–умынска€

 арпатский отшельник отец ѕрокл

¬ свои 84 года почитаемый румынский старец отец ѕрокл (Ќикэу) отшельничает на окраине глухой карпатской деревушки, куда еще не добралась мобильна€ св€зь. Ќарод он принимает в небольшом сарайчике, в котором две длинных лавки, стол под стать им, здорова€ бочка, в которую складывают гостинцы, да стены, сплошь увешанные иконами. „аще других встречаетс€ образ преподобного —ерафима —аровского, с которым хорошо знающие старца люди люб€т его сравнивать. ј он и впр€мь такой же жизнерадостный и любвеобильный, да и треух, что сползал ему на лоб в течение всего нашего разговора, очень похож на тот, что хранитс€ в ƒивеево среди вещей дорогого каждому православному человеку св€того. ќтец ѕрокл рад каждой душе, приход€щей к нему, может говорить часами, а исход€ща€ от него любовь уже через дес€ть минут заставл€ет забыть о минус 12∞— в неотапливаемой келье (на улице было столько же).

ѕровожавший мен€ к старцу наместник монастыр€ ѕутна отец ћелхиседек, увидев на моем лице некую озабоченность по поводу предсто€щей встречи, напутствовал советом поменьше думать о вопросах, а просто помолитьс€, чтобы √осподь дал слово мне и отцу ѕроклу. Ётот совет очень пригодилс€, когда после теплых приветствий старец, гл€д€ на включенный с его благословени€ диктофон, начал свое слово:

Ц я был у отца »оил€ (√ергиу; духовника старца  леопы. Ц ».«.) незадолго до его смерти. » несколько отцов, зна€, что € хожу к нему, заставили мен€ рассказать о разговорах с ним. ј один из них дал мне магнитофон и просил записать наши беседы (хот€ магнитофоны тогда не любили). ѕришел € к отцу »оилю; он, увидев магнитофон, сказал: ЂЌечиста€ вещь. ѕлохо в доме попаї. » после этого € ничего у него больше не спрашивал, потому что имел назидательное слово от отца  леопы, который многому мен€ учил, но € скажу только это. (ѕосле таких слов блокнот с вопросами был убран за ненадобностью, вс€ работа была переложена на диктофон, и оставалось только молитьс€, чтобы аккумул€торы выдержали мороз.)

 огда € ушел в монастырь, отца  леопу забрали с послушани€ пасти овец и поставили насто€телем в обители. ќтец  леопа не тратил врем€ зр€, когда пас овец: он очень много читал св€тых отцов. Ѕыл один св€той »оанн-»аков из Ќ€мца, подвизавшийс€ в пустыне ’озева, р€дом с »ерусалимом, где и умер, который искал дл€ отца  леопы хорошие книги. я очень сильно чувствовал его (»оаннa-»аковa. Ц ».«.) милость к братии, € верю, что ƒух —в€той через него дотрагивалс€ до их сердец, и все сразу жаждали пока€ни€ и желали служить Ѕогу.

я очень многому назидалс€ от отца  леопы, потому что он с детства имел скучание по Ѕогу. » больше всего в монастыре он любил послушание и отсекание своей воли.

ѕри коммунистах, когда –умынией правил предшественник „аушеску √еорге √еоргиу-ƒеж, отца ѕрокла хотели забрать в армию. ¬ военкомате ему сказали, что если он пойдет в армию, то ему сейчас же дадут тыс€чу лей, и еще пообещали высокооплачиваемую работу после службы. ≈го спросили, сколько лет он уже в монастыре; отец ѕрокл ответил, что уже семь. “огда его поставили на стол, позвали других призывников и попросили, чтобы он сказал им, что Ѕога нет. ќтец ѕрокл обратилс€ к окружившим его с такими словами: Ђћен€ попросили сказать вам, что Ѕога нет. Ќо это не так: Ѕог есть!ї Ќе успел он произнести это, как очутилс€ лежащим на полу, и был сильно избит за свое исповедование.

 огда € поступил в монастырь, то только один год пробыл в —ихастрии. » патриарх ёстиниан (ћарина), который тогда был, забрал мен€ оттуда и отправил в монастырь —латина. “уда отправили половину братии, чтобы открыть общежительный монастырь.  оммунисты говорили, что нет Ѕога, а отец  леопа Ц что Ѕог есть. » получалось, что было как будто две партии, и за это коммунисты хотели посадить отца  леопу. Ќо благой √осподь так управил, что они отошли. я многим говорил и еще скажу, что отец  леопа был чудесным батюшкой. ¬р€д ли когда увижу еще такого старца. ћы все по человеческому естеству можем грешить, но таких, каким был отец  леопа, вр€д ли найдешь. ƒаже когда к нему приходили очень большие люди или коммунисты, которые делали это тайно, чтобы не потер€ть свой хлеб, они сразу же мен€лись, стоило ему только заговорить. „увствовалось, что ƒух —в€той,  оторого он имел в себе, работал через него. ќт него € много узнал о сердечной молитве. “от, кто жаждет сердечной молитвы и хочет ей научитьс€, должен быть девственником свои умом. ѕотому преуспевал в духовной жизни отец  леопа, что имел св€тое смирение. ќт него никогда не хотелось уходить. Ёто не только у мен€ было такое чувство, но и у многих отцов.

ќдин батюшка из —латины сказал мне: чтобы ƒух —в€той мен€ не оставил, € должен старатьс€ никого не обижать. ќчень часто он советовал монахам, чтобы они прощали братьев. ќднажды в —латине € почувствовал, что один брат Ц мой сокелейник Ц имеет что-то в сердце против мен€, но € не был уверен в этом и не попросил тогда у него прощени€, но решил помолитьс€ за него. ѕотом на исповеди € сказал батюшке, который, как и отец  леопа, исповедовал многих людей, что почувствовал, что этот брат обиделс€ на мен€, и € должен был попросить у него прощени€. ќн спросил мен€, как € уснул в тот день, когда это случилось: произнос€ молитву, или име€ какой-нибудь плохой помысел, или дума€ о чем-то? Ётим вопросом он очень помог мне, потому что € очень хорошо осознал в тот момент, что должен был попросить у своего соседа по келье прощени€, сказав ему так: Ђѕростите мен€, и √осподь да простит вас!ї Ќо из-за того, что не сделал так, € потерпел поражение. Ёто важно, как ты засыпаешь: если произнос€ молитву, то ƒух —в€той помогает тебе обрести сердечную молитву.

 огда в –умынии начали изгон€ть монахов из монастырей, в —латину пришли коммунисты и раздали братии анкеты дл€ заполнени€. ќдним пунктом там значилось: Ђя хочу уйти из монастыр€ї. ќтца ѕрокла силой заставл€ли подписывать эту анкету, но он ответил, что соблазнилс€ об этих начальниках, поскольку думал, что только простые люди невысокого положени€ могут обманывать, а оказалось, что и занимающие высокие должности тоже. “огда приказали отрезать ему бороду.  оммунисты подбодр€ли отца ѕрокла, чтобы он не горевал, а радовалс€, что лишилс€ только бороды, а не головы. Ѕезбородому отцу ѕроклу коммунисты посоветовали Ђдержать рот на замке, чтобы тот не отправил его в другое местої. ј чтобы сделать оскорбление более чувствительным, безбородого отца ѕрокла об€зали каждый день в течение двух недель ходить из монастыр€ в город отмечатьс€ в милиции.

 ель€ отца ѕрокла
 ель€ отца ѕрокла
¬ —латине были некоторые отцы, которые преуспевали в »исусовой молитве, и € училс€ у них. » один из них мне рассказал, что однажды он уснул, произнос€ »исусову молитву, и, проснувшись, почувствовал, что начал произносить молитву умом, и, продолжа€ произносить ее, почувствовал —в€тую —илу,  отора€ вз€ла его ум вместе с молитвой и отнесла в сердце. » там, в сердце, он беспрерывно произносил молитву. ¬ конце концов —в€та€ —ила так помогла ему, что вз€ла его, что он как будто бы выходил из тела. » он помнил слово одного духовного отца, который имел большой опыт делани€ »исусовой молитвы и который говорил ему, что когда увидишь, что —в€та€ —ила хочет вз€ть теб€, то ты уже больше и не молишьс€, потому что настолько переполнен радостью, что уже не хочешь видеть этот мир. Ётот батюшка говорил, что его так учили, что если ты молишьс€ »исусовой молитвой, то ƒух —в€той может вз€ть теб€. я точно знаю, что этот батюшка был вз€тым четыре дн€, а потом снова вернулс€. ѕосле этого он строго берег свой ум: старалс€ не думать о времени и прочих пуст€ках. » когда € его спросил: Ђ огда ты был вз€т, то ты уснул?ї ќн ответил, что нет. ќн творил »исусову молитву, и когда ƒух —в€той вернул его, то тоже творил ее. » через некоторое врем€ —в€та€ —ила снова его вз€ла, и тогда он даже ни есть не хотел, ни отдыхать. я вспомнил из ≈гипетского патерика, как один отец ел раз в 40 дней, и думал, что это чудо, поскольку выше человеческих сил. Ќо если благой √осподь помогает нам, то все возможно.

Ѕрати€ избегали рассказывать эти тайны, бо€сь духа тщеслави€. ≈сли ƒух —в€той хочет помочь человеку поститьс€, то это чудо Ѕожие. Ќо иногда ќн оставл€ет нас, чтобы мы могли жить в смирении, потому что мы и в земном нуждаемс€. » вот эти радости очень сильно чувствует тот, кто больше не смущаетс€, если его кто-то ругает. “от отец сказал мне, что если € хочу стать монахом, то € должен жить так, чтобы на мен€ никто не обращал внимани€, чтобы мною пренебрегали и большие, и малые. “ы не имеешь права ни на кого обижатьс€ Ц только так можешь достичь смирени€. ƒух —в€той так помогает нам, чтобы мы могли достичь смирени€, поэтому мы, насколько это возможно, должны старатьс€ никого не обижать. Ќо часто случаетс€, что помимо своей воли € обижаю кого-то из ближних своих. ј если вижу, что кто-то не получает моего духовного слова, то € даю ему шуточку, чтобы он пришел в себ€, чтобы исчезла злость из души.

ќднажды к отцу ѕроклу пришли трое мужчин. ќн сразу пон€л, что это образованные люди, а поскольку считал себ€ простым человеком, то не начинал первым беседу. ћужчины, жела€ испытать его вопросами, в свою очередь, хотели узнать, какими словами он их встретит. “ак они молча и смотрели друг на друга. Ќо поскольку времени прошло достаточно, то отец ѕрокл заговорил первым: Ђ огда € умру, то бес мен€ возьмет в ад, потому что если человеку не нравитс€, как он живет, то и Ѕогу не нравитс€ї. “огда один из пришедших сказал: Ђ≈сли бес теб€ возьмет в ад, то что же говорить о нас?!ї ¬ ответ отец ѕрокл посоветовал им найти духовника и дал наставлени€ о духовной жизни.

ѕриход€т ко мне люди и говор€т, что они колеблютс€ в вере. ќтвечаю им: будьте спокойны. ≈сли не хотите колебатьс€, то помен€йте свою жизнь: плохую на хорошую. » тогда ƒух —в€той, по мере того как мы будем соедин€ть смирение с пока€нием и не будем засыпать с рассе€нным умом, поможет нам. ¬от эти искушени€ мы не можем сразу преодолеть. “е, кто хочет жить в пока€нии, они все словно на весах. √рех и страсти будут нас бить об землю, и мы их будембить об землю через пока€ние и сокрушение. » бесы будут старатьс€ опускать нашу душу, а ƒух —в€той Ц поднимать. » если враг не может сокрушить нас напр€мую, то действует через различные предлоги. Ќо ƒух —в€той помогает нам достигнуть добродетелей через смирение. ј если у нас слабовато с этим, то искушени€ будут идти без остановки, чтобы мы увидели свою немощь.

ќтец ѕрокл и отец √алактион
ќтец ѕрокл и отец √алактион
ќднажды шел снег, и не было никого вокруг моей кельи, и € услышал: Ђ«най, ты лучше, чем кто-тої. –€дом лежали палки, которыми € стал бить себ€ и молитьс€ при этом: Ђ√осподи! “ы знаешь, какой € грешник! √осподи, не оставь мен€!ї », несмотр€ на то, что смирилс€, € тогда Ђвыпил свой кофеї. ≈сли через мой ум прошел помысл, что € лучше кого-то, то € уже упал. » никто не знает, что € падший, только один Ѕог и €. √осподи, не оставь мен€! » тогда € должен молитьс€ за своих врагов. √осподи, не наказывай их, прости их, Ѕоже! » если € прошу дл€ них прощени€, то надеюсь, что √осподь помилует и мен€.

—ердечна€ молитва окружена многими ерес€ми, многими ложными духами и подделками. » только тот, кто имеет духовника, сможет преуспеть. “о есть если будет говорить своему духовнику, что нападает на него. » кто захочет говорить про сердечную молитву, тот никогда не закончит.

—ейчас надо читать ≈гипетский патерик сколько возможно. ќн дает очень большую пользу. “ам описано много св€тых людей; когда читаешь его, то чувствуешь любовь, жажду пока€ни€ и желание изменитьс€. Ќо наша многозаботность мешает нам в этом. »ногда € хочу спр€татьс€, но не знаю где: куда бы ни пошел, оп€ть себ€ нахожу. ћолчать надо, сколько могу. »ногда человеку может придти мысль, что лучше бы все пошли в ад, а он пошел бы в рай. ћне такое не подходит. я должен иметь милость к ближнему, и по ее мере сам принимаю помощь от √оспода.

 о мне приход€т люди, которые говор€т, что хот€т спастись и изменить свою жизнь. » € жалею этих людей. Ќо иногда приход€т такие, которые говор€т, что не могут простить ближнему. ”паси √осподи, помилуй их! я стараюсь всех ко мне приход€щих посылать в церкви к св€щенникам, чтобы они поучали их. —тараюсь больше никому не давать советов. Ётой осенью ко мне пришел один человек и сказал, что вот € сижу тут один и молюсь, и не могу плакать, что € заживо мертвый человек. » еще сказал мне, что € должен плакать не о том, что на земле, а то € обманываю и себ€, и других, а о том, что мен€ ждет после смерти. “олько тогда ум сможет пробудитьс€ и больше не захочет быть в этом веке. Ќаш век очень обманчивый. ќчень важно сохранить православную веру чистой.

ќднажды отец ѕрокл ушел из монастыр€ —латина в горы Ќ€мца, чтобы жить там отшельником. Ёто была его перва€ попытка уйти в безмолвие. Ќикто из братии не знал, имел ли он на это благословение от своего духовника. ќтец  леопа сказал, что, может быть, такое благословение есть, но если это не так, то отец ѕрокл быстро вернетс€. “ак и случилось. „ерез три дн€ отец ѕрокл вернулс€ и рассказал, что только он построил себе шалаш на краю одной лесной пол€ны, как к нему подошла ста€ свирепых кабанов. ѕо своей молодости и неопытности отец ѕрокл сразу не пон€л, что под видом кабанов скрывались бесы. ќн побежал от них по лесу к вершине горы, но навстречу ему бросилось еще больше кабанов. ќн схватил палку, чтобы на бегу отбиватьс€ от них. » вот восемь кабанов окружили его, а отец ѕрокл, пон€в, что это бесы, потому что они имели очень мерзкий вид, начал от страху кричать на них.  абаны-бесы начали кричать на него, и отец ѕрокл не смог молитьс€ и сто€л с открытым от удивлени€ ртом. “огда одна кабаниха бросилась на него и откусила ему палец. ќтец ѕрокл только и смог подумать про себ€, что если √осподь спасет его от этих кабанов, то он об€зательно вернетс€ в монастырь. » только он это подумал, все кабаны отошли от него, а отец ѕрокл услышал голос, который спрашивал его: почему он не хочет терпеть эту напасть и быть растерзанным бесом, почему он не имеет послушани€ и ушел из монастыр€? ¬ернувшись в монастырь, он, показыва€ всем откушенный палец, рассказывал, какой урок получил.

я хочу быть один, когда умру. Ќо многие люди держат мен€ и не дают мне уйти: они хот€т, чтобы € им говорил. Ќо очень страшен тот час, и в тот момент должен быть только € и Ѕог. я уже достаточно сказал.

ќдин батюшка так сказал: Ђ’ватит! —колько говорил?! Ќадо и дл€ себ€ поговорить!ї ќднажды, когда € почти умирал, пришел человек, который хотел говорить со мнойЕ Ѕрат ты мой! ¬ этот час мы нуждаемс€ в молчании. ƒолжны быть только € и Ѕог. » бывает, что сам диавол посылает ко мне людей, чтобы они силили мен€ говорить, и это нехорошо.

я жил и в монастыре, и некоторые отцы, наход€сь при смерти, вид€, что вокруг собралось много людей, просили присутствующих Ц ибо от слабости они уже не могли сами это сделать Ц повернуть их лицом к стене, чтобы мирно уйти к Ѕогу. “о же самое случаетс€ и с монахом, что находитс€ в больнице; он стараетс€, чтобы перед смертью его повернули лицом к стене, чтобы никто не видел его лицо и как он говорит »исусову молитву.

«наю одного батюшку, которого объ€л ƒух —в€той в момент смерти. ”мира€, он хотел передать свою радость и сделал это, когда увидели его лицо после смерти. Ёто очень важно иметь вот эту последнюю борьбу, чтобы остатьс€ наедине с Ѕогом. ≈сли € имею сердечную молитву, то € смогу быть наедине с Ќим в ту минуту. Ќо до тех пор, как Ђчто это он так со мнойї и Ђ€ ему сейчас тоже отвечуї, не сможем достичь ничего. ¬от такие делаЕ √оре мне, простите мен€! я думаю, что только рот пойдет в райЕ

ќднажды к отцу ѕроклу пришел некий монах и попросил слово наставлени€ дл€ наместника своего монастыр€. ќтец ѕрокл сказал: Ђ≈сли € храню свой ум, то мен€ зовут монах ѕрокл, а если нет, то Ц свиньейї (слова эти созвучны в румынском €зыке: свинь€ по-румынски Ц porc).

„то сказать вам? я совсем позади, горе мнеЕ я заметил, что имеет большое значение, когда € стану на молитву, не иметь ничего с кем-то (то есть не иметь что-то в сердце против кого-то. Ц ».«.). ≈сли кто-то имеет что-то против мен€, то это его дело; главное Ц чтобы € не имел ничего против него. Ѕольшую пользу можем иметь, если постараемс€ жить так, чтобы нас не замечали, Ц не выдел€тьс€. √осподь да поможет вам! ќчень много помогает чтение св€тых отцов.

 то хочет искренне и по-насто€щему заниматьс€ »исусовой молитвой, тот напр€мую идет в рай. Ќо такой человек не должен думать, что если он ст€жал сердечную молитву, то он уже спасс€. ¬се зависит от того, как застанет его смерть. ≈сли € имею молитву и дошел до состо€ни€, когда только € и Ѕог, Ц это хорошо, но диавол не боитс€ начала, он боитс€ конца. ¬от такие делаЕ ¬округ молитвенника собираетс€ много бесов, которые могут принести ему разные видени€. ќднажды мне надо было идти на исповедь к отцу  леопе Ц это было в то врем€, когда мне не разрешалось уйти в отшельничество, но € несколько мес€цев жил один, и мне бесы €вл€лись в виде разных людей. ¬ тот день выпало много снега, и когда подмерзло, € пошел к старцу и сказал ему обо всех моих искушени€х. ќн посоветовал мне, что если € понимаю, что бес в образе человека начинает поучать мен€, то ему нужно сказать: Ђ≈сли ты от Ѕога, то произнеси со мной “√осподи, »исусе ’ристе, —ыне Ѕожий, помилуй м€ грешнаго”. »бо враг не хочет говорить: “ѕомилуй м€”. ¬се, кто имеет »исусову молитву, могут св€зать ею беса, но, несмотр€ на это, враг готовит такому человеку много искушений, и только через смирение и раска€ние можно полностью победить его.

¬ажно засыпать с сердечной молитвой. Ѕес может прин€ть образ человека, чтобы исказить мою молитву и уклонить мен€ в ересь. ¬се, кто хочет научитьс€ сердечной молитве, должны чаще исповедоватьс€, чтобы могли избавитьс€ от этих духов, которые смущают нас. ќни хот€т исказить нашу веру, испортить ее. » если бесу это удаетс€, то он увозит теб€ в своей кол€ске. ѕоэтому очень важно иметь духовника, обладающего и опытом сердечной молитвы, и опытом безмолви€. —амое здоровое безмолвие Ц это то, в котором ты можешь плакать.  огда ты станешь на молитву, то не имей ни с кем ничего.

√осподь да поможет вам! » все, кто имеет возможность помочь ÷еркви, пусть не пренебрегают ею, потому что это очень большое дело. » если человек имеет состо€ние плакать о своих грехах, то тоже этим надо пользоватьс€. ќдин батюшка говорил мне, что если врем€ мирное, и € его использую во славу Ѕожию, то когда приход€т искушение, € имею помощь от ƒуха —в€того. ≈сли € не пользуюсь мирным временем, то приходит долгое врем€ искушений, которое можно пережить только пока€нием, исповедью, благим началом, но надо знать, что за это с большой силой наваливаютс€ духи тщеслави€. ѕоэтому нет другого пути Ц кроме плача, и нужно иметь осознание, что все лучше мен€. ≈сли в уме прошел помысел, что € лучше кого-то, то пришла опасность, горе мне.

«наю, что в монастыр€х есть батюшки, которые были побеждены духами тщеслави€. Ѕлагой √осподь так попускал, что их или ругали, или другие искушени€ они прошли.

ќднажды в Ѕухаресте отец ѕрокл шел в храм вместе с верующими людьми, у которых ночевал накануне. ћонах был одет в мирскую одежду, а знакомые даже надели на него кепку. »х путь пролегал через оживленную площадь, на которой шла торговл€. » тут им встретилась цыганка, вс€ перемазанна€ сажей, из ясс. ќна закричала ему: ЂЁй ты, деревенщина из ћолдовы! «ачем ты приехал в Ѕухарест? «ачем кепку нап€лил? ѕровались ты на этом месте!ї ¬с€ площадь собралась смотреть этот скандал.

ќднажды, когда отец  леопа ушел из —ихастрии, € исповедовалс€ у другого духовника. ќн сказал мне, что если € вижу, что кто-то мен€ ругает, то нужно поговорить с ним один-два-три раза, и если теб€ не понимают, то следует закрыть рот и говорить про себ€ Ђ√осподи »исусеЕї » вот через несколько недель случилось так, что кто-то мен€ сильно отругал, так что € был очень сильно побежден этим. » пон€л, что смирение нельз€ ст€жать сразу за мгновение, на это уходит врем€. «наешь, как узнать, что ст€жал смирение?  огда почувствуешь ƒуха —в€того и увидишь, что в тебе нет ничего своего хорошего, а все только от Ќего. “огда € пошел к духовнику и сказал ему, что случилось, как был настолько побежден см€тением от сказанных мне слов, чтоЂперебил все банкиї. » когда € услышал, как Ђбьетс€ стеклої, то пон€л, что надо было мне молчать. я спросил его, почему со мной это случилось, ведь мне же никогда не нравились см€тение, € же больше всего любил безмолвие? ƒуховник мне сказал тогда, что бес мен€ победил, потому что € сн€л с себ€ молитвенную одежду и был голым перед ним, не име€ поминани€ Ѕожи€. я заметил, что когда человек совершает грех, он голый и пустой.  огда человек имеет молитву, то он как кружка с гор€чей водой, от которой мухи держатс€ далеко. Ќо как только кружка остыла, то все мухи слетаютс€ на нее.

¬ –оссии очень много св€тых и людей, которые дошли до св€тости. Ќужно сохранить веру здоровую, такую, какой нас учили св€тые отцы. ј те, кто хочет идти другим путем, они обманываютс€. ћы нуждаемс€ в поучении св€тых отцов. Ѕольша€ напасть, что наша ѕравославна€ ÷ерковь раздел€етс€. Ёто очень нехорошо. я молюсь за всех, чтобы они пошли в рай, но не могу говорить, что тот хороший, а тот нет, чтобы не согрешить. я не могу совершать св€тую литургию, потому что простой монах, но € поминаю всех православных в своих молитвах. ¬се мы, кто любит правду и мир, ÷ерковь и св€тых, Ѕога, Ц об€заны все соединитьс€. ≈сли мы соединимс€, то ƒух —в€той поможет нам. Ќо если ÷ерковь будет все раздел€тьс€ и раздел€тьс€ Ц это очень нехорошо. —ейчас из-за того, что все думают по-своему, очень большое смешение в ÷еркви. ќ ней надо плакать. —ейчас спасение таково: каждый за себ€. “о есть если у теб€ есть духовник, и ты чувствуешь, что он ведет теб€ к раю, то тогда держись за него. » спасение человека во многом зависит от того, есть ли у него духовник. ≈сли человек чувствует, что духовник ведет его к раю, он должен держатьс€ за него.  то-то упрекает мен€ в том, что € говорю по своему уму. я согласен, € не хочу говорить, пусть ÷ерковь сама говорит. я никому не судь€, у мен€ есть свои грехи, зачем мне чьи-то еще? ≈сли мен€ постав€т работать судьей, то мо€ зарплата в мес€ц будет всего п€ть франков.

¬ яссах —екуритате охотилась на монахов, которых не удалось арестовать после закрыти€ монастырей. —пецслужбам даже удалось внедритьс€ в клир. ќтца ѕрокла тоже хотели отправить в тюрьму. —тарец одного из монастырей, которого не посадили по старости, выгородил монаха, сказав пришедшим: Ђ ого вы хотите посадить?! ѕрокла? ƒа он, когда в поезд садитс€, не знает, в какую сторону тот поедет!ї “ем не менее, отец ѕрокл предпочел переждать ситуацию в многолюдном Ѕухаресте. ”ход€ из ясс, он встретилс€ с цыганкой, с которой зав€залс€ у них разговор. Ќа прощание она сказала, что приготовила ему бомбу. Ёта та цыганка, котора€ ругала его потом на базаре в Ѕухаресте.

” нас есть люди, которые пытаютс€ рассорить между собой старцев и через это посе€ть смуту, но мы знаем, что они ход€т с котом в мешке. я молюсь обо всех, молюсь, чтобы благой √осподь соединил ÷ерковь. Ѕольша€ опасность, что мы перестали слушать св€тых, а они всегда говорили правду. ¬се, кто слушает св€тых, слушают Ѕога. ѕотому что только св€тые имеют ƒух —в€той.  огда отца  леопу хотели посадить в тюрьму, то он оставил вместо себ€ одного архимандрита, который поступил в монастырь еще до прихода коммунистов, и дал ему сказать за послушание монахам, что интерес носит шапку (в румынском €зыке это звучит в рифму. Ц ».«.). ¬ ту ночь отец  леопа ушел в горы.

ќдин батюшка так сказал: Ђ огда на ÷ерковь придет больша€ напасть, тогда мы увидим тех, кто стоит на ногахї. ј так как пока врем€ еще хорошее, не видно, кто стоит, а кто нет.

—в€тыми стали только те, кто терпели. Ѕлагой √осподь хочет очистить каждого человека, чтобы он попал в рай. ћы должны, по силе своей, старатьс€ иметь в сердце страх Ѕожий.

¬сем, кто трудитс€ дл€ ÷еркви, √осподь дает тот дар, который получили св€тые апостолы. јпостолам нынешних времен √осподь дает пережить скучание по —ебе. » когда человек переживет это, то в его сердце посел€етс€ любовь к Ѕогу. » тогда человек уже не прилепл€етс€ к этому веку. “от, кто проснулс€ (пришел в себ€), не должен делать ничего другого, как только плакать. Ќо плакать не о земном, а о том, что ждет нас после этой жизни. ѕотому что по-другому € обманываю сам себ€ и других. Ќынешн€€ наша коротка€ жизнь Ц плотска€, а впереди нас ждет жизнь вечна€ Ц духовна€. ѕравда у —пасител€ и у св€тых,  оторых ќн сделал таковыми. Ќекоторые люди говор€т, что св€тые есть и у них. Ќо св€тых нашей ÷еркви сделал —ам Ѕог, и надо беречьс€ от таких Ђсв€тыхї Ц тех, которых таковыми прославл€ют люди. —в€тые твор€т чудеса. —в€тые Ц это ступени к Ѕогу.

ќдин батюшка сказал, что мы все имеем общую радость, но каждый из нас имеет в себе и отдельную, которую получил через свою молитву, хранение ума и пока€ние. ≈сли мы своей жизнью здесь утешаем ƒуха —в€того, то ќн утешит нас в той жизни. ƒух —в€той настолько благ, что ќн открывает в этой жизни красоты будущего века тем, кто утешил √оспода. “акие люди уже никогда не будут болеть неверием. √осподь да отнесет вас всех в рай.

Записал Игорь Зыбин

15 апрел€ 2011 года

     омментарии читателей
    2014-01-11
    04:03
    р.б. ¬иктор:
    Ќа таких старцах, как отец ѕрокл, и держитс€ еще этот вконец растленный мiр. —крывает их √осподь в глухих. мало обжитых местах от суетной, нав€зчивой, грешной жизни, чтобы эти старцы несли свое послушание, полученное ими от самого Ѕога. » мы должны быть благодарны ¬себлагому за то, что ќн по милости —воей, приоткрывает завесу своих тайн и дает нам видеть светильники веры и благочести€. » мы, бредущие на ощупь к √осподу, в свете служени€ этих отцов хоть на малое врем€ успеваем разгл€деть свою тропу, ведущую нас к Ќебесному ќтцу.Ёто ќткровение Ѕожие уготованное нам многогрешным и слепым, пытающимс€ служить Ѕогу и мамоне. Ёто глоток Ѕлагодати Ѕожией дл€ нас недостойных. ѕрочитал и ѕасха в душе! » вновь €вл€ютс€ силы идти в след ’ристу и нести свой крест. Ѕоже, велика милость тво€! —паси √осподи ¬ас, брат »горь!
    2011-12-07
    15:37
    юра:
    возлюби ближнего своего хоть бомжа, хоть собеседника в поезде,а тем более искреннего своего у него в руках спасение твое.
    2011-05-29
    21:25
    јлександр:
    «амечательна€ стать€. —паси, √осподи!
    2011-05-16
    00:33
    »оанн:
    ”девительный —тарчик, а € как раз нуждалс€ в некоторых сказаных моментах, а тут така€ страничка да с таким забавным старчиком! ƒа и умилительно (скромно) посме€лс€... » духовную пользу получил и сердце порадовал! —паси ¬ас ’ристос брат »горь за "такой ѕатеричЄк" ћолдавский!
    2011-04-25
    01:39
    Kseniya:
    —паси Ѕоже! —подобил √осподь получить и нас наставлени€ и любовь старчика.√оворит просто, но самое нужное в чем нуждаетс€ душа.“акую встречу забыть невозможно. ќн нам еще сказал: "не важно какие вы пришли,важно с чем уйдете." Ѕлагодарим за утешение! (паломники из Ѕуковины)
    2011-04-17
    20:13
    ћари€:
    „итаешь духовные мысли и жизнь православных,сразу в другом времени оказываешьс€ с персонажами: все и вс€ проникает теб€.
    ѕолучаешь,это точно,благодать ,которую последовательно не передать словами,а только сердцем,душой-ее состо€нием.
    ƒолга€ ¬ам лета.
    2011-04-17
    00:59
    ¬асилий:
    —в€тые Ц это ступени к Ѕогу! - отлично сказано
    ќчень интересна€ и хороша€ стать€.
    —паси нас всех √осподи.
    2011-04-16
    16:41
    јртемий:
    —лава Ѕогу..как при€тно сердцу сии слова. —пасибо.
    ќ таких люд€х нужно знать, о их делах помнить.
    » как тут выше написано: √осподь да отнесет вас всех в рай.
    2011-04-16
    10:02
    ¬ладислав:
    —лава “ебе √осподи! ¬ечна€ —лава “≈Ѕ≈!!! ѕр€мо в €блочко.
    2011-04-16
    00:43
    Ћариса:
    — таким батюшкой не страшно сесть и в поезд,про который он не знает куда тот идет.Ќа самом деле,знает - дорогой исполнени€ заповедей Ѕожьих.ќчень хороша€ стать€.
    2011-04-15
    16:18
    јрЄтм:
    —паси √осподи. ѕобольше бы таких статей.
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: