—ербска€

»гумени€ јнастаси€: было такое чувство, что сами горим в этом огне

Ѕеседа с игуменией косовского монастыр€ ƒевич

»гумени€ јнастаси€ (Ѕилич) »гумени€ јнастаси€ (Ѕилич)
††††

ћонастырь ƒевич был разорен и осквернен албанскими экстремистами в июне 1999 года, а в марте 2004-го албанцы сожгли монастырь, и его насельницы чудом остались в живых. —ейчас монастырь частично восстановлен, и монашеска€ жизнь в нем продолжаетс€, хот€ монахини и сам монастырь наход€тс€ в посто€нной опасности, так как сейчас отсюда ушли силы  ‘ќ–, и эта территори€ стала полностью албанской. ћонастырь ƒевич, расположенный среди густых лесов, в п€ти километрах от города —рбица, принадлежит к числу величайших сербских св€тынь на территории  осово и ћетохии. ќн был основан в 1434 году в том месте, где в пустом стволе букового дерева подвизалс€ исихаст ’V века св€той »оанникий ƒевичский.  титором монастыр€ был деспот ƒжурдж (√еоргий) Ѕранкович, который решил построить в этом св€том месте обитель в знак благодарности за исцеление больной дочери, отсюда и произошло название Ц ƒевич.

ќ жизни дев€ть монахинь и двух послушниц, подвизающихс€ в обители, рассказывает игумени€ монастыр€ јнастаси€ (Ѕилич). –азговор с матерью игуменией состо€лс€ в канун монастырской —лавы: праздника св€того »оанники€ ƒевичского, на которую за последние п€ть лет приезжают несколько сот сербов, что почти неверо€тно.

ћонастырь ƒевич ћонастырь ƒевич
††

Ц ћатушка јнастаси€, дo тех пор, пока не прибыли французские солдаты  ‘ќ– из ƒевича приходили трагические извести€, собщени€ об издевательствах над сестрамиЕ –асскажите, как все это было?

Ц ƒо прибыти€ армии  ‘ќ– мы находились в окружении, многое нам пришлось пережить, в нас стрел€ли, подстерегали по дороге в —рбицу, угрожали. Ѕыли и ложные слухи, писали, например, что одна монахин€ изнасилована, но насто€тель монастыр€ ¬ысокие ƒечаны владыка ‘еодосий (Ўибалич) опроверг эту информацию. ќн первым узнал, что это неправда. „то было действительно Ц это огромное психологическое давление: выстрелы над головой, устраивали расследовани€, заставл€ли писать отчеты. ќдин раз закрыли нас в помещении, врывались туда, щелкали затворамиЕ ƒл€ беспомощных сестер было достаточно уже того, как погромщики вламывались в помещениеЕ ¬ основном это были шиптары из окрестностей, некоторых из них мы лично знали.

—естры монастыр€ ƒевич —естры монастыр€ ƒевич
Ц ¬ы пришли в монастырь в 1968 году, он тоже был т€жким дл€ Koсово и ћетохии. Kaкой была жизнь в ƒевиче тогда?

Ц я тогда была ребенком, мне было 13 лет. я мало понимала в рассказах о демонстраци€х и событи€х того времени. Ќо первое, что помню, это, так сказать, Ђдракаї шиптар с монахин€ми.  онечно, нападение шиптар на 15 женщин нельз€ назвать дракой, это Ц нападение, издевательство. ¬ 1969 году они избили лопатами нашу тогдашнюю игуменью ѕараскеву, у нее не было одной руки, и они сломали ей единственную руку. „асто закидывали нас камн€ми. ¬ нашем архиве много за€влений в тогдашнюю смешанную албанско-сербскую полицию об издевательствах и притеснени€х монахинь. ќтветы мы получали разные, вплоть до того, что мы Ђразрушаем наше братство и единствої. ћногие из этих документов уничтожили шиптары в 1999 году, когда вторглись в монастырь.

ћонастырь ƒевич, 2012 г. ‘ото: иеромонах »гнатий (Ўестаков) ћонастырь ƒевич, 2012 г. ‘ото: иеромонах »гнатий (Ўестаков)
††††

Ц —колько сербов до прихода войск  ‘ќ– проживало на ƒренице?

Ц ¬се села в округе —рбица-√логовац были или чисто сербскими, или смешанными, об этом говор€т записи в церковных книгах крещений, они преимущественно принадлежали к монастырскому приходу.   сожалению, незадолго до прихода  ‘ќ– в этих селени€х осталось очень мало сербов, может быть 2 процента, не больше. », уже начина€ с 1968 года, можно было видеть реки людей, которые прибывали со стороны „ичевицы, где теперь нет ни одного серба.

Ц —колько же надо было иметь мужества, чтобы жить в таком окружении?

«десь св€той »оанникий, его присутствие давало нам уверенность, что мы за каменной стеной, как дети за спиной отца

Ц ѕрежде всего, надо иметь доверие Ѕогу, вера дает нам мужество, а здесь и св€той »оанникий, его присутствие давало нам уверенность, чувство, что мы за каменной стеной, как дети за спиной отца.

ќскверненна€ фреска ќскверненна€ фреска
††††

Ц „то значит быть игуменией такого монастыр€ как этот, и что входит в ваши об€занности?

Ц Ќе скажу, что это легко, но если трудитьс€ с любовью к Ѕогу, к монастырю, к сестрам и всем, кто с верой сюда приходит, то и не так трудно. »гумени€, прежде всего, заботитс€ о своем духовном возрастании и о духовном возрастании сестер. Ёто цель, ради которой мы пришли в монастырь, другое мы оставили в миру. Ќо игумени€ должна также заботитьс€ и о внешней организации работы, жизни, обеспечивать всем необходимым монастырь, просто это отходит на второй план.

Ц Ќа что живет монастырь сейчас и какие полушани€ исполн€ют сестры?

Ц Kaк и в других монастыр€х, сестры забот€тс€ о сохранности зданий, последние три года возделываем небольшой сад, но совсем немного. –аньше монастырь владел плодородными земл€ми и там было много работы, сейчас этого нет, и мы в основном занимаемс€ рукоделием.

Ц –ешаютс€ ли девушки сейчас, в нынешних обсто€тельствах приходить в ƒевич?

Ц ѕриход€т. —ама€ молода€ монахин€ пришла в начале 1997 года, и прин€ла постриг в 1999 году. ѕосле всего, что нам пришлось пережить, это была радость, важное событие дл€ монастыр€, свидетельство того, что и дальше здесь будут даватьс€ монашеские обеты.

††††

Ц  ак присутствие солдат  ‘ќ– отражалось на обычном укладе монастырской жизни?

ћы ушли из мира, чтобы находитьс€ в уединении, но ситуаци€ такова, что слава Ѕогу, что солдаты  ‘ќ– были здесь и охран€ли нас...

Ц —олдаты были воспитанными людьми, они не мешали нам, вели себ€ корректно. Ќо не надо забывать, что мы ушли из мира, чтобы находитьс€ в уединении, а посто€нное присутствие солдат  ‘ќ– Ц это, конечно, несвобода. Ќо наша ситуаци€ такова, что слава Ѕогу, что они были здесь и охран€ли нас...

Ц —лучались ли какие-то инциденты в присутствии  ‘ќ–?

Ц  роме оскорблений и ругательств, угроз нас перерезать, ничего, не забрасывали камн€ми, не преграждали дорогу.

ћонастырь ƒевич. ‘ото: јнтон  амальдинов / ѕравославие.Ru ћонастырь ƒевич. ‘ото: јнтон  амальдинов / ѕравославие.Ru
Ц ¬ районе монастыр€ располагались французские силы  ‘ќ–, одно врем€ были и русские. ѕриходили ли они на службы?

Ц –усские преимущественно воспитаны в том же режиме, который был и у нас в стране. ѕо большим праздникам, на ѕасху, на –ождество, иногда на “роицу, заходили в церковь, а так Ц нет. ‘ранцузы любили войти в храм, помолитьс€, поставить свечу, иногда приходили на службу, но редко.

Ц —лучалось ли, чтобы кто-то из них принимал ѕравославие?

Ц ” нас таких случаев, как с испанцами и италь€нцами, принимавшими ѕравославие в других монастыр€х  осова и ћетохии, не было.

Ц Kaк косовские албанцы относились к этой св€тыне, к мощам св€того »оанники€ до войны?

ѕочему св€титель помогает албанцам? ќни прос€т исцелени€, и он им дает, но что они получат в вечной жизни?

Ц ћестные албанцы странно относ€тс€ к монастырю, и уничтожить хот€т, и хот€т, чтобы он осталс€, одновременно. ѕриход€т просить помощи у св€того »оанники€, тогда кажутс€ искренними, вер€т, получают помощь, исцел€ютс€, но потом они же могли бы и разрушить монастырь. ќни хот€т телесного, материального, Ђот мира сегої.  то-то спросит, почему св€титель им помогает? Ќичего удивительного, они прос€т исцелени€ и вер€т в него, и он им дает, но что они получат в вечной жизни?

ѕулевые отверсти€ и надпись ѕулевые отверсти€ и надпись "UCK" на иконе ѕресв€той Ѕогородицы
Ц «а последние три года кто-то из них решилс€ придти в ƒевич помолитьс€ у мощей?

Ц Ѕыло несколько случаев.  ажетс€, три. Ќемного ощущалс€ страх, пустим ли мы их, но вели они себ€, как и раньше, до тех событий. ћы в основном, не упоминали о том, что случилось, говорили только с теми, которые пришли первыми, спуст€ дес€ть дней после прихода французов. “огда все еще было свежо: разбитые иконы, на раке разбита мраморна€ плита, повсюду следы шиптарской оргии. ќни оветили, что это плохо, и что это сделали те, кто не знает Ѕога. „удотворный источник в 50-ти метрах от монастыр€ в этом году пересох, впервые за шесть веков своего существовани€, а многие сербы и албанцы приходили за исцелением к целебной дреничской воде. — этого года албанцев все меньше, еще недавно было, приходили, мы принимали их на ночлег, ибо веками известно, что в монастыре исцел€ютс€ многие недуги. Ќо, из страха ли, или кака€-то друга€ причина, но все меньше приход€т.

ƒл€ метохийцев ƒевич величайша€ св€тын€

Ц ”даетс€ ли изгнанным сербам как-то добратьс€ до монастыр€?

Ц –едко. √од назад одна женщина, котора€ жила тут недалеко, послала с мужем пожертвование и письмо, в котором пишет: Ђѕомолитесь за нас, чтобы мы вернулись в свои дома, в нашу ћетохию, в наши монастыри. ѕоставьте свечу за моего внука, который не видел своего домаї. ≈сть и другие письма примерно того же содержани€. ƒл€ метохийцев ƒевич величайша€ св€тын€, всем сердцем они хот€т поклонитьс€ св€тому »оанникию, хот€ не все они ведут церковную жизнь, но св€того »оанники€ не могут забыть.

Ц ћожет ли монастырь существовать без верующих?

Ц Ќе скажу, что мoнахи по сути своей об€зательно самодостаточны, но, в целом, им достаточно Ѕога и Ѕожией помощи. “ут есть другое: сам монастырь ƒевич страдает без метохийских людей. » не потому, что они нам помогали в монастырских работах и во многом другом, все это не так важно, но когда подумаешь, что ћетохи€ опустела, что в »стоке, в ƒрснике, в ƒолце, во всех благородных метохийских кра€х больше нет сербов... Kогда мы разговаривали с представител€ми ”Ќћ»  (ћисси€ ќќЌ по делам временной администрации в  осово. Ц ѕрим.ред.) о возвращении изгнанного народа, нам говорили, что многое изменилось, что ситуаци€ стабилизировалась и все идет к улучшению, но мы не видим, что бы то, что происходит, было улучшением ситуации дл€ нашего народа.  огда они пришли, то проповедовали мир дл€ всех, ведь мы не хотим мира только дл€ нас, мы хотим мира дл€ всех, но к сожалению, мира нет только дл€ нас.

ћонастырь ƒевич после пожара ћонастырь ƒевич после пожара
††††

ћы решили никуда не уходить. Ёто наш дом. Ќаш порог.

ј когда придет час проститьс€ с земной жизнью, боль того дн€, когда сожгли монастырь, останетс€. » сегодн€ здесь нет поко€, каждое утро спрашиваю себ€: что принесет день? „то будет завтра? ѕосле ухода армии  ‘ќ– монастырь перешел под охрану косовской полиции, а как мы можем верить тем, кто нас сжег? Ќо говорю себе Ц все под Ѕогом, молимс€, чтобы ќн сохранил эту св€тыню. Mы никуда не выходим из монастырских стен. Ќедоверие! ≈сли тогда французские солдаты нас защитили от поджигателей и погромщиков, защит€т ли эти? ѕоэтому мы только в крайних обсто€тельствах выходим из монастыр€, лечимс€ сами, с молитвой, с мощами св€того »оанники€. ћы решили никуда не уходить. Ёто наш дом. Ќаш порог. ћы не думали о смерти, мы думали о том, что св€тын€ важнее нашей жизни. Ќаш народ не возвращаетс€, расп€тый между пережитым погромом и неизвестностью, что ждет их по возвращении.  то может им что-то гарантировать? Ќикто!  огда они приход€т на монастырскую —лаву, мы подолгу разговариваем. я слушаю их, они Ц мен€, мы долго не расходимс€, и скрываем слезы, и они, и €.

Kогда мы узнали, что монастырь сожгли, а владыка јфанасий (≈фтич) привез фотографии, было такое чувство, что сами горим в этом огне. Ќет таких слов, чтобы описать боль встречи с разрушенной св€тыней. „то мы могли? —ами расчищали завалы, а ведь шести сестрам из восьми перевалило за 70! Ќам очень помогли монахи из ƒечан, ƒжурджевих ступов, монахини ѕечской ѕатриархии. ќни привезли и подсвечники, и лампады, и свечи, и ладан. «десь, в нашем доме, жизнь в молитве продолжаетс€, мы восстановили монастырь, возродили свои души, но та боль останетс€ навсегда.

Ц —ейчас многие думают, что сербы в ÷ентральной —ербии забыли  осовоЕ

Ц ƒа. » € встречаю таких, даже те, которые недавно ушли, которые были изгнаны в 1999 году и которые, конечно, насильно, под давлением, но все-таки продали свои дома, говор€т, что  осово дл€ них больше нет. Ќо есть и те, которые говор€т: ЂЌикогда не продадим свои дома, даже если станем нищими. ћы все равно вернемс€, хоть через сто летї.

ћонастырь ƒевич. ‘ото: јнтон  амальдинов / ѕравославие.Ru ћонастырь ƒевич. ‘ото: јнтон  амальдинов / ѕравославие.Ru
††††

P.S. —пуст€ 10 лет после мартовского погрома на  осово и ћетохии по-прежнему живут в страхе, не име€ свободы передвижени€, лишенные элементарных условий, но международное сообщество до сих пор не призвало к ответу виновников в многочисленных преступлени€х. ѕредседатель комитета ѕарламента —ербии по делам  осово и ћетохии за€вил, что погром в марте 2004 года был организован и спланирован, о чем знали Ђотдельные спецслужбы, особенно немецкие и американскиеї.

— игуменьей јнастасией (Ѕилич)
беседовала Ѕил€на –адомирович
ѕеревела с сербского —ветлана Ћуганска€
»спользованы фотографии ƒарко ƒозета

25 августа 2014 года

 омментарии читателей
2018-07-17
02:35
√еннадий:
я тоже служил в –оссийском батальоне (14 тгр.) с июл€ 1999,по но€брь 2000г., был знаком с »гуменей јнастасией и с еЄ приемницей ћайей, с ќтцом —ерафимом, много раз сопровождал их эскортом. здесь по моему неточность перевода,мы каждый день посещали манастырь, один взвод посто€нно там находилс€,им была выделена отдельна€ кель€. только при мне человек двадцать прин€ли обр€д крещени€,один из них замполит батальона ».Ќ.“онких. ¬сех ¬ас помню, ’рани ¬ас √осподь! гв. ст.пр-к запаса √.Ќовиков.
2017-03-20
23:46
√еннадий:
я в 2000-2001 год служил в российском батальоне и обеспечивал этот монастырь . ѕосто€нно помню об этом монастыре , дружили с отцом —ерафимом . ќчень хочетьс€ узнать , как он и другие жители монастыр€ . ѕодполковник запаса ”стименко .
2015-05-05
20:15
александр:
—паси,√осподи всех православных христиан —ербии и из св€тыми молитвами помилуй нас,грешных.р.Ѕ.јлександр.
2014-08-28
22:19
јлла:
√осподи! —паси и сохрани насельниц монастыр€ ƒевич
2014-08-26
03:02
¬иктор «агоруй:
 осово это —ерби€.√осподь посылает православным скорби,нам требуетс€ с терпением преодолеть оные.
2014-08-26
02:22
ќльга:
 ак бы ни было больно, но мы ѕ–ј¬ќ—Ћј¬Ќџ≈ как кость в горле у ≈—, јмерики - во врем€ путешествий смотришь на оставленные церкви, парады и прочие ухищрени€ - становитс€ страшно. Ќаша молодЄжь, дети да и многие люди в возрасте поддаютс€ на ухищрени€ этих безумств и погружаютс€ в эти сети. –осси€ была сильна и остаЄтс€ таковой! —лава Ѕогу!
2014-08-25
22:40
—ергей  :
»спытани€ рано или поздно закончатс€ и сербы и русские все равно побед€т. Ѕог не в силе, а в правде.
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


ƒругие статьи авторов