопа (»лие) —тарец  леопа (»лие)
ѕервой заботой отца  леопы было пребывание верных в истинной православной вере, хранение всех догматов и таинств св€той ѕравославной ÷еркви, поскольку без истинной веры, даже при делании всех добрых дел, нет спасени€.

Ѕольшое значение придавал старец и исповеданию грехов, убежда€ верных исповедатьс€ хот€ бы четыре раза в год. ќн учил: ЂЅрат, если видишь, что твой отец или тво€ мать больны, не зови сначала доктора; первым позови св€щенника, потому что доктор не может прибавить к нашей жизни ни минуты! ¬се зависит от Ѕогаї.

—тарец советовал вместе с утренними молитвами читать акафист Ѕожией ћатери, а вечером молебный канон Ѕогоматери при зажженной лампаде. ¬ течение дн€ молитьс€ »исусовой молитвой сколько возможно. —тарец много молилс€ о ÷еркви, о верных, о впадших в смертные грехи, об обуреваемых скорб€ми, о тех, у кого произошла трагеди€. ћолитвы старца приносили чудесные плоды: больные исцел€лись, недужные возвращались из больниц домой после освидетельствованного врачами неожиданного улучшени€ здоровь€ по милости Ѕожией и по молитвам старца.

ќтец  леопа старалс€ наставл€ть паству про€вл€ть милость к бедным, творить милостыню. ќн говорил: ЂЌе отвергай никого, не сотворив милость. ≈сли у теб€ нет денег Ц подай картофель, хлеб, платок, дай хот€ бы остатки от обеда. ≈сли дашь нечто, то в следующий раз тебе не будет трудно дать ближнему немного больше, и так тво€ милостын€ взойдет к Ѕогу, словно молни€. ѕочему? ƒве великие добродетели св€заны: милостын€ и смирениеї.

» первое, о чем он просил семейных христиан, Ц это рождение и воспитание детей. —леду€ св€тым церковным канонам, отец  леопа совершенно отвергал аборты и убийство эмбриона считал одним из самых страшных грехов.

¬ 1965 году, по просьбам учеников и по благословению иерархии, отец  леопа стал писать проповеди, поучени€ и душеполезные послани€ дл€ монашествующих и мир€н. ќн хорошо знал общинную жизнь –умынии, духовные болезни клириков. Ќо более всего его беспокоил фанатичный прозелитизм неправославных деноминаций в стране за последние 30 лет. ќтец  леопа написал множество апологетических работ в защиту православной веры и против ложных учений. ќдна из наиболее значимых его работ Ц ЂЅеседы о видени€х и снахї. ќна состоит из семи бесед, в которых говорилось не только о снах и видени€х, но и о необходимости частого причащени€ св€тых таин, а также о ерес€х. ¬ другом его большом труде, включавшем 33 диалога, говорилось о различных антидогматических и антиправославных учени€х, к которым были склонны как неправославные, так и заблудшие по простоте верные. Ёта работа была издана в 1981 году под названием Ђќ православной вереї. —ледует вспомнить и о таких сочинени€х старца, как Ђѕоучени€ на праздникиї (состоит из 33 проповедей на великие праздники всего года, издана в 1976 г.), Ђѕоучени€ монахамї (объемный труд из 48 проповедей) и Ђѕоучени€ дл€ мир€нї.

Ёти труды, как и многие другие начинани€, были частью огромной миссионерской работы, проделанной отцом  леопой с осени 1964 года по 2 декабр€ 1998 года, когда он предал свою душу в руки Ѕожии. ¬се эти годы день старца был разделен на три равных части. ¬ первой, ночью, он немного отдыхал и молилс€. ¬ течение следующей Ц читал св€тых отцов и писал, а в третью часть суток всего себ€ отдавал ученикам и паломникам, приходившим к нему из ближних и дальних мест на исповедь и за наставлением. „тобы в трудах ничто не отвлекало его, старец утром оставл€л свою келью, располагавшуюс€ в п€ти минутах ходьбы от монастыр€, и уходил в дальнюю Ц в двадцати минутах ходьбы на север. “ам, пребыва€ целый день в одиночестве, он старалс€ как можно подробнее описать свой духовный опыт, чтобы передать его другим, а во второй половине дн€ возвращалс€ в монастырь Ц исповедовать монахов и принимать паломников.

ќтец  леопа был прежде всего человеком молитвы. ≈ще в юности  онстантин выучил наизусть множество молитв. “огда же он возымел большую любовь к ѕсалтири, которую читал ежедневно. ќн знал наизусть акафист »исусу —ладчайшему, акафист ѕресв€той Ѕогородице, пока€нный канон и канон молебный к Ѕожией ћатери, которые читал ежедневно.   этому он прибавл€л от 300 до 400 по€сных и земных поклонов.

ѕод вли€нием своих аскетически настроенных старших братьев ¬асили€ и √еорги€ он с юных лет также начал понуждать себ€ к деланию сердечной молитвы, в чем двое старших преуспели еще в молодые годы.

Ѕудучи посто€нно зан€т в дневное врем€, отец  леопа молилс€ по ночам. ќн спал два часа до утрени и два часа после службы, после чего совершал свое дневное молитвенное правило в течение трех часов. ¬ годы скитаний он прожил отшельником более дес€ти лет, посв€ща€ врем€ сердечной молитве. ƒаже ноготь его большого пальца, которым он перебирал узелки четок, деформировалс€ от посто€нного упражнени€ в этом делании в течение многих лет.

”ченикам о своем опыте внутреннего делани€ отец  леопа говорил так, как будто это был опыт другого подвижника: ЂЌекогда € встретил в лесу монаха, терпевшего голод, жажду, холод и наготу, и он рассказал мне вот что. ќднажды он ночевал в доме одного благочестивого христианина. Ѕыла суббота. ќн читал свое вечернее молитвенное правило, мол€сь перед иконой Ѕожией ћатери. ј в доме по соседству играла музыка: там справл€ли свадьбу. » пустынник задумалс€ о словах »оанна Ћествичника: “Ѕоголюбивые души, когда слышат пение мирских или духовных песен, исполн€ютс€ чистейшего утешени€, любви Ѕожественной и слез”. —луша€ свадебное пение, он сказал сам себе: “≈сли эти люди могут так прекрасно петь, то как же поют ангелы небесные, воздава€ хвалу Ѕожией ћатери?” » тут его ум опустилс€ в сердце, и он сто€л на молитве в течение двух часов, ощуща€ великую сладость и теплоту. —лезы текли непрестанно, сердце было объ€то пламенем, и он чувствовал, как ’ристос беседует с его душой. “акое благоухание —в€того ƒуха объ€ло его, и он ощущал такую духовную теплоту, что сказал сам себе: “ќ √осподи, € хочу умереть в это мгновенье!”

„ерез два часа его ум вышел из сердца и оставалс€ в этой светлой печали, в этой радости, в утешении и невыразимой духовной теплоте в течение мес€ца. Ќебеса в его сердце не могли сравнитьс€ ни с чем в этом мире, так как потоки слез, истекавшие во врем€ той молитвы, имели источником —в€той ƒух и омывали вс€кое несовершенство, вс€кий греховный образ, и душа оставалась чистойї.

ќтец  леопа говорил о сердечной молитве: Ђ огда ум спускаетс€ в сердце, сердце открываетс€, а потом закрываетс€; именно тогда сердце соедин€етс€ с »исусом и »исус соедин€етс€ с сердцем. ¬ этот момент ∆ених ’ристос встречает невесту, то есть нашу душуї.

ћогила старца  леопы. ‘ото: ѕравославие.Ru ћогила старца  леопы. ‘ото: ѕравославие.Ru
√осподь даровал отцу  леопе крепкое здоровье. Ќо когда он достиг семидес€ти лет, то стал быстро уставать. ћногие годы, проведенные в горах, вкупе с тем, что испытал старец в коммунистических застенках, давали о себе знать. — 1985 года старец страдал от двойной грыжи, камней в почках, онемени€ правой руки, кисты и других болезней. ¬се эти недуги держали старца готовым к приходу последнего часа, всегда собранным, в непрестанной молитве и помышлении о ’ристе.

ѕоследние 20 лет жизни старец провел в сугубой молитве Ц по четырнадцать Ц п€тнадцать часов в день. Ѕывало, что старец не хотел ни с кем разговаривать, даже со своим келейником. — четырех часов до восьми старец вычитывал свое молитвенное правило, включавшее пока€нный канон, каноны Ѕожией ћатери, молебный, малое повечерие и другие службы. Ќочью он удал€лс€ на веранду, где пребывал один в молитве. ¬ благоговении размышл€л он и обо всем творении Ѕожием.

¬ последние мес€цы жизни он часто повтор€л: Ђ—коро € пойду к моим брать€м!ї и Ђя пойду ко ’ристу! ћолитесь обо мне, грешномї.

¬ечером, накануне своего отшестви€ в жизнь вечную, старец стал читать утреннее правило. ”ченик заметил ему: Ђ—тарче, сейчас вечер, эти молитвы мы будем читать завтра утром!ї, на что старец отвечал: Ђя читаю их сегодн€, потому что завтра € пойду к моим брать€мї. 2 декабр€ 1998 года около 2 часов 20 минут по полуночи отец  леопа отошел ко √осподу.

“ыс€чи православных съехались в монастырь —ихастри€, чтобы отдать последние почести своему старцу. Ћюди прощались со старцем со слезами на глазах, как вдруг все исполнились пасхальной радости и возгласили ликующую песнь Ђ’ристос воскресеї.

∆изнь старца  леопы Ц золота€ страница в истории –умынской ѕравославной ÷еркви.

јрхимандрит »оанникий (Ѕэлан)
ѕеревел с английского ¬асилий “омачинский

28 декабр€ 2007 года

—мотри также

.

¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


ƒругие статьи авторов

¬асилий “омачинский

јрхимандрит »оанникий (Ѕэлан)